Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
электронная коммерция / дистанционная торговля / права потребителей / electronic commerce / distance trading / consumer rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолина И. В.

В работе исследуется комплекс проблем, связанных с защитой прав потребителей в рамках договорных отношений, обусловленных своеобразной правовой природой дистанционной розничной торговли, а также выделяются те аспекты защиты прав потребителей при осуществлении дистанционной торговли, которые требуют законодательного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS WHEN BUYING GOODS BY REMOTE METHOD

The work examines a set of problems related to the protection of consumer rights in the framework of contractual relations, due to the peculiar legal nature of distance retailing, and also highlights those aspects of consumer protection in the implementation of distance trading that require legislative regulation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ»

УДК 347.451

Ермолина И.В. студентка магистратуры Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Российская Федерация, г. Петропавловск-Камчатский Научный руководитель: Геготаулина Л.А.

кандидат исторических наук доцент кафедры «Частное право» ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ

Аннотация: в работе исследуется комплекс проблем, связанных с защитой прав потребителей в рамках договорных отношений, обусловленных своеобразной правовой природой дистанционной розничной торговли, а также выделяются те аспекты защиты прав потребителей при осуществлении дистанционной торговли, которые требуют законодательного регулирования.

Ключевые слова: электронная коммерция, дистанционная торговля, права потребителей.

Ermolina I. V. master student

Russian Foreign Trade Academy Far Eastern Branch Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky Scientific adviser: Gegotaulina L.A.

Candidate of Historical Sciences Associate Professor, Department of Private Law PROBLEMS OF PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS WHEN BUYING GOODS BY REMOTE METHOD

Annotation: the work examines a set of problems related to the protection of consumer rights in the framework of contractual relations, due to the peculiar legal nature of distance retailing, and also highlights those aspects of consumer protection in the implementation of distance trading that require legislative regulation.

Key words: electronic commerce, distance trading, consumer rights.

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий привело к развитию электронной коммерции. Казалось бы, удобно, не покидая дома, получить необходимый товар непосредственно по месту своего нахождения. Однако необходимо знать про некоторые существующие особенности, отличающие дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

Продажа товаров дистанционным способом является разновидностью договора розничной купли -продажи, заключаемого на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора5.

Главная особенность такой торговли в том, что у покупателя нет возможности воочию ознакомиться с товаром до момента его получения. Заключая сделку, ни покупатель, ни продавец непосредственно не вступают в контакт, не видят друг друга. Заключение сделки осуществляется в электронной форме, как правило, путем акцепта покупателем размещенной на специальном интерактивном веб-сайте продавца (Интернет-магазина) публичной оферты. Например, в знак принятия оферты покупатель нажимает курсором на необходимую зону на сайте продавца, оформленную в виде кнопки, и заполняет открывшуюся на экране электронную заявку. При этом оплата приобретенного товара может также быть осуществлена в электронной форме с помощью систем электронных расчетов, технологии которых основаны на использовании банковских карт, либо принятой в данной зоне сети Интернет системы электронных денег. Таким образом, при дистанционной торговле покупатель находится в уязвимом положении.

Помимо Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2301 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»)6, данный способ продажи регулируется правилами7, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, а также регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.

Исследователи выделяют ряд проблем правового регулирования оборота товаров в сети Интернет, которые возникают при дистанционной торговле8:

1. Проблема идентификации пользователей:

Выражается в особенностях заключения договора в электронном виде с использованием электронной подписи, а также в проблеме защиты персональных данных пользователей. В частности, федеральный закон «О

5 Богданов В. В. Исторические этапы развития современного законодательства о защите прав потребителей. М., 2018. С. 143.

6 О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140; www.pravo.gov.ru, 18.07.2019.

7 Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2017 г. № 612 // СЗ РФ. 2017. № 41.

8 Зенин И. А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2018. С. 111; Парций Я. Е. Дистанционные покупки. Защита прав потребителей. М., 2019. С. 91.

