симптоматикой. Таким образом, к наиболее частым ранним осложнениям генерализованных форм менингококковой инфекции следует отнести ряд критических состояний - синдром отека и набухания головного мозга (чаще при менингите), инфекционно-токсический шок (чаще при менингите), ДВС- и геморрагический синдромы, острую надпочечниковую недостаточность, синдромы органных поражений, синдром полиорганной недостаточности. Клиническая диагностика менингококкового менингита не вызывает особых затруднений в случае сочетанного течения менингита и менингококкцемии. При изолированном течении менингита, вызванного N. meningitidis, лишь анамнестичекие и эпидемиологические сведения (предшествующий на-зофарингит, больной из очага) косвенно могут указать на этиологию заболевания.
Случай из практики: Больной В., 19 лет. Поступил на 2-е сутки заболевания с жалобами на выраженную головную боль, тошноту, рвоту 3-4 раза. За 3 дня до настоящего заболевания перенес на ногах «простуду» - першение в горле, кашель, недомогание, повышение температуры тела до 37,80 С. Принимал жаропонижающие. Живет в общежитии, где среди студентов были случаи подобного заболевания.
При объективном осмотре - тело горячее, бледен, сыпи нет, в ротоглотке - гиперемия слизистой задней стенки глотки и дужек. Дыхание через нос свободное. Выявлены ригидность мышц затылка, «положительные симптомы Кернига».
В ОАК - нейтрофильный лейкоцитоз (лейкоциты - 12,3 х 1012/л, с - 78 %, СОЭ - 24 мм/час). В ликворе: цитоз 95 клеток, лимфоциты - 26, нейтрофилы - 69, белок -0,33 %0.
После антибиотикотерапии (пенициллин 18 млн в сутки в течение 6 дней) и патогенетической терапии наступило улучшение состояния с санацией ликвора. Из носоглотки выделена N. meningitidis.
Лабораторная диагностика. При генерализованных формах менингококковой инфекции, особенно в случае менингококкцемии, характерными являются - гиперлейкоцитоз, резкий сдвиг формулы влево и значительное ускорение СОЭ. Изменения коагулограммы и гемограммы коррелируют с проявлениями геморрагического и ДВС-синдромов.
При менингите без менингококкцемии в гемограмме выявляются нейтрофильный лейкоцитоз и ускорение СОЭ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ -ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НАЦИИ
В.В. Климов
Военная академия материально-технического
обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева (филиал г. Омск)
Проблема сохранения и укрепления здоровья военнослужащих в соответствии с требованиями устава внутренней службы является первостепенной задачей командиров и начальников всех степеней и рангов.
Демографический кризис 90-х годов, ухудшение показателей здоровья населения привели к снижению жизненных и социально-экономических потенциалов государства. Состояние здоровья граждан РФ на сегодняшний день, к сожалению, имеет низкие качественные и количественные показатели (А.А. Баранов, Л.А. Шеплягина, 2000, и др.). Среди населения России отмечается неуклонный рост так называемых болезней цивилизации, намети-
лась устойчивая тенденция к уменьшению продолжительности жизни, показатели смертности превышают рождаемость, снижается процент здоровых людей работоспособного возраста, болезни омолодились (В.К. Юрьев, Г.И. Куценко, 2000; Ширинский В.А., Сторо-женко А.Е., 2003; Ю.П. Лисицын, 2003, 2004; Г.Г. Онищенко, 2004, 2007; Г.А. Оглезнев, 2007). В России существует четыре основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5 %, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности - 58,5 %. При этом
на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5 %) стоит злоупотребление алкоголем. По экспертным оценкам, относительные показатели мало изменились за последние 6 лет (В.Р. Кучма, 2005, 2007, 2008, и др.). Вопросы адаптации, разработка мероприятий профилактического характера, облегчающих привыкание к новым климатогеографическим и социальным условиям, изучены недостаточно (Н.К. Сухотина, 1999; А.Г. Щедрина, 2007). О социальной стороне проблемы ухудшения популяционного здоровья за последние 15 лет свидетельствует выраженное увеличение распространенности саморазрушающих форм поведения населения РФ, даже среди несовершеннолетних (Вель-тищев Ю.Е., 1996; Величковский Б.Т., 2002). Больное и социально неблагополучное поколение не готово к созданию благополучных семей и не может воспроизвести полноценное, социально адаптированное потомство (Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф.).
