Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ (СОТОВОЙ) СВЯЗИ'

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ (СОТОВОЙ) СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / УСЛУГИ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / АБОНЕНТ / ОПЕРАТОР / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / CONTRACT / MOBILE PHONE SERVICE / SUBSCRIBER / OPERATOR / BALANCE OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Имамов А. А., Костина К. В.

Необходимым элементом жизни общества является обмен информацией, а развитие научно-технического прогресса, увеличение объемов, скорости передачи и получения данных способствуют интенсивному развитию отраслей телекоммуникации и связи. Современное общество невозможно представить без средств связи, позволяющих быстро обмениваться информацией с постоянным увеличением скорости передачи данных. Одним из таких средств связи XXI в. стал мобильный телефон. На всем протяжении своего развития деятельность в области подвижной радиотелефонной (сотовой) связи с точки зрения технического регулирования была достаточно регламентирована, чего нельзя сказать с позиции правового регулирования. Так на современном этапе, по нашему мнению, недостаточно урегулированными остаются договорные отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи. Тогда как, договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи выступает важнейшим превентивным гражданско-правовым средством охраны прав потребителей. Однако, эффективным средством охраны прав потребителей договор может выступать только тогда, когда все содержащиеся в нем нормы детально проработаны с точки зрения действующего законодательства о защите прав потребителей, а такое в свою очередь возможно при усилении контроля за соблюдением формы и содержания договоров, используемых операторами связи. В связи с чем актуальным является рассмотрение правовой природы договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи и его места в системе гражданско-правовых договоров. Авторами предлагается определение рассматриваемого договора, раскрываются особенности его заключения, делается вывод о необходимости достижения особого состояние баланса интересов оператора подвижной связи и потребителя (гражданина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND LEGAL DESCRIPTION OF THE AGREEMENT OF RENDERING THE SERVICES OF MOBILE RADIOTELEPHONE (CELLULAR) COMMUNICATION

An essential element of the life of society is the exchange of information, and the development of scientific and technological progress, an increase in the volume, speed of transmission and receipt of data contribute to the intensive development of the telecommunications and communications sectors. It is impossible to imagine a modern society without means of communication that allow the rapid exchange of information with a constant increase in the speed of data transfer. One of such means of communication is the 21st century. became a mobile phone. Throughout its development, activities in the field of mobile radiotelephone (cellular) communications from the point of view of technical regulation have been fairly regulated, which cannot be said from the position of legal regulation. So at the present stage, in our opinion, the contractual relations for the provision of mobile radiotelephone communication services remain insufficiently settled. Whereas, the contract for the provision of mobile radiotelephone communication services is the most important preventive civil legal means of protecting consumer rights. However, an agreement can be an effective means of protecting consumers' rights only when all the norms contained therein are worked out in detail from the point of view of the current legislation on consumer protection, and this, in turn, is possible with increased control over compliance with the form and content of agreements used by telecom operators. In this connection, it is relevant to consider the legal nature of the contract for the provision of mobile radiotelephone services and its place in the system of civil law contracts. The authors propose a definition of the treaty in question, reveal the features of its conclusion, conclude that it is necessary to achieve a special state of balance of interests of the mobile operator and the consumer (citizen).

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ (СОТОВОЙ) СВЯЗИ»

УДК: 347.45/.47

ББК: 67.404.213

Имамов А.А., Костина К.В.

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ (СОТОВОЙ) СВЯЗИ

Imamov A.A., Kostina K. V. CONCEPT AND LEGAL DESCRIPTION OF THE AGREEMENT OF RENDERING THE SERVICES OF MOBILE RADIOTELEPHONE (CELLULAR) COMMUNICATION

Ключевые слова: договор, услуги подвижной радиотелефонной связи, потребитель, абонент, оператор, баланс интересов.

Keywords: contract, mobile phone service, subscriber, subscriber, operator, balance of interests.

