Научная статья на тему 'Анализ социально-экономических критериев продовольственной безопасности региона'

Анализ социально-экономических критериев продовольственной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНА / ИМПОРТ / ИНДЕКС ВНЕШНЕГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ДОСТАТОЧНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / FOOD SECURITY / THREATS TO FOOD SECURITY / AGRIBUSINESS / IMPORT SUBSTITUTION / FOOD SELF-SUFFICIENCY OF THE REGION / IMPORTS / EXTERNAL FOOD PRESSURE INDEX / ECONOMIC AFFORDABILITY OF FOOD / SUFFICIENCY OF FOOD CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тачкова Инна Александровна

В статье рассмотрены основные угрозы продовольственной безопасности. Выделены три аспекта продовольственной проблемы в современных условиях хозяйствования достижение продовольственной самообеспеченности страны, ее регионов, создание благоприятных условий для продовольственной независимости в мировом масштабе, обеспечение безопасности потребляемых продуктов питания для жизни и здоровья населения, а также окружающей среды. Выявлено, что решающее значение в развитии продовольственной безопасности страны и ее регионов играет внешнеэкономическая политика. Подвергнуты оценке социально-экономические критерии продовольственной безопасности Брянской области: степень развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности; уровень потребления основных продуктов питания в соответствии с установленными физиологическими нормами; степень внешнего продовольственного давления; удельный вес импортных продуктов питания в общей структуре потребления; уровень самообеспеченности продуктами собственного производства; экономическая доступность и достаточность продовольствия для населения территории. Подчеркнуто, что ключевая роль в достижении прогнозных показателей роста сельскохозяйственной отрасли отводится крупным инвестиционным проектам, повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Раскрыт потенциал региона в повышении уровня самообеспеченности основными продовольственными ресурсами. Определены и обоснованы условия увеличения экономической доступности продовольствия для граждан повышение уровня жизни населения и снижение бедности, поддержка социально-незащищенных слоев населения. В рамках проводимой политики импортозамещения определены основные меры обеспечения продовольственной безопасности на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC CRITERIA FOR FOOD SECURITY IN THE REGION

The article addresses the main threats to food security. Three aspects of the food problem in modern economic conditions have been identified achieving food self-sufficiency of the country and its regions, creating favourable conditions for food independence on a global scale, ensuring safety of consumed food for life and health of the population, as well as the environment. It has been revealed that foreign economic policy plays a decisive role in the development of food security of the country and its regions. Socio-economic criteria of food security of the Bryansk region were evaluated: the degree of development of agricultural production and processing industry; The level of consumption of basic foodstuffs in accordance with established physiological standards; Degree of external food pressure; The share of imported food in total consumption patterns; The level of self-sufficiency of in-house products; Economic accessibility and food adequacy for the people of the Territory. It was stressed that the key role in achieving the forecast indicators of growth of the agricultural industry is given to large investment projects, improving the efficiency of agricultural production. The potential of the region to increase self-sufficiency in basic food resources has been revealed. Conditions for increasing the economic availability of food for citizens have been defined and justified improving the standard of living of the population and reducing poverty, supporting socially vulnerable segments of the population. Import substitution policies have identified key measures to ensure food security at the regional level.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономических критериев продовольственной безопасности региона»

УДК 338.43

Тачкова И.А., кандидат экономических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

