Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИМЕРЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИМЕРЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

376
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ ООН О ПРАВАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / ВЕДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ / INDIGENOUS PEOPLES / SMALL-NUMBERED INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH / SIBERIA AND THE FAR EAST OF THE RUSSIAN FEDERATION / HUMAN RIGHTS / THE CONSTI-TUTION / THE UNITED NATION DECLARATION ON THE RIGHTS OF INDIGENOUS PEOPLES / CONSTITUTIONAL COURT / TRADITIONAL LIFESTYLES AND TRADITIONAL ECONOMIC ACTIVITIES OF INDIGENOUS PEOPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарапова Анна Алексеевна

Исследуются отдельные вопросы правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации и примеры судебной практики оспаривания реализации правомочий представителями коренных народов. Автор приводит сравнительный анализ понятия «коренные народы» в международном праве, «коренные малочисленные народы», «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в российском праве, обосновывает необходимость применения Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2007 г. как акта непосредственного действия. В статье описана система правового регулирования статуса коренных малочисленных народов, сделан вывод о её многоуровневости и сложности. Автор отмечает практическую невозможность распространить действие названного международного акта на все коренные народы, населяющие территорию России. В работе исследуется судебная практика как судов общей юрисдикции, так и принятое в 2019 г. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 21-П по делу гражданина Щукина Г. К. Автор делает вывод, что выведенный конституционно-правовой смысл статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», которая наряду с другими законами и подзаконными актами имеет значение для закрепления правового статуса коренных малочисленных народов, поможет не только единообразному применению названного закона, но и послужит образцом для распространения его на иные сферы традиционного природопользования общин коренных малочисленных народов, рыболовство, которые регулируются другими федеральными законами. Помимо проблем реализации правомочий, вытекающих из статуса коренных малочисленных народов, в судебном порядке зачастую устанавливается факт принадлежности к коренному народу в связи с отсутствием в Российской Федерации единого документа, подтверждающего национальность. В этой связи позитивным, по мнению автора, следует признать принятие 06.02.2020 изменений в Федеральный закон № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», которые устанавливают централизованную систему учёта представителей коренных малочисленных народов РФ. Этот акт пока не вступил в силу, настоящая статья впервые описывает новеллы законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарапова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF THE LEGAL STATUS OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND EXAMPLES OF JUDICIAL PRACTICE

The article explores certain issues of the legal status of the small indigenous peoples of the Russian Federation and examples of judicial practice in exercising indigenous rights. The author makes the comparative analysis of the concept «indigenous people» of international law, «indigenous small-numbered peoples», «indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation» in Russian law, proves the necessity of applying the United Nations Declaration on the rights of indigenous peoples of 2007 (UNDRIP) as the act of direct action. The article describes the system of the legal regulation of the status of small-numbered indigenous peoples, the author concludes about its complexity. The author notes the practical impossibility of extending the application of the said international act to all indigenous peoples who inhabit the territory of Russia. The work examines the judicial practice of both the courts of general jurisdiction and the Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 21-P of 2019 in the case of citizen Schukin G.K. The author concludes that the constitutional and legal meaning of article 19 of the Federal Law "On Hunting and Conservation of Hunting Resources," which, together with other laws and regulations, is relevant to the legal status of small-numbered indigenous peoples, not only will the uniform application of the Act, but it will also serve as a model for extending to other areas of traditional environmental management of small-numbered indigenous communities, fisheries regulated by the other federal laws. In addition to the problems of exercising the powers arising from the status of small-numbered indigenous peoples, the fact of belonging to an indigenous people is often established in court, because of the absence of the unified document confirming the nationality in the Russian Federation. In this regard as positive, according to the author, it is necessary to recognize acceptance on the 6th of February 2020 changes in federal law No. 82-FZ "About guarantees of the rights", which install the centralized system of accounting of representatives of indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation. This act has not yet entered into force, but this article for the first time describes the innovations of the legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИМЕРЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ»

