УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_138 УДК 343.123.1
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ ЗА ПОДМЕНУ АБОНЕНТСКОГО НОМЕРА, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕНИЧЕСТВ BRINGING TO RESPONSIBILITY OF TELECOM OPERATORS FOR THE SUBSTITUTION OF A SUBSCRIBER NUMBER AS ONE OF THE MEANS OF PREVENTING TELEPHONE FRAUD
АБДРАЗЯПОВ Ранис Ришатович,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного процесса
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.
E-mail: [email protected];
ABDRAZYAPOV Ranis Rishatovich,
Candidate of Law, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Deputy Head of the Department of Criminal Procedure. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье автором описывается возможность подмены абонентского номера при осуществлении звонка через интернет приложение, чем пользуются телефонные мошенники. За подмену абонентского номера оператор связи подлежит привлечению к административной ответственности, что является одним из действенных способов предупреждения телефонных мошенничеств.
Abstract: In the article, the author describes the possibility of substitution of a subscriber number when making a call through an Internet application, which is used by telephone scammers. For the substitution of a subscriber number, the telecom operator is subject to administrative responsibility, which is one of the most effective ways to prevent telephone fraud.
Ключевые слова: дистанционное мошенничество, подмена абонентского номера, оператор связи, административная ответ-ственность.
Keywords: remote fraud, subscriber number substitution, telecom operator, administrative responsibility.
Для цитирования: Абдразяпов Р.Р. Привлечение к ответственности операторов связи за подмену абонентского номера, как одно из средств профилактики телефонных мошенничеств // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 138-139. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_138.
For citation: Abdrazyapov R.R. Bringing to responsibility of telecom operators for the substitution of a subscriber number as one of the means of preventing telephone fraud// Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 138-139. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_138.
Статья поступила в редакцию: 01.06.2023
Быстрое развитие технологий и современной техники, в том числе дистанционное банковское обслуживание, сотовая связь, Интернет, смартфоны, которые уже сейчас не уступают персональным компьютерам, во многом облегчают повседневную жизнь, вместе с тем способствуют совершению новых видов преступлений, таких как дистанционное мошенничество, совершаемое с использованием средств телефонной связи.
Данное преступление является весьма распространенным. Практически каждый сталкивался с телефонными мошенниками, которые под видом сотрудников банка либо иных лиц, пытаются ввести в заблуждение с целью хищения денежных средств с банковской карты. По данным Центрального Банка Российской Федерации объем денежных потерь российских граждан от телефонного мошенничества в 2022 году составил 14,2 млрд рублей [1].
Как отмечает Базарова Ю.И. мошенничества, совершаемые с использованием средств телефонной связи гораздо проще предотвратить, чем заниматься розыском преступника и проводить надлежащее расследование [2].
В этой связи важным элементом предупреждения совершения телефонных мошенничеств является пресечение возможности подмены абонентского номера, используемого мошенниками с целью придания вида благонадежности своего звонка.
Подмена абонентского номера стала возможна с переходом операторов связи на Цифровые мощности. В середине 2010 -х годов появилось понятие SIP - телефонии, а также первое программное оборудование (приложения) с возможностью звонка по сети мобильной интернет связи.
SIP-телефония отличается от привычной сотовой связи тем, что она не требует от стороны наличия сотового аппарата или подключения к базовой станции - все звонки поступают на персональный компьютер или смартфон через специальное приложение по протоколу IP, подобно «звонку» на сайт [3].
Абонентский номер, который использует мошенник при использовании SIP-телефонии, не имеет физического носителя (Sim-карты), он виртуальный, при таких обстоятельствах получить информацию в виде привязки к конкретной базовой станции невозможно. Возможно получить лишь сведения об использованных мошенником !Р-адресах, которые он использовал для подключения к приложению (сайту) по работе с SIP-провайдерами.
В ходе развития указанных технологий с помощью интернет приложения открытого кода, а также новейшего оборудования стало воз-
Уголовно-правовые науки
можным переводить интернет звонок в сеть GSM, в том числе генерируя фактически любой абонентский номер.
