УДК 347.451
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Е. А. Майнагашева,* Л. А Иванченко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*katya.maynagasheva@mail.ru
В статье рассмотрены основные проблемы защиты прав потребителей, механизмы противодействия рискам.
Ключевые слова: потребители, российский рынок, защита прав, потребление, закон о защите прав
PROBLEMS OF CONSUMER PROTECTION
E. A. Maynagasheva,* L. A. Ivanchenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E mail katya.maynagasheva@mail.ru
The problems of consumer protection in the Russian market are quite acute. As well as the mechanisms of action by the state.
Keywords: consumers, Russian market, protection of rights, consumption, law on the protection of rights
В связи с постоянно меняющимся и модернизирующимся законодательством и новыми тенденциями на потребительском рынке (появление новых товаров, развитие различных видов работ и услуг, популяризация покупок через сеть Интернет), вопросы защиты прав потребителей становятся по-новому актуальными.
Правительством РФ определен орган исполнительной власти, который наделен полномочием осуществлять федеральный государственный надзор в сфере защите прав потребителей. Им выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор является важнейшим органом в области защиты прав потребителей в РФ. Он осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
На поведение потребителей влияют такие основные факторы как: культурные, социальные, психологические, личностные, а также экономическое и политическое состояние страны, например, кризис 2014 года в России или пандемия в настоящем времени.
Экономический кризис 2014 года для российских потребителей нес долговременный характер. В этой связи представляется интересным проанализировать изменения в покупательском поведении российских потребителей и выявить факторы, которые оказали влияние на эти изменения.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
Анализ исследований потребительского рынка позволяет выделить следующие варианты поведения потребителей на российском рынке в рамках общей стратегии экономии: изменение структуры покупок, отказ от покупок или значительное снижение потребления, покупка более дешевых товаров. В России стремительно стала развиваться мобильная торговля, так как в интернет-магазинах товары предлагают по более низким ценам и с быстрой доставкой [1].
Основными потребителями интернет-магазинов являются россияне в возрасте 18-24 года. Если же в 2015 году процент данной возрастной категории, совершавших покупки составлял 51 %, то в 2017 году он составил 68 %. На втором месте потребителями интернет-магазинов стали покупатели в возрасте 25-44 года. В 2015 году процент потребления товаров составлял 44 %, а в 2017 году он достиг отметки в 68 %.
На третьем месте оказались потребители возрастной категории 45-65 лет. Старшее поколение, реже покупают продукты каждый день, нежели молодое поколение, они составляют 44 % опрошенных россиян [2].
В 2017 году для потребителей при покупке товаров и услуг были важны такие показатели как: оценка собственного материального состояния и желание покупать. Российские потребители возлагали большие надежды на развитие национальной экономики в ближайшие 5 лет, но никто не подозревал, что в 2019 году страна опять уйдет в период экономического спада в связи с новой коронавирусной инфекцией.
Пандемия оказала большое влияние на социальное самоощущение российских потребителей. В этой связи представляется интересным проанализировать изменения в покупательском поведении российских потребителей и выявить факторы, которые оказали влияние на эти изменения.
Можно с уверенностью охарактеризовать начало пандемии СОУГО-19 как период ажиотажного спроса. В самом начале пандемии потребители стали закупаться впрок. Большинство офлайн-магазинов были закрыты, а в тех, которые открыты, сложно соблюдать правила социального дистанцирования, поэтому многие потребители перешли на онлайн-шопинг [3].
Актуальность рассмотрения проблем защиты прав потребителей состоит в том, что гражданин, который выступает в правовых отношениях в роли потребителя, неизменно является более слабой и менее защищенной стороной по отношению к организации (индивидуальному предпринимателю), реализующему ему свои товары, работы, услуги.
Потребитель не обладает значительной информацией о действительных потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и иными сведениями о приобретаемых им для своих нужд товарах, работах, услугах. Как правило, у гражданина и гораздо меньше возможностей на получение юридической поддержки, а в случае спора - на обеспечение защиты своих прав.
Государство разработало новые механизмы противодействия возникающим рискам в связи с пандемией. Как отметил Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев на состоявшемся 8 сентября 2020 года Форуме Председателей верховных судов стран БРИКС «Защита прав потребителей в современных экономических условиях», в соответствии с положениями международно-правовых актов в нашей стране гарантируются и защищаются права потребителей на:
- приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества;
- их безопасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
- получение достоверной информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
- просвещение в области защиты прав потребителей;
- государственную и общественную защиту этих прав;
- объединение потребителей в добровольные общественные организации.
Эти гарантии вплетены во многие законодательные акты федерального уровня и связаны с Законом о защите прав потребителей. При этом в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ гарантии, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, предоставляются не только первому приобретателю товара или услуги, но и его наследникам, а также иным лицам, которые впоследствии на законных основаниях приобрели право на товар или услугу [4].
В части обеспечения гарантий защиты прав потребителей банковских и страховых услуг государство выделяет следующие правовые позиции Верховного Суда РФ: закон о защите прав потребителей применяется не только к товарам и услугам бытового характера, но и к финансовым услугам; запрет навязывания гражданам дополнительных платных услуг; гражданин-потребитель вправе предъявить к банку исковые требования об уменьшении суммы неустойки по кредитному договору при ее несоразмерности последствиям просрочки оплаты кредита; по общему правилу, отсутствие у должника необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств, но в условиях противодействия распространению COVID-19 отсутствие у гражданина-заемщика денежных средств, вызванное ограничительными мерами, может быть признано обстоятельством непреодолимой силы и основанием для освобождения его от ответственности; потребители освобождаются от преддоговорной ответственности, то есть от обязанности возместить убытки, причиненные недобросовестными действиями при переговорах о заключении договора.
Для поддержки пострадавших туристов государство осуществило следующие меры: возврат денежных средств; выделение из резервного фонда 3,5 млрд. рублей для возмещения стоимости невозвратных билетов и компенсации затрат на вывоз туристов; перенос даты тура по фиксированному на момент покупки курсу валют.
В сфере ЖКХ для поддержки потребителей правительством РФ до 1 января 2021 года в России был введен мораторий на начисление и взыскание неустойки по долгам за ЖКУ [5].
Таким образом, эффективная защита прав потребителей в любой нестабильной экономической ситуации имеет решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного, основанного в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка.
Библиографические ссылки
1. Колодезникова И. В. Влияние экономического кризиса на покупательское поведение российских потребителей / И. В. Колодезникова, И. В. Кузнецова. // Вестник московского финансово-юридического университета им. М.В. Ломоносова. 2016. № 3 (2). С.83 - 89.
2. Исследование потребительского поведения в России [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.pwc.ru%2Fru%2Findustries%2Fretail -consumer%2Fconsumer-insights-survey-2018.html (дата обращения 18.02.2021).
3. Экспресс доставка грузов, документов, посылок и почтовых отправлений курьером по России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: https://express.dhl.ru/mezhdunarodnaya-dostavka/eksport-dlya-internet-magazinov/sovety-v-oblasti-elektronnoy-torgovli/pokupatelskoe-povedenie-v-period-pandemii-covid-19-chast-1-kak-udovletvorit-potrebnosti-klientov/ (дата обращения: 18.02.2021).
4. Верховный суд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru (дата обращения: 23.02.2021).
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 18.02.2021).
© Майнагашева Е. А., Иванченко Л. А., 2021