УДК 341.234:347.173:342.7

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2019-4/153-171

А. А. Шарапова1, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия E-mail: sharapova.aa@dvfu.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИМЕРЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Исследуются отдельные вопросы правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации и примеры судебной практики оспаривания реализации правомочий представителями коренных народов. Автор приводит сравнительный анализ понятия «коренные народы» в международном праве, «коренные малочисленные народы», «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в российском праве, обосновывает необходимость применения Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2007 г. как акта непосредственного действия. В статье описана система правового регулирования статуса коренных малочисленных народов, сделан вывод о её многоуровневости и сложности. Автор отмечает практическую невозможность распространить действие названного международного акта на все коренные народы, населяющие территорию России. В работе исследуется судебная практика как судов общей юрисдикции, так и принятое в 2019 г. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 21 -П по делу гражданина Щукина Г. К. Автор делает вывод, что выведенный конституционно -правовой смысл статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», которая наряду с другими законами и подзаконными актами имеет значение для закрепления правового статуса коренных малочисленных народов, поможет не только единообразному применению названного закона, но и послужит образцом для распространения его на иные сферы традиционного природопользования общин коренных малочисленных народов, рыболовство, которые ре-

1 Анна Алексеевна Шарапова, старший преподаватель кафедры международного публичного и частного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия. Для цитирования: Шарапова А. А. Некоторые аспекты правового статуса коренных народов Российской Федерации и примеры судебной практики // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2019. № 4. С. 153-171.

© Шарапова А. А., 2019

гулируются другими федеральными законами. Помимо проблем реализации правомочий, вытекающих из статуса коренных малочисленных народов, в судебном порядке зачастую устанавливается факт принадлежности к коренному народу в связи с отсутствием в Российской Федерации единого документа, подтверждающего национальность. В этой связи позитивным, по мнению автора, следует признать принятие 06.02.2020 изменений в Федеральный закон № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», которые устанавливают централизованную систему учёта представителей коренных малочисленных народов РФ. Этот акт пока не вступил в силу, настоящая статья впервые описывает новеллы законодательства.

Ключевые слова: коренные народы, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, права человека, Конституция, Декларация ООН о правах коренных народов, Конституционный Суд, ведение традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности коренными народами.

Anna А. Sharapova1, Far Easter Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: sharapova.aa@dvfu.ru

CERTAIN ASPECTS OF THE LEGAL STATUS

OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND EXAMPLES OF JUDICIAL PRACTICE

Abstract. The article explores certain issues of the legal status of the small indigenous peoples of the Russian Federation and examples of judicial practice in exercising indigenous rights. The author makes the comparative analysis of the concept «indigenous people» of international law, «indigenous small-numbered peoples», «indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation» in Russian law, proves the necessity of applying the United Nations Declaration on the rights of indigenous peoples of 2007 (UNDRIP) as the act of direct action. The article describes the system of the legal regulation of the status of small-numbered indigenous peoples, the author concludes about its complexity. The author notes the practical impossibility of extending the application of the said international act to all indigenous peoples who inhabit the territory of Russia. The work examines the judicial practice of both the courts of general jurisdiction and the Decision of the Constitutional Court of the Russian

1 Anna A. Sharapova, Associate Professor of Department of International Public and International Private Law, School of Law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Sharapova A. A. Certain aspects of the legal status of the indigenous peoples of the Russian Federation and examples of judicial practice // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2019. No 4. P. 153-171.

Federation No. 21-P of 2019 in the case of citizen Schukin G.K. The author concludes that the constitutional and legal meaning of article 19 of the Federal Law "On Hunting and Conservation of Hunting Resources," which, together with other laws and regulations, is relevant to the legal status of small-numbered indigenous peoples, not only will the uniform application of the Act, but it will also serve as a model for extending to other areas of traditional environmental management of small-numbered indigenous communities, fisheries regulated by the other federal laws. In addition to the problems of exercising the powers arising from the status of small-numbered indigenous peoples, the fact of belonging to an indigenous people is often established in court, because of the absence of the unified document confirming the nationality in the Russian Federation. In this regard as positive, according to the author, it is necessary to recognize acceptance on the 6th of February 2020 changes in federal law No. 82-FZ "About guarantees of the rights", which install the centralized system of accounting of representatives of indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation. This act has not yet entered into force, but this article for the first time describes the innovations of the legislation.

Keywords: indigenous peoples, small-numbered indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation, human rights, the Constitution, the United Nation Declaration on the Rights of Indigenous Peoples, the Constitutional Court, traditional lifestyles and traditional economic activities of indigenous peoples.

Коренные народы входят в состав населения многих государств, но не во всех странах их правовое положение обособлено. Так, например, в Индии и Бангладеш сложившееся в международной практике понятие «коренной народ» считается неприемлемым в силу полиэтничности этих государств и невозможности определить, какой из народов является более коренным [32]. В Российской Федерации - многонациональном государстве - коренные народы обладают специальным правовым статусом.

