Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
538
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая безопасность / национальная безопасность / морское право / МАРПОЛ / защита окружающей среды / environmental safety / national security / maritime law / MARPOL / environmental protection

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Самогин Артем Сергеевич, Галанова Вера Романовна

В современных условиях шестого научно-технического уклада вопросы защиты окружающей среды приобретают первоочередное значение. Авторы отмечают тот факт, что сотрудничество государств в традиционных сферах безопасности и политической стабильности продолжается многие десятилетия, тогда как вопросы экологии не вызывают дискуссий, но и не объявляются важнейшими для человечества. Между тем, в условиях перехода к т.н. «зеленой экономике» многие развитые государства не стремятся создавать специальные конвенционные механизмы защиты морей и океанов от нефтяных загрязнений, предполагая постепенное исчезновение проблемы, по мере отказа от углеводородного сырья. Констатируется, что данная концепция представляется преждевременной, отказ от углеводородов невозможен на современном этапе развития промышленности, рост использования углеводородов отмечается в производственном секторе экономик развивающихся стран не одно десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROTECTING THE WORLD OCEAN FROM POLLUTION IN THE CONTEXT OF THE NATIONAL SECURITY OF THE STATE

In modern conditions of the sixth scientific and technical order, environmental protection issues are of primary importance. The authors note the fact that cooperation between states in the traditional spheres of security and political stability has been going on for many decades, while environmental issues do not cause discussion, but they are not declared to be the most important for humanity. Meanwhile, in the transition to the so–called. In the “green economy”, many developed states do not seek to create special conventional mechanisms for the protection of seas and oceans from oil pollution, assuming the gradual disappearance of the problem, as the rejection of hydrocarbon raw materials. It is stated that this concept seems premature, the rejection of hydrocarbons is impossible at the present stage of industrial development, the growth in the use of hydrocarbons has been noted in the manufacturing sector of the economies of developing countries for more than a decade.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11205 САМОГИН Артем Сергеевич,

ассистент кафедры КБ-12 «Правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»,

e-mail: samogin_as@mgupi.ru

ГАЛАНОВА Вера Романовна,

ассистент кафедры КБ-12 «Правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»,

e-mail: galanova_vr@mgupi.ru

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В современных условиях шестого научно-технического уклада вопросы защиты окружающей среды приобретают первоочередное значение. Авторы отмечают тот факт, что сотрудничество государств в традиционных сферах безопасности и политической стабильности продолжается многие десятилетия, тогда как вопросы экологии не вызывают дискуссий, но и не объявляются важнейшими для человечества. Между тем, в условиях перехода к т.н. «зеленой экономике» многие развитые государства не стремятся создавать специальные конвенционные механизмы защиты морей и океанов от нефтяных загрязнений, предполагая постепенное исчезновение проблемы, по мере отказа от углеводородного сырья. Констатируется, что данная концепция представляется преждевременной, отказ от углеводородов невозможен на современном этапе развития промышленности, рост использования углеводородов отмечается в производственном секторе экономик развивающихся стран не одно десятилетие.

Ключевые слова: экологическая безопасность, национальная безопасность, морское право, МАРПОЛ, защита окружающей среды.

SAMOGIN Artem Sergeevich,

Assistant of the Department of KB-12 "Legal Support of National Security",

MIREA - Russian Technological University

GALANOVA Vera Romanovna,

Assistant of the Department of KB-12 "Legal Support of National Security",

MIREA - Russian Technological University

PROBLEMS OF PROTECTING THE WORLD OCEAN FROM POLLUTION IN THE CONTEXT OF THE NATIONAL SECURITY

OF THE STATE

Annotation. In modern conditions of the sixth scientific and technical order, environmental protection issues are of primary importance. The authors note the fact that cooperation between states in the traditional spheres of security and political stability has been going on for many decades, while environmental issues do not cause discussion, but they are not declared to be the most important for humanity. Meanwhile, in the transition to the so-called. In the "green economy", many developed states do not seek to create special conventional mechanisms for the protection of seas and oceans from oil pollution, assuming the gradual disappearance of the problem, as the rejection of hydrocarbon raw materials. It is stated that this concept seems premature, the rejection of hydrocarbons is impossible at the present stage of industrial development, the growth in the use of hydrocarbons has been noted in the manufacturing sector of the economies of developing countries for more than a decade.

