Научная статья на тему 'Проблемы здравоохранения в программах политических партий России и Тувы (в 2003-2016гг)'

Проблемы здравоохранения в программах политических партий России и Тувы (в 2003-2016гг) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / PROGRAMS OF POLITICAL PARTIES / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / NATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF HEALTH CARE / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / REPUBLIC OF TUVA / PRE-ELECTION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Оюн Оксана Петровна

В статье представлен анализ проблем здравоохранения, озвученные в программах политических партий России и предвыборных программах региональных отделений в Туве начала ХХI века. Раскрывается суть и значение приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и роль политических партий в их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH PROBLEMS IN THE PROGRAMS OF POLITICAL PARTIES OF RUSSIA AND TUVA (2003-2016)

The article presents an analysis of the health care problems sounded in political parties of Russia and electoral programmes of regional branches in Tuva at the beginning of the XXI century. The essence and value of priority national projects in the field of health care and a role of political parties in their realization reveals.

Текст научной работы на тему «Проблемы здравоохранения в программах политических партий России и Тувы (в 2003-2016гг)»

24. Klimenko,TA ZHenshhina kak fenomen kul'tury.Vzglyad iz Rossii. M., Preobrazhenie. 1996.

25. Kotovskaya, M.G. Gendernye ocherki: istoriya, sovremennost', fakty. M., 2004.

26. Pushkareva, N.L. Russkaya zhenshhina: istoriya i sovremennost'. M.: «Ladomir», 2002.

Доржу Зоя Юрьевна - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл. E-mail: [email protected]

Dorzhu Zoja - doctor of historical Sciences, Professor, the head of vthe Department of Russian History of Tuvan State University, Kyzyl. E-mail: [email protected]

Даш Людмила Александровна - аспирантка кафедры Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл. E-mail: [email protected]

Dash Lyudmila - graduate student of the Department of Russian History of Tuvan State University, Kyzyl. E-mail: [email protected]

УДК 947.1/9

ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПРОГРАММАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ И ТУВЫ (В 2003-2016гг)

Оюн О. П.

Тувинский государственный университет, Кызыл

HEALTH PROBLEMS IN THE PROGRAMS OF POLITICAL PARTIES OF RUSSIA AND TUVA (2003-2016)

Oyun O.P.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлен анализ проблем здравоохранения, озвученные в программах политических партий России и предвыборных программах региональных отделений в Туве начала XXI века. Раскрывается суть и значение приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и роль политических партий в их реализации.

Ключевые слова: политические партии, предвыборные программы, программы политических партий, национальные проекты в области здравоохранения, Республика Тыва.

The article presents an analysis of the health care problems sounded in political parties of Russia and electoral programmes of regional branches in Tuva at the beginning of the XXI century. The essence and value of priority national projects in the field of health care and a role of political parties in their realization reveals.

Key words: political parties, pre-election programs, programs of political parties, national projects in the field of health care, the Republic of Tuva.

Партии, беря на себя функцию выражения в политике государства интересов тех или иных людей, выступают носителями плюрализма идей и мнений в обществе. Благодаря их позициям и вырабатывается консенсус. Состязательность партий становится движущей силой регулярного обновления публичной власти без катаклизмов, в обратном случае в обществе возможны хаос и разрушение его функциональных структур. Без оппозиции к действующей власти практически невозможен контроль со стороны общества за деятельностью государственной машины, невозможны перевыборы власти, не оправдавшей ожиданий. Партии, давая возможность легитимности власти, одновременно решают и самую фундаментальную проблему общества, а именно, проблему контроля за концентрацией власти, за тем, чтобы необходимое ограничение государством свободы граждан не подвергало опасности ту свободу, которую оно призвано защитить.

В программах партий, как правило, приводятся социально-философские и идейно-политические установки, сводящиеся, в конечном счете, к пониманию отношений в треугольнике - личность-общество-государство, формулируются национальные интересы и цели, следующие из разделяемых ими ценностей, указываются предполагаемые пути достижения этих целей. Наряду с общими программами (программами принципов) партии разрабатывают предвыборные платформы, в которых они раскрывают свое видение очередных проблем, стоящих перед обществом, и предлагают свои решения. По сути это - «заявления о намерениях».

