Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность как ключ к прогрессу экономики образования'

Продовольственная безопасность как ключ к прогрессу экономики образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / FOOD POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ECONOMIC PROGRESS / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMICS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамидуллина Гульнара Рафкатовна, Гатина Гульназ Рашитовна

В статье изложены методологические основы продовольственной безопасности. Представлены понятие, содержание продовольственной безопасности и приоритетные направления эффективной продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY AS A KEY TO PROGRESS OF ECONOMICS OF EDUCATION

The article concerns methodological fundamentals of food security. Concepts, contents of the food security system and priorities of effective food security are presented.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность как ключ к прогрессу экономики образования»

УДК 338.439.053

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КЛЮЧ К ПРОГРЕССУ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Р. Хамидуллина, Г.Р. Гатина

В статье изложены методологические основы продовольственной безопасности. Представлены понятие, содержание продовольственной безопасности и приоритетные направления эффективной продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственная политика; экономический прогресс; экономика образования.

G.R. Hamidullina, G.R. Gatina. FOOD SECURITY AS A KEY TO PROGRESS OF ECONOMICS OF EDUCATION

The article concerns methodological fundamentals of food security. Concepts, contents of the food security system and priorities of effective food security are presented.

Keywords: food security; food policy; economic progress; economics of education.

В одном из своих стихотворений великий русский поэт Н.А.Некрасов громко воскликнул: «В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему». Действительно, связь власти, ее устойчивости, крепости, незыблемости с проблемой голода, достаточностью продовольствия для населения во всех странах мира и во все времена воспринималась как объективно существующая и неразрывная. Защита государства и граждан России от угроз продовольственной безопасности не может не быть сферой неустанной заботы государства и пристального внимания ученых и сегодня.

Прежде чем перейти к обсуждению вопроса влияния продовольственной безопасности на прогресс экономики образования, уточним ключевое понятие «продовольственная безопасность». Сам термин «продовольственная безопасность» введён в 1974 г в Риме на Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной Советом продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Причиной её созыва стал мировой зерновой кризис, вызванный неурожаем 1972 г. Тогда, в условиях сокращения товарных ресурсов, цены на зерно и нефть увеличились по годовым показателям на мировых рынках на 300-400%. Многие страны, зависевшие от импорта продовольствия и кормов, попали в трудное экономическое положение. В результате возросло стратегическое влияние крупнейшего в мире производителя излишков продовольствия - США. На конференции обсуждались две основные темы: прирост населения в контексте мировой нехватки продовольствия и перемены в мировых поставках продовольствия [6].

Исходный английский термин - «food security» переводится двояко: как продовольственная безопасность или как продовольственная обеспеченность. Второй вариант перевода точнее отражает смысл понятия, определяющего обеспечение гарантированной физической и экономической доступности продуктов питания для населения. Следствием неквалифицированного перевода стало появление в русскоязычных документах термина «продовольственная небезопасность», который лучше переводить как «продовольственная необеспеченность», тем более, что это понятие означает нехватку продовольствия.

В настоящее время под продовольственной безопасностью понимается доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни. При достижении продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном количестве, их поставки являются сравнительно стабильными и каждый нуждающийся человек может получить продовольствие. Соответственно, под национальной продовольственной безопасностью понимается такое положение, при котором все члены общества фактически пользуются правом на достаточное питание или продовольственные ресурсы, и в принципе имеется необходимое количество продовольствия. Достижение продовольственной безопасности на уровне домашнего хозяйства подразумевает обеспечение надлежащего количества продуктов на конкретной территории, сравнительно устойчивое снабжение ими и гарантирование каждому человеку, нуждающемуся в продовольствии на данной территории, возможности получить его,

144

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №4(18)

с тем чтобы вести здоровую и продуктивную жизнь [7].

Продовольственная безопасность - элемент национальной безопасности государства.

Ситуация, при которой все люди в любой момент имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода [2].

Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности - непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики.

Определения продовольственной безопасности, сформулированные на Римской встрече, содержат указания на следующие элементы:

1) физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;

2) экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения;

3) автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);

4) надежность, т.е. способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;

5) устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства.

