ЛИТЕРАТУРА
1. Благинин,А. А. Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру / А.А. Благинин, Н.С. Бар, С.Н. Шихвердиев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 2. - С. 64-76.
2. Предложения по социально-психологической адаптации спортсменов высокой квалификации после завершения спортивной карьеры / Т.П. Высоцкая, Т.Н. Шутова, К.Э. Столяр, М.А. Кузьмин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 3. - С. 53-59.
3. Баевский Р.М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Р.М. Баевский // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2003. -Т. 89, № 4. - С. 473-487.
REFERENCES
1. Blaginin, A.A., Bar, N.S. and Shihverdiev, S.N. (2015), "Study of the psychological adaptation of athletes completing their sports career", Bulletin of the Pushkin Leningrad State University, No. 2, pp. 64-76.
2. Vysockaja, T.P., Shutova, T.N., Stoljar, K.Je. and Kuz'min, M.A. (2018), "Proposals for the socio-psychological adaptation of highly qualified athletes after the completion of a sports career", Science and Sport: Current Trends, No. 3, pp. 53-59.
3. Bayevsky, R.M. (2003)' "The concept of physiological norm and health criteria", Russian Journal of Physiology, Vol. 89, No. 4, pp. 473-487.
Контактная информация: kafedrasporta@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.01.22
УДК 378.172
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКЕ НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы здоровья студентов вузов, проведен анализ состояния здоровья студентов, обучающихся по программе 40.03.01 «Юриспруденция», определены средства и методы физического воспитания, способствующие профилактике некоторых заболеваний студенческой молодежи. Цель исследования - на основе результатов анализа медицинских актов студентов, обучающихся по программе 40.03.01 «Юриспруденция», определить средства и методы физического воспитания, способствующие профилактике некоторых заболеваний студентов. Методика и организация исследования. В работе использовались методы анализа научной литературы и нормативных документов по проблеме исследования, анализ медицинских актов по итогам прохождения ежегодного медицинского осмотра студентов вуза. База исследования - Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург). Результаты исследования и их обсуждение. Состояние здоровья многих студентов не является удовлетворительным. Исследования доказывают, что только у 14,6% студентов отсутствуют жалобы на состояние здоровье, у 61,4% студентов отметили увеличение жалоб особенно в период проведения дистанционного обучения. 42,6% студентов отметили, что их двигательная активность минимальная. Изучение состояния здоровья студентов показало, что имеются различные заболевания органов зрения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, лор-органов. Выводы. Требования, предъявляемые работодателями к здоровью выпускников юридического вуза (особенно тех студентов, которые планируют свою профессиональную деятельность в Федеральных органах безопасности РФ) обуславливают использование в процессе обучения в высшей школе средств и методов, направленных на укрепление и сохранение здоровья студентов, профилактику заболеваний.
Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, юриспруденция, студенты вуза.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p289-292
HEALTH PROBLEMS OF UNIVERSITY STUDENTS: MEANS AND METHODS OF PHYSICAL EDUCATION THAT CONTRIBUTE TO THE PREVENTION OF
CERTAIN DISEASES OF FUTURE EMPLOYEES OF JURISPRUDENCE
Natalya Sergeevna Panchuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian State University of Justice, Saint Petersburg
Abstract
The article examines the health problems of university students, analyzes the health status of students enrolled in the program 40.03.01 "Jurisprudence", identifies the means and methods of physical education that contribute to the prevention of certain diseases of student youth. The purpose of the study is to determine the means and methods of physical education that contribute to the prevention of certain diseases of students on the basis of the results of the analysis of medical records of students enrolled in the program 40.03.01 "Jurisprudence". Research methodology and organization. The work used the methods of analysis of scientific literature and regulatory documents on the problem of research, analysis of medical reports based on the results of the annual medical examination of university students. Research base -"Russian State University of Justice" (St. Petersburg). Research results and their discussion. The state of health of many students is not satisfactory. Studies prove that only 14.6% of students have no health complaints, 61.4% of students noted an increase in complaints, especially during the period of distance learning. 42.6% of students noted that their physical activity was minimal. The study of the state of health of students showed that there are various diseases of the organs of vision, cardiovascular system, musculo-skeletal system, ENT organs. Conclusions. The requirements imposed by employers on the health of graduates of a law school (especially those students who plan their professional activities in the Federal Security Bodies of the Russian Federation) determine the use of means and methods in the process of education in higher education aimed at strengthening and preserving the health of students, and preventing diseases.
