НЕСКОНЧАЕМЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЮЖЕТОВ ПУБЛИЯ ОВИДИЯ НАЗОНА В МЕБЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена анализу четырнадцати живописных панно на сюжеты из «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия (43 г. до н. э. - 17/18 г. н. э.), украшающих бюро немецкой работы XIX столетия. Данные сюжеты рассматриваются группами, в зависимости от их расположения на бюро. Кроме того, в статье приводится изображение сургучной печати с оттиском герба герцогства Саксен-Альтенбург, находящейся на внутренней части бюро и скрытой за выдвижным ящиком.
Ключевые слова: «Метаморфозы», Овидий, бюро, сюжет, изображение, миф, превращение.
Abstract: The article is devoted to the analysis of fourteen painted panels depicting scenes from «Metamorphoses» of the Roman poet Ovid (43 BC - AD 17/18....) That adorn the desk of the German works of the XIX century. These themes are considered in groups, depending on their location in the office. In addition, the article provides a picture wax seal stamped with the emblem of the Duchy of Saxe-Altenburg, located on the inside of the desk and hidden behind a drawer.
Keywords: «Metamorphoses» Ovid, desk, story, image, myth, transformation.
\m
Поэму «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия сегодня можно рассматривать с разных сторон: и как великое литературное произведение, и как ключ к пониманию представлений древних греков и римлян о сотворении мира, и как неисчерпаемый источник вдохновения для многих поколений поэтов, писателей, композиторов, скульпторов и художников. Этот уникальный сборник античных мифов, состоящий из пятнадцати книг, был создан в Риме между 2 и 8 годами н.э. О содержании произведения можно судить по его названию, которое с древнегреческого переводится как «Превращения» (др.-греч. «ретарорфша^»), число которых в нем насчитывается около двухсот. Боги Олимпа, герои и простые смертные по собственной или чужой воле превращаются в животных, деревья, цветы, реки, горы и созвездия. Причем описывается все это не как трагедия, утрата или акт жестокости, а как триумф красоты перерождения и радость от приобретения персонажем новой ипостаси.
К поэме Овидия в разное время обращались английский драматург Уильям Шекспир (герои «Метаморфоз» Пирам и Фисба стали прототипами Ромео и Джульетты), испанский поэт эпохи Барокко Луис де Гонгора-и-Арготе (поэма о Полифеме и Галатее), скульптор Джованни Лоренцо Бернини («Аполлон и Дафна», 1622-1625 гг.) и австрийский композитор XVIII столетия Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф (двенадцать симфоний на сюжеты из «Метаморфоз»). В Большом собрании изящных искусств ASG сюжеты из «Метаморфоз» можно встретить на картинах западноевропейских мастеров XVII - XVIII веков: серия из четырех полотен французского живописца XVIII века Жан-Жака Лагрене, датированная 1774 годом («Аврора и Кефал», «Пигмалион и Галатея», «Персей и Андромеда», «Венера и Адонис»), работа итальянца Луки Джордано «Пан и Сиринга», а также художника из его окружения «Борей, похищающий Орифию», произведение «Акид, Галатея и Полифем» малоизвестного фламандского художника
XVII столетия Гекса де Лавалье и «Вертумн и Помона» кисти Пьера Дулена (1669 - 1748).
£ % Ж*
г
Пьер Дулен Вертумн и Помона Франция, XVIII в. Холст, масло. 107*80 см БСИИ ASG, инв. № 04-0880
Поставец (фрагмент декора выдвижного ящика)
Франция, кон. XVI в.
