Научная статья на тему 'О системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи'

О системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / УСЛУГИ СВЯЗИ / ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костина Ксения Вячеславовна

В статье раскрывается авторское представление о системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи. Автором выявлены структура данной системы, ее идентифицирующие признаки, а также установлены тенденции развития и пределы применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костина Ксения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On a system of civil means for consumer protection of mobile telecommunication services

In the article the author's view of the system of civil law means protecting the rights of consumers of mobile telecommunication services. The author reveals the structure of the system, its identifying characteristics, and set trends and limits of application.

Текст научной работы на тему «О системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи»

3.7. О СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ

ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ

Костина Ксения Вячеславовна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права. Место учебы: ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет. E-mail: kseniya_kostina@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается авторское представление о системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи. Автором выявлены структура данной системы, ее идентифицирующие признаки, а также установлены тенденции развития и пределы применения.

Ключевые слова: система, гражданско-правовые средства, услуги связи, охрана прав потребителей.

ON A SYSTEM OF CIVIL MEANS FOR CONSUMER PROTECTION OF MOBILE TELECOMMUNICATION SERVICES

Kostina Kseniya Vyacheslavovna, competitor at Civil and En-trepreneurship Law Chair. Place of study: Kazan (Volga) Federal University. E-mail: kseniya_kostina@mail.ru

Annotation: In the article the author's view of the system of civil law means protecting the rights of consumers of mobile telecommunication services. The author reveals the structure of the system, its identifying characteristics, and set trends and limits of application. Keywords: system, civil means, communication services, protection of consumer rights.

Эффективная охрана прав потребителей товаров (работ, услуг) невозможна без применения единой системы правового инструментария, обеспечивающего ее реализацию. В науке под системой (греч. «systema»— составленное из частей) принято понимать некоторую совокупность элементов, структуру, представляющую собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей1. Любые системы характеризуются целостностью и иерархичностью.

В связи с чем, при формировании представления о системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи ключевым является определение ее элементов.

На основании сложившейся в юридической науке теории правовых средств под правовыми средствами, в самом общем виде, понимаются различные явления правовой действительности (правовые инструменты) с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей (осуществляется оптимальное решение социальных задач)2. По нашему мнению под граждан-

1 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - С. 285.

2 См. например: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. / Б.И. Пугинский - М.: Юрид. лит., 1984. - 224 с.; Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация / С.С. Алексеев // Советское государство и право. - 1987. - № 6. - С. 12-19; Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики / А.В. Малько // Журнал российского права, 1998. - № 8. - С. 69-70; Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект) : дис. ... канд.

ско-правовыми средствами охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи, как основополагающими элементами рассматриваемой системы, следует понимать установленные гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей, договором инструменты, применяемые уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, потребителями и их объединениями с целью предупреждения возникновения нарушений прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи и защиты прав потребителей данного вида услуг3.

Действующее законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей предоставляет различные гражданско-правовые средства охраны прав потребителей (договор с участием потребителей, гражданско-правовая ответственность, меры оперативного воздействия, иски в защиту неопределенного круга потребителей и т.п.). Однако не все гражданско-правовые средства могут быть использованы потребителем услуг подвижной радиотелефонной связи. Например, принимая во внимание существо оказываемых услуг представляется не ясным, как потребитель может реализовать такую меру оперативного воздействия на недобросовестного оператора связи как поручение оказания услуг третьи лицам. Кроме того, не применимым на практике видится отказ от исполнения договора при обнаружении существенных недостатков выполненной услуги связи, т.к. действующим законодательством не установлены критерии определения «существенного недостатка услуги подвижной радиотелефонной связи».

Следовательно, сказанное не позволяет согласиться с учеными, констатирующими, что в отношениях с участием потребителей можно говорить о расширении круга субъектов, к которым могут быть применены меры оперативного воздействия (имея ввиду, что потребитель может предъявить указанные требования не только продавцу, но и изготовителю товара либо организации, выполняющей функции продавца или изгото-вителя)4. В данном случае очевидным является обратный вывод о сужении представленного перечня мер оперативного воздействия, применяемых потребителем даже к контрагенту (оператору связи).

В месте с тем, принимая во внимание, что «значение средств в практической деятельности определяется тем, что они образуют среднее звено в цепочке «цель-средство-результат»5, необходимо отметить, что в зависимости от целей в общей системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи представляется возможным выделить две подсистемы.