Права коренных народов являются объектом защиты как международного, так и внутригосударственного права. Несмотря на различия национальных правовых систем в этом вопросе, объясняемые историческими, культурными и иными причинами, которые в том числе повлияли на определение принадлежности лица к категории коренных [34, с. 71-72], заложенное Декларацией Организации объединённых наций о правах коренных народов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 г. (далее - Декларация), стандарты являются универсальными [33]. Эволюция подхода от полного отрицания и провозглашения политики ассимиляции до признания уникальности и необходимости содействовать сохранению и развитию характеризует отношение государств к защите прав коренных народов на протяжении относительно небольшого периода двадцатого столетия.

Декларация признаёт право на самоопределение, на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к местным делам, право для индивида без дискриминации принадлежать к общине или народности в соответствии с традициями, запрет принудительного перемещения с земель и территорий, право на соблюдение культурных традиций и обычаев, право на земли, территории и ресурсы, которыми коренные народы традиционно владели, использовали или занимали их и т.д. Определённые в Декларации права представляют собой минимальные стандарты для обеспечения выживания, уважения достоинства и благополучия коренных народов мира [19].

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 г. 144 государства проголосовали в поддержку резолюции, четыре (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США) выступили против, а Российская Федерация в числе 11 других воздержалась. Позднее все голосовавшие против государства изменили свои позиции и выразили поддержку Декларации. Подробнее об истории принятия Декларации см.: [9].

Декларация Генеральной Ассамблеи ООН не является международным договором, не порождает аналогичных с ним международных обязательств, однако в литературе описывается как очень важный акт, кодифицирующий обычное международное право в сфере защиты прав коренных народов [32, с. 100; 31].

Для Российской Федерации значение Декларации можно прояснить через толкование положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 69 Конституции Российской Федерации [5] и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (далее - Постановление). Так, в Постановлении, в пункте первом находим: «...права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных . норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и её специализированных учреждений» [13].

Поскольку, как мы отметили выше, в поддержку Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (одного из главных органов ООН) выступили 148 государств (включая те четыре, которые изначально голосовали против), её положения соответству-

ют критериям общепризнанных норм международного права, указанным в Постановлении.

Права коренных народов, закреплённые в Декларации, относятся к коллективным правам человека, помимо прочего она определяет и индивидуальные права, например, право на гражданство, свободу, личную безопасность, физическую и психическую неприкосновенность лиц, относящихся к коренным [19]. Статья же 17 Конституции Российской Федерации определяет, что «.признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Более того, статья 69 гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [5]. Таким образом, и права человека являются предметом регулирования и Конституции, и Декларации, и конкретно права коренных народов. Следовательно, в Российской Федерации при определении статуса коренных народов должны непосредственно применяться положения общепризнанных норм международного права, которые содержатся в Декларации.

Однако на практике непосредственное применение Декларации о правах коренных народов в Российской Федерации затруднено. Специальные федеральные законы, имеющие предметом регулирования статус коренных народов в России, были приняты ранее Декларации, но несмотря на внесённые изменения, их положения не во всём соответствуют общепризнанным нормам, зафиксированным в Декларации. И это порождает множество вопросов, самый важный из которых - сама категория - коренные народы.

Отметим, что в тексте Декларации определения коренных народов нет. Единственным нормативно закреплённым можно считать понятие, которое содержится в статье 1 Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенции 169 МОТ) [6]. Однако Российская Федерация участником данного международного договора не является, значит регулировать соответствующие отношения он не может. На доктринальном уровне наиболее авторитетным считается мнение Специального докладчика по проблеме дискриминации коренного населения Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Хосе Мартинеса Кобо, который выделил критерии отнесения народа к коренному [4].

В Российской Федерации же важнейшим критерием является численность этноса, поэтому в законодательстве употребляется термин «коренные малочисленные народы». Статья 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет их как «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков,

сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями» [22]. Таким образом, проживающие на исконных территориях Севера России коми, саха, например, не являются малочисленными и не имеют соответствующего статуса, не могут участвовать в работе Арктического Совета в качестве постоянного участника, поскольку Российскую Федерацию там представляет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (RAIPON) [2], в которую названные народы не проходят по критерию малочисленности. Только отнесение этноса к коренным малочисленным народам порождает для его представителей получение особого правового статуса: право на объединение в общины с особым статусом, на замену воинской службы альтернативной гражданской службой, на соблюдение традиций, защиту исконной среды обитания, ведение традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, особую судебную защиту и т.п. [22]. Более того, в Постановлении Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» поименованы конкретные народы и субъекты Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы. Кроме этого, в обособленную группу выделены коренные народы, проживающие на Севере: их перечень закреплён Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р (ред. от 26.12.2011) «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [17].

