Научная статья на тему 'Малое предпринимательство: достигнутое - не предел'

Малое предпринимательство: достигнутое - не предел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Е.В.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная ходу выполнения городских и окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг. Евгений Владимирович Егоров рассказал о том, что, хотя в Москве условия для развития малого бизнеса далеко не идеальные, он развивается весьма эффективно. Например, за прошлый год выпуск товаров и услуг в фактических ценах вырос на 80% и по объему сравнялся с промышленностью Москвы. При этом инвестиции для развития собственной деятельности составили порядка 8% это более 10 млрд. руб. Отмечен рост показателей состояния малого бизнеса Москвы и финансово-экономических результатов его деятельности. Количество малых предприятий увеличилось на 3 % и составило 196,7 тыс. единиц. Количество занятых в малом предпринимательстве возросло на 34 тыс. чел. и составляет 34 % от общего числа работающих в Москве. Объем валовой выручки МП увеличился на 44 % и достиг 3179 млрд. руб. Выпуск продукции МП вырос на 41 % и составляет 384,9 млрд. руб. Малый бизнес достаточно интенсивно развивается в инновационной сфере, и уже можно говорить о хороших результатах. В частности, созданное Государственное учреждение "Московский городской центр инноваций и высоких технологий" успешно содействует продвижению продукции московских предприятий в регионы России и зарубежные страны. Например, получила признание продукция Ассоциации медицинской техники, на которую поступают заказы от иностранных государств. В Москве на сегодняшний день 4,5 тыс. инновационных предприятий, и есть надежда, что число их будет продолжать расти. Ожидается, что позитивный импульс развитию МП придаст принятие федерального закона о малом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство: достигнутое - не предел»

8(23) - 2005

Актуальная тема

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ДОСТИГНУТОЕ - НЕ ПРЕДЕЛ

Е.В. ЕГОРОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная ходу выполнения городских и окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг. Евгений Владимирович Егоров рассказал о том, что, хотя в Москве условия для развития малого бизнеса далеко не идеальные, он развивается весьма эффективно. Например, за прошлый год выпуск товаров и услуг в фактических ценах вырос на 80% и по объему сравнялся с промышленностью Москвы. При этом инвестиции для развития собственной деятельности составили порядка 8% — это более 10 млрд руб. Отмечен рост показателей состояния малого бизнеса Москвы и финансово-экономических результатов его деятельности. Количество малых предприятий увеличилось на 3% и составило 196,7 тыс. единиц. Количество занятых в малом предпринимательстве возросло на 34 тыс. чел. и составляет 34% от общего числа работающих в Москве. Объем валовой выручки МП увеличился на 44% и достиг 3 179 млрд руб. Выпуск продукции МП вырос на 41% и составляет 384,9 млрд руб.

Малый бизнес достаточно интенсивно развивается в инновационной сфере, и уже можно говорить о хороших результатах. В частности, созданное Государственное учреждение «Московский городской центр инноваций и высоких технологий» успешно содействует продвижению продукции московских предприятий в регионы России и зарубежные страны. Например, получила признание продукция Ассоциации медицинской техники, на которую поступают заказы от иностранных государств. В Москве на сегодняшний день 4,5 тыс. инновационных предприятий, и есть надежда, что число их будет продолжать расти. Ожидается, что позитивный импульс развитию МП придаст принятие федерального закона о малом бизнесе.

ЕГОРОВ Е.В.: Каковы условия для развития малого бизнеса в Москве? Я бы сказал, весьма далекие до идеала. Исходя из того, что количество малых предприятий велико, что между ними начинается конкурентная борьба, место под солнцем завоевать сейчас гораздо сложнее. Естественно, есть нехватка нежилых помещений, несмотря на то, что мы пытаемся решать эти вопросы. И все же, несмотря на все эти негативные моменты, малый бизнес в Москве развивается весьма эффективно. Показательны данные за год. Так, в 2004 г. выпуск товаров и услуг вырос на 80%. Обратите внимание, что сегодня малый бизнес по объему представляемых товаров и услуг сравнялся с промышленностью Москвы. Инвестиции для развития непосредственно своей собственной деятельности составили порядка 8%. Что такое 8% для Москвы? Это более 10 млрд руб.! Я убежден, что и это неполная картина, ведь в данных по инвестиционным вопросам не присутствует большое количество средств, которое выделяют малые предприятия на развитие собственного производства.