В образовательных учреждениях, которые готовят военных специалистов, не идет речь о здоровьеформирующем направлении, а только о сохранении и укреплении индивидуального здоровья. Проблема состоит в том, что будущих офицеров не обучают (или обучают не в достаточной мере для формирования навыков) основам здорового образа жизни - стилю жизни, характеру поступков, поведения, межличностных отношений, основанных на нормах общечеловеческой морали, умению преодолевать стрессовые ситуации и не впадать в депрессивное состояние. Именно воспитание высокодуховного, нравственного человека лежит в основе формирования не только здорового образа жизни (ЗОЖ), но и социально-экономического прогресса государства Российского.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики должно стать сохранение и укрепление здоровья граждан РФ на основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и повышения доступности качественной медицинской помощи. Для укрепления здоровья граждан Российской Федерации необходимо разработать программу (науку) о здоровье и здоровом образе жизни и научить молодое поколение россиян мыслить, осознанно строить свой образ жизни на основе основных принципов ЗОЖ (А.Г. Щедрина, 2007).
Существует мнение, что здоровый образ жизни - это более широкое понятие, оно го-
раздо шире и глубже, чем формирование собственного индивидуального здоровья. Это стиль жизни, характер поступков, поведения, межличностных отношений, основанных на нормах общечеловеческой морали, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, т. е. полное физическое, психическое, социальное благополучие одного индивидуума (определение по ВОЗ). Поскольку критериев полного благополучия не дано и, по-видимому, не может быть дано, это определение затрудняет оценку здоровья человека.
Считаю, что это определение ЗОЖ не совсем точно отражает реалии человеческого бытия. Не может быть счастлив человек в одиночку, в отрыве от благополучия общества. Проблема формирования ЗОЖ по своему содержанию является междисциплинарной и помимо медицинских включает в себя социальные, психологические и иные аспекты, а это - составная часть государственной идеологии. Но, к сожалению, до настоящего времени имеются нерешенные вопросы по формированию культуры здоровья граждан РФ через создание здо-ровьесберегающей (здоровьеформирующей) среды. Так, отмечаются:
- отсутствие положительной динамики в состоянии здоровья граждан и средней продолжительности жизни, несмотря на внедрение различных подходов в здравоохранении;
- здоровый образ жизни не становится привычной нормой поведения каждого человека даже при позитивном отношении большинства людей к его принципам;
- отсутствие ответственности самого человека за свое здоровье (научно не обоснована, не доказана, не определена);
- ухудшение или полное несоответствие условий обучения курсантов (студентов) санитарно-гигиеническим требованиям;
- проблема реализации здорового образа жизни (осуществляется преимущественно через органы здравоохранения, хотя формирование ЗОЖ - это проблема комплексная, касается всех сфер жизни человека и должна рассматриваться в совокупности).
Под здоровьем понимается определенный уровень физической тренированности и подготовленности функционального состояния организма, полное душевное и психическое благополучие. Индивидуальное здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) определяется как «состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем, характеризующееся отличной согласованной работой всех органов и организма в целом (саморегулирующая система).
Психическое здоровье зависит от нормального состояния, функционирования головного мозга и характеризуется определенным уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием морально-волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются: сознательное отношение к труду; овладение сокровищами культуры; активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному, здоровому образу жизни. Физически и психически «здоровый» человек тоже может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами общественной морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Актуальность и недостаточная проработанность проблемы сохранения и укрепления здоровья, мотивации к здоровому образу жизни среди курсантов при получении профессии военного инженера и офицеров, имеющих более десяти лет выслуги, теоретическая и практическая значимость исследований в данном направлении на основе современного мировоззрения и достижений науки о человеке и послужили причиной выбора темы данной научной статьи.
Перед командиром встают порой неразрешимые задачи - сохранение и укрепление здоровья личного состава, сохранение окружающей природной среды, недопущение вреда местному населению и главная - выполнение боевой задачи, поставленной командованием.
Проблемы состояния здоровья человека, продолжительности его жизни и ее активности актуальны до настоящего времени: «Бытие определяет сознание, сознание определяет
образ жизни, образ жизни является составляющей здоровья человека».
На основании сравнительного анализа медицинских карточек и индивидуальных бесед с военнослужащими, завершающими службу в рядах Вооруженных сил РФ в связи с окончанием ее срока или вследствие приобретенного заболевания, с группой лиц их возраста, схожих по специальности (гражданских служащих), но не являющихся военнослужащими ВС РФ, установлено, что у группы военнослужащих (около 50-70 %) наблюдается переоценка своего физического возраста (т. е. физический (паспортный) возраст меньше, чем психический (эмоциональный) возраст) через осознание собственного «Я». Так, у их «гражданских» сверстников схожих специальностей такого эффекта не наблюдается, т. е. физический (паспортный) возраст соответствует действительному состоянию физиологических систем организма человека.
