Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА'

К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль / мошенничество / гражданин / телефонная связь / персональные данные / законодательство / ответственность / оператор связи / уполномоченный орган. / control / fraud / citizen / telephone communication / personal data / legislation / liability / communication operator / authorized body.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Останина А.М.

В настоящей работе автором рассмотрены основные теоретические и практические вопросы телефонного мошенничества. Приведены статистические данные Центрального банка Российской Федерации. Сделаны выводы об увеличении увеличение количества обманутых граждан Российской Федерации путем вхождения в доверие. Рассмотрена схема совершения неправомерных действий путем использования SIP-телефонии. Выделены основные отличия SIP-телефонии от стандартной телефонной связи. Обозначены основные проблемы наступления ответственности операторов связи в рамках ст. 13.2.1 КоАП РФ, а также контрольной деятельности защиты утечки персональных данных. Сделан вывод о необходимости борьбы с телефонным мошенничеством, а именно утечкой персональных данных. Уделено внимание трактовке термина «персональные данные». Отмечена необходимость разработки и принятия нормативного правового акта, касающегося установления штрафов за совершенные спам-звонки, а также важность внесения изменений в действующие нормы российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AS A MEANS OF COMBATING TELEPHONE FRAUD

In this paper, the authors consider the main theoretical and practical issues of telephone fraud. The statistical data of the Central Bank of the Russian Federation are presented. Conclusions are drawn about the increase in the number of deceived citizens of the Russian Federation by entering into trust. The scheme of committing illegal actions by using SIP telephony is considered. The main differences between SIP telephony and standard telephony are highlighted. The main problems of liability of telecom operators within the framework of art. 13.2.1 The Administrative Code of the Russian Federation, as well as control activities to protect the leakage of personal data. It is concluded that it is necessary to combat telephone fraud, namely the leakage of personal data. Attention is paid to the interpretation of the term "personal data". The need to develop and adopt a regulatory legal act concerning the establishment of fines for spam calls, as well as the importance of making changes to the current norms of Russian legislation, was noted.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SEM.2024.94.88.008 УДК 35

к вопросу о контрольной деятельности в сфере защиты персональных данных от телефонного мошенничества

Останина А.М.

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация. В настоящей работе автором рассмотрены основные теоретические и практические вопросы телефонного мошенничества. Приведены статистические данные Центрального банка Российской Федерации. Сделаны выводы об увеличении увеличение количества обманутых граждан Российской Федерации путем вхождения в доверие. Рассмотрена схема совершения неправомерных действий путем использования SIP-телефонии. Выделены основные отличия SIP-телефонии от стандартной телефонной связи. Обозначены основные проблемы наступления ответственности операторов связи в рамках ст. 13.2.1 КоАП РФ, а также контрольной деятельности защиты утечки персональных данных. Сделан вывод о необходимости борьбы с телефонным мошенничеством, а именно утечкой персональных данных. Уделено внимание трактовке термина «персональные данные». Отмечена необходимость разработки и принятия нормативного правового акта, касающегося установления штрафов за совершенные спам-звонки, а также важность внесения изменений в действующие нормы российского законодательства.

Ключевые слова: контроль, мошенничество, гражданин, телефонная связь, персональные данные, законодательство, ответственность, оператор связи, уполномоченный орган.

CONTROL AS A MEANS OF COMBATING TELEPHONE FRAUD

Anastasia M. Ostanina

I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University

Abstract. In this paper, the authors consider the main theoretical and practical issues of telephone fraud. The statistical data of the Central Bank of the Russian Federation are presented. Conclusions are drawn about the increase in the number of deceived citizens of the Russian Federation by entering into trust. The scheme of committing illegal actions by using SIP telephony is considered. The main differences between SIP telephony and standard telephony are highlighted. The main problems of liability of telecom operators within the framework of art. 13.2.1 The Administrative Code of the Russian Federation, as well as control activities to protect the leakage of personal data. It is concluded that it is necessary to combat telephone fraud, namely the leakage of personal data. Attention is paid to the interpretation of the term «personal data». The need to develop and adopt a regulatory legal act concerning the establishment of fines for spam calls, as well as the importance of making changes to the current norms of Russian legislation, was noted.

Keywords: control, fraud, citizen, telephone communication, personal data, legislation, liability, communication operator, authorized body.

Введение.

