Противоречия управления в обеспечении продовольственной безопасности России
А.А. Горбачева, А.Ю. Купченко
В зависимости от этапа развития государства приоритетным становится определенный вид экономической безопасности. Несомненно, что в настоящее время определяющую роль должна выполнять продовольственная безопасность. Это объясняется зависимостью экономической и в целом национальной безопасности государства от способности собственных ресурсов и производственных возможностей обеспечить население страны продовольствием (преимущественно хлебом (зерном) и мясомолочными продуктами). С этой позиции продовольственная безопасность выступает как макроэкономическая проблема, связанная со многими экономическими и социальными аспектами (эффективность общественного производства, уровень и дифференциация доходов населения, безработица и др.) и, следовательно, входит в структуру безопасности экономической системы.
Продовольственная безопасность определяется эффективностью отраслей экономики в целом. В то же время продовольственные ресурсы формируются в процессе сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственного сырья, что определяет приоритетность развития агропромышленного комплекса при всемерной государственной поддержке, поскольку АПК выступает гарантом социальной стабильности в обществе, а также политической и экономической независимости его [1]. Традиционная недооценка значения сельскохозяйственного производства для развития национальной экономики, использование аграрного сектора лишь как источника перераспределения ресурсов в другие отрасли, привели сельское хозяйство к предельной черте деградации, а страну - к возникновению реальной угрозы продовольственной безопасности.
В начале XXI века в условиях социально-экономического и финансового кризиса отмечалось серьезное обострение проблемы обеспечения продовольственной безопасности России, что поставило под угрозу национальную безопасность страны и ее суверенитет [2]. Вопрос о реальной угрозе потери продовольственной безопасности возник в России в реформенный период. В результате из-за разрушенных торговых связей произошло не только снижение производства и потребления внутри страны, но и возникла сильная импортная зависимость от поставок из других стран и постоянный рост внешнего долга.
Следует отметить, любой экономический процесс, в том числе и процесс сельскохозяйственного производства, представляет собой совокупность непрерывных и многообразных качественных и количественных изменений. Поскольку в экономической системе аграрного сектора присутствуют необратимые элементы, то и в целом процесс его экономического развития необратим. Таким образом, развитие отраслевой экономики представляет собой качественное изменение ее состава, структуры, связей и функционирования [3].
Социально-экономические особенности современного состояния экономики и условия развития производительных сил обусловлены сложившейся структурой общественного производства и гуманизацией развития экономики, ориентированной на человека [4]. При этом первое место в постиндустриальной (информационной) экономике отводится внутренним - духовным стимулам (в основе которых самореализация и личностный рост), образуемых внешними, связанными с ростом материального благосостояния.
Удовлетворение материальных потребностей общества обусловлено направленностью рыночного механизма обеспечивать высокую эффективность производства жизненно важных средств, связанных с потреблением, что, прежде всего, относится к производству продовольствия. Дееспособность людей и их способность к решению различного рода задач
(экономических, политических, технических и т.п.) оказывают значительное влияние на обеспечение экономической и национальной безопасности в целом. Успех в реализации различных программ, направленных на укрепление безопасности напрямую зависит от физического и духовного состояния здоровья нации. Только после обеспечения своей продовольственной безопасности, у человека возникает способность принимать и обрабатывать информацию, а у общества в целом обеспечивать устойчивое развитие.
Английскому термину «food safety» - качество и безвредность пищевых продуктов - соответствует отечественное понятие качества и безопасности продуктов питания [5]. При этом труды специалистов и ученых по проблемам продовольственной безопасности, содержат в основном три определения этой категории. Первое связано с поддержанием доступности к разнообразным продуктам питания на достаточном, обеспечивающем здоровое питание населения уровне. Второе основано на устранении зависимости государства от импорта, т.е. достижение самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и защита интересов сельхозпроизводителей ставится на первое место. В третьем определении упор делается на развитие человека.
