Научная статья на тему 'Проблемы защиты национальных интересов в условиях ВТО'

Проблемы защиты национальных интересов в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1011
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC INTERESTS / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Е.В.

Рассматриваются проблемы и их решения в ключе национальных экономических интересов со вступлением России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF PROTECTING NATIONAL INTERESTS IN THE WTO

Article discusses the problems and their solutions in key national economic interests with Russia's accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты национальных интересов в условиях ВТО»

ЭКОНОМИКА

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

В УСЛОВИЯХ ВТО

Александрова Е.В.

Рассматриваются проблемы и их решения в ключе национальных экономических интересов со вступлением России в ВТО.

Ключевые слова: национальная безопасность, международное право, экономические интересы, конкурентноспособность, инвестиции.

THE PROBLEMS OF PROTECTING NATIONAL INTERESTS IN THE WTO

Aleksandrova E.V.

Article discusses the problems and their solutions in key national economic interests with Russia's accession to the WTO.

Keywords: national security, international law, economic interests, competitiveness, investments.

Усиление взаимозависимости государств на сегодняшний день является одной из общих тенденций современной геополитики. Очевидно, что сближение, унификация и взаимодействие правовых систем способствует гармоничным взаимоотношениям между государствами, обладающими различным правовым наследием. Данную тенденцию отмечает Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д., говоря о том, что современное демократическое и правовое государство не может быть полностью, абсолютно суверенным в первозданном понимании того слова. Быть государством-крепостью в условиях интернационализации прав и свобод человека, интернационализации современной экономики, финансовых потоков, в системе современных международных отношений в целом нельзя [1, с. 23].

Не смотря на различия в правовых системах государств, как отмечает С.Ю. Мароч-кин, общим для всех является то, что все правовые системы имеют общую основу - волю государства и его интересы, правовую при-

роду, общие категории и принципы права [2].

В ходе исследования вопроса о взаимодействии норм международного права и национального права можно сделать следующие выводы:

1) нормы международного права регулируют отношения совместно с нормами внутригосударственного права;

2) Конституция РФ закрепила, что международные нормы имеют приоритет на территории Российской Федерации, если они:

а) закреплены письменно;

б) не противоречат Конституции РФ (иначе они не применяются);

в) выражены в форме федерального закона (если иначе, то необходимо более подробно рассматривать вопрос о соотношении внутригосударственного права и международных норм, а именно между кем заключены международные договоры - уровень власти, и что является предметом договора).

Таким образом, Конституция РФ, устанавливая ограничение на действие международных норм на территории Российской Федерации (не противоречие ей), проявля-

ет себя как нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, а это и есть главный показатель верховенства Конституции РФ в российской правовой системе. Но это касается не только Российской Федерации, но и других государств. Так, Венская конвенция [3] о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) предусматривает в ст. 46, что государство может сослаться на невозможность выполнения договора, если нарушение было явным и касалось нормы его внутреннего права особого значения. Тут явно напрашивается вывод о том, что Конституция РФ как Основной закон является нормой «особого значения».

Таким образом, Конституция РФ защищает нашу страну от норм международного права, которые явно будут противоречить ей и нарушать национальные интересы государства. Но что есть «национальный интерес»?

Определение «национальный интерес» пришло в российскую политологию из англоязычной политической литературы, в которой он больше относится к государственному интересу. В словарях по политологии дается определение национального интереса как категории внешнеполитической, которая включает в себя «осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.» [4]. Национальная безопасность является одной из составных частей национального интереса, это «совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений (способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами), в том числе морально-психологическое состояние общества, устойчивость го-

[рова Е.В.

сударственных структур, особенности национального характера, качество дипломатии» [5]. В своей статье А. Саидов и Л. Кашинская указывают, что «концепция национальной безопасности представляет собой производную от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения гражданами того или иного государства его места и роли в современной мировой цивилизации» [6, с. 119].

