Научная статья на тему 'Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG'

Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
103
Поделиться
Ключевые слова
Династия Бассано / мастерская / религиозная живопись / терраферма / композиция / графичность / колорит / Bassano dynasty / art workshop / religious painting / terraferma / composition / graphic / colour

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина Вячеславовна

Статья посвящена анализу творчества представителей династии Бассано, а также деятельности их художественных мастерских. Здесь же проведена атрибуция трех работ Якопо и Леандро Бассано из Большого собрания изящных искусств ASG.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Булгакова Алина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article is devoted to the analysis of creation of Bassano dynasty and the activity of their art workshops. It also the article presents the attribution of three works by Jacopo and Leandro Bassano from the Great Assembly of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG»

Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена анализу творчества представителей династии Бассано, а также деятельности их художественных мастерских. Здесь же проведена атрибуция трех работ Яко-по и Леандро Бассано из Большого собрания изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: Династия Бассано, мастерская, религиозная живопись, терраферма, композиция, графичность, колорит. Алина Булгакова,

ведущий исКусствовед SuMMARY ABSTraCT: This article is devoted to the analysis of creation of Bassano dynasty

МИА ASG and the activity of their art workshops. It also the article presents the attribution of three works

by Jacopo and Leandro bassano from the Great Assembly of Fine Arts ASG.

Key wORDS: bassano dynasty, art workshop, religious painting, terraferma, composition, graphic, colour.

Династии живописцев - явление, широко распространенное в западноевропейском изобразительном искусстве еще со времен раннего Возрождения. Достаточно вспомнить такие громкие фамилии, как Дюрер, Кранах, Брейгель, Гольбейн, Беллини, Карраччи, Ванлоо, Друэ и т.д. Перечислять можно очень долго. Все они внесли огромный вклад в изобразительное искусство своего времени и своей страны, а также прославились отдельными, наиболее талантливыми ее представителями. Одной из династий, прославивших итальянскую школу XVI - XVII вв., было семейство да Понте (итал. da Ponte). В историю искусств оно вошло под фамилией Бассано, по названию коммуны в Италии, откуда художники были родом.

Основоположником династии является Франческо Бассано Старший (Francesco Bassano, lAíne). Его художественный стиль сформировался под влиянием венецианской школы, в особенности творчества Джованни Беллини. Одной из первых известных работ живописца является роспись алтаря церкви св. Павла. Помимо своего

родного города он также работал в Олиеро, где в 1523 г. создал алтарные композиции для церкви Святого Духа. Художник занимал и активную гражданскую позицию. С 1522 г. он являлся членом Муниципального Совета. Последний раз имя живописца упоминается в 1539 г. в связи с его финансовым положением. Сегодня работы Франческо Бассано Старшего можно увидеть в церквях и соборах Италии.

Продолжателем отцовской традиции стал единственный сын художника Якопо Бассано (}асоро Bassano). Вместе они проработали около пяти лет. Всю жизнь Якопо помнил, что он сын крестьянского живописца, что не могло не отразиться на его живописи. При этом в его работах заметно влияние офортов Пармиджанино, крайне популярных в это время. И хотя большую часть жизни художник проработал в Бассано-дель-Грап-па, он всегда был в курсе последних событий из мира искусства, особенно высоко ценя портретную живопись Лоренцо Лотто.

В 1535 г. Якопо переезжает в Венецию и работает в мастерской Бонифацио Веронезе. Здесь он открывает для себя роскошный венецианский колорит. Огромное впечатление производит на него живопись Рафаэля и Тициана, а также искусство итальянских маньеристов. В его ранних работах влияние маньеризма ощущается в удлиненных пропорциях тел и ярком контрастном колорите. Таким образом, к 1540-м гг. художник отходит от местных традиций, привитых ему отцом, и формирует свой собственный уникальный стиль, основанный на реализме в передачи фигур людей и животных, в сочетании с насыщенным колоритом и активной игрой светотени. Художник черпал вдохновение в повседневной жизни людей, сельской действительности, а также в красоте природы своего родного города.

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

Í4up искусств

Если для маньеризма в целом свойственна напряженность, драматичная энергия и импульсивное движение, то в живописи Якопо Бассано все это соединяется с плотно скомпонованным пространством композиции и некоторой при-земленностью фигур. В своих произведениях художник выступает скорее скромным наблюдателем. Герои его полотен словно не догадываются о его присутствии и живут собственной жизнью, ни в коей мере не позируя для него.