Американские исследователи Дж. Конуэй, и Е. Барбер определили продовольственную безопасность для развивающихся стран. По их мнению, продовольственная безопасность характеризуется постоянной гарантией доступа населения к продовольствию в необходимом количестве для поддержания активной и здоровой жизни. При этом она становится необеспеченной в развивающихся странах в большей степени из-за недостаточной покупательной способности у населения, а не в результате неустойчивости продовольственной безопасности на глобальном уровне [6].
Наибольшее распространение получило трактовка продовольственной безопасности через государственную способность к гарантии удовлетворения
потребностей населения в продовольствии на уровне, достаточном для нормальной жизнедеятельности».
Некоторые ученые подчеркивает важность в обеспечении доступности и нормального уровня питания населения участие государства [7]. На наш взгляд, данное определение должно учитывать также и состояние агропромышленного комплекса страны как одного из основных объектов продовольственной безопасности, иначе содержание исследуемого понятия переходит в сферу экономической политики.
В то же время Е. Серова вообще отрицает возможность аграрных путей достижения продовольственной безопасности. По ее мнению, укрепление продовольственной безопасности страны возможно только в результате обеспечения макроэкономической стабилизации. При росте экономики произойдет рост доходов населения, и, следовательно, спроса, что и будет способствовать в будущем росту агропромышленного сектора [8].
На наш взгляд, достижение продовольственной обеспеченности обусловлено экономическим ростом, в результате которого увеличиваются объемы производства продуктов питания, реальные доходы жителей страны, и проводится активная государственная политика в отношении малоимущих слоев населения. Основная цель продовольственной безопасности в отличие от других видов экономической безопасности состоит в удовлетворении важнейших потребностей населения. Следовательно, минимальный уровень ее обеспечения не должен иметь полную зависимость от резких колебаний рыночной конъюнктуры на агропродовольственных рынках, отраслевой и межотраслевой конкуренции в агропромышленном секторе и т.д. Это значит, что для достижения даже минимального уровня продовольственной безопасности необходимы государственные механизмы, направленные на ликвидацию пробелов в рыночной системе.
Привлекает внимание работа И.А. Оболенцева, М.Я. Корнилова и М.И. Синюкова, в которой продовольственная безопасность определяется с позиции защищенности от угроз жизненно важной потребности человека в
питании, а также жизненно важных интересов личности, общества и государства в снабжении страны продовольствием [9].
В некоторых экономических работах при определении продовольственной безопасности используется воспроизводственный подход. С точки зрения Анфиногентовой А.А. продовольственной безопасность наступает при достижении продовольственной независимости страны, в результате государственной способности противостоять внешним угрозам, обеспечивать устойчивость развития сферы продовольственного производства и потребления [10].
Л.П. Гончаренко связывает понятие продовольственной безопасности с уровнем сельскохозяйственного производства, который должен соответствовать потребительскому спросу на качественные продовольственные товары (не менее 75% внутреннего потребительского рынка) по ценам не превышающим на аналогичные импортные [11].
А.В. Гордеев и другие авторы при определении продовольственной безопасности говорят о состоянии всей экономики страны, при котором в результате обеспечения необходимыми ресурсами, гарантиями и соответствующем государственном продовольственном резерве потребление населением продовольствия в соответствии с физиологическими нормами находится на достаточном уровне [12]. Проблема достаточности необходимых ресурсов (производственно-сырьевых и финансовых средств для производства, закупки и создания запасов) и состояния материально-технической базы АПК выходит в результате на первое место.
В то же время материальное состояние агропромышленного комплекса не исчерпывает собой весь воспроизводственный механизм его функционирования. Мы разделяем позицию О.С. Саушевой, которая предлагает определять продовольственную безопасность с позиции надежного и бесперебойного обеспечения всех слоев населения качественными продуктами питания преимущественно собственного производства по принятым физиологическим нормам, экономической
доступности продовольствия и гарантии сохранения данных положений в будущем [13].
На основании вышеизложенного мы считаем, что продовольственная безопасность может характеризоваться способностью государства к обеспечению за счет собственного производства доступа жителей страны (при обязательном приоритете малоимущих его слоев) к качественному продовольствию в количестве, необходимом для обеспечения, сохранения, поддержания жизни и дееспособности человека, а также к регулированию оптимальных размеров импорта, обеспечивающих физиологические нормы потребления продовольствия и обогащение его ассортимента.