Key words: environmental safety, national security, maritime law, MARPOL, environmental protection.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Введение

Состояние флоры и фауны морских вод ухудшается по естественным причинам, возникающим в связи со стихийными бедствиями. В ходе эволюции индивидуумы приспособились к использованию ресурсов Мирового океана, казалось бы, на благо человечеству, но экономический прогресс, особенно среди государств - мировых экономических лидеров, привел к тому, что биосистема Мирового океана, имеющего исключительное значение в жизнеспособности Земли, нарушена. Такого рода проблемы, конечно, не остаются вне поля зрения мирового сообщества и находят своё разрешение в международно-правовом регулировании [1; 2; 3]. Но ситуация, к сожалению, имеет тенденцию к усугублению из-за продолжающегося научно-технического прогресса.

Мировой океан с экономической точки зрения, по аналитическим оценкам, является богатейшим источником энергетических ресурсов, в т.ч. таких углеводородов, как газ и нефть. В пределах Мирового океана установлено около 70 нефтегазоносных или потенциально нефтегазоносных бассейнов или провинций [5]. Необходимо также отметить, что недостаток твердых полезных ископаемых на суше, таких как марганец, кобальт и никель, находится в избытке в виде морских глубоководных рудных залежей.

Основная часть

Высокая антропогенная нагрузка, геологическое изучение недр океана, добыча полезных ископаемых, сбросы отходов производства и потребления в морские и океанические воды привели к негативным последствиям, выражающимся в форме глобального загрязнения экосистемы Мирового океана, что привело к дестабилизации экологического состояния вод по всей планете, что, в свою очередь, пагубно влияет на морское пространство, нарушая возможные биологические цепочки.

Таким образом, в настоящее время перед всем человечеством стоит важная задача по ликвидации ущерба, нанесенного научно-техническими и производственными процессами одному из самых необходимых компонентов окружающей среды, являющихся в определенной степени основой жизнеобеспечения для многомиллионного населения планеты [4; 6; 7; 11].

Среди самых потенциально опасных факторов воздействия на жизнеспособность различных экосистем Мирового океана можно назвать нефтяную промышленность.

Большая часть морских перевозок приходится на нефтепродукты, в настоящее время насчитывается около 2 млрд т нефти, транспортировка которой осуществляется морским путем,

что в результате оставляет свой след на экологической составляющей морских вод.

На сегодняшний день страны с развитым кораблестроением прилагают множество усилий для разработки экологически чистого танкера, чтобы перевозки углеводородов были безопасны для окружающей среды. К сожалению, на современном этапе развития науки технологическая составляющая такого судна не обеспечивает полностью экологической безопасности при транспортировке нефтепродуктов, в любом случае при погрузке или выгрузке нефти происходят ее потери, в океан сбрасывается балласт воды, который при погрузке замещают нефтью, также из танкеров сбрасываются льяльные воды, которые скапливаются в машинном отделении судна.

Основными причинами разлива нефти в морских водах являются аварии танкеров, при которых нефть в значительных количествах разливается по огромной акватории, загрязнения такого рода наносят масштабный урон экологии Мирового океана и его биосфере, что, в свою очередь, может привести к долговременным катастрофическим последствиям.

Как известно, нефть - природная смолянистая горючая жидкость, которая благодаря своему химическому составу при разливе на воде распространяется на ее поверхности в виде тонкой смолянистой пленки или же смолянистых комков, которые образуются от тяжелых фракций нефти.

Такие пленочные образования негативно влияют на химические, физические и, в целом, естественные природные процессы на поверхности морей и океанов. Одной из негативных причин является то, что тонкая пленка из нефти служит своеобразным отражателем солнечных лучей от поверхности воды, что в значительной степени снижает количество поглощаемой солнечной энергии океаном и влияет на процессы теплообмена в океанических водах, что, в свою очередь, пагубно отражается на животном и растительном мире океанических вод.

Таким образом, при нарушении теплообмена морские воды нагреваются из-за наличия нефтяной пленки на поверхности, при этом чем толще смолянистая пленка, тем выше нагрев поверхности воды.

К сожалению, многие государства, имеющие выход к морю, до сих пор придерживаются практики морских захоронений отходов промышленности, мусора, химических и радиоактивных компонентов производства. Процентная составляющая такого рода отходов от общего количества загрязнений мирового океана достаточно мала, океаническая биосистема способна переработать без неприемлемого ущерба для Мирового океана такие органические вещества, но в то же время надеяться на полное самоочищение мировых вод

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

не стоит, т.к. это не представляется возможным из-за наращивания объемов промышленной деятельности.

По мнению ученых, история нефтяной промышленности в целом зависит от истории спроса на нефть и нефтепродукты [9, с. 2471-2484]. Обращаясь к нефтяной истории 1980-х гг. США, число нефтедобывающих установок в Мексиканском заливе в период в 1959-1981 гг. возросло с 50 до 231 конструкции, а первый аукцион по сдаче в аренду всей акватории Мексиканского залива, в т.ч. участки добычи на внешней шельфовой зоне, был проведен в 1983 г. [8].

