Научная статья на тему 'Противоречия управления в обеспечении продовольственной безопасности России'

Противоречия управления в обеспечении продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АПК / ПРОТИВОРЕЧИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / КРИТЕРИЙ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / FOOD SECURITY / MANAGEMENT / ANALYSIS / CRITERION / CONSUMPTION / AGRICULTURE / CONFLICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачева Анна Анатольевна, Купченко Анастасия Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы, раскрывающие сущность и современное состояние продовольственной безопасности страны, представлены основные критерии в сферах потребления, производства и управления. Определены основные противоречия продовольственной безопасностью, связанные с функционированием и управлением сельскохозяйственным производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions of control in ensuring food security in Russia

In the article were considered are questions that reveal the nature and current state of food security of the country, are presented the main criteria in the areas of consumption, production and management. The basic contradiction of food security are related to the operation and management of agricultural production.

Текст научной работы на тему «Противоречия управления в обеспечении продовольственной безопасности России»

Противоречия управления в обеспечении продовольственной безопасности России

А.А. Горбачева, А.Ю. Купченко

В зависимости от этапа развития государства приоритетным становится определенный вид экономической безопасности. Несомненно, что в настоящее время определяющую роль должна выполнять продовольственная безопасность. Это объясняется зависимостью экономической и в целом национальной безопасности государства от способности собственных ресурсов и производственных возможностей обеспечить население страны продовольствием (преимущественно хлебом (зерном) и мясомолочными продуктами). С этой позиции продовольственная безопасность выступает как макроэкономическая проблема, связанная со многими экономическими и социальными аспектами (эффективность общественного производства, уровень и дифференциация доходов населения, безработица и др.) и, следовательно, входит в структуру безопасности экономической системы.

Продовольственная безопасность определяется эффективностью отраслей экономики в целом. В то же время продовольственные ресурсы формируются в процессе сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственного сырья, что определяет приоритетность развития агропромышленного комплекса при всемерной государственной поддержке, поскольку АПК выступает гарантом социальной стабильности в обществе, а также политической и экономической независимости его [1]. Традиционная недооценка значения сельскохозяйственного производства для развития национальной экономики, использование аграрного сектора лишь как источника перераспределения ресурсов в другие отрасли, привели сельское хозяйство к предельной черте деградации, а страну - к возникновению реальной угрозы продовольственной безопасности.

В начале XXI века в условиях социально-экономического и финансового кризиса отмечалось серьезное обострение проблемы обеспечения продовольственной безопасности России, что поставило под угрозу национальную безопасность страны и ее суверенитет [2]. Вопрос о реальной угрозе потери продовольственной безопасности возник в России в реформенный период. В результате из-за разрушенных торговых связей произошло не только снижение производства и потребления внутри страны, но и возникла сильная импортная зависимость от поставок из других стран и постоянный рост внешнего долга.

Следует отметить, любой экономический процесс, в том числе и процесс сельскохозяйственного производства, представляет собой совокупность непрерывных и многообразных качественных и количественных изменений. Поскольку в экономической системе аграрного сектора присутствуют необратимые элементы, то и в целом процесс его экономического развития необратим. Таким образом, развитие отраслевой экономики представляет собой качественное изменение ее состава, структуры, связей и функционирования [3].

Социально-экономические особенности современного состояния экономики и условия развития производительных сил обусловлены сложившейся структурой общественного производства и гуманизацией развития экономики, ориентированной на человека [4]. При этом первое место в постиндустриальной (информационной) экономике отводится внутренним - духовным стимулам (в основе которых самореализация и личностный рост), образуемых внешними, связанными с ростом материального благосостояния.

Удовлетворение материальных потребностей общества обусловлено направленностью рыночного механизма обеспечивать высокую эффективность производства жизненно важных средств, связанных с потреблением, что, прежде всего, относится к производству продовольствия. Дееспособность людей и их способность к решению различного рода задач

(экономических, политических, технических и т.п.) оказывают значительное влияние на обеспечение экономической и национальной безопасности в целом. Успех в реализации различных программ, направленных на укрепление безопасности напрямую зависит от физического и духовного состояния здоровья нации. Только после обеспечения своей продовольственной безопасности, у человека возникает способность принимать и обрабатывать информацию, а у общества в целом обеспечивать устойчивое развитие.