Продовольственная безопасность можно представить как некую иерархической структуру, имеющую собственное содержание (рис. 1).
Рис. 1 - Основные компоненты национальной продовольственной
безопасности
За последние десятилетие агропромышленный комплекс России претерпевает значительные социально-экономические изменения: в отношениях собственности, создании основ многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры. При этом проводимые реформы законодательно закрепляют за сельскохозяйственными предприятиями право выбора форм хозяйствования и собственности, сельскохозяйственные
товаропроизводители получают право распоряжаться произведенной продукцией и полученными доходами [14].
Оценим степень достижения продовольственной безопасности в настоящее время. Минимально необходимая структура потребления населения формируется при помощи порогового показателя, отражающего уровень потребления конкретного продукта питания на одного жителя. Граница продовольственной обеспеченности государства отражается в реальном обеспечении продовольствием, приходящегося в среднем на душу населения (таблица 1). Минимальные нормативы потребления продовольственных товаров («потребительская корзина») установлены Федеральным законом № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 года «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Как видно из данных, представленных в таблице 1, наблюдается снижение потребления продуктов питания в 2012 г. по сравнению с 2005 г. по таким видам как сахар, картофель, хлебопродукты. Если сравнить с реальным порогом безопасности, то можно говорить о низком качестве питания, о чем свидетельствует значение уровня потребления ниже реального порога безопасности картофеля, молока, хлебных продуктов, а также свежих овощей. В то же время уровень потребления в 2012 г. сахара, мясопродуктов, рыбопродуктов, яиц и фруктов превосходит пороговые параметры, а растительного масла находится в границах, соответствующих минимальным.
Таблица 1
Уровень физической обеспеченности основными продуктами питания в домашних хозяйствах в среднем на потребителя в год, кг (Таблица составлена по: Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск №5956, 7 декабря 2012 г.; данные официального сайта «Федеральная служба государственной статистики». - URL: http://www.gks.ru/)
Продукты питания Пороговый параметр Фактическое потребление
2005 2008 2009 2010 2011 2012
Сахар и кондитерские изделия 23,8 34,0 32,0 31,0 33,0 32,0 32,0
Картофель 100,4 78,0 67,0 67,0 66,0 63,0 64,0
Мясо и мясопродукты 58,6 64,0 75,0 73,0 79,0 81,0 83,0
Масло растительное 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0
Молоко и молочные продукты 290,0 244,0 247,0 256,0 262,0 263,0 267,0
Рыба и рыбопродукты 18,5 17,0 20,0 20,0 21,0 21,0 22,0
Хлебные продукты 126,5 113,0 101,0 99,0 101,0 99,0 98,0
Овощи и бахчевые 114,6 90,0 89,0 95,0 96,0 98,0 100,0
Фрукты и ягоды 60,0 51,0 62,0 64,0 70,0 71,0 74,0
Яйца (шт) 210,0 209,0 203,0 211,0 221,0 217,0 220,0
В то же время структура потребления продуктов питания жителями страны не является оптимальной. Так, например, анкетирование более 17 тысяч человек в Ростовской области показало, что 42% семей покупают дешевые и соответственно низкокачественные продукты питания. Региональными особенностями питания населения является недостаточный уровень потребления мяса и продуктов из него (75 % от нормы), рыбы, сливочного масла, свежих овощей, фруктов и соков [15].
Исследование сущности продовольственной безопасности как экономической категории предполагает анализ ее структурных компонентов
таких, как объекты, субъекты, критерии и факторы, показатели и индикаторы продовольственной безопасности, меры по ее обеспечению.