С 1 января 2023 года вступили в силу требования статьи 46.1 Федерального закона «О связи» [4], направленные на борьбу с преступниками, использующими подменные номера. В соответствии с положениями п.п. 8, 9 ст. 46 данного закона оператор связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов (передача короткого текстового сообщения), обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентский номер, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов (передачу короткого текстового сообщения). Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи в неизменном виде полученный абонентский номер. На основании п. 10 ст. 46 Федерального закона «О связи» оператор связи прекращает оказание услуг по пропуску трафика на свою сеть в случае выявления при оказании услуг по пропуску трафика нарушений требований, установленных п.п. 8, 9 ст. 46 указанного закона.
Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае, если инициирование с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе, для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации, утвержденному соответствующим приказом Минкомсвязи России (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации). Входящие вызовы с абонентскими номерами являются телефонными номерами, подражающими нумерацию, соответствующей российской системе, и вводящим в заблуждение конечных получателей трафика в части его соответствия российскому плану нумерации, что свидетельствует о признаках подмены телефонного номера.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм операторы связи обязаны прекращать оказание услуг связи в случае выявления подмены абонентских номеров.
Факт совершения преступления посредством телефонного мошенничества с подменой абонентского номера свидетельствует о нарушении оператором связи изложенных положений Федерального закона «О связи», за что ст. 13.2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. При установлении признаков указанного административного правонарушения при расследовании уголовного дела, ведущее расследование лицо обязано составить соответствующий рапорт с приобщением копий материалов уголовного дела, подтверждающих факт неисполнения оператором связи обязанностей при оказании услуг. При осуществлении процессуальной деятельности по получению информации об административном правонарушении должны быть установлены обстоятельства, подтверждающие нарушения федерального законодательства и их причинно-следственная связь с действиями (бездействиями) субъекта правонарушения. До возбуждения дела об административном правонарушении необходимо получить информацию из ЕГРЮЛ, сведения о лицензировании деятельности оператора связи для определения субъекта преступления, подлежащего привлечению к административной ответственности. При исследовании события административного правонарушения подлежат установлению период времени и количество соединений по подмене номеров уникальных кодов идентификации абонента, инициирующего телефонный вызов, номером абонента из российской номерной емкости, с целью осуществления распространения электронных сообщений и телефонных вызовов. Местом совершения административного правонарушения будет являться адрес регистрации юридического лица.
Документальным подтверждением передачи подменного номера в телефонную сеть общего пользования будет являться информация о входящем вызове и 1Р-адрес, содержащиеся в лог-файлах SIP-соединений.
Учитывая положения ст. 28.3, 28.4 КоАП РФ, уполномоченными лицами, которые вправе принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ, являются должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и прокурор. Таким образом, для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ, материал проверки необходимо направить по подведомственности прокурору, либо в Управление Роскомнадзора. В соответствии ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ рассматривают мировые судьи. Судебная практика показала, что обстоятельства, способствовавшие совершению административного правонарушения, выражаются в форме бездействия юридических лиц по соблюдению федерального законодательства и обеспечению оборудования системами безопасности, что является основанием для внесения актов реагирования.
В заключении отметим, что профилактика преступлений является одним из важнейших направлений в работе органов внутренних дел, деятельность которой регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
Библиогра фия:
1. Сайт Центрального Банка Российской Федерации// [Электронный ресурс]. URL:// https://cbr.ru/press/event/?id=14544. (дата обращения 31.05.2023).
2. Базарова Ю.И. Некоторые аспекты предупреждения мошенничеств, совершаемых с использованием средств телефонной связи // Современность в творчестве начинающего исследователя. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. 2017. С.6-10.
3. Куликова И.Е., Васюков В.Ф. Отдельные проблемы раскрытия мошенничества, совершаемого с использованием технологий подмены абонентского номера // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2022. № 2 (36). С. 122-129.
4. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"// [Электронный ресурс]. URL:// http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 31.05.2023).
References:
1. Website of the Central Bank of the Russian Fédération// [Electronic resource]. URL:// https://cbr.ru/press/event/?id=14544 . (date of appeal 31.05.2023).
2. Bazarova Yu.I. Some aspects of the prevention of fraud committed using means of telephone communication // Modernity in the work of a novice researcher. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical Conference of young scientists. 2017. pp.6-10.
3. Kulikova I.E., Vasyukov V.F. Separate problems of disclosure of fraud committed using subscriber number substitution technologies // Investigation of crimes: problems and ways to solve them. 2022. No. 2 (36). pp. 122-129.
4. Federal Law No. 126-FZ of July 7, 2003 "On Communications"// [Electronic resource]. URL:// http://www.pravo.gov.ru . (accessed: 05/31/2023).