Английскому термину «food safety» - качество и безвредность пищевых продуктов - соответствует отечественное понятие качества и безопасности продуктов питания [5]. При этом труды специалистов и ученых по проблемам продовольственной безопасности, содержат в основном три определения этой категории. Первое связано с поддержанием доступности к разнообразным продуктам питания на достаточном, обеспечивающем здоровое питание населения уровне. Второе основано на устранении зависимости государства от импорта, т.е. достижение самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией и защита интересов сельхозпроизводителей ставится на первое место. В третьем определении упор делается на развитие человека.

Американские исследователи Дж. Конуэй, и Е. Барбер определили продовольственную безопасность для развивающихся стран. По их мнению, продовольственная безопасность характеризуется постоянной гарантией доступа населения к продовольствию в необходимом количестве для поддержания активной и здоровой жизни. При этом она становится необеспеченной в развивающихся странах в большей степени из-за недостаточной покупательной способности у населения, а не в результате неустойчивости продовольственной безопасности на глобальном уровне [6].

Наибольшее распространение получило трактовка продовольственной безопасности через государственную способность к гарантии удовлетворения

потребностей населения в продовольствии на уровне, достаточном для нормальной жизнедеятельности».

Некоторые ученые подчеркивает важность в обеспечении доступности и нормального уровня питания населения участие государства [7]. На наш взгляд, данное определение должно учитывать также и состояние агропромышленного комплекса страны как одного из основных объектов продовольственной безопасности, иначе содержание исследуемого понятия переходит в сферу экономической политики.

В то же время Е. Серова вообще отрицает возможность аграрных путей достижения продовольственной безопасности. По ее мнению, укрепление продовольственной безопасности страны возможно только в результате обеспечения макроэкономической стабилизации. При росте экономики произойдет рост доходов населения, и, следовательно, спроса, что и будет способствовать в будущем росту агропромышленного сектора [8].

На наш взгляд, достижение продовольственной обеспеченности обусловлено экономическим ростом, в результате которого увеличиваются объемы производства продуктов питания, реальные доходы жителей страны, и проводится активная государственная политика в отношении малоимущих слоев населения. Основная цель продовольственной безопасности в отличие от других видов экономической безопасности состоит в удовлетворении важнейших потребностей населения. Следовательно, минимальный уровень ее обеспечения не должен иметь полную зависимость от резких колебаний рыночной конъюнктуры на агропродовольственных рынках, отраслевой и межотраслевой конкуренции в агропромышленном секторе и т.д. Это значит, что для достижения даже минимального уровня продовольственной безопасности необходимы государственные механизмы, направленные на ликвидацию пробелов в рыночной системе.

Привлекает внимание работа И.А. Оболенцева, М.Я. Корнилова и М.И. Синюкова, в которой продовольственная безопасность определяется с позиции защищенности от угроз жизненно важной потребности человека в

питании, а также жизненно важных интересов личности, общества и государства в снабжении страны продовольствием [9].

В некоторых экономических работах при определении продовольственной безопасности используется воспроизводственный подход. С точки зрения Анфиногентовой А.А. продовольственной безопасность наступает при достижении продовольственной независимости страны, в результате государственной способности противостоять внешним угрозам, обеспечивать устойчивость развития сферы продовольственного производства и потребления [10].

Л.П. Гончаренко связывает понятие продовольственной безопасности с уровнем сельскохозяйственного производства, который должен соответствовать потребительскому спросу на качественные продовольственные товары (не менее 75% внутреннего потребительского рынка) по ценам не превышающим на аналогичные импортные [11].

А.В. Гордеев и другие авторы при определении продовольственной безопасности говорят о состоянии всей экономики страны, при котором в результате обеспечения необходимыми ресурсами, гарантиями и соответствующем государственном продовольственном резерве потребление населением продовольствия в соответствии с физиологическими нормами находится на достаточном уровне [12]. Проблема достаточности необходимых ресурсов (производственно-сырьевых и финансовых средств для производства, закупки и создания запасов) и состояния материально-технической базы АПК выходит в результате на первое место.