В качестве объекта продовольственной безопасности можно рассматривать группы населения и домашние хозяйства, для которых гарантируется удовлетворение потребности в продуктах питания на необходимом для нормальной жизнедеятельности уровне. Если рассматривать макроуровень, то объектом будут являться экономические отношения по обеспечению продовольственной безопасности страны в целом, на региональном уровне - области и отдельные регионы страны, на микроуровне - домохозяйства. К субъектам безопасности, обеспечивающим действие механизма обеспечения продовольственной безопасности относятся бизнес-структуры и государственные институты [16]. В итоге можно говорить о противоречивом единстве элементов экономической системы в рыночном механизме. С одной стороны объектом продовольственной безопасности является личность, общество и государство. С другой стороны, в процессе хозяйственной деятельности, посредством которой и осуществляется возможность стабильного обеспечения продовольствием, государство, общество и человек являются субъектами хозяйствования.
Продовольственная безопасность достигается при условии обеспечения таких аспектов как физическая и экономическая доступность продовольствия, стабильность снабжения продовольствием, безопасность и гарантия качества продовольствия.
Физическая доступность продуктов питания предполагает обязательное участие государства в процессе регулирования продовольственного рынка при помощи товарных и продовольственных интервенций.
Экономическая доступность продовольствия означает, что население имеет возможность приобрести необходимый набор продуктов в соответствии с физиологическими нормами питания. На это влияет, с одной стороны, с объективным уровнем состояния и развития экономической системы, а другая сторона - уровень внешних эффектов, возникающих при ее
достижении (рыночный и государственный механизм), непосредственно воздействующих на качество и степень итегрированности экономического пространства продовольственных рынков [17].
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации [Указ президента РФ №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 [Текст] // СЗ РФ. 2010. №5. ст.502.] выделяется три группы критериев для оценки продовольственной безопасности государства: в сферах потребления, производства и управления (рис. 2).
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» [Указ президента РФ №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 // СЗ РФ. 2010. №5. ст.502.] содержит систему показателей для оценки обеспечения продовольственной безопасности. По многим из этих показателей за последние годы наблюдалась положительная динамика. Но, в то же время, делать вывод о достигнутой продовольственной безопасности Россией пока еще рано. Об этом свидетельствует анализ, проведенный дифференцированно по группам населения с разным уровнем доходов. Кроме того, рассмотрение продовольствия как одного из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях усиливает влияние внешних факторов на обеспечение продовольственной безопасности страны.
VI
В c<j>qje потреблены
Б c<l>qje производства
В сфере организации управления
1. Уровень экономической доступности продовольствия;
2. Уровень физической доступности продовольствия;
3. Уровень потребления основных продуктов питания;
4. Уровень качества продуктов питания;
5. Уровень социальной поддержки малоимущих слоев населения,
6. Суточная калорийность питания человека;
7. Количество Белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микр о элементов, потребляемых человеком в сутки;
8. Индекс потребительских цен на пищевые продукты;
9. Пороговые значения продовольственной безопасности (Зерна и картофеля - не менее 95 %; молока и молокопродуктов (б пересчете на молоко) - не менее 90 %, мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), соли пищевой - не менее 85%, сахара, рыбной продукции, растительного масла - не менее 80 %).
1. Уровень производства основных продуктов питания и
с еж ско хозяйстве иной продукции;
2. Уровень продовольственной независимости,
3. Уровень производственного потенци ала
агр о пр о мыш ленн ого комплекса;
4. Бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции.
1. Уровень продовольственного резерва (обеспечение необходимой величины основные видов продовольствия; семян, финансовых и земельных ресурсов),
2. Уровень запасов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
3. Объемы адресной помощи населению.
Рис. 2 - Критерии продовольственной безопасности [Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» [Текст] // Российская газета, 2010. - 3 февр.]
Так, при росте объёма промышленного производства за 100 лет почти в 270 раз, а строительства - в 70 раз объём сельскохозяйственного производства возрос всего в 1,36 раза, урожайность - в 2,1 раза, производство мяса - в 1,6 раза, а производительность труда в сельском
хозяйстве - в 1,5 раза (в промышленности производительность труда за это время увеличилась в 85 раз, в строительстве - в 36 раз). Численность же населения России за эти 100 лет увеличилась в 2,1 раза (с 67,5 млн человек в 1897 г. до 142,8 млн в 2012 г.), что означало понижение практически всех качественных показателей, включая показатели урожайности в расчёте на душу населения. По переписи 1897 г., из 57,6 млн сельских жителей старой России (85% общей численности населения) бедных было всего 7,6 млн (13,2%), по переписи 2002 г., из 38,7 млн сельских жителей в реальном исчислении за чертой бедности находилось свыше 28 млн человек (72,4%), а по переписи 2010 г. - из 37,5 млн (26% общей численности населения страны) доля бедных на селе зашкаливала за 75% [18].