Исторически партии возникают как союзы единомышленников, разделяющие определенную идеологию. Но чтобы получить доступ к власти в обществе, они должны стремиться к завоеванию максимального количества голосов. Узкая идеологическая и социальная направленность программы оказывает двоякое действие. С одной стороны, программа обеспечивает партии безусловную поддержку той части общества, чьи интересы она защищает. Так, если, например, Аграрная партия целенаправленно выступает за интересы крестьян, естественно, что многие из них проголосуют за нее. С другой стороны, остальную часть общества, ее программа вряд ли заинтересует. Более того, она может быть враждебно воспринята другими социальными слоями, как несущая угрозу их интересам. Поэтому, даже корпоративно ориентированные партии стремятся не оттолкнуть односторонними требованиями остальных избирателей и оставить себе возможность компромисса и сотрудничества с другими партиями в избирательных коалициях.

В российском обществе, при всей терпимости к разнообразию интересов и плюрализме мнений, борьба между партиями происходит в рамках единства ценностных социокультурных ориентации большей части общества.

Под знаком этого согласия наблюдается унификация партий, сокращение идеологического разрыва между различными политическими течениями, даже между такими традиционно антагонистическими, как консерватизм и либерализм. Партии вынуждены соревноваться друг с другом за голоса избирателей в рамках по существу

одних и тех же целей, поддерживаемых большинством общества. Это-сохранение социальной стабильности, стимулирование экономического роста страны.

И если учесть, что социально-экономическая политика практически составляет основу жизни любого общества, то социальная составляющая в программах различных политических партий всегда считалась основной и понятной избирателю. Если политические партии серьезно намерены привлечь умы, им надо объяснить народу: как это делать. В данной статье делается попытка проанализировать и сопоставить аспект здравоохранения в программах российских партий, имеющих региональные отделения в Республике Тыва. Они существенно различаются: одни из них - старожилы «Яблоко», «ЛДПР», «КПРФ»; другие - новички «Патриоты России», «Справедливая Россия», «Родина», «Партия пенсионеров». Среди них особо выделяется партия «Яблоко», давно занявшее позицию предметного критика и наблюдателя, наработало обширный и развернутый документ (127 страниц), многие разделы которого оттачивались из года в год, в то время как другие партии ограничились всего лишь краткими тезисами.

Программы партий со временем меняются, перерабатываются, учитывается новый уровень осмысления, однако базисные основы каждой из них остаются. Поэтому, если откинуть лозунги, останется то, что предлагается на самом деле, и как предлагается это осуществить. Тем важнее сопоставить и проанализировать их программы, выстроенные перед выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по темам, наиболее понятным и близким людям.

Так, в области здравоохранения «Единая Россия», имеющая парламентское большинство, утверждала: «России необходимо современное здравоохранение, оснащенное и организованное на европейском уровне. Финансирование системы здравоохранения должно быть не только бюджетным, но и частным - чтобы обеспечить медицинским работникам достойный уровень жизни, а медицинским учреждениям необходимую технику, но, в то же время, сохранить гарантии качественного медобслуживания для каждого гражданина» [1]. Также она продекларировала, что «необходимо обеспечить доступность лекарств всем, кто в них нуждается (вне зависимости от материального положения)» [1]. Однако, следует отметить, что сговор между фармацевтическими фирмами, поставляющими медикаменты по всей России и, в частности, в Туву, и как следствие, повышение стоимости лекарств или же их отсутствие в перечне лекарств, отпускаемых по льготному рецепту, не сделали возможным воплощение их планов в реальность.

Та же ситуация повторилась и с идеей «всеобщей бесплатной диспансеризацией населения, организацией контроля за здоровьем каждого гражданина с момента его рождения» [1] она реализуется, но, к сожалению, это привело к бюрократизации, когда врачи вынуждены заполнять огромное количество бумаг, отчетов, вместо диагностики патологии и проблемы здоровья пациентов.

В отличие от них коммунисты считают, что только «соединение высокого качества и доступности медицины возможно при создании бездефицитной системы

обязательного медицинского страхования. Застрахованными такой системой могут быть только лица, за которых уплачен страховой взнос. При этом взнос платится за всех: страховку работающих граждан в обязательном порядке обеспечивают работодатели, а за неработающих граждан платят власти субъекта Федерации, в котором проживает гражданин» [2]. Вопрос о форме отдела медицинского страхования (ОМС) сложный, а если в бюджете региона нет таких средств? Получается, выплачивается из бюджета Тувы, но через трансферты федерального бюджета. Благие намерения, а как, за счет каких средств это будет осуществлено - не прописано. В течение 10 лет, имея реальную власть, КПРФ так и не сумела воплотить в жизнь декларируемые тезисы.

