Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1682
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовой статус / коренные малочисленные народы / конституционные гарантии / национальная политика / общественные объединения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков И.С.

В статье рассматривается степень научной разработанности проблем правового статуса коренных малочисленных народов в Российской Федерации. Определена правовая категория «коренные малочисленные народы». Дан анализ основных направлений национальной политики Российского государства в отношении национальных меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербаков И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-383-387 NIION: 2018-0076-4/22-645 MOSURED: 77/27-023-2022-4-844

ЩЕРБАКОВ Иван Сергеевич,

доцент кафедры судебно-экспертной деятельности Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, е-таИ: mail@law-books.ru

ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается степень научной разработанности проблем правового статуса коренных малочисленных народов в Российской Федерации. Определена правовая категория «коренные малочисленные народы». Дан анализ основных направлений национальной политики Российского государства в отношении национальных меньшинств.

Ключевые слова: правовой статус, коренные малочисленные народы, конституционные гарантии, национальная политика, общественные объединения.

SHCHERBAKOV Ivan Sergeevich,

Associate Professor of the Department of Forensic Activities of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

LEGAL STATUS OF INDIGENOUS PEOPLES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article discusses the degree of scientific development of the problems of the legal status of indigenous peoples in the Russian Federation. The legal category "indigenous peoples" is defined. An analysis of the main directions of the national policy of the Russian state in relation to national minorities is given.

Key words: legal status, indigenous peoples, constitutional guarantees, national policy, public association.

Правовой статус личности представляет собой действительное, юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с государством и другими субъектами политико-правовой жизни общества. Это совокупность субъективных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, а также конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию этих прав, свобод и обязанностей.

Это одно из самых общих и востребованных современной наукой определений. Но если общий правовой статус личности был и остается в центре внимания ученых-правоведов, то специальный статус — статус лица, принадлежащего к отдельной категории граждан Российской Федерации — по сей день остается без надлежащего внимания. И такая категория граждан, как коренные малочисленные народы, до сих пор не имеет четкого представления о своем правовом статусе. В связи с этим, совершенно особую ценность приобретают научные разработки в этой области

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

права, которые появились в нашей юриспруденции сравнительно недавно.

Данные исследования - совершенно определенный вклад в концептуальную разработку теории правового статуса коренных малочисленных народов, однако многие аспекты этой теории и до сегодняшнего дня остаются не изученными и неисследованными.

Именно специальный статус дает возможность осуществлять специальные функции и реализовать специфические права, свободы и обязанности. Для этого необходимо законом установить такие правовые условия, при которых отдельные права и обязанности закрепляются только за отдельной категорией граждан. По сравнению с общим, специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от положения лица.

Осуществляемый в настоящее время процесс формирования нормативно-правовой базы, регулирующей правовой статус малочисленных этносов Российской Федерации, выявил про-

блемы определения и законодательного закрепления составляющих этого статуса, оптимизации объема прав, свобод и обязанностей коренных малочисленных народов, разработки механизмов их реализации. Здесь на помощь федеральному законодательству обязано прийти региональное, что следует из Конституции РФ, согласно которой защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «м» ч. 1 ст. 72).

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет нормативную базу правовых основ статуса малочисленных этносов: Конституция РФ, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, Указы Президента РФ, конституции (уставы) и законы субъектов РФ (ст. 2).

Федеральное законодательство дает определение коренным малочисленным народам. Ими признаются «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя малочисленными этническими общностями».