Рост объемов производства сельхозпродукции в стране, вхождение России в число мировых экспортеров зерна сопровождается ростом цен на продукты питания, растет ощущение нехватки отечественного продовольствия.
Так, рост цен на продукты питания за 2013 г. по сравнению с предыдущим годом составил 6,5%, а за последние десятилетие цены удвоились. К причинам такой ситуации можно отнести быстрый рост производства биотоплива, удорожание энергоносителей и удобрений; значительное снижение запасов продовольственных товаров; кризис на мировом финансовом рынке; падение объемов сельскохозяйственного производства в некоторых странах из-за неблагоприятных погодных условий; рост потребления продовольствия крупными развивающимися странами [19].
Ухудшение качества питания населения связано в первую очередь со снижением его покупательной способностью (рис. 3). Денежных средств на продукты питания у жителей России уходит в 1,5-3 раза больше, чем в экономически развитых странах. При этом, в рационе малообеспеченных слоев российского населения (примерно 30% населения страны) потребление хлеба достигает 250-260 кг в год, а его доля в энергетически-пищевом балансе - 60% и более.
На сегодняшний день по многим параметрам не достигнуты рациональные нормы потребления. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики в 2012 году только по мясопродуктам наблюдается соответствие рациональной норме потребления. Приближенное значение к рациональной норме имеет показатель потребления по хлебу и хлебобулочным изделиям (в пределах 92-95%), фруктам (92-97%), рыбе и рыбопродуктам (89-93%). Значительное отклонение в меньшую сторону по показателю потребления молока и молочных продуктов (около 66%), овощей (около 69%), яиц [20].
Рост доходов и сокращение масштабов бедности населения выступают показателями экономической доступности продовольствия. В настоящее время можно констатировать, что уровень доходов основной массы населения остаётся низким, наблюдается рост расслоения общества. Коэффициент Джини в России продолжает расти. По данным вышедшего в октябре 2012 г. Global Wealth Report, данный коэффициент оказался на уровне 0,84, т.е. в 2012 году РФ стала мировым лидером по неравенству распределения богатства. В частности, на долю одного процента россиян приходится 71% личных активов в стране. В мире в среднем на один процент самых богатых приходится 46% активов. В США этот показатель составляет 37%, в Китае и Европе - 3%, в Японии - 17% [21].
■ Мясо ■ Молоко ОЯйца(шт) «Рыба ■ Масло растительное в Фрукты и ягоды 5 Овощи «Хлеб
Рациональная норма потребления Потребление, 2012 год
Рис. 3 - Уровень потребления основных продуктов питания на душу населения (кг) (Рисунок составлен по [22])
Проблемы агропромышленного комплекса приводят к возникновению зависимости от продовольственного импорта, а также к ухудшению питания жителей страны. В то же время объем сельскохозяйственного производства растет, но до сих пор многие сельхозпроизводители не имеют возможности вести даже простое воспроизводств, а затраты на производство сельскохозяйственной продукции увеличиваются на 23% ежегодно [23].
Наполнение внутреннего рынка зарубежными поставками на 20% и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной независимости, а следовательно - и для продовольственной безопасности страны в целом. Так, импорт говядины в 2012 году составил 611 тыс. тонн при собственном производстве 173 тыс. тонн (77,9% рынка), импорт сыра - 404,6 тыс. тонн при собственном производстве 392,9 тыс. тонн (50,7% рынка), импорт свинины - 706 тыс. тонн
при собственном производстве 934 тыс. тонн (43% рынка), импорт сливочного масла - 115 тыс. тонн при собственном производстве 213 тыс. тонн (35,1% рынка). В целом, по итогам 2012 года, на долю России приходилось 7,41% мирового импорта и 3,02% мирового экспорта продовольствия при населении, равном 2% населения Земли [24].