Массив дерева, кованое железо, резьба
159*86x43 см
БСИИ ASG, инв. №17-2616
В декоре мебели героев Овидия можно встретить реже, и зачастую в череде других сюжетных композиций они остаются менее запоминающимися, а восприятие их не оставляет столь яркого впечатления. В частности, красавицу Леду и Зевса, явившегося ей в образе лебедя, можно видеть среди прочих фабул на выдвижном ящике поставца собрания ASG, изготовленного во Франции (Иль-де-Франс) в конце XVI века. Однако здесь этот сюжет воспринимается лишь в качестве декоративного дополнения или вовсе остается не замеченным. В случае же с бюро немецкой работы XIX столетия, украшенного четырнадцатью панно на сюжеты из «Метаморфоз», очевидна их высокая художественная самоценность, выступающая на равных с функциональным назначением данного предмета мебели.
Бюро со скошенной крышкой установлено на высокие ножки. На фасаде оно украшено бронзовыми накладками и личинками, а разорванный лучковый фронтон венчает бронзовый герб. Верхняя часть имеет три дверцы: одну большую с зеркалом (поздняя вставка) и две малые, на которых располагаются четыре фацета с живописными панно на мифологические сюжеты - Фавн и вакханка, Диана и Амур, Амур и Психея, Венера и Адонис. Все сюжеты обрамлены разным волнистым орнаментом «флемский дорожник» (нем. «Die Flamme» - «Пламя»), столь популярным в Германии и Фландрии. В пользу немецкого происхождения бюро выступает и несколько наивный характер изображения фигур с их непропорциональными и вытянутыми телами, сочетание грации и тяжеловесной неуклюжести, крупно трактованные объемы и особая «кошачья» пластика, которая впервые появилась в искусстве Германии еще в XVI веке, когда там работали отец и сын Кранахи. И наконец, на внутренней части бюро сохранилась государственная сургучная печать с изображением герба герцогства Саксен-Альтенбург в том виде, в каком он использовался в период с 1828 по 1918 годы. Герб обрамлен надписью: «Герцогство Саксонское Главное управление Альтенбург». Вероят-
Бюро
Германия, XIX в.
Тонированное дерево, гризайлевая живопись; золоченая бронза, чеканка 181,5x93,5x48,5 см БСИИ АБС, инв. №18-1074
но, данная печать была поставлена на бюро во время инвентаризации мебели, проводившейся в одном из государственных учреждений герцогства.
Печать с гербом герцогства Саксен-Альтенбург
Пир ыекуеетБ
№2 (14) 2016
мягкой ниспадающей драпировкой, руки же заняты игрой на тамбурине - ударном инструменте, который являлся непременным участником ритуалов в честь Бахуса - бога виноделия, в чью свиту входили Фавн и вакханка.
Герои расположились среди камней, поросших разнообразной растительностью, написанной довольно реалистично, а на заднем плане изображены кучевые облака. Аналогичный фон был выбран мастером и для остальных композиций верхней части фасада бюро, в частности для Дианы и Амура.
Диана и Амур
Данных персонажей-антагонистов редко можно встретить изображенных вместе. Целомудренная и холодная богиня охоты является полной противоположностью всему тому, что олицетворяет Амур -страсти, любовной неге и чувственным удовольствиям. Более того, Диана часто преследует божество любви, становящееся мишенью для ее нимф. Именно поэтому в данной композиции крылатый амур изображен чуть в отдалении от Дианы, находясь практически за ее спиной. Он лукаво и в то же время с опаской смотрит на колчан со стрелами и лук в руках богини, облаченной в длинные закрытые одежды.
И совсем другого Амура мы можем видеть рядом с его возлюбленной - Психеей.
Амур и Психея
Психея в античной мифологии -олицетворение души и дыхания жизни. Она была столь красивой девушкой, что возбудила зависть самой богини любви Венеры. Амур, посланный разжечь любовь Психеи к некоему недостойному созданию, сам влюбился в нее. Он привел Психею в свой дворец, где посещал ее только с наступлением темноты, запрещая ей самой поднимать на него глаза. Сестры нашептали девушке, что ее незримый супруг -дракон, который однажды съест ее
Сюжеты из «Метаморфоз» Овидия, украшающие бюро, располагаются не только на фасаде его верхней части, но и на откидной крышке, ящиках и боковых частях. В нашей статье мы разберем данные сюжеты, разбив их на группы в зависимости от расположения на бюро.
