СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
Г.Ф. Шипулин, магистрант
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-186-189
Аннотация. В работе рассматриваются распространенные способы совершения мошенничества в сфере использования средств связи, в частности, с применением технологий подмены сотовых номеров, статистика их совершения за 2019 и 2020 годы, тенденция роста, а также законодательные и организационные меры государства и компаний по противодействию совершения подобного рода преступлений, предложен авторский подход к их морфологической классификации, а также перечислены некоторые способы получения денежных средств злоумышленниками.
Ключевые слова: мошенничество, сотовая связь, SMS-фишинг, SIP-телефония, вишинг, социальная инженерия.
Появление средств мобильной связи привело к появлению нового вида мошенничества - хищения денежных средств путем обмана либо злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ), а именно телефонного мошенничества. Мошенничество, совершаемое с использованием средств сотовой связи, осуществляется через телефонный звонок или БМБ-сообщения.
Проблема телефонного мошенничества является актуальной, по данным службы Росстат России, более 90% населения пользуется услугами сотовой связи. В 2019 году служба безопасности ПАО Сбербанк зарегистрировала 2,5 миллиона случаев телефонного мошенничества. По заявлению начальника управления противодействию кибермошенничества Сбербанка Сергея Велигодского, по сравнению с 2017 годом наблюдается тенденция роста, составляющая пятнадцатикратное увеличение. Также отмечается, что мошенники стали анализировать методы и алгоритмы реагирования банков на факт происшествия подобных инцидентов. Согласно статистике, звонки злоумышленников осуществлялись с 170 тысяч уникальных номеров, при этом использовался механизм подмены номеров.
По сообщению российского государственного информационного агентства ТАСС в 2020 году потери россиян от телефонного мошенничество составили порядка 112,5 миллиардов рублей.
Согласно международной статистике, ежегодные совокупные потери операторов связи и абонентов от телефонного мошенничества варьируются от 10 до 40 миллиардов долларов. Более точно оценить представляется невозможным ввиду того, что организации не заинтересованы обнародовать подобную информацию из-за наличия репутационных рисков, а абоненты, осознав, что стали жертвой мошенничества, не обращаются с заявлением в правоохранительные органы ввиду психологических и социальных факторов, к ним относятся общественное мнение, чувство собственной вины, а также незначительность причиненного ущерба.
Основными причинами популяризации данного вида имущественного преступления по мнению автора является широкая распространенность и доступность средств сотовой связи, а также высокий уровень доверчивости граждан. Таким образом, мобильному мошенничеству подвержены все слои населения.
По мнению автора, мобильное мошенничество можно классифицировать по способу осуществления следующим образом:
- через телефонный звонок,
- через БМБ-сообщение.
Стоит отметить схожесть всех способов мобильного мошенничества, заключающейся в использовании злоумышленниками социальной инженерии, т.е.
психологического манипулирования
людьми с целью перехода имущественного права злоумышленнику путем обмана, для чего преступник использует следующие способы, сгруппированные согласно приведенной автором классификации по способу осуществления:
1. Вишинг.
Вишинг - один из методов мошенничества, заключающийся в использовании телефонной коммуникации, в ходе которой мошенники под разными предлогами выманивают конфиденциальную информацию или убеждают произвести денежный перевод.
Злоумышленники могут через телефонный звонок смоделировать ситуацию с якобы попавшим родственником в беду, требуя денежное вознаграждение за решение разного рода проблем с привлечением представителя исполнительной власти. Социальная опасность данного способа также состоит в дискредитации государственных институтов, повышая уровень недоверия граждан к органам государственной власти.
Другим способом телефонного обмана является звонок с подменного номера службы безопасности банка, например, с номера 900, являющимся номером ПАО «Сбербанк», в ходе которого мошенник представляется сотрудником службы безопасности финансовой организации и сообщает о том, что с карты абонента предотвращена попытка несанкционированного снятия денежных средств, в результате чего банковская карта была временно заблокирована. Для разблокировки карты держателя призывают назвать номер карты и ее СУС-код с целью последующего снятия денежных средств злоумышленником.
Стоит выделить еще одну распространенную схему мошенничества -сбрасывающиеся или немые звонки. Сбрасывающиеся звонки - это телефонные вызовы с неизвестного номера, длящиеся несколько секунд. Осуществляются подобные звонки с целью вынудить перезвонить на этот номер, за обратный звонок будет взята абонентская плата. Данные звонки совершаются с международных номеров или платных сервисов. Как правило, подобная схема срабатывает в случае, если
заинтересованность перевешивает критическое мышление.
Вследствие изменений, вступивших в силу 01.06.2018 г., в федеральном законе N 126-ФЗ «О связи», появился новый способ мошенничества. Изменения в законодательстве обязывают операторов услуг связи подтверждать персональные данные, предоставляемые их абонентами, при заключении договора об оказании услуг. В контексте данного вопроса, к собираемым данным относятся паспортные данные абонентов, включающие в себя ФИО, серию и номер паспорта, место регистрации. В случае несовпадения имеющихся данных абонента у оператора и данных, внесенных в государственную информационную базу, оператор приостановит или расторгнет договор в одностороннем порядке. Так, мошенник от имени оператора связи звонит гражданину с запросом о подтверждении паспортных данных в виде отправки скан-копии документа на определенный электронный почтовый адрес. В результате злоумышленники, владея паспортными данными потерпевшего, могут воспользоваться ими в дальнейшем с целью прикрытия при совершении других преступных деяний, продать их или, например, взять кредит в микрофинансовой организации.
2. 8М8-фишинг.
БМБ-фишинг - вид мошенничества, при котором злоумышленники призывают к действию посредством текстовых сообщений.
