УДК 347.4
К.В. КОСТИНА,
соискатель
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АБОНЕНТСКОГО НОМЕРА В СЕТЯХ ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ
В статье исследуются отдельные правовые проблемы сохранения абонентского номера при смене оператора подвижной связи в Российской Федерации; предлагаются возможные пути их решения.
Ключевые слова: подвижная связь; услуги; номер; конкуренция; охрана прав потребителей.
В настоящее время подвижная радиотелефонная связь («сотовая связь», «мобильная связь») -это наиболее современная и быстро развивающаяся область телекоммуникаций во всем мире. По состоянию на первый квартал 2012 г. объем оказанных населению России услуг подвижной радиотелефонной связи составил 89,5% от общего объема оказываемых услуг связи [1]. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и плановому периоду 2013-2014 гг., доля данного вида услуг связи на потребительском рынке будет оставаться стабильно высокой [2].
Вместе с тем сложившийся в России рынок подвижной радиотелефонной связи представляется возможным охарактеризовать следующим образом: существуют несколько крупных операторов связи, осуществляющих свою деятельность практически на всей территории России, и ряд операторов связи, оказывающих свои услуги на территории одного или нескольких субъектов (региональные операторы); крупные участники рынка обладают, как правило, собственной инфраструктурой сетей связи, осуществляют ее систематическое инвестирование в целях дальнейшего развития и внедрения новых технологий; в ряде субъектов страны наблюдается наличие на рынке доминирующего оператора, под влиянием которого устанавливаются тарифы на услуги.
Указанные факторы дают основание заключить, что российский рынок подвижной радиотелефонной связи на современном этапе развития представляет собой олигополию.
В связи с чем особо актуальным видится принятие мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в данном сегменте рынка.
Кроме того, развитие добросовестной конкуренции операторов связи является одним из особо эффективных инструментов охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи.
Так, согласно перечню поручений Президента Российской Федерации по вопросу развития конкуренции и предпринимательства от 27.04.2012 № Пр-1092 [3], был задан курс на внедрение такого дополнительного инструмента обеспечения роста конкуренции в сфере оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, как право абонента сохранять выделенный ему абонентский номер при смене оператора подвижной связи (принцип «переносимости номера»).
Нормативное закрепление данный инструмент впервые получил в Проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 7.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» [4] (далее -ФЗ «О связи), разработанном Министерством связи и массовых коммуникаций РФ во исполнение указанного поручения.
Так, согласно п. п. 2, 3 ст. 1 данного проекта, абонент подвижной радиосвязи будет обладать правом на сохранение на безвозмездной основе абонентского номера при заключении договора на оказание услуг подвижной радиосвязи с другим оператором связи1.
Под переносимостью номера (Mobile Number Portability (MNP), согласно сложившейся мировой практике операторов подвижной радиотелефонной связи, понимается возможность сохране-
1 Проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон от 7.07.2003 г. .№ 126-ФЗ «О связи». - URL: ttp://minsvyaz.ru/ru/news
ния абонентского номера при смене абонентом оператора связи. Следует отметить, что данный инструмент уже достаточно активно применяется при оказании услуг связи в США, Канаде, Бразилии, Австралии, Гонконге, Индии, Египте и некоторых других странах.
Применительно к России следует отметить, что в целом отсутствуют как технические исследования, так и комплексные доктринальные циви-листические исследования по этой теме. Вместе с тем в последнее время предпринимаются попытки фрагментарных исследований отдельных аспектов сохранения абонентского номера в сетях подвижной радиотелефонной связи России [5].
Для обеспечения эффективной реализации указанного права российскими потребителями услуг подвижной радиотелефонной связи необходимо решить ряд проблем не только технического (модернизация сетевой инфраструктуры, создание и ведение специальной базы данных, техническое сопровождение маршрутизации вызовов), экономического (возмещение единовременных и текущих затрат на модернизацию и организацию процесса переноса номера), но и правового характера.
1. Проблема систематизации и совершенствования действующего законодательства о связи.
Для обеспечения реализации права абонента на сохранение номера требуется внести изменения не только в ФЗ «О связи», но и в ряд других нормативных правовых актов.
В настоящее время ресурсы нумерации выделяются и закрепляются за соответствующими операторами связи, которые выделяют их абонентам. Передача ресурса нумерации или его части от одного оператора к другому допускается только по основаниям, предусмотренным ФЗ «О связи» и с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Действующие Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 3102 и Правила оказания услуг подвижной
2 Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи: Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 // Собрание законодательства РФ. -2005. - № 21. - Ст. 2030.
связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 3283, в действующих редакциях не предусматривают обеспечения сохранения абонентского номера при смене оператора связи. Следовательно, необходимо включить в данные акты ряд норм, детализирующих механизм предоставления абоненту такого права.
