УДК 349
Чеботарева А.А.,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Проблемой совершенствования механизмов развития электронной торговли сегодня заняты все современные государства, определяя для себя стратегические задачи и векторы развития соответствующего законодательства. Автором исследуются основные нормативные акты в сфере развития электронной торговли, прогнозные исследования роста электронной коммерции, а также причины, ослабляющие ее развитие. Основной вывод, формулируемый автором, основывается на значении отдельно выделяемого направления электронной коммерции в рамках реализуемых государством национальных программ. Именно такой путь может способствовать снятию многих барьеров на пути развития электронной торговли в России. Подчеркивается, что развитие электронной торговли возможно только при условии реального доверия потребителей к ней, что невозможно без эффективного механизма защиты их прав. Владельцами электронных площадок, агрегирующих информация о товарах и услугах, должно абсолютно соблюдаться законодательство в области защиты прав потребителей. Цифровизация оказывает как положительный эффект на развитии электронной торговли, в том числе трансграничной, однако процессы развития сопряжены с проблемами правового регулирования. В статье автором, с учетом последних изменений соответствующего законодательства, акцентируется внимание на проблематике защиты прав потребителей в их правоотношениях с профессиональными участниками потребительского рынка на платформе электронной коммерции (маркетплейс).
Ключевые слова: электронная торговля, электронная коммерция, цифровая экономика, экосистема цифровой экономики, трансграничное взаимодействие, торговые онлайн-платформы, электронные торговые корпорации, логистика, виртуальные валюты, торговля, дистанционная купля-продажа, международное сотрудничество, зашита прав потребителей в условиях цифрового рынка, расчеты при электронной торговле, налогообложение трансграничной онлайн-торговли, электронные документы
Chebotareva A.,
PhD in Law, associate professor, department chair «Administrative law, ecological law, information law» Legal institute of the Russian university of transport
ELECTRONIC COMMERCE: THE STRATEGIC DIRECTIONS OF THE STATE IN DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
The problem of improvement of mechanisms of development of electronic trading busy all modern states today. The states define for themselves strategic tasks and vectors of development of the relevant legislation. The author investigates the main regulations in the sphere of development of electronic trading, expected researches of growth of electronic commerce and also the reasons weakening its development. The main conclusion formulated by the author is based on value of separately allocated direction of electronic commerce within the national programs implemented by the state. Such way can promote removal of many barriers on the way of development of electronic trading in Russia. It is emphasized that development of electronic trading is possible only on condition of real consumer confidence to it that it is impossible without effective mechanism of protection of their rights. Owners of electronic platforms, aggregating information on goods and services, the legislation in the field of consumer protection has to be observed absolutely. Digitalization renders as positive effect on development of electronic trading, including cross-border, however developments are accompanied by problems of legal regulation. In article the author, taking into account the last changes of the relevant legislation, focuses attention on a perspective of consumer protection in their legal relationship with professional participants of the consumer market on the platform of electronic commerce. Keywords: electronic trading, electronic commerce, digital economy, ecosystem of digital economy, cross-border interaction, trade online platforms, electronic trade corporations, logistics, virtual currencies, trade, remote purchase and sale, the international cooperation, is sewn up the rights of consumers in the conditions of the digital market, calculations at electronic trading, taxation of cross-border online trade, electronic documents
Несмотря на показатели роста электронной торговли, сохраняется доминирующее положение традиционной торговли. Так, объем электронной коммерции в России не превышает 4 процентов от общего объема розничных продаж. Тем не менее государство проявляет высокую заинтересованность в развитии электронной коммерции. И это характерно сегодня для многих стран, поскольку рынок электронной торговли очевидно выступает рынком с большим потенциалом для роста.
В целях развития Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы в июле 2017 года принята и активно реализуется государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая, прежде всего, направлена на создание «экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан».
Необходимо подчеркнуть, что один из Федеральных проектов в составе национальной программы «Цифровая экономика» - «Информационная инфраструктура» - в качестве ожидаемых эффектов от реализации для граждан, бизнеса и государства предполагает:
1) Увеличение пропускной способности каналов передачи данных;
2) Улучшение условий для бизнеса, связанного с деятельностью внутри сети «Интернет»;
3) Увеличение количества пользователей сети "Интернет" на территории Российской Федерации;
4) Функционирование благоприятной информационной бизнес-среды.
