Научная статья на тему 'Проблемы ЖКХ решает малый бизнес. . . '

Проблемы ЖКХ решает малый бизнес. . . Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Е.В.

В рамках работы Информационного Центра Правительства Москвы проведена пресс-конференцию министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Евгения Владимировича Егорова. Тема пресс-конференции «О создании условий для развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы». На сегодня чуть больше 1,5 тысяч малых предприятий работают в сфере ЖКХ. Это не более 10% тех услуг, которые оказываются в этой сфере другими организациями. Конечно, первоочередной задачей является увеличение количества предприятий, работающих в этой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы ЖКХ решает малый бизнес. . . »

9(12) - 2004

Касается каждого

ПРОБЛЕМЫ ЖКХ РЕШАЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС...

Е.В. ЕГОРОВ,

министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

В Информационном Центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция, на которой Евгений Владимирович Егоров рассказал о проблемах, которые возникают в развитии предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Москве. Положение дел крайне сложное, но определенный оптимизм внушают те организации, которые успешно осуществляют свою деятельность.

Для исполнения практических проектов постановления Правительства Москвы от 30.03.2004 г. № 175-ПП «О создании условий для развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы» Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы привлечены следующие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ЖКХ города Москвы.

С 1992 г. ООО «Муниципальное предприятие «Приоритет» работает в системе жилищно-коммунального хозяйства Южного административного округа, выполняя муниципальный заказ по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории жилищного фонда, школ, детских садов, поликлиник и предприятий округа. С 2004 г. предприятие выполняет работы по санитарной очистке территорий округа, на которых проживает более 400 тыс. жителей, а также объектов Управления образования и Управления здравоохранения ЮАО. Общий среднегодовой объем отходов производства и потребления, удаляемых предприятием с территории округа, составляет более 100 тыс. т в год.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.12.2002 № 1030-ПП «О ходе

выполнения Программы реконструкции и строительства объектов санитарной очистки города Москвы», предусматривающим организацию в 2003 г. системы раздельного сбора твердых бытовых отходов на территории каждого административного округа не менее чем в одном районе, выпущено распоряжение префекта Южного административного округа города Москвы от 15.05.2003 № 01-41-1246 «О внедрении прогрессивных методов обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) на территории Южного административного округа», в рамках которого в 2003 г. в районе Царицыно введен селективный сбор бытовых отходов.

ООО «Муниципальное предприятие «ПРИОРИТЕТ» принимает непосредственное участие в реализации данной окружной программы, которая предусматривает как организацию комплекса по приему и сортировке крупногабаритного мусора, так и создание на площадях ООО «Муниципальное предприятие «ПРИОРИТЕТ» сервисного центра по обслуживанию коммунальной техники.

Программа осуществляется как за счет бюджетных средств префектуры и города - 13,6 млн руб., так и привлеченных средств инвесторов (субъекты малого предпринимательства ЮАО) -18,9 млн руб.

За шесть месяцев с момента введения селективного сбора ТБО в районе Царицыно с использованием стационарных и мобильных приемных пунктов на сортировочный комплекс дополнительно поступило вторичное сырье, пригодное для дальнейшего использования в объеме 21,5 тыс. т, в том числе: макулатура - 20,2 тыс. т; ПЭТФ-тара и полиэтилен — 25 т; текстиль - 280 т; прочие полезные фракции - 995 т.

В 2004 г. планируется ввести селективный сбор ТБО еще в четырех районах ЮАО (Орехово-Борисово Южное, Орехово-Борисово Северное, Зябли-ково, Нагатинский Затон), где проживают более 500 тыс. человек, а в 2005 году - во всем Южном административном округе города Москвы.