«Российская партия жизни» (РПЖ), в области здравоохранения заявила, что «мы планируем восстановить и построить дополнительно по всей стране необходимое количество новых поликлиник, специализированных больниц и роддомов, оснастив их по европейским стандартам, обеспечив персоналом» [3]. Медицинские центры только начинают строиться в стране, а проблема так называемых коек, как в Российской Федерации, так и в республике продолжает оставаться острой. Не всех больных, нуждающихся в специализированном лечении, могут госпитализировать. Также «Российская партия жизни» ныне «Справедливая Россия» считала: «Важнейшим приоритетом в борьбе за здоровье человека должна стать забота о его нравственности и душевном здоровье. Мы решительно отвергаем пропаганду в печати и с телеэкранов насилия, половых извращений идеологий тоталитарных сект. У нас также вызывает большие опасения пропаганда абортов, свидетельствующая о растущей деградации морального сознания молодого поколения россиян... При обсуждении проблемы эвтаназии мы исходим из представления о жизни как величайшей ценности, посягать на которую никто не имеет права» [3].

Приведенный отрывок сильно проникнут морализмом, что не характерно для политических документов программного уровня. Это и понятно - необходимо было завоевать и обзавестись своим электоратом. Тема эвтаназии не является острой проблемой для России и тем более, не было такого, чтобы открыто пропагандировали аборт в СМИ. Прослеживается завышение значимости проблемы или же неправильная постановка вопроса.

Что касается позиции партии «Яблоко» в области здравоохранения, то она ставит вопросы и предлагает конкретные решения по ним. Например, в их программе отмечен приоритет государства в оказании квалифицированной медицинской помощи, в регулировании цен на лекарства. «В качестве оптимального соотношения между государственной, страховой и частной медициной предлагается пропорция: характерная для развитых стран. Предлагается законодательная инициатива устанавливающая обязанность президента отчитываться перед Федеральным собранием о состоянии здоровья нации. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения планируется выделение на медицину не менее 6-8 % валового национального продукта» [4].

Зачастую, как практика показывает, регулирование цен в любой области оборачивается разрастанием коррупции, бюрократизации. Даже резкое увеличение расходов на медицину не изменит в сложившейся ситуации, необходимо радикальное обновление системы здравоохранения. Считаем, что вполне здравое суждение в докладе Президента о состоянии здоровья нации усилит инвентаризацию медицинского хозяйства страны, что и делается в последние годы.

Это скорее задачи гражданской ассоциации, а не партий, претендующих на власть.

Восстановление всеобщей диспансеризации населения раньше «Единой России» предлагалось партией «Яблоко»: «Сформировать национальную модель государственного медицинского страхования: исключить страховые медицинские организации из системы ОМС как бесполезное звено в системе оплаты расходов за оказанные медицинские услуги; преобразовать фонды ОМС в государственные больничные кассы, обязав их отчитываться перед органами представительной власти и попечительскими (общественными) советами; перейти от системы оплаты счетов за оказанные услуги на сметное финансирование лечебных учреждений касс -оплачивать реальные затраты лечебно профилактических учреждений (ЛПУ), обновив бюджетные методики, применяемые тарифными комиссиями при региональных управлениях здравоохранения для определения тарифов на медицинские услуги» [4].

Такая схема оплаты счетов оборачивается затратами времени врачей на заполнение отчетных документаций, как показывает модель государственного медицинского страхования Великобритании. В то же время заслуживает внимания то, что программа партии «Яблоко» утверждала важность создания Всероссийской ассоциации врачей и ее представительства (по специальностям) в тарифной комиссии. Кроме того, уделялось внимание необходимости перевода каждого из отделений больниц на отдельный баланс; детально разобрано, как именно должно осуществляться финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи, уделено немало внимания технике повышения ответственности врачей перед пациентами и пр.

Следует, отметить, что парламентские партии РФ в программных документах во главу угла ставят вопросы сохранения здоровья молодых граждан и о необходимости решения данного вопроса на государственном уровне. Эти же вопросы затрагивают в своих научных и учебно-методических трудах ученые. Например, данной проблеме посвящена работа Доржу З.Ю., Малютиной Л.Ф. «Многопартийность в России ХХ века: опыт российского и регионального становления» [6].

Можно перечислить конкретные факты, подтверждающие реальность реализации партийных проектов в Туве. Например, от «Справедливой России» и «Единой России» установлен диализный центр в Республиканской больнице №3 для больных, что позволяет лечиться больным, не выезжая за пределы Тувы. Построены пристройки к перинатальному центру в Кызыле, фельдшерско-акушерским пунктам (ФАП) в сумонах Солчур и Сизим. Большая часть сельских поселений Тувы

оборудованы ФАП. В г. Туране введена в эксплуатацию центральная кожунная больница, оснащенная современной медицинской техникой; создан республиканский Центр здоровья с современным диагностическим оборудованием» [5].