Показательным является Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2014 г. [1], которым было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, признавшего необоснованной жалобу на нарушение порядка рассмотрения обращения. Суть жалобы касалась отказа в передаче Президенту Российской Федерации вопроса о ратификации Декларации ООН о правах коренных народов. Не обсуждая невозможность ратификации деклараций ООН в принципе в силу их особой правовой природы, обратим внимание на то, что заявителями выступали представители башкирского народа. Этим обращением они предполагали достичь цели признания за своим народом прав, которые признаются за коренными народами в соответствии с Декларацией ООН. Суд в своём решении отметил, что башкиры не включены в Единый перечень, «не могут быть отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации, поскольку их численность, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 1 млн 584,6 тыс. человек» [1].

Таким образом, если лицо не относится к этносу, указанному в данном Постановлении Правительства и не проживает на территории, определённой в нём [10], то и его права как представителя коренного малочисленного народа не будут защищены на

соответствующем уровне. Более того, некоторые социальные гарантии, например, право для граждан из числа малочисленных народов Севера на социальную пенсию на льготных условиях [25], также зависят от включения конкретного народа в соответствующий перечень [12]. Как результат, возникают коллизии, которые мы наблюдаем в правоприменении. Так, в Верховный Суд РФ обратилась административный истец Па-тархеева Е. Д., которая является сойоткой - представителем коренного малочисленного народа Севера, включённого в Перечень народов, постоянно проживает на территории Окинского района Республики Бурятия, достигла возраста 50 лет. Решением Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Республике Бурятия ей было отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с тем, что Окин-ский муниципальный район, в котором она проживает, не входит в Перечень районов в целях установления социальной пенсии по старости. При этом сойоты входят Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, упомянутый выше, и Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Окинский муниципальный район Республики Бурятия в числе других районов республики определён местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации согласно перечню таких мест [18]. Поскольку перечень для целей назначения социальной пенсии по старости не был приведён в соответствие с Единым перечнем, проживающие в названном районе сойоты были ограничены в реализации принадлежащих им прав. Верховный Суд РФ признал перечень, утверждённый постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. № 1049, не действующим со дня вступления решения в законную силу «в той мере, в какой данный перечень в системе действующего правового регулирования в целях установления социальной пенсии по старости не учитывает в составе районов проживания малочисленных народов Севера Окинский муниципальный район Республики Бурятия как место традиционного проживания коренного малочисленного народа Севера - сойотов» [20].

Очевидно, что подобные проблемы порождает разветвлённое законодательство, которое регламентирует правовое положение коренных народов в Российской Федерации. Помимо основополагающих конституционных норм, закреплённых статьями 69 и 26 [5], его основу составляют три специальных федеральных закона:

• Уже названный Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [22];

• Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениям) [23];

• Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [24].

Множество иных федеральных законов отчасти затрагивают статус коренных малочисленных народов в России. В качестве примеров можно указать названный ранее Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [25]; Лесной кодекс РФ: его статья 48 устанавливает, что при использовании лесов обеспечивается защита исконной среды обитания коренных малочисленных народов [8]; Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»: статья 25 определяет, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыболовного участка осуществляется без разрешения на добычу [26]; Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»: определяет не только статус охотника, виды охоты, среди которых выделяет охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, и закрепляет, что она осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления [27]. Это лишь некоторые из существующих федеральных законов, регламентирующих права и обязанности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Также в этой сфере принято большое число актов подзаконного характера, примерами которых можно назвать ранее описанные Постановления Правительства РФ. Помимо прочего, существуют и специальные акты на уровне субъектов федерации, например [11], поскольку статья 72 Конституции Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов «защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей» [5].

Следовательно, можно сделать вывод о сложном многоуровневом закреплении правового положения коренных малочисленных народов в России. Однако многие вопросы, которые требуют урегулирования, к сожалению, не отражены в действующих актах, либо формулировки их недостаточно ясны, что создаёт возможности для их двоякого толкования.