Соответственно, национальная безопасность определяет действия государства по защите национальных интересов. В мае 2009 г. Президентом РФ утверждена «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.» [7] - это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Она закрепляет полномочия, определяет основные задачи и функции государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с внутренней и внешней политикой государства. В данном документе приведены понятия «национальные интересы Российской Федерации» (это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства) и «национальная безопасность» (это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства).

В ней указано, что для соблюдения национальных интересов и безопасности необходимо развивать национальную экономику таким образом, чтобы она была устойчивой к источникам угрозы, таким как

кризисы мировой и региональных финан-сово-бансковских систем, усиление борьбы за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Сильная экономика страны обеспечивает и повышение качества жизни граждан, стабильность развития социальной сферы и др.

Для преодоления таких сложностей государство направляет свои силы на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкуретной политики.

В современных условиях состояние экономики определяет благополучие любой страны в международных отношениях, поэтому экономическая безопасность выходит на первый план.

Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию общественных потребностей на национальном и международном уровнях [8, с. 52].

Вступление России во Всемирную торговую организацию и есть шаг к интегрированию страны в мировое сообщество именно в экономическом плане.

Всемирная торговая организация - глобальная международная организация, регулирующая правила международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель Всемирной торговой организации - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам ведения их бизнеса.

Основу функционирования ВТО составляют: многосторонние соглашения по торговле товарами, генеральное соглашение о торговле и услугами (ГАТС), соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), соглашение о

правилах и процедурах урегулирования споров и др.

Сегодня ВТО играет ключевую роль в регулировании международного внешнеторгового оборота. Ее цель - обеспечение свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования. По сути, это единственная организация международного уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между государствами-участниками по вопросам, касающихся торговли и торговых барьеров. Деятельность организации регулируется комплексом правовых документов, определяющих права и обязанности правительств и государств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Исходя из характера и цели Всемирной торговой организации, можно прийти к выводу, что вступление России в нее откроет внутренний рынок для более льготного доступа иностранных товаров на внутренний рынок страны, но, с другой стороны, это противоречит концепции экономической безопасности. Объяснить данное присоединение к организации можно тем, что государство предполагает более эффективную конкурентную борьбу среди производителей. Ведь именно с таким «открытием» внутреннего рынка для импортных товаров перед производителями стоит задача повысить качество производимого национального товара.

В принципе характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Так, она получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продаже своих товаров. При этом наша страна не утратит права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей от неправомерных

действий других стран, но будет обязана осуществлять эту защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе.

В 2011 году была завершена процедура переговоров по вступлению России в ВТО, инициированной в 1993 году. Присоединение Российской Федерации к ВТО было оформлено посредством подписания Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 16 декабря 2011 года в ходе VIII Министерской Конференции ВТО в Женеве.

С 22 августа 2012 г. Россия живет по правилам ВТО: снижает пошлины, вводит разрешенные защитные меры и отстаивает свою позицию в спорах с торговыми партнерами.

Проанализировав различные точки зрений экспертов-экономистов, можно сделать вывод, что в качестве основного положительного момента вступления России в ВТО является приток иностранных инвестиций, что, несомненно, впоследствии приведет к увеличению ВВП. Ведь правила ВТО предполагают, что правительству придется сделать свою работу более предсказуемой (например, в регулировании внешнеторговой деятельности или предоставлении субсидий), а это позитивно сказывается на инвестиционном климате.

Данный прогноз основан на данных экономического роста Китая. Так, в Китае через год после присоединения к ВТО прямые иностранные инвестиции выросли на 18%, темпы роста ВВП на следующий год после вступления превысили 9%, а всего за 10 лет с момента присоединения китайская экономика выросла в четыре раза [9].

Таким образом, получается, что целью вступления России в ВТО являются иностранные инвестиции и мощный «толчок» для производителя к повышению качества и конкурентоспособности производимого им товара. Но при этом есть минусы данного решения.

Открытие рынка для иностранных това-

[рова Е.В.

ров и услуг сказывается отрицательно, прежде всего, на «чувствительных» секторах экономики - это сельское хозяйство, которое более, чем все остальные секторы, зависит от тарифной защиты рынка и от субсидий и сильнее страдает из-за либерализации.