персональных данных» предписывает хранить и обрабатывать персональные данные россиян только на территории Российской Федерации, что вызывает затруднения при покупке товаров в зарубежных интернет -магазинах;

2. Проблема информационных посредников:

При принятии решения о покупке товара дистанционным способом особое внимание следует уделить информации, которую представляет продавец о себе, о товаре и об условиях покупки (об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара и т.д.). Однако, вся информация о продавце размещается на сайте в сети Интернет, который нематериален и представляет собой сочетание информации и программного обеспечения: именно поэтому сам по себе он не может приводить к образованию постоянного представительства. Кроме того, большинство владельцев сайтов в сети Интернет не являются собственниками серверов и для размещения сайта на сервере обращаются к специализированным организациям, которые владеют соответствующим оборудованием и оказывают соответствующие услуги. Может оказаться, что информация о продавце товара, содержащаяся на сайте, недействительна, и в этом случае у покупателя возникают проблемы, связанные с обращением к продавцу, либо попыткой вернуть товар и забрать деньги.

3. Проблема юрисдикции:

С учетом сложности и распределенности сетевой инфраструктуры, в том числе технологических ресурсов между разными юрисдикциями, классические правила определения юрисдикции неприменимы в чистом виде к интернет-отношениям. Проблема юрисдикции рассматривается в контексте дискуссии о возможности применять национальное законодательство о защите прав потребителей либо отдельные его положения к отношениям, связанным с ведением дистанционной торговли из-за рубежа.

4. Проблема международно-правового регулирования электронной коммерции:

Унификацией электронного коммерческого оборота занимается большое число международных организаций. Однако в итоге правовому регулированию подлежат отдельные частные вопросы, а не электронная коммерция в целом, поэтому возникают проблемы соотнесения ныне действующих международных соглашений и фактически складывающихся предпринимательских отношений с использованием электронного обмена данными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют пробелы в законодательстве в части правового регулирования при осуществлении дистанционной коммерческой деятельности, в силу существования которых появляются и проблемы защиты прав потребителей.

Решение этих проблем видится в нескольких направлениях. Прежде всего, необходима унификация национального законодательства в области дистанционной продажи товаров для того, чтобы установить единые для всех правила рынка электронной торговли.

Во-вторых, необходимо создать нормативную базу для расширения возможностей саморегулирования деятельности предпринимателей по дистанционной продаже товаров в сети Интернет, предусматривающую, в том числе, организацию уведомительного реестра, в котором можно было бы связать доменное имя интернет-магазина с конкретным предпринимателем. Такая регистрация решила бы отчасти и проблемы налогообложения в сфере электронной торговли.

В-третьих, необходимо законодательное закрепление гарантий покупателей-пользователей компьютерной сети.

В этой связи представляют интерес предложения Зенина И.А., направленные на совершенствование коммерческих отношений в области дистанционной купли-продажи:

1) обязательное предоставление информации об особенностях электронного договора перед заключением любого электронного договора, в том числе информационными посредниками;

2) законодательное установление минимального перечня сведений, которые должны предоставляться при заключении электронного договора, формы предоставления этих сведений;

3) в случае создания коммерческого сайта законодательное закрепление требования о его обязательной регистрации и предоставление сведений о юридическом лице, которое размещает на нем свою информацию, и об информационном посреднике, который обеспечивает функционирование сайта; 4) установление ответственности информационных посредников за непредставление подобной информации9.

Вместе с тем, представляется, что данные шаги могут быть направлены на совершенствование коммерческих отношений лишь внутри конкретной страны, что не решит проблемы полностью. В настоящее время назрела необходимость системной работы на международном уровне по выработке универсальных правил ведения дистанционной торговли при помощи сети Интернет.

9 Зенин И. А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. 2018. С. 115.

Использованные источники:

1. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140; www.pravo.gov.ru, 18.07.2019.

2. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2017 г. № 612 (ред. от 04.10.2012) // СЗ РФ. 2017. № 41. Ст. 4894; Российская газета. 10.10.2012.

3. Богданов, В. В. Исторические этапы развития современного законодательства о защите прав потребителей / В. В. Богданов. - М.: Юрайт, 2018. - 220 с.

4. Зенин И. А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебное пособие -2-е изд., перераб. и доп / И.А. Зенин. - М.: Юрайт-Высшее образование, 2018. - 158 с.

5. Парций, Я. Е. Дистанционные покупки. Защита прав потребителей / Я. Е. Парций. - М.: Норма, 2019. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.