А весной 2018 года, Омбудсменом по развитию цифровой экономики в ежегодном докладе Президенту России «Книга жалоб и предложений российского бизнеса» [6] предложено дополнить данную государственную программу отдельным направлением электронной коммерции. В числе предложений также - создание отечественных глобальных торговых онлайн-платформ, способных конкурировать с крупнейшими зарубежными электронными торговыми корпорациями. Такие инициативы и их продвижение на государственном уровне будут способствовать снятию барьеров для развития электронной коммерции, которых еще остается немало -это в целом экономические проблемы, характерные для той или иной страны, и валютные ограничения, и неопределенность в отношении виртуальных валют,
дороговизна логистики, вопрос защиты прав потребителей и пр.).
Остается актуальным вопрос эффективности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли при международных почтовых отправлениях. При этом должны быть определены как условия операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, так и регламентированы требования к назначенным операторам почтовой связи, осуществляющим таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях, от имени и по поручению физического лица - приобретателя товаров.
В числе положительной влияющих на развитие международной электронной торговли - регламентация требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях. Прежде всего, приказом Минфина России от 21.12.2018 № 279н «Об определении требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях» установлено, что «уполномоченный оператор должен иметь информационную систему, обеспечивающую: взаимодействие с Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов в соответствии с установленными техническими требованиями и направление в режиме реального времени электронных документов и (или) сведений о физических лицах, приобретающих товары для личного пользования в рамках интернет-торговли, а также о товарах для личного пользования, перемещаемых в рамках интернет-торговли, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного оператора;
- взаимодействие с информационной системой оператора таможенных платежей в целях пере-
Как цитировать статью: Чеботарева А.А. Электронная коммерция: стратегические направления государства в развитии и проблемы правового регулирования // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2(55). 51-58 с.
числения сумм таможенных платежей в федеральный бюджет (в случае, если уплата таможенных платежей уполномоченным оператором будет производиться с применением электронных терминалов операторов таможенных платежей);
- получение уполномоченным оператором от таможенных органов уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней и иных таможенных документов, применяемых при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней».
Не теряет своей актуальной составляющей и вопрос электронной торговли в социальных сетях как разновидности дистанционной продажи. Для интернет-продавцов социальные сети создают пул огромных возможностей для развития бизнеса (особенно в сегменте товаров первой необходимости) за счет привлечения новых клиентов. Количество трансграничных покупок ежегодно возрастает, даже при тенденции ужесточения законодательства в данной сфере. Так, по данным компании Nielsen (глобальной компании-измерителе, предоставляющей данные и аналитику для наиболее полноценного изучения потребителей и рынков) [14], 90% россиян совершали онлайн-покупки хотя бы один раз в течение нескольких последних лет, доверие к онлайн-шопингу стало практически повсеместным, а список товаров, которые теперь предпочитают покупать в сети, а не в реальной жизни, расширился.
Исследовательская фирма Forrester опубликовала прогнозные исследования на период 2015-2020 гг. для сектора электронной коммерции в России, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в США [13]:
- «доля онлайн-продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Австралия, Китай, Индия, Япония и Южная Корея) увеличится до $1,4 трлн к 2020 году, а среднегодовые темпы роста будут составлять около 14,3%;
- объем онлайн-продаж в США увеличится на 56% и составит $523 млрд к 2020 году: в среднем сектор будет прибавлять по 9,3% роста в течение пяти лет.
- европейский регион остается на втором месте по объему электронной коммерции, уступая первенство Азиатско-Тихоокеанскому региону, хотя примерно 75% населения Европы являются активными пользователями сети Интернет, в то время как Азиатско-Тихоокеанском регионе эта доля насчитывает лишь 39%.
- рост электронной коммерции будет достигаться преимущественно увеличением использования мобильных устройств и венчурных инвестиций (инвестиции в стартапы).
- одни из самых развивающихся в Европе - это российский и польский рынки, поскольку в ближайшие годы количество онлайн-пользователей будет постоянно расти».
