Научная статья на тему 'Мотивации к здоровьеформирующей (здоровьесберегающей) среде воинского коллектива, их вкладв общую составляющую здоровья'

Мотивации к здоровьеформирующей (здоровьесберегающей) среде воинского коллектива, их вкладв общую составляющую здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Климов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивации к здоровьеформирующей (здоровьесберегающей) среде воинского коллектива, их вкладв общую составляющую здоровья»

учебно-воспитательного процесса, умственная работоспособность и адаптационные возможности будущих офицеров) и педагогическими показателями (успеваемость и посещаемость занятий). Будут определены наиболее значимые показатели, подлежащие учету, в системе социально-гигиенического мониторинга дополнительно к утвержденному перечню показателей. Проранжированы факторы риска высших образовательных учреждений по их вкладу в формирование потерь здоровья курсантов. Будет дано методическое обоснование алгоритма оценки факторов риска посредством реализации информационной, аналитической и организационно-исполнительской подсистем социально-гигиенического мониторинга.

Данная работа позволит расширить знания о роли и значении системы высшего образования в создании условий, возможностей и мотиваций для ведения здорового образа жизни, становлении и формировании здоровья будущих офицеров, а следовательно, в под-

готовке высококвалифицированных офицерских кадров.

Практическая значимость работы позволит разработать научно обоснованные рекомендации по сравнительной оценке факторов риска здоровья, мотивации к здоровому образу жизни среди курсантов на этапе получения профессионального образования и внедрить рекомендации, направленные на повышение адаптивных возможностей будущих офицеров к стрессовым нагрузкам.

Результаты комплексного исследования по теме: «Социально-гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья и мотивации к здоровому образу жизни при получении профессии военного инженера» могут быть использованы в рационализации учебных нагрузок и режима, организации индивидуального подхода к курсантам, находящимся в условиях стресса и адаптации к обучению при получении профессии военного инженера, а также в их оздоровлении.

МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ) СРЕДЕ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ИХ ВКЛАД В ОБЩУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ЗДОРОВЬЯ

В.В. Климов

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (филиал г. Омск)

Здоровье - это естественная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает самую верхнюю ступень иерархической лестницы ценностей. Это безусловный постулат, но реалии сегодняшнего дня говорят о снижении показателей здоровья в России. Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное. Вероятно, гармонию человеческого здоровья составляет только поддержание равного баланса между этими составляющими.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих является первостепенной задачей командиров и начальников всех степеней и рангов, но демографический и экономический кризис 90-х годов спровоцировал ухудшение показателей здоровья лиц призывного

возраста, которые в настоящее время являются основой формирования Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ). Кроме того, само общество 100 % не приняло курс на сохранение и укрепление здоровья всех своих членов и искоренение вредных привычек.

В настоящее время одним из решений данной государственной проблемы является формирование культуры индивидуального здоровья у лиц призывного возраста и военнослужащих Российской армии.

Актуальность и недостаточная проработанность проблемы сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, теоретическая и практическая значимость исследований в данном направлении (на основе современного мировоззрения и достижений науки

о человеке) и послужили причиной выбора темы данной научной статьи: «Формирование здорового образа жизни: индивидуальной мотивации к здоровому образу жизни среди курсантов (будущих офицеров) при получении профессии военного инженера и создание здо-ровьеформирующей (здоровьесберегающей) среды воинского коллектива, их вклад в общую составляющую здоровья».

Перед командиром встают порой неразрешимые задачи - сохранение и укрепление здоровья личного состава, сохранение окружающей природной среды, недопущение вреда местному населению и главная - выполнение боевой задачи, поставленной командованием.

Проблемы состояния здоровья человека, продолжительности его жизни и ее активности были актуальны во все времена и до настоящего времени: «Бытие определяет сознание, сознание определяет образ жизни, образ жизни является составляющей здоровья человека».

На основании сравнительного анализа медицинских карточек и индивидуальных бесед с военнослужащими, завершающими службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) в связи с окончанием ее срока или вследствие приобретенного заболевания, с группой лиц их возраста, схожих по специальности (гражданских служащих), но не являющихся военнослужащими ВС РФ, установлено, что у группы военнослужащих (около 50-70 %) наблюдается переоценка своего физического возраста, т. е. физический (паспортный) возраст меньше, чем психический (эмоциональный) возраст, через осознание собственного «Я». Так, у их «гражданских» сверстников схожих специальностей такого эффекта не наблюдается, т. е. физический (паспортный) возраст соответствует действительному состоянию физиологических систем организма человека.

