Научная статья на тему '«Продажа амуров». Наследие древнего Рима в большом собрании изящных искусств ASG'

«Продажа амуров». Наследие древнего Рима в большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
857
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продажа Амуров / вилла Стабии / древнеримская живопись / Пир Платона (Симпосий) / Древности Геркуланума / Жозеф Мари Вьен / французская мебель XIX века / Cupids sale / villa Stabiae / Roman painting / Plato Symposium / Antiquities of Herculaneum / Joseph-Marie Vien / French XIX century furniture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Манохина Анна

В статье рассказывается о древнегреческом мифе продажи Амуров, воспроизведенном на бюро большого собрания изящных искусств ASG, работ французских мастеров XIX века.О художественно-наследственной взаимосвязи изображения мифологического сюжета бюро и древнеримской живописи из вилл города Стабии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article tells about Roman myth Cupids sale, reproduced in bureau a large collection fine arts ASG, French artists XIX century. Hereditary relationship images mythological story bureau and Roman painting of city villas of Stabiae.

Текст научной работы на тему ««Продажа амуров». Наследие древнего Рима в большом собрании изящных искусств ASG»

Мария Манохина, искусствовед МИА ASG

«продажа амуров»

наследие древнего рима в большом собрании

изящных искусств asg

АННОТАЦИЯ: в статье рассказывается о древнегреческом мифе продажи Амуров, воспроизведенном на бюро Большого собрания изящных искусств ASG, работы французских мастеров XIX века. О художественно-наследственной взаимосвязи изображения мифологического сюжета бюро и древнеримской живописи из виллы города Стабии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: продажа Амуров, вилла Стабии, древнеримская живопись, Пир Платона (Симпосий), Древности Геркуланума, Жозеф Мари Вьен, французская мебель XIX века.

SUMMARY ABSTraCT: In this article tells about Roman myth Cupids sale, reproduced in bureau a large collection fine arts ASG, French artists XIX century. Hereditary relationship images mythological story bureau and Roman painting of city villas of Stabiae.

KEY WORDS: Cupids sale, villa Stabiae, Roman painting, Plato Symposium, Antiquities of Herculaneum, Joseph-Marie Vien, French XIX century furniture.

Редкий и необычный сюжет - «Продажа Амуров» имеет богатую историю, берущую начало с II в. до н.э. Чтобы проследить историю и истоки данного сюжета, его интерпретацию, воспроизведение в различных видах и техниках, нам стоит обратиться к древнеримской живописи.

ФРЕСКА «ПРОДАВЩИЦА АМУРОВ» II в.до н.э. 22,5x28,5 см

Национальный археологический музей, Неаполь

В национальном археологическом музее Неаполя выставлена древнеиталийская фреска «Продавщица Амуров» виллы Ариадны. Сама же вилла располагалась в древнеиталийском городе Стабии на берегу неаполитанского залива. Стабии были курортным городом, где богатые римляне имели летние виллы для отдыха на море. Так же, как Помпеи и Геркуланум, город погиб в 79 г. н.э. после извержения Везувия.

После раскопок Стабий в 1757- 1762 гг. французскими археологами во главе с Карлом Вебером вилла получила название по фреске с изображением Диониса, спасающего Ариадну с пустынного острова. Она произвела настолько сильное впе-

чатление, что затмила другую фреску той же виллы, изображающую продавщицу Амуров, в свое время очень популярную. Галиано Фердинандо, итальянский экономист и дипломат эпохи Просвещения XVIII века, писал главе неаполитанского правительства Бернандо Тануччи, что видел ее скопированной в десятке домов в Париже.

Одним из первых изображений, повторяющих композицию фрески «Продавщицы Амуров» виллы Ариадны, была гравюра Карло нолли, воспроизведенная в двухтомном «Сборнике античных древностей Геркуланума» (фр. «Ье АпйсЬМ & Егсо1апо»), 1762 г.

КАРЛО НОЛЛИ

ГРАВЮРА ПО ФРЕСКЕ «ПРОДАЖА

АмуРОВ»

Франция, 1762 г.

«Древности Геркуланума», том 2.

