Научная статья на тему 'КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА (В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ)'

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА (В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панчук Наталья Сергеевна

В статье конкретизирована характеристика понятия «карта компетенции», показан опыт реализации карт компетенций в некоторых вузах Российской Федерации, представлена карта компетенций студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в контексте реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. Цели исследования - разработать карту компетенций по реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, способствующую формированию универсальной компетенции у студентов юридического вуза. Методика и организация исследования. В работе применялись научные методы исследования - анализа основных понятий, нормативных документов по проблеме исследования (ФГОС ВО, УМК, РПД, ФОС). База исследования - Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург). Результаты исследования и их обсуждение. Компетенции юристов связаны со знаниями и умениями выполнять критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; использовать способы деловой коммуникации, воспринимать межкультурное разнообразие; иметь должный уровень самоорганизации и саморазвития (в том числе здорового образа жизни); поддерживать должный уровень здоровья и физического развития для обеспечения профессиональной деятельности. Карта компетенций по физической культуре и спорту включает планируемые результаты обучения (ЗУНы), критерии оценивания результатов обучения и уровни освоения по отдельным индикаторам достижения компетенций (низкий, пороговый, базовый, продвинутый). Выводы. Проведенное исследование показало, что карта компетенций рассматривается не тождественно, не найдено единого общего определения этого понятия, однако выявлено, что многие карты компетенций, включают перечень способностей человека, необходимых для решения профессиональных задач и выполнения трудовых функций. Разработана карта компетенций по физической культуре и спорту, которая состоит из следующих разделов: критерии оценивания результатов обучения, этапы и уровни освоения по отдельным индикаторам достижения компетенций будущих сотрудников юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панчук Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE MAP AS A METHOD FOR ASSESSING KNOWLEDGE AND SKILLS OF STUDENTS OF LAW UNIVERSITY (IN THE CONTEXT OF MASTERING DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT)

The article specifies the characteristics of the concept of "competence map", shows the experience of implementing competence maps in some universities of the Russian Federation, presents the map of competences of students of the Faculty of Law studying in the field of study 40.03.01 "Jurisprudence" in the context of the implementation of disciplines (modules) in physical culture and sports. The objectives of the study are to develop the competency map for the implementation of disciplines (modules) in physical culture and sports, which contributes to the formation of universal competence among students of the law school. Methodology and organization of the study. In the work, the scientific research methods were used - analysis of the main concepts, regulatory documents on the research problem. The research base is the North-Western branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice" (St. Petersburg). Results of the study and their discussion. The competencies of lawyers are related to the knowledge and skills to perform the critical analysis and synthesis of information, to apply the systematic approach to solve the tasks; to use methods of business communication, to perceive intercultural diversity; to have the proper level of self-organization and self-development (including a healthy lifestyle); to maintain the proper level of health and physical development to ensure professional activities. The physical culture and sports competency map includes the planned learning outcomes, criteria for assessing learning outcomes and mastering levels for individual competency achievement indicators (low, threshold, basic, advanced). Findings. The study showed that the competency map is not considered identically, no single common definition of this concept was found, however, it was found that many competency maps include the list of human abilities necessary to solve professional problems and perform labor functions. The map of competencies in physical culture and sports has been developed, which consists of the following sections: the criteria for assessing learning outcomes, stages and levels of mastering according to individual indicators of achieving the competencies of future employees of jurisprudence.

Текст научной работы на тему «КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА (В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ)»

ции. - Москва, 2018. - С. 422-425.

REFERENCES

1. Veliyeva, N.Z. (2005), Pedagogical conditions for the development of physical and mental performance of younger schoolchildren, dissertation, Makhachkala.

2. Mikhailova, O.P. (2007), Mental performance of younger schoolchildren living in conditions of ecological distress, dissertation, Irkutsk.

3. Ushakova, G.G. (2017), "Features of mental performance of younger schoolchildren studying in educational institutions of different types", Personality development in the educational space: collection of scientific tr. XV All-Russian Scientific and practical conference, Biysk, pp. 13-16.

4. Chernik, V.F. (2018), "Studying the features of attention, memory capacity, mental performance in schoolchildren", Scientific school of T. I. Shamova: theoretical and technological resources for the development of educational systems: collection of articles of the X International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 422-425.