Аннотация: Необходимым элементом жизни общества является обмен информацией, а развитие научно-технического прогресса, увеличение объемов, скорости передачи и получения данных способствуют интенсивному развитию отраслей телекоммуникации и связи. Современное общество невозможно представить без средств связи, позволяющих быстро обмениваться информацией с постоянным увеличением скорости передачи данных. Одним из таких средств связи XXI в. стал мобильный телефон. На всем протяжении своего развития деятельность в области подвижной радиотелефонной (сотовой) связи с точки зрения технического регулирования была достаточно регламентирована, чего нельзя сказать с позиции правового регулирования. Так на современном этапе, по нашему мнению, недостаточно урегулированными остаются договорные отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи. Тогда как, договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи выступает важнейшим превентивным гражданско-правовым средством охраны прав потребителей. Однако, эффективным средством охраны прав потребителей договор может выступать только тогда, когда все содержащиеся в нем нормы детально проработаны с точки зрения действующего законодательства о защите прав потребителей, а такое в свою очередь возможно при усилении контроля за соблюдением формы и содержания договоров, используемых операторами связи. В связи с чем актуальным является рассмотрение правовой природы договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи и его места в системе гражданско-правовых договоров. Авторами предлагается определение рассматриваемого договора, раскрываются особенности его заключения, делается вывод о необходимости достижения особого состояние баланса интересов оператора подвижной связи и потребителя (гражданина).

Abstract: An essential element of the life of society is the exchange of information, and the development of scientific and technological progress, an increase in the volume, speed of transmission and receipt of data contribute to the intensive development of the telecommunications and communications sectors. It is impossible to imagine a modern society without means of communication that allow the rapid exchange of information with a constant increase in the speed of data transfer. One of such means of communication is the 21st century. became a mobile phone. Throughout its development, activities in the field of mobile radiotelephone (cellular) communications from the point of view of technical regulation have been fairly regulated, which cannot be said from the position of legal regulation. So at the present stage, in our opinion, the contractual relations for the provision of mobile radiotelephone communication services remain insufficiently settled. Whereas, the contract for the provision of mobile radiotelephone communication services is the most important preventive civil legal means of protecting consumer rights. However, an agreement can be an effective means of protecting consumers' rights only when all the norms contained therein are worked out in detail from the point of view of the current legislation on consumer pro-

tection, and this, in turn, is possible with increased control over compliance with the form and content of agreements used by telecom operators. In this connection, it is relevant to consider the legal nature of the contract for the provision of mobile radiotelephone services and its place in the system of civil law contracts. The authors propose a definition of the treaty in question, reveal the features of its conclusion, conclude that it is necessary to achieve a special state of balance of interests of the mobile operator and the consumer (citizen).

В настоящее время динамично развиваются услуги, позволяющие быстро и качественно обмениваться различного вида данными, голосовой и не голосовой информацией. Лидирующие позиции на протяжении последних десятилетий на потребительском рынке телекоммуникационных услуг связи занимают услуги подвижной радиотелефонной связи («сотовой», «мобильной»).

При этом, законодательно не закреплено определение договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Вместе с тем, доктрина не единожды предпринимала попытки компенсировать данных пробел.

В.В. Суденко договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи определяет как соглашение физического или юридического лица (абонента) с оператором радиотелефонной сотовой связи, по которому оператор обязуется предоставлять абоненту доступ к сотовым сетям радиотелефонной связи и оказывать прочие заказанные абонентом в соответствии с выбранным тарифным планом услуги, связанные с использованием сети и радиотелефонного оборудования, а абонент обязуется оплачивать по цене, установленной договором1. Профессор Л.Б. Ситдикова соглашается с приведенным определением2.

Т.Н. Скорикова, в свою очередь, утверждает, что договор оказания услуг сотовой связи есть соглашение, заключаемое между оператором сотовой связи - исполнителем, с абонентом - заказчиком услуг, на возмездных началах о предоставлении указанных в договоре услуг сотовой связи

Суденко В.В. Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03 / В.В. Суденко. - Краснодар, 2003. -С. 23.

2 Ситдикова Л.Б. Правовая природа услуг связи и их место в договоре на возмездное оказание информационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. - М.: Юрист, 2007. -№ 10 (130). - С. 38-44.

по входящим и исходящим вызовам, поступающим с абонентского устройства, с целью удовлетворения потребности абонента в общении и передаче информации. По договору оказания услуг сотовой связи абонентам оператор сотовой связи (электрической) связи обязуется доставить по взаимодействующим сетям электрической связи поступившую на его средства связи с абонентского устройства информацию по входящим, исходящим и транзитным вызовам абонентов в целях их общения, а абонент, инициирующий передачу информации, обязуется уплатить за передачу этой информации плату в размере, определенном тарифом (тарифным планом), за количество времени, затраченного оператором связи на передачу этой информации, фиксируемого на электронном сертифицированном оборудовании оператора связи3.

