Научная статья на тему 'Продавец и его рабочее время'

Продавец и его рабочее время Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ПРОДАВЕЦ / ТОРГОВЛЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОВОЙ НАЙМ / ДОПЛАТА / WORKING TIME / SELLER / TRADE / MARKET ECONOMY / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / HIRING / PAY MORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Людмила Павловна

Определены некоторые проблемы в сфере социально-трудовых отношений. Основное внимание уделено анализу графиков работы персонала торговой отрасли, в том числе ненормированных рабочих дней и гибких графиков, что влечет снижение качества труда и превышение предусмотренной интенсивности труда работника. Автором предложен ряд мер, направленных на защиту прав наемных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELLER AND WORKING TIME

Identified several problems in the area of social and labor relations. The focus is on the analysis of scheduling staff trading industry, including long working days and flexible schedules, which involves decreasing the quality of work and the intensity of the excess referred to the employee. The author suggests a number of measures aimed at protecting the rights of employees.

Текст научной работы на тему «Продавец и его рабочее время»

Демографическая ситуация такова, что обострения указанных проблем продолжатся и после 2024 г. вплоть до 2045-2050 гг.

В силу изложенного, единственным способом уменьшения и ликвидации прогнозируемого (и неотвратимого) дефицита трудовых ресурсов региона является привлечение работников извне региона.

Следует отметить, что демографическая ситуация региона не уникальна и характерна в целом для РФ. Более того, приведенные цифры

соответствуют аналогичным показателям других регионов России.

Кроме того, следует принять во внимание, что баланс внутренней межрегиональной миграции не в пользу Чувашской Республики. Другими словами, сегодня регион является малопривлекательным для мигрантов, как внутренних, так и внешних. Привлечению трудовых ресурсов в первую очередь будет способствовать развитие экономики региона.

АБРОСИМОВА Марина Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: lfedorova@rucoop.ru

ТИМОФЕЕВА Ольга Леонидовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: lfedorova@ rucoop.ru

ABROSIMOVA, Marina Sergeevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: lfedorova@rucoop.ru

TIMOFEEVA, Olga Leonidovna - Graduate student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: lfedorova@rucoop.ru

уцк 331.103

продавец и его рабочее время

Л.п. Владимирова

Определены некоторые проблемы в сфере социально-трудовых отношений. Основное внимание уделено анализу графиков работы персонала торговой отрасли, в том числе ненормированных рабочих дней и гибких графиков, что влечет снижение качества труда и превышение предусмотренной интенсивности труда работника. Автором предложен ряд мер, направленных на защиту прав наемных работников.

Ключевые слова: рабочее время; продавец; торговля; рыночная экономика; социально-трудовые отношения; трудовой найм; доплата.

L.P. Vladimirova. SELLER AND WORKING TIME

Identified several problems in the area of social and labor relations. The focus is on the analysis of scheduling staff trading industry, including long working days and flexible schedules, which involves decreasing the quality of work and the intensity of the excess referred to the employee. The author suggests a number of measures aimed at protecting the rights of employees.

Keywords: working time; seller; trade; market economy; social and labor relations; hiring; pay more.

Годы рыночной экономики сформировали в стране новые социально-трудовые отношения. Однако проблемы в обществе и экономике сказались на их особенностях: им также стал присущ проблемный характер. К основным факторам такого положения можно отнести: стрессовое предпринимательство, лояльный к работодателям и во многом несоблюдаемый

Трудовой кодекс РФ, формализм работы традиционных профсоюзов на фоне редкого распространения профсоюзов «новой волны» и ослабление контроля общественных организаций. Эти, а также ряд других факторов существенно влияют на характер труда наемного работника, в том числе в торговле, где продавец - основное лицо этой сферы - испытыва-

ет большие трудности в своей работе. Среди основных проблем труда, по нашему мнению, надо указать:

1) несоблюдение нормы рабочего времени: фактически почти повсеместно у продавцов, имеющих нормированный рабочий день, наблюдаются часы переработок, причем, зачастую неоплачиваемых;

2) отсутствие на предприятиях профсоюзов, принижение их роли и даже запрет на их создание, что чаще встречается в работе крупных ритейлеров с зарубежными учредителями, привыкшими бояться силы этой общественной организации. И несмотря на признание российским судом такой практики незаконной, она все же продолжается;

3) нежелание подчас работодателя заключать письменный трудовой договор, особенно на неопределенный срок, как это предусмотрено ТК РФ. Ему проще заключить срочный договор, при котором возникает больше возможностей воздействия на работника. Стали появляться новые формы трудового найма, в том числе аутсорсинг и аутстаффинг, пока не предусмотренные в стране законодательно и не имеющие мер защиты для работника;

4) используется своеобразная практика испытательного срока, на время которого для работника устанавливается меньшая сумма вознаграждения, например, 2/3 должностного оклада работника, работающего на постоянной основе. Нередки случаи, когда после прохождения испытательного срока (или во время его) работник увольняется по незначительной или надуманной причине, что позволяет работодателю присваивать результаты его труда при экономии фонда заработной платы;

5) резкую дискриминацию трудового найма в разных регионах страны. Так, в Москве при трудоустройстве предлагаются различные условия занятости для коренного москвича и приезжего.

Почти повсеместным для продавцов, особенно в малом бизнесе, стал так называемый режим работы «два на два» (2/2). При нем работник работает два дня подряд по 12 часов, а затем отдыхает два дня. Внешне этот режим создает для работника впечатление удобства: почти 48 часов непрерывного отдыха он может использовать по своему усмотрению. Кроме того, в торговле это имеет определенные удобства для передачи товарно-материальных ценностей другой смене (бригаде или материально ответственному лицу). Но в реальности такой режим ведет к ухудшению качества труда, постепенному снижению работоспособности продавца (особенно во второй половине второ-

го рабочего дня), образованию сверхурочного времени, которое в лучшем случае оплачивается работодателем по тарифной ставке (окладу за час работы), а не в соответствии с законодательством. И такой режим работы не является нелегальным, запрещенным, он не скрывается. Информация о нем публикуется в печати. Так, в информации КУ «Центра занятости населения г. Чебоксары» Госслужбы занятости Чувашии, публикуемой в газете «Чебоксарские новости», можно встретить предложение о найме с графиком работы 2/2 для бармена [1, 4], продавца продовольственных товаров [2, 7], [3, 7], повара [4, 3], кассира [5,4] и т.д. Эта порочная практика закрепилась не только в торговле, но и во многих других видах деятельности. Такой же режим предлагается при трудоустройстве, например, для администратора зала, мойщика посуды, слесаря по ремонту автомобилей, мойщика автомобилей, медицинской сестры и др. Встречается даже предложение по трудоустройству для буфетчика по графику 3/3. Причем иногда в смене может указываться 14 часов работы (с 8.00 до 22.00).

Для доказательства возникновения сверхурочных часов при таком режиме работы рассмотрим пример. Возьмем работу продавца в течение III квартала, т.е. таких месяцев, как июль, август и сентябрь, которые не имеют праздничных дней. Понятно, что при наличии праздников в месяце и работе 2/2 часы переработки существенно возрастают. Итак, если по норме трудового законодательства, например, в июле 2012 г. работник должен был отработать 176 ч, то при работе 2/2 он работал 192 ч (считая с 1 числа месяца), его переработка за месяц составила 15 ч. В августе при норме 184 ч он работал 192 ч, переработка - 8 ч. В сентябре при норме 160 ч он работал 168 ч, переработка - 8 ч. То есть при графике работы 2/2 во всех указанных месяцах 2012 г. возникли сверхурочные часы, которые в нарушение трудового законодательства были заложены в плановый документ - график выхода на работу. При режиме работы 2/2 среднее время работы работника за неделю составляет 42 ч при трудовой норме - не более 40 ч. За весь 2012 г. при таком режиме набежало сверхурочного времени 210 ч (норма времени года - 1986 ч, а при работе 2/2 - 2196 ч). И при оплате этого времени (даже если считать, что отдельный работодатель решил его оплатить работнику) при таком суммарном учете нельзя выделить сверхурочные часы каждого дня. А они, как известно, должны оплачиваться по-разному. Получается, что при средней заработной плате работника в стране в 2012 г. 24,7 тыс. руб.