Контактная информация: titarenkonn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2022

УДК 378.172

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА (В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ)

Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье конкретизирована характеристика понятия «карта компетенции», показан опыт реализации карт компетенций в некоторых вузах Российской Федерации, представлена карта компетенций студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в контексте реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. Цели исследования - разработать карту компетенций по реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, способствующую формированию универсальной компетенции у студентов юридического вуза. Методика и организация исследования. В работе применялись научные методы исследования - анализа основных понятий, нормативных документов по проблеме исследования (ФГОС ВО, УМК, РПД, ФОС). База исследования - Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург). Результаты исследования и их обсуждение. Компетенции юристов связаны со знаниями и умениями выполнять критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; использовать способы деловой коммуникации, воспринимать межкультурное разнообразие; иметь должный уровень самоорганизации и саморазвития (в том числе здорового образа жизни); поддерживать должный уровень здоровья и физического развития для обеспечения профессиональной деятельности. Карта компетенций по физической культуре и спорту включает планируемые результаты обучения (ЗУНы), критерии оценивания результатов обучения и уровни освоения по отдельным индикаторам достижения компетенций (низкий, пороговый, базовый, продвинутый). Выводы. Проведенное исследование показало, что карта компетенций рассматривается не тождественно, не найдено единого общего определения этого понятия, однако выявлено, что многие карты компетенций, включают перечень способностей человека, необходимых для решения профессиональных задач и выполнения трудовых функций. Разработана карта компетенций по физической культуре и спорту, которая состоит из следующих разделов: критерии оценивания результатов обучения, этапы и уровни освоения по отдельным индикаторам достижения компетенций будущих сотрудников юриспруденции.

Ключевые слова: карта компетенций, физическое воспитание, подготовка юристов, студенты вуза.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p275-278

COMPETENCE MAP AS METHOD FOR ASSESSING KNOWLEDGE AND SKILLS OF STUDENTS OF LAW UNIVERSITY (IN THE CONTEXT OF MASTERING DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT)

Natalya Sergeevna Panchuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian State

University of Justice, St. Petersburg

Abstract

The article specifies the characteristics of the concept of "competence map", shows the experience of implementing competence maps in some universities of the Russian Federation, presents the map of competences of students of the Faculty of Law studying in the field of study 40.03.01 "Jurisprudence" in the context of the implementation of disciplines (modules) in physical culture and sports. The objectives of the study are to develop the competency map for the implementation of disciplines (modules) in physical culture and sports, which contributes to the formation of universal competence among students of the law school. Methodology and organization of the study. In the work, the scientific research methods were used - analysis of the main concepts, regulatory documents on the research problem. The research base is the North-Western branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice" (St. Petersburg). Results of the study and their discussion. The competencies of lawyers are related to the knowledge and skills to perform the critical analysis and synthesis of information, to apply the systematic approach to solve the tasks; to use methods of business communication, to perceive intercultural diversity; to have the proper level of self-organization and self-development (including a healthy lifestyle); to maintain the proper level of health and physical development to ensure professional activities. The physical culture and sports competency map includes the planned learning outcomes, criteria for assessing learning outcomes and mastering levels for individual competency achievement indicators (low, threshold, basic, advanced). Findings. The study showed that the competency map is not considered identically, no single common definition of this concept was found, however, it was found that many competency maps include the list of human abilities necessary to solve professional problems and perform labor functions. The map of competencies in physical culture and sports has been developed, which consists of the following sections: the criteria for assessing learning outcomes, stages and levels of mastering according to individual indicators of achieving the competencies of future employees of jurisprudence.

Keywords: competence map, physical education, training of lawyers, university students.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема использования карт, моделей, паспортов, матриц компетенций при подготовке специалистов является актуальной, поскольку основная концепция высшего образования связана с формированием у студентов компетенций, установленных программой бакалавриата. В исследованиях К.Ж. Жакшылыковой рассматривается компетентностная модель, включающая паспорт компетенций студентов [1]. А.Я. Кибановым разработана концепция компетентностного подхода в управлении персоналом с примерами использования модели компетенций при отборе и оценке персонала, его обучении, разработке систем стимулирования работников [2]. В научных трудах карта компетенций рассматривается как личностные характеристики человека, его способность к выполнению тех или иных функций; тип(ы) поведения и социальных ролей личности; индивидуальный портрет сотрудника; документ, отражающий способности сотрудника к выполнению тех или иных профессиональных задач; форма представления требований к компетенциям; инструмент достижения компромисса между сотрудником и работодателем [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании применялись методы анализа основных понятий, нормативных документов по проблеме исследования (ФГОС ВО, учебно-методические материалы -учебно-методический комплекс, рабочая программа, фонд оценочных средств). База ис-

следования - СЗФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург).

