Научная статья на тему 'Формирование индивидуального здоровья, направленного на мотивацию к здоровому образу жизни, у курсантов на этапе получения профессионального образования'

Формирование индивидуального здоровья, направленного на мотивацию к здоровому образу жизни, у курсантов на этапе получения профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Климов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуального здоровья, направленного на мотивацию к здоровому образу жизни, у курсантов на этапе получения профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА МОТИВАЦИЮ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, У КУРСАНТОВ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Климов

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева (филиал г. Омск)

Состояние здоровья граждан РФ на сегодняшний день, к сожалению, имеет низкие качественные и количественные показатели (А.А. Баранов, Л.А. Шеплягина, 2000 и др.). Демографический кризис 90-х годов, ухудшение показателей здоровья населения привели к снижению жизненных и социально-экономических потенциалов государства. Среди взрослого и детского населения отмечается неуклонный рост так называемых болезней цивилизации, наметилась устойчивая тенденция к уменьшению продолжительности жизни, показатели смертности превышают рождаемость, снижается процент здоровых людей работоспособного возраста, болезни омолодились (В.К. Юрьев, Г.И. Куценко, 2000; Ши-ринский В.А., Стороженко А.Е., 2003; Ю.П. Лисицын, 2003, 2004; Г.Г. Онищенко, 2004, 2007; Г.А. Оглезнев, 2007; Ерофеев Ю.В., Новикова И.И., 2013).

В России существует четыре основных фактора риска здоровья граждан: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5 %, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности - 58,5 %. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5 %) стоит злоупотребление алкоголем. По экспертным оценкам, относительные показатели мало изменились за последние 6 лет (В.Р. Кучма, 2005, 2008, и др.). Вопросы адаптации, разработка мероприятий профилактического характера, облегчающих привыкание к новым климатогеографическим и социальным условиям, изучены недостаточно (Н.К. Сухотина, 1999; А.Г. Щедрина, 2007).

О социальной стороне проблемы ухудшения популяционного здоровья за последние 15 лет свидетельствуют выраженное увеличение распространенности саморазрушающих форм поведения подростков и рост преступ-

ности даже среди несовершеннолетних (Вель-тищев Ю.Е., 1996; Величковский Б.Т., 2002). Больное и социально неблагополучное поколение не готово к созданию благополучных семей и не может воспроизвести полноценное, социально адаптированное потомство (Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф.).

Принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» предоставил общеобразовательным учреждениям возможность выбора программ, технологий и методов обучения. В результате за период 1992-2004 гг. существенно увеличились объем и сложность учебной нагрузки, были включены новые учебные дисциплины, введены инновационные технологии обучения (Степанова М.И, Сухарев А.Г., Каневская Л.Я., Шелонина О.А., 2002). В настоящее время в Омской области около 100 общеобразовательных учреждений работают в режиме экспериментальных учебных площадок. Сущность эксперимента заключается в интенсификации процесса обучения. Вместе с тем доля одаренных молодых людей сегодня не превышает 6 %, удельный вес имеющих высокие учебные возможности составляет 12-15 % (Кучма В.Р., Степанова М.И., 2000). В связи с этим проблема физиологической стоимости учебной перегрузки актуализируется. Повышение учебной нагрузки на курсантов и студентов за период инновационных преобразований в системе образования не сопровождалось улучшением материально-технической базы учреждений высшего образования, о чем свидетельствуют данные ведомственной отчетности. Уменьшение числа функционирующих кружков, спортивных секций, снижение внимания к подрастающему поколению со стороны родителей, недооценка здорового образа жизни также способствовали распространению саморазрушающих видов поведения среди молодежи (Вельтищев Ю.Е., 1996; Величковский Б.Т., 2002). При отсутствии действенной системы медицинского обслуживания, гигиенического

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ, КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

нормирования существенно повышается риск формирования у курсантов и студентов неблагоприятных для здоровья эффектов. Все это в совокупности существенно повышает риск потери полноценной личности для общества.

Даже у исходно здоровых людей во время получения профессии из-за чрезмерной интенсивности учебного процесса и нарушений, связанных с питанием (фактическое питание студентов свидетельствует об отрицательном дисбалансе энергии рациона и энергетических затрат организма на 20-25 %, недостатке в рационе питания пищевых волокон на 16,3 %, витаминов А, С и группы В - от 16 до 30 %), повышается риск формирования неблагоприятных для здоровья эффектов, а это лица детородного возраста, носители генетической информации, строители и защитники государства Российского (В.Р. Кучма, 2008, и др.).

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и повышения доступности и качества медицинской помощи. Для укрепления здоровья населения Российской Федерации необходимо разработать программу (науку) о здоровье и здоровом образе жизни и научить молодое поколение россиян мыслить, осознанно строить свой образ жизни на основе основных принципов ЗОЖ (А.Г. Щедрина, 2007).

По нашему мнению, здоровый образ жизни - это широкое понятие, оно гораздо шире и глубже, чем формирование собственного здоровья. Это стиль жизни, характер поступков, поведения, межличностных отношений, основанных на нормах общечеловеческой морали, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, т. е. полное физическое, психическое, социальное благополучие одного индивидуума (определение по ВОЗ). Поскольку критериев полного благополучия не дано и, по-видимому, не может быть дано, это определение затрудняет оценку здоровья человека.

