Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Коренные малочисленные народы / уполномоченный по правам / конституционные права / традиционный образ жизни / национальные меньшинства / исконная среда обитания / социальная пенсия / конституция.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллина Р.М., Белохвосткин А.В.

Данная статья посвящена исследованию проблем защиты конституционных прав коренных малочисленных народов, проживающих в нашей стране. Авторами исследуются общая проблематика данной темы. Рассматриваться институт уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, как способ защиты прав и отстаивания интересов представителей данных народностей. Анализируется набор их полномочий. Проводится исследование судебной практики, которая сложилась по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов. Ставится вопрос о «особом» статусе, о его характере и роли государства в его определении. Наконец, работа дает ответ на вопрос о том, почему статус коренных малочисленных народов следует разрабатывать и далее, в каком векторе необходимо двигаться нашему законодательству и какая нормативно-правовая база уже существует для этого. Российское законодательство в сфере защиты конституционных прав коренных малочисленных народов находится в стадии формирования. Существует большое количество тех норм, которые нуждаются в уточнении, а возможно и в пересмотре. В последнее время идет тенденция развития законодательства в этой сфере, однако внутриполитические, и внешнеполитические задачи Российской Федерации не позволяют уделить данной проблеме должное внимание. Российская Федерация, как многонациональная страна не имеет права не разрабатывать данную проблематику. На наш взгляд, необходимо расширить полномочия уполномоченных по правам коренных малочисленных народов, с учетом различий в субъектах, конечно же, чтобы сделать эту должность наиболее автономной и тем самым более эффективной. Это даст положительный результат, уточнит судебную практику по данной теме, сделает ее более единообразной. Таким образом, будет достигнут консенсус в правозащитной сфере, что положительной скажется на сохранении традиций, культуры и в целом уклада жизни, коренных малочисленных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ»

ХАЙРУЛЛИНА Регина Марселевна,

Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВО "Российский государственный университет правосудия",к.ю.н., e-mail: regina.marselevna@yahoo. com

БЕЛОХВОСТКИН Алексей Витальевич,

Студент, КФ ФГБОУВО "Российский государственный университет правосудия", e-mail: belohvostkin.a@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию проблем защиты конституционных прав коренных малочисленных народов, проживающих в нашей стране. Авторами исследуются общая проблематика данной темы. Рассматриваться институт уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, как способ защиты прав и отстаивания интересов представителей данных народностей. Анализируется набор их полномочий. Проводится исследование судебной практики, которая сложилась по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов. Ставится вопрос о «особом» статусе, о его характере и роли государства в его определении. Наконец, работа дает ответ на вопрос о том, почему статус коренных малочисленных народов следует разрабатывать и далее, в каком векторе необходимо двигаться нашему законодательству и какая нормативно-правовая база уже существует для этого. Российское законодательство в сфере защиты конституционных прав коренных малочисленных народов находится в стадии формирования. Существует большое количество тех норм, которые нуждаются в уточнении, а возможно и в пересмотре. В последнее время идет тенденция развития законодательства в этой сфере, однако внутриполитические, и внешнеполитические задачи Российской Федерации не позволяют уделить данной проблеме должное внимание. Российская Федерация, как многонациональная страна не имеет права не разрабатывать данную проблематику. На наш взгляд, необходимо расширить полномочия уполномоченных по правам коренных малочисленных народов, с учетом различий в субъектах, конечно же, чтобы сделать эту должность наиболее автономной и тем самым более эффективной. Это даст положительный результат, уточнит судебную практику по данной теме, сделает ее более единообразной. Таким образом, будет достигнут консенсус в правозащитной сфере, что положительной скажется на сохранении традиций, культуры и в целом уклада жизни, коренных малочисленных народов.

Ключевые слова: Коренные малочисленные народы, уполномоченный по правам, конституционные права, традиционный образ жизни, национальные меньшинства, исконная среда обитания, социальная пенсия, конституция.

