Научная статья на тему 'Проблемы защиты прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации и Конституции Франции (сравнительный анализ)'

Проблемы защиты прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации и Конституции Франции (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9494
848
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ / ЗАЩИТА / ГАРАНТИИ / АНАЛИЗ / THE CONSTITUTION / RIGHTS AND FREEDOMS / PROTECTION / GUARANTEES / THE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афамготов Эдуард Магометович

Раскрывается права и свободы человека и гражданина по Конституции России и Конституции Франции. Дается сравнительный анализ отдельных конституционных прав и свобод. Рассматриваются различия между юридической и фактической конституцией. Показываются преимущества и недостатки двух конституций и на их основе делаются определенные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of protection of rights and personal freedoms in Constitutions of the Russian Federation and France (the comparative analysis)

This paper discloses the rights and freedoms of the person and citizen under Constitutions of Russia and France. The comparative analysis of separate constitutional rights and freedoms is given. The author demonstrates distinctions between the legal and actual constitution. Advantages and lacks of two constitutions are shown and certain conclusions are made on their basis.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации и Конституции Франции (сравнительный анализ)»

УДК 342(470+44) ББК 67.400 А 94

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Э.М. Афамготов,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и политологии

Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 59-39-62

Проблемы защиты прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации и Конституции Франции (сравнительный анализ) (Рецензирована)

Аннотация. Раскрывается права и свободы человека и гражданина по Конституции России и Конституции Франции. Дается сравнительный анализ отдельных конституционных прав и свобод. Рассматриваются различия между юридической и фактической конституцией. Показываются преимущества и недостатки двух конституций и на их основе делаются определенные выводы.

Ключевые слова: Конституция, права и свободы, защита, гарантии, анализ.

E.M. Afamgotov,

Senior Lecturer of the Department of the Theory and History of the State and Law and

Political Science of Adyghe State University, ph.: (8772) 59-39-62

Problems of protection of rights and personal freedoms in Constitutions of the Russian Federation and France (the comparative analysis)

Abstract. This paper discloses the rights and freedoms of the person and citizen under Constitutions of Russia and France. The comparative analysis of separate constitutional rights and freedoms is given. The author demonstrates distinctions between the legal and actual constitution. Advantages and lacks of two constitutions are shown and certain conclusions are made on their basis.

Keywords: the Constitution, rights and freedoms, protection, guarantees, the analysis.

Конституция России провозглашает, что «Российская Федерация - демократическое правовое государство» [1, ст. 1]. И «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» [1, ст. 2].

Конституция России - одна из самых демократичных в мире, в ней нашли свое закрепление основные права и свободы личности. Конечно, не все провозглашенные в Конституции России принципы выполняются в полной мере. Однако это не уменьшает ее значения, в ней заложен огромный потенциал, реализация которого позволит России занять определяющее место среди правовых и демократических государств мира.

Переходя непосредственно к сфере прав и свобод человека и гражданина, необходимо выделить одну из определяющих свобод, - свободу личности. Право личности на свободу -это право человека выбирать в жизни то, что представляется ему наиболее подходящим.

Это право разделяется на отдельные части, имеющие соответствующее закрепление в Конституции России. Сюда можно включить:

1) право беспрепятственного передвижения;

2) право на частную жизнь;

3) право располагать своим достоянием.

Защита свободы передвижения.

«Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» [1, Ч. 1 ст. 27]. Законом отменена прописка и введена регистрация по месту пребывания и жительства для учета граждан. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для реализации прав и свобод граждан (на труд, на свободу, на передвижение...). Таким образом, Конституция России гарантирует и вследствие этого защищает право личности на свободу передвижения на территории Российской Федерации.

Это положение Конституции России носит в значительной степени формальный характер. В большинстве регионов конституционное право на работу, образование, врачебную помощь находится в прямой зависимости от штампа в паспорте о регистрации (Московская, Ленинградская, Смоленская, Калининградская области...). То есть в этом пункте выявляются весьма существенные различия между юридическим и фактическим правом, гарантированными Конституцией России, между тем, что должно быть согласно Основному закону и тем, что есть на самом деле.