Этот феномен наблюдается, в частности, из-за того, что ряд военнослужащих в силу исполнения своих военно-профессиональных обязанностей можно отнести к группе особого риска из-за длительного нахождения в стрессовом состоянии, что ведет к истощению их физиологических ресурсов организма и в конечном итоге приводит к депрессии.

По-видимому, этот феномен также происходит из-за того, что будущих офицеров во время обучения в высшем военном учебном заведении (вузе) недостаточно подготавливают справляться с перегрузками в психоэмоциональной сфере. Так, например, из-за боль-

ших стрессовых перегрузок, которые ложатся на офицерский состав, большой материальной и моральной ответственности за состояние военной техники и вооружение, поддержание высокой боевой готовности личного состава, выполнение задач, поставленных командованием, происходит психологическая ломка сознания (сдвиг) в сторону увеличения возраста (эффект индивидуального старения) вследствие неразрешимых порой задач - сохранения и укрепления здоровья личного состава, сохранения окружающей природной среды, недопущения вреда местному населению и главное - выполнения поставленной боевой задачи командованием.

Вследствие этих объективных причин у ряда военнослужащих, имеющих выслугу в ВС РФ более десяти лет, наблюдается эффект психологического старения, который влияет на их сознание, ощущение своего «Я» и состояние физического здоровья. Этот эффект можно объяснить следующим - длительный стресс в течение десятка лет, тяжелые условия военного труда, высокие психологические перегрузки у одних военнослужащих (с низкой мотивацией к военной службе и слабым типом темперамента: флегматики и меланхолики) вызывают депрессию, и они увольняются по собственному желанию; у других (с высокой мотивацией к военной службе и сильным типом темперамента: сангвиники и холерики) влияние чрезмерных стресс-факторов провоцирует психологическую ломку сознания, которая вызывает нарушение гармоничного состояния физического здоровья и ряд заболеваний (сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др.). Этот феномен старения можно объяснить следующим примером психологического старения или гибели - смерть вуду (Барсукова З.П., Захарова Л.М., Страхов С.Н., 2010).

Если не научить будущего офицера самому справляться с различными нервно-психологическими перегрузками и не сформировать у него мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья подчиненного личного состава, эффект один - депрессия, снижение умственной и психической работоспособности, эффективности труда, травматизм и др.

Единственный путь, сохраняющий здоровье, - это научить военнослужащего еще во время обучения в учебном заведении, под руководством опытных командиров, преподавателей и психологов, преодолевать все

трудности, разрешая вначале самые сложные задачи, которые ставит сама жизнь на пути военнослужащего. Оптимальной обучающей программой, способствующей преодолению у военнослужащих жизненных невзгод, является формирование мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни - это программа (или комплекс мер), направленная на профилактику болезней и укрепление индивидуального здоровья отдельного человека через ведение здорового образа жизни, отказ от «вредных» разрушающих здоровье действий и поступков.

Формирование здорового образа жизни у курсантов в высшем военном учебном заведении направлено на укрепление физического, психического и нравственного здоровья, правопорядка, дисциплины, искоренение неуставных взаимоотношений, профилактику девиантного поведения посредством ведения здорового образа жизни.

Основные положения, направленные на формирование здорового образа жизни у военнослужащего, включают:

- соблюдение распорядка дня - труда и отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;

- достаточную физическую активность и закаливание (гипертермические и гидровоздействия), включающую систематические занятия военно-прикладными видами спорта, оздоровительным бегом, физической культурой (подготовкой) на воздухе;

- саморегуляцию и самоконтроль, направленные на формирование умения снимать нервное перенапряжение с помощью мышечного расслабления, самомассажа;

- соблюдение правил личной и общественной гигиены;

- профилактику инфекционных болезней, в том числе и передающихся половым путем;

- профилактику вредных для здоровья привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и психотропных веществ);

- рациональное 3-разовое питание (в одно и то же время, по часам, с достаточной калорийностью суточного рациона питания не менее 3000 ккал/сут.).

Для укрепления здоровья военнослужащих и всего населения Российской Федерации необходимо повысить индивидуальную мотивацию каждого человека на сохранение и укрепление своего индивидуального здоровья и разработать федеральную программу о здоровье и здоровом образе жизни, научить

молодое поколение россиян мыслить, осознанно строить свой образ жизни на основе основных принципов ЗОЖ, а также передавать этот образ жизни от поколения к поколению - вот где заключается фундамент государства и прогресс для всего человечества.