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод, что ключевым в понимании правовой природы договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи является содержание данного вида услуг как таковых.

В научной литературе гражданско-правовые договоры традиционно подразделяются: исходя от момента их заключения -на консенсуальные и реальные; по характеру правоотношений - на возмездные и безвозмездные; в зависимости от срока действия - на срочные и бессрочные4; по основанию заключения - на свободные или обязательные (публичный договор); по способу

3Скорикова Т.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг сотовой связи: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. / Т.Н. Скорикова. - Томск, 2006. - С. 70.

4 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. Книга 1. - Изд. 2-е, испр. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2000. - С. 245-265.

заключения договора - взаимосогласованные и договоры присоединения1.

Основным нормативными актами, регулирующими оказание услуг подвижной связи, являются Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014г. № 13422 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи) и Федеральный закон от 7.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи»3.

Договор оказание услуг подвижной радиотелефонной связи относиться к группе консенсуальных договоров. Возмездный и публичный характер договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи определен положениями ст. 423, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)4 и п. 13,14 Правил оказания услуг телефонной связи.

Пункт 15 Правил оказания услуг телефонной связи устанавливает: «договор заключается на неопределенный срок. По желанию абонента может быть заключен срочный договор»5. В настоящее время, большинство договоров носят бессрочный характер.

В сложившейся практике российских операторов связи договор оказания услуг связи не встречается в виде одного документа, содержащего все условия. Содержание сделки по предоставлению услуг выражается в трех взаимосвязанных документах: в анкете потребителя; тарифным плане (коммерческом предложении) и в разработанных самостоятельно каждым оператором связи Правилах оказания услуг подвижной связи (предварительно размещенных на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). При подписании анкеты, содержащей данные абонента и пункт, отсылающий к Пра-

1 Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право: учебник: В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - С. 594.

2 СЗ РФ. - 2014. - № 51. - Ст. 7431.

3 СЗ РФ. - 2003. - № 28 - Ст. 2895.

4 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. -№ 32. - Ст. 3301.

5 СЗ РФ. - 2014. - № 51. - Ст. 7431.

вилам оказания услуг подвижной связи конкретного оператора, потребитель принимает все условия, содержащиеся в последних.

Исследование любого гражданско-правового договора является неполным без подробного рассмотрения его элементов. Ученые выделяют три основных элемента любого договора: стороны, предмет (объект) и содержание договора.

Из содержания ст. 779 ГК РФ6, п. 14 Правил оказания услуг телефонной связи следует, что сторонами договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи являются абонент - потребитель указанного вида услуг, и оператор связи - исполнитель услуг. При этом в роли абонента может выступать гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») определяет, что потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности . В различных договорах, потребитель выступает в различных качествах -пассажира, покупателя, заказчика, и т.п. Термин «потребитель» конкретизируется в зависимости от специфики правоотношений и виде договора. В договоре оказания услуг подвижной радиотелефонной связи - это абонент.

Вместе с тем, законодатель в ряде случаев, относит к потребителям как физиче-

8

ских, так и юридических лиц .

6 СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

7 Ведомости СНД и ВС РФ - 1992. - № 15. -Ст. 766.

8 См., например: ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. - 2006. -№ 12 - Ст. 1232; ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1667; ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 16. - Ст. 1316; ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. - 1995. -№ 34. - Ст. 3426.

Следовательно, в широком смысле законодатель понимает под потребителем -юридическое или физическое лицо, приобретающее или использующее определенные товары, работы, услуги. Данная позиция находит свое подтверждение и в Правилах оказания услуг телефонной связи, которые определяют абонента как пользователя услуг телефонной связи, с которым заключен договор оказания услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода иден-тификации1. Таким образом, законодательство о связи понимает категорию «потребитель» в широком смысле. В законодательстве о связи «абонент» конкретизируется через дополнительный признак, к которому в рассматриваемых услугах отнесено выделение для целей пользования услугами связи, абонентского номера или уникального кода идентификации.

Однако нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» регулируют отношения между потребителями - физическими лицами. При этом потребителями услуг связи, в том числе и подвижной радиотелефонной связи, могут быть как физические (в том числе индивидуальные предприниматели), так и юридические лица.

Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» и Разъяснениям «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», утвержденным Приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160 договор возмездного оказания услуг связи относится к гражданско-правовым договорам, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей. Указанный тезис будет иметь силу лишь только в том случае, если абонентом по такому договору выступает физическое лицо. В настоящее время таких абонентов абсолютное большинство.

Исполнителем услуги подвижной радиотелефонной связи выступает - оператор подвижной связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Оператору для того

1 СЗ РФ. - 2014. - № 51. - Ст. 7431.

2 Российская газета. - 1999. - № 5-6.

чтобы начать осуществлять деятельность в области оказания услуг подвижной радиотелефонной необходимо получить радиочастотный спектр, построить собственные сети и получить допуск к их последующей эксплуатации, разработать условия обслуживания, предоставления технической поддержки и т.п. Возможно предположить, что именно необходимость получения указанных разрешительных документов, а соответственно и значительных финансовых вливаний для установки и поддержания оборудования обуславливает тот факт, что в России операторами связи выступают юридические лица, а не индивидуальные пред-приниматели3.

Таким образом, анализ субъектного состава договора показывает, что договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи (при условии, что в качестве абонента выступает гражданин) относится к группе гражданско-правовых договоров, участники которых экономически не равны. А.Л. Маковский видит в основе такого неравенства тот факт, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отличие от потребителя (гражданина), -профессионал. Он, действуя в обороте, знает и может больше, с него, соответственно, и спрос должен быть больший4.

Следовательно, потребитель нуждается в повышенной охране своих прав и законных интересов. В связи с чем особую значимость приобретает обеспечение баланса интересов сторон в договорных отношениях по оказанию услуг связи. В науке гражданского права под балансом интересов понимается такое состояние гражданского правоотношения, в котором права и обязанности сторон соразмерны и стороны имеют равные возможности для реализации своих законных интересов5.

3 Реестр лицензий в области связи, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [Электронный ресурс]: http: // www.rsoc.ru свободный (дата обращения 15.01.2020).

4 Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса / А.Л. Маковский // Вестник ВАС РФ. - 1995. - № 4. - С. 86.

5 Пьянкова А.Ф. Баланс интересов в гражданском праве России и его обеспечение в договорных

Однако, на наш взгляд, во всех правоотношениях с участием потребителей, в том числе и между оператором подвижной радиотелефонной связи и абонентом-физическим лицом, необходимо отступление от баланса интересов сторон. Абонента следует наделить дополнительными гражданско-правовыми средствами, пополнить систему гражданско-правовых средств специальным инструментарием1.

Предметом любого договора возмездного оказания услуг является осуществление определенной договором деятельности, т.е. само оказание услуг. Соответственно, предметом договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи выступают оказываемые оператором абоненту услуги связи. В поддержание указанного тезиса возможно привести утверждение В.В. Су-денко, согласно которому в предмет договора оказания услуг радиотелефонной сотовой связи входят услуги как таковые, то есть, действия, которые совершает оператор, и полезный эффект, который получает от указанных действий абонент. Таким образом, предметом является сама радиотелефонная сотовая связь2. Л.Б. Ситдикова, разделяя приведенное понимание предмета договора оказания услуг радиотелефонной сотовой связи, дополняет его характеристику: «... предметом является сама радиотелефонная сотовая связь, а существенным признаком, квалифицирующим ее, является стандарт связи - способ ее осуществления» .

Вместе с тем, современное состояние рынка коммуникаций предлагает потребителям большое количество дополнительных

отношениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.03 / А.Ф. Пьянкова - Екатеринбург, 2013. -С. 9 - 10.

1 Костина К.В. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи: дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.03/ К.В, Костина. - Казань, 2013. - С. 12.

2 Суденко В.В. Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03 / В.В. Суденко. - Краснодар, 2003. -С 85.

3 Ситдикова Л.Б. Правовая природа услуг связи и их место в договоре на возмездное оказание информационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. - М.: Юрист, 2007. - № 10 (130). - С. 43.

услуг, предоставляемых с использованием сети подвижной связи.

Данные услуги потребителям представляют третьи лица, состоящие в договорных отношениях с оператором подвижной связи, которым для целей осуществления данной деятельности выделяются специальные сервисные номера. Потребителю, получающему такие услуги посредством использования услуг подвижной радиотелефонной связи под товарным знаком соответствующего оператора связи, в большинстве случаев не представляется информация о действительном исполнителе услуги.