KHAIRULLINA Regina Marselevna,

PhD in Law, Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Kazan Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice" SPIN: 5110-4637

BELOHVOSTKIN Alexey Vitalievich,

Student of the Department of State and Legal Disciplines of the Kazan Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice"

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-389-394 NIION: 2018-0076-1/23-67 MOSURED: 77/27-023-2023-1-67

PROBLEMS OF PROTECTING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF SMALL INDIGENOUS MINORITIES

Annotation. This article explores the problems of protecting the constitutional rights of small indigenous peoples living in our country. The authors investigate the general problems of this topic. The Institute of Ombudsman for the Rights of Indigenous Peoples as a way to protect the rights and defend the interests of representatives of these ethnic groups is considered. A set of their powers is analysed. The study of judicial practice that has been developed in relation to the protection of the rights of indigenous peoples is carried out. The question of "special" status, its nature and the role of the state in its determination is raised. Finally, the work provides an answer to the question of why the status of small indigenous peoples should be developed further, in what vector our legislation needs to move and what legal framework already exists for this. Russian legislation on the protection of the constitutional rights of small indigenous peoples is still being developed. There is a large number of norms that need to be clarified and possibly revised. Recently, there has been a tendency to develop legislation in this area, but the domestic and foreign policy objectives of the Russian Federation do №t allow for this issue to be given the attention it deserves. The Russian Federation, as a multinational country, has № right №t to develop this issue. In our opinion, it is necessary to extend the powers of the ombudsmen for the rights of indigenous peoples, taking into account the differences in the subjects, of course, in order to make this position more autonomous and thus more effective. This will yield positive results, clarify judicial practice on the subject and make it more uniform. Thus, a consensus will be reached in the human rights sphere, which will positively affect the preservation of traditions, culture and way of life of indigenous peoples in general.

Key words: small indigenous peoples, ombudsman, constitutional rights, traditional way of life, national minorities, native habitat, social pension, constitution.

Россия значится самой крупной многонациональной страной мира. В ней живёт более 160 народов и каждый является носителем уникальных особенностей вещественной и духовной культуры. Большинство народов России в течение веков сформировались как этнические общности, и в этом значении они считаются коренными, ведущими народами, которые составляют историческую судьбу России, сформировали российское государство в том виде, в котором оно существует сейчас.

Конституция Российской Федерации, как высший нормативный правовой акт, создает гарантированные условия для существования и развития коренных малочисленных народов, в частности в ней есть положения, которые закрепляют базовые гарантии защиты прав народов и их обязанности, кроме того, права и обязанности закрепляются нормами и принципами международного права, которые базируются на защите конституционных прав народов, эти юридические положения также регламентируются международными договорами. Народы являются носителями языков, своей культуры, вероисповедания, что свидетельствует о праве на сохранение самобытности народностей России [1].

В результате внесения поправок в 2020 году 69 статья Конституции РФ приобрела новые положения об обязанностях со стороны государства по защите ряда прав коренных малочисленных народов. Помимо Конституции РФ защиту конституци-

онных прав и свобод коренных малочисленных народов регламентируют и обеспечивают в законодательные акты тех субъектов, на которых и проживает данная общность.

Исходя из этого, можно констатировать то, что к соблюдению прав коренных малочисленных народов привлекается большое внимание и это находит свое отражение в законодательстве. Во исполнение конституционных гарантий, Правительством РФ предпринимаются меры по совершенствованию законодательства в данной области общественных отношений. Таким образом, была издана программа стабильного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с 2009 по 2025 год (далее - Концепция). Концепция предусматривает взаимную интеграцию работы органов власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая союзы малочисленных народов Севера, ради разрешения всех актуальных вопросов константного процесса совершенствования защиты прав этих народов [2]. Она включает в себя ряд принципов, задач и механизмов, направленных на устойчивое развитие коренных малочисленных народов. В действующем конституционном законодательстве существуют коллизионные положения, порождающие дискуссии в научных и общественно-политических кругах.

К примеру, федеральное законодательство дает определение данной категории лиц, ими

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

являются: «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя малочисленными этническими общностям»[3].

