Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 131—134. State service and personnel. 2024;(3):131 — 1 34.
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-131-134 NIION: 2012-0061-03/24-134
EDN: https://elibrary.ru/RHQBBG MOSURED: 77/27-008-2024-03-334
Проблемы защиты персональных данных потребителей услуг связи
Ирина Юрьевна Павлова
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Россия, [email protected], [email protected]
Аннотация. Статья посвящена ряду вопросов правовой охраны и защиты персональных данных потребителей услуг связи, предоставляемых операторами подвижной радиотелефонной связи в свете обеспечения суверенитета государства; вопросам защищенности персональных данных государственных служащих, военнослужащих, ученых и других категорий граждан, пользующихся услугами связи; проблемам совершенствования законодательства о связи; вопросам нарушений операторами связи прав потребителей на правовую охрану и защиту персональных данных при заключении договора возмездного оказания услуг связи, исполнения данного договора; проблематике запрета запросов персональных данных граждан, не предусмотренных законом.
Ключевые слова: правовая охрана, персональные данные, операторы подвижной радиотелефонной связи, тайна персональных данных государственных служащих, военнослужащих, распространение персональных данных, роль государства в защите персональных данных, нарушение тайны персональных данных, злоупотребление правом оператора связи, недобросовестное поведение оператора связи.
Для цитирования: Павлова И.Ю. Проблемы защиты персональных данных потребителей услуг связи // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 131 — 134. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-131-134 EDN: https://elibrary.ru/RHQBBG
Original article
Problems of protecting personal data consumers of communication services
Irina Yu. Pavlova
Kutafin Moscow State Law University (MGUA), Moscow, Russia, [email protected] , [email protected]
Annotation. The article is devoted to a number of issues of legal protection of personal data of consumers of communication services provided by mobile radiotelephone operators in the light of ensuring state sovereignty; issues of security of personal data of government officials, military personnel, scientists and other categories of citizens using communication services; problems of improving communications legislation; issues of violations by telecom operators of the rights of consumers to legal protection of personal data when concluding an agreement for the provision of paid communication services, execution of this agreement; the issue of prohibiting requests for personal data of citizens not provided for by law.
Keywords: consumers of communication services; legal protection; personal data; mobile radiotelephone operators; confidentiality of personal data of government officials and military personnel; dissemination of personal data; the role of the state in the protection of personal data; violation of the confidentiality of personal data; abuse of rights; bad faith behavior of the telecom operator.
For citation: Pavlova I.Y. Problems of protection of personal data of consumers of communication services // State Service and Personnel. 2024. No. 3. P. 131 — 134. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-131-134 EDN: https:// elibrary.ru/RHQBBG
© Павлова И.Ю. М., 2024.
№ 3/2024
Проблематика защиты персональных данных, являясь межотраслевой, в области правовой охраны прав потребителей услуг связи, прежде всего, должна рассматриваться с точки зрения обеспечения прав гражданина как менее защищенной стороны правоотношения. Сфера правовой охраны и защиты персональных данных потребителей услуг связи является одной из наиболее проблемных в современном гражданском обороте. Утечка и незаконная передача персональных данных граждан — потребителей услуг связи имеет негативные последствия как частноправового, так и публично-правового характера. Как справедливо отмечается Роскомнад-зором1, так называемые «цифровые портреты» россиян зачастую используются для мошеннических и иных незаконных действий.
Услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений2. Пользование услугами связи является повсеместным и постоянным. Граждане, пользующиеся, в частности, услугами так называемых сотовых операторов (или операторов подвижной радиотелефонной связи), — это в том числе и государственные служащие различных категорий, военнослужащие, дипломатические работники, работники правоохранительной сферы.
К сотовым операторам попадают персональные данные ученых —разработчиков инновационной продукции — потребителей услуг связи. Все эти лица, как и другие граждане — потребители услуг связи, должны быть в поле пристального внимания и защиты их персональных данных со стороны государства через правовые механизмы. Как справедливо отмечает A.A. Петров, «цифровое устройство — это не просто «железо», а прежде всего операционная система, которая следит за интернет-активностью пользователя»3. В настоящее время персональные данные, получаемые третьими лицами как непосредственно через оператора связи незаконным образом, так и опосредованно через операционные системы цифровых устройств, находятся в поле зрения, прежде всего, лиц, желающих незаконно их использовать.
Представляется, что правовое регулирование деятельности сотовых операторов по сбору и распространению персональных данных на современном этапе требует существенной детализации в
1 Роскомнадзор [Электронный ресурс]. https://54.rkn.gov. ru/news/news332968.htm (дата обращения: 20.10.2023).