Фасадверхнии
ФАВН И ВАКХАНКА
ДИАНА И АМУР
Фавн и вакханка
В правой части композиции изображен Фавн - бог лесов, полей, мелкого рогатого скота и пастухов. Его домом была чудесная Аркадия - мифологическая страна, населенная нимфами, пастухами, сатирами, вакханками и кентаврами. Фавна принято изображать с козлиным лицом, острыми ушами и рогами, хотя в античности он часто изображался молодым и привлекательным. На бюро из собрания ASG мы видим Фавна в образе юноши, обнаженного и несколько тучного для его возраста. Через его плечо переброшена шкура животного, а голова украшена венком. Он играет на свирели, а аккомпанирует ему вакханка или менада - одна из многочисленных любовниц Фавна. Ее нагота лишь частично прикрыта
Однако отнюдь не все истории любви овидиевых превращений имеют столь счастливый финал. Одним из самых трагичных является повествование о любви Венеры и Адониса.
Венера и Адонис
вместе с ребенком. Тогда Психея решила зажечь светильник и рассмотреть своего мужа, оказавшегося прекрасным Амуром. Пока она любовалась им, со светильника на плечо богу любви упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорбленный поступком жены, Амур покинул ее.
Психее не оставалось ничего другого, как отправиться на поиски супруга. Несчастная девушка долго скиталась по земле, выполняя, казалось бы, невыполнимые задания, поручавшиеся ей Венерой, надеясь тем самым вернуть Амура. Церера и Юнона тщетно ходатайствовали за нее. В конце концов, Юпитер, тронутый просьбой Амура, сжалился над Психеей, и она была вознесена Меркурием на небо, где вновь соединилась со своим возлюбленным, и они поженились на праздничном пиру.
На бюро Большого собрания изящных искусств ASG Амур и Психея изображены счастливыми влюбленными, вновь воссоединившимися после долгой разлуки. Психея, сидя на земле, обнимает подлетающего к ней Амура, чье одеяние развевается на ветру. Данное изображение можно трактовать и как философскую аллегорию стремления души (Психея) соединиться с желанием (Амур).
Любовь Венеры к прекрасному охотнику Адонису явилась результатом случайной царапины от стрелы Амура («Мет.», 10:524 - 559). Однако чувства Адониса были не столь сильны, и идиллия здесь продолжалась недолго. В данном случае Овидий описывает то, что может произойти, если бессмертная богиня влюбится в простого смертного и уязвимого юношу: однажды на охоте, несмотря на многочисленные предупреждения Венеры об опасности, Адонис был убит диким вепрем («Мет.», 10:708 - 739). Летя в поднебесье на своей колеснице, богиня любви услышала стоны уми-
рающего Адониса и спустилась к нему, но было поздно. На том месте, где пролилась кровь охотника, выросли цветы - анемоны.
В изобразительном искусстве художники и мастера-мебельщики чаще изображали две сцены:
1. Адонис с копьем в руке и сворой охотничьих собак нетерпеливо уходит, в то время как Венера умоляюще старается удержать его;
2. скорбящая Венера склоняется над мертвым телом своего возлюбленного. Изображение счастливых Венеры и Адониса на предмете мебели из собрания ASG можно считать довольно редким, поскольку здесь мы видим героев посреди сада, пребывающих в согласии и любви. Обнаженная Венера обнимает Адониса, держащего в руке копье. И только ствол сломанного дерева в правой части, ритмически упорядочивающий композицию в сочетании с вертикалью копья, намекает на драматический исход этой любовной истории.
