Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОНЛАЙН СВОИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОНЛАЙН СВОИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
персональные данные / продажа данных / права пользователей / судебная защита / заключение договора / предоставление услуг / онлайн / Интернет / personal data / sale of data / user rights / legal protection / conclusion of a contract / provision of services / online / Internet

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиманская Светлана Викторовна, Ивлиев Павел Валентинович

В данной статье рассматриваются проблемы защиты прав пользователей при предоставлении своих персональных данных. Анализируется судебная практика защиты пользователями своих гражданских прав, в случаях, если пользователь не предоставил свои персональные данные и ему отказали в предоставлении услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шиманская Светлана Викторовна, Ивлиев Павел Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROTECTING USERS' RIGHTS WHEN PROVIDING THEIR PERSONAL DATA ONLINE

This article discusses the problems of protecting the rights of users when providing their personal data. The judicial practice of users protecting their civil rights is analyzed when the user did not provide his personal data and was denied services.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОНЛАЙН СВОИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

Частно-правовые (цивилистические) науки

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_123

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОНЛАЙН СВОИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ PROBLEMS OF PROTECTING USERS' RIGHTS WHEN PROVIDING THEIR PERSONAL DATA ONLINE

ШИМАНСКАЯ Светлана Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д.1.

E-mail: sv_shiman@mail.ru;

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

SHIMANSKAYA Svetlana Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Institute in the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: sv_shiman@mail.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы защиты прав пользователей при предоставлении своих персональных данных. Анализируется судебная практика защиты пользователями своих гражданских прав, в случаях, если пользователь не предоставил свои персональные данные и ему отказали в предоставлении услуг.

Abstract: This article discusses the problems of protecting the rights of users when providing their personal data. The judicial practice of users protecting their civil rights is analyzed when the user did not provide his personal data and was denied services.

Ключевые слова: персональные данные, продажа данных, права пользователей, судебная защита, заключение договора, предоставление услуг, онлайн, Интернет.

Keywords: personal data, sale of data, user rights, legal protection, conclusion of a contract, provision of services, online, Internet.

Для цитирования: Шиманская С.В., Ивлиев П.В. Проблемы защиты прав пользователей при предоставлении онлайн своих персональных данных// Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 123-124. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_123.

For citation: Shimanskaya S.V., Ivliev P.V. Problems of protecting users' rights when providing their personal data online // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 123-124. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_123.

Статья поступила в редакцию: 22.08.2023

Введение. При предоставлении онлайн информации в интернете часто пользователи с разного рода проблемами. Так, например, хочешь что-то купить (оформить) подпиши договор о персональных данных. В этом соглашении формулировки подобные «делаем с ними все, что хотим». В случае моего отказа - следует отказ в ответ. Пользователи в таком случае не знают что делать - вызывать полицию, как фиксировать, что требовать от организации, а главное - как предотвратить использование моих данных (имя, почта, телефон) другими компаниями, как защитить от спама другими организациями, предоставляющими услугами. В целом граждане подписывают и просто не отвечают на звонки. Многие используют виртуальный номер, на который регистрируют почту. Все это приводит к необходимости поиска способов юридической защиты складывающихся прав и законных интересов граждан.

Цель исследования Целью настоящего исследования является изучения проблемных аспектов предоставления персональных данных в онлайн формате.

Методы исследования. В данном исследовании применяется описательный и аналитический методы. Посредством описательного метода изучается, и анализируются проблемы, препятствующие активной защите своих прав пользователями в онлайн пространстве. А посредством аналитического метода исследуются решения судов по привлечению к административной ответственности и компенсации морального вреда за распространение персональных данных.

Одним из главных принципов договорных отношений является равноправие. Сейчас уже привыкли все к тому, что при подписании в интернете договоров мы сталкиваемся с тем, что есть пользовательское соглашение и мы ставим галочку и указываем свои данные. Часто в результате отказа от соглашения, всё взаимодействие с пользователем организация заканчивает.

С 1 сентября 2022 года Закон о защите прав потребителей закрепил положение, что отказ потребителя предоставить свои персональные данные не может являться основанием для отказа заключить договор[1].

Единственным исключением из правил является случаи, если обязанность предоставления персональных данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора потребителем.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)

С этого времени начала действовать и статья, предусматривающая административную ответственность за данное нарушение[2].

Многое ли изменилось с момента внесения изменений в законодательство? Сейчас мы видим, что наши данные, касающиеся нашей почты или телефона, уже используют другие поставщики услуг и к нам на почту, в мессенджеры, по телефону приходит информация не от одного продавца, а уже от сотни. Таким образом, наши персональные данные перешли к другому поставщику услуг. И даже больше - сейчас мелких поставщиков онлайн образования по различным сферам скупают акулы инфобизнеса для получения новых баз данных клиентов данных мелких поставщиков, предлагая недорогой продукт. Смысл не продать нужное потребителям обучение, например, развитие когнитивных навыков, а сбор данных о новых потребителях, которым потом смогут предложить свои услуги акулы инфобизнеса.

Роспотребнадзор[3] отмечал рост жалоб потребителей на продавцов, которые требуют предоставить свои персональные данные, угрожая отказом в заключении договора оказания услуг. Как отмечал надзорный орган еще в 2019 году[4] гражданско-правовые способы защиты права потребителя неэффективны. Надо отметить, что провести анализ пересылки персональных данных и договора о покупке таких данных обычному потребителю недоступно, как впрочем и найти самостоятельно источник утечки информации из многочисленных организаций, предприятий, органов, где данные сведения предоставляются.