В целях предупреждения, предотвращения правонарушения (в отсутствии нарушения прав и законных ин-

юрид. наук. 12.00.03 / К.В. Шундиков. - Саратов, 1999. - 182 с.;

Барков А.В. Гражданско-правовые средства в механизме правового регулирования: вопросы методологии / А.В. Барков // Право и государство: теория и практика. Научно-практический и информационно- аналитический ежемесячный журнал. 2008. - № 5(41). -С. 59.

3 Костина К.В. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи: сущность, классификация, нормативное закрепление // Вестник экономики, права и социологии, Казань, 2012. - № 3. - С. 175-176.

4 См., например: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей / Шерстобитов А.Е. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С. 112.

5 Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук / К.В. Шундиков. - Саратов, 1999. - С. 54.

тересов потребителей) действуют превентивные гражданско-правовые средства охраны. В целях обеспечения восстановления и (или) компенсация нарушенных прав (при возникновении нарушений прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи) применяются гражданско-правовые средства защиты прав потребителей. При этом, анализ применения гражданско-правовых средств показывает, что общей целью системы выступает обеспечение особого состояния баланса интересов оператора подвижной связи и потребителя.

Особое состояние баланса интересов оператора подвижной связи и потребителя (как в ходе законотворчества, так и на стадии правореализации) достигается посредством отступления от «соразмерности» как основополагающего свойства баланса интересов сторон. Реализация прав и обязанностей абонента (слабой стороны) должна быть обеспечена большим количеством гражданско-правовых средств (введение запрета для операторов подвижной связи на внутрисе-тивой роуминг, введение механизмов защиты от неправомерных действий третьих лиц, использующих сети подвижной радиотелефонной связи (смс-мошенничества, распространение недобросовестной рекламы и т.п.), чем реализация прав и обязанностей оператора связи.

Таким образом, мы видим, что применение системы гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи направлено на воспрепятствование возможным злоупотреблениям со стороны операторов подвижной связи; беспрепятственное осуществление прав потребителей. Достижение указанных целей происходит за счет таких гражданско-правовых средств как запреты и ограничения прав операторов связи, что в свою очередь указывает на правоограничительный характер рассматриваемой системы.

Правоограничительный характер системы гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи выражается в двух основных формах: 1) обязанностях возлагаемых на операторов связи (по предоставлению на безвозмездной основе ряда информационно-справочных услуг, возможностей круглосуточного вызова экстренных оперативных служб и др.); 2) запретах (навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату; обусловливать оказание одних услуг подвижной связи обязательным оказанием иных услуг, включать в договор условия, ущемляющие установленные законом права потребителя и др.).

Развитие цифровых технологий, появление новейших функций оборудования коммуникации не могут не влиять на отношения между субъектами подвижной радиотелефонной связи. Новые технологии позволяют оказывать потребителям не только обязательные услуги подвижной связи (предоставления абонентам соединений для приема (передачи) голосовой, неголосовой информации), но и дополнительные (предоставление звуков, мелодий, используемые для звонка телефонного аппарата, картинок, игр, видео и видеозвонков, текстов, логотипов и т.п.). Изложенное позволяет утверждать, что отношения между субъектами подвижной радиотелефонной связи, на современном этапе, обладают сложной многоуровневой структурой.

Так, правоотношения первого уровня возникают между оператором подвижной связи и абонентом в связи с заключением договора оказания услуг подвижной

радиотелефонной связи. Правоотношения второго уровня возникают между оператором подвижной связи, абонентом и третьими лицами - субъектами предпринимательской деятельности (контент-провайдерами, операторами подвижной связи различных регионов страны и (или) различных государств, платежными агентами). Правовая связь между абонентом и третьими лицами правоотношения возникает в силу договора, заключенного третьими лицами с оператором подвижной связи либо из конклюдентных действия абонента.

Сложная структура правоотношения - с одновременным участием более трех субъектов (контент-провайдера, операторов подвижной связи различных регионов страны и (или) различных государств, платежных агентов и т.п.) приводит к определенной деформации правового статуса оператора подвижной связи и потребителя (для оператора связи может дополняться правомочиями платежного агента, соисполнителя услуги; для потребителя - правами и обязанностями по отношению к иному субъекту). Приобретение у оператора подвижной радиотелефонной связи одномоментно нескольких услуг связи, также приводит к изменению правового статуса участников таких правоотношений (потребитель наделяется дополнительными правовыми средствами защиты применительно к специфике приобретаемой дополнительной услуги).