ОТКИДНАЯ КРЫШКА БЮРО
Одними из самых увлекательных сюжетов «Метаморфоз», которые можно выделить в отдельную группу, являются похищения богами смертных: седовласый бог северного ветра Борей похищает юную Орифию («Мет.», 5:385 - 424), Юпитер в образе быка крадет дочь царя Тира Европу, а затем и пастуха Ганимеда («Мет.», 10:152 - 161). На откидной крышке бюро Большого собрания изящных искусств ASG мы можем видеть похищение Прозерпины - дочери богини земледелия Цереры («Мет.», 5:385 - 424).
Похищение Прозерпины
Юная Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами,
когда ее заметил Плутон - царь подземного мира. Пораженный стрелой Амура и воспылавший неожиданной любовью, он умчал ее на своей колеснице в подземное царство.
В рассматриваемом случае сюжет трактован достаточно традиционно, если не считать, что действие происходит не на лугу среди цветов, а в воде. Плутон, с бородой и в короне, изображен спиной к зрителям на своей колеснице из золота. В руках он держит Прозерпину. Она в отчаянии вскинула руки, а ее одежды развеваются на ветру. Одна из подруг девушки пытается остановить Плутона, однако ее усилия тщетны. Четыре темные лошади мчат колесницу в раскаленные недра земли, которые призваны символизировать клубы дыма, поднимающиеся из-под колес. Примечателен декор колесницы Плутона с изображениями душ умерших людей в погребальных саванах.
История Прозерпины и Плутона имела продолжение, отражающее представления древних о смене времен года. Скорбящая мать героини - Церера - отправилась на поиски дочери. Плутон был братом Юпитера, поэтому боги Олимпа покрывали владыку царства теней, и только Аполлон рассказал обо всем Церере. Разгневанная мать покинула священную гору и приняла вид простой смертной. Но Церера была
богиней плодородия, и без нее всякий рост и цветение на земле прекратились. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли, и не было урожаев, что грозило смертью всему живому. Тогда Юпитер повелел Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить девушку, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, и тогда на земле все расцветает и наступает весна, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном, в это время красота природы увядает и приходит осень.
Рядом с сюжетом о Прозерпине и Плутоне на откидной крышке бюро изображены Аполлон, Клития и Левкофоя, где бог солнца и света также предстает на колеснице.
Аполлон, Клития и Левкофоя
Овидий повествует о том («Мет.», 4:190 - 270), как нимфа Клития, дочь царя Вавилона Орхама, была покинута в любви богом-солнце Аполлоном, поскольку он обратил свое внимание на ее сестру Левко-фою. Ревность и страдания Клитии стали причиной смерти ее сестры. Нимфа рассказала отцу, что Аполлон соблазнил Левкофою. Тогда разгневанный Орхам закопал дочь заживо в землю. Однако Аполлон выпустил ее к свету в образе благоухающей ветви. Сама же Клития, отвергнутая богом, медленно умирала. Нимфа отказалась от еды и питья, постоянно следя за солнечным диском, олицетворяющим ее возлюбленного. Вскоре девушка превратилась в цветок подсолнуха, который всегда поворачивает свой лик (головку) к солнцу.
В правой части среди облаков изображен стоящий в квадриге Аполлон, чья энергичная фигура с гипертрофированной мускулатурой особо выделяется в композиции. На голове бога - лавровый венок, а его плащ развевается на ветру. Мы почти не видим лица Аполлона, скры-
того рукой с сосудом, из которого льется нектар, оживляющий Лев-кофою. В другой руке он держит вожжи, управляя тремя лошадьми. Погребение девушки под землей изображено довольно условно, и мы видим ее лежащей обнаженной возле цветка подсолнечника, символизирующего сестру Левкофои -Клитию. Цветы подсолнуха с семенами написаны весьма достоверно, с большим вниманием к деталям, как, впрочем, и упряжь лошадей с подкованными копытами.