Внесение изменений в закон о защите прав потребителей и Кодекс об административных правонарушениях было призвано защитить личную информацию потребителя. Именно это позволит реализовать комплекс мер по постепенному перестраиванию механизма государства в информационно-технологическом пространстве[9]. Сами изменения способствовали приближению к положениям Руководящих принципов Организации Объединенных Наций[5] и в Совете ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле[6]. Изложенное ранее изменение в законодательстве должно было служить гарантией, что компании при сборе данных о потребителях ведут себя законно, прозрачно и справедливо.

На данный момент потребителей бомбят масса писем, звонков, сообщений. Однако практика применения административной ответственности к организациям пока минимальна. На данный момент можно говорить о деле, где привлечение к административной ответственности состоялось благодаря выявлению утечки информации самой службой информационной безопасности оператора персональных данных[7] (ООО «Яндекс Еда»). В отношении анализа персональных данных интересна практика по взысканию морального вреда за прочтение переписки. Так пользователь при прочтении своей электронной почты с почтового ящика «...@gmail.com» обнаружил, что рекламные слоганы, встроенные в тексте письма к нему, соответствуют содержанию его же переписки с другим пользователем[8].

Ответчик ООО «Гугл» был признан нарушителем тайны электронной корреспонденции и взыскана компенсация морального вреда. При исполнении обязательств перед третьими лицами по договорам размещения рекламы и ее эффективного распространения в своем сегменте продукта Google доказано, что ответчик проводит мониторинг электронных писем, и осуществляет размещение рекламные сообщения, в том числе и в частной переписке пользователей продуктами Google. Размещение рекламных сообщений осуществляется в том числе на основании результатов мониторинга конкретного пользователя.

Проведенное самостоятельное исследование и заключения Роспотребнадзора свидетельствуют, что в большинстве случаев нарушения компаний персональных данных проявляются, когда цели сбора персональных данных не соответствуют целям обработки. Например, для получения чек-листа «10 эффективных способов избавления от назойливой привычки» требуется сообщить имя, телефон и почту. Кроме этого, получение любого онлайн продукта связано с предоставлением персональных данных, что нарушает свободный доступ к товарам и услугам. Потребитель может просто оплатить продукт по реквизитам и не предоставлять свои персональные данные.

Мы понимаем, какую огромную экономическую ценность имеет для инфобизнеса информация о потребностях, желаниях и даже внимании потребителей (цифровые следы и тени). Одновременно изменения в законах о защите прав потребителей и сохранении персональных данных, а также административной ответственности за нарушения призваны ограничить практику принудительного сбора данных о потребителе, а также продажи такой информации. Каждому потребителю для защиты необходимо проявить инициативу и активно вставать на защиту своих прав, предполагая, что информацию о нем смогут использовать другие продавцы без вашего желания и причинить тем самым вред.

Библиография:

1. Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

2. Федеральный закон от 28.05.2022 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

3. «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, привлечения к административной ответственности» (утв. Роспотребнадзором).

4. X Международной конференции «Защита персональных данных», состоявшейся 7 ноября 2019 г. (г. Москва) https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news70516.htm

5. Положения Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 г.

6. Пункт 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24 марта 2016 г. № С (2016)13.

7. Апелляционное определение Московского городского суда от 10.07.2023 по делу № 33-27935/2023, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.07.2023 по делу № 33-28026/2023.

8. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 сентября 2015 г. по делу № 33-30344.

9. Воробьев С.М., Мельникова О.В., Ивлиев П.В. Цифровая трансформация современного российского государства: актуальные вопросы правовой регламентации // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16. № 1(57). С. 8-18.

References:

1. Federal Law of May 1, 2022 N 135-FZ "On Amendments to Article 16 of the Law of the Russian Federation "On the Protection of Consumer Rights."

2. Federal Law of May 28, 2022 N 145-FZ "On Amendments to Article 14.8 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses."

3. "List of regulatory legal acts (their individual provisions) containing mandatory requirements, the assessment of compliance with which is carried out by Rospo-trebnadzor within the framework of federal state control (supervision) in the field of protecting consumer rights, bringing to administrative liability" (approved by Rospotrebnadzor).

4. X International Conference "Protection of Personal Data", held on November 7, 2019 (Moscow) https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news70516.htm

5. Provisions of the United Nations Guidelines for Consumer Protection, adopted by Resolution of the UN General Assembly on December 22, 2015.

6. paragraph 48 of the OECD Council Recommendations on the protection of consumer rights in electronic commerce of March 24, 2016 No. C (2016)13.

7. Appeal ruling of the Moscow City Court dated July 10, 2023 in case No. 33-27935/2023, Appeal ruling of the Moscow City Court dated July 24, 2023 in case No. 33-28026/2023.

8. Appeal ruling of the Moscow City Court dated September 16, 2015 in case No. 33-30344

9. Vorobyov S.M., Melnikova O.V., Ivliev P.V. "Digital transformation of the modern Russian state: current issues of legal regulation", Penitentiary Science, Vol.16, No.1(57), 2022 P.8-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.