Приведенная многоуровневая структура отношений сказывается на структуре системы гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи. При сложной структуре правоотношений (с одновременным участием операторов подвижной связи различных регионов страны и (или) различных государств, контент-провайдеров, платежных агентов и т.п.) обеспечение охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи на практике сводится к применению мер самозащиты. Некоторые правовые средства «выпадают» из механизма защиты, становятся декларативными для потребителя (например, реализация права на информацию об исполнителе, услуге; права на оказание услуг надлежащего качества). В связи с чем, представляется возможным заключить, что структура системы гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи детерминируется: во-первых, категорией приобретаемых услуг связи (обязательные или дополнительные услуги); во-вторых, структурой правоотношений между субъектами; в-третьих, количеством субъектов правоотношения и особенностями их правового статуса.

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующие выводы. Система гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи, как взаимосвязанная совокупность гражданско-правовых инструментов, характеризуются следующим набором признаков:

- является специальной частью общей системы гражданско-правовых средств охраны прав потребителей товаров (работ, услуг);

- установлена, в основном, на двух уровнях: законодательном и договорном, а реализуется исключительно в договорных отношениях;

- является усеченной по сравнению с общей системой гражданско-правовых средств охраны прав потребителей: с учетом сущности и технологических особенностей услуг связи потребители оказываются лишенными возможности взыскать упущенную выгоду

(как меру гражданско-правовой ответственности) и применить некоторые меры оперативного воздействия (поручить оказания услуги третьи лицам, воспользоваться правом на отказ от исполнения договора при обнаружении существенных недостатков выполненной услуги связи);

- по своей природе носит правоограничительный характер по отношению к оператору подвижной связи;

- структурно состоит из двух взаимосвязанных составляющих (подсистем): а) превентивные гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи; б) гражданско-правовые средства защиты прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи;

- обладает, как и любая система гражданско-правовых средств охраны прав потребителей товаров (работ, услуг), многоцелевой направленностью: а) обеспечение надлежащего оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе предупреждение возникновения нарушений; б) защита прав потребителей данного вида услуг; в) обеспечение особого состояния баланса интересов оператора подвижной связи и потребителя.

В месте с тем, система гражданско-правовых средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи имеет границы применения:

- может использоваться в целях охраны прав потребителей дополнительных услуг подвижной радиотелефонной связи (предоставление мелодий, картинок, игр и т.п.);

- не может применяться в противоречии с ее назначением, принципом добросовестности, с целью причинения вреда оператору связи, получения необоснованных материальных выгод (злоупотребление правом);

- не применима в случаях «обоснованного ограничения прав потребителя» (временное прекращение или ограничение абоненту оказания услуг подвижной радиотелефонной связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлении следственных действий; при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера);

- не применима в случаях, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы.

Кроме того, наблюдающаяся в последнее время тенденция к появлению не известных ранее гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи говорит о том, что система гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи имеет тенденцию к детализации входящих в нее элементов (право на получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества реализуется путем создания системы контроля качества предоставления услуг свя-зи6 и предоставления абонентского межсетевого ро-уминга7; право на свободный выбор товаров (работ, услуг) реализуется через право на сохранение або-

6 См.: Концепция создания системы контроля качества предоставления услуг связи в Российской Федерации (проект) - URL: http://www. rg. ru/2012/11/15/nadzor-site.html.

См.: Проект Регламента взаимодействия между Роскомнадзо-ром РФ и операторами связи, предоставляющими услуги подвижной радиотелефонной связи, по обеспечению аварийного межсетевого роуминга при возникновении аварийных ситуаций на сети связи общего пользования - URL: http://www.rsoc.ru/news/rsoc/ news16511.htm.

нентского номера при заключении договора с другим оператором подвижной связи)8.

Список литературы:

Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация / С.С. Алексеев // Советское государство и право. - 1987. - № 6. - С. 12-19.

Барков А.В. Гражданско-правовые средства в механизме правового регулирования: вопросы методологии / А.В. Барков // Право и государство: теория и практика. Научно-практический и информационно- аналитический ежемесячный журнал. 2008. - № 5(41). - С. 5659.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ -1992. - № 15. - Ст. 766.

Костина К.В. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи: сущность, классификация, нормативное закрепление / К.В. Костина // Вестник экономики, права и социологии, Казань, 2012. - № 3. - С. 174-177.

Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики / А.В. Малько // Журнал российского права,

1998. - № 8. - С. 66-77.

Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. / Б.И. Пугинский - М.: Юрид. лит., 1984. - 224 с.

Проект Концепции создания системы контроля качества предоставления услуг связи в Российской Федерации - URL: http: www.rg.ru/2012/11/15/nadzor-site.html (дата обращения: 15.01.2013).