Очень часто художник использовал религиозную и философскую тематику как предлог для создания жанровых сцен и пейзажей. Он трактовал библейские сюжеты в виде деревенских жанровых сцен, делая героями картин своих соотечественников, обладающих необычными внешними типажами. При этом домашние животные выступают такими же равноправными героями его полотен, как и люди. В результате живописцу удалось внести большой вклад в развитие итальянской жанровой живописи, где простой человек или предмет натюрморта играют куда более важную роль, чем в религиозной живописи.

Подтверждением этому может служить работа из Большого собрания изящных искусств АБС «Строительство Ноева ковчега». Ранее она была приписана французским экспертом Рене Милле кругу Леандро Бассано. В процессе исследования было выявлено авторское полотно Якопо Бассано с аналогичным названием, хранящееся в Музее изящных искусств Марселя. При сравнении обоих полотен стала очевидной их взаимосвязь и принадлежность одной и той же мастерской, а именно не Леандро, а Якопо Бассано.

Первичной представляется работа из Марселя. Об этом говорит большая разработка композиции, непосредственность в изображении отдельных предметов, заинтересованность в их трактовке. Работа из собрания АБС повторяет многие детали первой: склоненная фигура в красном головном уборе, изображения других персонажей, одетых в одни и те же одежды. Близки между собой и элементы пейзажа на заднем плане. Однако рассматриваемая работа далеко не является просто копией. Мы видим, что происходящее на полотне здесь погружено в другую эмоциональную среду. Вместо более спокойного вечернего освещения события на полотне развиваются в позднее, почти ночное время. Гора на заднем плане на марсельском полотне в работе БСИИ АБС окружена мистическим сиянием молний, готовой обрушиться на землю невиданной грозы. Склоненные фигуры особенно ярко передают эмоциональную напряженность происходящего. Спускающийся мрак практически поглощает персонажей.

Хорошо всем известный библейский сюжет (Быт., 6:14 - 22) повествует о том, что, видя безнравственность рода человеческого, Бог решил уничтожить его вместе с птицами и животными, но спасти Ноя - человека праведного. Он приказал ему построить ковчег и взять на борт по паре всего живого. На картине показан процесс строительства ковчега под наблюдением самого

^ * 1

Бассано, Якопо, круг Строительство Ноева ковчега

Италия, XVII в. Холст, масло 130x164 см

БСИИ АЗС инв. № 04-2259

Ноя, изображенного молящимся в правом верхнем углу холста. В центре - жена Ноя, его сыновья и их жёны, занимающиеся строительством спасительного судна. Причем само его возведение, прежде изображаемое художниками как магический, божественный акт, трактуется в виде простой сцены труда деревенских жителей.

Сыновья Ноя - на переднем плане - изображены спиной и боком к зрителю. Они выполняют самую обычную плотницкую работу: режут и стесывают доски. Мы не видим их лиц, но их одежда ярко-красного, розового и золотистого цветов является самым ярким цветовым пятном композиции. Причем краска накладывается так, что она лепит форму, придает фигурам объем и материальность. Энергичная светотеневая моделировка фигур сочетается с графической четкостью их контура. В итоге, художественный образ сочетает в себе живописную выразительность и графическую точность.

Женщины занимаются хозяйственными делами: готовят пищевые запасы, собирают необходимый скарб, ухаживают за животными. Все это придает жанровый характер живописи, свойственную Бассано обстоятельность неспешного рассказа. Усиливают жанровый характер живописи и многочисленные предметы быта, присутствующие на полотне: белье, посу-

Бассано, Якопо Строительство Ноева ковчега

2-ая пол. XVI в.

Музей изящнъж искусств,

Марсель

вестник №ждународного института антиквариата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шшр искусств

YlH

Бассано, Якопо Поклонение волхвов 1576 -1580 гг. Галерея Боргезе, Рим

да, плетеные корзины, специфические столярные инструменты и приспособления. Благодаря этому, религиозное содержание полотна уходит на второй план, уступая место подробной картине крестьянского быта, окрашенного атмосферой экстраординарного события.

Обстоятельность и многословие, соединяющиеся с эмоциональным напряжением, характерны и для других работ мастера: «Изгнание торгующих из храма» (ок. 1585 г., Национальная галерея, Лондон), «Ноев ковчег» (1570 - 1579 гг., Прадо, Мадрид), «Поклонение волхвов» (1576 - 1580 гг., Галерея Боргезе, Рим) и др.