Помимо необходимости этноса быть включённым в категорию «коренных малочисленных народов Российской Федерации», представителю такого народа бывает весьма затруднительно доказать, что он является таковым и, следовательно, обладает всеми правами, вытекающими из этого статуса. Отметки в паспорте гражданина Российской Федерации о национальности не делаются, но, если, как в случае с Республикой Саха (Якутия), на уровне субъекта принято решение о вкладыше к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальной принадлежности [11], то это значительно облегчает решение вопроса. Однако в боль-

шинстве субъектов подобные меры не принимаются, поэтому отдельные представители коренных малочисленных народов отстаивают своё право называться коренными и пользоваться соответствующими правами в суде [21, с. 95].

Весьма иллюстративным подтверждением может быть дело Андрея Данилова, саамского активиста, который выступил истцом. В марте 2018 г. он обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, чтобы ему в охотничьем билете поставили отметку о «возможности осуществления охоты в рамках ведения традиционного образа жизни», в чём ему было отказано [29]. Напомним, что упомянутый уже выше ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» устанавливает право для лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, свободно осуществлять охоту в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления [27]. Однако для реализации этого права подзаконным актом предусмотрена необходимость проставления в охотничьем билете соответствующей отметки, а обязанность эта возложена на орган исполнительной власти субъекта федерации [16]. Минприроды Мурманской области мотивировал отказ проставить отметку в охотничий билет тем, что принадлежность Данилова к коренным малочисленным народам Севера не доказана. При этом в свидетельстве о рождении самого Андрея Данилова и его детей указана национальность саами. В августе 2019 г. Первомайский районный суд г. Мурманска отказал в удовлетворении иска, определив, что заявитель не относится к категории лиц, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами. Как прокомментировал это решение сам Данилов: «Для ведения традиционной охоты коренные народы должны проживать в тундре, в традиционных жилищах, пищу и всё для житья добывать сами, не иметь другого дохода. В общем, назад в средневековье» [30].

Такое решение суд вынес исходя из положений части 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где все лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, поделены на две категории:

• постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами и

• лиц, которые ... постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления [22].

Следовательно, можно предположить, что закреплено неравенство правового статуса представителей коренного народа. Если одни из них занимаются традиционными промыслами в качестве подсобной деятельности или сезонно, или в силу возраста или состояния здоровья уже не могут сами, например, охотиться, рыбачить, то и доступ к продукции охоты, полученной при осуществлении традиционной охоты, для них закрыт?

Иногда и в отсутствие спора относительно национальной принадлежности лица может быть оспорено его право осуществлять гарантированные законами правомочия.

Конституционным Судом Российской Федерации в мае 2019 г. вынесено Постановление № 21-П по делу гражданина Щукина Г. К., которым выявлен конституционно-правовой смысл статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» [14], что, по нашему мнению, поможет единообразному применению положений названного закона, а также возможно распространению аналогичной практики на иные сферы традиционного природопользования общин коренных малочисленных народов, рыболовство, которые регулируются специальными федеральными законами.

Отмечается, что это первое решение с позитивным итогом, которое касается защиты прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [7, с. 117].

Заявителем по делу выступал Геннадий Щукин, чья принадлежность к коренным народам не оспаривалась, поскольку он один из учредителей и председатель семейной (родовой) общины коренного малочисленного народа - долганов, а также президент местной ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью четвёртой статьи 33 и частью второй статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (подстрекательство к незаконной охоте, совершённой группой лиц по предварительному сговору).

Щукин на одном из собраний общины предложил произвести отстрел диких оленей, поручив добычу охотникам в объёме, рассчитанном на всех членов общины (при квоте восемь оленей на человека - 217 особей). Сам Геннадий имеет проблемы со здоровьем и выходить на охоту не может, как и некоторые члены общины в силу своего преклонного или слишком молодого возраста. По мнению Щукина, в интересах членов общины право на охоту можно передать другим охотникам, что он и сделал [15]. Отметим, что статья 19 ФЗ «Об охоте...» указывает, что охота как вариант ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности может осуществляться не только лицами, относящимися к коренным народам Севера, но и их общинами [27]. А Геннадий Щукин действовал именно как председатель родовой общины.

Однако, согласно позиции судов первой и апелляционной инстанций, право на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в пределах нормативно установленных лимитов для удовлетворения личных нужд не может быть передано одними членами общины другим её членам. Поэтому Г. К. Щукину было назначено наказание в виде штрафа в размере ста двадцати тысяч рублей, от назначенного наказания он освобождён в связи с амнистией [14].

Заявитель указывал на противоречие положениям Конституции Российской Федерации норм названной статьи ФЗ «Об охоте.».