В Конституции Франции этот принцип четко не закреплен, однако принцип свободы личности защищается решением Конституционного Совета Франции, сформулированным в следующей форме: «Свобода передвижения есть принцип конституционного значения».

Защита права на частную жизнь.

«Люди рождаются и остаются свободными» [2, ст.1].

Свобода личности предполагает:

1) «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

2) «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» [1, ст. 23].

3) «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается» [1, ст. 24].

В этом вопросе Конституция Россииболее четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни, нежели Конституция Франции. Конституция Франции признает ценность этого права, но конкретного решения по этому вопросу Конституционного Совета Франции нет.

Обеспечение тайны корреспонденции, телеграфных, почтовых и иных отправлений, телефонных переговоров Конституция Франции также не декларирует, хотя действующий кодекс признает уголовные наказания за ее нарушения. Исключения могут быть только на основании судебного решения.

Таким образом, сравнив Конституцию России и Конституцию Франции по данной проблеме можно признать, что российская Конституция выгодно отличается от Конституции Франции. Но, что наиболее важно, принцип неприкосновенности частной жизни защищен приведенными выше статьями Конституции России, что вырабатывает механизм зашиты прав личности в данной сфере.

Защита свободы распоряжаться своим состоянием.

Статья 34 Конституции Россиипровозглашает право каждого человека свободно пользоваться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности.

В Конституции Франции принцип свободного распоряжения своим имуществом является одним из атрибутов права собственности, за которой декларация признает нерушимый и естественный характер [2, ст. 17].

Таким образом, по вопросам зашиты личных прав и свобод Конституция Российской Федерации за отдельным исключением является более основательным и разработанным

документом, чем Конституция Французской Республики.

Защита публичных прав.

Термин «публичные свободы» обозначен в ст. 34 Конституции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающиеся «Основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод» [1, ст. 34]. Вследствие чего закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии для пользования ими, закон может и ограничивать пользование свободами. Это конституционное право на установление ограничений регулируется по своему объему, в зависимости от объективной сущности каждой из свобод.

Государственный совет Франции определяет под публичными свободами, прежде всего, свободы, не ограничивающиеся отдельным индивидом, а затрагивающие интересы всех граждан.

Прежде всего, это свобода собраний, свобода совести и культов, право на распространение мыслей. Такое определение публичных свобод вполне применимо и к Конституции России.

Итак, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [1, ст. 28]. То есть в Конституции России выделяется положение о том, что все религии равны в государственном плане и никаких предпочтений одной из религий быть не должно.

Однако необходимо разумное ограничение данной свободы, препятствующие экстремистским религиям типа сект Хаббарда, Муна и другим распространить свое влияние на территории России. Как, скажем, это было сделано в статьях Французской декларации 1789 года. Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, если их проявления не нарушают общественного порядка, установленного законом» [2, ст.10]. То есть права личности на свободу вероисповедания ограничиваются, но лишь в той мере, в какой эта свобода может стать социально опасной.

Защита свободы совести находит свое отражение и в части 3 ст. 59 Конституции России: «Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также и в иных случаях, установленных законом, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» [1, Ч. 3 ст. 59].

Принят закон об альтернативной гражданской службе. И молодому человеку, который в силу различных причин не желает служить в Вооруженных силах, предоставляется возможность взамен, на определенное время выбрать иную сферу деятельности, полезную для общества и государства. Защита этого права в Конституции Франции отсутствует, но оно вполне успешно применяется, так как соответствующая норма существует в Кодексе Национальной службы.

Свобода собраний.

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» [1, ст. 31]. На мой взгляд, эта статья надежно защищает свободу граждан на собрания от произвола государственных властей. А требование «собираться мирно, без оружия» преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих общество, в частности их право на жизнь.