(хотя, конечно, средняя заработная плата продавца ниже среднероссийской, но эту разницу учтем, не считая доплату в повышенном размере, предусмотренную с третьего часа сверхурочной работы в день) каждому работнику при указанном режиме работы не было выплачено около 2612 руб. Это денежное вознаграждение, которое наемный работник заработал, но не получил. А ведь надо еще учесть, что при таком режиме продавцу полагается доплата за работу в праздничные дни, которые у него попадают в график.

Может указанные месяцы случайны, и в другое время у работника не возникает переработок при режиме 2/2? Возьмем для примера еще три месяца, но уже 2013 г. и также подсчитаем часы сверхурочного времени наемного работника, которые ему не оплачиваются по действующей норме трудового законодательства. Так, в июле 2013 г. норма рабочего времени составляет 184 ч, а при режиме 2/2 работник работает 192 ч, переработка составит 8 ч; в августе 2013 г. при норме 176 ч по режиму 2/2

- 192 ч, переработка - 16 ч; в сентябре 2013 г. при норме 168 ч работа 2/2 предполагает 168 ч. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда в месяце нет переработки. Но в целом за III квартал 2013 г. переработка все же составит 24 ч, или не менее 301 руб. невыплаченного работнику денежного вознаграждения. За год сверхурочные часы составят 222 ч (норма времени года

- 1970 ч, при работе 2/2 - 2190 ч), а сумма невыплаченного работнику денежного вознаграждения - примерно 2784 руб. Причем и в 2012 г., и в 2013 г. сверхурочные часы превышают их годовой предел, установленный законодательно

- 120 ч.

Некоторые работодатели объясняют такой график работы продавца режимом работы торгового предприятия, ошибочно считая, что это одно и то же. Работник не может работать несколько смен подряд, даже если торговый объект работает круглосуточно. Другие работодатели объясняют подобные невыплаты заработной платы тем, что их работники находятся на сдельной оплате труда и, значит, их заработок зависит от выработки. Пусть, дескать, лучше работают, тогда и получат более высокое денежное вознаграждение. Но, во-первых, сдельная расценка определяется с должностного оклада (суммы тарифных ставок), установленного на норму рабочего времени месяца, и, соответственно, в этом расчете она получается заниженной, а во-вторых, должностной оклад (тарифная ставка) и доплата за сверхурочную работу - разные элементы оплаты труда, каждый из которых выполняет свою функциональ-

ную роль, которая в данном случае перепутана.

Кроме занижения работнику его размера заработной платы, обязательным следствием такой практики работы является снижение качества труда или же при жестком контроле работодателя - превышение предусмотренной интенсивности труда работника. Труд продавца в торговом зале магазина всегда отличается высокой интенсивностью, особенно при насыщенных покупательских потоках. И работнику, чтобы успешно справляться с нервно-психологическими и физическими нагрузками, требуется определенное время отдыха после рабочей смены. В этой связи можно привести интересный пример Японии, где в крупных торговых центрах, имеющих высокие покупательские потоки, для соблюдения должного уровня культуры обслуживания берут на работу продавцов всего на 4 ч в день (при соответствующем половинном размере заработной платы). И не случайно в нашей стране при командно-административной экономике, когда повсеместно и неформально использовались меры социальной защиты работников, применялось правило: максимальные часы работы работника массовой профессии в торговле -это 11 ч 30 мин в день, а на другой день такому работнику необходимо предоставить день отдыха.