Однако сегодня, несмотря на перспективность прогнозов для российского рынка электронной коммерции, причин, ослабляющих ее развитие, более, чем предостаточно. Так, Соловей М. В. И Кривонос Д. А. в числе слабых мест российской электронной коммерции выделяют следующие:
- «слабо развитая логистика и почтовые услуги, несмотря на то, что вопрос доставки товаров до клиента является одним из ключевых для развития этой отрасли. Основные минусы логистических услуг - это плохо организованная, дорогая, неудобная в использовании система доставки грузов, отсутствие возможности перевозки крупногабаритных товаров. Нет выбора и стандартов логистических перевозок. Эти минусы кроются в масштабах нашей страны, которая требует передового уровня развития логистики;
- проблема некомпетентности и нехватки кадров, что ведет к росту издержек, риску репутацией;
- недоверие населения к Интернет-магазинам. Это следует из опасения мошенничества или неумения пользоваться интернет-магазинами. Отсутствие обязательной государственной Интернет-сертификации не дает пользователям возможности доверять сайту;
- отсутствие проработанной нормативной базы. Нет единого подхода к регулированию Интернет-торговли, нет единого Министерства или агентства. Существующие законы противоречивы и разнородны» [8].
Еще одна из актуализирующихся проблем в сфере электронной торговли сегодня - возможности злоупотребления своими возможностями платформы (маркетплейса) и ретейлера как платформы для ограничения конкуренции в сфере ритейла. Речь идет о процессах сбора и использования информации о потребителях как важного фактора конкуренции в сфере e-commerce, поскольку онлайн-ретейлеры собирают значительное количество данных о пользователях и потенциально могут их использовать во вред своим конкурентам.
Однако процессы реального развития все же ощутимы. Так, развитие облачных систем для электронной В2В-торговли, убыстрение за счет этого всех процессов будет актуальным на ближайшие годы как для оптовиков, так и для производителей в сфере электронной торговли.
При этом рост электронной коммерции нередко затрудняется рядом законодательных ограничений, к примеру, на продажу лекарственных препаратов, алкогольной продукции, ювелирных изделий. Сохраняется также тенденции ужесточения регулирования иностранных систем денежных переводов, мобильных платежей и онлайн-касс.
Фактором, негативно влияющим на развитие электронной торговли продолжают оставаться и проблемы защиты персональных данных.
Снижение существенных барьеров на пути развития электронной торговли возможно за счет эффективности стратегических направлений развития государства. Развитие электронной торговли, электронной коммерции в условиях цифровой экономики и формирования полноценной экосистемы цифровой экономики ведет к мощнейшему развитию трансграничного взаимодействия, увеличению числа торговых онлайн-платформ, крупных электронных торговых корпораций. И отдельно выделяемое направление электронной коммерции в рамках реализуемых государством национальных программ может способствовать снятию многих проблем - законодательных и организационных - на пути ее развития.
Важно отметить востребованность обсуждения на ведущих научных площадках проблем развития электронной торговли в целом, проблем развития законодательства в данной сфере. Неслучайно в числе Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии, касающихся применения мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей государств - членов Евразийского экономического союза указаны следующие:
- обеспечение проведения совместных научных исследований по вопросам защиты прав потребителей;
- создание системы информационного взаимодействия по вопросам защиты прав потребителей
- создание механизма оперативного обмена информацией о выявленных фактах реализации некачественных, контрафактных, фальсифицированных и опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды товаров (работ, услуг)
- совершенствование законодательства государств-членов о защите прав потребителей, в том числе с учетом международного опыта.
Согласно положениям обновленных Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты потребителей (пункт 63) «государствам-членам следует прилагать усилия в целях укрепления доверия потребителей к электронной торговле, постоянно повышая прозрачность и эффективность своей политики в области защиты интересов потребителей и обеспечивая, чтобы уровень защиты интересов потребителей в области электронной торговли был не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли» [7].
Эти положения предполагают практическую эффективную имплементацию в юрисдикции государств-членов.
Согласно генеральным положениям Решения Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» цифровая трансформация рынка товаров и услуг приведет к значительному упрощению торговых процедур путем перехода в цифровую форму, активному использованию электронной торговли, а также к эффективной реализации и использованию механизмов «единого окна» в сфере экономики. Это потребует проведения дальнейшей гармонизации в сфере правил ведения трансграничной электронной торговли, стимулирования ведения бизнеса в цифровой форме, координации действий в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и прав потребителей цифрового рынка, а также включения вопросов регулирования сотрудничества в сфере цифровой экономики в повестку дня торговых переговоров Союза с третьими странами.