В связи с изложенным, представляется возможным заключить, что в современных условиях услуги подвижной радиотелефонной связи могут быть как обязательными (предоставляемые всем абонентам без исключения), так и дополнительными (определяемые оператором связи и предоставляемые абонентам с их согласия).

Обязательные услуги подвижной радиотелефонной связи - это деятельность операторов связи по установлению в результате вызова взаимодействия между средствами связи абонентов в целях предоставления абонентам соединений по сети подвижной радиотелефонной непрерывной связи для приема (передачи) голосовой, а также не голосовой информации независимо от местоположения абонента, в том числе при его передвижении, а также обеспечение соединений с абонентами и (или) пользователями сетей фиксированной телефонной сети связи общего пользования.

Дополнительные услуги подвижной радиотелефонной связи технологически неразрывно связаны с обязательными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности (предоставление мелодий, используемые для звонка телефонного аппарата, фото, игр, видео и т.п.).

Следовательно, отношения между субъектами подвижной радиотелефонной связи, на современном этапе, обладают сложной многоуровневой структурой.

Между оператором подвижной связи и абонентом в связи с заключением договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи возникают правоотношения первого уровня;

Между оператором подвижной связи, абонентом и третьими лицами - субъектами предпринимательской деятельности (контент-провайдерами, операторами подвижной связи различных регионов страны и (или) различных государств, платежными агентами) возникают правоотношения второго уровня. Правовая связь между абонентом и третьими лицами правоотношения возникает в силу договора, заключенного третьими лицами с оператором подвижной связи либо из конклюдентных действий абонента.

Сложная структура правоотношения приводит к определенной деформации правового статуса оператора подвижной связи и потребителя (для оператора связи может дополняться правомочиями платежного агента, соисполнителя услуги; для потребителя - правами и обязанностями по отношению к иному субъекту).

Приобретение у оператора подвижной радиотелефонной связи одномоментно нескольких услуг связи, также приводит к изменению правового статуса участников таких правоотношений (потребитель наделяется дополнительными правовыми средствами защиты применительно к специфике приобретаемой дополнительной услуги).

В содержание любого договора входят условия, на которых достигнуто соглашение сторон. Среди условий договора выделяют -существенные, обычные, случайные, примерные и особые (прочие)1.

В п. 23 Правил оказания услуг телефонной связи определен перечень существенных условий договора оказания услуг подвижной связи. К таким условиям относятся: назначенный абоненту абонентский номер или уникальный код идентификации; оказываемые услуги подвижной связи; порядок, система оплаты услуг подвижной связи, способ предоставления абоненту сведений о всех договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенных им с оператором связи и (или) лицом, действующим от его имени и реквизиты идентификационного модуля.

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. Книга 1. - Изд. 2-е, испр. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2000. - С. 238.

Основной обязанностью оператора связи является обязанность оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия, а также предоставлять абоненту услуги подвижной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии. Основными обязанностями абонента являются: использование для подключения к сети подвижной связи оборудования, соответствующего установленным требованиям; внесение платы за полученные услуги подвижной связи в полном объеме и сроки, которые определены договором. Абонент при этом вправе: получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи; отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором и т.п. Перечень и объем услуг, оказываемых абоненту оператором, определяется выбранным абонентом Тарифным планом. Тарифный план и Правила оказания услуг подвижной связи конкретного оператора, выступающего стороной в договоре, являются неотъемлемой частью договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. В соответствии с Правилами Тарифный план - совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи2.

В соответствии со ст. 44 ФЗ «О связи» и п. 21 Правил оказания услуг телефонной связи договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи может быть заключен в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора.

В.В. Суденко выделяет «особую форму» заключения данного вида договора -когда потенциальный абонент приобретает радиотелефон и персональный идентификационный модуль (БГМ-карта). Автор подчеркивает, что такую форму заключения договора следует считать письменной,

2 СЗ РФ. - 2014. - № 51. - Ст. 7431.

поскольку письменное предложение заключить договор принято конклюдентно, т.е. путем совершения лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

В период действия Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 3281 (утратили силу с 14.01.2015 г.) приведенная схема заключения договора в упрощенном варианте или с использованием публичной оферты не согласовалась с порядком заключения договора, прописанном в Правилах оказания услуг подвижной связи. Данная позиция подкреплялась и материалами судебной практики2. Согласно действующему в настоящее время законодательству хоть и допускается заключение договора путем совершения конклюдентных действий, однако практика работы операторов связи сводится к заключению договоров в письменной форме. Вместе с тем, изменения в действующий договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи осуществляются в настоящее время путем совершения конклюдент-ных действий (ответа на СМС-сообщения, фактическое использование услуги, нажатие клавиши телефона).

