Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ФРАНЧАЙЗИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНШИЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФРАНЧАЙЗИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Новичкова Юлия Геннадьевна

В данной статье рассматриваются аспекты развития и модернизации системы отечественного образования посредством такого инновационного инструментария как франчайзинг. Анализируются объективные преимущества франчайзинга в сфере предоставления образовательных услуг в нашей стране для качественной переквалификации населения, а также формирования необходимых компетенций в своей профессиональной деятельности. Также рассматриваются преимущества франчайзинга в сфере образования с точки зрения развития бизнеса в целях развития экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING IN THE SYSTEM OF EDUCATION AND TRAINING OF SPECIALISTS

This article discusses aspects of the development and modernization of the domestic education system through such innovative tools as franchising. The objective advantages of franchising in the provision of educational services in our country are analyzed for the qualitative retraining of the population, as well as the formation of the necessary competencies in their professional activities. The advantages of franchising in the field of education are also considered in terms of business development in order to develop the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_234

ФРАНЧАЙЗИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ FRANCHISING IN THE SYSTEM OF EDUCATION AND TRAINING OF SPECIALISTS

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

НОВИЧКОВА Юлия Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета

ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» (Университета ФСИН России). Россия, г. Санкт-Петербург г. Пушкин ул. Саперная, 34. E-mail: 3590568@mail.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, d. 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

NOVICHKOVA Yulia Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law of the Federal State Educational Institution

of Higher Education «St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service» (University of the Federal Penitentiary Service of Russia).

St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34

e-mail: 3590568@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются аспекты развития и модернизации системы отечественного образования посредством такого инновационного инструментария как франчайзинг. Анализируются объективные преимущества франчайзинга в сфере предоставления образовательных услуг в нашей стране для качественной переквалификации населения, а также формирования необходимых компетенций в своей профессиональной деятельности. Также рассматриваются преимущества франчайзинга в сфере образования с точки зрения развития бизнеса в целях развития экономики России.

Abstract: This article discusses aspects of the development and modernization of the domestic education system through such innovative tools as franchising. The objective advantages of franchising in the provision of educational services in our country are analyzed for the qualitative retraining of the population, as well as the formation of the necessary competencies in their professional activities. The advantages of franchising in the field of education are also considered in terms of business development in order to develop the Russian economy.

Ключевые слова: Франчайзинг, правообладатель, франчайзер, франшиза, образовательные программы, франчайзи, дистанционное обучение, средства массовой информации, гражданский кодекс, цифровые технологии.

Keywords: Franchising, copyright holder, franchisor, franchise, educational programs, franchisees, distance learning, mass media, civil code, digital technologies.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Новичкова Ю.Г. Франчайзинг в системе образования и подготовки специалистов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 234-236. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_234.

For citation: Ivliev P. V., Novichkova Yu. G. Franchising in the system of education and training of specialists // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 234-236. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_234.

Статья поступила в редакцию: 01.06.2023

Введение. Современный мир это мир информационный, в котором для реализации личности требуется огромное количество знаний, навыков, умений, мастерства и профессионализма. А для того чтобы получить вышеназванные компетенции, для этого необходимо очень быстро и качественно обрабатывать информацию. Именно поэтому вопросы, связанные с получением качественного образования на сегодняшний день стоят очень остро. Классическая система образования, безусловно, может ежегодно выпускать большое количество высококвалифицированных специалистов, но необходимо понимать, что обучение в ВУЗах это достаточно длительный и инерционный процесс, который как показывает практика не всегда успевает за современными тенденциями, а требования к современным профессиям меняются крайне быстро и студент получивший классическое образования должен регулярно повышать свои навыки и компетенции, чтобы не отставать от современных трендов. И для того чтобы вовремя получать необходимую квалификацию можно и нужно использовать и применять такой инструментарий как франчайзинг в системе образования.

Цель исследования. В рамках настоящего исследования авторы предприняли попытку проанализировать особенности применения франчайзинга в системе отечественного образования. Рассмотреть его сущность, а также проанализировать потенциальные выгоды и преимущества, которые может получить отечественная альма-матер, а также российская экономика и непосредственно сами обучающиеся.

Методы исследования. В данном исследовании применялся сравнительно-правовой и перспективный метод исследования. Посредством перспективного метода исследования проводился анализ потенциальных преимуществ, которые можно получить посредством внедрения франчайзинга в систему отечественного образования. А с помощью сравнительно-правового метода осуществлялось сопоставление преимуществ и недостатков франчайзинга в системе отечественного образования по сравнению с традиционными методами обучения.

Развитие рыночной экономики во многом зависит от того, насколько много интеллектуального продукта и соответствующих высококвалифицированных специалистов, необходимых для его создания. Для того чтобы подготовить таких специалистов для этого безусловно необходимо государству иметь релевантную, то есть соответствующую сегодняшним вызовам систему образования. Образование является системообразующим фактором, а качественное образование гарантирует дальнейшее социальное развитие и стабильный экономический рост[2]. На сего-

Частно-правовые (цивилистические) науки

дняшний день как никогда в отечественной истории высока роль квалифицированных специалистов, при чем в большом их количестве. И именно такой инструментарий как франчайзинг способен коренным образом изменить механизм подготовки кадров в России.