В статье рассмотрены основные угрозы продовольственной безопасности. Выделены три аспекта продовольственной проблемы в современных условиях хозяйствования - достижение продовольственной самообеспеченности страны, ее регионов, создание благоприятных условий для продовольственной независимости в мировом масштабе, обеспечение безопасности потребляемых продуктов питания для жизни и здоровья населения, а также окружающей среды. Выявлено, что решающее значение в развитии продовольственной безопасности страны и ее регионов играет внешнеэкономическая политика. Подвергнуты оценке социально-экономические критерии продовольственной безопасности Брянской области: степень развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности; уровень потребления основных продуктов питания в соответствии с установленными физиологическими нормами; степень внешнего продовольственного давления; удельный вес импортных продуктов питания в общей структуре потребления; уровень самообеспеченности продуктами собственного производства; экономическая доступность и достаточность продовольствия для населения территории. Подчеркнуто, что ключевая роль в достижении прогнозных показателей роста сельскохозяйственной отрасли отводится крупным инвестиционным проектам, повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Раскрыт потенциал региона в повышении уровня самообеспеченности основными продовольственными ресурсами. Определены и обоснованы условия увеличения экономической доступности продовольствия для граждан - повышение уровня жизни населения и снижение бедности, поддержка социально-незащищенных слоев населения. В рамках проводимой политики импортозамещения определены основные меры обеспечения продовольственной безопасности на уровне региона.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, угрозы продовольственной безопасности, агропромышленный комплекс, импортозамещение, продовольственная самообеспеченность региона, импорт, индекс внешнего продовольственного давления, экономическая доступность продовольствия, достаточность потребления продуктов питания.

Продовольственная безопасность, выступая структурным элементом национальной безопасности страны, отражает такое положение экономики, когда устойчиво на протяжении длительного периода времени обеспечивается продовольственная независимость государства и ее регионов, физическая и экономическая доступность основных продуктов питания для населения в объеме и качественных характеристиках, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации и создающих условия для полноценного воспроизводства человеческого капитала.

Таким образом, одной из актуальных мировых проблем в современных условиях хозяйствования выступает обеспечение продовольственной безопасности. В обозначенной проблеме традиционно выделяют три аспекта - достижение продовольственной самообеспеченности страны, ее регионов, создание благоприятных условий для продовольственной независимости в мировом масштабе, обеспечение безопасности потребляемых продуктов питания для жизни и здоровья населения, а также окружающей среды.

Решающее значение в развитии продовольственной безопасности страны и ее регионов играет внешнеэкономическая политика [3].

Серьезного внимания заслуживают угрозы продовольственной безопасности. Необходимо выделить внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности. Внутренние угрозы появляются под воздействием внутренних факторов, то есть факторов изменения массового спроса и массового предложения, возникающих в пределах экономики страны или региона. Внешние же факторы являются следствием открытости экономики, проявлением ее интеграции в экономическое пространство [1].

Ключевым индикатором продовольственной безопасности является степень обеспечения населения основными продуктами питания в количестве и качестве, отвечающим рекомендуемым нормам. За годы реформ в Брянской области сократилось потребление наиболее ценных пищевых продуктов (табл.1).

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614

«Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» население Брянской области в 2018 г. недостаточно потребляло по ряду продовольственных товаров [2].

Если сравнивать фактические показатели 2018 г. с нормативами потребления основных продуктов питания, становится очевидным, что по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, маслу растительному, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, рыбе и рыбопродуктам, медицинские нормы не выдерживаются. Так, по молоку и молоко-продуктам фактический уровень потребления составляет лишь 51,7% от нормы, овощам и бахчевым - 69,3%, фруктам и ягодам -43%, рыбе и рыбопродуктам - 73,6% соответственно. В то время как превышены нормы

потребления по картофелю - на 72,2%, сахару - на 41,7%, хлебным продуктам - на 11,5% и яйцам и яйцепродуктам - на 6,2% к рекомендованному уровню Минздрава соответственно. В результате рацион питания оказывается несбалансированным: растет число углеводо- и крахмалосодержащих продуктов, доля же высокобелковых продуктов уменьшается, отмечается витаминный дефицит. Так, по сравнению с 1990 г., потребление мяса и мясопродуктов снизилось - на 20,5%, молока и молокопродуктов - на 58,4%, яиц -на 22,3%, сахара - на 42,4%, картофеля - на 24,8%, рыбы и рыбопродуктов - на 32,5% соответственно. Зафиксирован рост потребления по растительному маслу, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам.

Таблица 1

Потребление основных продуктов питания в Брянской области на душу населения,

Основные продукты питания Нормы потребления Годы Темп роста, %

1990 2014 2015 2016 2017 2018 2018 г. к норме потребления 2018 г. к 1990г. 2018г. к 2017г. 2018г. к 2014г.