Эффективность применения карты компетенций в работе со студентами можно показать на примере некоторых вузов. В Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского эффективно используется карта компетенций студентов, включающая блоки: 1) общая характеристика компетенции; 2) структура компетенции; 3) этапы (уровни) формирования компетенции; 4) планируемые результаты обучения по уровням (этапам) освоения компетенции и критерии оценивания результатов обучения. Доказано, что карта компетенций позволяет контролировать сфор-мированность знаний, умений и навыков студентов. В Томском государственном университете успешно реализуются программы бакалавриата, основанные на функциональной карте компетенций, включающей следующие разделы: область деятельности; технологии и методики; Я знаю; Я умею; комментарии и примечания [3]. Успешность использования функциональной карты компетенций показана заинтересованностью работодателей и востребованность выпускников вуза на рынке труда. Карта компетенций отдельной дисциплины или модуля можно представить как требования к содержанию образовательной данной дисциплины. Таким образом, карта компетенций включает перечень компетенций, их состав и технологии формирования, оценки сформированности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании проведенного аналитического исследования и с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в Российском государственном университете правосудия разработана и реализуется карта компетенций по освоению дисциплин (модулей) физической культуры и спорта. Данная карта компетенций включает следующие разделы: шифр и название компетенции; общая характеристика компетенции (профессиональная компетенция выпускника основной профессиональной образовательной программы бакалавриата (ОПОП) по направлению подготовки/специальности 40.03.01 Юриспруденция); необходимый пороговый (входной) уровень сформированности компетенций (не требуется / уровень программы бакалавриата (спе-циалитета); планируемые результаты освоения ОПОП в части компетенции (таблица).

Таблица - Планируемые результаты освоения ОПОП в части компетенции по физической культуре и спорту_

Критерии оценивания результатов обучения, уровни освоения по отдельным индикаторам достижения компетенций. Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция (бакалавриат). Дисциплины (модули): «Физическая культура и спорт» - 1 курс; «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» - 2-4 курс

1 (низкий), баллы 2 (пороговый), баллы | 3 (базовый), баллы | 4 (продвинутый), баллы

Не зачтено Зачтено

Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

ЗУНы отсутствуют либо имеют фрагментарный характер Частично сформированы, не полные ЗУНы ЗУНы сформированы, но имеют несущественные недостатки ЗУНы полностью сформированы

Этапы сформированности компетенции и аттестация

I этап II этап III этап IV этап

1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр 7 семестр 8 семестр

Нормативы по определению уровня физической подготовленности Тестирование в СЭО «Фемида» Нормативы по определению уровня физической подготовленности Тестирование в СЭО «Фемида» Нормативы по определению уровня физической подготовленности Тестирование в СЭО «Фемида» Нормативы по определению уровня физической подготовленности Тестирование в СЭО «Фемида»

- Зачет - Зачет - Зачет - Зачет

Планируемые результаты обучения

ЗНАТЬ: безопасность на занятиях физической культурой и спортом, понятия «физическое воспитание»; «физическая культура»; «спорт»; «физическая подготовленность»; основы самостоятельной работы на занятиях физическими упражнениями

_Планируемые результаты обучения_

УМЕТЬ: поддерживать должный уровень физической подготовленности и состояния здоровья в различных

жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности_

ВЛАДЕТЬ: навыками поддержания здоровья и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности_

ВЫВОДЫ

Карта компетенций по физической культуре и спорту включает индикаторы достижений и поэтапную реализацию. Данный подход позволяет сформировать знания и умения студентов последовательно, на каждом этапе (семестре обучения) контролировать уровень их развития. На каждом этапе будущий сотрудник юриспруденции приобретает знания нормативно-правовых, научно-теоретических основ физического воспитания; способов укрепления здоровья, умений и опыта выбора с учетом своего состояния здоровья, средств и методов физического воспитания. Благодаря карте компетенций студент может наглядно увидеть результаты сформированности знаний и умений, дать оценку своим качествам и способностям, наметить траекторию самостоятельных занятий физическими упражнениями для повышения уровня физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жакшылыкова, К.Ж. Карта компетенций дисциплины как инструмент организации учебного процесса / К.Ж. Жакшылыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 11-6. - С. 55-58.

2. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в России: история и современность : монография / , А.Я. Кибанов. - Москва : Научная мысль, 2015. - 240 с.

3. Кудашкина, Л.А. Формирование функциональных компетенций студентов вуза / Л.А. Кудашкина, Е.Ю. Погудина // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 51. - С. 73-82.

REFERENCES:

1. Zhaksylykov, K.Zh. (2015), "The competence map of the discipline as a tool for organizing the educational process", Actual problems of humanities and natural sciences, No. 11-6, pp. 55-58.

2. Kibanov, A.Ya (2015) Personnel management in Russia: history and modernity, Monograph, Scientific thought, Moscow.

3. Kudashkina, L.A. and Pogudina, E.Y. (2014), "Formation of functional competencies of university students", Siberian Psychological Journal, No. 51, pp. 73-82.

Контактная информация: p_natalya01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2022

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ НА ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Евгения Евгеньевна Пастушенко, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Мурад Мухамедович Умаров, кандидат технических наук, доцент, Иван Александрович Бычков, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва; Ирина Михайловна Успенская, старший преподаватель, Алексей Борисович Егоров, доцент, Александра Андреевна Сердцева, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

Аннотация

В статье проводился анализ функциональной пробы Мартине в 2019-2020 учебном году. Исследование проводилось в двух московских вузах. Участники 76 студентов юноши, девушки 18-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.