Для более детального понимания темы настоящего исследования необходимо сформулировать четкое определение франчайзинга. Гражданский кодекс в статье 1027 предоставляет легальное определение франчайзинга то есть коммерческой концессии. Так, По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)[1].

Применение франчайзинга в системе образования мы рассматриваем в узком смысле этого слова. То есть речь идет именно о повышение квалификации в отдельно взятой стезе без многолетнего обучения в образовательных учреждениях. На сегодняшний день сильно востребованы эксперты в разных областях, например в юриспруденции, экономики и других науках, при чем именно в очень узком сегменте. И как следствие обучение на постоянной основе в очном формате для лиц, у которых уже есть базовое высшее классическое образование будет слишком расточительным как по времени, так и по трудозатратам. И вот для этого можно эффективно использовать технологию франшизы, для получения знаний и навыков максимально быстро в нужной для конкретного специалиста стезе.

Необходимо отметить, что применение франчайзинга в системе образования имеет под собой плодородную почву. Так, например, на сегодняшний день представить современный мир без дистанционных технологий не представляется возможным. Этому способствует и недавняя пандемия коронавируса, которая спровоцировала бурный рост программного обеспечения и вообще перехода людей на работу в онлайн режиме. А также сложившаяся сложная политическая обстановка, которая касается введением всевозможных ограничения для нашего государства и возникновением в связи с этим острой необходимости создания импортозамещаемых технологий в огромной количестве отраслей. В связи с этим наши граждане уже в общем-то привыкли к цифровым технологиям и отказываться от их использования уже не желают. Исходя из этого франчайзинг в России может получить дополнительное распространение. Так как обучение онлайн посредством инновационных технологий позволяет обучаться в комфортном для студента режиме.

Необходимо отметить, что франчайзинг в системе образование несет в себе огромные плюсы как в целом для развития экономики государства, так и для отдельно взятого человека, так и плюсы по сравнению с классической системой образования.

Первым таким позитивным эффектом будет, безусловно, являться максимальная ориентация на эффективное применение знаний и навыком именно на практике по сравнению с классическим, традиционным. То есть если в ВУЗах на бакалавриате или специалитете во многом делается упор на теорию, из которой большая часть не пригодится в практической деятельности выпускника, даже с учетом, если он будет трудиться по специальности. То онлайн образование с применением технологий франчайзинга позволяет получать актуальные на сегодняшний день знания и компетенции с прицелом на конкретного работодателя с конкретной трудовой функцией и четко прописанными обязанностями. Другими словами франчайзинг в системе образования нацелен именно на ту категорию граждан, которые уже четко понимают в какой сфере они будут трудиться и это позволяет им выбрать такие образовательные курсы, позволяющие совершенствовать их практические навыки и максимально быстро влиться в рабочий процесс при трудоустройте. Тогда как классическая система образования она лишь формирует общее профессиональное направление для обучающегося. Не редко это приводит к тому, что выпускник ВУЗа еще долго ищет свое профессиональное место в жизни, что приводит к большим временным потерям и набиванию нежелательных шишок.

Во-вторых, как показывает практика важное преимущество франчайзинга в системе образования это высокое качество образовательных услуг. Компания, занимающаяся франчайзингом уже имеет четко сформулированную, хорошо проверенную программу обучения, которая успешно зарекомендовала себя в других странах. Обучаясь по такой программе, студент может быть уверен в её высочайшей эффективности. Это также не мало важный аспект, на который не редко обращают свое внимания родители начинающий специалистов при выборе системы образования.

Третьим преимуществом франчайзинга в системе образования является его доступность большому количеству людей. Дел в том, что стоимость такого вида образования значительно более привлекательна для потребителей. Экономия будет выражаться в отсутствии необходимости содержать большие жилые общежития и аудитории для студентов. Все высвобожденные таким образом финансовые средства можно потратить на разработку эффективных обучающих курсов[3].

В-четвертых, франчайзинговая компания позволяет стандартизировать процессы. Другими словами это позволяет обеспечить единообразие в предоставлении и качестве образовательных услуг. Это важно, если например вы решили переехать в другой город, и при этом хотите сохранить стабильность и привычный комфорт для своих детей.

В-пятых, дистанционные технологии позволяют радикальным образом уменьшить сроки обучения. Для получения экспертности посредством инструментария франчайзинга в образовательной среде можно сформировать необходимые компетенции примерно за полугодовой отрезок времени, а в большинстве случаях и ещё существенно быстрее.

В-шестых, франчайзинг в сфере образования в более оперативном режиме способствует инновациям и развитию. Франчайзинговая компания в сфере образования способна значительно быстрее по сравнению с классическими образовательными учреждениями внедрять новые методики обучения, а также технологии и программы, которые позволяют эффективно модернизировать образовательный процесс. Это в свою очередь позволит образовательному учреждению продолжать находиться в трендах и соответствовать современным запросам к образованию и

тем самым подготовить более качественных специалистов на рынка труда.