• ООО «Центр содействия малому бизнесу района Бескудниково» привлечено по рекомендации Управы Бескудниковского района города Москвы. В соответствии с протоколом от 24.06.2004 г. № 103 ООО «ЦСМБ» Департаментом предоставлена субвенция в размере 120 тыс. руб. на создание отраслевого сервисного центра для предприятий малого бизнеса CAO, работающих в сфере ЖКХ._Предприятие работает в системе жилищно-коммунального хозяйства Северного административного округа с сентября 2003 г., имеет парк технических средств для уборки дорог, придомовых территорий, стрижки газонов и выполнения других работ по благоустройству, выполняет муниципальный заказ по сбору, транспортировке, сортировке и первичной обработке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории жилищного фонда, школ, детских садов, поликлиник и предприятий округа.

С 2004 г. предприятие выполняет работы по уборке, благоустройству и санитарной очистке территорий районов Северного административного округа, в которых проживают около 100 тыс. жителей, а также объектов Управления образования и Управления здравоохранения CAO. Также ООО «ЦСМБ» сдает в аренду часть своих технических средств другим малым предприятиям, работающим в сфере ЖКХ.

• ЗАО «ИДС-маркет» осуществляет свою деятельность в Северо-Восточном административном округе на территории Московского государственного строительного университета (МГСУ).

ЗАО «ИДС-маркет» является головной организацией Комитета по строительным и отделочным материалам Московской ассоциации предпринимателей. С 2001 г. компания работает над созданием сервисного центра в сфере жилищно-комму-нального хозяйства и строительства, ориентированного на субъекты малого предпринимательства. В настоящее время уже функционируют постоянно действующая выставка-ярмарка оборудования и материалов, справочно-консультационная служба, корпоративная торгово-информационная система субъектов малого предпринимательства, объе-

диняющая 85 малых предприятий. Арендуемые ЗАО «ИДС-маркет» площади позволяют разместить как технические средства, предназначенные для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства, так и сервисные службы для их обслуживания. Кроме того, МГСУ готов предоставить учебные классы и специалистов для обучения персонала малых предприятий рабочим специальностям, востребованным в ЖКХ.

• При поддержке Департамента ООО «Концерн «Вторичные ресурсы» с февраля 2004 г. организовал на территории ДЕЗ «Преображенское» BAO экспериментальный мини-пункт по сбору, сортировке и первичной переработке твердых бытовых отходов. Инновационная технология и оборудование были разработаны, поставлены на производство и внедрены за счет средств ООО «Концерн «Вторичные ресурсы». К настоящему времени мини-пункт работает со всем объемом ТБО, поступающим с обслуживаемой территории (2400 жителей). Планируется расширить территорию, чтобы охватить 6000 жителей. Предприятию за достаточно короткий срок удалось добиться резкого увеличения объема отходов, направляемых на переработку до 50%, при этом сократив объем вывозимого мусора в 4 раза.

... В ходе пресс-конференции министр Правительства Москвы Е.В. Егоров ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.

ЕГОРОВ Е.В.: Вопрос жилищно-коммуналь-ного хозяйства настолько острый для большинства населения не только Москвы, но и России, что, наверное, нужно больше говорить о том, что на сегодняшний день происходит, что планируют власти. Хотел бы начать с того, что если говорить о малом бизнесе в ЖКХ, то хвалиться-то по существу еще и нечем. Судите сами. Всего чуть больше 1,5 тысяч малых предприятий работают в сфере ЖКХ. Это не более 10% тех услуг, которые на сегодняшний день оказываются в этой сфере другими организациями. Это, безусловно, очень мало. И, конечно, возникает первоочередная задача -увеличение количества предприятий, работающих в этой сфере деятельности.

Что на сегодняшний день сделано, куда мы считаем необходимым идти и как решать эти проблемы? Ну, начнем с того, что сегодня уже появилась конкуренция в сфере сбора отходов. Прежде