В Российской Федерации конституционно закреплены принципиальные приоритеты правовой политики в отношении коренных малочисленных народов. Статья 69 Основного Закона закрепляет за ними особые права как за коллективным субъектом права, а не индивидуальными представителями этих общностей. Безусловно, любой человек всегда есть представитель определенной социально-значимой группы: класса, нации, народности... Являясь носителем определенных возрастных, социальных, этнических и др. характеристик, он обладает индивидуальным правовым статусом. И только выступая как часть общности, он приобретает специальный статус. Реализация прав и свобод индивида в полном объеме возможна лишь «через расцвет свобод общностей, к которым принадлежит этот индивид» [1, с. 37]. Государство, воспринимая малочисленные этносы как особую общность, тем самым придает им особый (специальный) статус, который призван обеспечить фактическое равенство, свободное развитие граждан — представителей малочисленных этнических общностей, «стремящихся (в то же время) к сохранению и развитию своей идентичности» [2, с. 52]. Основополагающим фактором реализации этих положений выступают территориальные основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Они во многом предопределяют порядок и пределы осущест-

вления прав коренного населения: право на самоуправление, на пользование природными ресурсами, на развитие и использование родного языка и т.д.

По мнению В.А. Кряжкова и многих других ученых, системообразующим началом государственно-правового статуса коренных малочисленных народов выступает право на земли (территории) их традиционного расселения и проживания [3, с. 61]. Это мнение поддерживается и государством. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Анализ опыта отечественной юридической науки в области разработки правовой категории «коренные малочисленные народы России» дает возможность сделать вывод о том, что вышеуказанный термин включает в себя несколько аспектов: этнический, географический, демографический, культурный и социальный.

В научных публикациях и юридических документах в определении этой категории особый акцент делается на демографический признак — «малочисленность». Законодательство его уточняет: «насчитывающие менее 50 тысяч человек».

Правой статус коренных малочисленных народов, будучи специальным, по своему характеру, имеет двухуровневое содержание [4, с. 19]:

Правовой статус гражданина РФ, определяемый институтом гражданства. Стабильный «перечень конституционных прав, свобод и обязанностей, предоставляемый гражданину в связи с этим статусом — своеобразная конституционно-правовая константа, закрепленная Основным Законом». Правовой статус представителя коренных малочисленных народов, определяемый юридическим фактом принадлежности гражданина к малочисленной этнической общности, установленном в соответствующем порядке.

В начале 1990 годов интерес российских ученых, законодателей к данному вопросу возрос. Поменялись приоритеты общегосударственной политики в отношении коренных народов. Государство закрепило необходимость признания и учета их специфических (особых) интересов при определении статуса, что, естественно, может и должен обеспечить институт местного самоуправления. А потому законодатель все чаще говорит о формах, механизмах реализации и гарантиях права коренных малочисленных пародов на самоопределение.

Можно выделить следующие основные направления национальной политики Российского государства в отношении национальных меньшинств:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

1. Восстановление признания родовых общин в качестве отдельных субъектов права.

2. Учет мнения ассоциаций коренных народов при решении вопросов общегосударственного и регионального значения;

3. Воссоздание национально-территориальных образований на уровне местного самоуправления.

Все эти направления нашли свое отражение и в нормативных правовых актах, начиная с 1991 г. Так, относительно первого из выше названных направлений федеральное законодательство установило необходимость создания благоприятных условий для организации деятельности общин коренных малочисленных народов. В региональном законодательстве прослеживаются попытки детализации статуса общин с учетом местных и национальных особенностей. В 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР на родовые общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйства, было распространено действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятого в 1990 г. Налоговое законодательство предусматривает для них ряд льгот. Общины получили возможность бесплатно приобретать пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного использования (оленеводство, охота, рыболовный и морской зверобойный промысел, сбор ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и других дикоросов), оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные угодья получили преимущественное право на заключение договоров и получение лицензий в сфере использования возобновляемых природных ресурсов.

В настоящее время как никогда возросла роль общественных объединений и общественных формирований малочисленных народов, в частности. В 1990 г. в России появилась Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Сегодня на территории Республики Алтай действуют: молодёжное общественное объединение коренных малочисленных народов Республики Алтай, Координационный совет АКМН Республики Алтай, Этноэкологический информационно-правовой центр «Эльбаган» -Территориальные общины коренных малочисленных народов Республики Алтай (ку-мандинцев, челканцев, теленгитов, тубаларов).