Обращая внимание на современную российскую практику, можно отметить, что с 1 января 2019 года в России вступил в силу закон [2], направленный на поэтапную реализацию утвержденной Стратегии государственной политики Российской Федерации в области прав потребителей до 2030 года [5]. Данный закон вносит изменений в действующий Закон «О защите прав потребителей», расширяя его действие на деятельность владельцев электронных площадок, агрегирующих информацию о товарах (услугах). Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с профессиональными участниками потребительского рынка на платформе электронной коммерции (маркетплейс).
Изменения коснулись на принципиально важных понятий, так и существа, содержания самих правоотношениях, в которых одним из субъектов являются профессиональные участники потребительского рынка на платформе электронной коммерции (маркетплейс).
Так, законодатель определяет в качестве вла-дельцаагрегатора информации о товарах (услугах) (далее - владелец агрегатора) - организацию независимо от организационно-правовой формы либо индивидуального предпринимателя, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключени-идоговора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмезд-
ного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [3].
Все предпринимаемые меры направлены на совершенствование правового регулирования защиты прав потребителей цифрового рынка в РФ с учетом анализа зарубежного опыта и рекомендаций международных организаций.
Продажа товаров дистанционным способом является одним из видов договора розничной купли- продажи, который заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, которые содержаться в каталогах, буклетах, флаерах, либо изображенный на фотоснимках или с использованием сетей почтовой, телефонной связи, сетей электросвязи, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, которые исключают ознакомление покупателей с товаром в натуре, либо образцом товаров при заключении договора.
К вопросам о форме сделки относится и вопрос существа письменной формы договора при осуществлении электронной торговли.Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации [4] была дополнена некоторыми положениями. Согласно новой редакции ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту. Хлебников П., рассуждая в целом об электронной торговле и электронных документах, отмечает, что по смыслу приведенных изменений сканированные версии документов стоит отнести именно к электронным документам [9, С, 95].
Для покупателя способ приобретения товаров с использованием возможностей электронных площадок, с одной стороны - привлекателен, с другой
- содержащий серьезные риски. Элементарно, приобретенный товар может абсолютно или частично не соответствовать заявляемым продавцом характеристикам. Так, например, легко подобные ситуации проиллюстрировать уже сложившейся правоприменительной практикой: истец указал, что дистанционным способом он приобрел товар, в салоне товар им не проверялся и не осматривался, после ознакомления с товаром он пришел к выводу об отказе от покупки в связи с тем, что его не устроили некоторые технические характеристики товара, которые невозможно было определить при дистанционной электронной продаже. Он вручил продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы за товар, но получил отказ [11]. В данном конкретном случае материалами дела было установлено, что 22 апреля 2017 года в Интернет-магазине Мегафон В. дистанционным способом был приобретен товар Р/т Apple iPhone 7+ 128GB Jet Black IMEI N.
Товар приобретался на основании ознакомления с информацией, размещенной на сайте https:// penza.shop.megafon.ru в сети Интернет. Товар был получен В. в салоне «Мегафон» В ТЦ «ЦУМ» по адресу: <...>/Б., 73/23А.
При получении товара истцу В. ответчиком был выдан кассовый чек на сумму 66990,00 руб. и телефон в коробке, упакованный в одноразовую слюду.
24 апреля 2017 года В. вручил ответчику ОАО «Мегафон Ритейл» по адресу: <...>/Б., 73/23А в ТЦ «ЦУМ» претензию, в которой просил расторгнуть договор купли-продажи от 22.04.2017 и вернуть уплаченную сумму за товар надлежащего качества в размере 66990,00 руб. в отведенный законом десятидневный срок. Товар был предъявлен продавцу для обозрения и проверки, а также для принятия решения в порядке ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
В целом же в этой цепочке «владелец агрегато-ра (электронной площадки) - продавец - покупатель» немало проблем вызвано неурегулированностью отношений, прав и обязанностей между продавцом и владельцем агрегатора.
Согласно внесенным изменениям в российское законодательство владелец агрегатора и продавец в письменном соглашении должны определять товары, которые будут продаваться через онлайн-систему.
Владелец агрегатора обязан одновременно разместить на своем сайте (странице):
- предложение продавца о заключении договора купли-продажи;
- реквизиты соглашения.
Также владельцев агрегаторов и продавцов обязали информировать потребителей об условиях, сроках и порядке расторжения договора, включая сведения о расходах потребителей, связанных с возвратом товара и оплатой исполнителю фактических
расходов. Именно эти обстоятельства зачастую порождают много проблем на практике.