В 1763 году эта же фреска послужила прототипом для картины «Продавщица Амуров» французского художника Жозефа Мари Вьена (Joseph Marie Vien, 1716-1809).

«Торговка амурами» была написана Вьеном по заказу графа Келюса. С 1778 г. она принадлежала графу де Бриссак, который преподнёс её в

182

пир искусств

ЖОЗЕФ МАРИ ВЬЕН «ПРОДАЖА АМУРОВ» Франция, 1763 г. Масло, холст Музей-дворец Фонтебло

дар мадам дю Барри. В 1839 г. картина попала в Фонтенбло и украшала апартаменты герцогини Орлеанской, падчерицы короля Луи-Филиппа. Здесь она находится и по сей день.

С именем Жозефа Вьена связан резкий стилевой перелом во французском искусстве в середине XVIII столетия. Ученик Натуара и Ж. Ф. де Труа, он провел в Риме 6 лет, с 1744 по 1750 гг. Несмотря на то, что в целом творчество Вьена времени его пребывания в Риме и после него соответствует эстетике двора Людовика XV, его встреча с подлинными римскими произведениями подтолкнула его к отходу от динамичной чувственности рококо к древнеримскому гармоничному рационализму, от легкости Буше к строгости Никола Пуссена.

Картина «Продажа Амуров» была представлена в Салоне дворца Фонтенбло и воспринята как манифест антикизирующего направления. Дидро встретил ее потоком восторженных похвал. Что касается сюжета, то Дидро описывает его как «Продажу амуров служанкой почтенной даме». Официально его заметки не были опубликованы, они передавались в малых группах светского общества и имели характер отдельных описаний произведений.

В Большом собрании изящных искусств А§С, в коллекции мебели Франции XIX века на бюро со скошенной крышкой (инв. № 15-2369) мы встречаем воспроизведение этой картины на пластине слоновой кости размером 12x20 см, выполненной в технике гравировки. Она является зеркальным отражением композиции картины Вьена, с авторской доработкой. Такое использование античных мотивов, гравюр с картин известных художников встречалось в декоративно-прикладном искусстве Франции довольно часто.

Начиная с XVII и вплоть до конца XIX века, пока на смену эклектике не пришел кардинально отличавшийся от всех предыдущих стилей - мо-

дерн, во Франции было популярно использование античных мифов и их интерпретаций в украшении мебели. Рассматривая сюжет данной плакетки бюро Большого собрания изящных искусств, важно проследить ее использование в общем декоре, сопоставляя комплексно с ансамблем инкрустации слоновой костью и конструкцией.

Данное бюро со скошенной откидной крышкой (фр. «bureau de pent») стилистически относится к эпохе историзма. Своими формами и пропорциями оно отсылает нас к эпохе Людовика XIV. Сам же вид - бюро де пент - сформировался в эпоху Регентства и стал популярным во времена Людовика XV. Бюро собрания искусно сочетает в себе элементы барокко и рококо. Инкрустация слоновой костью в виде орнаментальных композиций включает в себя тонкие растительные мотивы, соединенные с маскаронами. Данный тип орнаментики впервые был введен художником Береном Старшим и получил название «бе-ренад». Высокие конусообразные ножки - балюстры, на «каблу1 ках» - соединены проножкой сложной формы. Ножки украшены точеными элементами в виде «сплюснутых пузырей» (фр. «boules aplaties»). Подстолье с одним выдвижным ящиком также украшено слоновой костью с изображением маскарона в растительном обрамлении. Такое смешение стилей и техник говорит о том, что перед нами работа XIX века. Еще один факт в пользу этого утверждения -центральная композиция на откидной крышке. Плакетка слоновой кости стилистически, вероятно, была выполнена несколько раньше, чем само бюро. Она отличается несколько от основного декора и размером, который не совсем вписывается в общую ком-

БЮРО СО СКОШЕННОЙ КРЫШКОЙ

Франция, конец XIX в.

Шпон черного дерева, слоновая кость,

инкрустация, резьба, точение

110x95,5x47,5 см

БСИИ А8С Инв. № 15-2369

VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

позицию откидной крышки, техникой и манерой гравировки, ее светотеневой моделировкой - более сложной и кропотливой. Возможно, она была вставлена после того, как бюро приобрело своего хозяина. По второй версии, мастер сразу предполагал поместить более раннюю плакетку, в нашем представлении сделанную не позднее XIX века, осознанно идя на некоторую пропорциональную дисгармонию.

