Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребители / российский рынок / защита прав / потребление / закон о защите прав / consumers / Russian market / protection of rights / consumption / law on the protection of rights

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Майнагашева, Л.А Иванченко

В статье рассмотрены основные проблемы защиты прав потребителей, механизмы противодействия рискам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONSUMER PROTECTION

The problems of consumer protection in the Russian market are quite acute. As well as the mechanisms of action by the state.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

УДК 347.451

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Е. А. Майнагашева,* Л. А Иванченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*katya.maynagasheva@mail.ru

В статье рассмотрены основные проблемы защиты прав потребителей, механизмы противодействия рискам.

Ключевые слова: потребители, российский рынок, защита прав, потребление, закон о защите прав

PROBLEMS OF CONSUMER PROTECTION

E. A. Maynagasheva,* L. A. Ivanchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E mail katya.maynagasheva@mail.ru

The problems of consumer protection in the Russian market are quite acute. As well as the mechanisms of action by the state.

Keywords: consumers, Russian market, protection of rights, consumption, law on the protection of rights

В связи с постоянно меняющимся и модернизирующимся законодательством и новыми тенденциями на потребительском рынке (появление новых товаров, развитие различных видов работ и услуг, популяризация покупок через сеть Интернет), вопросы защиты прав потребителей становятся по-новому актуальными.

Правительством РФ определен орган исполнительной власти, который наделен полномочием осуществлять федеральный государственный надзор в сфере защите прав потребителей. Им выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор является важнейшим органом в области защиты прав потребителей в РФ. Он осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

На поведение потребителей влияют такие основные факторы как: культурные, социальные, психологические, личностные, а также экономическое и политическое состояние страны, например, кризис 2014 года в России или пандемия в настоящем времени.

Экономический кризис 2014 года для российских потребителей нес долговременный характер. В этой связи представляется интересным проанализировать изменения в покупательском поведении российских потребителей и выявить факторы, которые оказали влияние на эти изменения.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Анализ исследований потребительского рынка позволяет выделить следующие варианты поведения потребителей на российском рынке в рамках общей стратегии экономии: изменение структуры покупок, отказ от покупок или значительное снижение потребления, покупка более дешевых товаров. В России стремительно стала развиваться мобильная торговля, так как в интернет-магазинах товары предлагают по более низким ценам и с быстрой доставкой [1].

Основными потребителями интернет-магазинов являются россияне в возрасте 18-24 года. Если же в 2015 году процент данной возрастной категории, совершавших покупки составлял 51 %, то в 2017 году он составил 68 %. На втором месте потребителями интернет-магазинов стали покупатели в возрасте 25-44 года. В 2015 году процент потребления товаров составлял 44 %, а в 2017 году он достиг отметки в 68 %.

На третьем месте оказались потребители возрастной категории 45-65 лет. Старшее поколение, реже покупают продукты каждый день, нежели молодое поколение, они составляют 44 % опрошенных россиян [2].

В 2017 году для потребителей при покупке товаров и услуг были важны такие показатели как: оценка собственного материального состояния и желание покупать. Российские потребители возлагали большие надежды на развитие национальной экономики в ближайшие 5 лет, но никто не подозревал, что в 2019 году страна опять уйдет в период экономического спада в связи с новой коронавирусной инфекцией.

Пандемия оказала большое влияние на социальное самоощущение российских потребителей. В этой связи представляется интересным проанализировать изменения в покупательском поведении российских потребителей и выявить факторы, которые оказали влияние на эти изменения.

Можно с уверенностью охарактеризовать начало пандемии СОУГО-19 как период ажиотажного спроса. В самом начале пандемии потребители стали закупаться впрок. Большинство офлайн-магазинов были закрыты, а в тех, которые открыты, сложно соблюдать правила социального дистанцирования, поэтому многие потребители перешли на онлайн-шопинг [3].