2 Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (в ред. 04.08.2023). П. 32 ст. 2 // СПС «Консультант-Плюс».
3 Петров A.A. Новые системы контроля и мониторинга. / /
Социальные новации и социальные науки. М., 2020.
№ 1. С. 132.
силу специфики данной сферы. Следует при этом отметить, что безопасность и тайна персональных данных вышеуказанных категорий граждан непосредственно влияют на обеспечение суверенитета Российского государства. Утечка их данных от сотовых операторов, которая в современном гражданском обороте является повсеместным явлением, становится существенной угрозой. Недопустимо, чтобы частные лица — операторы связи безнаказанно, как это происходит достаточно часто, «сливали» телефонные базы недобросовестным третьим лицам.
В настоящее время сотовые операторы являются в определенном смысле массовыми собирателями персональных данных граждан. При этом мы можем видеть общую тенденцию на все более обширный, подробный сбор такими юридическими лицами персональных данных граждан — потребителей услуг связи. Типичной является ситуация, когда от гражданина, заключившего договор с сотовым оператором, через некоторое время оператор требует подтверждения персональных данных через портал государственных услуг под угрозой прекращения обслуживания. Таким образом, оператор связи без законных оснований предпринимает попытку получить дополнительные персональные данные гражданина — потребителя услуги, помимо тех, которые ему стали известны законным способом при заключении договора. Оператор, являясь профессиональным участником гражданского оборота, при этом понимает, что информация на портале государственных услуг весьма обширна. Это не только паспортные данные, но и информация о детях и других членах семьи, информация о недвижимом имуществе, а также номер СНИЛС и т.д. При этом такие уведомления с угрозой отключения, т.е. отказа от предоставления услуг связи, приходят гражданам нередко.
Сообщение о возможном отключении от предоставления услуг при этом является недобросовестным поведением оператора связи и не соответствует требованиям закона. Как отмечали классики отечественной юриспруденции И.Б. Новицкий, Л.А. Лунц, «цель обязательства — это удовлетворение известного интереса, которым определяется существо обязательства»4. К.И. Склов-ский указывает, что сделка является средством достижения того, что продиктовано мотивом, того жизненного блага, которое будет дано исполнением обязательства5. Оператор связи, запраши-
4 Новицкий И.Б., Лунц ЛА. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С.73—74.
5 Скловский К.И. Сделка и ее действие. Комментарий главы 9 ГК РФ (понятие виды и форма сделок. Недействительность сделок). М., 2015 // СПС «Консультант-Плюс: Комментарии законодательства».
№ 3/2024
вая дополнительные персональные данные и ставя условие о прекращении обязательства по договору возмездного оказания услуг в зависимости от предоставления или непредоставления таких данных, не только действует недобросовестно, но и злоупотребляет своими правами. Такие запросы подтверждения данных через портал государственных услуг, как представляется, должны быть прямо запрещены операторам связи на законодательном уровне.
Важно при этом учитывать, что гражданин-потребитель является непрофессиональной, менее защищенной стороной правоотношения, а заключаемый договор возмездного оказания услуг связи является договором присоединения. Гражданин, когда ему приходит уведомление о необходимости пройти подтверждение персональных данных через портал государственных услуг, не будучи юристом, может согласиться на это и тем самым дать доступ частному лицу — сотовому оператору к обширному кругу своих персональных данных, которые оператору связи по закону не требуются. Следует отметить, что появление у гражданина-потребителя сим-карты другого оператора наряду с имеющейся ранее на практике влечет прекращение недобросовестных ультимативных требований оператора связи подтверждать персональные данные через портал государственных услуг, что объясняется опасением сотового оператора потерять клиента, а также свидетельствует о доступности для операторов связи информации о заключении их клиентом-гражданином договора на оказание услуг связи с другим оператором связи.
В данном случае происходит обмен персональными данными граждан между операторами связи без ведома и помимо воли гражданина. При этом согласие на обработку персональных данных не предполагает согласия на передачу персональных данных другому оператору связи. Операторы пользуются свободными формулировками в согласии на обработку персональных данных, в частности указывая, что данные могут передаваться «любым третьим лицам». Ответственность за такую передачу, кроме общих последствий в виде возмещения убытков, на законодательном уровне не конкретизируется.
Тем не менее если такой доступ оператора связи к персональным данным окажется осуществленным по воле гражданина, то ссылаться на отсутствие его воли и волеизъявления на сообщение этих данных будет в дальнейшем весьма проблематично. Итак, гражданин, являющийся государственным служащим, в том числе, например, дипломатом, передает оператору связи персональные данные. Кому в дальнейшем оператор или его работник, действуя недобросовест-
но, может передать (или продать) эти персональные данные, гражданин, безусловно, не знает.