нижнии ящик бюро
или удерживающей Амура, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Одним из ранних случаев подобной и к о н о -графии, с предосте-
ВЕНЕРА И АМУР
АМУР И ВАКХАНКА
На нижнем ящике бюро собрания ASG изображены два сюжета, вновь возвращающие нас к образу Амура: слева он предстает вместе со своей матерью Венерой, а спра ва - с вакханкой.
Венера и Амур
Согласно одной из наиболее популярных версий, Амур был сыном богини любви и плодородия Венеры. Он же был и ее верным спутником и неизменным помощником в осуществлении всех любовных интриг. Проказы Амура часто имели самые трагические последствия, за что божок бывал часто наказан. В связи с этим в изобразительном искусстве Венера-мать порой изображалась предостерегающей
Лукас Кранах Старший Венера и Амур 1509 год
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
регающей Венерой, можно считать картину немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур» (1509 год), хранящуюся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Здесь Венера рукой останавливает сына. Так и в случае с изображением на бюро собрания ASG богиня протягивает руку к Амуру, словно отгараживая от него не видимую нам мишень. Венера лежит на земле, подпирая голову рукой. Ее поза расслаблена, и она лишь одним жестом являет свою волю Амуру, уже держащему наготове свой лук. Не известно, послушался ли Амур свою мать, однако если бы не его стрелы и непокорный жизнерадостный нрав, не создать Овидию столь прекрасных историй любви.
А вот Амур в паре с вакханкой -сочетание довольно редкое, и воплощает оно триумф Бахуса.
Амур и вакханка
Самого бога виноделия в композиции мы не видим, а персонажи эти являются участниками гуляния в честь Бахуса, которого прославляли безудержным весельем и кутежами с распитием вина. Амур и опьяненная вакханка расположились на земле. В одной руке она держит опустошенный сосуд, а другой тянется к винограднику, из плодов которого изготавливают уже выпитое ею вино. Амур изображен со спины. На его голове - цветочный венок, и он указывает вакханке вверх, в небеса. Возможно, это намек на незримое присутствие в изображении супруги Бахуса - дочери критского царя Ариадны, чей венец, украшенный драгоценными камнями, бог «до созвездий метнул», чтобы «славилась в небе она». Так Ариадна стала созвездием («Мет.», 8:176 - 182).
АПОЛЛОН И ДАФНА *
КАЛЛИСТО И АРКАД (БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА
И ВОЛОПАС)
■ ■■
Ё^ЧЙагЛ Л 1
■ 70 Щ 1
КЗ? ч \ \
НАРЦИСС
J X/_
ЛЕВАЯ БОКОВАЯ ЧАСТЬ
В левой части бюро собрания ASG изображены самые красивые и знаменитые мифы «Метаморфоз» Овидия: «Аполлон и Дафна», «Каллисто и Аркад»» и «Нарцисс». Замечательны они не только интересными фабулами, но и трагической лирикой, заложенной в них, ведь речь здесь идет о появлении на свет через смерть героев дерева лавра, созвездий Большой Медведицы и Волопаса, а также цветка нарцисса.
Аполлон и Дафна
Дафна - нимфа, дочь речного бога Пенея и, пожалуй, самая знаменитая возлюбленная Аполлона. Согласно Овидию, Амур, пребывавший в плохом настроении, поразил бога солнца золотой стрелой, которая разжигает любовь, а Дафну, наоборот, той, что любовь отвергает. Бог преследовал сопротивляющуюся нимфу, и когда у нее уже не было сил бежать, она взмолилась своему отцу, чтобы он спас ее. В этот самый момент «волосы в зелень листвы превращаются, руки
же - в ветви» («Мет.», 1:452), корни вырастают из ее ног, и вся она обращается в лавр.
Наиболее прославленным произведением, изображающим Аполлона и Дафну, является скульптурная композиция итальянского мастера XVI века Джованни Лоренцо Бер-нини (1598 - 1680). Работа была создана в 1622 - 1625 годах и ныне хранится в Галерее Боргезе (Рим). На ней мы видим Аполлона, пытающегося догнать свою возлюбленную, уже превращающуюся в лавровое дерево.