Ярким примером самой крупной аварии на морской нефтяной платформе за последнее десятилетие является признанный экологической катастрофой инцидент в Мексиканском заливе, случившийся в 2010 г.

Основной проблемой стало повреждение труб скважины, которое привело к тому, что в течение нескольких месяцев в Мировой океан вылилось около 5 млн баррелей нефти, что затронуло 5% территории от общей площади Мексиканского залива. Все это привело к катастрофическим результатам, а именно к гибели нескольких десятков тысяч живых организмов представителей биосистемы Мирового океана. Проведённые биологами опыты с наиболее типичными составами буровых растворов показали, что нормальное развитие молоди рыбы и мальков в воде возможно только лишь при разведении водой отработанного раствора в 26 тыс. раз [10, с. 176-179].

Ликвидировать последствия такой аварии представляется задачей не самой простой, но технически вполне осуществимой. Вопрос оставался нерешенным по причине разлива нефти не только на поверхности, но и в глубине, что требовало проведения глубоководных работ. Масштабный разлив нефти на глубине грозил полным уничтожением экосистемы Мексиканского залива, в т.ч. анадромных видов.

Вопрос о конкретной технологии очистки акватории, загрязненной продуктами углеводородного сырья, остается дискуссионным. Конечно, при очистке глубоководных слоев акватории может быть использован функционал ряда бактерий, позволяющий перерабатывать остатки нефти. Но на наш взгляд, вне зависимости от способности каждой экосистемы к самоочищению, человечеству следует разрабатывать и применять технические решения по добыче углеводородного сырья с минимизацией вреда для экологии, а также технологии по устранению ранее нанесенного время компонентам окружающей среды, в т.ч. при аварийных ситуациях.

При этом особую роль в реализации данного подхода представляет международно-правовое регулирование рассматриваемой сферы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Так, согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения судов 1973 г. (МАР-ПОЛ), запрещается любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси с судов, кроме случаев, когда соблюдаются одновременно все следующие условия:

-танкер находится вне пределов особого района;

- танкер находится на расстоянии более 50 морских миль от ближайшего порта;

- танкер находится в пути;

- мгновенная интенсивность сброса нефти не превышает 60 л на морскую милю;

- общее количество сброшенной с существующих танкеров в море нефти не превышает 1/15000 общего количества данного вида груза, частью которого является остаток;

- на танкере находится в действии система автоматического замера, регистрации и управления сбросом и отстойные танки;

- с судна валовой вместимостью 400 рег. т и более, не являющегося нефтяным танкером, а также из льял машинного отделения нефтяного танкера, за исключением льял его отделения грузовых насосов, если только стоки льял не смешаны с остатками нефтяного груза;

- судно находится вне пределов особого района;

- судно находится на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега;

- судно находится в пути;

- содержание нефти в стоке составляет менее 100 частей на миллион;

- на судне находятся в действии системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти, оборудование для сепарации нефтеводяной смеси, оборудование для фильтрации нефти или иные устройства [3].

МАРПОЛ объявляет ряд акваторий Мирового океана «особыми районами». Таковыми, в частности, являются Средиземное море, Балтийское море, район Черного моря, район Красного моря и «район заливов» [3].

При наличии серьезных морских аварий государства - участники Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. могут принимать в открытом море такие меры, которые являются необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реально угрожающей их побережью или связанным с ним интересам опасности загрязнения [2].

Заключение

Вместе с тем, несмотря на наличие основополагающих конвенций и правил морских перевозок нефтепродуктов, содержащих положения,

регулирующие осуществление различной деятельности в Мировом океане, в т.ч. разведки и добычи углеводородов, они нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии, в т.ч. посредством заключения международных договоров, в связи с возрастающей антропогенной нагрузкой на значительную, но в то же время, уязвимую экосистему Мирового океана.

Список литературы:

[1] Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29.12.1972) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.law.edu.ru/article/articleasp?articleID=1296796 (дата обращения: 12.12.2020).

[2] Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью. Intervention (Брюссель, 29.11.1969) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901758442 (дата обращения: 12.12.2020).

[3] Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. МАРПОЛ/MARPOL 73/78. (Лондон, 02.11.1973) (ред. от 26.10.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/2540818/ (дата обращения: 12.12.2020).

[4] Валиуллина К.Б. Международное морское право: международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды // Ученые записки Казанского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 152. - Кн. 4. - С. 66-75.