Возможность возникновения и функционирования этих общественных объединений во многом предопределена принятием в 1990 г. соответствующих нормативных правовых актов, а именно Законов «Об общественных объединениях» и «О свободном национальном развитии граждан

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР» и в 1995 г. Закона РФ «Об общественных объединениях».

В это же время в России появляется целый ряд нормативных правовых актов, где общественные организации коренных малочисленных народов называются в качестве субъектов представляющих интересы своих народов при принятии решений по весьма важным государственным вопросам и имеющих право высказывать свои мнения, пожелания, рекомендации, оценку и т.п. Так, например, при решении вопросов о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов традиционного хозяйствования малочисленных этносов вопросов о приватизации объектов и предприятий традиционного хозяйственного комплекса коренных национальностей при приватизации объектов, находящихся на территории проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов при изъятии земель, входящих в состав территорий традиционного природопользования и других вопросов законодательство предусматривает их обязательное согласование с региональными ассоциациями малочисленных народов (https://bakalavr-info.ru, 27).

В Конституции РФ содержится целый ряд норм, открывающих весьма широкие горизонты для разработки и конкретизации правовых гарантий и механизмов, обеспечивающих реализацию прав коренных малочисленных народов. Основной Закон гарантирует всем народам РФ равное право на самоопределение и устанавливает их равноправие (ст. 5) — устанавливает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и запрещает любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам (ст. 19). Более того, Конституция РФ проявляет особую заботу о тех народах, которые в силу ряда причин не имели возможности достичь того же уровня жизнеобеспечения и развития, как другие народы РФ, и государство принимает на себя обязанность гарантировать их права (ст. 69).

Конституция РФ устанавливает гарантии коренным малочисленным народам как особым и весьма конкретным этническим общностям. Ведь лица, принадлежащие к коренным малочисленным народам, именно из-за принадлежности к ним и из-за проживания в регионах расселения этих народов и ведения традиционного хозяйствования, не могут обеспечить себе равных с большинством россиян условий жизни. Они имеют меньше возможностей для развития: хуже питаются, больше болеют, имеют меньшую продолжительность жизни, чем остальные жители России и т.п. Слишком велико различие в стартовых воз-

можностях лиц, принадлежащих к коренным народам, и остальных жителей России.

Но, поскольку Российская Федерация является государством социальным, политика которого (как указано в ст. 7 Конституции РФ) направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, их положение не безнадежно. Политика государства, законодательство должны быть направлены на поддержание и развитие всех народов, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Проблема состоит только в том, достаточны ли эти меры для того, чтобы коренные малочисленные народы смогли стать равными в экономическом и других отношениях с иными населяющими Российскую Федерацию народами, а также в том, имеет ли в настоящее время наше государство достаточные для этого ресурсы.

Конституция РФ дает право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком в общении, воспитании, обучении и творчестве (ст. 26) и гарантирует всем народам право на сохранение своего родного языка, дает Республикам в составе Российской Федерации возможность придать такому языку статус государственного наравне с русским языком (ст. 68). Огромные перспективы развития правового регулирования природопользования коренных малочисленных народов заложены в ст. 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующих территориях» (ст. 9). Трудно переоценить значение ст. 69 Конституции РФ, которой, как отмечает В.А. Кряжков, «на самом высоком, официальном юридическом уровне национальные меньшинства признаются совершенно особой социальной группой в нашем государстве со специфическим правовым статусом и именуются специальным термином. коренные малочисленные народы» [5, с. 4]. Впервые в истории России на конституционном уровне установлены гарантии прав этих народов. Положения названной статьи закрепляют за государством постоянную обязанность гарантировать права коренным малочисленным народам, руководствуясь при этом международно-правовыми стандартами. Все это соответствует требованиям ст. 2 Конвенции МОТ №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», которая гласит: «Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их ценности» [6, с. 49]. Такая квинтэссенция представлений о значимости правового урегулирова-

ния статуса национальных меньшинств получила широкое развитие в последующем международном законодательстве и нашла отражение в целом ряде законодательных актов РФ, хотя говорить о полном приведении последних в соответствие с международно-правовыми нормами еще рано. Но нельзя не констатировать факт, что на сегодняшний день в РФ между государством и коренными малочисленными народами уже сложилась и постоянно развивается особая форма правовых отношений, основанная на признании специфического статуса данных этносов, развивающаяся и детализирующаяся в разнообразных нормативных правовых актах.