На бюро из Большого собрания изящных искусств ASG в данном сюжете мы не увидим Аполлона. В правой части композиции изображена Дафна, чьи пальцы уже трансформируются в лавровые ветви. У ее ног - урна, из которой льется вода, символизирующая исток реки и отца нимфы. В данном случае фигура Аполлона заменена на изображение нимфы - спутницы Дафны. Она так же в страхе вскинула руки вверх, а
Джованни Лоренцо Бернини
Аполлон и Дафна 1622 - 1625 гг. Галерее Боргезе, Рим
ноги девушек и переплетенные за их спинами темные драпировки создают простую и ясную ритмику композиции.
Но не только любовь Аполлона сулила его возлюбленным неприятности, не менее «опасным» в этом смысле был и Юпитер, любовь которого к нимфе Каллисто обрекла девушку на гибель.
Каллисто и Аркад (Большая Медведица и Волопас)
Будучи одной из спутниц Дианы, аркадянка Каллисто, предполагалось, должна хранить целомудрие. Она сопровождала богиню во время охоты, и однажды Юпитер, превратившись в Диану, соблазнил
Каллисто. Вскоре беременность девушки стала очевидной и, в конце концов, замечена Дианой, которая наказала нимфу, превратив ее в медведицу. Но Юпитер не дал погибнуть ребенку, послав ему на выручку Меркурия. Много лет спустя Каллисто-медведица зашла в заповедный храм Юпитера, за ней погнались охотники во главе с ее шестнадцатилетним сыном Арка-дом. Сын, не подозревая о том, что перед ним его мать, хотел убить Каллисто, и тогда Юпитер вознес их обоих на небо, превратив в созвездия: Каллисто в Большую Медведицу, а Аркада в Волопаса (Арктофилакс) - верного стража и защитника своей матери-медведицы.
В правой части композиции бюро мы видим Аркада. Он натянул тетиву лука, направляя стрелу на свою мать, изображенную слева. Юпитер, желая спасти Каллисто, обхватил ее руками и окутал клубами облаков, тем самым скрывая ее от глаз сына и предвосхищая вознесение их обоих на небеса.
Нарцисс
История красивого юноши Нарцисса, чье имя стало нарицательным для самовлюбленных людей, -один из самых грустных мифов «Метаморфоз» («Мет.», 3:339 -510). Когда Нарциссу было шестнадцать лет, его полюбила нимфа Эхо. Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан богиней Юноной. Во время охоты он увидел в реке свое отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и страдания на
берегу. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс.
Нарцисс изображен припавшим к воде. Он любуется своим отражением. Рядом с ним - его охотничий пес, а справа - Амур. Одной рукой он указывает на отражение в воде как на объект любви Нарцисса, в другой - держит стрелу, которую он не может выпустить в это отражение, поскольку оно - лишь бесплотная тень.
ПРАВАЯ БОКОВАЯ ЧАСТЬ
Похищение Европы
швшщтттш^яятттФм
к !
вГн! 1
1[|
Помимо истории Прозерпины и Плутона на бюро Большого собрания изящных искусств ASG мы можем видеть и еще одно похищение - Европы Юпитером («Мет.», 2:836 -875). Европа
была дочерью Агенора - царя Тира. Юпитер влюбился в нее и, превратив себя в белого быка, явился туда, где она на берегу моря играла со своими подругами. Обманутая добрым нравом быка, она увила его рога гирляндами цветов и сама взобралась на его спину. Юпитер устремился прочь, унося ее в море; он переправил ее на остров Крит, где, вернув себе обычный облик, овладел ею. От этого союза родились Радамант, Сарпедон и Минос - будущий легендарный царь Крита.
Европа изображена сидящей на спине быка у воды. Она украшает цветами рога взирающего на нее животного. В данном случае иконографическим отступлением можно считать темный окрас быка, тогда как в следующем за ним изображении - «Юпитер и Ио» - цвет «жертвы», превращенной в корову, выдержан верно.