Так же как в свое время Яко-по находился под влиянием Франческо Бассано Старшего, его четыре сына испытали еще большее воздействие искусства

Бассано, Якопо Изгнание торгующих из храма Ок. 1585 г. Национальная галерея, Лондон

отца в своем творчестве. О среднем и младшем сыновьях художника известно немногое.

Джованни Баттиста Бассано (Giambattista Bassano) работал в мастерской своего отца и в основном занимался копированием его работ, не внося в них собственного живописного видения. В 1593 г. в сотрудничестве с Лукой Мар-тинелли занимался росписью местной церкви. В Бассано-дель-Граппа находится работа художника «Святой Леонард, Антоний, Себастьян и Рох» 1598 г.

Младший сын - Джироламо Бассано (Gerolamo Bassano) - изучил медицину в Падуе, а также преподавал живопись в Венеции и Бас-сано, где сегодня можно увидеть его полотно «Мадонна со святым». Также картины художника представлены в собрании Бреры (Милан) -«Ужин в Эммаусе» и в Вене - «Поклонение пастухов». В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа последователя Джироламо

Бассано, Джироламо, последователь Аллегория весны Холст, масло 73,5x93 см

БСИИ ASG инв. № 04-0867

Бассано - «Аллегория весны», являющаяся копией работы самого художника и хранящаяся в замке Сфорца в Милане.

Выделялся своим дарование старший сын Якопо - Франческо Бассано Младший (Francesco Bassano, le Jeune), активно работавший в сотрудничестве с отцом. Его первая самостоятельная работа датируется 1574 г. В Венеции он создал серию исторических полотен для Дворца Дожей. Но тяжелое психическое заболевание, передавшееся художнику от матери, мешало ему в работе. Жизнь живописца окончилась трагически: через несколько месяцев после смерти отца он покончил с собой, выбросившись из окна.

В собрании Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга находится работа Франческо Бассано Младшего из аллегорической серии Времен года - «Лето» (1570 - 1580 гг.).

Франческо Бассано Младший Лето

1570 -1580 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

^ляр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

Í4up искусств

Но еще более близок к живописной манере отца оказался третий сын Якопо Бассано - Леандро Бассано (Leandro Bassano), который после смерти старшего брата принял на себя руководство семейной мастерской в Венеции. Наряду с религиозной, он занимался и портретной живописью. Испытал сильное влияние Тинторетто. Его популярность была столь велика, что в кон. 1590-х гг. венецианский дож посвятил его в рыцари.

Для творчества этого мастера характерно создание обширных аллегорических циклов, посвященных смене времен года и сезонным

^ ^ т - г -_. ■

Í-* ^ш* -

- ; ,r Á

1*■ да* _ лш. '

V»» •■ ^

Т -v . - ¿л

- т ¥

Бассано, Леандро, мастерская. Май

Италия, XVII в. Холст, масло 76x99 см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БСИИASG инв. № 04-2258

Бассано, Леандро Май

1595 -1600 гг. Музей искусств, Вена

работам, прославляющих жизнь террафермы и крестянскую работу, которая воспринимается уже не как сельская идиллия, а как каждодневные будни, заполненные разнообразным трудом. Как правило, все эти циклы в настоящее время разъ-еденены и находятся в разных собраниях. Единственная известная автору статьи полностью сохранившаяся авторская серия из 12 картин

«Двенадцать месяцев» находится в Тульском областном художественном музее.

Живописные почерки отца и сына настолько близки, что их работы порой путают между собой. Как и в случае с картиной «Строительство Ноева ковчега», нами изменено авторство и название еще одной работы из Большого собрания изящных искусств АБС. Ранее, в соответствии с атрибуцией Рене Милле, она называлась «Молочная ферма». В Музее искусств Вены хранится полотно Леандро Бассано «Май», входящее в цикл «двенадцати месяцев». Очевидной оказалась схожесть композиций, что позволило отнести работу из собрания АБС к мастерской живописца.

Циклы месяцев изображались еще со времен раннего христианства. Большое распространение получили в Италии эпохи Возрождения. В сюжетах этого цикла обычно изображался труд людей, соответствующий времени года и месяцу. Май - это «месяц пастбищ», когда скот выгоняют на еще свежие угодья. Отсюда популярность изображения домашнего скота на картинах, посвященных этому месяцу. На полотнах много зелени и цветов, столь характерных для последнего месяца весны.