Обеспечение национальной продовольственной безопасности происходит посредством использования государством целого ряда средств и методов, которые не в полной мере применяется регионами. В настоящее время всего 14 субъектов Российской Федерации являются производителями продовольствия, остальные выступают в роли потребителей. При этом для таких регионов как Сибирь и Дальний Восток экономически выгодно закупать продовольственные продукты, например, в Китае или в республиках Средней Азии, чем везти их из Европейской части РФ.
Кроме того некоторым производителем сельскохозяйственной продукции (например, Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область), намного выгоднее экспортировать собранное ими зерно за рубеж, чем продавать его на внутреннем рынке, особенно - в рамках государственных закупок.
В итоге анализ показателей продовольственной безопасности свидетельствует о целом ряде противоречий, возникающих при ее обеспечении (рис. 4). При этом если говорить об основополагающем противоречии обеспечения продовольственной безопасности, то оно состоит в том, что при достаточных национальных условиях и ресурсах расширенного воспроизводства продуктов питания уровень потребления большинства населения ниже рациональной нормы. Следовательно, обеспечение продовольственной безопасности страны на основе разрешения ее противоречий приобретает особую актуальность в современной России.
-наличие национальных природно-климатических условии для производства продовольствия и нарастание неэффективности их использован и?;
-отставание платежного спроса населения от предложения продуктов питания;
-преобладание естественных монополий на рынке ресурсов, и объективная потребность снижения издержек производства;
-рост концентрации и углубление специализации агропромышленного производства вызывает противоречивые тенденции в динамике затрат: снижение производственных и рост трансакционных издержек;
-сохранение импортной зависимости рынка продовольствия и объективная потре бн остъ раз в ития н а ци он ал ь н ого а гроп ром ышл е н н ого к ом пл ек са;
-рост реальных денежных доходов населения не ведет к позитивному изменению в структуре расходов на приобретение продовольствия;
- дефицитквалифицированных кадров в агропромышленном комплексе, вызванный низкимуровнемжизни в сельской местности, атакжениэкой заработной платой (в 2 раза ниже,чем в промышленности);
- сложность решаемых продовольственным комплексом задач и примитивный уровень сложившейся системы управления;
-вхождение промышленного сектора экономики в систему рыночных отношений и отсутствие рыночных механизмов в протекании целого ряда хозяйственных процессов на селе;
-сезонный характер производства основных видов продовольствия и существующая система налогообложения (пени и штрафы за просроченные платежи), что является свидетельством недостаточно эффективной поддержки госуда рств ом сел ь ск охозя й ств ен н ых предп рияти й;
-банковская политика нарашивания кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций и развитие тенденций сокращения условий для роста выручки сельхозпроизводителей.
Рис. 4 - Основные противоречия обеспечения продовольственной
безопасности России
Основная цель достижения продовольственной безопасности -обеспечить достаточное и устойчивое питание населения. Для этого необходимо осуществлять целый ряд мероприятий, связанных с созданием стратегических запасов и резервов продовольственных товаров, определением оптимального соотношения продуктов питания импортных и собственных, формированием цен на продовольствие, доступных основной
массе населения, санитарным контролем в агропродовольственном секторе, развитием сельхозпредприятий и т.д.
Таким образом, национальная продовольственная безопасность непосредственно связана с совокупным спросом и платежеспособностью населения, тенденциями развития производства продукции сельского хозяйства и базовых видов продовольствия, внешнеэкономической политикой государства и зависит от многих макроэкономических аспектов.
Список литературы:
1. Крежановская, А.Ю. Научные основы управления рисками АПК как условие обеспечения продовольственной безопасности [Текст]: Монография / А.Ю. Крежановская и др. Шахты: ЮРГУЭС, 2009. - 86с.
2. Корбут, А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы [Текст] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2002. - №26 - С.7.