Отрадно то, что сегодня появляются новые адреса инвестиций, это очень серьезно — и именно на счет новаций вырос объем товаров: малое предпринимательство пошло в машиностроение и металлообработку — 170% по сравнению с прошлым годом! Пищевая промышленность — 116%, торговля — 113%, общественное питание — 113%, здравоохранение, физическая культура — 112%.

Что делало Правительство Москвы для успешного развития малого предпринимательства, что мы считаем необходимым делать? Пожалуй, в первую очередь, это оперативное решение вопросов, связанных с нежилыми помещениями. Кстати, из Интернета был вопрос для нашей пресс-конференции: сколько нежилых помещений для малого бизнеса на первых этажах жилых зданий выделено?

По ЦАО — порядка 1 500 кв.м. Это по 2004 г., а по 2005 г. это уже гораздо больше! CAO — 17 объектов получили помещение на первых этажах, по 2005 г.

- 24 объекта. По СВАО: 2004 г. - 7 объектов, 2005 г.

- тоже пока 7 объектов. По BAO: 2004 г. - 7 объектов, в 2005 г. - 9 объектов. ЮВАО: 2004 г. - 7 объектов, но в 2005 г. - пока 2. ЮАО: 2004 г.- 5 объектов, 2005 г. - 5 объектов. ЗАО: в 2004 г. — 3 объекта, в 2005 г. — 12 объектов.

Что сегодня происходит с деловыми центрами? Москва планирует в течение ближайших лет (до 2007 г.) создать порядка 62 деловых центров по Москве, причем каждый центр будет занимать общую площадь от 20 до 40 тыс. кв.м. По крайней мере, по половине округов уже выпущены постановления, Департамент выделил средства на исходно-разре-шительную и предпроектную документацию. Эти работы уже выполнены, по существу, в этом году можно приступать к строительству этих помещений. Это вторая часть.

Третья часть — сегодня уже начали работать две производственно-технологических зоны — это Зеленоград и Метромаш, Открытое шоссе (там уже сдаются наши помещения промышленным предприятиям). Если говорить о Метромаше, это из почти 5 000 кв. м на сегодняшний день только 600 кв. м мы имеем в запасе, остальные помещения сданы, уже работают. Наконец, последнее, о чем мы говорили,— сдвинулась с места разработка исходно-разрешительной документации на первую очередь технопарка Нагатино-ЗИЛ, первая очередь будет состоять из 200 тыс. кв. м. Строительство начнется в этом году. Вот какая ситуация с нежилыми помещениями.

Сегодня огромное количество обращений и нареканий, связанных с административными барьерами, контрольной деятельностью. В этом году на заседании Правительства Москвы определены конкретные меры. В развитие того, что делается, мы требуем по каждому контрольному органу представления регламентной документации, то есть те права и обязанности, которые должны соблюдаться непосредственно контролирующей организацией. Мы идем по пути проверки наших малых предприятий с представлением не только одной контролирующей организации, а комплексной проверки. Для чего это необходимо делать? Если говорить о наших предпринимательских структурах, то когда проводился опрос, большинство наших малых предприятий говорит о коррупционности наших контролирующих органов. Так вот, для того чтобы этого не было, и нужна комплексная проверка,

когда приходит не один человек, а несколько. Я просил бы вас отметить, что главной мотивацией в части коррумпированности является именно желание части наших малых предприятий провести какие-то действия не очень законно, за это заплатить и решить проблему. Рано или поздно все тайное становится явным, в конечном итоге заканчивается печально. То есть на сегодняшний день конечная вина должна лежать на малых предприятиях, которые таким образом пытаются решить свои проблемы.

По поводу исследования, которое проведено «Опорой» — структурой, которая должна решать и лоббировать интересы малого бизнеса, определять проблемы, которые существуют. Парадоксальная ситуация заключается в том, что по опросам самих предпринимателей, климат для развития малого бизнеса положительно оценили 76%, отрицательно — 24%. Финансовое состояние и возможные инвестиции в малый бизнес оценили положительно 78%, отрицательно — 22%. И вдруг Москва оказывается на 3-м месте от конца по развитию малого предпринимательства! Для меня это совершено непонятно... Я знаю, что состоялось достаточно серьезное заседание по этим проблемам. Я знаю, что Александр Давидович Иоффе с конкретными цифрами и предложениями выступал и, естественно, претензии предъявлялись к тем, кто это делал. ВЦИОМ согласился, что эти данные не являются окончательными, не решают многих вопросов, и нельзя брать их на основу. Судите сами. По этим данным сегодня в Москве на одно малое предприятие приходится 9,1 проверок. Вот давайте прикинем: 200 тыс. юридических лиц, 190 тыс. предприятий без образования юридического лица. Всего контрольных органов — 62, московских — всего 10. Как могут 62 организации проверить такое количество малых предприятий, по 9 раз наведываться в одно предприятие? Концы не сходятся.