Мы считаем, что это определение ЗОЖ не совсем точно отражает реалии человеческого бытия. Не может быть счастлив человек в одиночку, в отрыве от благополучия общества. Поэтому проблема формирования ЗОЖ по своему содержанию является междисциплинарной и помимо медицинских включает в себя социальные, психологические и иные аспекты, а это составная часть государственной идеологии. Но, к сожалению, до настоящего времени

имеются нерешенные вопросы по формированию культуры здоровья населения через создание здоровьесберегающей (здоровьеформиру-ющей) среды. Так, отмечаются:

- отсутствие положительной динамики в состоянии здоровья населения и средней продолжительности жизни, несмотря на внедрение различных подходов в здравоохранении;

- здоровый образ жизни не становится привычной нормой поведения каждого человека даже при позитивном отношении большинства людей к его принципам;

- отсутствие ответственности самого человека за свое здоровье (научно не обоснована, не доказана, не определена);

- ухудшение или полное несоответствие условий обучения курсантов (студентов) санитарно-гигиеническим требованиям;

- проблема реализации здорового образа жизни (осуществляется преимущественно через органы здравоохранения, хотя формирование ЗОЖ - это проблема комплексная, касается всех сфер жизни человека и должна рассматриваться в совокупности).

Актуальность и недостаточная проработанность проблемы сохранения и укрепления здоровья, мотивации к здоровому образу жизни среди курсантов и студентов при получении профессии военного инженера, теоретическая и практическая значимость исследований в данном направлении на основе современного мировоззрения и достижений науки о человеке и послужили причиной выбора темы диссертационного исследования: проведение сравнительной оценки факторов риска здоровья, мотивации к здоровому образу жизни среди курсантов и студентов при получении профессии военного инженера и разработка рекомендаций по повышению адаптивных возможностей будущих офицеров к стрессовым нагрузкам. Впервые будет дана социально-гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья и мотивации к здоровому образу жизни при получении профессии военного инженера (на примере вузов). Это исследование позволит выяснить роль закрытой и открытой системы образования Омской области, получить новые знания о причинно-следственных связях в системе «учебный процесс, условия воспитания, среда обитания», что представляет значительный теоретический и практический интерес и определяет актуальность исследования.

Будет установлена прямая зависимость между гигиеническими (организация

учебно-воспитательного процесса, умственная работоспособность и адаптационные возможности будущих офицеров) и педагогическими показателями (успеваемость и посещаемость занятий). Будут определены наиболее значимые показатели, подлежащие учету, в системе социально-гигиенического мониторинга дополнительно к утвержденному перечню показателей. Проранжированы факторы риска высших образовательных учреждений по их вкладу в формирование потерь здоровья курсантов. Будет дано методическое обоснование алгоритма оценки факторов риска посредством реализации информационной, аналитической и организационно-исполнительской подсистем социально-гигиенического мониторинга.

Данная работа позволит расширить знания о роли и значении системы высшего образования в создании условий, возможностей и мотиваций для ведения здорового образа жизни, становлении и формировании здоровья будущих офицеров, а следовательно, в под-

готовке высококвалифицированных офицерских кадров.

Практическая значимость работы позволит разработать научно обоснованные рекомендации по сравнительной оценке факторов риска здоровья, мотивации к здоровому образу жизни среди курсантов на этапе получения профессионального образования и внедрить рекомендации, направленные на повышение адаптивных возможностей будущих офицеров к стрессовым нагрузкам.

Результаты комплексного исследования по теме: «Социально-гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья и мотивации к здоровому образу жизни при получении профессии военного инженера» могут быть использованы в рационализации учебных нагрузок и режима, организации индивидуального подхода к курсантам, находящимся в условиях стресса и адаптации к обучению при получении профессии военного инженера, а также в их оздоровлении.

МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ) СРЕДЕ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ИХ ВКЛАД В ОБЩУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ЗДОРОВЬЯ

В.В. Климов

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (филиал г. Омск)

Здоровье - это естественная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает самую верхнюю ступень иерархической лестницы ценностей. Это безусловный постулат, но реалии сегодняшнего дня говорят о снижении показателей здоровья в России. Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное. Вероятно, гармонию человеческого здоровья составляет только поддержание равного баланса между этими составляющими.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих является первостепенной задачей командиров и начальников всех степеней и рангов, но демографический и экономический кризис 90-х годов спровоцировал ухудшение показателей здоровья лиц призывного

возраста, которые в настоящее время являются основой формирования Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ). Кроме того, само общество 100 % не приняло курс на сохранение и укрепление здоровья всех своих членов и искоренение вредных привычек.

В настоящее время одним из решений данной государственной проблемы является формирование культуры индивидуального здоровья у лиц призывного возраста и военнослужащих Российской армии.

Актуальность и недостаточная проработанность проблемы сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, теоретическая и практическая значимость исследований в данном направлении (на основе современного мировоззрения и достижений науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.