всего, это твердые бытовые отходы, которые приносят доход малым предприятиям. Я могу сказать, что еще три года назад было очень сложно подготовить и подписать постановление, связанное с тем, чтобы малые предприятия пришли в эту сферу деятельности, потому что этими вопросами занимались в основном государственные крупные предприятия. На сегодняшний день малых предприятий уже более чем достаточно. Я могу привести немало примеров их успешной деятельности. А главное вот что: по сути эти малые предприятия сегодня создают рациональную схему решения этой проблемы, схему, которая дает возможность не возить воздух в автомобилях. То есть это схема создания промежуточных пунктов, которые упаковывают всю вторичную продукцию, и далее, уже в упакованном виде, она поступает на переработку. Я могу сказать, что сегодня из вторсырья уже изготавливаются материалы для пошива одежды, огромное количество макулатуры перерабатывается. И все это делают малые предприятия! Что на сегодняшний день не решено, не определено? Конечно, мы до сегодняшнего дня не имеем схему размещения вот этих перерабатывающих пунктов, мы не нашли тех рычагов, тех убедительных слов, которые давали бы возможность нашему населению осуществлять раздельный сбор того, что остается. С этими вопросами, безусловно, нужно определяться. Далее. Вы обратите внимание на такие вещи: во всем мире существуют нормативы, по которым каждое предприятие определяет свои бытовые отходы, и по этим нормам эти бытовые отходы сдаются в определенном порядке. У нас этого, увы, нет. Обратите внимание, сколько сегодня бомжей занимаются этим! Они тоже получают с этого доход. Конечно, государство во многом недосчитывается налоговых поступлений и возврата в народное хозяйство уже переработанных материалов. Эти вопросы связаны с нормативной базой и, конечно же, ее надо менять.

Второй вопрос связан с уборкой улиц. На сегодняшний день ДЭЗы справляются с этой задачей, но сказать сегодня о том, что есть возможность решения ее централизованно, нельзя. А в чем эта централизация могла бы быть? Не каждое малое предприятие может и должно иметь весь перечень оборудования, которое ему требуется. В свое время в России были машинотракторные станции, которые давали технику в прокат на определенный период. Я думаю, нам сегодня надо идти по этому пути. И первое, что решило правительство на заседании, это создание сервисных центров. Сервис-

ный центр, имея в полном ассортименте оборудование, будет помогать малым предприятиям. Конечно же, в любом случае часть оборудования малому предприятию нужна постоянно, оно будет ее закупать. Поэтому мы сегодня готовы для малых предприятий закупать в лизинг оборудование для уборки территорий, улиц. И, конечно же, оборудование потребует ремонта. Если каждое малое предприятие будет само ремонтировать, наверное, это будет нецелесообразно. И в данном случае сервисный центр должен прийти на помощь.

Тяжелейшая проблема связана с кадровым составом, и не в сфере менеджеров, управленцев, а в сфере рабочих кадров. На сегодняшний день высококвалифицированные слесари, сантехники есть, но их весьма и весьма мало. Правительство Москвы приняло решение о создании учебных полигонов по подготовке рабочих кадров. Такой полигон будет рядом с центром обучения «Профессионал». Центр оснащен высокотехнологичным оборудованием, и на очень высоком уровне поставлена именно профессиональная подготовка.

Следующая проблема, весьма и весьма сложная: хотим мы того или нет, жилье будет отдано определенным управляющим компаниям, которые будут им заниматься и нести ответственность за его нормальное состояние, ремонт, обслуживание и т.д. Так вот, на сегодня нормальных управляющих компаний практически нет. Огромное количество вопросов связано с нормативной базой: что должно взять на себя государство, что — частные компании, каким образом отбирать эти управляющие компании, из кого они должны состоять. То есть в перспективе нужно не просто набрать с улицы кого-то, а отобрать те организации, которые в состоянии решать эти вопросы. Московское Правительство решает сегодня эти вопросы, но, как я уже сказал, в первую очередь мы пытаемся решить проблему по двум направлениям: это уборка территории и мусора и создание малых предприятий, которые обеспеч ивают реал изаци ю этих двух направ-лений. Я совершенно убежден, что в течение 2-3 лет, на которые рассчитана наша программа, такая система начнет в Москве действовать не только в составе тех полутора тысяч малых предприятий, которые есть, а, по крайней мере, в 3-4 раза их количество будет увеличено. Я готов ответить на ваши вопросы, если они появились.

Вопрос: Вы сказали о создании сервисных центров. Их будет финансировать Правительство Москвы из бюджета или это будет инвестиционный про-

ект ? За счет каких средств они будут создаваться?