Таким образом, в результате сравнения Конституции Российской Федерации с Конституцией Франции - Конституцией старого демократического государства, мы можем ясно и четко увидеть тот факт, что регламентация сферы вмешательства законодателя с целью ограничения публичных свобод говорит о более высокой степени защиты публичных прав и свобод.

Переходя к защите свободы выражений мыслей и мнений мы можем увидеть, что Конституция России более точно и подробно гарантирует эту защиту по сравнению с Конституцией Франции. В Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года о

свободе мысли и слова упоминается в статье 11.

«Свободное сообщение другим своих мыслей и мнений есть одно из драгоценных прав человека, поэтому всякий гражданин может свободно говорить, писать, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, установленных законом» [2]. Статья 34 Конституции Франции в свою очередь предусматривает только основные гарантии, предоставляемые гражданам для осуществления публичных свобод. Поэтому эти гарантии могут не признаваться за иностранцами, то есть ограничивается возможность пользоваться свободами для не граждан Франции, естественно с оговоркой о соблюдении международных соглашений. Теперь сравним это с Конституцией Российской Федерации.

«Каждому гарантируется свобода мысли и слова» [1, Ч. 1 ст. 29].

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом» [1, Ч.5 ст.29]. Исходя из этого, Конституция России гарантирует свободу информации каждому, тогда как в Конституции Франции это право дифференцированно.

Ограничение злоупотребления этой свободой в Конституции России закреплено в ч. 2 ст. 29 «не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [1, Ч.2 ст. 29]. С помощью данного пункта этой статьи защищаются права других людей от злоупотребления свободой выражения мыслей и мнений. Конституция Франции такого четко выраженного ограничения не имеет и как старое, демократическое государство может позволить не иметь в своей Конституции такого ограничения. Нашей же демократии около 12 лет и при неспособности государства надежно защитить личность, подобные ограничения необходимы.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что в России создана прекрасная база для защиты публичных прав и свобод человека и гражданина. Практическая реализация данных норм связана с определенными затруднениями, впрочем, как и защита других прав и свобод личности. Однако мы видим на сегодняшний день, по меньшей мере, свободу распространения мыслей и мнений и в определенной степени свободу печати. Следовательно, пусть и не в полной мере нормы действуют.

Защита прав на равенство.

«Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [1, ст. 19].

Статья 1 декларации 1789 года гласит:

«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» [2, ст.1].

Преамбула Конституции Франции 1946 г. установила, что «закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной» [4].

Принцип равенства граждан перед законом нашел свое отражение в статье 2 Конституции Франции, установив, что последняя «обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или религии» [3, ст. 2].

Абзац 5 Преамбулы Конституции Франции 1946 года гласит, что «никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания» [4].

Таким образом, мы видим, что принцип равенства заложен в обеих Конституциях. Имеются лишь некоторые структурные отличия. В Конституции Франции принцип равенства фигурирует во многих статьях, тогда как Конституция Российской Федерации утверждает его

статьей 19 и все остальные положения следует рассматривать с учетом этой статьи. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право является одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и относится к естественным правам.

Необходимо заметить, что право на равенство личности в Российской Федерации носит формальный характер, юридически прописано в Конституции России, однако его выполнение фактически труднореализуемо вследствие экономической и политической ситуации в стране и отсутствия опыта его реализации на практике.

Российская Федерация, провозглашая демократический режим, обязана соблюдать естественные права человека. Право на равенство является одним из этих прав и если отсутствует право на равенство и механизм его исполнения, какие причины бы этому не способствовали, говорить о демократическом государстве нельзя.

Право на собственность является одним из основных прав человека и гражданина, и возможность защиты этого права, ее отражение в юридических документах показывают степень демократизации общества.

Согласно декларации 1789 года собственность - «естественное и неотъемлемое право» [2, ст. 2] И в тоже время — «право неприкосновенное и священное» [2, ст. 17]. Преамбула Конституции Франции 1946 года ограничивается подтверждением Декларации. Самого определения понятия «собственность» в Конституции Франции нет.

«Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право наследования гарантируется» [1, ст. 35].

Конституция Российской Федерации более четко защищает интересы собственника. Конституция Франции накладывает ряд ограничений, ущемляющих интересы личности во благо общества. Так, абзац 9 преамбулы Конституции Франции 1946 года гласит, что «всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или принимает черты национальной общественной службы или фактической монополии, должно стать коллективной собственностью» [4]. В целом норма, безусловно необходимая, препятствующая безудержному росту отдельных хозяйствующих субъектов, установлению господства в отраслях экономики или на всем экономическом пространстве государства. Однако она же препятствует деятельности крупных и талантливых предпринимателей, лишая их стимулов роста.

Согласно статье - 17 Декларации 1789 года лишение права собственности может также произойти при наличии «общественной необходимости», которая должна быть установлена в законных рамках и при условии справедливого и предварительного возмещения. Опять же, понятие «общественная необходимость» весьма расплывчато, следовательно, не исключена возможность злоупотребления, то есть нарушение права собственности. Такие же сомнения вызывает и ст. 34 Конституции Франции, в которой речь идет о национализации имущества. Национализация является мерой принудительной, а, следовательно, противоречащей статье 17 Декларации 1789 года.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации лучше защищает интересы отдельного собственника в отличие от Конституции Французской республики, где важнее интересы общественного блага. Необходимо только заметить, что права собственности отдельной личности в России во многом зависят от благосклонности руководителей органов власти и управления в субъектах федерации. Ибо они во многом, а не Конституция определяют и судьбу собственников крупных предприятий, и жизнь отдельного гражданина, владеющего только своей квартирой или домом.

Защита права на неприкосновенность личности.

Согласно статье 2 Декларации 1789 года неприкосновенность личности относится к разряду естественных и неотъемлемых прав человека. «Целью всякого политического объединения является защита естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» [2, ст. 2].

По объективным причинам по Конституции России 1993 года этот вопрос освящен более подробно. Статья 22 Конституции гласит:

«Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов» [1, ст. 22].

И Конституция России и Конституция Франции гарантируют своим гражданам сохранение его личности, имущества, а также защиту законных прав и интересов. Поэтому, рассматривая вопрос о защите права на неприкосновенность личности, из всего комплекса я выделил два пункта:

1) материальная безопасность лиц и имущества;

2) юридическая защита личности.

В вопросе защиты материальной безопасности лиц и имущества необходимо рассмотреть два аспекта проблемы:

1) предупреждение посягательства на лица и имущество;

2) социальная зашита граждан, не имеющих для этого возможности.

Законодательная власть, определяющая объем основных гарантий, предоставляемых

гражданам для реализации ими публичных свобод и условие реализации свободы личности, устанавливает также и границы пользования ими. В числе этих границ значится: необходимость обеспечения человеческого здоровья, обнаружение виновных в нарушении закона и пресечении посягательств на установленный правопорядок, в частности, с целью обеспечить безопасность личности и ее имущества. Эти цели являются не только общеполезными и общезначимыми, но и имеющими конституционное значение.

«Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» [1, ст. 35]. Во Франции аналогичные гарантии дает статья 17 Декларации 1789 года.

С другой стороны Франция и Россия являются социальными государствами (ст. 2 Конституции Франции 1958; ст. - 7 Конституции РФ, 1993), и поэтому они обязались обеспечивать материальное состояние лиц, лишенных возможности обеспечивать себя своими собственными усилиями.

«Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [1, ст. 39].

«Всякое человеческое существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому или умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования» [4].

Таким образом, фактическое содержание статей очень близкое, однако в Российской Федерации практическая реализация данных норм находится на весьма низком уровне, не обеспечивающим социальную поддержку тех слоев населения, кого согласно Конституции обязались защищать. Это объясняется многими объективными и субъективными причинами, но оправданием они служить не могут.

Юридическая защита личности.