Сюжет в помпеянском стиле выбран неслучайно. В Европе, после раскопок в Италии, получил широкое распространение «помпейский» или «помпеянский стиль». Его также называли «этрусский вкус» или «а 1а grecgue». Он стал новым художественным событием XIX столетия. В начале века французские мастера, определявшие художественную политику в Европе, особенно последовательно использовали образцы помпей-ского стиля в мебели.

Бюро Большого собрания изящных искусств АSG является тому подтверждением. Рассматривая триаду: фреска виллы Ариадны, картина «Продавщица Амуров» Жозефа Мари Вьена и центральная плакетка данного бюро, можно сделать вывод, что все они являются цепочкой, развивающей один сюжет в разных временных плоскостях. Очевидна связь картины Вьена с античной фреской. Три фигуры молодых женщин на первом плане образуют дугу и в том, и в другом случае. на картине французского художника главная героиня, к которой обращены взоры двух других, сидит на стуле, соединяющем в себе элементы древнегреческого стула «клисмоса» и древнеримского кресла «солиума», внешним видом напоминающего трон. На римской фреске дама сидит на более скромном сиденье - табурете. Поза сообщает нам её высокий, по отношению к двум другим женщинам, статус. За спиной, что- то шепча ей, стоит другая героиня. Перед ними на коленях продавщица амуров. В отличие от древнеримской фрески вместо клетки, в которой остался лишь один амур, у продавщицы Вьена - корзина, в которой еще два амура. Обе композиции разнятся по смыслу. Сцена из Ста-бии изображает совершенную сделку, так как товар уже находится в руках у покупательницы. У Вьена - амур в руках торговки, и результат торгов еще не ясен.

Используя античную композицию, Вьен интерпретирует ее в соответствии со вкусами своего времени. Античность предстает здесь в адаптированном виде, передавая не столько суть, сколь понимание этой эпохи в середине XVIII века. Мебель, окружение, прически и костюмы соответствуют вкусам аристократического общества. Стул, пьедестал, кубок, курильница и стол со звериными ножками, сочетая элементы

неоклассицизма и «помпейского стиля», являют собой прообразы мебели зарождающегося стиля ампир.

Скорее всего, композиция бюро из БСИИ АSG копировалась не с самой работы Жозефа Вьена, а с гравюры, изображающей ее, так как она исполнена в зеркальном отражении. С учетом вкусов XIX столетия художник - резчик изменяет типы лиц, предметы обстановки, жест руки Амура, которого держат за крылья.

ЭНН ФРАНСУА ДАВИД «ПРОДАжА АмуРОВ» Франция, 1780 г. Гравюра, техника травления 44,5 х 27 см

«Древности Геркуланума», 2 том

Еще одна гравюра, которая воспроизводит фреску Стабии, была напечатана в третьем томе «Древностях Геркуланума, Стабии и Помпей», в 1780 году. Авторами издания являются Энн Франсуа Давид (гравер, 1741- 1824 гг.), Пьер Марачель.

В этой же книге подробно описывается сюжет данной фрески. Не совсем прав оказался философ Дени Дидро в разгадке сюжета, опуская важные детали и интерпретируя сам миф древних греков о боге Амуре.

Как пишет в своих стихах, воспроизведенных в «Древностях Геркуланума», древнегреческий лирический поэт Анакреонт: «Купите, купите моих амуров. Я их продаю только в хорошую погоду». Почему же продают амуров, и кто эти женщины? Ответить на этот вопрос можно, если проследить генеалогию Амура (Эрота), а точнее амуров.

Существует много версий происхождения Амура, разнообразно даже их число:

• Один Амур.

• Два Амура: Эрот и Антерот

• Три Амура. Эрот (Любовь), Гимерос (Страсть или Томление) и Потос (Желание).

• Более трех амуров. Амуры в качестве крылатых полубожеств в образе детей - ангелов, сопровождающих богов и людей. Часто путают с Зефирами, детьми Зефира и Флоры, воплощающими западные весенние ветры, помогающие передвигаться богам и героям.

