Научная статья на тему 'ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, УГРОЗЫ, МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, УГРОЗЫ, МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, УГРОЗЫ, МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

ции Ростовской области ведут свою работу в 38 районах области, объединяют более 17,4 тысяч пайщиков и обслуживают около 893,1 тысяч человек - в основном сельских жителей. В целях координации деятельности организаций потребительской кооперации на Дону создан Ростовский областной союз потребительских обществ. В систему потребительской кооперации входит 6 скотоубойных пунктов. Ими переработано в 2017 году более 2,1 тыс. тонн скота в живой массе. Ведущим предприятием в сфере мясопереработки является сельскохозяйственный перерабатывающий снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Восток» (ПССПК) Заветинского райпо. Достаточно эффективно работает Верхнедонское райпо, закупившее в 93 тонны скота на убой, а за 7 месяцев 2017 года - 50,7 тонн. [3]

Таким образом, агропродовольственного рынка способствует:

-содействию в развитии товаропроводящей инфраструктуры;

-сглаживанию сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

-обеспечению интеграции и взаимосвязи предпринимателей, предприятий и организаций, занимающихся производством сельхозпродукции, ее переработкой, распределением, реализацией;

-формированию инвестиционных площадок и привлечение инвесторов для организации опто-во-логистических центров.

Список использованной литературы

1. Областная целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Еврейской автономной области на 2011-2020 годы» Утв. Пост. от 28.06.2011 г, № 289-пп [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации.

2. Маркина, Е. Д. Пути совершенствования механизма комплексного развития сельских территорий на основе диверсификации сельской экономики / Е. Д. Маркина, Л. С. Маркин // Проблемы развития АПК региона. - 2018. - № 2 (34). - С. 164-168.

3. Формирование механизма устойчивого развития сельской инженерной, рыночной и природоохранной инфраструктуры: (моногр.) / Кузнецов В.В., Маркин С. Ю., Маркина Е. Д. [и др.]; ГНУ ВНИИЭиН Ро-сельхозакадемии. - Ростовн/Д, 2010 - 181 с.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, УГРОЗЫ, МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

О.А. Миронова, к.э.н., доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону Адрес: Е-mail: lady.sensey2010@yandex.ru Тел. 89287740537 / 8632408970

Проблема обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях носит сложный и многоаспектный характер и затрагивает все уровни организации экономической системы, обладая соответствующей спецификой как в глобальном формате, так и на макро- и мезо-уровне. Будучи определенной гарантией устойчивости социально-экономического развития общества, данная проблема затрагивает интересы как социальных групп и отдельных индивидуумов, так и государств и регионов, что обусловливает ее рассмотрение в качестве одного из важнейших элементов системы национальной безопасности страны.

Потребность в продуктах питания относится к базовым потребностям и одновременно - важнейшим условиям обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому рост уровня и продолжительности жизни населения, его здоровье и работоспособность, повышение производительности труда и экономический рост в целом во многом обусловливаются тем, насколько население страны обеспечено продуктами питания

высокого качества, что, в свою очередь, определяется эффективностью функционирования национального агропромышленного комплекса. В связи с этим обеспечение продовольственной безопасности является ключевой задачей проведения эффективной социально-экономической и одновременно - агропродовольственной политики и приобретает особую актуальность в условиях импортозамещения, в свете необходимости преодоления зависимости внутреннего рынка России от зарубежных поставок продуктов питания и конъюнктуры мирового рынка продовольствия. Таким образом, проблема обеспечения продовольственной безопасности представляет собой приоритетное направление государственной политики любого государства и выступает в качестве объекта как законотворческой деятельности, так и научных исследований. [1, с. 49]

Несмотря на наличие многочисленных зарубежных и отечественных научных исследований в области продовольственной безопасности, данное понятие все еще не получило единой четкой и однозначной дефиниции.