Век цифровых технологий вносит в нашу жизнь вспомогательные механизмы для реализации обеспечения различных нужд, к примеру, дистанционное банковское и телефонное обслуживание. Однако есть и иная отрицательная сторона развития. Речь идет об образовании широкого диапазона возможностей для совершения преступлений в форме дистанционного мошенничества, совершаемых с использованием телефонной связи.

По данным Центрального банка Российской Федерации, III квартал 2023 года в стране характе-

ризуется увеличением совершения подобных операций на 28,5 % по сравнению с предыдущим [1]. Отмеченное подрывает, разрушает стабильность общественных отношений, и пагубно сказывается на качестве безопасности жизни гражданина Российской Федерации.

Сказанное обуславливает актуальность исследования теоретических и практических вопросов контрольной деятельности в рамках привлечения к ответственности операторов связи в силу совершения противоправных действий, предусмотренных ст. 13.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Переход операторов сотовой связи на Цифровые мощности создал условие, при котором возможен незаконный подмен номера заинтересованными лицами.

Середину 2010 г. можно охарактеризовать зарождением SIP-телефонии, а также развитием первого приложения, обладающего возможностью совершения телефонного вызова через интернетную сеть.

Существуют определенные отличия SIP-телефонии от стандартной телефонной связи; приведем основные из них.

Разговор посредством стандартной телефонной связи возможен только при условии подключения лица, совершающего вызов, к базовой станции, и наличия сотового аппарата. В свою очередь SIP-телефония не требует собой обозначенных требований. Звонки поступают на персональный компьютер или смартфон через специальное приложение по протоколу 1Р, подобно «звонку» на сайт [2].

Таким образом у использованного для телефонного звонка номера при помощи SIP-телефонии нет физического носителя; то есть, SIM-карты. Данный факт обуславливает виртуальность номера, что, тем самым, не позволяет определить его принадлежность к определенной базовой станции. Присутствует возможность получения названия интернет адресов, что составляет лишь малую часть для получения данных о мошеннике. В настоящие дни телефонное мошенничество реализуется путем генерирования любого абонентского номера и обмана доверчивых граждан страны.

Обсуждение.

Стоит обратить внимание на то, что ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» закрепляет обязанность оператора связи передать в сеть оператора связи абонента с кем устанавливается телефонный звонок абонентский номер в неизменном виде [3]. В случае нарушения установленных положений действующего законодательства Российской Федерации, а именно - наличия факта подмены абонентского номера, оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи. Нарушение упомянутой статьи влечет собой наступление административной ответственности.

Решение о возбуждение дела об административном правонарушение в рамках нарушения норм, установленных ст. 13.2.1 КоАП РФ, относится к компетенции органов и должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере связи [4].

Однако, несмотря на сказанное, сегодня на практике наблюдается довольно большой рост судебных дел решения, по которым вынесены не в пользу виновным лиц.

Отмеченное выше свидетельствует о том, что телефонное мошенничество становится одним из наиболее легких способов вхождения в доверие с целью получения банковской информации граждан страны. Складывается мнение о наличие проблемы, связанной с отсутствием разграничения судами при рассмотрении данной категории дел принадлежности кода телефонного номера вызывающего абонента. Речь идет об исключении суть, которого состоит в том, что в случае поступления на техническое оборудование оператора связи вызова от абонента российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации, у оператора связи отсутствует обязанность по прекращению оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи.

В конечном итоге, отсутствует обстоятельство привлечения оператора связи к ответственности, а состава административного правонарушения вовсе нет.

В рамках проведенного исследования считаем необходимым внести изменения в нормы законодательства, регулирующие рассматриваемый вопрос, поскольку, в силу наличия у оператора связи только той информации, которая поступила посредством запроса на установление соединения, отсутствует возможность обнаружения подмены номера, совершенного на оборудовании другого оператора.

Следующая проблема имеет прямую связь с эффективной защитой прав и свобод граждан в сфере обработки и использования персональных данных. Речь идет о нарастающем количестве случаев рассекречивания конфиденциальных данных для формирования нелегальных баз данных владельцев телефонных номеров, электронных почт в целях незаконного коммерческого использования.

Основу правовой регламентации в данном вопросе составляет Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Абсолютно любого рода косвенная или прямая информация, которая относится к определенному физическому лицу подразумевает под собой персональные данные [5]. Нормы закона предусматривают наступление различного вида ответственности в случае реализации незаконных действий при неправомерном получение персональных данных.