184

пир ШЖуССТБ

Из всех версий происхождения Амура наиболее для нас интересна версия Платона, так как в ней есть разгадка данного сюжета - «Продажи Амуров». В Платоновском Пире, Симпосии (385-380 гг. до н.э.) есть диалог Платона, посвященный проблеме любви. По словам Сократа, участвующего в диалоге, Эрот был зачат в саду Зевса на дне рождения Афродиты двумя богами - богиней нищеты Пенией и опьяневшим от нектара и заснувшим богом изобилия Поросом. Поэтому Эрот всегда спутник и слуга Афродиты, влюблённый во всё красивое. Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице...».

Исходя из приведенных сюжетов, сцену на плакетке бюро из Большого собрания изящных искусств можно интерпретировать как сцену, где богиня бедности Пения продает своих детей - амуров Афродите, сидящей на стуле. Позади нее богиня убеждения - Пейто (Пейфо, Пито, Пифо; в древнегреческой мифологии Океанида - дочь Океана и Тефиды, спутница Афродиты). Три изображенных амура - три ипостаси любви: Божественная (рожденная вибрациями души), Земная (та, которая привязана только к телу) и Смешанная (между душой и телом).

Именно эта персонификация богов лежит в основе всех трех изображений. На фреске мы видим, что один амур уже куплен, возможно, только один и останется у Афродиты, впоследствии выданный ею за своего сына. В уже упомянутом труде «Древности Геркуланума» четко прослеживается разделение на земного Амура, который остался в клетке, небесного, купленного Афродитой, и смешанного, что в руках у «торговки». В композиции Вьена аксессуары, сопровождающие сцену продажи, дают дополнительно размышления о любви. Аллегорией предстает курящаяся ароматница на столе, символизирующая зарождающуюся телесную любовь. Цветы - любовь распустившаяся, окрепшая, где соединяются тело и душа. Урна же на пьедестале - третья аллегория, заключительный этап, когда любовь перерастает во вневременную связь душ.

Этот сюжет можно встретить не только в упомянутых работах, но также в скульптуре, камеях, мраморе, во французских тканях мануфактуры Кристоффа-Филиппа и других работах художников XVIII-XIX века. Кроме французских мастеров к этому сюжету обращались многие европейские художники. Например, работа немецких мебельщиков XIX века фирмы Бехштейн - рояль из красного дерева и махагони с бронзовой накладкой, выполненной по фреске из Стабии. Рояль выставлен в Дубовом кабинете особняка Румянцева в Санкт- Петербурге.

Античный миф, как искусство греков и римлян, поучителен и вариативен, наполнен аллегориями и символами. Символы искусно переплетаются, преобразовываясь в универсалии, коды человеческой жизни, которые живы до сих пор. Так, сюжет «Продажи Амуров» используется уже более двух тысяч лет, и каждый художник рассказывает эту историю по-разному, закладывая в неё предпочтения и вкусы своего времени.

ЛУИ-ИППОЛИТ АЕБА (17821867)

ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ ТКАНЬ С СЮЖЕТОМ «ПРОДАЖА АМУРОВ»

Мануфактура Кристоффа-Филиппа Оберкампа (1738-1815) в Жуи. Франция, ок. 1817 г. 228x251 см

Музей Метрополитен, США.

СОВАЖ, ПИАТ ЖОЗЕФ (SAUVAGE, PIAT-JOSEPH) «ПРОДАЖА АМУРОВ» Франция, ок. 1799 г. Живопись масляными красками по мрамору Париж, Франция, музей «Victoria and Albert museum»

СОВАЖ, ПИАТ ЖОЗЕФ (SAUVAGE, PIAT-JOSEPH) «ПРОДАЖА АМУРОВ» Франция, ок. 1799 г. Живопись масляными красками по мрамору Париж, Франция, музей «Victoria and Albert museum»

БЕХШТЕЙН ПИАНОФОРТЕФАБРИК РОЯЛЬ

Берлин, ок. 1904 г. Красное дерево и махагони Дубовый кабинет, особняк Румянцева, Санкт- Петербург.

VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.