Научная статья на тему 'Продолжатель династии художников-аллегористов ян Брейгель Младший'

Продолжатель династии художников-аллегористов ян Брейгель Младший Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
404
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ян Брейгель Младший / барокко / аллегория / стихии / мастера / династия / атрибуты / технология. / Jan Bruegel the Younger / Baroque / allegory / elements / masters / dynasty / attrib- utes / technology.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М Л. Гейзер, Е Н. Алексеева

В статье раскрываются аллегорические образы стихий, воплощённые в творчестве Яна Брейгеля Младшего. Рассматриваются философские аспекты и расшифровка символов и атрибутов изображающие стихии, а также выявлены характерные особенности, присущие изображениям аллегорий династии Брейгелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUER OF THE DYNASTY OF ARTISTS-ALLEGORISTS JAN BRUEGHEL THE YOUNGER

The article reveals allegorical images of the elements embodied in the work of Jan Bruegel the Younger. The philosophical aspects and deciphering of symbols and attributes depicting the elements are considered, as well as the characteristic features inherent in the images of allegories of the Bruegel dynasty are revealed.

Текст научной работы на тему «Продолжатель династии художников-аллегористов ян Брейгель Младший»

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДИНАСТИИ ХУДОЖНИКОВ-АЛЛЕГОРИСТОВ

ЯН БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ

М.Л. Гейзер, студент Е.Н. Алексеева, старший преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)

DOI:10.24411/2500-1000-2019-11515

Аннотация. В статье раскрываются аллегорические образы стихий, воплощённые в творчестве Яна Брейгеля Младшего. Рассматриваются философские аспекты и расшифровка символов и атрибутов изображающие стихии, а также выявлены характерные особенности, присущие изображениям аллегорий династии Брейгелей.

Ключевые слова: Ян Брейгель Младший, барокко, аллегория, стихии, мастера, династия, атрибуты, технология.

Актуальность данной работы состоит в раскрытии аллегорических образов и символов в живописных работах Яна Брейгеля Младшего и влияние его творчества на становление современной западной культуры.

Цель статьи раскрыть систему образов и аллегорий в изображение стихий в картинах художника эпохи барокко - Яна Брейгеля Младшего.

К 70-80-м годам XVI в. в Европе возник новый стиль в искусстве - барокко, однако истоки восходят к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого нередко называют «отцом барокко». Начались перемены во время культурно-социологических перемен в северных городах Европы в ХГУ-ХУ вв. и связано с общим кризисом гуманизма Возрождения и наступлением феодально-церковной реакции, выступавшей против свободомыслия; воспевания человеческого тела и воскрешения идеалов античности, как краеугольный камень ренессансной идеологии; против научных открытий, подрывающих идеологические устои католицизма. Так называемое «Новое искусство» имело множество отличий от итальянского Возрождения, главные из них: детализирование, напряженная динамика, декоративность, театральность, преувеличенная экспрессия форм, драматичность, деформация человеческого тела, уменьшение воздушного пространства, реалистиче-

ские ландшафты на заднем фоне [6, с. 188].

Аллегория в живописи - художественное изображение какой-либо идеи, понятия или мысли. Иносказательные принципы художественного осмысления реальности, способ передачи содержания, таким образом, что сказанное или изображенное приобретает иной, порой скрытый, смысл. Одним из наиболее частых примеров «аллегории» является образ древнегреческой богини Фемиды, по своей сути, являющейся олицетворением правосудия. Аллегорические образы по своему содержанию могут являться поверхностными или глубинными. Содержание поверхностного значения за частую не совпадает с глубинным, но при этом служит инструментом для его раскрытия. По своей сути аллегория схожа с символизмом, однако она более однозначна и раскрывается путем использования скрытых или явно выраженных намеков. Аллегория является фундаментом для притч, басен, сказок. Так, к примеру, знаменитые сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина целиком и полностью построены на аллегориях и иносказательных образах. Как еще одно применение аллегории мы можем выделить карикатуру. Её применение можно увидеть в современном монументальном искусстве, например - Образ Матери Родины. Происхождение многих аллегорических образов происходит культурных традиций и народов. Их можно встретить в символике знатных родов,

эмблемах, гербах, знаменах. Также богаты аллегориями древнегреческая и древнеримская мифология, фольклоры различных стран и мировая художественная культура [2, с. 288].

С незапамятных времён художники используют яркие образы для различных абстрактных понятий, как правило эти образы были уподоблены человеку с элементами мистицизма или религиозности. Аллегорическое мышление художников, напрямую повлияло на дальнейшее развитие живописи в целом. Завуалированные образы, скрытый смысл, символический код живописи, которые использовались еще в древнегреческом искусстве, и всех последующих стилях, которые обращались к античности.

В западноевропейской живописи аллегория прослеживается в творчестве великих художников: Беллини, Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Брейгеля, Рубенса, Браувера, Вермеера, Пуссена. Кроме того, иносказательность аллегории позволяла художникам свободно высказывать свои идеи, не боясь гонений со стороны политических или церковных деятелей. Но применение аллегории требует от художника соблюдения меры, ведь перегруженная символами аллегория утрачивает эстетическую ценность.

