Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЧАСТЬ 2)'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЧАСТЬ 2) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПРОДАВЕЦ / ЗАЩИТА ПРАВ / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселева Ксения Александровна, Улимаев Радик Юрикович

В статье рассмотрены проблемные вопросы, возникающие относительно судопроизводства по делам о защите прав потребителей в Российской Федерации. Авторами проанализированы нормы гражданского и иного законодательства, устанавливающие процессуальный порядок защиты указанной категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселева Ксения Александровна, Улимаев Радик Юрикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE SPECIFICS OF JUDICIAL REVIEW OF CONSUMER PROTECTION CASES (PART 2)

The article deals with problematic issues that arise in relation to legal proceedings in cases of consumer protection in the Russian Federation. The authors analyzed the norms of civil and other legislation that establish the procedural order for the protection of this category of persons.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЧАСТЬ 2)»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_200 УДК 347.919

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЧАСТЬ 2)1 TO THE QUESTION OF THE SPECIFIC FEATURES OF THE JUDICIAL CONSIDERATION OF CASES ON THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS (PART 2)2

КИСЕЛЕВА Ксения Александровна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России.

603081, Россия, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Анкудиновское ш., 3. E-mail: aksinya.verner@list.ru;

УЛИМАЕВ Радик Юрикович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России. 450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: ulimrad75@yandex.ru;

KISELEVA Ksenia Alexandrovna,

Candidate of Legal Sciences, Senior lecturer of the Department of Civil Law and Procedure Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 603081, Russia, Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe sh., 3. E-mail: aksinya.verner@list.ru;

ULIMAEV Radik Yurikovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450103, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: ulimrad75@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы, возникающие относительно судопроизводства по делам о защите прав потребителей в Российской Федерации. Авторами проанализированы нормы гражданского и иного законодательства, устанавливающие процессуальный порядок защиты указанной категории лиц.

Abstract. The article deals with problematic issues that arise in relation to legal proceedings in cases of consumer protection in the Russian Federation. The authors analyzed the norms of civil and other legislation that establish the procedural order for the protection of this category of persons.

Ключевые слова: потребитель, производитель, продавец, защита прав, судебное разбирательство.

Keywords: consumer, manufacturer, seller, protection of rights, litigation.

Для цитирования: Киселева К.А., Улимаев Р.Ю. К вопросу об особенностях судебного рассмотрения дел о защите прав потребителей (часть 2)// Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 200-202. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_200.

For citation: Kiseleva K.A., Ulimaev R. Yu. To the question of the specific features of the judicial consideration of case on the protection of the rights of consumers (Part 2) // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 200-202. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_200.

Статья поступила в редакцию: 14.10.2022

Защита граждан в рамках федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей осуществляется Управлением Роспотребнадзора, в формах, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве. Так, указанным государственным органом систематически организуются и проводятся плановые и внеплановые проверки продавцов, изготовителей и т.д., выявляются правонарушения с привлечением виновных лиц к административной ответственности, даются разъяснения законодательства, затрагивающие права потребителей. Сюда же можно отнести непосредственное участие должностных лиц Роспотребнадзора в судебных заседаниях с целью защиты законных прав, как неопределенного круга лиц, так и конкретного потребителя.

В ныне действующем Федеральном законе «О защите прав потребителей» указано, что в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 40 «орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое нарушение прав потребителей, а также может быть привлечен судом к участию в деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства» [1]. Однако судебное решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции в установленные законом сроки, что в свою очередь позволяет субъекту спорного правоотношения в дальнейшем добиться отмены или изменения решения суда в свою пользу.

На сегодняшний день функционирует, систематически пополняющаяся база материалов судебной практики по спорам о защите прав

1 В данной статье использованы материалы, ранее опубликованные Киселевой К.А. (ранее К.А. Нефедовой), Улимаевым Р.Ю. См.: Нефедова К.А., Улимаев Р.Ю. К вопросу об особенностях судебного рассмотрения дел о защите прав потребителей (часть 1): Аграрное и земельное право. 2022. № 4 (208). С. 49-53.

2 This article uses materials previously published by K.A. Kiseleva (formerly K.A. Nefedova), Ulimaev R.Yu . See: Nefedova K.A., Ulimaev R.Yu. To the question of the peculiarities of the judicial consideration of cases on the protection of consumer rights (part 1): Agrarian and land law. 2022. No. 4 (208). pp. 49-53.

Уголовно-правовые науки

потребителей, содержащая в себе обзор важнейших разъяснений Президиума Верховного Суда РФ по ряду актуальных вопросов, возникающих в потребительских спорах [2]. Наличие указанных документов способствует не только своевременному уяснению позиции государственных органов при применении отдельных нормативных правовых актов, но и позволяет субъектам права, задействованным в вопросах защиты прав потребителей спрогнозировать судебное решение по возникшему спору.

