Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность России в условиях вступления в ВТО'

Продовольственная безопасность России в условиях вступления в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность России в условиях вступления в ВТО»

Рисунок 2 - Динамика поголовья КРС (в т.ч. коров) в РФ, тыс. голов (по данным Росстата).

Для изменения создавшегося положения необходимо активизировать работу агропромышленного комплекса. При сравнительно высокой обеспеченности земельными ресурсами на душу населения Россия может решить проблему продовольственной безопасности.

Для ликвидации угрозы продовольственной безопасности, необходимо:

- создание равных экономических условий хозяйствования для всех форм собственности и организации производства;

- разработка комплекса мер по дополнительной поддержке сельхозпроизводителей, направленный на смягчение для них последствий от вступления в ВТО;

- ужесточение требований к качеству импортируемого продовольствия; оптимальные

сочетания государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

- развитие инфраструктуры села; восстановление национального производства технических средств, удобрений, средств защиты растений, оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Источник

1. Проблемы государственного регулирования импорта мяса и молока в рамках членства РФ в ВТО и Таможенном союзе: аналитический обзор/ В.И. Чинаров, Н.И. Стрекозов, О.В. Баутина, А.В. Чинаров, Е.Ю. Харламов. - ВИЖ Россельхозакадемии, 2013.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Егорова О.Д., экономист Всероссийского института аграрных проблем и информатики

имени А.А. Никонова

Сложившаяся политическая картина мира ставит вопрос о продовольственной безопасности в разряд стратегических. Вынужденная позиция России при вступлении в ВТО для приобретения политических очков, повышения статуса на мировом рынке, расширение возможностей для дальнейшего ведения диалога, на данном этапе может превратиться в попытку диктата со стороны так называемых сильных участников, угрозы эмбарго и дальнейших способов оказывать воздействие на развитие нашей страны. В 2012 г. это было скорее обусловлено политической необходимостью, чем экономической.

Помимо геополитических проблем существуют еще угрозы природных бедствий, а также, санитарной безопасности.

Негативный опыт Украины (в ВТО с 2008 г.), так уповающей на Запад, еще до конфликта торговавшей по большей части не со странами, участницами ВТО, а с Белоруссией,

Казахстаном и Россией, а теперь и вовсе, развалившей свою экономику, ярко демонстрирует, как можно поставить страну в крайне невыгодное положение за очень короткое время. Через год после открытия торговых границ уровень ВВП Украины снизился на 15%, а объем промышленного производства сократился более чем на 40%. Для сравнения, уровень ВВП Европы за этот период снизился всего на 3-4%, а уровень ВВП Белоруссии и Казахстана практически не изменился.

А вот опыт экономического развития Китая, вступившего в ВТО в 2001 г., напротив, является убедительным. В ходе более чем десятилетних переговоров Пекин добился значительных уступок при вступлении, продолжая в то же время активно развивать собственную промышленность.

Еще до вступления в ВТО китайское правительство подготовило более 10 тыс. юристов,

специалистов, технологов, призванных защищать интересы страны на мировом рынке. Были выработаны соответствующие программные документы и технологии, позволяющие своевременно отрегулировать механизмы взаимоотношений между странами. Инвестиции государства в инфраструктуру АПК, дешевизна юаня, доступность кредитов: при стабильной валюте стоимость кредита для национальных производителей была на уровне около 6% годовых;

низкой стоимости рабочей силы: среднемесячная зарплата в Китае составляла примерно 110 долл. США, т.е. была более чем в 30 раз меньше, чем в США (по этому показателю Россия сейчас отстает от США в 5 раз); все это обеспечило успех в развитии экономики.

Несомненно, плюсы, имеющиеся при вступлении в ВТО, дающие странам возможность интегрироваться в мировую экономику, возможны при соблюдении ряда условий. Это, в первую очередь:

- инвестиции государства в сельское хозяйство;

- развитие наукоемких технологий и производств;

- подготовка специалистов;

- создание новых рабочих мест;

- повышение конкурентоспособности отечественных товаров и как следствие - укрепление имиджа страны на мировом уровне, развитие экономики.

Но для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо учитывать соотношение экспорта и импорта товаров, санитарную безопасность, расширение торговых и транспортных сетей для оперативного распределения сырья и продовольствия, создание стратегического запаса продовольствия, развитие производственной базы сельского хозяйства, обучение и подготовка высококлассных

специалистов в области АПК, создание наукоемких производств на основе современных технологий.

Низкая рентабельность вследствие высоких природных рисков в ведении сельского хозяйства (в отличие от промышленности, переработки и торговли) крайне важна поддержка государства в виде:

- бюджетных инвестиций в АПК;

- государственных заказов;

- налоговых льгот;

- таможенных пошлин;

- льготных кредитований;

- поддержки социальной сферы села;

- стимулирование предпринимательской деятельности.

Российские компании изначально находятся в неравных условиях с представителями транснационального капитала и международными банками - глобальные ТНК имеют доступ к неограниченным и дешёвым кредитным ресурсам, обладают современными производственными и управленческими технологиями, получают скрытые субсидии и поддержку, используют эффект масштаба производства и трансфертное ценообразование, которые позволяют выдавливать менее крупных национальных производителей с рынков.

В последнее время обстановка на внутреннем рынке продовольственных товаров характеризуется резким повышением розничных цен. Главные причины этого - рост мировых цен на продукты питания, прекращение субсидирования экспорта молочных продуктов в странах Евросоюза, а также превышение темпов увеличения издержек производства на отечественную продукцию по сравнению с ростом выручки от ее реализации.