Отдельные аспекты проблемы продовольственной безопасности, связанные с продовольственным обеспечением, были исследованы российскими экономистами еще в начале ХХ века и получили свое развитие в трудах А. Чаянова, Н. Бухарина, Н. Кондратьева. Сама экономическая категория «продовольственная безопасность» впервые появилась в научной литературе в 1974 г., однако ее сущность была определена только через 22 года Римской декларацией по всемирной продовольственной безопасности 1996 г. В указанном документе под продовольственной безопасностью было предложено понимать «состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны». [2]

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 определяет последнюю как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. [3]

На основе анализа и обобщения различных трактовок понятия «продовольственная безопасность», существующих в отечественной и зарубежной экономической литературе, можно сделать вывод о том, что вышеназванная экономическая категория представляет собой реальную возможность для населения страны в любое время иметь физический и экономический доступ к безопасным и полезным для здоровья продуктам питания преимущественно отечественного производства, позволяющим удовлетворять диетические потребности и вкусовые предпочтения, в размерах, достаточных для нормальной жизнедеятельности человека и ведения им активного и здорового образа жизни.

Национальная продовольственная безопасность России во многом определяется способностью ее регионов к самообеспечению. В каждом

конкретном регионе уровень продовольственной безопасности определяется специфическим сочетанием факторов, к числу которых относятся природно-климатические условия, уровень социально-экономического развития, состояние АПК и рынка продовольствия данного субъекта РФ и др. Поэтому можно говорить о том, что для каждого региона, помимо общефедеральных проблем, существуют свои территориальные особенности, предопределяющие всю совокупность угроз продовольственной безопасности.

Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности более подробно рассмотрим на примере Ростовской области.

Степень обеспечения продовольственной безопасности любого региона может быть оценена в соответствии с четырьмя уровнями.

1.Высокий: доля импорта не превышает 1015%, регион полностью обеспечивает себя продукцией собственного производства.

2. Допустимый: регион обеспечивает себя продукцией собственного производства наряду с импортом, не превышающим 30%.

3.Низкий: регион обеспечивает себя продукцией собственного производства на 31-45%, остальное приходится на импорт.

4.Недопустимо низкий: регион обеспечивает себя продовольствием,

однако доля импорта составляет от 46 до 60%.

Ростовская область имеет незначительную степень продовольственной зависимости. В 2017 г. она обеспечивала себя продуктами питания собственного производства на 90%. [4] Одновременно она является одним из крупных экспортеров сельскохозяйственного сырья и продовольствия (зерно, подсолнечное масло и др.). Тем не менее, в сфере продовольственной безопасности региона, помимо рассмотренных выше проблем, существует ряд угроз социального, экономического и природно-климатического характера, способных усугубить текущую продовольственную ситуацию.

Для анализа состояния продовольственной безопасности Ростовской области в нашем исследовании была использована методика комплексной оценки Д.Г. Оловянникова, позволяющая оценить данный показатель с помощью четырех основных критериев: физической доступности продовольствия, экономической доступности продовольствия, достаточности потребления продовольствия и его качества (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии оценки степени региональной продовольственной безопасности

Критерий Уровень

Высокий Допустимый Низкий Недопустимый

Критерии оценки уровня физической доступности

Коэффициент покрытия импорта продовольствия (Кп) 1,00 0,75 - 0,99 0,30 - 0,75 Ниже 0,30

Критерии оценки уровня экономической доступности продовольствия

Коэффициент бедности ( Кб ) 0 0 - 0,10 0,11 - 0,20 Выше 0,20

Коэффициент покупательной способности доходов населения региона (Кд) До 0,07 0,08-0,20 0,21-0,70 Выше 0,70

Коэффициент концентрации доходов (Кдж) (Индекс Джини) 0 - 0,10 0,11-0,30 0,11-0,30 Выше 0,50

К] эитерии оценки достаточности потребления

Коэффициент достаточности (калорийности) К, Выше 3050 2150-3050 1520-2150 Ниже 1520

Коэффициент структуры питания рациона) К2 Выше 0 (-15)-0 (-30)-(-15) Ниже (-30)

Критерии оценки качества продовольствия

Коэффициент качества К 0 До 0,10 0,10-0,20 Выше 0,20

Проанализируем каждый из перечисленных выше критериев применительно к Ростовской области.

1. Критерий физической доступности продовольствия.

Данный показатель может быть рассчитан с помощью коэффициента покрытия импорта продовольствия (Кп), определяемого как соотноше-

Как видно из таблицы, уровень физической доступности в Ростовской области достаточно высок, что позволяет удовлетворять платежеспособный спрос на продовольственные товары в полном объеме. На протяжении трех лет уровень физической доступности демонстрировал положительную динамику, что, несомненно, можно расценивать как позитивную тенденцию в обеспечении продовольственной безопасности региона.