ЕГОРОВ Е.В.: Сервисный центр будет создаваться за счет средств бюджета Правительства Москвы, на это уже выделено порядка 38 млн руб. И это, отмечу, не только один сервисный центр, их несколько. Но, конечно же, мы рассчитываем и на инвестиции. Я хочу вам привести пример. У нас в ЮАО есть предприятие «Приоритет». Что сделало на сегодняшний день это предприятие, и что дал сам Южный округ? Изготовление контейнерных площадок. Из бюджета города 8 млн руб. было выделено, на приобретение евроконтейнеров опять же бюджет города выделил 5,6 млн руб. А вот спецавтотранспорт по сбору отходов — это уже привлечены средства инвесторов порядка 7,5 млн руб. Таким образом, получилось, что 13,6 млн руб.— это средства префектуры, бюджета и города, а 18,9 млн руб. — это средства инвестора.

Сегодня убирать мусор достаточно много желающих, есть начало конкуренции. Это оказывается очень выгодно. Поэтому инвесторы готовы вкладывать средства. Система организованного сбора вторичного сырья составляет порядка 21,5 тыс. тонн. Порядка 20 тыс. тонн — макулатура, тара полиэтиленовая — 25 тонн, текстиль — 280 тонн, прочие полезные фракции — 995 тонн. Вот вам результат совершенно конкретный.

Вопрос: Существует ли пример, когда для ЖКХ какие-то малые предприятия Москвы изготавливают оборудование, технику и т.д. ?

ЕГОРОВ Е.В.: На сегодняшний день говорить об изготовлении оборудования малыми предприятиями для ЖКХ я не могу, к сожалению. Малые предприятия в этой сфере практически не участвуют. Но наша промышленность достаточно изготавливает для этой сферы оборудования, начиная от крупных автомобилей и кончая малой механизацией. Причем, это не только московские предприятия, но и предприятия регионов России. Если говорить о малых предприятиях по переработке вторичного сырья, у меня вчера были представители предприятия, которое перерабатывает пэт-бутыл-ки, причем, не только чистые. Мы взяли эту технологию в Португалии, и Португалия поставила оборудование, совместное предприятие создано. Так вот, в Португалии все эти пэт-бутылки чистые, их моют чистой водой для того, чтобы потом превратить их в гранулы и отдать сырье на решение

других проблем. К сожалению, наши бутылки грязные, и мы их должны мыть горячей водой, поэтому были вынуждены перестраивать всю технологию у того оборудования, которое получили из Португалии. Сегодня этот процесс отлажен, ежедневно порядка 50 тонн этих гранул уже поставляется на заводы Владимирской области. Но из них не могут быть изготовлены пэт-бутылки под пищевые продукты.

Вопрос: Евгений Владимирович, вот в пресс-ре-лизе написано о концерне «Вторичныересурсы», который был создан на территории ДЕЗ «Преображен-ское» благодаря помощи, которую оказал ваш Департамент. Но речь не о том. Они прошли буквально адские муки в разрешительных инстанциях, вплоть до того, что у самих предпринимателей выработался этакий синдром «напуганного кролика». Ваш Департамент какие-то меры по облегчению этих мук может оказать подобным предприятиям? И далее, через страницу в пресс-релизе есть фраза: «При благоприятных условиях объемы работ, выполняемых малыми предприятиями сферы ЖКХ, могут достичь 100%». Каких именно благоприятных условий ? Подготовлены предложения и проект распоряжения Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента «О введении дополнительных номинаций при проведении ежегодного конкурса «Московский предприниматель». Каких именно дополнительных номинаций ?