Актуальность рассмотрения проблем защиты прав потребителей состоит в том, что гражданин, который выступает в правовых отношениях в роли потребителя, неизменно является более слабой и менее защищенной стороной по отношению к организации (индивидуальному предпринимателю), реализующему ему свои товары, работы, услуги.

Потребитель не обладает значительной информацией о действительных потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и иными сведениями о приобретаемых им для своих нужд товарах, работах, услугах. Как правило, у гражданина и гораздо меньше возможностей на получение юридической поддержки, а в случае спора - на обеспечение защиты своих прав.

Государство разработало новые механизмы противодействия возникающим рискам в связи с пандемией. Как отметил Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев на состоявшемся 8 сентября 2020 года Форуме Председателей верховных судов стран БРИКС «Защита прав потребителей в современных экономических условиях», в соответствии с положениями международно-правовых актов в нашей стране гарантируются и защищаются права потребителей на:

- приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества;

- их безопасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

- получение достоверной информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;

- просвещение в области защиты прав потребителей;

- государственную и общественную защиту этих прав;

- объединение потребителей в добровольные общественные организации.

Эти гарантии вплетены во многие законодательные акты федерального уровня и связаны с Законом о защите прав потребителей. При этом в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ гарантии, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, предоставляются не только первому приобретателю товара или услуги, но и его наследникам, а также иным лицам, которые впоследствии на законных основаниях приобрели право на товар или услугу [4].

В части обеспечения гарантий защиты прав потребителей банковских и страховых услуг государство выделяет следующие правовые позиции Верховного Суда РФ: закон о защите прав потребителей применяется не только к товарам и услугам бытового характера, но и к финансовым услугам; запрет навязывания гражданам дополнительных платных услуг; гражданин-потребитель вправе предъявить к банку исковые требования об уменьшении суммы неустойки по кредитному договору при ее несоразмерности последствиям просрочки оплаты кредита; по общему правилу, отсутствие у должника необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств, но в условиях противодействия распространению COVID-19 отсутствие у гражданина-заемщика денежных средств, вызванное ограничительными мерами, может быть признано обстоятельством непреодолимой силы и основанием для освобождения его от ответственности; потребители освобождаются от преддоговорной ответственности, то есть от обязанности возместить убытки, причиненные недобросовестными действиями при переговорах о заключении договора.

Для поддержки пострадавших туристов государство осуществило следующие меры: возврат денежных средств; выделение из резервного фонда 3,5 млрд. рублей для возмещения стоимости невозвратных билетов и компенсации затрат на вывоз туристов; перенос даты тура по фиксированному на момент покупки курсу валют.

В сфере ЖКХ для поддержки потребителей правительством РФ до 1 января 2021 года в России был введен мораторий на начисление и взыскание неустойки по долгам за ЖКУ [5].

Таким образом, эффективная защита прав потребителей в любой нестабильной экономической ситуации имеет решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного, основанного в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка.

Библиографические ссылки

1. Колодезникова И. В. Влияние экономического кризиса на покупательское поведение российских потребителей / И. В. Колодезникова, И. В. Кузнецова. // Вестник московского финансово-юридического университета им. М.В. Ломоносова. 2016. № 3 (2). С.83 - 89.

2. Исследование потребительского поведения в России [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.pwc.ru%2Fru%2Findustries%2Fretail -consumer%2Fconsumer-insights-survey-2018.html (дата обращения 18.02.2021).

3. Экспресс доставка грузов, документов, посылок и почтовых отправлений курьером по России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: https://express.dhl.ru/mezhdunarodnaya-dostavka/eksport-dlya-internet-magazinov/sovety-v-oblasti-elektronnoy-torgovli/pokupatelskoe-povedenie-v-period-pandemii-covid-19-chast-1-kak-udovletvorit-potrebnosti-klientov/ (дата обращения: 18.02.2021).

4. Верховный суд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru (дата обращения: 23.02.2021).

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 18.02.2021).

© Майнагашева Е. А., Иванченко Л. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.