Мясо и мясопродукты 73 83 64 64 65 65 66 90,4 79,5 101,5 103,1

Молоко и молочные продукты 325 404 208 193 186 179 168 51,7 41,6 93,9 80,8

Яйца и яйцепродукты, штук 260 355 232 233 242 258 276 106,2 77,7 107,0 119,0

Сахар 24 59 34 32 33 32 34 141,7 57,6 106,3 100,0

Масло растительное 12 9,2 11,2 9,7 10,3 10,9 11,4 95,0 123,9 104,6 101,8

Картофель 90 206 150 151 155 152 155 172,2 75,2 102,0 103,3

Овощи и бахчевые 140 95 88 90 91 95 97 69,3 102,1 102,1 110,2

Фрукты и ягоды 100 31 51 44 49 45 43 43,0 138,7 95,6 84,3

Хлебные продукты 96 138 114 107 110 109 107 111,5 77,5 98,2 93,9

Рыба и рыбопродукты 22 24 14,8 15,2 15,5 15,8 16,2 73,6 67,5 102,5 109,5

В период 2014-2018 гг отмечается положительная динамика фактического потребления продовольственных товаров, в частности -мяса, яиц, масла растительного, картофеля, овощей и бахчевых, рыбы и рыбных продуктов.

На уровень продовольственного самообеспечения могут оказывать влияние множество факторов: технические, экономические, социальные, политические, но решающим из них является состояние сельскохозяйственного производства [7].

Несмотря на наметившуюся в последние годы положительную динамику индекса физического объема сельхозпродукции, снижение удельного веса убыточных

сельскохозяйственных предприятий в общем объеме сельхозпредприятий, действующих в области, сокращение степени износа основных фондов сельхозпредприятий, уровень рентабельности имел тенденцию к снижению, причем в 2016 г. и 2017 г. зафиксированы отрицательные значения уровня рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг —2,06% и -1% соответственно. Наибольшие темпы сельскохозяйственного производства наблюдались в 2014 г. и 2015 г. - 114,9% и 113,1% соответственно. В 2017 г. и 2018 г. отмечалось некоторое замедление темпов роста продукции сельского хозяйства (табл. 2).

Таблица 2

Показатели, характеризующие состояние сельскохозяйственного производства _Брянской области в 2014-2018 гг. [6]__

Показатели Годы Абсолютное отклонение

2014 2015 2016 2017 2018 2018 г. к 2017г. 2018 г. к 2014г.

Индексы физического объема производства продукции сельского хозяйства, % 114,9 113,1 108,9 106 103,1 -2,9 -11,8

Доля сельского хозяйства в структуре ВРП, % 12,3 15,5 17,2 19,7 19,7 0 7,4

Степень износа основных фондов, % 43,5 41,6 41,2 34,8 33,6 -1,2 -9,9

Коэффициент обновления техники, % 4,9 17,1 8,9 8 7,5 -0,5 2,6

Удельный вес убыточных сельхозпредприятий, % 29,23 29,82 37,04 28,57 28,4 -0,17 -0,83

Уровень рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, работ, услуг, % 14,66 8,51 -2,06 -1 0,19 1,19 -14,47

Положительной тенденцией в развитии регионального агропромышленного комплекса (АПК) является увеличение за последние пять лет доли сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта (ВРП) с 7% до 19,7%. О развитии сельского хозяйства, в том числе в части обновления материально-технической базы свидетельствует показатель износа основных фондов, который в период 2014 - 2018 гг. снизился с 43,5% до 33,6%. Коэффициент обновления техники вырос в 2018 г. к уровню 2014 г. с 4,9% до 7,5%.

О темпах развития пищевой и перерабатывающей промышленности, состояние которой также влияет на уровень продовольственной безопасности региона, можно судить по индексу физического объема промышленного производства пищевой промышленности (рис. 1).

120,

В период 2014 - 2018 гг. наблюдаются положительные темпы роста индекса физического объема промышленного производства пищевой промышленности, причем в 2017 г. и 2018 г. темпы роста промышленного производства пищевой промышленности опережали темпы роста производства продукции сельского хозяйства - 118,6% и 110,8% против 106% и 103,1% соответственно.