ЕГОРОВ Е.В.: Давайте начнем с тех препон, которые связаны не только с предприятиями ЖКХ, но и вообще с малым бизнесом. Сегодня в Департаменте создан центр по координации контрольной деятельности, который постоянно занимается этой проблемой. А какие успехи? Если в 2000 году у нас приходилось 19,3 проверок в среднем в год на каждое предприятие, сегодня это 4,5. Наверное, это хорошо, но все равно это достаточно тяжело и серьезно. Что мы на сегодняшний день делаем? Во-первых, готовится само заседание Правительства по контрольной деятельности. Второе — мы неоднократно выступали по поводу сегодняшних полномочий МВД, когда оно может в любое предприятие войти и потребовать любую документацию, открыть, закрыть и т.д. Это неправильно. На сегодня есть предложение по внесению дополнений в закон о милиции, которые не будут давать прав милиции вот так просто прийти, атоль-ко при наличии сигналов о нарушении законодательства. У нас неоднократно проводятся встречи

с налоговой инспекций, СЭС, пожарной инспекцией. В общем-то мы совместно вырабатываем какие-то нормы, подписываем и утверждаем совместные документы. С господином Прониным мы подписали документ, где записано: участковый не должен влезать в производственные дела. Насколько это действенно? Сказать, что слишком большой эффект, не могу. Здесь должна быть другая законодательная база. Вот сегодня мы добиваемся, чтобы ни у одного контролирующего органа без решения суда не было возможности закрытия счетов и закрытия малого предприятия, в целом, потому что достаточно на неделю «заморозить» счет, чтобы стало реальным банкротство.

Мы сегодня работаем над внесением в закон поправок, связанных с тем, чтобы, во-первых, городской заказ для сферы ЖКХ был не менее 40% для малого предпринимательства. Второе: сегодня малые предприятия по закону о малом бизнесе — это 100 человек. Но, к сожалению, с учетом всего персонала у части малых предприятий штат превышает 100 человек. Мы этот вопрос выносим с тем, чтобы именно для этой сферы количество людей было увеличено до 150. Третий вопрос, это аренда помещений. Если для всех предприятий льгота по аренде помещений в пределах 50%, то для ЖКХ в пределах 20%. Это, конечно же, хорошо. Ну и, конечно же, мы берем на себя вопросы, связанные с размещением этих предприятий, выделением участков и т.д.

Вопрос: Евгений Владимирович, а видите ли вы в перспективе еще какие-то направления для участия малого бизнеса в сфере ЖКХ? И если видите, то что этому мешает и что для этого нужно ?

ЕГОРОВ Е.В.: Родилось негласно направление, связанное с ремонтом помещений, это сплошь малый бизнес. Туда не идет Моспромстрой, там только малые предприятия. Они так или иначе работают, но беда-то в другом. Подавляющее их большинство не платит никакие налоги, заключают договор с жильцами, делают работы, наличные деньги жильцы передают этому предприятию, и на этом точка. Наряду с ними работают и предприятия, которые занимаются этим на законной основе. Обращаюсь к ним с предложением о создании Ассоциации малых предприятий, которые занимаются ремонтом и обслуживанием помещений. Конечно, не только уборка, ремонт, но и устройство дворовых территорий. Сегодня занимается этим Мосзеленхоз, но здесь обязательно должны быть

малые предприятия. Понимаете, ведь в мире нет проблем, связанных с обслуживанием жилого фонда. Есть разграничение между властями муниципальными и непосредственно частными предпринимателями. И я скажу вам, что 95% услуг, выполняемых в этой сфере, - это малые предприятия.

Вопрос: Сейчас принимается пакет законов по доступному жилью, 8 законов уже принято. На вашей сфере это как-то отразится? И второй вопрос. Госдума уже давно разрабатывает законопроект об отмене запрета МВД на использование серверов. На уровне города закон нельзя принять?

ЕГОРОВ Е.В.: К сожалению, нет, потому что город должен руководствоваться законодательством РФ. Если такого законодательства нет, в порядке частной инициативы город может предложить такой закон. Например, сегодня мы имеем два таких закона, которых нет в РФ: Закон о ремесленничестве и Закон об инновационной деятельности. Поэтому в данном случае город не может выпустить свой закон, чтобы МВД не изымало серверы. То есть это только в Закон о милиции надо внести изменения. Будет ли как-то изменяться решение вопросов, связанных с малым бизнесом, с тем, что сегодня появляется доступное жилье? Да нет, в общем-то, особых изменений нет. Дай Бог, чтоб жилья появлялось больше!