В-седьмых, современные средства массовой информации способны обеспечить образовательный процесс через цифровые платформы и иные информационные технологии и сделать это в комфортном для студента режиме. Обучающемуся не нужно ехать через весь город, по пробкам тратя на это огромное количество времени. Обучать можно не выходя из дома или даже по онлайн курсам в удобное для вас время. Это, безусловно, будет увеличивать привлекательность такой формы образования, и создавать дополнительных клиентов для франчайзинговых образовательных компаний.

Более того, необходимо отметить, что франчайзинг в системе образования позволяет не только сформировать у обучающихся необ-

ходимые навыки, но и сам по себе является эффективной моделью ведения бизнеса, что на сегодняшний день в эпоху серьезного экономического спада является более чем актуальным. В связи с этим следует рассмотреть преимущества франчайзинга в системе образования и с этой стороны.

Итак, первым таким преимуществом будет являться тот факт, что франчайзинговая компания может работать не только в том городе,

в котором она находится, а увеличить географию предоставления своих услуг во много раз, действуя как на территории всей стран ы, так и зарубежья. Это сильно увеличит массовость и поток учеников.

Во-вторых, преимущество франчайзинга при чем уже не только в системе образования, а вообще в целом, позволяет осуществлять

поддержку и сопровождение со стороны правообладателя то есть франчайзера. То есть, покупая франшизу, предпринимателю не требуется разрабатывать всевозможные образовательные программы и материалы с нуля. Франчайзер, полностью за символическую плату, которая получила свое название роялти, обеспечивает франчайзи (тот, кто купил франшизу) всем необходим для ведения бизнеса. Это включает в себя обучение персонала, консультирования, маркетинговая поддержка и многое другое. Благодаря данному франчайзингу предприниматель может гораздо быстрее и с меньшим риском запустить свое дело в сфере образовательных услуг.

В-третьих, узнаваемость бренда, являясь большим преимуществом и, своего рода, визитной карточкой в сфере франчайзинга. Фран-

чайзинговая организация имеет узнаваемый и известный бренд, что обеспечивает в системе образования поток учеников и новых клиентов. Родители, когда выбирают образовательное учреждение не редко ориентируются именно на уже известные и зарекомендовавшие себя с хорошей стороны бренды, что также является еще одним плюсом с точки зрения более активного применения франчайзинга в нашей стране целом.

В-четвертых, преимущество франчайзинга в сфере образования для предпринимателя выражается в экономической эффективности.

Дело в том, что для того чтобы открыть свой собственный образовательный бизнес для этого во многом нужны капитальные инвестиции, что само по себе является рискованным и дорогостоящем процессом. Покупка франшизы обеспечивает снижение рисков, потому что предприниматель сразу же получает готовую бизнес модель и естественно поддержку франчайзера. Франчайзинг также позволяет быстрее начать получать прибыль.

Пятым преимуществом франчайзинга в сфере образования является уникальная возможность делиться опытом и знаниями с другими

франчайзи. Это обеспечивает возможность обучаться у лучших коллег не совершать их ошибки, применять более качественные методики преподавания и вообще модернизировать свой образовательный процесс. Все это неизбежно повысит эффективность бизнеса и его конкурентоспособность.

Шестым преимуществом франчайзинга как способа ведения предпринимательства, основанного на предоставлении образовательных

услуг является возможность гибкого масштабирования своего бизнеса. Для франчайзинговой компании не составит никакого труда масштабировать объемы своей деятельности, в особенности, если речь идет о дистанционном обучении, которое в свою очередь абсолютно всеядно к географической локации и количеству студентов, находящихся в вебинарной комнате или обучающихся по курсам расположенным в электронно-информационных образовательных средах.

Именно поэтому необходимо, активно внедрять инструментарий франчайзинга в образовательные процесс в России.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что франчайзинг в системе образования, обеспечивает сту-

дентам быстрое, качественно, комфортное, а также востребованное образования исходя из сегодняшних реалий. Более того поддержка со стороны франчайзера, четкие простые алгоритмы ведения бизнеса, узнаваемость бренда, экономическая эффективность, обмен опытом и знаниями между партнерами возможность достаточно простого масштабирования и прозрачность образовательного процесса делают франчайзинг привлекательным вариантном для бизнесменов, которые имеют желание открыть свое дело в исследуемой нами сфере. Более того франчайзинг является успешной и выгодной системой не только для предпринимателей, но и для студентов их родителей и для потенциальных работодателей.

Библиогра фия:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ

2. Забелин П.Е. «Франчайзинг в сфере образования» // Право и образование, № 6, 2011 г., С. 156-165.

3. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. «Перспективы цифрового развития отечественного образования» // Аграрное и земельное право, № 8 (212), 2022 г., С. 75-77. References:

1. "Civil Code of the Russian Federation (Part Two)" dated January 26, 1996 N 14-FZ

2. Zabelin P.E. "Franchising in the field of education" // Law and Education, No. 6, 2011, pp. 156-165.

3. Anan'eva E.O., Ivliev P.V. "Prospects for the digital development of domestic education" // Agrarian and land law, No. 8 (212), 2022, pp. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.