Продовольственная политика, соответственно, рассматривается как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития.

Продовольственная безопасность и питание являются ключом к прогрессу по другим направлениям развития, таким как занятость,

образование, окружающая среда, здравоохранение и достижение достойного будущего для всего человечества.

Экономический прогресс страны, благополучие наших граждан во многом зависят от успехов в развитии агропромышленного комплекса. Россия обладает поистине уникальным аграрным потенциалом, который может способствовать решению важнейших социально-экономических задач. При этом важно, чтобы система ведения сельского хозяйства опиралась на принципы концепции устойчивого развития, т.е. обеспечивала постоянное и достаточное снабжение населения продовольствием без ущерба для окружающей среды.

Экономика образования - важная ветвь системы экономических наук. Эти науки занимаются исследованием совокупности производственных отношений во взаимодействии с производительными силами и выясняют: как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей.

Экономика образования, будучи одной из отраслевых экономических наук, имеет свой особый предмет и решает свои специфические задачи. Она связана с постижением и анализом своеобразных экономических закономерностей их развития в сфере обучения и подготовки квалифицированных работников [4].

Экономика образования относится к числу самых молодых экономических наук. Ее предметом выступает взаимодействие производительных сил и производственных отношений в системе образования, обеспечивающих качество образовательных услуг, соответствующее потребностям долгосрочного устойчивого развития социально-экономической системы.

Экономика образования как система характеризуется такими свойствами: целенаправленность, целостность, многоструктурность, взаимосвязанность ее элементов, устойчивость, управляемость, самонастройка, способность к самосовершенствованию, т.е. к развитию. Но это не замкнутая система. Она составляет особое единство с окружающей средой, с системой общего порядка.

Следует отметить, что экономика образования является неотъемлемым структурным элементом системы образования в целом, в каких бы организационных, правовых и иных формах последняя ни функционировала. Именно своеобразие производительной деятельности и экономических отношений в отрасли образования обусловили появление такой особой экономической науки, как экономика образования.

Один из научных подходов к экономике образования содержится в исследованиях отечественных экономистов. Истоки зарождения экономики образования как науки просматриваются в трудах академика С.Г. Струмилина [5], посвященных хозяйственному значению народного образования, его влиянию на эффективность труда и производства. В этих трудах нашли отражение идеи об экономической эффективности образования, а также выделены теоретико-методологические аспекты, которые были впоследствии развиты в современной теории человеческого капитала.

Свое монографическое оформление теоретическая модель экономики образования получила в публикациях В.А. Жамина и С.Л. Костаняна в 60-70-е гг., определивших экономику образования в качестве «науки, которая изучает характер проявления и специфику действия экономических законов в одной из отраслей народного хозяйства - в образовании; исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства, науки, культуры и воспитания человека» [3, с. 152].

В рамках приведенного выше определения можно выделить непосредственную взаимосвязь экономики образования с процессами расширенного воспроизводства рабочей силы, что является необходимым условием обеспечения процесса расширенного воспроизводства социально-экономической системы в целом. Прежде всего, продуктивен сам постулат о том, что экономика образования - неотъемлемая и важная составная часть системы экономических наук. Поэтому в качестве теоретической и методологической основы и для экономики образования выступает политическая экономия, выясняющая экономические категории и законы развития любой отрасли экономики.

Отметим, что взаимодействие между различными субъектами, от которых зависит развитие сферы услуг высшего профессионального образования, зачастую носит достаточно противоречивый характер. Так, могут существовать различные представления о качестве образовательных услуг между учреждениями образования и крупными отраслевыми потребителями подготавливаемых кадров - например, промышленными предприятиями, организациями финансово-кредитной системы, государственными органами и т.п. Возможно и существенное несоответствие между государственными стандартами к объему и качеству образовательных услуг и уровню компетент-

ности педагогов конкретных образовательных организаций системы высшего профессионального образования (ВПО). Наконец, сами абитуриенты могут в определенной своей массе придерживаться сугубо номиналистического подхода к образовательным услугам, будучи заинтересованы преимущественно в получении диплома соответствующего учреждения ВПО, а не собственно в образовательных услугах высокого уровня качества.