Да, есть такое, что привяжутся к одному предприятию. То ли конкурент их подготовит определенным образом, то ли предприятие хочет оставаться честным и чистым, и вот кто-то тебя все-таки хочет достать! Сегодня грешат этим прежде всего службы МВД, а там ни много ни мало порядка 16 подразделений, которые проверяют малые предприятия, и, к сожалению, наши, на уровне управ.

Вот проблемы, которые мы пытаемся решать и решаем в городе. Состоялось заседание Правительства Москвы, где еще раз обращено внимание на актуальность этих проблем.

Мы сегодня предлагаем, и я думаю, что на это пойдут руководители префектур, делать следующее. Причем делать это нужно, по нашему мнению, ежеквартально, по крайней мере, пока мы не получим стабильной ситуации в отношении МП. Каждая управа ежеквартально должна отчитываться перед предпринимателями: что сделано для развития малого бизнеса. Такое предложение мы вносим, я убежден, что оно будет поддержано.

Не буду говорить о количестве всего того положительного, что делается согласно постановлениям и распоряжениям Правительства в отношении МП. Количество распоряжений и постановлений, конечно, превышает по Москве любой административный округ России, то есть делается здесь гораздо больше.

Третье направление, на котором я хотел бы остановиться, это развитие инновационной структуры малого бизнеса. Достаточно интенсивно развивается малый бизнес именно в инновационной сфере. Мы сегодня имеем хорошее, активное движение и в расширении этого бизнеса, и в получении весомых результатов. Я могу вам сказать, что сегодня, например, наша Ассоциация медицинской техники на подъеме, имеет многочисленные заказы, в том числе и от иностранных государств.

Мы создали для развития этого бизнеса специальный центр, который занимается инновационной деятельностью, его главная задача — продвижение продукции московских предприятий и в регионы России, и в зарубежные страны. Мы заключаем договоры со странами СНГ и дальнего зарубежья по решению этих вопросов.

Вторая часть — ЖКХ. Хочу привести несколько примеров, что на сегодня есть по ЖКХ, по бытовому обслуживанию. Только в ЦАО1 200 предприятий бытового обслуживания. А в общем по Москве более 75% - это доля малых предприятий.

За этот период в CAO создано 10 предприятий бытового обслуживания, в СВАО — 26, в BAO - 98 и т.д. Ежегодно идет увеличение таких предприятий по округам. Это, конечно, приятно, потому что это хорошее дело. Мы идем к тому, чтобы максимально обеспечить бытовыми услугами непосредственно граждан Москвы и тех, кто приезжает в гости в Москву. Это ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские и т.д.

По ЖКХ. Принята развернутая программа, которая выполняется. Мы сейчас объявляем конкурс на уже разработанный типовой проект сервисного центра по обслуживанию малых предприятий по уборке территорий. Необходимы ответы на

вопросы: что такое сервисный центр, по нашему мнению, чем он должен заниматься и что у него должно быть? Вы сами понимаете, что сегодня большие беды, конечно, не там, где магистрали — они чистятся. А вот внутридворовые территории заставляют нас решать проблемы и искать выход, как чистить, чтобы москвичам было приятно там находиться. Значит, нужна малая техника. Значит, первое, что должны сделать эти сервисные центры, это оснаститься малой техникой, которая может быть сдана в прокат или аренду с правом выкупа непосредственно малому предприятию.

И когда, предположим, зимняя техника после сдачи в прокат возвращается, то сервисный центр должен обеспечить ее ремонт. Третья часть задач подобного центра — это обучение рабочего персонала совместно с нашим Фондом подготовки кадров. И четвертая часть — техника, все приспособления, связанные непосредственно с уборкой домов: мытьем окон, площадок и т.п. Сегодня в Москве этот вид бизнеса очень хорошо развивается. Конечно, здесь должны быть и консультационные услуги.