В то же время материальное состояние агропромышленного комплекса не исчерпывает собой весь воспроизводственный механизм его функционирования. Мы разделяем позицию О.С. Саушевой, которая предлагает определять продовольственную безопасность с позиции надежного и бесперебойного обеспечения всех слоев населения качественными продуктами питания преимущественно собственного производства по принятым физиологическим нормам, экономической

доступности продовольствия и гарантии сохранения данных положений в будущем [13].

На основании вышеизложенного мы считаем, что продовольственная безопасность может характеризоваться способностью государства к обеспечению за счет собственного производства доступа жителей страны (при обязательном приоритете малоимущих его слоев) к качественному продовольствию в количестве, необходимом для обеспечения, сохранения, поддержания жизни и дееспособности человека, а также к регулированию оптимальных размеров импорта, обеспечивающих физиологические нормы потребления продовольствия и обогащение его ассортимента.

Продовольственная безопасность можно представить как некую иерархической структуру, имеющую собственное содержание (рис. 1).

Рис. 1 - Основные компоненты национальной продовольственной

безопасности

За последние десятилетие агропромышленный комплекс России претерпевает значительные социально-экономические изменения: в отношениях собственности, создании основ многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры. При этом проводимые реформы законодательно закрепляют за сельскохозяйственными предприятиями право выбора форм хозяйствования и собственности, сельскохозяйственные

товаропроизводители получают право распоряжаться произведенной продукцией и полученными доходами [14].

Оценим степень достижения продовольственной безопасности в настоящее время. Минимально необходимая структура потребления населения формируется при помощи порогового показателя, отражающего уровень потребления конкретного продукта питания на одного жителя. Граница продовольственной обеспеченности государства отражается в реальном обеспечении продовольствием, приходящегося в среднем на душу населения (таблица 1). Минимальные нормативы потребления продовольственных товаров («потребительская корзина») установлены Федеральным законом № 227-ФЗ от 03 декабря 2012 года «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Как видно из данных, представленных в таблице 1, наблюдается снижение потребления продуктов питания в 2012 г. по сравнению с 2005 г. по таким видам как сахар, картофель, хлебопродукты. Если сравнить с реальным порогом безопасности, то можно говорить о низком качестве питания, о чем свидетельствует значение уровня потребления ниже реального порога безопасности картофеля, молока, хлебных продуктов, а также свежих овощей. В то же время уровень потребления в 2012 г. сахара, мясопродуктов, рыбопродуктов, яиц и фруктов превосходит пороговые параметры, а растительного масла находится в границах, соответствующих минимальным.

Таблица 1

Уровень физической обеспеченности основными продуктами питания в домашних хозяйствах в среднем на потребителя в год, кг (Таблица составлена по: Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск №5956, 7 декабря 2012 г.; данные официального сайта «Федеральная служба государственной статистики». - URL: http://www.gks.ru/)

Продукты питания Пороговый параметр Фактическое потребление

2005 2008 2009 2010 2011 2012

Сахар и кондитерские изделия 23,8 34,0 32,0 31,0 33,0 32,0 32,0

Картофель 100,4 78,0 67,0 67,0 66,0 63,0 64,0

Мясо и мясопродукты 58,6 64,0 75,0 73,0 79,0 81,0 83,0

Масло растительное 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0

Молоко и молочные продукты 290,0 244,0 247,0 256,0 262,0 263,0 267,0

Рыба и рыбопродукты 18,5 17,0 20,0 20,0 21,0 21,0 22,0

Хлебные продукты 126,5 113,0 101,0 99,0 101,0 99,0 98,0

Овощи и бахчевые 114,6 90,0 89,0 95,0 96,0 98,0 100,0

Фрукты и ягоды 60,0 51,0 62,0 64,0 70,0 71,0 74,0

Яйца (шт) 210,0 209,0 203,0 211,0 221,0 217,0 220,0

В то же время структура потребления продуктов питания жителями страны не является оптимальной. Так, например, анкетирование более 17 тысяч человек в Ростовской области показало, что 42% семей покупают дешевые и соответственно низкокачественные продукты питания. Региональными особенностями питания населения является недостаточный уровень потребления мяса и продуктов из него (75 % от нормы), рыбы, сливочного масла, свежих овощей, фруктов и соков [15].