Keywords: physical education, health, jurisprudence, university students.
ВВЕДЕНИЕ
Для студентов, планирующих свою профессиональную деятельность в Федеральных органах безопасности, работодателями, выдвигаются высокие требования к состоянию здоровья. Цель исследования - на основе результатов анализа медицинских актов студентов, обучающихся по программе 40.03.01 «Юриспруденция», определить средства и методы физического воспитания, способствующие профилактике некоторых заболеваний студентов.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались методы анализа научной литературы и нормативных документов по проблеме исследования, анализ медицинских актов по итогам прохождения ежегодного медицинского осмотра студентов вуза. База исследования - СЗФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург).
В настоящее время изучению проблем здоровья студентов уделяется внимание многими авторами. Учеными установлено, что в период 2019-2021 гг. усугубились негативные тенденции в образе жизни студенческой молодежи. В результате медицинского обследования только у 14,6% студентов отсутствовали жалобы на общее состояние здоровья. У 61,4% студентов имеются жалобы на позвоночник, суставы, зрение. Подтверждается, что современные студенты недостаточное внимание уделяют своему образу жизни в период обучения, особенно в удалённом формате [4]. В работах Н.А. Ермаковой определены факторы, благоприятно влияющие на здоровый образ жизни студентов - режим занятий, суммарная учебная нагрузка, материальное благополучие [1]. В результате освоения программ по физической культуре и спорту студент должен знать основы здорового образа жизни, уметь использовать средства и методы физической культуры с целью сохранения здоровья [2]. Для решения поставленных задач исследования проведен
анализ медицинских актов, который показал наличие у студентов различных заболеваний (таблица).
Таблица - Преобладающие заболевания у студентов 1-4 курса, РГУП, (2021 гг.)_
Заболевания органов зрения
Миопия слабой степени, кол-во студентов Миопия средней степени, кол-во студентов Миопия высокой степени, кол-во студентов Астигматизм, кол-во студентов
6,8% 71% 18% 4,2%
Заболевания лор-органов
Хронический тонзиллит и(или) фарингит, кол-во студентов Ринит, кол-во студентов Искривление носовой перегородки, кол-во студентов, Нарушение слуха, кол-во студентов
Аллергический Вазомоторный
70% 15% 5% 7% 3%
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проанализировано 426 медицинских актов студентов. Результаты исследования показали, что 50% студентов имеют I группу здоровья, т.е. не имеют заболеваний, ограничивающих их в физической нагрузке. 25,5% студентов относятся ко II группе здоровья (подготовительная группа), имеют морфофункциональные нарушения, а также к этой группе относятся студенты с хроническими заболеваниями. К специальной медицинской - III группе здоровья относится 24,5% студентов. Имеются различные заболевания - органов зрения, лор-органов.
Среди заболеваний органов зрения у студентов преобладает миопия средней степени - 71%. Миопию высокой степени имеет 18% студентов; низкой - 6,8%. Нарушение зрения, вызванное измененной формой роговицы глаза (астигматизм) у 4,2% студентов. Следует отметить, что существует тенденция прогрессирования заболеваний органов глаз от первого курса к четвертому. Заболевания лор-органов у студентов являются частыми. Хронический тонзиллит и(или) фарингит, имеется у 70%. Ринитом болеют 20% молодых людей, из них 15 % - аллергическим ринитом и 5% имеют нарушения тонуса сосудистой системы слизистой оболочки носа (вазомоторный ринит). У 7% студентов искривлена перегородка носа, вследствие чего имеются особенности при дыхании, 3% с нарушениями слуха.
Среди заболеваний центральной и периферической нервной системы у студентов выявлены такие как нестабильность шейного отдела позвоночника; дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника; дорсопатия; остеохондроз.
Заболевания опорно-двигательного аппарата - фибромы, сколиозы, кифозы, лордозы, плоскостопие, нестабильность суставов.