ние экспорта продовольственных товаров и импорта аналогичных товаров и сырья, необходимого для их производства на территории региона. Критерии оценки уровня физической доступности продовольствия представлены в таблице 1.

Оценка уровня физической доступности продовольствия в динамике за период с 2013 по 2016 гг. представлена в таблице 2.

2. Критерий экономической доступности продовольствия.

Данный показатель характеризует распределение продовольственных товаров между различными социальными группами населения при сложившемся уровне цен и доходов и определяется с помощью системы коэффициентов, представленных в таблице 1. Соответствующие данные по Ростовской области представлены в таблице 3.

Таблица 2 - Оценка уровня физической доступности продовольствия в Ростовской области [5,6,7,8]

Показатель Год 2016 г к 2015

2014 2015 2016

Экспорт продовольствия (включая вывоз), млн. долл. США 2600,4 899,4 2245,9 0,86367482

Импорт продовольствия (включая ввоз), млн. долл. США 288,7 125,5 218,2 0,75580187

Коэффициент покрытия импорта продовольствия 9,00727399 7,16653386 10,292851 1,14272649

Уровень физической доступности Высокий Высокий Высокий

Таблица 3 - Оценка экономической доступности продовольствия в Ростовской области [5,6,7,8]

Показатель Год 2016гк 2015

2014 2015 2016

Коэффициент бедности (Кб ) 0,129 0,14 0,141 1,093

Низкий

Коэффициент покупательной способности доходов населения 0,32 0,35 0,34 1,0625

Низкий

Коэффициент Джини 0,398 0,398 0,392 0,9849

Низкий

В течение анализируемого периода коэффициент покупательной способности увеличился лишь в 1,0625 раз. Коэффициент Джини за тот же период столь же незначительно снизился, что свидетельствует об уменьшении степени неравномерности распределения населения по уровню доходов.

3. Критерий достаточности потребления продовольствия. Данный показатель представляет собой потребление населением минимально необходимого по медицинским нормам определенного набора продуктов питания. Набор параметров, позволяющих оценить критерий достаточности потребления продовольствия, представлен в таблице 1.

Для оценки достаточности потребления продовольствия было проведено сопоставление величины потребления основных продуктов питания на душу населения в год и уровня калорийности суточного рациона для различных групп населения Ростовской области с рекомендованными Министерством здравоохранения и социального развития РФ нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах. Они представляют собой усредненную величину необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающих оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов в организме человека (Таблица 4).

Таблица 4 - Оценка достаточности потребления продовольствия в Ростовской области, кг в год

[9, с. 72-74]

Потребление продукта, кг в год Годы

2014 Откл, ед 2015 Откл, ед 2016 Откл, ед 2016 к 2015, % Рациональная норма потребления

Мясо и мясо продукты 71 -4 71 -4 70 -5 98,6 75

Молоко и молочные продукты 278 -62 274 -66 261 -9 95,3 340

Яйца и яйцепродукты 311 51 313 53 319 59 101,9 260

Сахар 40 12 40 12 39 11 97,5 24-28

Овощи и продовольственные бахчевые 145 5 146 6 147 7 100,7 120-140

Фрукты и ягоды 70 -30 71 -29 66 -34 93,0 90-100

Хлебные продукты 106 1 106 1 106 1 100,0 95-105

Коэффициент структуры питания Допустимый

Энергетическая ценность, ккал в сутки 2966 5 2978 14 2857 -104 2903 2961

Коэффициент достаточности Допустимый

Как видно из таблицы, в период с 2014 по 2016 годы в рамках нормы были 4 из 7 рассматриваемых категорий продуктов. Наиболее высокое потребление наблюдается по продовольственным товарам группы «яйца и яйцепродукты», наиболее низкое - по молоку и молочным продуктам, потребление которых составило только 79,7 % от физиологически обоснованной нормы потребления. Таким образом, в Ростовской области сохра-

няется высокий уровень потребления углеводо-содержащих продуктов при дефиците белковых. Заметно снизилась в последние годы энергетическая ценность продуктов, потребляемая в течение суток. Тем не менее, согласно пороговым критериям продовольственной безопасности, уровень достаточности потребления в Ростовской области находится в допустимых пределах.

4. Критерий качества продовольствия.