Вопрос: Евгений Владимирович, как много малых предприятий участвуют в конкурсе на получение муниципального заказа в сфере ЖКХ, как много побеждает ? Насколько благоприятны условия проведения конкурса для малого бизнеса ?

ЕГОРОВ Е.В.: Вопрос очень щекотливый. Сегодня говорить о большой прозрачности, открытости конкурсов я не могу. По очень простой причине. На сегодняшний день всеми этими вопросами занимаются ДЭЗы, они же отвечают и за управление всем жилищных хозяйством, то есть в одних руках сосредоточено все. Конечно, есть на сегодняшний день случаи, когда часть малых предприятий занимается всеми этими делами. Мы перед собой ставим задачу другого рода. Опять же мы снова сталкиваемся с законодательством, никуда мы от этого не уйдем, так или иначе законодательная база должна идти впереди паровоза. Но для того, чтобы решить эту проблему, необходимо определить, а кто и каким образом, какая организационная структура должна быть у жильцов для

того, чтобы они могли решать эти проблемы. К сожалению, сегодня такой организационной структуры нет. Есть у нас кондоминиумы собственников жилья, которые решают эти проблемы, нанимая организацию. Но здесь есть уже влияние самих собственников жилья. Я прекрасно знаю, что достаточно примеров, когда просто заменяли сами управляющую организацию, которая решала все их проблемы. То есть какое-то движение есть на сегодняшний день, но открытости, прозрачности мы не имеем. Ставя вопрос сегодня о ликвидации ДЕ-Зов, мы просто погубить можем всю систему ЖКХ. Это должно быть постепенно, либо замена на АО, либо решение вопроса, когда несколько домов объединяются, создают свою какую-то организационную структуру. С конкурсами ситуация обстоит не очень хорошо, потому что монополия ДЕЗов реальна, она существует.

Вопрос: Вот такая ситуация: предприятие «Домофон сервис» отказывается обслуживать дом или несколько домов, жители которых не платят за домофоны. Жильцы теряют ключики, ломаются до-мофонные трубки и т.д. Понятно, что нет закона, регулирующего эту сферу. Но проблема еще и в неорганизованности самих жителей. Вот те дома сами не смогли избрать старших по подъезду, и нет организации, которая вообще могла бы выступить в качестве организованного лица. Какие же рычаги правительственных мер у вас есть для того, чтобы саму идею Юрия Михайловича Лужкова о создании старших по дому, об оборудовании домов домофонами реализовать?

ЕГОРОВ Е.В.: Я думаю, в любом случае с этими вопросом надо разобраться, и решение здесь, безусловно, должно быть положительным. Либо будет здесь доплата для этого «Домофон сервиса». Либо будет проведена беседа с жильцами: почему не платят? С этими вопросами просто надо разбираться в каждом отдельном случае. То, что сегодня Правительство Москвы решает эту проблему, это очень правильно и необходимо.

Я могу привести очень простой пример. У малого предприятия, которое занимается изготовлением систем слежения, и у которого Правительство Москвы покупает их и устанавливает в домах, произошел очень курьезный случай. Когда эта система была установлена, у руководителя этого предприятия угнали машину. И система все это зафиксировала: когда, кто и как. То есть мы сегодня в большей степени, наверное, чем даже сами жиль-

цы, заинтересованы в решении этой проблемы. Уверен: найдем решение, безусловно.

Вопрос: Вот федеральные власти решение проблем ЖКХ видят в приходе в эту сферу крупного частного капитала. Судя по прессе, региональные власти обращают больше внимания на малые предприятия. Как вы считаете, это объективные вещи?