Анализируя ряд материалов, мы пришли к выводу о том, что, чаще всего на рассмотрение в суде выносятся споры, касающиеся возврата денежных средств за технику с дефектами, замены смартфона по истечении гарантийного срока, компенсации при подорожании испорченного товара. Так, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, например, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за 6 месяцев 2022 года выдано 527 заключений по делу. Рассматривая предыдущий период, установлено, что за 6 месяцев 2021 года эта цифра составила 352 заключения. Исходя из этого, можно говорить о существенном росте числа обращений и как следствие о возрастании нагрузки на суды при рассмотрении и разрешении споров. Существенна и сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей: без учета морального вреда - 83348900 рублей, с компенсацией - 1673200 рублей [3].

Анализ показывает, что большую часть заключений составили обращения потребителей в сфере оказания услуг - 81,6%, из которых почти 30% составляют заключения по долевому строительству, 11% - юридическим услугам, 10,9% - бытовому обслуживанию населения, 10,7% - туристским услугам, 5,6% - жилищно-коммунальным услугам, 3,5% - медицинским услугам, 3,0% - образовательным услугам. Заключения по розничной торговле составили 18,4%, из которых наибольшее количество приходится на продажи товаров по образцам - 25,8 % и дистанционную торговлю - 22,7%.

В рассматриваемый период в суды подано 568 исковых заявлений, в том числе 214 (37,7%) - в защиту неопределенного круга лиц, 347 (61,1%) - в защиту прав конкретных потребителей и 7 (1,2%) - в защиту группы лиц.

Судами рассмотрено и разрешено 298 дел, из которых удовлетворено 94,0% - 280 (115 дел - в защиту неопределенного круга лиц, 162 - в защиту прав конкретных потребителей и 3 - в защиту группы лиц). В пользу потребителей присуждено 20 423 100 рублей, в том числе компенсации морального вреда - 618 500 рублей.

Всего за 6 месяцев 2022 года в результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу потребителей присуждены денежные средства в размере 103772000 рублей, компенсация морального вреда составила 2291700 рублей. Кроме того, до начала судебных разбирательств (в досудебном порядке) за указанный период потребителям возвращено более 5,6 млн. рублей.

За первое полугодие 2022 года число обращений в суд в защиту прав потребителей с учетом исковых заявлений и заключений по делу составило 1095 обращений, рассмотрено 691 (63,1%). От общего числа поданных исков доля исков в сфере розничной торговли составила 42,6% (242 исковых заявления), из них 122 иска (50,4%) в отношении электронных ресурсов, осуществляющих продажу табачной продукции, алкоголя, БАДов и иных непродовольственных товаров, 30 - на продажу товаров по образцам, 9 - на продажу продовольственных товаров.

При этом нельзя не отметить, что относительная стабильность сохраняется в сфере оказания услуг. Так, 326 исковых было подано за указанный период, что в процентном соотношении составляет 57,4%. Наибольшее количество исковых споров затрагивает такие сферы деятельности, как: туристские услуги - 94 (28,8%), бытовое обслуживание населения - 43 (13,2%), оказание юридических услуг - 29 (8,9%), оказание услуг общественного питания - 26 (8,0%), образовательные услуги - 16 (4,9%), медицинские услуги - 12 (3,7%), услуги ЖКХ - 11 (3,4%).

Однако, необходимо отметить тот факт, что на рассмотрении в судах имеются дела о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Так, за указанный период было направлено и рассмотрено 343 судебных дела. В 269 случаях, что составляет 78,4%, судами принято решение о назначении административного наказания, в частности по 131 делу - в виде административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения, по 138 делам - в виде административного штрафа. Характерно, что указанные штрафные санкции существенно дисциплинирует предпринимателей и служат превентивными мерами при совершении ими новых правонарушений. Однако, с целью минимизации количества правонарушений, необходимо существенно повысить размера штрафов, поскольку указанные в законодательстве суммы, на сегодняшний день «не бьют по карману» предпринимателей, и не являются существенными для них.

Анализируя вышеизложенное отметим, что основной особенностью правоотношений с участием потребителей является то, что применение к ним общих положений гражданского законодательства без учета специального правового регулирования может повлечь нарушение прав граждан.

Принцип свободы договора, в соответствии с которым граждане и организации вправе определять условия договора, входит в число основных принципов гражданского права, предусмотренных статьей 1 ГК РФ.

Отметим, что с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения, касающиеся ст. 16 закона «О защите прав потребителей». Однако, в документе лишь указано, что недопустимы условия договора, ущемляющие права потребителя [4]. Это означает, что законодателем пока не перечислены конкретные случаи, в которых права потребителей могут быть нарушены. Полагаем, что дальнейшая конкретизация указанного вопроса позволит эффективнее защищаться от недобросовестных контрагентов при покупках или оказании услуг.

Гражданин, вступающий в правоотношения с поставщиками товаров и услуг, банками и страховыми компаниями в договорных отношениях является слабой стороной, так как он не участвует в определении условий договоров розничной купли-продажи, банковского вклада, потребительского кредита, страхования, не имеет реальной возможности влиять на содержание этих договоров.