Государство рассматривает этнос как особую группу, но одновременно представители этого этноса являются гражданами, которые имеют права и обязанности, разница только в том, что специальный статус заключается в том, что малочисленные народы имеют право на собственную культуру, язык, вероисповедание, но это не означает, что эти народы не должны соблюдать законы России, учить и знать русский язык и культуру. Особый статус говорит о том, что тот или иной народ имеет право на сохранение своего языка и культуры, и в настоящее время можно говорить о равенстве народов, возможности сохранения своей идентичности [4].

Специфику конъюнктуры коренных малочисленных народов порождало формирование особых институтов для защиты их прав. В России складывалась многоуровневая правозащитная структура, дающая возможность обеспечить гарантии национального самоопределения [5]. Так как права коренных малочисленных народов должно защищать государство, то появились условия для создания института уполномоченного по правам малочисленных коренных народов. Этот институт должен заниматься случаями, когда права граждан нарушаются, особенно это актуально, если представитель малочисленной народности находится за пределами РФ. Также этот орган может рассматривать случаи, когда нарушаются базовые экономические и социальные права граждан, но чаще всего этот институт помогает народностям развивать свою культуру, корректировать школьную программу, то есть разрабатывать определенные программы по обучению родной культуре и родному языку. Государственная политика России нацелена именно на то, чтобы сохранить и развить самобытность многочисленных народов России, не допускать универсализации культуры.

Обращая внимание на законотворческую деятельность, стоит подчеркнуть, что компетенции уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в зависимости от региона, местами значительно ограничены.

В Камчатском крае он участвует лишь в организации регионального законодательства, относящегося к коренным малочисленным народам [6]. Кроме того недостает ценных граней его работы: проектирования национальной политики, отдельных платформ, программ для решения сложностей в жизни коренных малочисленных народов и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

внесения отдельных инициатив. Уполномоченный не может выступать в защиту прав коренных малочисленных народов, а исключительно вправе призвать другие органы, обладающие такими компетенциями, инициировать разбирательство в суде для защиты их прав. Аналогичный алгоритм реализуется на территории Республики Саха (Якутия).

Правовой статус уполномоченного по правам коренных малочисленных народов основан на их независимости. В определенных регионах эта автономия является сомнительной.

В Красноярском крае уполномоченный по правам коренных малочисленных народов является заместителем регионального уполномоченного по правам человека. И он также назначает его на должность при согласии более половины избранных депутатов Законодательного собрания.

В Республике Саха (Якутия) уполномоченного по правам коренных малочисленных народов назначает глава республики. При этом стоит подчеркнуть, что часто уполномоченный по правам коренных малочисленных народов не имеет должной автономной организационной, правовой и финансовой поддержки своей деятельности. Так же он может и не иметь при себе всего необходимого объема организационных и правовых структур, и данные функции возлагаются на себя аппарат уполномоченного по правам человека в крае [7]. Поэтому принцип независимости деятельности анализируемого органа является относительной. Такое положение дел не является нарушением конституционных прав народов. Также нельзя не сказать, о том, что аппарат уполномоченного по защите малочисленных народностей может быть полностью независимым и неподконтрольным только в том случае, если то или иное территориальное образование является независимым государством, в котором живет только одна малочисленная народность. В данном случае мы можем говорить только о подчинении работы этого аппарата региональным и федеральным властям. Да, можно признать практически полную зависимость от региональной и федеральной власти, но это не означает, что представители вышестоящей власти имеют право на ущемление прав и дискриминацию малочисленных народностей. В связи с этим можно сказать, что этот институт создается не только для защиты прав таких граждан.

Данный институт нужен для того чтобы разрабатывать политику в области сохранения и развития культуры, языка и реализовывать её, а из федерального бюджета могут быть дополнительно выделены бюджетные средства, которые имеют строго целевое назначение, то есть их

можно потратить на создание учебника по изучению языка, на создание и открытие культурных кружков, на создание музеев, на развитие экономического потенциала, на открытие школ и больниц, постройку дорог, улучшение экологии, сохранение природных ресурсов, создание туристической инфраструктуры, улучшение демографической политики, существенно улучшить транспортное сообщение, позволяющее не только увеличить пассажиропоток, но и возможность привозить в отдаленные районы, где проживают эти народности, необходимые товары, продукты питания, строительные материалы, сделать перевозки доступными.