Получателями персональных данных могут быть третьи лица, в том числе исполняющие функции иностранного агента и передающие данные граждан России за пределы страны в целях дальнейшей разведывательной или диверсионной деятельности, совершения конкретных уголовных преступлений, что, безусловно, является фактором, влияющим на обеспеченность суверенитета России.
Организации связи, в частности операторы сотовой связи, в настоящее время широко практикуют так называемое электронное оформление договоров, предлагая гражданину ставить подпись в электронном виде. Безусловно, такая подпись в дальнейшем потенциально может тиражироваться и использоваться без согласия гражданина, что влечет возможность нарушения его прав и законных интересов. При этом гражданину не предоставляется право выбора вида оформления договора в обычном письменном бумажном виде.
Безусловно, договор возмездного оказания услуг с оператором сотовой связи является договором присоединения. Гражданин — потребитель услуги связи имеет возможность лишь присоединиться к определенному набору услуг соответствующего пакета услуг, при этом выбор в большинстве случаев сводится к возможности подключения либо неподключения дополнительных услуг. В то же время существование данного договора как договора присоединения не означает, что гражданин должен быть лишен возможности в любом офисе сотового оператора оформить договор в обычной письменной бумажной форме. Отказ в заключении договора в бумажном виде со ссылкой на возможность только проставления подписи в электронном виде на экране и невозможность бумажного оформления представляются неправомерными.
Здесь видится, прежде всего, неправомерный отказ в заключении публичного договора, что противоречит закону и влечет гражданско-правовую ответственность. Кроме того, такое поведение оператора связи, в том числе в практической плоскости правоприменения, может рассматриваться как злоупотребление правом. Гражданин не должен искать другой офис сотового оператора, в котором есть не только электронное, но и бумажное оформление. Это обязанность услу-годателя предоставить возможность заключения договора в письменной форме в соответствии с законом. Воля же гражданина, не желающего оставлять частному лицу электронный вариант своей подписи, может рассматриваться как разумное и заботливое поведение, обеспечивающее защиту своей подписи как одного из элементов собственных персональных данных.
№ 3/2024
Федеральным законом «О связи», в частности, установлен запрет рассылок без согласия абонента. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки6. Однако данное требование в современном гражданском обороте вопиющим образом не соблюдается теми третьими лицами, которые получают доступ к персональным данным граждан часто как законным, так и незаконным способом. Данный общий запрет недостаточно подкреплен в настоящее время эффективными механизмами правовой охраны и защиты персональных данных, в том числе номеров телефонов граждан, которые известны в силу договора об оказании услуг связи операторам связи. Доступ к возможности осуществления рекламных и иных рассылок неограниченного круга лиц без согласия абонентов не только является неправомерным в силу закона, но и нарушает конституционные принципы неприкосновенности частной жизни, защищенности персональных данных и, как следствие, может ставить под угрозу суверенитет государства.
Закон о связи требует существенной детализации в сфере запретов на распространение и запросы персональных данных потребителей услуг без законных оснований, а также конкретизации ответственности операторов связи. Также
весьма важна детализация гражданско-правовой ответственности работников операторов подвижной радиотелефонной связи за распространение персональных данных граждан, которые стали им известны при исполнении трудовых обязанностей.
Список источников
1. Новицкий И.Б., Лунц ЛЛ. Общее учение об обязательстве. М., 1950.
2. Петров ЛЛ. Новые системы контроля и мониторинга // Социальные новации и социальные науки. М., 2020. № 1.
3. Скловский К.И. Сделка и ее действие. Комментарий главы 9 ГК РФ (понятие виды и форма сделок. Недействительность сделок). М., 2015. // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
References
1. Novitsky I.B., Luntz LA. General doctrine of obligation. M., 1950.
2. Petrov AA. New control and monitoring systems // Social innovations and social sciences. M., 2020. No. 1.
3. Sklovsky K.I. Transaction and its effect Commentary on Chapter 9 of the Civil Code of the Russian Federation (the concept of types and form of transactions. Invalidity of transactions). M., 2015. // SPS «ConsultantPlus: Comments on Legislation».
Информация об авторе
Павлова И.Ю. — доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, кандидат юридических наук
Статья поступила в редакцию 06.07.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 15.07.2024.
Information about the author
Pavlova I. Yu. — docent of the department of civil law of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL), docent, candidate of legal sciences
The article was submitted 06.07.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 15.07.2024.
6 Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ (в ред. 04.08.2023. П. 1 ст. 44.1) // СПС «КонсультантПлюс».
№ 3/2024