В соответствии с методикой анализа качество продовольствия оценивается с помощью коэффициента качества (Кч), представляющего собой долю забракованной продукции (мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыба). Окончательная оценка проводится по среднему значению показателей. Критерии оценки данного

Как видно из таблицы, наиболее высок уровень брака по группе товаров «Рыба и рыбные продукты», который в 2015 г. достиг 53,9%. Несмотря на то, что в 2016 г. его величина снизилась на 19,5%, в целом можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в обеспечении населения области качественными и безопасными для здоровья продуктами питания.

Наиболее серьезными для продовольственной безопасности Ростовской области представ-

Таблица 6 -

Проблема экономической доступности продовольствия обостряется за счет значительной дифференциации доходов различных групп населения области. Значительная часть населения области, занятая в сельском хозяйстве, из-за низкой заработной платы не имеет возможности приобретать продукты питания, соответствующие по качеству и ассортименту физиологическим нормам. В Ростовской области по сравнению с

показателя представлены в таблице 1.

Оценка качества продукции продовольственного назначения в Ростовской области в период 2014-2016 гг. свидетельствует о достаточно низком его уровне. На протяжении рассматриваемого периода коэффициент качества не поднимался выше уровня "низкий", чему свидетельствуют данные приведенные в таблице 5.

ляют угрозы социального характера, в первую очередь проблемы доступности качественных продуктов питания в необходимом количестве для малообеспеченных групп населения. На протяжении последних лет в регионе и его столице, городе Ростове-на-Дону, существует устойчивая тенденция снижения показателя реальных располагаемых денежных доходов населения (таблица 6) на фоне незначительного сокращения безработицы.

другими регионами Южного федерального округа продолжает оставаться относительно низким уровень энергетической ценности рационов питания (2850 ккал) превышая минимальный уровень на 3,5 %, а уровень потребления белка не достигает минимальной величины (67,4 г при норме 75,0 г).

Большая часть расходов населения Ростовской области приходится на покупку товаров и

Таблица 5 - Оценка качества продовольствия в Ростовской области [9, с. 75]

Показатель Год 2016 к 2015

2014 2015 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля забракованной продукции, %

Молоко и молочные продукты 11,4 11,5 14 -2,5

Рыба и рыбные продукты 45 53,9 34,4 19,5

Мясо и мясные продукты 4,2 3,5 3,3 0,2

Коэффициент качества Недопустимый Недопустимый Низкий

Динамика ключевых показателей доходов и занятости населения Ростовской области в 2013-2017 годах [10, с. 28, 236-237]

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017

Уровень регистрируемой безработицы, %о

г. Ростов-на-Дону 0,4 0,4 0,5 0,4 0,4

Ростовская область 0,8 0,8 0,9 0,6 0,8

Российская Федерация 1,3 1,2 1,3 1,2 1,1

Соотношение Рн/Д и РФ 30,8 33,3 38,5 33,3 36,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения, %о

г. Ростов-на-Дону 110,7 107,8 101,3 97,3 -

Ростовская область 109,3 102,3 99,5 94,7 -

Российская Федерация 103,3 99,3 95,7 94,1 -

оплату услуг. Несмотря на то, что с 2012г. данный показатель снизился с 85% до 78,8%, его величина продолжает оставаться высокой.

Таким образом, несмотря на наличие ряда благоприятных тенденций, в целом состояние продовольственной безопасности Ростовской области остается нестабильным. Высокий уровень физической доступности продовольствия не подкреплен достаточным уровнем экономической доступности, что вызвано невозможностью части населения приобретать товара по доступным ценам. В результате часть населения региона не имеет возможности потреблять продовольствие в количествах и качестве, допустимых медицинскими нормами и соответствующих Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Необходимость решения возникших проблем в области продовольственной безопасности Ростовской области актуализирует задачу разработки региональной стратегии продовольственной

безопасности, направленной на удовлетворение текущей потребности в качественных и безопасных для здоровья человека продуктах сельскохозяйственного производства и создание условий реальной доступности продовольствия для всех групп населения. Модель обеспечения продовольственной безопасности Ростовской области, основанная на использовании благоприятствующих факторов региона, представлена на рисунке 1.