Обращаясь к статье 69 Конституции РФ, следует отметить, что данная норма создает условия для реализации гарантий прав коренных малочисленных народов, является основополагающей для всех других норм, в том числе и для 1 статьи Федерального закона от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в которой закреплено понятие исконной среды обитания - исторически возникнувший ареал в котором определенный народ реализует ценную для него культурную и бытовую деятельность [8]. Между тем, специалисты в области правовой антропологии отмечают, что исконная среда обитания - это природный и культурно-исторический круг обстоятельств и особенностей, который появился на местах исторического расселения коренных малочисленных этнических объединений и в дальнейшем стал краеугольным камнем их традиционного образа жизни [9]. Исконная среда обитания может характеризоваться такими признаками, как охотничьи угодья, рыбопромысловые и зверобойные области, оленьи выпасы, орехопромысловый сектор, территории предназначенная для собирательства. Различия в подходах к данной категории, на практике обусловливает определенные противоречия в части реализации права на такую среду.

Так, согласно решения Первомайского районного суда г. Мурманска от 06 августа 2019 года, гражданин Данилов А. Ф. прибегнул к помощи суда, для установления справедливости. В своем иске к Министерству природных ресурсов Мурманской области он сетовал на возложение обязанности зафиксировать в охотничьем билете запись «Охота в целях обеспечения традиционного образа жизни...» Иск не был удовлетворен, поскольку гражданин проживает на территориях обитания коренных малочисленных народов, хотя он и указал на то, что сохранил ценности, обычаи своего народа, предпочитает вести народный образ жизни, посещает культурные мероприятия, занимается преподавательской и просветитель-

ской деятельностью, производит сувениры в духе своей культуры, промышляет рыбалкой и охотой. Принадлежность истца к народности было подтверждено документально [10]. Несмотря на это, суд оставил требования истца без удовлетворения, с мотивировкой, что поддержание традиций и обычаев, а так же его национальная самоидентификация, не будут достаточными основаниями для удовлетворения его исковых требований.

Здесь важно обратить внимание на проблему субъективной идентификации с определенной народностью. Также образуется тенденция трудоёмкости учреждения площадей традиционного природопользования коренных малочисленного населения. Ограничение прав коренных малочисленных народов Севера ведение, установленного их культурой и исторически сложившимися обстоятельствами, образа жизни и защиту своей исконной среды обитания является преступным и неправомерным.

Учитывая все вышеперечисленные спорные вопросы, нельзя не прийти к вопросу, о реализации прав в соотношении с «перечнем районов проживания коренных малочисленных народов». Контент-анализ судебной практики показывает, что вопросы изменения указанного перечня районов проживания коренных малочисленных народов, не раз становились предметов судебных разбирательств в части выплаты пенсий. Вместе с тем, судебную практику по этому вопросу нельзя назвать единообразной, это можно рассмотреть на примере двух решений Верховного суда Российской Федерации [11]. Так, согласно решения Верховного Суда РФ от 31 июля 2019 г. №АКПИ19-427: гражданин Смирнов Г.А, который причисляет себя к вепской национальности и достигший 55 лет, в исковом заявлении заявил требования о внесении его поселения в данный перечень. Из-за того, что данного поседения там нет, он не может претендовать на особую социальную пенсию. Соответственно, он хотел признать перечень территорий недействующим. Социальная пенсия выдается исходя из сложившихся для них неблагоприятных природно-климатических условий и тяжелых демографических показателей. Таким образом, несмотря на то, что гражданин Смирнов Г.А хоть и является вепсом, социальная пенсия ему выплачиваться не будет, так как он не проживает на тех территориях, которые внесены в специальный перечень.

Между тем в Вепском национальном поселении количество вепсов составляет около 300, что более 50% от общего количества данного поселения. При этом от общего числа вепсов, проживающих на других местах, это 5,5 %, что для народа численность которого с 1989 года только уменьшается (во всех регионах их проживания) - значи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

мая величина. Климатические условия не сильно отличаются от тех территорий, которые включены в этот перечень, а часто даже суровее.