Приложением II к Протоколу о присоединении к ВТО закреплено, что с 22 августа 2012 г. в Российской Федерации внутренняя поддержка государства по сельскому хозяйству будет ограничена фиксированной денежной суммой, которая поэтапно будет уменьшаться с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4,4 в 2018 г. (секция I части IV «Сельскохозяйственные товары: Обязательства по ограничению субсидий Приложения II к Протоколу о присоединении к ВТО»). Ранее же данные отношения регулировались Соглашением от 09.12.2010 г. «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства», в ч. 1 ст. 6 которого было определено, что уровень мер, оказывающих искажающее влияние на торговлю, определяется как процентное отношение объема господдержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельхозтоваров в целом. Такой уровень мер не должен превышать десять процентов.

Также по условиям присоединения к ВТО импортные пошлины внутри квоты снизились с 15 до 0%, а вне квоты — с 75 до 65%. Благодаря этому резко вырос импорт дешевой свинины из Европы, а издержки российских производителей росли из-за слишком высоких цен на зерно. В результате к концу 2012 г. даже производители, использующие самые современные технологии, работали на грани рентабельности, хотя до вступления в ВТО свиноводство было одним из самых прибыльных секторов с рентабельностью по EBITDA [10] около 40%.

Новые правила ощутили и производители молочных продуктов: только за I квартал 2013 г. импорт по различным категориям вырос на 10-33%, а цены увеличились лишь на 3-5%. Схожая ситуация наблюда-

лась и на рынке куриного мяса и говядины: импортные поставки опережали рост цен, а пошлины внутри квоты также существенно снизились сразу после вступления (с 55 до 15% для говядины и с 80 до 25% для куриного мяса).

Среди пострадавших оказались и российские производители сельхозтехники. Импортная пошлина на зерноуборочные комбайны при вступлении России в ВТО снизилась с 15 до 5%. В результате уже в первом полугодии 2012 г. импорт подскочил на 92,9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., установила Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Отечественные производители стали терять долю рынка и прибыль. В январе - апреле 2013 г. российское производство сократилось на 30%, говорил директор ассоциации «Росагро-маш» Е. Корчевой. На помощь пришла ЕЭК, которая для начала ввела на территории Единого экономического пространства (Россия, Белоруссия, Казахстан) предварительную защитную пошлину в 27,5%. Пока рынок был под защитой, комиссия провела расследование и констатировала, что резкий рост импорта действительно нанес ущерб отрасли, и решила сохранить защитную пошлину до 2016 г. Однако решение заблокировал Казахстан, и пошлину заменили на квоту. Правда, к квоте уже последовали претензии - Ассоциация производителей сельхозтехники Германии заявила, что мера противоречит правилам ВТО, ограничивает свободу выбора российских аграриев, подрывает их эффективность и конкурентоспособность.

По мнению советника президента С. Глазьева ВТО является системным решением, которое не предполагает дороги назад. Дорога будет идти только в сторону дальнейшего сужения возможностей традиционных методов поддержки конкурентоспособности, которые наше правительство освоило за последние годы [11].

Это касается и таможенного тарифа, и государственных закупок, и субсидий,

включая субсидирование процентных ставок, и ветеринарного контроля, и многих других вещей. Из этого можно сделать только один вывод - необходимо искать возможности поддержки конкурентоспособности национальной экономики больше за пределами ВТО, в тех сферах регулирования, на которые ВТО не распространяется. Это, прежде всего, более широкая работа через банки развития, это денежно-кредитная политика и особенно политика рефинансирования и процентных ставок, это обменный курс, финансирование НИОКРов, техническое регулирование и так далее. Весь мир сегодня перешел на активнейшее использование этих инструментов [12].