Результатом функционирования организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности Ростовской области должно стать такое количество производимой сельскохозяйственной продукции, которое необходимо для обеспечения расширенного воспроизводства с учетом производственно-экономического потенциала АПК региона. Приоритетными направлениями должны стать обеспечение социальной поддержки и увеличение экономической доступности основных продуктов питания для населения Донского края.

Развитие АПК и агропродовольственно го рынка

Продовольственная

безопасность Ростовской области

Регулирование внутрирегиональной торговли, проведение госзакупок, товарных интервенций

Использование конкурентных преимуществ

Ростовская область -центр маслично-зернового кластера Юга России

Мероприятия по развитию производства и поддержке экспорта продукции отраслей АПК

-К У

Экспортная ориентация и развитие инфраструктуры экспорта зерна

Мероприятия по обеспечению устойчивого развития сельских территорий

Решение социально-экономических проблем

Производственный потенциал АПК:

благоприятные природные условия и

географическое положение региона;

развитое растениеводство и животноводство; производство сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений; в регионе представлены все отрасли пищевой промышленности за

исключением сахарной, соляной, крахмало-паточной

Мероприятия, направленные на повышение уровня жизни, государственный надзор и контроль за качеством продукции

Реализация региональной инновационной и инвестиционной политики

Рисунок 1 - Модель организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной

безопасности Ростовской области

В долгосрочной перспективе стратегия обеспечения продовольственной безопасности Ростовской области, как и любого другого российского региона, должна акцентировать внимание на следующих приоритетных направлениях:

1. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве, создание цивилизованно-рыночных отношений между субъектами агропродоволь-ственного комплекса, организация эффективного государственного контроля в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой важнейший ресурс жизнеобеспечения для Российской Федерации и ее регионов, однако, располагая 9% сельскохозяйственных угодий планеты, Россия производит лишь 1,5 % валового продукта мирового сельского хозяйства. За 15 последних лет площадь пашни сократилась на более чем 10 млн га. Земельные права сельхозтоваропроизводителей должным образом не оформлены, из 12 млн собственников земельных долей всего лишь 3,5 % имеют государственную регистрацию прав. В земельном законодательстве РФ до сих пор не устранен ряд противоречий в части регулирования оборота земельных долей, формирования земельных участков, защиты земель сельскохозяйственного назначения от нецелевого и ненадлежащего использования (более 30 млн га сельскохозяйственных угодий в настоящее время не используются по целевому назначению), охраны особо ценных угодий. [11, с. 84-88] В данной связи, как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо совершенствование земельного законодательства в целях поддержки отечественных производителей сектора АПК, обеспечения импортозамещения и, соответственно, продовольственной безопасности на макро- и мезоуровне.

2. Проведение институциональной политики, направленной на повышение конкурентоспособности местных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Серьезное внимание необходимо уделить созданию современной инфраструктуры АПК региона, включающей систему дилерских предприятий, племенных и семенных организаций, ветеринарных служб, предприятий агрохимической промышленности и защиты растений, информационно-вычислительных центров и др.

3. Стимулирование использования в земледелии и животноводстве, а также в переработке и хранении сельхозпродукции высокопроизводительных и одновременно экологически безопасных и экономичных технологий, расширение

использования международных стандартов качества, в первую очередь для перерабатывающих предприятий. В Ростовской области необходимо создать условия для развития инновационной деятельности в АПК, направленной на модернизацию технологической базы его основных отраслей.

4. Развитие рыночной инфраструктуры агро-продовольственного рынка, создание зерновых, овощных и иных агробирж и других механизмов, обеспечивающих формирование организованных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В качестве одного из важнейших направлений в данном блоке мероприятий представляется расширение государственной системы рыночной информации и консультирования, а также правовое и организационное содействие формированию системы страхования рисков в аграрном производстве.

5. Активизация финансово-кредитной поддержки предприятий АПК, в первую очередь, повышение доступности кредитных средств для всех категорий товаропроизводителей (сельскохозяйственных, перерабатывающих и оптовых предприятий АПК, включая КФХ, ЛПХ и ИП). В качестве стимула участия региональных банков и микрофинансовых организаций в кредитовании сельхозтоваропроизводителей необходимы налоговые льготы кредиторам, авансирующим средства в инновационные проекты, связанные с модернизацией производства, внедрением передовых технологий. Важнейшими мерами в этом направлении являются развитие Национальной гарантийной системы и механизмов синдицированного кредитования и проектного финансирования («Фабрика проектного финансирования ВЭБ»), ориентированных соответственно на поддержку в регионах малого и среднего предпринимательства и крупных производителей.