Согласно прогнозам, в период 20202021 гг. ожидается положительная динамика индекса производства продукции сельского хозяйства - 101,2-104,8%. Прогнозируемый объем сельскохозяйственного производства в 2020 г. и в 2021 г. должен составить соответственно 106,2 млрд. руб. и 111,0 млрд. руб.

115,

110,

105,

100,

95,

114,9

114,8

/

♦ 118,6

113,3

113,1

Л08,9--

♦ 110.8

103,1

2014

2015

2016

2017

2018

♦ Индексы физического объема промышленного производства пищевой промышленности,%

—■— Индексы физического объема производства продукции сельского хозяйства, % Рис. 1 Индексы физического объема промышленного производства пищевой промышленности и сельского хозяйства Брянской области, % к предыдущему году [6]

Реализация крупных инвестиционных проектов, повышение эффективности сельскохозяйственного производства будут способствовать достижению прогнозных

показателей роста сельскохозяйственной отрасли в 2020-2022 гг.

Следующий показатель, который целесообразно рассмотреть при характеристике

продовольственной безопасности - индекс внешнего продовольственного давления (ИВПД). Динамика индекса внешнего продовольственного давления в отношении яиц и яйцепродуктов говорит о том, что год от года зависимость области от ввозимых из-за ее пределов ресурсов увеличивается. Так, в 2014 г. ИВПД составил 0,025, в 2018 г. его значение выросло до 0,197. Также регион зависим от ввоза (в том числе импорта) по овощам и бахчевым, однако в динамике зависимость снижается, поскольку индекс внешнего продовольственного давления в 2014 -2018 гг. снизился с 0,254 до 0,036. Степень внешнего продовольственного давления по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопро-дуктам, картофелю сокращается. Так, по мясу и мясопродуктам за исследуемый период ИВПД снизился с -1,398 до -3,271, молоку и молокопродуктам - с -0,060 до -0,074, картофелю - с -1,546 до -2,745. Более того, отрицательное значение индекса внешнего продовольственного давления говорит о том, что по указанным видам продовольственных ресурсов вывоз превышает ввоз. Причем, если превышение вывоза (включая экспорт) над ввозом (включая импорт) по мясу и мясопродуктам составило в 2018 г. - 3,48 раз, то в отношении картофеля - 43,72 раза.

Не менее важный фактор продовольственной безопасности региона - степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок. Наблюдается зависимость региона от импорта продовольственных товаров.

Меры, направленные на развитие отечественного АПК, проводимая политика 1200

1000 -

800

600

э

а 400 -

200 -

73 66

I Г-

импортозамещения, ослабление курса рубля, продовольственное эмбарго в отношении стран Европейского Союза и США в последние пять лет способствовали снижению импортного давления в целом по всем продовольственным товарам с 34% до 24%. В отношении мяса и птицы доля импорта за исследуемый период сократилась на 11,9%, по говядине - на 14%, свинине - на 15%, по маслам животным, сырам, сухому молоку и сливкам - на 17,8%, 12,9% и 10,7% соответственно. Увеличение доли импорта отмечается по растительным маслам - с 14% до 17,9% в общем объеме товарных ресурсов. Рост удельного веса импортируемых растительных масел обусловлен, прежде всего, увеличением поставок пальмового масла.

Таким образом, регион активно участвует в политике импортозамещения и способен в полной мере обеспечивать себя молоком и молочными продуктами, говядиной, свининой, мясом птицы, картофелем. Однако заместить полностью импорт продовольствия невозможно и экономически нецелесообразно в силу отсутствия благоприятных климатических условий для выращивания ряда сельскохозяйственных культур, в частности фруктов, орехов, чая, кофе и т.д.

Необходимо отметить, что за последние пять лет обеспеченность области продуктами собственного производства по мясу и мясопродуктам возросла с 98,73% до 469,39%, молоку и молочным продуктам с 79,65% до 145,06%, яйцам - с 89% до 117,52%, по овощам и бахчевым - с 85,46% до 123,5%, по картофелю - с 184,46% до 710,38% (рис. 2).