В других аналогичных отказах судов, например в Решении Верховного Суда Российской Федерации, от 19 июня 2020 г. №АКПИ20-185 говорится о том, что Единый перечень коренных малочисленных народов не может употребляться ради определения социальной пенсии по возрасту, а применяется лишь в качестве протекции привычной, исконной среды обитания, традиционного образа жизни или хозяйственной деятельности и промыслов [12]. Иное же Решение Верховного суда РФ №АКПИ17-463 говорит о том, что гражданка, достигшая 50 лет, по национальности считается сойоткой, членом коренного малочисленного народа Севера, включенного в Перечень народов и систематически обитает в местности, относящейся к Окинскому району Республики Бурятия. Она направила в соответствующий суд административное заявление о признании недействующим уже процитированного нами Перечня местностей Республики Бурятия, где не значится Окинский район, но проживает заявитель, как участка традиционного жительства малочисленных народов Севера - сойотов, что затрудняет реализацию права на получение социальной пенсии [13].

Заявитель указала на то, что она внесена в реестр коренных малочисленных народов Севера для назначения ей социального обеспечения по старости и также входит в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Согласно решению, перечень народов и Перечень районов, употребляемые в едином обороте для пенсионного обеспечения малочисленных северян, по своей сущности не могут расходиться с Единым перечнем или Перечнем мест традиционного обитания их представителей. Нельзя не указать на то, что администрация заявила, что для назначения социальной пенсии по старости не может быть применен Единый перечень, который утвержден Федеральным законом № 166-ФЗ, поскольку в данном случае используются нормативные положения Федерального закона № 82-ФЗ [14].

Кроме этого истцом указывалось, что численность сойотов, проживающих в Республике Бурятия, составляет 3 579 человек, из которых 3 211 человек проживает в Окинском муниципальном районе, который не включен в перечень.

В итоге, на основании решения Верховного суда РФ произошло включение Окинского муниципального район в перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что российское законодательство в сфере защиты конституционных прав коренных малочисленных народов находится в стадии правового развития. Существует большое количество тех правовых норм, которые нуждаются в уточнении и правоконкретизации [15]. В последнее время проявляется тенденция развития законодательства в исследуемой области общественных отношений, однако внутриполитические, и внешнеполитические задачи Российской Федерации не позволяют в полном объеме сконцентрировать внимание государства на всех проблемах коренных малочисленных народов. Судебная практика характеризуется неоднозначными подходами в признании правового статуса граждан в части отнесения их к тем или иным группам народностей, а это говорит о том, что необходимо совершенствовать законодательство по защите прав малочисленных народностей, в той ее части, которая относится к реализации прав в области охоты и рыболовства, в разумном соотношении с установленным запретом на ловлю рыбы во время нереста, отстрел животных в период их размножения. Что касается пенсионного обеспечения, то граждане, относящиеся к коренным малочисленным народностям должны иметь некоторое «приоритетное» право на их получение в том смысле, что они являются представителями именно малочисленной народности. Кроме того, в тех районах, где проживает малочисленная народность, необходимо убыстрять темпы строительства социально-значимых объектов - школ, больниц, поликлиник, создавать новые высокотехнологичные предприятия. Значимость исследования данной проблематики обусловлена тем, что защита прав коренных малочисленных народов является показателем высокого уровня правового и социального развития российского государства, особого внимания федерального правительства и региональных властей к реализации прав и свобод человека и гражданина в трудноудаленных и труднодоступных местностях.

Список литературы:

[1] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022.

[2] Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 №132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 30.04.1999 №82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации // опубликован в «Российской газете» от 12 мая 1999 г. №90.

[4] Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. - 1994. - № 6.

[5] Колесникова О. В. Институт уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации: основные направления совершенствования // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 9. С. 63—70.

[6] Устав Камчатского края, принятый постановлением Законодательного собрания Камчатского края от 14.11.2008 № 326. Ст. 16 // Официальные ведомости. 2008. № 199—200.

[7] Колесникова О. В. Институт уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации: основные направления совершенствования // Актуальные проблемы российского права. 2019. №9 (106).