6. Развитие альтернативных форм занятости в селе, направленных на осуществление агропро-довольственным комплексом функций ресурсно-пищевого обеспечения воспроизводства физически здорового социума, включая поддержание стабильности продовольственного обеспечения населения региона. В качестве одного из таких направлений может выступать сельский туризм. [12, с. 178]

Таким образом, государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне должна носить системный и комплексный характер. Как показывает опыт, более устойчивое положение имеют сельскохозяйственные предприятия, работающие

в системе замкнутого цикла «производство — переработка — реализация». При этом наибольшей эффективностью обладают интегрированные агропромышленные формирования, характеризующиеся большим разнообразием организационно-правовых форм, видов деятельности, а также форм собственности и взаимодействия участников. Поэтому, учитывая ограниченные возможности государственного бюджета, необходимо усилить акцент на внутрирегиональные ресурсы в работе по созданию агрохолдингов и резервы АПК, в первую очередь, на развитие кооперации и агропромышленной интеграции, как направлений, способствующих росту эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности.

Список использованной литературы

1. Лысенко А.А. Продовольственная безопасность региона: воспроизводственная концепция: Дис. ... докт. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2009.

2. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности (Рим, 13.11.1996 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.g20civil.com/ ru/documents/205/577/ (Дата обращения: 14.03.2019 .)

3. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.

garant.ru/12172719/ (Дата обращения: 14.03.2019.)

4. Гончаров В. Ростовская область на 90% обеспечивает себя продуктами питания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnikapk.ru/articles/ aktualno/viktor-gonchaшv-rostovskaya-oЫast-na-90-obespechivaet-sebya-produktami-pitaniya/ (Дата обращения: 21.03.2019 .)

5. Агропромышленный комплекс России в 2014 г-М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2015.

6. Агропромышленный комплекс России в 2015 г-М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2016.

7. Агропромышленный комплекс России в 2016 г-М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2017.

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL:rostov.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/Rostov/standarts_of_life. (Дата обращения 21.03.2019).

9. Потребление основных продуктов питания населением Ростовской области: стат. сб. / Ростовстат. — Ростов н/Д, 2016.

10. Голубицкая М.В., Санин И.И. Социально-экономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы). - М.: Сатурн-С, 2017.

11. Киянова Л.Д. Необходимость повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса в условиях санкций // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2015. Т. 1. № 1.

12. Миронова О.А. Диверсификация экономики сельских территорий и ее роль для обеспечения экономической безопасности на мезоуровне // Никоновские чтения. 2013. № 18. С. 178-181.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ СКОТОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН

Т.Е. Романова, к.э.н., доцент Казанского кооперативного института E-mail: lady.nauka@yandex.ru, Тел.: (843) 210-30-25

Важнейшей составляющей стратегии продовольственной безопасности России является обеспечение населения качественной говядиной. Потребление говядины на душу населения может в определенной мере характеризовать степень развития сельского хозяйства в целом и свидетельствовать об уровне жизни населения в стране, поскольку данный вид продукции является одном из дорогих продуктов питания. Государством и участниками рынка предпринимаются определенные меры по обеспечению населения говядиной собственного производства, однако на сегодняшний день существует ряд проблем, препятствующий развитию отрасли. По данным Национального союза производителей говядины, существенным остаётся импорт говядины (по России в 2018 году он составил 20% потребления), в то время возможности отрасли не позволяют в полной мере реализовать потенциал экс-

портных поставок. Немаловажной задачей, стоящей перед производителями говядины является соблюдение стандартов качества и безопасности. Для свободного выхода продукции животноводства на внешние рынки российские предприятия должны соответствовать стандартам стран-экспортеров в части ветеринарной и санитарной безопасности [1].

Если говорить о рынке говядины в масштабах всей страны, важным фактором его устойчивости и насыщения продукцией именно российского производства являются меры тарифной защиты по примеру зарубежных стран. Например, в Швейцарии пошлина на импорт говядины составляет 270%, в России - лишь 15%. Преференции, предоставляемые ряду стран-импортёров (Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Индия) ведут к убыткам российских производителей [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.