Исследование сущности продовольственной безопасности как экономической категории предполагает анализ ее структурных компонентов

таких, как объекты, субъекты, критерии и факторы, показатели и индикаторы продовольственной безопасности, меры по ее обеспечению.

В качестве объекта продовольственной безопасности можно рассматривать группы населения и домашние хозяйства, для которых гарантируется удовлетворение потребности в продуктах питания на необходимом для нормальной жизнедеятельности уровне. Если рассматривать макроуровень, то объектом будут являться экономические отношения по обеспечению продовольственной безопасности страны в целом, на региональном уровне - области и отдельные регионы страны, на микроуровне - домохозяйства. К субъектам безопасности, обеспечивающим действие механизма обеспечения продовольственной безопасности относятся бизнес-структуры и государственные институты [16]. В итоге можно говорить о противоречивом единстве элементов экономической системы в рыночном механизме. С одной стороны объектом продовольственной безопасности является личность, общество и государство. С другой стороны, в процессе хозяйственной деятельности, посредством которой и осуществляется возможность стабильного обеспечения продовольствием, государство, общество и человек являются субъектами хозяйствования.

Продовольственная безопасность достигается при условии обеспечения таких аспектов как физическая и экономическая доступность продовольствия, стабильность снабжения продовольствием, безопасность и гарантия качества продовольствия.

Физическая доступность продуктов питания предполагает обязательное участие государства в процессе регулирования продовольственного рынка при помощи товарных и продовольственных интервенций.

Экономическая доступность продовольствия означает, что население имеет возможность приобрести необходимый набор продуктов в соответствии с физиологическими нормами питания. На это влияет, с одной стороны, с объективным уровнем состояния и развития экономической системы, а другая сторона - уровень внешних эффектов, возникающих при ее

достижении (рыночный и государственный механизм), непосредственно воздействующих на качество и степень итегрированности экономического пространства продовольственных рынков [17].

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации [Указ президента РФ №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 [Текст] // СЗ РФ. 2010. №5. ст.502.] выделяется три группы критериев для оценки продовольственной безопасности государства: в сферах потребления, производства и управления (рис. 2).

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» [Указ президента РФ №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 // СЗ РФ. 2010. №5. ст.502.] содержит систему показателей для оценки обеспечения продовольственной безопасности. По многим из этих показателей за последние годы наблюдалась положительная динамика. Но, в то же время, делать вывод о достигнутой продовольственной безопасности Россией пока еще рано. Об этом свидетельствует анализ, проведенный дифференцированно по группам населения с разным уровнем доходов. Кроме того, рассмотрение продовольствия как одного из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях усиливает влияние внешних факторов на обеспечение продовольственной безопасности страны.

VI

В c<j>qje потреблены

Б c<l>qje производства

В сфере организации управления

1. Уровень экономической доступности продовольствия;

2. Уровень физической доступности продовольствия;

3. Уровень потребления основных продуктов питания;

4. Уровень качества продуктов питания;

5. Уровень социальной поддержки малоимущих слоев населения,

6. Суточная калорийность питания человека;

7. Количество Белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микр о элементов, потребляемых человеком в сутки;

8. Индекс потребительских цен на пищевые продукты;

9. Пороговые значения продовольственной безопасности (Зерна и картофеля - не менее 95 %; молока и молокопродуктов (б пересчете на молоко) - не менее 90 %, мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), соли пищевой - не менее 85%, сахара, рыбной продукции, растительного масла - не менее 80 %).

1. Уровень производства основных продуктов питания и

с еж ско хозяйстве иной продукции;

2. Уровень продовольственной независимости,

3. Уровень производственного потенци ала

агр о пр о мыш ленн ого комплекса;

4. Бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции.

1. Уровень продовольственного резерва (обеспечение необходимой величины основные видов продовольствия; семян, финансовых и земельных ресурсов),

2. Уровень запасов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

3. Объемы адресной помощи населению.

Рис. 2 - Критерии продовольственной безопасности [Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» [Текст] // Российская газета, 2010. - 3 февр.]