Этот феномен наблюдается, в частности, из-за того, что военнослужащих как группу особого риска, находящихся в длительном стрессовом состоянии, по-видимому, недостаточно подготавливают справляться с перегрузками в психоэмоциональной сфере. Так, например, из-за больших стрессовых перегрузок, ложащихся на офицерский состав, большой ответственности за состояние военной техники и вооружение, поддержание высокой боевой готовности личного состава, выполнение задач, поставленных командованием, происходит психологическая ломка сознания (сдвиг) в сторону увеличения возраста (эффект индивидуального старения).
Вследствие этих объективных причин у ряда военнослужащих, имеющих выслугу десять и более лет, наблюдается эффект психологического старения, который влияет на сознание, ощущение своего «Я» и состояние физического здоровья. Этот эффект можно объяснить следующим: длительный стресс, тяжелые условия военного труда у одних военнослужащих (с низкой мотивацией к военной службе и слабым типом темперамента: флегматики и меланхолики) вызывают депрессию, и они увольняются по собственному желанию. У других (с высокой мотивацией к военной службе и сильным типом темперамента: сангвиники и холерики) - провоцируют психологическую ломку сознания, которая вызывает нарушение гармоничного состояния физического здоровья и ряд заболеваний (сердечно-сосудистой системы,
центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др.). Этот феномен старения можно объяснить следующим примером психологического старения или гибели - смерть вуду (Барсукова З.П., Захарова
Л.М., Страхов С.Н.|, 2010).
В настоящее время существует две точки зрения на старение: пессимистическая - когда старение - это накопление случайных поломок в сложной системе, каковой является живой организм, и оптимистическая, при которой старение - это заключительный этап индивидуального развития организма человека, запрограммированный в геноме. С точки зрения пессимистов (а их среди биологов все еще подавляющее большинство), гериатрия -это наука о нашем умирании, т. е. пути на кладбище.
Оптимистическая состоит в том, что если это действительно программа, то ее можно сломать. Сломав ген, либо заблокировав его на стадии синтеза белка, либо нарушив один из этапов этого каскада, можно избежать старения, потому что сигнал не будет доходить до адресата - до каждой клетки - и не будет вызывать ухудшение ее деятельности.
Отчего же может умереть человек, если не от старости?
Если человечеству удастся отменить программу старения (генная инженерия), то мы выйдем на такие сроки жизни людей, когда появятся старческие болезни, не запрограммированные, а просто потому, что человек не привык, не приспособлен жить так долго (в сложной среде обитания себе подобных, а также в агрессивной среде с бактериями и вирусами, в сложных климатогеографиче-ских условиях), например, двести лет (хотя существует гипотеза, что клетки мозга рассчитаны на 450 лет жизни, а следовательно, и другие системы и органы человека, но сложные условия существования на Земле, ве-
дение неправильного образа жизни, агрессия патогенных микроорганизмов приводят к преждевременному старению и гибели организма человека). И, возможно, где-то у нас есть какое-то тонкое место, которое состарится действительно в силу накопления поломок или еще чего-нибудь, например, на третьем веке жизни. Но, к сожалению, сейчас мы до этого не доживаем.
В настоящее время человечество сводят в могилу инфекции, онкологические заболевания, инфаркты и инсульты. Несмотря на все современные антибиотики, старики умирают от пневмонии, потому что у них резко ослаблена иммунная система. Иммунная система начинает стареть где-то в 12-15 лет, мышечная - в 22 года. Целый ряд систем организма человека стареет с 30-40 лет. Это самое начало, как правило, не приводит к какой-то трагедии, потому что процесс еще не зашел слишком далеко. Вот тут его и надо остановить - правильным выбором военной профессии (имеет первостепенное значение в сохранении здоровья), ведением ЗОЖ (решающее значение в укреплении здоровья), формированием здо-ровьесберегающей (здоровьеформирующей) среды и гигиенического нормирования воинского труда для сохранения и укреплении здоровья военнослужащих.
Это первоочередная задача военной медицины и командования, которая решается на основании современных медицинских знаний о состоянии здоровья человека.
Таким образом, можно сказать, что значение образования в поддержании физического благополучия и здоровья человека неоценимо, а ЗОЖ является интегральным путем достижения качества здоровья каждого индивидуума в единстве его биологического, психического и социального развития и оптимальным фактором для развития общества на современном этапе.