На абонентский номер гражданина может поступить БМБ-сообщение с просьбой о помощи от имени знакомого человека, например, перевести определенную сумму на указанный номер.
Другой схемой является «перевод денежных средств по ошибке», приходит БМБ-сообщение с текстом о пополнении баланса телефона либо банковской карты, после чего с другого номера поступает новое БМБ-сообщение, в ходе которого мошенник просит вернуть переведенные по ошибке денежные средства.
Еще одной распространенной схемой мобильного мошенничества через БМБ-сообщения является БМБ-рассылка с текстом о выигрыше в лотерее крупной суммы
денежных средств либо дорогостоящего имущества, для получения которого требуется отправить БМБ-сообщение с кодом на определенный номер. В результате оказывается, что БМБ-сообщение будет платным и с абонентского счета будет списана незначительная сумма денежных средств.
Чаще всего мошенники отправляют массовую рассылку подобных сообщений, данные схемы тривиальны, однако им подвержены незащищенные слои населения такие, как несовершеннолетние, пожилые, а также люди с психологическими расстройствами.
На основе вышеописанных схем автору представляется возможным произвести классификацию по способу получения денежных средств злоумышленниками от потерпевших:
- передача денежных средств лично или оставление в условленном месте;
- перевод денежных средств на указанный мобильный или банковский счет;
- кража денежных средств с банковского счета ввиду получения авторизационных и аутентификационных данных банковской карты жертвы;
- списание денежных средств с абонентского номера за платный звонок;
- оформление договорного права за счет наличия копий документов потерпевшего.
Одной из проблем расследования подобных преступлений по мнению автора является сложность в идентификации злоумышленника и его месторасположения. Данное обстоятельство заключается в подмене номеров, осуществляемой с помощью 1Р-те-лефонии, которая анонимна в отличие от стационарной и мобильной связи. Через сетевой протокол с использованием специального программного обеспечения, установить которое можно на персональные компьютеры, планшеты, а также мобильные телефоны, осложняя все установлением УРК-соединения и транслированием сетевого трафика через цепочку прокси-серверов, затрудняя тем самым установление исходного ГР-адреса, происходят звонки мошенников.
Услугу подмены номера оказывают множество сервисов, в том числе находящиеся заграницей, оплата которой может происходить через криптовалюту. Данное
обстоятельство дополнительно затрудняет расследование фактов телефонного мошенничества правоохранительными органами. Как правило, услуга подмены осуществляется с помощью SIP-телефонии, разновидности IP-телефонии. Отдельно стоит отметить, что при подмене номера, например, на номер банка с помощью SIP-телефонии, обратный звонок на входящий номер будет выполнен уже на легитимный номер банка. Данная особенность характерна ввиду односторонности звонка с подмененного номера.
К законодательным мерам профилактики телефонного мошенничества можно отнести инициативу создания центра борьбы с телефонным мошенничеством и киберпреступлениями Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Также на официальном сайте данного министерства было опубликовано о разработке мер борьбы с распространением мошеннического телефонного трафика, связанного с подменой номера исходящего соединения, соответствующий проект постановления опубликован на портале проектов нормативных актов. В рамках законопроекта регулятор предлагает обязать операторов связи устанавливать системы противодействия телефонному мошенничеству и блокировать номера, которые используются для спама и мошенничества. В обсуждение проекта вовлечены также силовые ведомства и ЦБ, что свидетельствует о комплексности подхода к разработке законодательной инициативы. Другой законодательной инициативой, которую можно отнести к превентивной мере телефонного мошенничества, является Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 533-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", вступающий в силу 1 июня 2021 г., заключающаяся в обязывании операторов сотовой связи к продаже сим-карт исключительно в официальных салонах.
В статье были рассмотрены статистики совершения мобильного мошенничества и ущерб от подобного рода преступления, типовые способы его реализации, предложен авторский подходы к их морфологической
классификации, а также классификации по были освещены и проанализированы пре-способу получения денежных средств от вентивные законодательные меры, иниции-потерпевших, однако непрерывно появля- рованные государством, в отношении со-ются новые, более совершенные и проду- вершения мошенничества с использова-манные способы совершения подобного нием средств сотовой связи. рода преступного деяния. Кроме этого,
Библиографический список
1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» // «Российская газета» от 10 июля 2003 г. N 135.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 533-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» // Официальный интернет-портал правовой информации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru
3. Сбербанк увидел рост случаев телефонного мошенничества более чем в 15 раз // «Ро-сБизнесКонсанлтинг» - информационное агентство. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru // Опубликовано 06.12.2019 (дата обращения: 12.03.2021)
4. Лаборатория Касперского. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/ (дата обращения 15.03.2021)
5. Опросы общественного мнения. Государственное информационное агентство - ТАСС. 24.12.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru // (дата обращения: 10.03.2021)
6. Портал Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru// Опубликовано 4 марта 2021 (дата обращения: 17.03.2021)
7. Управление МВД России по Ульяновской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://73.мвд.рф (дата обращения: 17.03.2021)
8. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.03.2021)
WAYS OF COMMITTING FRAUD RELATED TO THE USE OF MOBILE COMMUNICATIONS
G.F. Shipulin, Graduate Student
Institute of International Law and Economics named after A.S. Griboedov (Russia, Moscow)
Abstract. The paper discusses common ways of committing fraud in the field of using means of communication, in particular, using cell number spoofing technologies, the statistics of their commission for 2019 and 2020, the growth trend, as well as legislative and organizational measures of the state and companies to counteract the commission of this kind of crime, the author's approach to their morphological classification is proposed, and some ways of obtaining money by malefactors are listed.
Keywords: fraud, cellular, SMS-fishing, SIP-telephony, vishing, social engineering.