На полотне венского собрания изображено созвездие Близнецов, которое соответствует маю. В работе из собрания АБС оно отсутствует. Нет здесь и фигуры женщины, размалывающей зерно в ручной мельнице в композиции музея Вены. Изменен облик доящей козу крестьянки на переднем плане слева, зато появляется мужчина в красном головном уборе у левой кромки. Все это говорит о том, что перед нами не просто копия, а работа, интерпретирующая образы террафермы с отступлением от оригинала.

Интересна правая часть композиции, которая на обоих полотнах практически идентична. Крестьянка занята приготовлением сыра в котле над костром. Рядом с ней сидящий на стуле мальчик с миской в руках. Он ожидает, когда его угостят свежесваренным, еще жидким сыром. За ними изображена печь для выпекания хлеба и пекарь в широкополой шляпе. Таким образом, художники являет на картинах самые разнообразные виды крестьянского труда. Собранные вместе, они наполняют полотна деталями, передающими интерес автора к многоукладной жизни крестьян. Причем картина из музея Вены имеет более разработанную композицию, наполненную такими деталями, как посуда, корзины, бочки, буханки хлеба и на заднем плане фигуры людей, пасущих овец.

Полотно из Большого собрания изящных искусств АБС не так многословно и лишено загруженности композиции, что часто является

ЧВЯР вестник исждународного института антиквариата

ÍMLUP ИСКУССТВ

«Ахиллесовой пятой» работ Басса-но. Отличается оно и живописностью исполнения. Если работа Леандро Бассано достаточно графична в проработке контуров предметов, животных и человеческих фигур, то на нашем полотне мы видим живописные локальные цветовые пятна. А цвет, как известно, был одной из сильных сторон венецианской школы. Изумрудно-зеленый, нежно-розовый, горящий красный - все эти краски наполняют полотно сиянием и ощущением сочности жизни.

Бассано, Леандро, круг Аллегория Земли Италия, ок. 1610 г. Холст, масло 142,5x231 см БСИИASG инв. № 04-2229

Кроме «Мая» также изменило свое название полотно круга Леандро Бассано «Аллегория Лета». Оно является копией полотна «Аллегория Земли», ныне хранящегося в Художественном музее Уолтерса (Балтимор, США). Аллегорические циклы «Четырех стихий» часто встречаются в живописи XV - XVII вв. Аллегория Земли подразумевает изображение большого количества фруктов и работающих людей. Все это мы видим в данных работах. Крестьянки, два

Бассано, Леандро Аллегория Земли Ок. 1580 г.

Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США)

мальчика и мужчина занимаются сбором фруктов. В верхней части изображен подросток, стоящий на лестнице и собирающий яблоки. Рядом с ним - женщина, держащая блюдо, в которое они складывают плоды. На переднем плане -еще одна крестьянка, укладывающая урожай в корзины. Интересным дополнением является обезьянка, которая привносит в работу момент занимательности.

О том, что перед нами «Аллегория Земли», свидетельствует и изображение в верхней части богини Кибелы - покровительницы земледелия и плодородия, мчащейся по небу на колеснице, запряженной львами. Именно Кибела олицетворяла стихию плодородной Земли.

В целом, обе работы являются типичными как для творчества Леандро Бассано, так и для его окружения. Это проявляется и в колорите, где преобладают «цвета Земли» - зеленый, красный, золотисто-коричневый, и в насыщенной «плотной» композиции, а также в самом духе полотна, утверждающем простые ценности крестьянского быта и извечность плодородия Земли.

Список используемой литературы :

1. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. - М.: Искусство, 1967. - 510 с. - Серия: Памятники мирового искусства.

2. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера. - М.: Искусство, 1999. - 178 с.

3. Федотова Е. Италия. История искусства. - М.: Белый город, 2006. - 608 с.

4. Фосси Г., Буссальи М., Рейке М. Искусство Италии: Живопись. Скульптура. Архитектура. X - XX вв. - М.: Белый город, 2001. - 430 с.

5. Paolo Berdini. The religious art ofJacopo Bassano: painting as visual exegesis, Cambridge University Press, Cambridge, New York, 1997, 208 p.

6. Jean-Pierre Habert, Catherine Loisel-Legrand. Bassano et ses fils dans les musées français, Réunion des musées nationaux, 1998,

119 p

7. E. Benezit. Dictionnaire critique et documentaire Des Peintres Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs, Editions Grund, Paris, 1999.

чшшр вестник мэедунароядого инстуггута антиквариата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Î4up искусств