Так, при росте объёма промышленного производства за 100 лет почти в 270 раз, а строительства - в 70 раз объём сельскохозяйственного производства возрос всего в 1,36 раза, урожайность - в 2,1 раза, производство мяса - в 1,6 раза, а производительность труда в сельском

хозяйстве - в 1,5 раза (в промышленности производительность труда за это время увеличилась в 85 раз, в строительстве - в 36 раз). Численность же населения России за эти 100 лет увеличилась в 2,1 раза (с 67,5 млн человек в 1897 г. до 142,8 млн в 2012 г.), что означало понижение практически всех качественных показателей, включая показатели урожайности в расчёте на душу населения. По переписи 1897 г., из 57,6 млн сельских жителей старой России (85% общей численности населения) бедных было всего 7,6 млн (13,2%), по переписи 2002 г., из 38,7 млн сельских жителей в реальном исчислении за чертой бедности находилось свыше 28 млн человек (72,4%), а по переписи 2010 г. - из 37,5 млн (26% общей численности населения страны) доля бедных на селе зашкаливала за 75% [18].

Рост объемов производства сельхозпродукции в стране, вхождение России в число мировых экспортеров зерна сопровождается ростом цен на продукты питания, растет ощущение нехватки отечественного продовольствия.

Так, рост цен на продукты питания за 2013 г. по сравнению с предыдущим годом составил 6,5%, а за последние десятилетие цены удвоились. К причинам такой ситуации можно отнести быстрый рост производства биотоплива, удорожание энергоносителей и удобрений; значительное снижение запасов продовольственных товаров; кризис на мировом финансовом рынке; падение объемов сельскохозяйственного производства в некоторых странах из-за неблагоприятных погодных условий; рост потребления продовольствия крупными развивающимися странами [19].

Ухудшение качества питания населения связано в первую очередь со снижением его покупательной способностью (рис. 3). Денежных средств на продукты питания у жителей России уходит в 1,5-3 раза больше, чем в экономически развитых странах. При этом, в рационе малообеспеченных слоев российского населения (примерно 30% населения страны) потребление хлеба достигает 250-260 кг в год, а его доля в энергетически-пищевом балансе - 60% и более.

На сегодняшний день по многим параметрам не достигнуты рациональные нормы потребления. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики в 2012 году только по мясопродуктам наблюдается соответствие рациональной норме потребления. Приближенное значение к рациональной норме имеет показатель потребления по хлебу и хлебобулочным изделиям (в пределах 92-95%), фруктам (92-97%), рыбе и рыбопродуктам (89-93%). Значительное отклонение в меньшую сторону по показателю потребления молока и молочных продуктов (около 66%), овощей (около 69%), яиц [20].

Рост доходов и сокращение масштабов бедности населения выступают показателями экономической доступности продовольствия. В настоящее время можно констатировать, что уровень доходов основной массы населения остаётся низким, наблюдается рост расслоения общества. Коэффициент Джини в России продолжает расти. По данным вышедшего в октябре 2012 г. Global Wealth Report, данный коэффициент оказался на уровне 0,84, т.е. в 2012 году РФ стала мировым лидером по неравенству распределения богатства. В частности, на долю одного процента россиян приходится 71% личных активов в стране. В мире в среднем на один процент самых богатых приходится 46% активов. В США этот показатель составляет 37%, в Китае и Европе - 3%, в Японии - 17% [21].

■ Мясо ■ Молоко ОЯйца(шт) «Рыба ■ Масло растительное в Фрукты и ягоды 5 Овощи «Хлеб

Рациональная норма потребления Потребление, 2012 год

Рис. 3 - Уровень потребления основных продуктов питания на душу населения (кг) (Рисунок составлен по [22])

Проблемы агропромышленного комплекса приводят к возникновению зависимости от продовольственного импорта, а также к ухудшению питания жителей страны. В то же время объем сельскохозяйственного производства растет, но до сих пор многие сельхозпроизводители не имеют возможности вести даже простое воспроизводств, а затраты на производство сельскохозяйственной продукции увеличиваются на 23% ежегодно [23].