В свою очередь, де-юре, положения отмеченного Федерального закона не распространяются на использование телефонных номеров.

Де-факто, у злоумышленников возникает возможность уйти от ответственности, а в обществе царит напряженная обстановка, вызванная регулярными, назойливыми звонками.

Из сказанного нам видится важность защиты конфиденциальности и обеспечение безопасно-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

сти информации, носящей характер персональных данных, то есть, прямо относящаяся к частной жизни гражданина Российской Федерации. Нельзя забывать о том, что главный закон страны гарантирует каждому гражданину страны право на неприкосновенность частной жизни. Недопустимо нарушение конституционных принципов.

Таким образом, безусловно важна сфера контрольной деятельности в сфере защиты персональных данных от телефонного мошенничества.

Контрольная деятельность в рассматриваемой сфере жизни общества преследует собой цель в защите персональных данных граждан страны от несанкционированного получения и применения.

Нормами закона определено, что контроль в Российской Федерации представляет собой, своего рода, деятельность уполномоченных на то органов, включающую в себя наблюдение за соблюдением подконтрольными органами обязательных требований. Также, контрольно-надзорная деятельность преследует собой цель в предупреждение выявление и пресечение нарушений. Можно с уверенностью отнести контроль к ряду основных инструментов обеспечения безопасности жителей государства от телефонного мошенничества.

Результаты.

Подводя итог сказанному, считаем необходимым внести изменения в нормы действующего российского законодательства, регулирующие наступление ответственности оператора связи согласно ст. 13.2.1 КоАП РФ. Также, важно разработать и принять законопроект, который предполагает собой внесение изменений в действу-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

ющий нормативно-правовой акт, а именно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущий собой установление штрафов за спам-звонки и рекламу.

Обратим внимание на то, что на сегодняшний день, в первом чтении Государственной Думы Российской Федерации находится Законопроект № 411312-8. Суть данного документа состоит в внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 КоАП РФ посредством введения ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. Планируемый размер штрафа составляет от 10 тыс. рублей (для граждан) до 1 млн рублей (для организаций). По нашему мнению, требуется установление более высокого размера административного штрафа для физических лиц.

Заключение.

Таким образом, в данной публикации нами были рассмотрены основные проблемные вопросы практического применения ст. 13.2.1 КоАП РФ.

Посредством применения различных методов исследования мы пришли к выводу о том, что имеется необходимость в разработке и принятии нормативных-правовых актов, устанавливающих нормы ответственности за совершение неправомерных действий утечки персональных данных посредством телефонного мошенничества.

Также, нам видится необходимость увеличения размеров штрафов.

Считаем важным разрешить отмеченные в работе проблемы, поскольку совершаемые правонарушения подрывают основу конституционного строя Российской Федерации, гарантирующую гражданам страны неприкосновенность частной жизни.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств // Банк России: Центральный банк Российской Федерации. ЫЯЬ : https://www.cbr.ru (дата обращения 08.01.2024).

2. Куликова И.Е. Отдельные проблемы раскрытия мошенничества, совершаемого с использованием технологий подмены абонентского номера / И.Е. Куликова, В.Ф. Васюков // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2022. № 2(36). С. 122-129.

3. О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

5. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.

1. Review of reporting on information security incidents during money transfer // Bank of Russia: The Central Bank of the Russian Federation. URL : https://www.cbr.ru (date of notification 08.01.2024).

2. Kulikova I.E. Separate problems of fraud disclosure committed using subscriber number substitution technologies / I.E. Kulikova, V.F. Vasyukov // Investigation of crimes: problems and ways to solve them. 2022. № 2 (36). P. 122-129.

3. On communications: Federal Law № 126-FZ of 07.07.2003 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. № 28. Art. 2895.

4. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 195-FZ of December 30, 2001 (as amended on 12/25/2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (Part 1). Art. 1.

5. On personal data: Federal Law № 152-FZ of 07/27/2006 (as amended by 02.06.2023) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. № 31 (1 part). Art. 3451.

References:

Информация об авторе

Останина Анастасия Максимовна

магистр,

юридический факультет,

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

ostanina_a_m@mail.ru

Anastasia M. Ostanina

Master, Law Faculty,

I.T. Trubilin Kuban State Agrarian University ostanina_a_m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.