С принятием Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» стала возможной разработка ряда федеральных законов, конкретизирующих и развивающих отдельные стороны правового статуса коренных малочисленных народов России. А главное, теперь субъекты РФ получили правовую базу для создания и развития своего законодательства, ориентированного на специфику малочисленных этносов, их населяющих. Ведь Конституция РФ устанавливает, что защита прав национальных меньшинств (п. «б», ч. 1, ст. 72) и защита исконной среды обитателей и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м», ч. 1, ст. 72) находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Безусловно, одним из наиболее важных шагов в решении проблем статуса коренных малочисленных народов Республики Алтай является принятие конституции Республики Алтай (от 7.06.1997 г.), где в ст. 10 отмечено, что территория республики является исконной землей традиционного расселения её коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Статья 24 конституции гарантирует и обеспечивает защиту исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования коренного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания в соответствии с федеральными и республиканскими законами, принципами и нормами международного права. На сегодняшний день разработан проект закона о правовом статусе коренных малочисленных народов Республики Алтай, принятие которого послужит основой и для развития нормативно-правовой базы местных органов самоуправления, на территории которых проживают данные этнические общности.

Таким образом, проведенный анализ нормативных правовых документов показывает, что действующее законодательство РФ создало хорошую базу для развития правового статуса коренных малочисленных народов, но многие его положе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ния остались декларативными. Они требуют дальнейшего совершенствования и принятия новых нормативный актов для создания механизма реализации законов на уровне субъектов РФ, в т.ч. и в Республике Алтай.

Список литературы:

[1] Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991.

[2] Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. - 1994. - № 6.

[3] Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. - 1996. - № 1.

[4] Киселёв Е.А. Правовое положение коренных малочисленных народов Приамурья: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

[5] Кряжков В.А. О значимости ст. 69 Конституции РФ «Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России» // Государство и право. - 1994. - №6.

[6] Волкова Г.М., Касутина М.Н. Конвенция 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах // Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Дальнего Востока Российской Федерации в области экологии и традиционного природо-

пользования: сб. нормативно-правовых актов / сост. Г.М. Волкова, М.Н. Касутина. - Хабаровск: Изд-во Хабаров, 2002.

Spisok literatury:

[1] Myullerson R.A. Prava cheloveka: idei, normy, real'nost'. - M., 1991.

[2] Kryazhkov V.A. Pravovye problemy statusa korennyh malochislennyh narodov Rossii // Gosu-darstvo i pravo. - 1994. - № 6.

[3] Kryazhkov V.A. Pravo korennyh malochislennyh narodov na zemli (territorii) // Gosudarstvo i pravo. - 1996. - №1.

[4] Kiselyov E.A. Pravovoe polozhenie korennyh malochislennyh narodov Priamur'ya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2001.

[5] Kryazhkov V.A. O znachimosti st. 69 Kon-stitucii RF «Pravovye problemy statusa korennyh malochislennyh narodov Rossii» // Gosudarstvo i pravo. - 1994. - №6.

[6] Volkova G.M., Kasutina M.N. Konvenciya 169 o korennyh narodah i narodah, vedushchih ple-mennoj obraz zhizni, v nezavisimyh stranah // Ustoj-chivoe razvitie korennyh malochislennyh narodov Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii v oblasti ekologii i tradicionnogo prirodopol'zovaniya: sb. nor-mativno-pravovyh aktov / sost. G.M. Volkova, M.N. Kasutina. - Habarovsk: Izd-vo Habarov, 2002.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.