Наполнение внутреннего рынка зарубежными поставками на 20% и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной независимости, а следовательно - и для продовольственной безопасности страны в целом. Так, импорт говядины в 2012 году составил 611 тыс. тонн при собственном производстве 173 тыс. тонн (77,9% рынка), импорт сыра - 404,6 тыс. тонн при собственном производстве 392,9 тыс. тонн (50,7% рынка), импорт свинины - 706 тыс. тонн

при собственном производстве 934 тыс. тонн (43% рынка), импорт сливочного масла - 115 тыс. тонн при собственном производстве 213 тыс. тонн (35,1% рынка). В целом, по итогам 2012 года, на долю России приходилось 7,41% мирового импорта и 3,02% мирового экспорта продовольствия при населении, равном 2% населения Земли [24].

Обеспечение национальной продовольственной безопасности происходит посредством использования государством целого ряда средств и методов, которые не в полной мере применяется регионами. В настоящее время всего 14 субъектов Российской Федерации являются производителями продовольствия, остальные выступают в роли потребителей. При этом для таких регионов как Сибирь и Дальний Восток экономически выгодно закупать продовольственные продукты, например, в Китае или в республиках Средней Азии, чем везти их из Европейской части РФ.

Кроме того некоторым производителем сельскохозяйственной продукции (например, Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область), намного выгоднее экспортировать собранное ими зерно за рубеж, чем продавать его на внутреннем рынке, особенно - в рамках государственных закупок.

В итоге анализ показателей продовольственной безопасности свидетельствует о целом ряде противоречий, возникающих при ее обеспечении (рис. 4). При этом если говорить об основополагающем противоречии обеспечения продовольственной безопасности, то оно состоит в том, что при достаточных национальных условиях и ресурсах расширенного воспроизводства продуктов питания уровень потребления большинства населения ниже рациональной нормы. Следовательно, обеспечение продовольственной безопасности страны на основе разрешения ее противоречий приобретает особую актуальность в современной России.

-наличие национальных природно-климатических условии для производства продовольствия и нарастание неэффективности их использован и?;

-отставание платежного спроса населения от предложения продуктов питания;

-преобладание естественных монополий на рынке ресурсов, и объективная потребность снижения издержек производства;

-рост концентрации и углубление специализации агропромышленного производства вызывает противоречивые тенденции в динамике затрат: снижение производственных и рост трансакционных издержек;

-сохранение импортной зависимости рынка продовольствия и объективная потре бн остъ раз в ития н а ци он ал ь н ого а гроп ром ышл е н н ого к ом пл ек са;

-рост реальных денежных доходов населения не ведет к позитивному изменению в структуре расходов на приобретение продовольствия;

- дефицитквалифицированных кадров в агропромышленном комплексе, вызванный низкимуровнемжизни в сельской местности, атакжениэкой заработной платой (в 2 раза ниже,чем в промышленности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сложность решаемых продовольственным комплексом задач и примитивный уровень сложившейся системы управления;

-вхождение промышленного сектора экономики в систему рыночных отношений и отсутствие рыночных механизмов в протекании целого ряда хозяйственных процессов на селе;

-сезонный характер производства основных видов продовольствия и существующая система налогообложения (пени и штрафы за просроченные платежи), что является свидетельством недостаточно эффективной поддержки госуда рств ом сел ь ск охозя й ств ен н ых предп рияти й;

-банковская политика нарашивания кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций и развитие тенденций сокращения условий для роста выручки сельхозпроизводителей.

Рис. 4 - Основные противоречия обеспечения продовольственной

безопасности России

Основная цель достижения продовольственной безопасности -обеспечить достаточное и устойчивое питание населения. Для этого необходимо осуществлять целый ряд мероприятий, связанных с созданием стратегических запасов и резервов продовольственных товаров, определением оптимального соотношения продуктов питания импортных и собственных, формированием цен на продовольствие, доступных основной

массе населения, санитарным контролем в агропродовольственном секторе, развитием сельхозпредприятий и т.д.

Таким образом, национальная продовольственная безопасность непосредственно связана с совокупным спросом и платежеспособностью населения, тенденциями развития производства продукции сельского хозяйства и базовых видов продовольствия, внешнеэкономической политикой государства и зависит от многих макроэкономических аспектов.

Список литературы:

1. Крежановская, А.Ю. Научные основы управления рисками АПК как условие обеспечения продовольственной безопасности [Текст]: Монография / А.Ю. Крежановская и др. Шахты: ЮРГУЭС, 2009. - 86с.