Мы сегодня думаем над тем, не придется ли нам именно для этого направления (а ЖКХ недостаточно развито в этом плане) создавать отдельную лизинговую компанию, которая бы обеспечивала наши малые предприятия всей необходимой техникой и оборудованием. У нас есть лизинговая компания, но она уже вышла на уровень не только Москвы, но и регионов, зарубежных стран. Она выросла в мощную структуру, которой уже не совсем интересно заниматься этими «мелочами», а для нас они очень важны.

Наконец, могу сказать, что значительно увеличилось количество людей, которые сегодня наш Фонд подготовки кадров обучает силами высших учебных заведений, силами организаций, которые привлекаются для этого обучения на конкурсной основе. Если раньше у нас в год переподготовку проходили порядка 20 тыс. человек, то в 2004 г. переподготовка коснулась 31 тыс. человек. Отрадно, что для этого процесса привлекаются не только средства бюджета, третья часть — это средства спонсорских и других организаций.

Мы взяли курс, и здесь есть соответствующее постановление, призванное способствовать организации подготовки рабочих кадров. Для нас, для Москвы это очень важно. Это рабочие кадры для ЖКХ, для бытовых услуг, которых у нас не хватает. Я уже приводил пример, что сегодня по рабочим кадрам, если говорить о промышленности, найти высококвалифицированного фрезеровщика мы

можем только в возрасте 55 лет. Судите сами, вопрос очень серьезный.

А как же молодежь? Мы столкнулись с необходимостью, в том числе и для малого бизнеса, рассмотреть перспективы работы с персоналом, и я надеюсь, что к концу года представим в Правительство наши предложения по вовлечению непосредственно в предпринимательскую деятельность молодежи. Причем начинать надо со школьной скамьи, т.е. с организации каких-то специальных факультетов (необязательных для общего образования, но дающих возможность юношам и девушкам быть на этих факультетах и получать знания соответствующие), создание конкурсов для участников вузовских организаций. Очень много в этом плане делает Е.П.Велихов, мы начинаем вместе с ним работать. Те конкурсы, которые он проводит среди школьников, я считаю вообще замечательными. Последний конкурс был, образно говоря, духовным. Есть понятия «Родина», «память», и эти молодые ребята, девчонки пишут на эту тему, и получаются просто удивительные вещи.

Сегодня в префектурах есть различные проекты по направлениям: как решить вопросы транспорта, бытовых услуг и др. Мы только-только подошли к этим проблемам. Все в развитии.

Вопрос: Хотелось бы услышать ваше мнение о тех усилиях, которые предпринимает Правительство Москвы по созданию бизнес-инкубаторов, экономических зон. Насколько они эффективны?

ЕГОРОВ Е.В.: Слава богу, что сегодня наконец-то свершилось: Минэкономики дало добро на создание закона о малом бизнесе. Надеюсь, что закон, над которым Москва работала, который опробован во всех регионах России и воспринят положительно, будет взят за основу. Работа, отмечу, была сделана Москвой совместно с ТПП России. Это очень важно в принципе. Важно определить, что такое микропредприятие, малое предприятие, что такое средний бизнес, о котором мы так много говорим. Вот, к примеру, говорят: вы не вмешивайтесь в малый бизнес, вы создайте условия. А какие нужны условия? Что понимать под условиями? Надо определить: да, вот эти условия должно создавать государство. Это очень важно. Мы сегодня служебную записку готовим мэру. Понимаете, если посмотреть наши программы, то в большей степени они напоминают план мероприятий. Есть мероприятия, есть сумма, которая определяет стоимость этих мероприятий, есть исполнитель и срок завершения. Это план. А

если говорить об условиях, например, то вот предоставление нежилых помещений. Это условие для развития? Безусловно. Вот записан в плане мероприятий подобный перечень — это и есть реализация условий. Мы сейчас попробуем вычленить, что является условием, а что является реализацией этих условий, и попытаемся представить на рассмотрение именно условия. И следующую программу сделать не в плановом порядке, потому что исчезают в ходе работы многие вещи, а сделать программу создания условий для МП Москвы. Я думаю, это правильно, и никто потом не скажет, что необходимые условия не созданы.