Мотивации к ведению ЗОЖ - это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, которые направлены на достижение определенных его потребностей и дают положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Выделяют мотивации самосохранения, получения удовольствия от здоровья, самосовершенствования, достижения максимально возможной комфортности, маневрирования. Из анализа видов мотиваций вытекает положение, направленное на формирование основных компонентов здоровья военнослужащих (курсантов), которое включает в себя два взаимосвязанных компонента:

- ценностную индивидуальную мотивацию личности на сохранение и укрепление здоровья;

- ведение здорового образа жизни (знания, умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья и конструированию индивидуального рационального образа жизни).

Основной задачей военных вузов является формирование ценности ЗОЖ среди военнослужащих, воспитание культуры общественно полезного труда, привитие нравственной культуры, основ индивидуального и коллективного здоровья среди военнослужащих, а не только доведение командирами и педагогическим коллективом определенного уровня учебного материала до молодых людей.

Задача командиров (начальников) и профессорско-преподавательского состава -предостеречь военнослужащих (курсантов) от асоциального поведения и максимально развить в каждом скрытые таланты.

В современном социуме вследствие низкой общечеловеческой культуры и медицинской грамотности часто совершаются опасные для всех членов общества действия и поступки, за которые впоследствии расплачивается сам человек собственным здоровьем, а порой и ценой жизни. На фоне повышения в обществе количества лиц, бойкотирующих направление ЗОЖ: злоупотребляющих алкоголем, наркотическими средствами, табакокурением, ведущих аморальный образ жизни, сопровождающийся случайными интимными контактами (способствуют незапланированной

беременности и приводят к нежелательному отцовству и материнству - рождению и отказу неблагополучных родителей от нежеланных детей), провоцирующих венерические заболевания, СПИД, что в конечном итоге ведет к снижению показателей индивидуального и коллективного здоровья и к деградации всего общества.

Осуществление взаимодействия командования, педагогов-организаторов физического воспитания, психологов группы профессионального отбора, медицинских работников в реализации модели - «Формирование здорового образа жизни в воинском коллективе» является важнейшей задачей для всех членов образовательного коллектива филиала, так как позволяет:

- сплотить воинский коллектив под эгидой здорового образа жизни;

- предотвратить появление девиантно-го поведения посредством культивирования в подразделении здорового образа жизни, приводящего к качественному изменению у обучаемых представлений, суждений, поведения и привычек;

- формировать у военнослужащих мотивации ценностного отношения к индивидуальному здоровью в ходе занятий физической культурой и спортом;

- повысить эффективность учебного процесса, качество учебы, собранность и сплоченность подразделения через формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

- повысить интерес у курсантов к ведению здорового образа жизни и его мотивации через стимулирование познавательной деятельности и общей медицинской грамотности курсантов о безальтернативности и об условиях, способствующих приобщению к здоровому образу жизни.

Таким образом, можно сказать, что значение военного образования в поддержании физического благополучия и здоровья человека неоценимо, а ЗОЖ является интегральным путем достижения качества здоровья каждого индивидуума в единстве его биологического, психического и социального развития и оптимальным фактором для развития общества на современном этапе.

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

С.Н. Кожевников, Ю.В. Ерофеев, ИИ. Новикова Новосибирский НИИ гигиены

Актуальность. Значимым социальным индикатором, определяющим экономическую устойчивость государства, является здоровье работающего населения, а прогрессирующая трудонедостаточность представляет реальную угрозу национальной безопасности. Действующая система управления профессиональными рисками и социальной защиты работающих в современных условиях не обеспечивает должной эффективности профилактических мероприятий. Так, по данным ежегодных статистических сборников, сегодня показатель смертности населения трудоспособного возраста в Российской Федерации превышает аналогичные показатели Евросоюза в 4,5 раза.

К существенным факторам риска здоровью работающего населения наряду с факторами трудового процесса следует отнести прогрессирующую в последние годы проблему снижения мотивации к труду и здоровому образу жизни. Особенно угрожающая ситуация складывается в отраслях, где кадровое пополнение связано с длительной и дорогостоящей профессиональной подготовкой, к числу которых можно отнести медицинскую отрасль.

Проблема сохранения и укрепления здоровья медицинских кадров в условиях реформирования системы здравоохранения приобретает еще большую значимость и требует научной проработки, что послужило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.