Зачастую проблемы у потребителя товара возникают не сразу после его приобретения, а спустя какое-то время. Более того, могут возникать проблемы при определении ответчика и возможности применения норм законодательства о защите прав потребителей. Так, к примеру, истец указывает, что через сеть «Интернет» приобрел у ответчика товар. Впоследствии в товаре возникли недостатки, которые не позволяли им пользоваться. Истец обращался в адрес ответчика с просьбой о ремонте изделия. Однако в установленный законом срок товар отремонтирован не был. Истец направлял в адрес ответчика претензию, которая осталась без ответа и удовлетворения [12].
Если подробнее об этой конкретной ситуации: Л.Д. обратился в суд с иском к ООО «Спецстрой» и интернет магазину POWERTOOL.RU в лице ООО «МИССИ-МА» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в 26.10.2015 года Л.Д. через сайт POWERTOOL.RU приобрел подметальную машину «*». Названный товар был доставлен истцу компанией ООО «Спецстрой» по адресу: ***, где и была произведена оплата товара. Впоследствии в указанном товаре возникли недостатки, которые не позволяли им пользоваться. Истец обращался в адрес ответчиков с просьбой о ремонте изделия по электронной почте *****, на который была направлена соответствующая заявка. Однако в установленный законом срок товар забран и отремонтирован не был. Истец направлял в адрес ответчиков претензию, которая осталась без ответа и удовлетворения.
Истец просил суд взыскать с ответчика ООО «Спецстрой»: * руб. в счет возмещения расходов по оплате товара, неустойку в размере ** руб. * коп., штраф в размере 50 процентов от взысканной судом суммы, * руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя, моральный вред в размере * руб., а с ответчика ООО «МИССИМА»: убытки в размере * руб. и моральный вред в размере * руб.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что договор купли-продажи товара был заключен между Л.Д. и ООО «МИССИМА».
Указанные обстоятельства также установлены в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2017 года, которым было отменено решение Коптевского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2016 года и отказано в удовлетворении исковых требований Л.Д. к ООО «МИССИМА» о защите прав потребителей, имеющего в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, преюдициальное значение для разрешения данного спора.
Также материалы дела не содержат доказательств того, что ООО «МИССИМА» ведет торговую деятельность посредством интернет-магазина POWERTOOL.RU, является владельцем данного сайта, выступает на данном сайте в качестве рекламора-спространителя, является владельцем электронной площадки.
Вышеуказанным апелляционным определением Московского городского суда от 18 июля 2017 года установлено, что факт наличия договорных отношений между Л.Д. и ООО «МИССИМА» материалами дела не подтвержден. Вывод суда в данном случае был однозначен: на ООО «МИССИМА» не распространяются положения п. 2 и п. 3 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Долгое время были открытыми вопросы о моменте совершения сделки в электронном пространстве и ее форме. Внесенные поправки в законодательство касаются именно порядка заключения договора. Моментом заключения договора считается одно из событий:
1. продавец выдал покупателю кассовый или товарный чек либо другой документ об оплате;
2. продавец получил сообщение о том, что покупатель намерен приобрести товар. Сегодня законодательством уточняется, что в этом случае продавец должен получить еще и предоплату товара.
Вопросы ответственности также на остались «в стороне» - закон четко указывает, что владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агре-гатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).
Проблемы осуществления расчетов при электронной торговле связаны с обеспечением доказательств приобретения товара дистанционным способом. Судами даются следующие разъяснения истцам: если оплата товара осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчетов, в
том числе с использованием банковских карт и (или) других установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, в качестве доказательств приобретения товара дистанционным способом к исковому заявлению можно приложить выписку с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, данные о дебетовых и кредитовых операциях, предоставленные банком, а также другие документы, подтверждающие перевод денежных средств продавцу покупателем (например, подтверждение об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемое клиенту оператором электронных денежных средств).
Помимо вопросов полноценной защиты прав потребителей в электронной коммерции, требует своего решения и проблема налогообложения в данной сфере. На повестке дня эффективное решение проблем налогообложения трансграничной онлайн-
торговли и мер государственного регулирования порога беспошлинной торговли.