ЕГОРОВ Е.В.: Это мы снова возвращаемся к тому, как федеральные власти относятся к малому бизнесу. О чем говорить, если Правительство России выносит на Госдуму предложение об отмене закона по малому предпринимательству? Славу Богу, что отмена не произошла, но ведь отменены многие статьи, связанные с ускоренной амортизацией, ликвидацией фонда и другие. Вот такое странное отношение к малому бизнесу. Я думаю, что это происходит просто-напросто от нежелания возиться с проблемами малых предприятий, просто от непонимания того, что является движущей силой для государства: то ли недра и монополии, то ли огромное количество предпринимательских структур. Надо рассматривать малый бизнес не только с точки зрения того, что он дает рабочие места, налоги и производит услуги и товары. Малый бизнес — это философия общества. И в зависимости от того, какое общество мы хотим иметь — демократическое или задавленное на сегодняшний день монопольными структурами, - вот из этого и должно исходить государство. Если мы хотим иметь демократическое общество, мы должны всячески поддерживать малый бизнес, любыми способами, давать ему возможность развиваться. Попробуйте пробиться, например, не только с малым предприятием, но и со средним, в фармацевтику. Да никогда вас туда не пустят! Мы же, по существу, создаем сегодня замкнутые сети, монопольные структуры, которые диктуют и цены, и как жить, и куда идти. Вот в чем вопрос. Что хочет государство? Что мы хотим в результате этой перестройки получить? Задумывается ли кто-то над этим?

Вопрос: А что с законом по ремесленничеству?

ЕГОРОВ Е.В.: Мы проект такого Закона внесли три года назад в Госдуму. Мы проект обсуждали неоднократно с комитетами думскими. Наконец-то порядка 18 депутатов внесли то, что мы согласовали, в проект закона. А вот теперь появилась новая Дума, и опять все это откладывается.

Вопрос: Вы вначале упомянули о том, что налицо низкая квалификация специалистов ЖКХ. Вы имели в виду ДЕЗы или все-таки по Москве есть какая-то конкурентная среда для слесарей ? И второй вопрос: приведите какие-то сравнения, во сколько обходятся услуги управляющей компании, или если дом обслуживают ДЕЗы. Что дороже, что дешевле?

ЕГОРОВ Е.В.: Конечно, управляющая компания дороже, но с нее можно требовать и качество, можно расторгнуть договор. Что касается квалификации, я думаю, что сегодня это беда не только ДЭЗов, и не только Москвы, но и беда всей России в целом. Понимаете, сколько бы мы ни готовили сегодня управляющих, бухгалтеров, менеджеров, все-таки производить товар будет рабочий. И от того, насколько он профессионален, будет зависеть и качество товаров. Найти сегодня фрезеровщика моложе 50 лет весьма и весьма сложно. Поколение, которое приходит на смену, прекрасно понимает котировки, входит в Интернет, но мы совершенно не прививаем вкуса вот к этим специальностям. Это поколение меньше даже интересует получение диплома. Он должен знать рынок: он считает, что если у него будет знание «купи-про-дай», то все будет решено. К сожалению, все не так. Поверьте мне, пройдет еще 3-5 лет, и рынок будет насыщен до конца, он и так сегодня предельно насыщен. И тогда потребуется не только «купи-продай», тогда потребуется именно производство. А мы к этому не будем готовы, потому что мы не будем иметь этих профессиональных рабочих. Это не только ПТУ, а если говорить о ПТУ, надо подумать, как оснастить ПТУ оборудованием, сегодня многие эти учреждения не оснащены. Почему я говорю о центре «Профессионал»? Там оснащение прекрасное, там действительно человек выходит профессионалом. Сегодня появилось столько нового оборудования в ЖКХ! Как ему обучать? Сегодня этот вопрос гораздо серьезнее, нежели вопрос инженерных кадров.

Вопрос: нельзя ли уточнить, а что делается для того, чтобы решить эту проблему? Вроде на Правительстве Москвы обсуждался вопрос о подготовке рабочих кадров?

ЕГОРОВ Е.В.: Недавно было заседание Правительства, связанное с объединением ПТУ, чтобы можно было посмотреть по конкретным направлениям. Решение это принято. И не только

ПТУ, мы сегодня вплотную занимаемся проблемой подготовки рабочих кадров.

Вопрос: Евгений Владимирович, а как по-ваше-му, кто должен платить за подготовку квалифицированного рабочего: государство или работодатель? В чьих это больше интересах?