Первое, что нуждается в уточнении на уровне Правительства Москвы, что такое бизнес-инкубатор? Из чего он должен состоять? Какая управляющая компания должна быть? Это должен быть ГУП, частная компания? Если частная, ради Бога, создавайте и работайте. Если это создается на средства Правительства России, то должна быть управляющая компания. Управляющая компания может быть разная — на одном бизнес-инкубаторе 1 тыс. кв. м, на другом — 40 тыс. кв. м. Управляющая компания по региону, которая занимается всеми бизнес-инкубаторами, нужна такая или нет? Какие условия сдачи в аренду помещений этого бизнес-инкубатора? То есть мы произносим слова «биз-нес-инкубатор», «технопарк» и т.д., но нет четкого определения, что это такое. У нас есть понимание того, какие различия и как это должно быть, но у нас нет права сделать этот закон. Ну, допустим, Москва примет этот закон. Далее нам скажут: простите, а как же регион? Вы должны руководствоваться теми законами, которые есть! А их нет...

Сейчас мы много говорим о кластерах: они необходимы, мир к этому идет. Я глубоко убежден в том, что малый бизнес, по крайне мере 50-60 его процентов, без крупного в промышленности, в инновационной сфере жить не сможет. Давайте реально посмотрим на такие вещи. Тот же General Motors, сколько средств он выделяет на прикладные исследования, которые выполняются малыми инновационными предприятиями? Ему, казалось бы, не нужно этим заниматься! Но МП своими исследованиями, своим гибким умом дают ему многие вещи, которые можно внедрять, ставить на поток. К тому же это обходится гораздо дешевле. Налицо создание такого конгломерата: малое предприятие — крупное предприятие — сбытовые предприятия — маркетинговое исследование и т.д. — вот это нам необходимо. Нам нужны не спецзоны, а кластеры. Они могут быть

по территориальному признаку организованы, могут быть разобщены, но они должны работать на одну какую-то идею. Кластеры помогут развить и территорию, и отдельные отрасли очень мощно продвинуть, потому что это и реклама, и продвижение продукции, а на сегодняшний день это крайне важно. Это важно и с точки зрения того, что страна на пороге вступления в ВТО, и мы скоро получим такую конкуренцию товаров, что если сегодня качество не поднимем (а оно может быть поднято только так), то будем находиться просто в плачевном состоянии.

Вопрос: Сейчас много говорится об итогах проекта «Утилька-1». Насколько мне известно, этот проект существует исключительно в районе «Преображенское». Есть ли другие примеры развития в округах столицы малых предприятий, помимо вторичных ресурсов? Можете ли сравнить «Утильку-1»с другими примерами и сказать, в чем ее преимущество, почему Департамент уделил именно ей такое внимание?

ЕГОРОВ Е.В.: Сегодня в Москве раздельного сбора мусора практически не существует. Если сегодня в одну корзину все сваливать, то такие отходы, как бумага, буквально через 6-7 часов превращаются в ничто, и извлечь ее уже невозможно. «Утилька» дает нам возможность обеспечить раздельный сбор мусора. Причем достаточно примитивные приспособления, которые пакуют, прессуют все это раздельно, дают следующую возможность. Мы ведь на наших мусоровозах, по существу, возим воздух, а когда прессуем, то количество задействованной техники уменьшаем в несколько раз. Далее, если говорить о мусороперерабатывающих заводах, на которых я был в Германии, Японии, там приглашают студентов, они облачаются соответственно, идет конвейер, и они убирают все эти вещи. У нас такой практики нет, на«Утильке» работают случайные люди, бомжи. Им не платится зарплата, но за спрессованное и сданное они получают деньги. Там их работает человек 6-7 на одной установке, на лавочке сидит еще человек 6-7, чтобы заменить ушедшего.

Это вопрос, я считаю, социально важный и полезный, чтобы как-то отвлечь. А главное, мне показали одну женщину и сказали: представляете, она бросила пить! Мы можем улыбаться, но это очень важно. Будут ли последователи? Думаю, мы выработаем определенную концепцию в плане уборки мусора, кому, сколько надо помогать. Но главное, мы создали часть этих перерабатывающих

пунктов. Адалыие они уже на основе этой прибыли (а для управ эта прибыль очень солидная) будут выстраивать свои пункты, чтобы охватить полностью весь регион. Так что, я считаю, начинание это очень полезное. Оно приведет к большой экономии средств в нашем бюджете.

Вопрос: Хотелось бы уточнить ситуацию с сервисными центрами: будут ли цены аренды техники в сервисных центрах ниже рыночных? И второй вопрос: будет ли направление ЖКХ приоритетным в плане поддержки?