324,5

97 119,8

2 х а

я ;=

□ норма потребления П фактическое потребление П производство

Рис. 2 Соотношение уровней нормативного, фактического потребления и производства основных продуктов питания на душу населения Брянской области в 2018 г., килограммов [4]

1101,1

325

309,8

260

243,7

168

155

140

90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Существенным положительным сдвигом можно обозначить то, что по большинству основных продуктов питания минимальный уровень собственного производства, обозначенный в Доктрине продовольственной безопасности, удалось достигнуть [5]. Исключение составляет молоко и молокопро-дукты, овощи и бахчевые, а также фрукты и ягоды - уровень производства которых обеспечивает только 74,98%, 85,57% и 29,61% потребностей населения региона.

При обеспечении продовольственной безопасности особое значение придается также экономической доступности продовольствия для населения. Экономическая доступность проявляется в платежеспособной возможности различных групп населения приобретать продукты питания в объемах и качественных характеристиках, соответствующих утвержденным нормам. Экономическая доступность продовольствия оценивается посредством коэффициента экономической доступности, который определяется соотношением стоимости продовольственной корзины к среднемесячному доходу в расчете на душу населения. Приближение размера среднемесячного дохода к стоимости продовольственной корзины, выступает свидетельством снижения экономической доступности. Так, динамика коэффициента экономической доступности подтверждает, что в начале реформ ситуация была угрожающей, снижение экономической доступности продовольствия наблюдалось также в 1998 г. (0,638), что связано с последствиями кризиса. Начиная же с 2000 г. наметилась положительная динамика - продовольствие для населения год от года становится экономически более доступным.

В последние пять лет зафиксированы незначительные колебания экономической доступности продовольствия для населения Брянской области. Так, в 2014 г. наблюдалась самая высокая экономическая доступность продовольствия (0,125) за анализируемый период, а в 2018 г. составила 0,137. Таким образом, по сравнению с периодом 1990-х гг., доступность продовольствия для населения региона с экономической точки зрения увеличилась значительно.

Важно, чтобы продовольствие было не только доступным для населения, но и

достаточным согласно требованиям Минздрава. Коэффициент достаточности потребления представляет собой отношение фактической калорийности суточного рациона питания к рекомендуемой (нормативной) энергетической ценности рациона питания. Рекомендуемая (нормативная) энергетическая ценность (калорийность) рациона питания берется из расчета рекомендаций ФАО - 3000 ккал. Значение коэффициента достаточности потребления продовольствия населением Брянской области в период 2014-2018гг. претерпевало незначительные изменения и в численном значении приближается к единице. Следовательно, рацион питания среднестатистического жителя Брянской области с точки зрения энергетической ценности стремиться к рекомендованному (нормативному) значению. При переходе от группы населения с наименьшими располагаемыми ресурсами к последующей группе с большими располагаемыми ресурсами наблюдается рост значений коэффициента достаточности. При этом отмечается значительный разрыв в достаточности потребления продовольствия между 1-й и 8-й группами населения. Анализ данных достаточности потребления в группах населения с различными уровнем благосостояния в Брянской области показывает, что только граждане с доходами в диапазоне от 27000,1 руб. до 45000 руб. начинают питаться на рекомендуемом (нормативном) уровне.

Исследование показателей продовольственной безопасности региона позволяет сделать вывод о том, что Брянскую область необходимо отнести к категории регионов ввозящих по яйцам и яйцепродуктам, овощам и бахчевым и вывозящих - по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, а также картофелю. В настоящее время Брянская область не обеспечивает себя полностью продовольственными ресурсами в объеме, достаточном для удовлетворения внутренних потребностей. Это подтверждают выявленные показатели уровня самообеспеченности области.

В последние годы наметилась положительная динамика - продовольствие для населения год от года становится экономически более доступным. Рацион питания среднестатистического жителя Брянской области по энергетической ценности стремиться к

нормативному значению.

Основные меры по стабилизации продовольственной безопасности в регионе должны быть направлены на развитие и совершенствование системы организованного питания; внедрение в сельскохозяйственную отрасль, а также в пищевую промышленность инновационных технологий; поддержание базовых показателей продовольственной независимости России, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности. Важна пропаганда здорового питания среди населения; контроль состояния питания населения в организациях и специально

организованных коллективах. Ключевое значение несут мероприятия по повышению уровня жизни населения и снижению бедности, обеспечению поддержки социально-незащищенных слоев населения. Таким образом, для обеспечения продовольственной безопасности региона особое значение должно придаваться созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, формированию соответствующих торговых структур, а также повышению платежеспособного спроса населения.