ЕГОРОВ Е.В.: Очень хороший вопрос, замечательный вопрос! Кто должен платить? Давайте посмотрим так: а государство заинтересовано в высокообразованном обществе? Наверное, должно быть заинтересовано. Предприниматель заинтересован в том, чтобы у него были высококвалифицированные работники? Безусловно. Франция решает эту проблему просто: 1% от прибыли — на переподготовку кадров. Вы можете за этот 1 %, отчисляя его государству, получить эту переподготовку в государственных учреждениях, либо взяв этот 1 %, уплатить частнику, и он вам обеспечит ее. Вот взаимные интересы и сошлись, согласны? Почему бы мы сегодня на уровне Госдумы не смогли решить этот вопрос? Что такое 1 %, да каждый предприниматель с удовольствием отдаст этот 1 %, потому что ему это нужно! Для общества в целом это большое дело!

Вопрос: Евгений Владимирович, скажите, пожалуйста, по эксперименту со сбором мусора. Каким образом там производились сборы? Это включено в коммунальные услуги или отдельно население платило ?

ЕГОРОВ Е.В.: Первое - это плата населения, мы же платим все за мусор, который должны вывозить. А второе — они же зарабатывают на этом. Если бы они на этом не зарабатывали, инвестиции, о которых я сказал, в полтора раза превышающие то, что дала префектура, их бы просто не было. То есть вторичная переработка дает им возможность продавать это сырье.

Вопрос: В прошлом было много желающих работать дворниками, сантехниками, сторожами, но устроиться было невозможно. Устраивались за взятку — 10%. Сегодня как, можно устроиться?

ЕГОРОВ Е.В.: Я думаю, что сегодня устроиться можно, по крайней мере, рабочим. Это вне всякого сомнения, однако, достаточное количество малых предприятий придирчиво смотрят, а насколько вы квалифицированы. Я приведу пример,

когда наше малое строительное предприятие «Инженер» из 10 столяров 8 отсеивает, потому что два всего имеют квалификацию. Но когда дефицит, берут и тех 8, которые нужны. Вы прекрасно знаете, что сегодня в Москве огромное количество иностранных рабочих, которые работают на стройке и в других сферах. Конечно, если сегодня придет москвич, его возьмут с большим желанием. Я понимаю, что ему нужно платить и т.д. Но беда-то в другом. Если раньше регион отвечал за найм этой рабочей силы, сегодня у нас это отняли, Федерация взяла на себя это право.

Вопрос: Сейчас засилье гастарбайтеров. Есть ли какая-то система набора, и есть ли специализации, допустим, на дорожных работах заняты армяне, на благоустройстве — жители азиатских республик. Есть ли специализация в ЖКХ? И какими технологиями, может быть немецкими, пользуются в системе отбора мусора ?

ЕГОРОВ Е.В.: Я не сказал бы, что есть какая-то система набора, хотя существуют определенные нормы, как работать с гастарбайтерами. Мы должны им предоставить жилье, социальные льготы, которые положены. Но, к сожалению, этим далеко не все пользуются. Что происходит на сегодняшний день? У меня не складывается впечатление, что в жилищно-коммунальной сфере большинство иностранных рабочих приехали к нам из-за рубежа. Все-таки большинство рабочих работают именно в Москве, в основном это люди, которые живут в Москве.

По поводу использования технологий. Конечно же, мы используем технологии, которые на сегодняшний день использует весь мир, в том числе и по переработке, мусоросжигательные заводы, по раздельному сбору. Мы, конечно же, их не придумываем, мы их покупаем. Но свою специфику мы обязательно учитываем.

ОТ РЕДАКЦИИ. На пресс-конференции Евгения Владимировича Егорова было поднято немало актуальных вопросов, которые ждут своего решения. Конечно, у читателей есть по поводу них свои пожелания или предложения. Вас всегда выслушают, если Вы позвоните по контактному номеру Правительства Москвы. Телефон прямой связи — 200-67-30. Также 15-17 сентября вы сможете принять участие в первой Московской выставке-конференции «Малое предпринимательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.