ЕГОРОВ Е.В.: Я думаю, цены будут ниже. Мы таким образом будем решать вопрос: отдадим технику в ведение сервисного центра и заключим договор о том, что в течение 5 лет центр сдает ее по таким-то ценам малым предприятиям. Если цены неоправданно повышаются, мы просто ее изымаем. По истечении 5 лет, пожалуйста, решайте эти проблемы сами. Но на определенный период времени мы будем контролировать цены. По крайней мере, сегодня мы ставим этот вопрос таким образом.

Из приоритетных направлений сегодня, конечно же, уборка мусора. То, в чем МП могут преуспеть и решить тем самым многие проблемы. Крупные предприятия по переработке мусора — это не наше. Но допереработка, то, о чем я говорил, — создание таких центров раздельного сбора — безусловно, тоже приоритетное направление.

Сегодня проходит подготовку группа в количестве 26 человек — управляющие ЖКХ. Но для того чтобы полностью понять, какой дом ты принимаешь, что там хорошо, что плохо, и решить для себя: да, я буду сюда вкладывать средства, — необходим анализ состояния ЖКХ. Не знаю, кто это сделает, каким это образом будет сделано, но, безусловно, без решения этого вопроса мы просто не решим этой проблемы. Потому что один дом построен сто лет назад и все его коммуникации изношены, и когда управляющий придет и вложит деньги, а там что-то повалится, то мы будем выглядеть не лучшим образом. Нужна дифференциация: где-то помогает государство, где-то вкладывает средства частник.

Вопрос: Как организована работа сервисных центров? Когда вы собираетесь проводить конкурс? По поводу лизинговой компании, которую вы собираетесь создать, просьба рассказать подробнее. Еще вопрос. По управам вы собираетесь вносить предложение, чтобы они отчитывались. Ну, отчитаются они, а что дальше?

ЕГОРОВ Е.В.: О чем вы говорите? По существу, это программа для префекта, глав управ — а куда идти? Вы когда-нибудь встречались с предпринимателями? Были на заседании, где префект отчитывается перед своими жителями? Сегодня огромное количество замечаний идет оттого, что есть дистанция, вот управа определила что-то, и быть посему. А кого-то взяли и вообще убрали. Пусть глава управы ответит людям на вопросы, а почему убрали, почему это происходит? Почему вчера он разрешал МП его деятельность, и договор еще не закончился, а сегодня его убирают? Почему такое количество проверок? Почему приходят, считают долгом нагрубить, в том числе сотрудники управ? Ведь мы знаем это на живых примерах. Вот о чем речь. Я думаю, что формирование культуры взаимоотношений и поддержание деловой этики — это очень серьезно. Поэтому мы и ввели в практику отчеты перед жителями.

К вопросу о сервисных центрах. На заседании финансовой комиссии уже были рассмотрены два предложения по сервисным центрам, от Южного округа и Зеленограда. Я думаю, конечное решение мы примем на совещании в СВАО. В плане работы — проведение конкурса для всех префектур по сервисным центрам.

Вопрос: Можно рассказать подробнее об инновационных предприятиях? Какой процент они занимают от общего числа всех МП и почему? И второй вопрос. Объем валовой выручки МП увеличился на 44%. Наверное, такой фактор, как рост цен, тоже сказывается?

ЕГОРОВ Е.В.: Конечно, рост цен отражается. Но все равно, 44% — это достаточно солидный объем. Какова ситуация с инновационными предприятиями? Если говорить о действующих, которые занимаются только этими вопросами, у которых есть своя продукция, которая реализуется, — это порядка 4,5 тыс. Это, предприятия, которые занимаются только «ноу-хау». Кстати, в BAO очень хорошо поставлено это дело. Там руководитель фонда Анжела Раевская. Я считаю, она просто удивительная женщина, и то, что она делает, это замечательно, низкий поклон ей. Сегодня BAO в этом плане обошел все другие округи.

Каким образом мы пытаемся развивать эту деятельность? Во-первых, у нас существуют субсидии для каждого проекта инновационного предприятия, которые составляют порядка 250 тыс. руб. Мы должны в ближайшее время выйти на заседание

Правительства Москвы с предложением увеличить эту сумму по крайней мере до уровня, который определен в государственном фонде — 850 тыс. руб. Мы объединились с этим фондом и совместно рассматриваем проекты малых предприятий. По сути, получается, что под проект инновационное МП может получить 1 млн руб. Это уже сумма. У нас есть экспертный совет из высококвалифицированных сотрудников, в числе которых профессора, академики и т.д. То есть не я решаю, стоит этой проблемой заниматься или нет. Но я могу сказать, что в этом экспертном совете хорошо определяют научную новизну, возможность внедрения - согласно достигнутым результатам. С другой стороны, не все так просто в экономике. Могу привести примеры, когда на комиссию выносилось замечательное предложение, а вот реализация практическая хромала. И мы деньги теряли.