Не обошло тему аллегории стороной и династия художников Брейгелей. Рассмотрим картину «Две обезьяны на цепи», Питера Брейгеля Старшего, величайшего из фамильной династии. Противоречивое настроение картины создаётся за счет множества аллегорий и символов. Две обезьяны, сидящие нацепи в проеме низкого сводчатого окна представляют собой передний план картины. Обезьяна - это символ греха, низменных инстинктов, влечений: неверия, бесстыдства, похоти, непристойности, тщеславия, легкомыслия. Скорлупа ореха символизирующая грех, легкомыслие и суетность, рассыпанная подле обезьян. Изображение ореховой скорлупы на этой картине связывают с нидерландской пословицей «из-за ореха попасть под суд», то есть быть наказанным за пустяки, по легкомыслию. Брейгель изобразил двух обезьян, а число два, по-

скольку оно следует за единицей (символом первоначала, создателя), символизирует грех, отклонение от первоначального блага. Символ обезьяны на цепи, согласно геральдическом искусству, означал, что рыцарю необходимо победить волнения страстей, чтобы освободить свой разум. Символический пейзаж, изображенный за окном повествует нам, чего достигнет человеческая душа, освободившись от греха. Корабль - символ церкви, которая защищает от искушений, помогает человеку безопасно плыть по житейскому морю страстей и достичь спасения. Символ спасённых душ, олицетворение духовных стремлений, высоты духа - представлены в образе парящих птиц. И, наконец, город - центр духовной жизни, символ достигнутого душевного порядка, духовной зрелости. Данная картина является повествованием христианского учение о спасении души путём преодоления греховных страстей, путем прохождения сквозь «тесные врата», аллегория которых изображена на холсте в виде узкого оконного проема [7, с. 105-108].

Продолжателем фамильной династии стал и Ян Брейгель Младший - сын и ученик известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и внук Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). В десятилетнем возрасте начал обучение в мастерского отца. Позже, В 1625 году ему пришлось возвратится в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. Ян Брейгель Младший был вынужден писать в стиле своего отца так как ему не удавалось выработать свой собственный стиль. Как и его брат Амброзиус Брейгеля, он рисовал пейзажи, аллегорические сцены и другие очень тщательно и мелко проработанные работы. Ян Брейгель копировал произведения своего отца и продавал их под своим именем. Его работы, однако, имели немного более низкий уровень качества, чем у его отца. Он также писал фон в чужих работах, таких художников как Хендрика ван Балена [3].

В основе всего мироздания лежит единство четырех первоэлементов (стихий): огня, воздуха, воды и земли. Ян Брейгель

Младший изображает в своей картине «Аллегория четырех элементов» элементы (стихии) как безликие женские фигуры, различимые только по их атрибутам и окружению. Фигуры окружены пышным ландшафтом, который подчеркивает принадлежность стихиям. Женщина, повернутая спиной к зрителю, держит в руке факел (огонь просвещения), а также боевое снаряжение на переднем плане соответствует стихии огня, как защиты, обороны [5, с. 89].

Воздух в работе «Аллегория четырех стихий» Яна Брейгеля представлен женщиной, облокотившийся на камень и окруженной с верху большим количеством разнообразных птиц - символ воздуха. В правой руке держащая - небесный глобус (один из атрибутов стихии воздуха) [8, с. 69].

Аллегорию воды художник Ян Брейгель Младший изображает как женщину сидящею на пригорке в окружении других женщин-стихий. Возле её ног опрокинутый кувшин из которой льётся вода, а подле изобилие рыбы и других морепродуктов.

Все по тому же принципу изображения

рию земли в виде женщины, оперившийся на камень и держащей в руках рог изобилия, возле разбросаны фрукты и овощи. Справа на заднем фоне изображены люди, собирающие урожай.

Изображение стихий актуально в любую эпоху, ведь данная тема является сущностью мироздания и представляет интерес для изучения на протяжении многих столетий. Художники фамильной династии Брейгелей, в своих работах, поведали нам о тонкости аллегорического изображения стихий и их символики. Ян Брейгель Младший маскировал их, как образы женщин-богинь с их атрибутами, в своих пейзажах. Мифология и символика являются нескончаемым источником информации. Она проникла во все аспекты жизни человека. В системе искусств есть множество средств выражения символов и мифов, мастера сочетают цвет, форму, контраст, тон, ритм, а также, аллегорию, символизм, гиперболу, метафору, что делает их произведения, наполненные глубоким философским смыслом. Художники всех времен пользовались данными средствами для раскрытия своих мыслей, чувств, видений.

Ян Брейгель Младший изображает аллего-

Библиографический список

1. Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. - СПб.: Шиповник, 1917. -

303 с.

2. Белый А. Смысл искусства. Критика. Эстетика. Теория символизма Т. 1. - М., 1994. -169 с.

3. Брёгели или Брюгели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

4. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 284 с.

5. Кассу Ж. Энциклопедия символизма. - М.: Республика, 1998. - 429 с.; ил.

6. Кирьянова Н.В. История мировой литературы и искусства: учеб. пособие. - М.: Наука, 2007. - 472 с.

7. Морозова О.В. Босх. Брейгель. Дюрер. Гении Северного Возрождения / О.В. Морозова, Т.М. Котельникова, А.Ю. Королева. - М.: Олма Медиа Групп, 2013. -

304 с.

8. Пайман А. История русского символизма. - М.: Республика, 1998. - 415 с.

CONTINUER OF THE DYNASTY OF ARTISTS-ALLEGORISTS JAN BRUEGHEL

THE YOUNGER

M.L. Geyser, Student

E.N. Alexeev, Senior Lecturer

Crimean Engineering and Pedagogical University

(Russia, Simferopol)

Abstract. The article reveals allegorical images of the elements embodied in the work of Jan Bruegel the Younger. The philosophical aspects and deciphering of symbols and attributes depicting the elements are considered, as well as the characteristic features inherent in the images of allegories of the Bruegel dynasty are revealed.

Keywords: Jan Bruegel the Younger, Baroque, allegory, elements, masters, dynasty, attributes, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.