По нашему мнению, практика работы 2/2 стала следствием существующих проблем труда, в том числе ослабления контроля государства и соответствующих общественных организаций за соблюдением трудового законодательства. У наемного работника складывается недоверие к профессиональному союзу и трудовой инспекции, которые не в состоянии повсеместно контролировать соблюдение трудового законодательства в отраслевых предприятиях.

Понятно, что режим работы 2/2 ведет к эксплуатации наемного работника. И хотя работодатель уверяет, что такой режим работы удобен и самому работнику, но надо признать, что это прямое нарушение трудового законодательства, средство эксплуатации работника. Следует отметить, что характер труда работника массовых профессий в торговле заметно деградировал, особенно в малом бизнесе. И лишь в ряде крупных российских компаний, особенно с совместным капиталом, сейчас можно встретить прогрессивный опыт применения современной организации труда, во многом почерпнутый из зарубежной практики. Причем кривая ухудшения процесса труда в стране заметно зависит от экономических спадов: при наступлении периодов кризиса растут уровень

безработицы, задолженность по невыплаченной работникам оплате труда, количество других нарушений трудового законодательства. Углубление проблем труда ведет к нарастанию противоречий интересов основных трудоаген-тов-работодателей и наемных работников.

Многих вопросов, связанных с нарушением прав наемных работников, можно избежать, если бы: 1) продавцы знали свои права; 2) они были объединены коллективно и на предприятии действовала профсоюзная организация. Присутствие профсоюза на предприятии помогает работникам защищать свои законные права. Ведь одно дело - отстаивать их в одиночку, когда на любое замечание работника работодатель отвечает: «Не нравится? Увольняйся!», и совсем другое - сила коллектива в лице

профсоюза. Отдельный работник не может один бороться с работодателем при нарушении норм труда. Для него это возможно только совместно с трудовым коллективом и только посредством действенной работы профсоюза.

Список литературы

1. Есть работа // Чебоксарские новости. 2012. 5 июля.

2. Есть работа // Чебоксарские новости. 2012.

19 июля.

3. Есть работа // Чебоксарские новости. 2012. 4 окт.

4. Есть работа // Чебоксарские новости. 2012. 23 авг.

5. Есть работа // Чебоксарские новости. 2012.

20 дек.

ВЛАДИМИРОВА Людмила Павловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vladimirova2201@mail.ru

VLADIMIROVA, Lyudmila Pavlovna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Economics, Management and Cooperation. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vladimirova2201@mail.ru

УДК 336.22

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

С.Ю. Гурова

Проанализированы источники регулирования природоохранной деятельности в Российской Федерации, рассмотрены примеры негативного воздействия на окружающую среду согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды». Изучены виды экологических налогов и сборов. Предложены меры перехода от действующего косвенного налогообложения к прямому природоресурсному.

Ключевые слова: природоохранная деятельность; окружающая среда; косвенное налогообложение; налоговая система; экологические платежи; экологические налоги и сборы; налог на добычу полезных ископаемых.

S.Y. Gurova. ECOLOGIZATION TAX SYSTEM

Analyzed the sources of environmental regulation in the Russian Federation, the examples of the negative impact on the environment in accordance with the Federal Law «On Environmental Protection». Studied types of environmental taxes and charges. The measures of transition from the existing indirect taxation to direct natural resource.

Keywords: environmental management; environment; indirect taxation; the tax system; environmental fees; environmental taxes and charges; tax on mining.

Состояние экологической безопасно- экологически безопасной жизни россия-

сти является первичным условием выжи- нина.

вания человечества в условиях экологиче- Незамедлительного решения требуют та-

ских катаклизмов. В современных условиях кие проблемы, как обеспечение безопасной было бы разумно усилить экологическую утилизации отходов предприятий промышлен-

направленность государственной налого- ности, нефтегазовых предприятий, строитель-

вой политики для обеспечения здоровой и ства очистных сооружений для пресной воды,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.