Вопрос стоит конкретно: практика — критерий истины. А как хорошая идея в экономическом смысле? В конце концов, мы можем порекомендовать менеджера, который будет управлять этим процессом. Продвижение продукции — это самое серьезное, здесь проверяется жизнеспособность инновационного бизнеса. Продвижение продукции в части организации выставок, причем не только в регионах России, но и за рубежом. Мы постоянно участвуем в Германии во многих выставках, в Китае серьезно смотрят на эти вещи. В Португалии хотят завязать более тесные контакты, их посол прислал письмо с предложениями Юрию Михайловичу Лужкову. Сегодня у нас уже несколько десятков заказов по инновационным делам. Есть продвижение, процесс идет нормально. Много это или мало — 4 ООО? Я считаю, мало, потенциал гораздо больше.

Вопрос: Что делается для устранения административных барьеров для малого предпринимательства и для сокращения количества проверок?

ЕГОРОВ Е.В.: Прежде всего, в Москве введено «одно окно». Согласно опросу, порядка 60% предпринимателей оценили это как благо. Они тратят меньше времени для решения проблем. Второе — регламенты, которые сегодня есть по контрольным органам, должны быть сделаны и по разрешительной практике. Конечно, сегодня есть вопросы, связанные с землей, арендой помещений, проектными делами и т.д. По отдельным вопросам, таким как строительство мультисервисных центров, торговых центров шаговой доступности,

эти процедуры будут упрощены. Но они не могут быть упрощены до того момента, когда туда пойдет криминал и все что угодно. То есть обещать, что вы пришли и все получили, я не могу. Я приведу такой пример. Я был в составе делегации Ю.М. Лужкова в Италии. Мы посетили предприятие по ремонту и обслуживанию автомобилей, приятно посмотреть. Но когда задали вопрос: а сколько нужно было времени, чтобы вам разрешили это производство, и сколько документов вы должны были сдать? Он развел руками и ответил: год, гора документов... То есть эта проблема не только у нас. Я могу привести пример по Германии. Если вы хотите торговать продуктами питания, вы должны представить проект договора, указать, у кого вы эти продукты будете брать. У нас этого нет, а это очень серьезно. Потому что по проверкам выясняется, что у нас большое количество просроченных продуктов. То есть систему надо еще продолжать выстраивать...

Вопрос: В какой стадии сейчас находится программа Правительства Москвы по созданию магазинов шаговой доступности?

ЕГОРОВ Е.В.: Магазины шаговой доступности строятся, их должно быть построено за несколько лет более 4 ООО. То есть, по существу, создаются рабочие места, сфера приложения усилий нашим МП будет обеспечена. Не смотрите на эти магазины только как на магазины продовольственных товаров, это и мультицентры, где организовано бытовое обслуживание, и фитнес-центры и т.д.

Вопрос: Вы сказали об упрощенной системе. А как это происходит ?

ЕГОРОВ Е.В.: Это система упрощения непосредственно вхождения наших МП в конкурс по решениям, кто и каким образом будет строить. Это упрощение выделения земли. Упрощение по времени получения исходно-разрешительной документации. Упрощение по многим вопросам, связанным с согласованием в этом плане. Все это и приводит к сокращению сроков.

Вопрос: Какая доля в малом бизнесе приходится на организации, занимающиеся строительно-ремонтными работами? Известно, что это сообщество пытается защитить себя от недобросовестных фирм. Может, выход в том, чтобы создавать «черные» списки?

ЕГОРОВ Е.В.: Вы подняли серьезный вопрос. Мы сегодня предлагаем такое кардинальное решение, но пока не идут на это. Мы предлагали по этим фирмам создать ассоциацию, которая бы их объединяла и вела бы все вопросы, давала бы гарантии для потребителей, отслеживала бы, кто недобросовестно работает, меры бы принимала. Но пока эти структуры не объединяются. Как назвать их? «Шабашниками» или как-то по-другому? Сегодня город практически от деятельности этих структур в виде налогов ничего не получает. И поскольку сам житель заключает договор, мы его защитить не можем. Решение, повторюсь, видится одно — объединение. Но заставить силой объединиться мы не можем. Конечно, если бы мы имели конкретные сигналы, мы бы фирмы привлекли по соответствующим законодательным нормам к цивилизованному бизнесу. Я думаю, что к этому рано или поздно придем.