Для решения или, по крайней мере, уменьшения возможных противоречий, минимизации вероятности их трансформации в устойчивые социально-экономические диспропорции необходимо формирование комплексной системы управления услугами учреждений ВПО, интегрирующей различные элементы образовательного процесса в единой парадигме, предоставляющей возможность оперативного совершенствования структуры образовательного процесса, содержания образовательных услуг, контроля над качеством образования, коммуникаций с потенциальными работодателями и иными контрагентами учреждений ВПО и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что продовольственная безопасность должна основываться на императивах доступности продовольствия, стабильности продовольственной системы, обеспечении продовольственной справедливости и устойчивом развитии. Иными словами, реформирование системы продовольственной политики должно быть нацелено на достижение следующих эффектов, каждый из которых является императивным условием обеспечения продовольственной безопасности в будущем:

■ обеспечение доступности продовольствия для всех потребителей (т.е. достижение баланса между спросом и предложением на продукты питания);

■ обеспечение стабильности производства продуктов и поставок продовольствия на потребительский рынок, обеспечение защищенности производителей и поставщиков от резких изменений цен;

■ обеспечение «продовольственной справедливости», т.е. всеобщего доступа к продовольствию;

■ поддержка биоразнообразия и устойчивого развития.

Выбор приоритетов позволит распределить усилия и ресурсы и сделать деятельность по обеспечению продовольственной безопасности стратегически осмысленной и эффективной. Приоритетными направлениями следует считать следующие:

■ инвестирование в новые знания, практики, технологии;

146

Вестник Российского университета кооперации. 2014. №4(18)

■ распространение новых знаний и технологий;

■ рассмотрение продовольственной безопасности в контексте проблем устойчивого развития;

■ охрана неразработанных земель и невоз-обновляемых ресурсов;

■ поощрение устойчивого интенсивного развития производства продовольствия, отказ от экстенсивных практик;

■ сокращение объема отходов;

■ совершенствование системы мониторинга продовольственной системы, развитие информационной составляющей продовольственной политики;

■ учет проблемы доступа к невозобновляе-мым ресурсам в производстве продовольствия;

■ влияние на спрос с целью изменения моделей потребления;

■ опора на консенсус с гражданским обществом и производителями в принятии решений.

Важно, чтобы государство осуществляло прямое (для работников бюджетной сферы) и косвенное регулирование доходов населения, поддержку социально-обоснованного паритета доходов и уровня жизни различных социальных групп и территорий.

Список литературы

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 30.01.2010 г. №120. URL: http://news.kremlin.ru/about/copyrights (дата обращения: 19.07.2012).

2. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности (Рим, 13.11.1996).

3. Жамин В.А., Костанян С.Л. Критика современных буржуазных концепций мировой системы социалистического хозяйства. М.: Наука, 1985.152 с.

4. Лоза Г.Г., Строкова Т.А. Основные направления реформирования системы обеспечения продовольственной безопасности России: проблемы реализации // сб. науч. ст. Вып. 15. М.: Изд-во МГОУ, 2013. С. 73-87.

5. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.

6. Ушачев И. Продовольственная безопасность - основа стабильного развития российской экономики //АПК: экономика, управление. 2008. №8. С. 9-12.

7. Шутьков А. Обеспечить продовольственную стабильность России // АПК: экономика, управление. 2008. №6. С. 11-14.

ХАМИДУЛЛИНА Гульнара Рафкатовна - доктор экономических наук, профессор кафедры управления качеством. Инженерный институт Казанского (Приволжского) федерального университета. Россия. Казань. E-mail: gulnarah@list.ru

ГАТИНА Гульназ Рашитовна - ассистент кафедры управления качеством. Инженерный институт Казанского (Приволжского) федерального университета. Россия. Казань. E-mail: gulnaz_gatina@mail.ru

HAMIDULLINA, Gulnara Rafkatovna - Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Quality Management. Engineering Institute Kazan (Volga) Federal University. Russia. Kazan. E-mail: gulnarah@list.ru

GATINA, Gulnaz Rashitovna - Assistant of the Department of Quality Management. Engineering Institute Kazan (Volga) Federal University. Russia. Kazan. E-mail: gulnaz_gatina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.