Прежде всего, это охрана свободы личности, рассмотренная выше, которую обеспечивает правосудие - статья - 66 Конституции Франции 1958 года, статьи 46, 47, 48 Конституции Российской Федерации 1993 года.

«Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения» [2, ст. 8]. Речь идет о том, что закон не может иметь обратной силы, если на момент совершения деяния оно не являлось преступлением, или ответственность за него была ниже, чем установленная позже.

Также речь идет о том, что только обнародованный закон является действующим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичные принципы юридической защиты личности закреплены и в Конституции Российской Федерации 1993 года:

«Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена и смягчена, применяется новый закон» [1, ст. 54].

«Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не будет установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишние суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом» [2, ст. 9].

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого» [1, ст. 49].

Конституция Российской Федерации яснее и четче разрабатывает принцип презумпции невиновности, тогда как в Декларации 1789 года он нашел отражение лишь в виде общего принципа.

Стоит также обратить внимание и еще на один принцип: «излишние суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом» [2, ст. 9]. В Конституции России данный принцип не закреплен, а следовательно Конституция России не защищает нас от произвола в этой области. И, исходя из реалии современной России, практическая реализация данной нормы была бы невозможна (положение в следственных изоляторах, тюрьмах, колониях).

«Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента собственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» [1, Ч.2 ст. 48].

Эта норма гарантирует защиту от произвола правоохранительных органов. В Конституции Франции аналогов нет, поэтому это можно записать в разряд достоинств Конституции России.

Таким образом, по вопросам, относящимся к сфере неприкосновенности личности, Конституция Российской Федерации выполняет необходимый минимум по защите прав и свобод человека и гражданина. А по некоторым вопросам Российская Конституция России написана более четко и подробно, чем Конституция Франции. Хотя, надо отметить, некоторые нормы Конституции России носят сугубо юридический характер и, как уже говорилось выше, их реальное воплощение в жизнь крайне затруднено.

Исходя из всего выше написанного, можно сделать определенные выводы.

Конституция Российской Федерации является Конституцией демократического правового государства, в ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина.

По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция Российской Федерации превосходит такой классический документ как Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789года. Более детально рассматривает многие принципы, что более четко защищает права и свободы личности, так как Конституции открыто не будет выступать практически ни одно должностное лицо.

Защита права на равенство соответствует международным нормам.

Защита права на частную собственность по Конституции Российской Федерации гораздо более четко охраняет интересы собственника, практически не оставляет возможностей для злоупотребления.

Практически по всем вопросам, рассмотренным в рамках защиты права личности на неприкосновенность, Конституция Российской Федерации отличается от Конституции Французской Республики более четкими и подробными формулировками.

Таким образом, Конституция Российской Федерации является хорошей зашитой прав и свобод личности. Основными недостатками ее являются (в области прав и свобод) формальный характер многих заключенных в ней принципов, трудности реализации конституционных норм в сфере зашиты прав и свобод личности для граждан нашей страны. И лишь после того, когда статьи Конституции России будут выполняться органами государственной власти и управления и должностными лицами без ограничений, тогда, и только тогда, Россия станет демократическим и правовым государством.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). М.: Юрид. лит., 1993.

2. Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года. URL:

http ://l arevolution.ru/decl arati on.html

3. Конституция Франции. 1958 г. URL: http: //lawers-ssu. narod. ru/ subj ects/constzs/france.

4. Конституция Франции. 1946 г. URL: http: //lawers-ssu.narod.ru/ subj ects/constzs/france.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (it is adopted by the national voting on December, 12th, 1993). М.: Yurid. Lit., 1993.

2. Declarations of the rights and freedoms of man and the citizen of 1789. URL: http ://l arevolution.ru/decl arati on.html

3. The Constitution of France. 1958. URL: http://lawers-

ssu.narod.ru/subj ects/constzs/france.

4. The Constitution of France. 1946. URL: http://lawers-

ssu.narod.ru/subj ects/constzs/france.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.