Вопрос: Мы только что пережили очистку 25-метровой зоны метро от торговых точек. Сейчас Департамент потребительского рынка начал новый этап наступления на оптово-розничные рынки. Не смотрят ли власти на эти рынки как на естественные бизнес-инкубаторы? И второй вопрос. Наверняка, методы очистки будут использованы и на оптово-розничных рынках. Учитывая, какая сложная там ситуация, что там много иностранцев, предполагается ли защищать предпринимателей, и если да, то как?

ЕГОРОВ Е.В.: Во-первых, о рынках. Я недавно получил от москвичей огромное количество претензий по деятельности рынков. Думаю, все сидящие в этом зале также имеют свою точку зрения на организацию и деятельность рынков. Монополизм вреден — это очевидно совершенно. Устанавливаются цены непонятно как, непонятно кем. И когда покупатели порой подходят, и продавец говорит: я продам по меньшей цене, но только никому не говорите, — это ненормально, согласитесь! В данном случае вопрос защиты должен лежать не в сфере защиты малого предпринимательства, а, прежде всего, в сфере законодательства.

Рынки должны работать по четким законодательным нормам. Должен быть торг, совершенно очевидно. Должна быть свобода продажи товаров. И в данном случае следует более четко определить роль МВД. Я думаю, что В.И.Малышков, готовя постановление по рынкам, совершенно прав. У нас сегодня положение на рынках неблагополуч-

но, надо срочно что-то делать. Многие рынки сокращены, а мы принимаем решения по созданию торговых центров. Но здесь надо посмотреть с другой стороны, с точки зрения Антимонопольного комитета, каковы цены? Вроде бы мы сегодня не имеем права решать эту проблему. Каждый продает то, что хочет, и как хочет. Но когда эта цена устанавливается монопольно, когда на всех рынках вы имеете ту же самую цену,— это уже пахнет совсем другим.

С этим вопросом надо очень серьезно разбираться. Наверное, мы найдем способы и решения, как защитить наших предпринимателей от деятельности тех структур, о которых вы говорите, от засилия негативных явлений, которые существуют сегодня на рынках. Поверьте, перед законом все равны — иностранцы или не иностранцы. Если не выполняются нормы закона, виновные должны быть привлечены, независимо от гражданства.

Вопрос: Евгений Владимирович, вы сказали, что малый бизнес пошел на мировые рынки. Какие напрашиваются выводы? Вам не бывает порой стыдно за наших людей?

ЕГОРОВ Е.В.: Мне не стыдно за наших людей. В Зеленограде создан микроскоп, который позволяет проводить исследования на уровне атома. Нам есть, чем гордиться! Найдите, кто еще подобное создал? Прибор покупается и в Германии,

и в Соединенных Штатах. К нам поступают восторженные отзывы по поводу нашей медицинской техники. С другой стороны, те же китайцы, которые стоят и обсуждают какой-то медицинский прибор, говорят: продайте его нам! А в кулуарах улыбаются: мы прибор разберем и начнем такой же выпускать. Не решен вопрос о патентовании! И мы сегодня не можем с помощью бюджетных средств защитить наши малые предприятия, патентование товара стоит больших денег! А проблему надо решать. Только как? Мы предлагаем, как вариант, создать гарантийный или залоговый фонд, который давал бы возможность привлекать средства банков под залог недвижимости города Москвы.

Вопрос: Какие приоритеты существуют в развитии промышленности? Есть ли специализация по округам?

ЕГОРОВ Е.В.: А зачем нужна специализация? У нас каждый округ по масштабу как целый город. Надо поддерживать, очевидно, весь малый бизнес в целом. Для меня одинаково любим и бизнес, который занимается драгметаллами, и бизнес, который занимается ЖКХ. Ведь предприниматели занимаются важным и полезным делом, они востребованы обществом, а это главное...

Материал подготовили к печати

Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.

ОТ РЕДАКЦИИ. При знакомстве с материалом пресс-конференции Евгения Владимировича Егорова у наших читателей могут возникнуть предложения и пожелания по указанной теме. Будем признательны, если вы продолжите разговор на страницах журнала и пришлете в редакцию статью. Для решения оперативных вопросов можно связаться с Правительством Москвы по телефону прямой связи 200-67-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.