Проект Регламента взаимодействия между Роском-надзором РФ и операторами связи, предоставляющими услуги подвижной радиотелефонной связи, по обеспечению аварийного межсетевого роуминга при возникновении аварийных ситуаций на сети связи общего пользования - URL: http: www.rsoc.ru/news/rsoc/ news1611.htm (дата обращения: 18.05.2013).

Федеральный закон от 25.12.2012 № 253-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1) - Ст. 7578.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов,

1999. - 182 с.

Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей / Шерстобитов А.Е. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 144 с.

Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): дис. . канд. юрид. наук / К.В. Шун-диков. - Саратов, 1999. - 182 с.

Literature list:

Alekseev S.S. Legal means: problem, concept, classification / SS Alekseev // the Soviet state and law. - 1987. -№ 6. - S. 12-19.

Barkov A.V. Civil remedies in the legal regulation mechanism: methodological issues / A.V. Barkov // Law and the State: Theory and Practice. Scientific-practical and information-analytical magazine. 2008. - № 5 (41). - S. 56-59.

8 См.: Федеральный закон от 25.12.2012 № 253-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1) - Ст. 7578.

Law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 «On Protection of Consumer Rights» // Vedomosti SND and Armed Forces -1992. - № 15. - Art. 766.

Kostina K.V. Civil means of protection of rights of consumers of mobile telephone communication services: essence, classification and normative consolidation / K.V. Kostina // Journal of Economics, Law and Social Sciences, Kazan, 2012. - № 3. - S. 174-177.

Malko A.V. Legal means: theory and practice / A.V. Malko / / World of Law, 1998. - № 8. - Pp. 66-77.

Puginskiy B.I. Civil remedies in economic relations. / B.I. Puginskiy - M. Legal. lit., 1984. - 224.

Draft Concept of establishing a system of quality control to provide communication services in the Russian Federation - URL: http:www.rg.ru/2012/11/15/nadzor-site.html (date accessed: 15.01.2013).

Draft Regulation of interaction between Russia and Roscomnadzor telecom operators, service providers of mobile radio communications for emergency inter-subnet roaming deal with emergencies on the public network -URL: http:www.rsoc.ru/news/rsoc/news1611.htm (date treatment: 18.05.2013).

The Federal Law of 25.12.2012 № 253-FZ «On Amending the Federal Law» On Telecommunications «And Article 333.33 and 333.34 of the Tax Code of the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2012. - № 53 (Part 1) - Art. 7578.

Philosophical Dictionary / Ed. IT Frolov. - 4th izd.-M. Politizdat, 1981. - 445.

Shundikov K.V. Purposes and means of the right (general theoretical aspect): dis. ... candidate. jurid. science. -Saratov, 1999. - 182 p.

Sherstobitov A.E. Civil rights issues of protection of consumers / A.E. Sherstobitov - Moscow: Moscow State University Press, 1993. - 144 p.

Shundikov K.V. Purposes and means of the right (general theoretical aspect): dis. ... candidate. jurid. science / K.V. Shundikov. - Saratov, 1999. - 182 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью соискателя кафедры гражданского и предпринимательскою права ФГАОУ ВПО Казанского (Приволжского) федерального университета К.В. Костиной «О системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной святи»

В статье обосновывается авторское представление о системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи, выявляется ее структура и идентифицирующие признаки. Рецензируемую работу отличают новизна ряда идей.

Заслуживают внимания предлагаемые автором выводы об особом состоянии баланса интересов операторов подвижной связи и абонентов, заключающимся в отступлении от «соразмерносттт» как основополагающего свойства баланса интересов сторон, а также о гражданско-правовых средствах достижения такого баланса.

Автором проведена серьезная работа по выявлению различных факторов предопределяющих структуру системы гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи. Немаловажным является и то, что К.В. Костиной установлена одна из целей рассматриваемой системы - воспрепятствование возможным злоупотреблениям со стороны операторов подвижной связи. Достижение указанных целей происходит за счет таких гражданско-правовых средств как запреты и ограничения прав операторов связи, что приводит автора к обоснованному выводу о правоограничительном характере рассматриваемой системы в целом.

Практическая значимость данной статьи заключается в том, что предлагаемые автором выводы могут использоваться: в ходе правоприменительной деятельности, в том числе при защите прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи в судах общей юрисдикции, третейских судах; в ходе применения альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуры медиации); в договорной работе операторов подвижной связи с потенциальными абонентами.

Данная статья может быть рекомендована к публикации в ведущем научно-практическом журнале.

к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.