2. Корбут, А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы [Текст] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2002. - №26 - С.7.

3. Орехова, Н.Ю. Исследование теоретических аспектов экономического развития аграрного сектора [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011. - № 2. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/latest/ n3y2012/886/ (доступ свободный). - Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Комарова, А.В. Гуманизация экономического развития как системный процесс и его измерение [Текст]: // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2006. - №1 - С. 56-61.

5. Coelli Т. An introduction to efficiency and productivity analysis [Текст] / Т. Coelli, D.S. Prasada Rao, G.E. Battese. - Boston: Kluwer Academic Publishers, 2008. - P. 119-121.

6.Conway, G., Barber E. After the Green Revolution Sustainable Agriculture for Development [Текст] / London, 1990. - P.60.

7. Виноградов, В.Н. Продовольственная безопасность как сфера национальных интересов России [Текст] / Виноградов В.Н. - М.: Научная перспектива, 2004. - С.127.

8. Серова, Е.В. К вопросу о продовольственной безопасности. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики [Текст] // Серова Е.В.- М.: Московское представительство Ситизенз Нетуорк, 1996. - № 1. -С.17.

9. Оболенцев, И. А. Продовольственная безопасность России: (еще один взгляд на проблему) / Оболенцев, И.А., Корнилов М.Я., Синюков М.И. - М: изд-во РАГС, 2006. - С.34.

10. Анфиногентова, А. А. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы [Текст]: Монография / под ред. А. А. Анфиногентовой. - Саратов: Ин-т аграр. проблем Рос. акад. наук, 2004. - С.8.

11. Экономическая и национальная безопасность [Текст]: учебник / под ред. Л.П.Гончаренко. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 543с.

12. Гордеев А.В. и др. Продовольственная безопасность [Текст]: Т.1. -М.: МФЗ «Знание», 1999. - 282 с.

13. Саушева, О.С. Продовольственная безопасность в системе отношений уровня жизни [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. защищена 27 декабря 2006 г. / Саушева Оксана Сергеевна. - М., 2006. - 182 с. - Библиогр.: С. 166 - 178.

14. Дробышева, О.В. Исследование деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011. - № 1. - Режим доступа: URL: http://ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/886/ свободный. - Загл. с экрана. Яз.

рус.

15. Афанасьев, С. Питание жителей Ростовской области не соответствует норме [Электронный ресурс] // «Продукты питания от производителей и оптовиков», 2007, №6 (36) - Режим доступа: URL: http:// journal.pro-pitanie.ru/arhiv/gazeta (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

16. Ильина З.М., Гусаков В.Г., Бельский В.И. Система продовольственной безопасности: закономерности формирования и факторы развития [Текст]. Минск: Институт экономики НАН Беларуси , 2007. - 111 с.

17. Глущенко К. П. Интеграция российского продовольственного рынка [Текст] // Регион. 2004. №2. С. 47- 63. - с.47.

18. О продовольственной безопасности России: Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева [Электронный ресурс] // «Изборский клуб - Институт динамического консерватизма» // URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/ 1725/ (дата обращения: 15.03.2014)

19. Ушачев, И. Основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Текст] // АПК: экономика, управление, 2008. - №12. - С.1-9.

20. Статистический бюллетень «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств)» [Электронный ресурс] // «Федеральная служба государственной статистики» - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095125312 свободный (дата обращения: 12.02.2014).

21. Гуриев С., Цывинский О. Россия - лидер по неравенству распределения богатства. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/5739241/pervaya_sredi_neravnyh свободный.

22. Статистический бюллетень «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств)» [Электронный ресурс] // «Федеральная служба государственной статистики» - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/c atalog/doc_1140095125312 (дата обращения: 12.02.2014).

23. Статистический бюллетень «Основные показатели сельского хозяйства в России» [Электронный ресурс] // «Федеральная служба государственной статистики» - Режим доступа: URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/c atalog/doc_1140096652250 свободный (дата обращения 10.12.2013).

24. О продовольственной безопасности России: Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева [Электронный ресурс] // «Изборский клуб - Институт динамического консерватизма» // Режим доступа: URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/1725/ свободный (дата обращения: 15.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.