Список литературы

1. Переверзин, Ю.Н. Продовольственный рынок как условие и инструмент обеспечения продовольственной безопасности/ Ю.Н. Переверзин, Ю.П. Марцев, Т.Ю. Дьячкова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т.6. №11(11), С. 60-66

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания»// журнал «Вестник образования России», октябрь 2016 г., N 19

3. Тачкова, И.А. Оценка экономического потенциала и приоритетов развития продовольственного рынка региона // Экономика: теория и практика. 2017. №2(46), С.42-46

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://bryansk.gks.ru

5. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»// «Российская газета» от 3 февраля 2010 г. № 21

6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru

7. Фещенко, В.В. Управление инновационным развитием агропромышленного комплекса в современных экономических условиях/ В.В. Фещенко, И.А. Тачкова // Экономика и предпринимательство. 2017. №10-2(87-2), С. 174-177.

ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC CRITERIA FOR FOOD SECURITY IN THE REGION

The article addresses the main threats to food security. Three aspects of the food problem in modern economic conditions have been identified - achieving food self-sufficiency of the country and its regions, creating favourable conditions for food independence on a global scale, ensuring safety of consumed food for life and health of the population, as well as the environment. It has been revealed that foreign economic policy plays a decisive role in the development of food security of the country and its regions. Socio-economic criteria of food security of the Bryansk region were evaluated: the degree of development of agricultural production and processing industry; The level of consumption of basic foodstuffs in accordance with established physiological standards; Degree of external food pressure; The share of imported food in total consumption patterns; The level of self-sufficiency of in-house products; Economic accessibility and food adequacy for the people of the Territory. It was stressed that the key role in achieving the forecast indicators of growth of the agricultural industry is given to large investment projects, improving the efficiency of agricultural production. The potential of the region to increase self-sufficiency in basic food resources has been revealed. Conditions for increasing the economic availability of food for citizens have been defined and justified - improving the standard of living of the population and reducing poverty, supporting socially vulnerable segments of the population. Import substitution policies have identified key measures to ensure food security at the regional level.

Keywords: food security, threats to food security, agribusiness, import substitution, food self-sufficiency of the region, imports, external food pressure index, economic affordability of food, sufficiency of food consumption.

References

1. Pereverzin, Y.N. Food Market as a Condition and a Tool for Ensuring Food Security/Y.N. Inverzin, Y.P. Martsev, T.Y. Dyachkova//Topical Problems of Humanities and Socio-Economic Sciences. 2017. V.6. N. 11 (11), P. 60-66

2. The order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 19, 2016 N. 614 «About the approval of Recommendations about rational norms of consumption of the foodstuff meeting the modern requirements of healthy food»// Vestnik Obrazovaniya Rossii magazine, October, 2016, N 19

3. Tachkova, I.A. Assessment of economic potential and priorities for the development of the food market of the region//Economics: theory and practice. 2017. N. 2(46), P. 42-46

4. Territorial body of the Federal Service of State Statistics in the Bryansk region. [Electronic Resource]. - URL: http://bryansk.gks.ru

5. The decree of the Russian President of January 30, 2010 N. 120 «About the approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation»//Rossiyskaya Gazeta of February 3, 2010 N. 21

6. Federal State Statistics Service. [Electronic Resource]. - URL: http://www.gks.ru

l. Feshchenko, V.V. Management of innovative development of agro-industrial complex in modern economic conditions/VV. Feshchenko, I.A. Tachkova//Economics and entrepreneurship. 2017. N. 10-2^7-2), P. 174-177.

Об авторе

Тачкова Инна Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, E-mail: inn20S0@yandex.ru

Tachkova Inna Aleksandrovna - candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of economy and management, Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Bryansk state University named after academician I.G. Petrovsky», E-mail: inn20S0@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.