Заместитель министра экономического развития Российской Федерации А. Лихачев отмечает, что впервые с уверенностью можно сказать, что по итогам 2013 года внешнеторговый оборот товаров и услуг России превысит 1 трлн долларов. Судя по "достроенным" данным ФТС за 10 месяцев, по итогам 2013 года Россия выйдет примерно на тот же показатель торговли товарами, который был зафиксирован в прошлом году, - 848 млрд долларов. По итогам десяти месяцев падение экспорта составит 0,6%, импорт вырастет на 0,9%. Торговое сальдо осталось положительным, сократившись на 2,5%. При этом выявилась очень интересная тенденция - экспорт сырьевых товаров снижается, а высокотехничных растет. Так, экспорт машинотехнической продукции вырос более чем на 4%, высокотехнологичной продукции - на 14%, а инновационной - на 4,2%. Одновременно значительно выросла торговля услугами. По данным ЦБ, по итогам первого полугодия рост составил 18%. Мы понимаем, что выйдем на сумму более 200 млрд долларов оборота РФ по торговле услугами по итогам года [13].

Однако даже в условиях ВТО Российская Федерация отстояла свои позиции, например, касающиеся реализации Соглашений о разделе продукции. Так, согласно Перечню специфических обязательств Рос-

сийской Федерации по услугам, который содержится в Приложении к Протоколу о присоединении к ВТО, установлено:

1) российские юридические лица имеют преимущественное право на участие в реализации Соглашения о разделе продукции в отношении разведки, разработки и добычи минеральных ресурсов в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами;

2) не менее 80 процентов всего нанятого персонала, задействованного в реализации Соглашения о разделе продукции, должны быть гражданами РФ.

Также этим Перечнем закреплено следующее ограничение доступа на рынок. При осуществлении международных перевозок (CPC 7211, CPC 7212), исключая каботажные перевозки, преимущественное право на участие в работах по Соглашению о разделе продукции в качестве перевозчиков принадлежит российским юридическим лицам. Данное правило распространяется на линейные, балкерные, трамповые и другие международные перевозки, включая пассажирские.

Таким образом, бесспорно, Российская Федерация при вступлении во Всемирную торговую организацию открыла иностран-

рова Е.В.

ным производителям возможность более легкого доступа на внутренний рынок. Однако при обсуждении условий вступления Российская Федерация отстояла национальные интересы, касающиеся особо важных сфер для Российской Федерации как страны-экспортера энергоресурсов.

Также государство развивает и другие способы защиты внутригосударственного рынка. Например, начала действовать система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультативных инструментов. Так, к мерам государственной финансовой поддержки экспорта относятся: гарантирование экспортной операций, долгосрочное и среднесрочное экспертное кредитование, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам, страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков [14].

Тем самым государственная политика направлена на улучшение качества и прозрачности торговых отношений участников ВЭД, приняв условия Всемирной торговой организации, но при этом соблюдает интересы национальных производителей и других участников экономических отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Зорькин В.Д. Интеграция европейского конституционного пространства: вызовы и ответы // ЖРП. 2006. № 12. С. 23

2. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография / С.Ю. Марочкин. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

3. Международное право: Сборник документов. Выпуск 1. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2006.

4. Словарь по политологии / Отв. ред. В.Н. Коновалов. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.

5. Кучерявый М.М., Шерпаев В.И. Политология: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та, 2010.

6. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 119.

7. http://www. scrf. gov. ru/documents/99. html

8. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. М., 2007. С. 52.

9. Лютова М. Как Россия прожила первый год в ВТО. // [http://www.ved.gov.ru/news/9Z 12871.html] (дата обращения: 18.12. 2013).

10. Чжао Чэньюй. Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны. Журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии» № 4/2006 // [http:// cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-vstupleniya-kitaya-v-vto-dlya-ekonomiki-strany]

11. Данный финансовый термин расшифровывается как Earnings Before Interest, Dividend, Tax and Amortization, что означает следующее: валовая прибыль до вычета из нее начисленных процентов, дивидендов, до уплаты налогов и до вычета из нее амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

12. Правительство обсудит обновленный план адаптации экономики к ВТО. // http:// www.tks.ru/reviews/2012/10/15/01 (дата обоащения: 15.10.2012).

13. См. там же.

14. Россия приступает к реализации своих интересов в ВТО. // http://www.ved.gov.ru/ news/9/13086.html (дата обращения: 19.01. 2014).

15. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 № 1493-р «О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.