Таким образом, договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи

1 СЗ РФ - 2005. - № 22. - Ст. 2133.

2 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2009 № Ф04-8224/2008 (19033-А03-32) // [Электронный ресурс]: http://faszso.arbitr.ru/ (дата обращения 15.02.2019).

может быть определен как соглашение оператора подвижной связи с абонентом, по которому оператор обязуется на основании соответствующей лицензии осуществлять деятельность по предоставлению абонентам соединений по сети подвижной радиотелефонной связи для приема (передачи) голосовой, а также не голосовой информации независимо от местонахождения абонента, в том числе при его передвижении, выделить для этих целей последнему абонентский номер и индефикационный модуль (БГМ-карта), а абонент своевременно оплачивать указанные услуги на условиях и в порядке определенными сторонами.

Договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи является консенсу-альным, возмездным, бессрочным и публичным. Кроме того, по порядку заключения рассматриваемый договор относиться к группе договоров присоединения.

При формировании условий договора оказания услуг подвижной радиотелефонной связи должно быть достигнуто особое состояния баланса интересов оператора подвижной связи и потребителя.

Особое состояние баланса интересов оператора подвижной связи и потребителя (как в ходе законотворчества, так и на стадии правореализации) достигается посредством отступления от «соразмерности» как основополагающего свойства баланса интересов сторон. Реализация прав и обязанностей абонента (слабой стороны) должна быть обеспечена большим количеством гражданско-правовых средств, чем реализация прав и обязанностей оператора связи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 1994 - № 32 - Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28 - Ст. 2895.

3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12 - Ст. 1232.

4. Федеральной закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1667.

5. Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 16. - Ст. 1316.

6. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

7. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ - 1992. - № 15. - Ст. 766.

8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014г. № 1342 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи» // Собрание законодательства РФ. -2014. - № 51. - Ст. 7431.

9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» // Собрание законодательства РФ. -2005. - № 22. - Ст. 2133 (утратило силу).

10. Приказ ГАК РФ от 20.05.1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1999. - № 5-6.

11. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2009 № Ф04-8224/2008 (19033-А03-32) // [Электронный ресурс]: http://faszso.arbitr.ru/ (дата обращения 15.02.2019).

12. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право: Общие положения. Книга 1. - Изд. 2-е, испр. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2000. - 848 с.

13. Егоров, Н.Д., Елисеев, И.В. Гражданское право: учебник: В 3 т. Т. 1. 6-е изд., пере-раб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - 776 с.

14. Кирюшина, И.В. Правовой статус потребителя и его реализация в гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид наук / И.В. Кирюшина. - Томск, 2004 - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Костина К.В. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи: дисс. ... канд. Юрид.наук. 12.00.03/ К.В. Костина. - Казань, 2013. - 223 с.

16. Маковский, А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса / А.Л. Маковский // Вестник ВАС РФ. - 1995. - № 4. - С. 83-98.

17. Пьянкова, А.Ф. Баланс интересов в гражданском праве России и его обеспечение в договорных отношениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук 12.00.03 / А.Ф. Пьянкова - Екатеринбург, 2013. - 29 с.

18. Свинцова, Е.Ю. Защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. .канд. юрид. наук / Е.Ю. Свинцова - М., 2005. - 26 с.

19. Ситдикова, Л.Б. Правовая природа услуг связи и их место в договоре на возмездное оказание информационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. - М.: Юрист, 2007. - № 10 (130). - С. 38-44.

20. Скорикова, Т.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг сотовой связи: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. / Т.Н. Скорикова. - Томск, 2006. -268 с.

21. Суденко, В.В. Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03 / В.В. Суденко. - Краснодар, 2003. - 172 с.

22. Шабля, Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Б.А. Шабля - Омск, 1999. - 21 с.

23. Шумова, О.В. Судебная защита прав потребителей в сфере торговли в Российской Федерации: автореф. дис. .канд. юрид. наук. / О.В. Шумова - М., 1998. - 24 с.

Получено: 30.05.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.