3. Орехова, Н.Ю. Исследование теоретических аспектов экономического развития аграрного сектора [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011. - № 2. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/latest/ n3y2012/886/ (доступ свободный). - Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Комарова, А.В. Гуманизация экономического развития как системный процесс и его измерение [Текст]: // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2006. - №1 - С. 56-61.
5. Coelli Т. An introduction to efficiency and productivity analysis [Текст] / Т. Coelli, D.S. Prasada Rao, G.E. Battese. - Boston: Kluwer Academic Publishers, 2008. - P. 119-121.
6.Conway, G., Barber E. After the Green Revolution Sustainable Agriculture for Development [Текст] / London, 1990. - P.60.
7. Виноградов, В.Н. Продовольственная безопасность как сфера национальных интересов России [Текст] / Виноградов В.Н. - М.: Научная перспектива, 2004. - С.127.
8. Серова, Е.В. К вопросу о продовольственной безопасности. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики [Текст] // Серова Е.В.- М.: Московское представительство Ситизенз Нетуорк, 1996. - № 1. -С.17.
9. Оболенцев, И. А. Продовольственная безопасность России: (еще один взгляд на проблему) / Оболенцев, И.А., Корнилов М.Я., Синюков М.И. - М: изд-во РАГС, 2006. - С.34.
10. Анфиногентова, А. А. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы [Текст]: Монография / под ред. А. А. Анфиногентовой. - Саратов: Ин-т аграр. проблем Рос. акад. наук, 2004. - С.8.
11. Экономическая и национальная безопасность [Текст]: учебник / под ред. Л.П.Гончаренко. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 543с.
12. Гордеев А.В. и др. Продовольственная безопасность [Текст]: Т.1. -М.: МФЗ «Знание», 1999. - 282 с.
13. Саушева, О.С. Продовольственная безопасность в системе отношений уровня жизни [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. защищена 27 декабря 2006 г. / Саушева Оксана Сергеевна. - М., 2006. - 182 с. - Библиогр.: С. 166 - 178.
14. Дробышева, О.В. Исследование деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011. - № 1. - Режим доступа: URL: http://ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/886/ свободный. - Загл. с экрана. Яз.
рус.
15. Афанасьев, С. Питание жителей Ростовской области не соответствует норме [Электронный ресурс] // «Продукты питания от производителей и оптовиков», 2007, №6 (36) - Режим доступа: URL: http:// journal.pro-pitanie.ru/arhiv/gazeta (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.
рус.
16. Ильина З.М., Гусаков В.Г., Бельский В.И. Система продовольственной безопасности: закономерности формирования и факторы развития [Текст]. Минск: Институт экономики НАН Беларуси , 2007. - 111 с.
17. Глущенко К. П. Интеграция российского продовольственного рынка [Текст] // Регион. 2004. №2. С. 47- 63. - с.47.
18. О продовольственной безопасности России: Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева [Электронный ресурс] // «Изборский клуб - Институт динамического консерватизма» // URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/ 1725/ (дата обращения: 15.03.2014)
19. Ушачев, И. Основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Текст] // АПК: экономика, управление, 2008. - №12. - С.1-9.
20. Статистический бюллетень «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств)» [Электронный ресурс] // «Федеральная служба государственной статистики» - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095125312 свободный (дата обращения: 12.02.2014).
21. Гуриев С., Цывинский О. Россия - лидер по неравенству распределения богатства. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/5739241/pervaya_sredi_neravnyh свободный.
22. Статистический бюллетень «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств)» [Электронный ресурс] // «Федеральная служба государственной статистики» - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/c atalog/doc_1140095125312 (дата обращения: 12.02.2014).
23. Статистический бюллетень «Основные показатели сельского хозяйства в России» [Электронный ресурс] // «Федеральная служба государственной статистики» - Режим доступа: URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/c atalog/doc_1140096652250 свободный (дата обращения 10.12.2013).
24. О продовольственной безопасности России: Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева [Электронный ресурс] // «Изборский клуб - Институт динамического консерватизма» // Режим доступа: URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/1725/ свободный (дата обращения: 15.03.2014).