Так же при подготовке к судебному разбирательству потребители в большинстве случаев находятся в неравном с ответчиками поло-

жении с точки зрения материального достатка, уровня образования и переговорных возможностей.

В этой связи законодательство РФ предусматривает дополнительные императивные требования к договорам с участием потребителей, которые исключают навязывание потребителям явно обременительных условий, предоставляя им дополнительные возможности для защиты нарушенных прав и законных интересов. К их числу относятся право потребителя обратиться с иском о возмещении вреда не только к продавцу, но и к изготовителю товара, обязанного возместить причиненный потребителю имущественный вред, компенсировать моральный вред, выплатить неустойку и штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.

Особый интерес представляют обусловленные пандемией события (закрытие границ и приостановка авиасообщения, замедление международной торговли, увеличение сроков поставки товаров, продолжительная самоизоляция персонала сферы торговли и услуг, адаптация бизнеса к изменившимся условиям работы после вынужденного простоя, введение системы штрафов за нарушение правил вакцинации сотрудников и т. д.), неминуемо повлекшие за собой ряд негативных последствий для потребителей. Так, Роспотребнадзор ссылался на следующие из них [5]:

- перенос (срыв) сроков исполнения заказов или возврата денег при отказе от товаров и услуг;

- банкротство продавцов, исполнителей услуг или иных контрагентов;

- невозможность взыскания неустойки или убытков в связи с признанием COVID-19 форс-мажорным обстоятельством.

Несмотря на то, что действующее законодательство не предусматривает зависимость уровня гарантий потребителям от внешних условий, и не предполагает возможности снижения этого уровня в период пандемии, правительство принимает всевозможные опережающие меры, защищающие граждан от потенциальных рисков нарушения их прав и законных интересов. Принимается множество первоочередных законов, как правило, отражающих интересы потребителей.

В последнее время в сложившихся условиях, обусловленных распространением коронавирусной инфекции, доступ граждан к правосудию, в том числе и электронному, приобрел особое значение. В обзорах судебной практике этой проблеме уделено особое внимание. Верховным Судом РФ обращено внимание нижестоящих судов на то, что пропущенные в связи с мерами по противодействию распространению коронавирусной инфекции сроки (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях) подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством. Указанное обстоятельство указывает на то, что государство подстраивается под сложившуюся обстановку и всевозможными способами пытается оградить производителей, поставщиков и потребителей от нарушения их законных прав.

Основанием для восстановления сроков исковой давности является невозможность обращения в суд в условиях пандемии. Однако, на сегодняшний день в целях повышения доступности участников потребительского спора к правосудию, государством предоставлено право предъявления иска в суд как по месту жительства истца, по месту заключения или исполнения договора либо по месту нахождения ответчика, что в свою очередь существенно упрощает процедуру организации судебного разбирательства в дальнейшем.

В целом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что в нашей стране обеспечивается достаточно эффективная защита прав потребителей, что подтверждается единообразием судебной практики и высоким процентом судебных споров, разрешаемых в пользу потребителей. Но, несмотря на высокую эффективность действующего законодательства, затрагивающего данную сферу деятельности, необходима своевременная законотворческая и правотворческая деятельность, направленная на устранение пробелов и недостатков в правовом пространстве.

Библиогра фия:

1. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февраля 1992 года № 2300-1(ред. от 14.07.2022) // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения 10.10.2022).

2. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей [Электронный ресурс] - URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/article/219/35/52/Obzor_praktiki.pdf (дата обращения 11.09.2022).

3. Итоги судебной защиты прав потребителей за 6 месяцев 2022 года [Электронный ресурс] - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news_region/news_details_region.php?ELEMENT_ID=19792 (дата обращения 15.09.2022).

4. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февраля 1992 года № 2300-1(ред. от 14.07.2022) // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения 10.10.2022).

5. Права потребителей vs COVID-19: современные угрозы и гарантии защиты [Электронный ресурс] - URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/29246/ (дата обращения 06.10.2022).

References:

1. On the protection of consumer rights: Federal Law of February 7, 1992 No. 2300-1 (as amended on 14.07.2022) // Reference legal system «Consultant Plus» (date of appeal 10.10. 2022).

2. Overview of judicial practice in cases of consumer protection [Electronic resource] - URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/article/219/35/52/Obzor_praktiki.pdf (accessed 11.09.2022).

3. Results of judicial protection of consumer rights for 6 months of 2022 [Electronic resource] - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news_region/news_details_region.php?ELEMENT_ID=19792 (accessed 15.09.2022).

4. On the protection of consumer rights: Federal Law of February 7, 1992 No. 2300-1 (as amended on 14.07.2022) // Reference legal system «Consultant Plus» (date of appeal 10.10. 2022).

5. Consumer rights vs COVID-19: modern threats and protection guarantees [Electronic resource] - URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/29246/ (accessed 06.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.