Юпитер и Ио
Овидий рассказывает о том, как Ио - дочь первого царя Аргоса
Фавн и вакханка
Здесь изображение Фавна аналогично тому, что располагается на фасаде верхней части бюро. Фавн в венке играет на свирели, а задумавшаяся вакханка, отвернувшись от него, кокетливо держит в руке небольшой пастушеский посох -атрибут Фавна, с помощью которого он охранял стада. Как в предыдущем, так и в данном случае, здесь нет каких-либо конкретных и сложных сюжетных фабул. Тандем Фавна и вакханки выступает как персонификация страсти, подчас разрушительной и приводящей к драматическим последствиям. При этом фигуру Фавна можно рассматривать и как олицетворение прорицателя, поскольку, судя по описаниям Овидия («Мет.», IV, 644 и следующие), его оракулы были приурочены к рощам, и именно они пред-
рекли судьбы многим персонажам античной мифологии.
Безусловно, на бюро Большого собрания изящных искусств ASG изображены далеко не все метаморфозы, описанные в книге Овидия. Однако и представленных здесь хватило, чтобы отразить самые разные аспекты любви: охранительную, взаимную со счастливым исходом, трагическую и ослепленную страстью. Причем образы, с помощью которых все эти истории были претворены, довольно безыскусны, здесь нет сильных эмоций, все персонажи похожи между собой, а страх и любовь выражены с помощью одной и той же мимики. Именно это внешнее простодушие героев, идущее вразрез с их внутренним состоянием и поступками, столь свойственное декоративно-прикладному искусству в целом и той художественной традиции, которая берет свое начало в Средневековье, когда даже физическая боль и муки от пыток не отражались никоим образом на лицах святых, и придает данному бюро собрания ASG особое легкое и немудрёное обаяние.
Инаха, была соблазнена Юпитером, который превратил себя в облако, чтобы скрыть свою измену от жены Юноны («Мет.», 1:588 - 600). Но Юнона не поддалась на обман и превратила Ио в белую телку («Мет.», 1:639 - 663), коварно попросив ее себе в дар, в чем ее муж не мог отказать. Юнона вверила охранять корову стоглазому великану Аргусу. Тогда Юпитер отправил своего посланца Меркурия возвратить ее. Меркурий усыпил бдительного Аргуса чудесной игрой на лире и затем отрубил ему голову. Юнона взяла сто глаз Аргуса и поместила их на хвосте павлина - священной птицы богини. Она наслала огромного овода, чтобы он жалил Ио, и тот гнал ее по всему свету.
На бюро собрания ASG Юнона и Юпитер предстают сидящими на облаке, в виде которого бог-громовержец являлся своей возлюбленной. Сама Ио в образе белой коровы изображена справа. Юпитер указывает своей жене на нее рукой, призывая сжалиться над участью несчастной, но та отворачивает голову супруга к себе, дабы он любовался только ей и забыл про Ио. А позади Юноны тот самый павлин, перья которого украсили глаза великана Аргуса.
И, наконец, завершают череду превращений, декорирующих бюро собрания ASG, все те же Фавн и вакханка, с рассказа о которых мы начали нашу статью, тем самым придавая ей закольцованный характер.
Список использованной литературы:
1. Искусство мебели. Книга II. Западная Европа Х1Х-ХХ вв.: каталог Большого собрания изящных искусств ASG: В 2-х тт. /Междунар. ин-т антиквариата ASG; авторы-сост. А.В. Булгакова, А.А. Черепанова, М.К. Яо; общ. науч. ред.А.В. Булгакова; вступ. ст. М.К. Яо, Ю.Г. Еманова.
- Казань, 2015. - 240 с.
2. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве: пер. с англ.
- М.: Транзиткнига, 2004. - 656 с.