ВЫВОДЫ
На основании проведенного анализа медицинских актов определены средства и методы физического воспитания, направленные на общее укрепление здоровья и повышение двигательной активности студентов:
- упражнения, способствующие профилактике возникновения близорукости и дальнозоркости и их прогрессирования, снимающие утомление глаз после интенсивной зрительной нагрузки (гимнастика для глаз, настольный теннис);
- дыхательная гимнастика, способствующая насыщению организма кислородом и предотвращению развитию осложнений после пневмонии и иных заболеваний;
- корригирующая гимнастика для устранения нарушений осанки;
- пилатес для комплексного оздоровительного влияния на организм студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Образ жизни и здоровье студентов / П.И. Мельниченко, Н.И. Прохоров, К.Т. Тимошенко, А.А. Матвеев, Е.В. Кочина, Т.Ш. Миннибаев / Гигиена и санитария. - 2016. - № 95 (6).
-С. 558-563.
2. Панчук Н.С. Основы реализации программ по физической культуре и спорту в юридическом университете / Н.С. Панчук // Физическая культура и спорт в современном мире : сборник международной конференции. - Гомель, 2021. С. 417-421.
3. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения / О.Ю. Милушкина, Н.А. Скоблина, С.В. Маркелова, Н.В. Соколова, А.А. Дементьев // Гигиена и санитария. -2020. - № 99(8). - С. 854-860.
REFERENCES:
1. Ermakova, N.A., Melnichenko, P.I., Prokhorov, N.I., Timoshenko, K.T., Matveev, A.A., Kochina, E.V. and Minnibaev, T.Sh. (2016), "Lifestyle and health of students", Hygiene and sanitation, No, 95 (6), pp. 558-563.
2. Panchuk, N.S. (2021), "Fundamentals of the implementation of programs in physical culture and sports at the University of Law", collection of the international conference "Physical culture and sports in the modern world", Gomel, pp. 417-421.
3. Popov, V.I., Milushkina, O.Yu., Skoblina, N.A., Markelova, S.V., Sokolova, N.V. and De-mentyev, A.A. (2020), "Behavioral health risks of students during distance learning", Hygiene and sanitation, No. 99 (8), pp. 854-860.
Контактная информация: p_natalya01@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.12.2021
УДК 796011.3
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ НА
ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПОСЛЕ САМОИЗОЛЯЦИИ
Евгений Евгеньевич Пастушенко, доцент, Ирина Михайловна Успенская, старший преподаватель, Елена Юрьевна Балашова, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Ольга Евгеньевна Волкова, преподаватель, Педагогический колледж № 18 Митино, г. Москва; Ирина Владимировна Исакова, инструктор-методист, Спортивная школа олимпийского резерва по пулевой стрельбе, г. Москва
Аннотация
Введение. Актуальность проблемы в «постпандемийный» период состоит в том, что у студентов снизился уровень таких физических качеств как «выносливость» и «силовая выносливость». Цель исследования. Определение оптимальных средств физической культуры для повышения физического качества «выносливость», «силовая выносливость» на занятиях физической культурой. Задачи исследования: составить список средств физической культуры для экспериментальной группы; собрать данные контрольных нормативов контрольной и экспериментальной группы; рассчитать средний показатель контрольных нормативов контрольной и экспериментальной группы; выявить разницу между показателями контрольных нормативов в процентном соотношении; подвести итог эксперимента, сделав анализ работы двух групп. Метод исследования. Для проведения исследования был проведен метод круговой тренировки. Организация исследования. Были сформированы две группы: контрольная группа в количестве 15 человек выполняла обычную программу на занятиях физической культуры и экспериментальная группа. В программу экспериментальной группы метод круговой тренировки. В ее состав вошли следующие средства физической культуры: сгибание разгибание рук в упоре лёжа, подъем туловища, подтягивания на низкой перекладине, приседания. Вывод: В результате проведенного эксперимента при выполнении контрольных нормативов у экспериментальной группы показатели силовой выносливости превысили показатели контрольной группы.
Ключевые слова: физическая культура, круговая тренировка, выносливость, силовая выносливость, пандемия.