Представляется необходимым разработать и закрепить в Постановлении Правительства РФ от 13.07.2004 № 350 «Об утверждении Правил распределения ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации»4 новую процедуру передачи абонентских номеров, учитывающую порядок передачи отдельного абонентского номера в приемлемые для абонента сроки.
В настоящее время предусматривается передача от одного оператора к другому только блоков номеров, которая занимает продолжительный срок, например, только рассмотрение заявление на получение ресурса нумерации может составить 50 дней.
Кроме того, согласно представленному проекту, не определена территория (зона «переносимости номера»), на которой абонентам можно будет воспользоваться указанным правом. Целесообразно предусмотреть, что абонент подвижной радиотелефонной связи вправе сохранить выделенный ему абонентский номер при переходе к другому оператору связи на всей территории Российской Федерации.
2. Проблема обеспечения соблюдения и защиты прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи (абонентов-граждан).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»5, запрещается каким-либо образом ограничивать право
3 Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи: Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 22. -Ст. 2133.
4 Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13.07.2004 № 350 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 29 - Ст. 3056.
5 О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 3. - Ст. 140.
потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.
Сложившаяся практика российских операторов подвижной связи показывает, что потребитель при обращении к представителю оператора с целью заключения договора оказания услуг подвижной связи имеет возможность выбрать по своему усмотрению будущий абонентский номер. Большое распространение в последнее время получили дополнительные услуги операторов связи, позволяющие выбрать потребителю абонентский номер с комбинацией цифр, имеющих индивидуальную смысловую нагрузку для кон -кретного потребителя. Обозначенное позволяет сделать вывод о крайней заинтересованности большинства потребителей услуги в сохранении своего абонентского номера при переходе к другому оператору связи. В связи с чем недопустимым видится принятие со стороны операторов связи мер заградительного характера (повышение тарифов на услуги связи, введение крупных разовых сборов для осуществления переноса номера). Предоставление права на сохранение номера не должно быть связано с навязыванием оператором связи дополнительных услуг как непосредственно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи, так и не связанных с ними.
Реализация права абонентов услуг подвижной радиотелефонной связи на сохранение номера в сетях подвижной радиотелефонной связи должна быть гарантированной, эффективной, свободной и недискриминационной.
Подводя итог, следует отметить, что принцип переносимости номера может стать одним из эффективных механизмов создания конкурентной среды на рынке услуг связи, заставляющих оператора связи заботиться об интересах абонентов в целях предупреждения оттока к другим операторам.
Данная мера представляет потребителю дополнительную возможность выбора, способствует принятию быстрого решения о смене оператора в пользу оператора подвижной связи, выставившего лучшие условия обслуживания.
Дополняя вышеизложенное, следует отметить, что с закреплением законодателем рассмотренного права абонента абонентский номер в настоящее время приобретает значение особого нематериального объекта гражданских прав, обладающего следующими особенностями:
- неотделим от услуги подвижной радиотелефонной связи;
- позволяет однозначно идентифицировать конкретного абонента сети связи;
- распоряжение им как оператором связи, так и абонентом возможно лишь в ограниченном порядке.
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 гг. // Минэкономразвития РФ. - URL: http://www. economy.gov.ru
3. Официальный сайт Президента РФ. - URL: http:// президент.рф
4. Министерство связи и массовых коммуникаций России. - URL: ttp://minsvyaz.ru/ru/news
5. Васильев Ю.А. О базе сохранения номеров и ее финансировании // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - № 4.
В редакцию материал поступил 24.09.12
Информация об авторе
Костина Ксения Вячеславовна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: 420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, тел. (843) 268 32 65 E-mail: [email protected]
K.V. KOSTINA, applicant
Kazan (Volga) Federal University
LEGAL ISSUES OF KEEPING SUBSCRIBER NUMBER
IN THE MOBILE RADIOTELEPHONE NETWORKS
The article investigates certain legal issues of keeping the subscriber number when changing the mobile operator in the Russian Federation, and suggests ways of their solution.
Key words: mobile connection; services; number; competition; consumer rights protection.
References
1. http://www.gks.ru
2. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na 2012 god i planovyi period 2013-2014 gg. (Prediction of the social-economic development of the Russian Federation for 2012 and planning period of 2013-2014), Minekonomrazvitiya RF, available at: http://www.economy.gov.ru
3. http://prezident.rf
4. http://minsvyaz.ru/ru/news
5. Vasil'ev Yu.A. O baze sokhraneniya nomerov i ee finansirovanii (On the base of number keeping and its financing), Uslugi svyazi: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie, 2012, No. 4.
Information about the author Kostina Kseniya Vyacheslavovna, applicant of the Civil and Entrepreneurship Law Chair, Kazan (Volga) Federal University Address: 18 Kremlyovskaya Str., 420111, Kazan, tel.(843) 268 32 65 E-mail: [email protected]