Подводя итог исследованию, можно заключить, что поступательное развитие электронной торговли в условиях цифровизации неизбежно, что является фактом благоприятным, при этом такое развитие должно сопровождаться грамотно выстроенным со стороны государства подходом в решении сопряженных проблем, одной из которых выступает защита прав потребителей. Проблематика защиты прав потребителей в их правоотношениях с профессиональными участниками потребительского рынка на платформе электронной коммерции (маркетплейс), стоящая на повестке дня для института электронной торговли, будет проявлять себя в правоприменительной практике, мониторинг которой должен осуществляться на постоянной основе. Проблема защиты прав потребителей в условиях развития цифровой экономики заслуживает особого внимания и комплексного подхода.
Список литературы:
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.
2. Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2018.
3. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 04.07.2011. № 27. Ст. 38.
4. Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2015.
5. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года».
6. Доклад Президенту Российской Федерации 2018 «Книга жалоб и предложений российского бизнеса»: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.rU/2018/pdf/3.pdf (дата обращения 25.05.2019).
7. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года.
8. Соловей М. В., Кривонос Д. А. Роль электронной коммерции в международной торговле // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 134-138. - URL https://moluch.ru/th/5Zarchive/31/985/ (дата обращения: 28.05.2019).
9. Хлебников П. Цифровизация права как следствие цифровизации жизни // Жилищное право. 2017. № 9. С. 93 - 102.
10. Хохлов Е.С. Особенности антимонопольного регулирования в сфере e-commerce в конкурентом праве Европейского союза // E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): сборник статей / А.А. Богустов, О.Н. Горохова, Д.А. Доротенко и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2019. 448 с.
11. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.07.2018 по делу № 33-31790/2018 // Документ опубликован не был.
12. Апелляционное определение Пензенского областного суда от 29.08.2017 № 33-2852/2017 // Документ опубликован не был
13. Forrester Research Online Retail Forecast, 2015 To 2020. https://www.forrester.com.
14. Сайт Nielsen - глобальной компании-измерителе, предоставляющей данные и аналитику для наиболее полноценного изучения потребителей и рынков. - Режим доступа: https://www.nielsen.com/ru/ru/about-us.html (дата обращения: 28.05.2019).
Referens list
1. Federal law of 07.02.1992 № 2300-1 «About consumer protection» // Code of laws of the Russian Federation. 15.01.1996. № 3. Art. 140.
2. Federal law of ot 29.07.2018 № 250-03 «About introduction of amendments to the Law of the Russian Federation «About Consumer Protection»// Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2018.
3. Federal law of 27.06.2011 № 161-03 «About national payment service provider» // Code of laws of the Russian Federation. 04.07.2011. № 27. Art. 38.
4. Federal law of 08.03.2015 № 42-03 «About modification of part one of the Civil code of the Russian Federation» // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2015.
5. Order of the Government of the Russian Federation of 28.08.2017 No. 1837-r «About the adoption of Strategy of state policy of the Russian Federation in the field of consumer protection until 2030».
6. Report to the President of the Russian Federation of 2018 «Complaint book of the Russian business»: The Comissioner for the President of the Russian Federation on protection of the rights of businessmen: [Electronic resource] URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2018/pdf/3.pdf (date of access: 25.05.2019).
7. The guidelines for protection of interests of consumers. Resolution of the United Nations General Assembly of April 9, 1985.
8. Solovei M. V., Krivonos D.A. Rol of electronic commerce in international trade // Questions of economy and management. - 2016. - №. 3.1. - P. 134-138. - URL https://moluch.ru/th/5Zarchive/31/985/ (date of access: 28.05.2019).
9. KhlebnikovP. Digitalization is right as a result of digitalization of life//the Housing right. 2017. №. 9. P. 93 - 102.
10. KhokhlovE.S. Features of antimonopoly regulation in the sphere of e-commerce in the competitor the right of the European Union//E-commerce and the interconnected areas (legal regulation): collection of articles / A.A. Bogustov, O.N. Gorokhova, D.A. Dorotenko, etc., edition of M.A. Rozhkov. M.: Statute, 2019. 448 p.
11. Appeal definition of the Moscow City Court of 20.07.2018 on case № 33-31790/2018.
12. Appeal definition of the Penza regional court of 29.08.2017 №. 33-2852/2017.
13. Forrester Research Online Retail Forecast, 2015 To 2020. https://www.forrester.com.
14. Nielsen - the global company measuring instrument providing data and analytics for the fullest studying of consumers and the markets. - Access [Electronic resource] URL https://www.nielsen.com/ru/ru/about-us.html (date of access: 28.05.2019).