Из программ политических партий можно обозначить реальные проблемы в области здравоохранения и пути их решения. Так, необходимо определить объем государственных гарантий бесплатной медицины: конкретно бесплатные и платные консультации услуги специалистов по месту жительства, бесплатная и платная больничная помощь с обеспечением минимума и максимума необходимых лекарств, материалов и коек, безотказно работающая бесплатная «Скорая помощь»... При этом следует отметить, что, несмотря на то, что каждый пункт программы затрагивает реальную проблему и указывает на желаемое решение, сроки и стадии решения не обозначены, без чего вся программа лишается определенности.

Таким образом, приходится констатировать, что из всех предложенных программ политических партий РФ, наиболее эффективные методы решения проблем здравоохранения представлены в программе партии «Яблоко». Однако, несмотря на это, и поддержку интеллигенции, доверие избирателя, партия «Яблоко» не представлена в Государственной Думе РФ уже 3 созыва подряд, что позволяет сделать вывод, что для российского электората необходимы не только программные установки, но и харизматический лидер, реальные дела.

Вопросы здравоохранения, как и образования, по праву являются неотъемлемой и обязательной темой программ политических партий, и от их решения во многом зависит дальнейшее развитие российского социального государства.

Библиографический список

1. Программа Всероссийской политической партии «Единая Россия». М., 2001.

2. Программа Коммунистической партии Российской Федерации. М., 1999.

3. Программа Российской партии жизни. М., 2004.

4. Программа Всероссийской политической партии «Яблоко» М.2000.

5. Доржу З.Ю., Оюн О.П. Многопартийность в Туве: генезис и становление ( 90-е годы XX -начало XXI вв.). Кызыл: Рио ТувГУ. 2015. 258с.

6. Доржу З.Ю., Малютина Л.Ф. Многопартийность в России XX века: опыт российского и регионального становления. Учебное пособие. Кызыл: Рио ТувГУ. 2011. 143с. Bibliograficheskij spisok

1. Programma Vserossijskoj politicheskoj partii «Edinaja Rossija». - M., 2001.

2.Programma Kommunisticheskoj partii Rossijskoj Federacii. - M., 1999.

3. Programma Rossijskoj partii zhizni. - M., 2004.

4. Programma Vserossijskoj politicheskoj partii «Jabloko» M.2000.

5.Dorzhu Z.Ju., Ojun O.P. Mnogopartijnost' v Tuve: genezis i stanovlenie ( 90-e gody HH -nachalo HHI vv.) - Kyzyl: Rio TuvGU, 2015. 258 p.

6.Dorzhu Z.Yu., Malyutina L.F. Mnogopartijnost' v Rossii KHKH veka: opyt rossijskogo i regional'nogo stanovleniya. Uchebnoe posobie. Kyzyl: Rio TuvGU, 2011.143p.

Оюн Оксана Петровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл. E-mail: [email protected]

Oyun Oksana - candidate of historical Sciences, assistant professor of the Department of Russian History Tuvan State University, Kyzyl. E-mail: [email protected]

УДК: 316.334.21 (571.52)

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Седен А.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE PROBLEMS OF LABOUR SOCIALIZATION OF YOUTH OF THE REPUBLIC OF TYVA

Seden A.V. Tuva state university, Kyzyl

Статья посвящена проблеме трудовой социализации молодежи как социального явления, факторов, влияющих на их профессиональное становление. На основе исследований автора раскрывается сложность и противоречивость практического поиска путей социализации молодежи.

Ключевые слова: образование, профессия, рынок труда, ценностные ориентации, Республика Тыва, занятость, трудоустройство.

Article is devoted to a problem of labor socialization of youth as social phenomenon, factors influencing their professional formation. On the basis of the author's research reveals the complexity and discrepancy of practical search of ways of socialization of youth.

Key words: education, profession, labor market, valuable orientations, Republic of Tyva, employment, employment.

В условиях реформирования образования в России возрастает роль профессиональной составляющей как главного условия конкурентоспособности специалиста. Главным направлением коренных преобразований в области высшего образования, как отмечается в Программных документах по модернизации образования, является обеспечение подготовки конкурентоспособного специалиста в соответствии с потребностями общества, личности и государства. Именно поэтому возникает необходимость поиска новых направлений социализации личности через профессиональную подготовку.

Республика Тыва по сравнению с другими регионами России является молодой республикой, средний возраст населения - 29 лет. Состав молодых людей в возрасте 14-30 лет составляет 32% от общего числа жителей республики (313,7 тыс. человек) [1, с.8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.