[8] Федерального закона от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

[9] Казанник А. И. Конституционное право коренных малочисленных народов Севера на исконную среду обитания и его судебная защита в Российской Федерации // Вестник ОмГУ. 2012. №1 (63).

[10] Решение Первомайского районного суда г. Мурманска Мурманской области от 06 августа 2019 г. по делу №2-2633/2019.

[11] Райшев А. Нет земли без народа и народа без своей земли // Российская Федерация сегодня. 2003. № 11. С.49.

[12] Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года, Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года.

[13] Решение Верховного суда РФ от 2 августа 2017 г. N АКПИ17-463. Режим доступа: https:// clck.ru/32ZTwU (дата обращения 3.11.2022)

[14] Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) ; Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция) принят Государственной думой 14 апреля 1995 года.

[15] Шайхуллин М.С. Традиции местного самоуправления для муниципальной власти в России // Российская юстиция. 2009. № 6. С. 10-13.

Spisok literatury:

[1] Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022.

[2] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.02.2009 №132-r «O Koncepcii ustojchivogo razvi-tiya korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii».

[3] Federal'nyj zakon ot 30.04.1999 №82-FZ (red. ot 13.07.2020) «O garantiyah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii // opub-likovan v «Rossijskoj gazete» ot 12 maya 1999 g. №90.

[4] Kryazhkov V.A. Pravovye problemy statusa korennyh malochislennyh narodov Rossii // Gosu-darstvo i pravo. - 1994. - № 6.

[5] Kolesnikova O. V. Institut upolnomochen-nogo po pravam korennyh malochislennyh narodov v sub"ektah Rossijskoj Federacii: osnovnye naprav-leniya sovershenstvovaniya //Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2019. № 9. S. 63—70.

[6] Ustav Kamchatskogo kraya, prinyatyj pos-tanovleniem Zakonodatel'nogo sobraniya Kamchatskogo kraya ot 14.11.2008 № 326. St. 16 // Oficial'nye vedomosti. 2008. № 199—200.

[7] Kolesnikova O. V. Institut upolnomochen-nogo po pravam korennyh malochislennyh narodov v sub"ektah Rossijskoj Federacii: osnovnye naprav-leniya sovershenstvovaniya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2019. №9 (106).

[8] Federal'nogo zakona ot 30 aprelya 1999 g. №82-FZ «O garantiyah prav korennyh malochislen-nyh narodov Rossijskoj Federacii».

[9] Kazannik A. I. Konstitucionnoe pravo korennyh malochislennyh narodov Severa na iskonnuyu sredu obitaniya i ego sudebnaya zashchita v Rossi-jskoj Federacii // Vestnik OmGU. 2012. №1 (63).

[10] Reshenie Pervomajskogo rajonnogo suda g. Murmanska Murmanskoj oblasti ot 06 avgusta 2019 g. po delu №2-2633/2019.

[11] Rajshev A. Net zemli bez naroda i naroda bez svoej zemli // Rossijskaya Federaciya segodnya. 2003. № 11. S.49.

[12] Federal'nyj zakon ot 30 aprelya 1999 g. N 82-FZ "O garantiyah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii, Prinyat Gosudarstven-noj Dumoj 16 aprelya 1999 goda, Odobren Sovetom Federacii 22 aprelya 1999 goda.

[13] Reshenie Verhovnogo suda RF ot 2 avgusta 2017 g. N AKPI17-463. Rezhim dostupa: https://clck.ru/32ZTwU (data obrashcheniya 3.11.2022)

[14] Federal'nyj zakon "O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii" ot 15.12.2001 N 166-FZ (poslednyaya redakciya) ; Federal'nyj zakon "Ob obshchestvennyh ob"edineniyah" ot 19.05.1995 N 82-FZ (poslednyaya redakciya) prinyat Gosudarstvennoj dumoj 14 aprelya 1995 goda.

[15] SHajhullin M.S. Tradicii mestnogo samoupravleniya dlya municipal'noj vlasti v Rossii // Rossijskaya yusticiya. 2009. № 6. S. 10-13.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.