[5] Запасы и месторождения нефти и газа Мирового океана. Часть 1 [Электронный ресурс] // Деловой журнал «Neftegaz.RU». - 2011. - 1 сент. URL: https://neftegaz.ru/analisis/oil_gas/329258-zapasy-i-mestorozhdeniya-nefti-i-gaza-mirovogo-okeana-1-chast/ (дата обращения: 12.12.2020).

[6] Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. - М.: Статут, 2007. -637 с.

[7] Мировой океан и международное право. Защита и сохранение морской среды / отв. ред.: А.П. Мовчан, А. Янков; редкол.: С.В. Виноградов, Г.М. Даниленко, Л. Лукашук и др. - М.: Наука, 1990.

- 248 c.

[8] Леффелер У.Л., Паттароззи Р.А., Стерлинг Г. Глубоководная разведка и добыча нефти.

- М.: Олимп-Бизнес, 2019. - 264 с.

[9] Смирнов М.Г. Карцхия А.А., Тыртычный С.А., Долгих М.Г. Становление нефтяной отрасли России в XIX веке: исторический опыт и современные оценки // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2020. - № 58 (4). - С. 2471-2484.

[10] Тетельмин В.В., Язев В.А. Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе: учеб.

пособие. - 2-е изд. - Долгопрудный: ИД «Интеллект», 2011. - С. 176-179.

[11] Шинкарецкая Г.Г. Проблемы борьбы с закислением Мирового океана // Образование и право. - 2018. - № 12. - С. 117-124.

Spisok literatury:

[1] Konvenciya po predotvrashcheniyu zagryazneniya morya sbrosami othodov i drugih materialov (Moskva - Vashington - London - Mekh-iko, 29.12.1972) [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.law.edu.ru/article/article.asp?arti-cleID=1296796 (data obrashcheniya: 12.12.2020).

[2] Mezhdunarodnaya konvenciya otnositel'no vmeshatel'stva v otkrytom more v sluchayah avarij, privodyashchih k zagryazneniyu neft'yu. Intervention (Bryussel', 29.11.1969) [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901758442 (data obrashcheniya: 12.12.2020).

[3] Mezhdunarodnaya konvenciya po predotvrashcheniyu zagryazneniya s sudov. MARPOL/ MARPOL 73/78. (London, 02.11.1973) (red. ot 26.10.2018) [Elektronnyj resurs]. URL: https://base. garant.ru/2540818/ (data obrashcheniya: 12.12.2020).

[4] Valiullina K.B. Mezhdunarodnoe morskoe pravo: mezhdunarodno-pravovye problemy zashchity i sohraneniya morskoj sredy // Uchenye zapiski Kazanskogo gos. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki. -2010. - T. 152. - Kn. 4. - S. 66-75.

[5] Zapasy i mestorozhdeniya nefti i gaza Mirovogo okeana. Chast' 1 [Elektronnyj resurs] // Delovoj zhurnal «Neftegaz.RU». - 2011. - 1 sent. URL: https://neftegaz.ru/analisis/oil_gas/329258-zapasy-i-mestorozhdeniya-nefti-i-gaza-mirovogo-okeana-1-chast/ (data obrashcheniya: 12.12.2020).

[6] Kolodkin A.L., Guculyak V.N., Bobrova Yu.V. Mirovoj okean. Mezhdunarodno-pravovoj rezhim. Osnovnye problemy. - M.: Statut, 2007. - 637 s.

[7] Mirovoj okean i mezhdunarodnoe pravo. Zashchita i sohranenie morskoj sredy / otv. red.: A.P. Movchan, A. Yankov; redkol.: S.V. Vinogradov, G.M. Danilenko, L. Lukashuk i dr. - M.: Nauka, 1990. - 248 c.

[8] Leffeler U.L., Pattarozzi R.A., Sterling G. Glubokovodnaya razvedka i dobycha nefti. - M.: Olimp-Biznes, 2019. - 264 s.

[9] Smirnov M.G. Karckhiya A.A., Tyrtychnyj S.A., Dolgih M.G. Stanovlenie neftyanoj otrasli Rossii v XIX veke: istoricheskij opyt i sovremennye ocenki // Bylye gody. Rossijskij istoricheskij zhurnal. - 2020. -№ 58 (4). - S. 2471-2484.

[10] Tetel'min V.V., Yazev V.A. Zashchita okru-zhayushchej sredy v neftegazovom komplekse: ucheb. posobie. - 2-e izd. - Dolgoprudnyj: ID «Intellekt», 2011. - S. 176-179.

[11] Shinkareckaya G.G. Problemy bor'by s zakisleniem Mirovogo okeana // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 12. - S. 117-124.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.