Таблица 1 - Величина прожиточного минимума за I квартал 2013 г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения (руб. в месяц)

Все население В том числе

трудоспособное население пенсионеры дети

Величина прожиточного минимума 7095 7633 5828 6859

В том числе:

стоимость потребительской корзины 6591 6803 5828 6859

из нее минимальный набор:

продуктов питания 3307 3413 2922 3445

непродовольственных товаров 1642 1695 1453 1707

услуг 1642 1695 1453 1707

расходы по обязательным платежам и сборам1"1 504 830

Таблица 3 - Величина прожиточного минимума за I квартал 2014 г. в целом по Российской

Таблица 2 - Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в

расчете на душу населения (руб. в месяц)

Все В том числе

население трудоспособное население пенсионеры дети

2012 г.

I квартал 6307 6827 4963 6070

II квартал 6385 6913 5020 6146

III квартал 6643 7191 5229 6387

IV квартал 6705 7263 5281 6432

2013 г.

I квартал 7095 7633 5828 6859

Федерации, в расчете на душу населения (руб. в месяц):

Все население В том числе

трудоспособное население пенсионеры дети

Величина прожиточного минимума 7688 8283 6308 7452

В том числе:

стоимость потребительской корзины 7142 7375 6308 7452

из нее минимальный набор:

продуктов питания 3600 3717 3178 3762

непродовольственных товаров 1771 1829 1565 1845

услуг 1771 1829 1565 1845

расходы по обязательным платежам и сборам 546 908

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ исчисление величины прожиточного минимума за I квартал 2013 г. произведено на основании потребительской корзины в целом по Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ, и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания,

непродовольственные товары и услуги за январь, февраль и март 2013 г.

Расчет величины прожиточного минимума соответствует новому порядку, введенному с 2013 г. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому продукты питания определяются в натуральных показателях, а непродовольственные товары и услуги - в соотношении со стоимостью продуктов питания.

Таблица 4 -Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в _расчете на душу населения (руб. в месяц)_

Все население В том числе

трудоспособное население пенсионеры дети

2013 г.

I квартал 7095 7633 5828 6859

II квартал 7372 7941 6043 7104

III квартал 7429 8014 6097 7105

IV квартал 7326 7896 6023 7021

2014 г.

I квартал 7688|| 8283 || 6308 7452

Источники

1. Оболенцев И., Корнилов М., Синюков М. Продовольственная безопасность // Экономист. 2005. - № 12.

2. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник/ под ред. В.К. Сенчагова. - 3-е

издание., перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 3. Данные с сайта http://www.gks.ru/ Федеральной службы государственной статистики

ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ВТО

Остапенко Т.В., к.э.н. Институт аграрных проблем РАН

В условиях ВТО актуальной задачей является сохранение продовольственной независимости России по основным продовольственным продуктам. Молочнопродуктовый комплекс относится к числу наиболее уязвимых отраслей агропромышленного комплекса. Большую часть российского рынка могут занять иностранные фирмы. В то же время как некоторые отечественные неконкурентоспособные предприятия могут прекратить свое существование. Проведенный стратегический анализ молочнопродук-товой цепочки позволит выработать стратегию его развития в условиях ВТО.

Продовольственная независимость РФ -это состояние экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее 80% годовой потребности населения в этих пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания и в случае прекращения ввоза на

территорию РФ пищевых продуктов не возникает продовольственный кризис.

В 2012 г. уровень продовольственной независимости составил 80,2%. Однако по отдельным видам молочной продукции продовольственная независимость нарушена в значительной мере: по маслу животному в 2012 г. она составила 65,4%, по сырам 53,2%, по молоку и сливкам сухим 58,5%

Динамика изменения коэффициентов продовольственной независимости РФ по отдельным видам молочной продукции однозначно указывают на высокую вероятность не достижения молочным подкомплексом России установленных Доктриной критериев продовольственной независимости к 2015 г. Более того, продовольственная независимость РФ по сухому обезжиренному молоку будет прогрессивно сокращаться (табл. 1).

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Молоко и молокопродукты 83,0 82,8 83,5 80,6 81,2 80,2

Масло животное 68,5 66,4 73,6 70,0 68,4 65,4

Сыры 59,3 57,8 59,8 53,4 54,9 53,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молоко и сливки сухие 78,7 70,6 63,4 40,2 59,7 58,5

Таблица 1 - Уровни продовольственной независимости по отдельным видам молочной продукции

Рассчитано по данным «Балансы продовольственных ресурсов», а также Статистического бюллетеня Балансы товарных ресурсов отдельных товаров (видов продукции)» за соответствующие годы (данные по промышленному производству)

В условиях ВТО важно выявить ключевые проблемы, требующие решения на основе стратегического анализа современного состояния и тенденций развития молочной промышленности. Проведенный стратегический анализ

молочнопродуктовой цепочки РФ позволил выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (табл. 2).

Таблица 2 - Стратегический анализ( SWOT) молочнопродуктовой цепочки РФ

Сильные стороны ф) Слабые стороны

Благоприятные природно-климатические условия Наличие земельных ресурсов, пригодных для пастбищ Потенциал по развитию крупных молочно-товарных ферм Наличие институтов по кредитованию, лизинговых компаний по поставке оборудования Мелкотоварное производство Слабая кормовая база Низкий уровень продуктивности скота Доля импорта молока и молочных продуктов превышает порог продовольственной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.