Конституционный суд с мнением Щукина не согласился, противоречий не признал, но выявил конституционно-правовой смысл статьи 19 указанного закона, который является общеобязательным, что исключает любое иное её истолкование в правоприменительной практике. А в резолютивной части в итоге поддержал позицию председателя родовой общины в части права каждого члена общины коренных малочисленных народов Севера пользоваться объектами животного мира в пределах установленных лимитов и поручать «одному или нескольким её членам, имеющим статус охотника, добычу охотничьих ресурсов в объёме, не превышающем сумму приходящихся на каждого члена общины лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд» [14].

В Постановлении Конституционный Суд подчеркнул, что «особые права на использование объектов животного мира предоставляются всем лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а не только тем из них, кто имеет статус охотника, поскольку для всех указанных лиц вне зависимости от их фактической и юридической способности самостоятельно осуществлять добычу охотничьих ресурсов пользование объектами животного мира выступает основой их традиционного жизнеобеспечения в рамках традиционного образа жизни» [14].

6 февраля 2020 г. Президентом Российской Федерации подписан закон, вносящий изменения в федеральный закон № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных.», которым устанавливается система учёта граждан, относящихся к коренным малочисленным народам [28]. В течение двух лет будут созданы соответствующие списки. Основная нагрузка учёта будет возложена на муниципальные органы, а всю деятельность по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики закон возложил на специальный федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство по делам национальностей.

Вся система учёта в новой редакции закона описана весьма подробно, что исключает произвольное толкование, делает её понятной и прозрачной.

Самое большое достижение, закрепляющее гарантии статуса коренных малочисленных народов, на наш взгляд, сформулировано в статье 7.1 закона в новой редакции и касается того, что органы государственной власти, местного самоуправления используют сведения, содержащиеся в списке, «и не вправе требовать представления лицами, относящимися к малочисленным народам, документов, содержащих сведения об их национальности» [28]. Надеемся, этим будет положен конец той неразберихе, которая творится в органах государственной власти и местного самоуправления в части доказывания представителями коренных малочисленных народов своей национальности, а также отпадет необходимость подтверждать этот факт через суд. Все меры в целом будут способствовать упрочению гарантий правового статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Список литературы

1. Апелляционное определение № 33-8161/2014 от 10 июня 2014 г. по делу № 33-8161/2014. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/bMUF0juZ3VNx/?regular-txt=%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D 1%80%D0%B0%D 1 %86%D0 %B8%D 1 %8F+%D0%BE+%D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D 1%85+ %D0%BA%D0%BE%D 1 %80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D 1%8B%D 1 %85+%D0 %BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D00/oB40/oD0%BE%D0%B2&regular-case_doc=& regular-lawchunkinfo=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stag e=&regular-area=&regular-court=%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D 0%B2%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9+%D0%A 1%D 1 %83%D0%B4+%D0%A0%D0%B 5%D 1%81%D0%BF%D 1 %83%D0%B 1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0 %91 %D0%B0%D 1%88%D0%BA%D0%BE%D 1 %80%D 1%82%D0%BE%D 1 %81 %D 1%82%D0%B0%D0%BD+%28%D0%A0%D0%B5%D 1%81%D0%BF%D 1 %83%D0% B 1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%91%D0%B0%D 1 %88%D0%BA%D 0%BE%D 1 %80%D 1%82%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BD%29&regular-judge=&_=1581148262353&snippet_pos=5230#snippet (дата обращения: 09.02.2020).

2. Арктический Совет. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ/RAIPON). - URL: https://arctic-council.org/index.php/ru/about-us/permanent-participants/raipon (дата обращения: 09.02.2020).

3. Брицкая, Т. Доказывайте саами // Новая газета. - 2019. - 24 мая, № 55. -С. 3. - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2019/05/24/80636-dokazyvayte-saami (дата обращения: 10.02.2020).

4. Гарипов, Р. Ш. Понятие «коренной народ» и их статус в международном и внутригосударственном праве. - DOI: 10.7256/2226-6305.2013.3.5362 // Международное право и международные организации. - 2013. - № 3. - С. 408-420.

5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря, № 237.

6. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах : принята 27 июня 1989 г. Генеральной конференцией Международной организации труда на её семьдесят шестой сессии - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 09.02.2020).

7. Кряжков, В. А. Дело о традиционной охоте, или первый опыт защиты прав коренных малочисленных народов в Конституционном Суде России // Сравнительное конституционное обозрение. - 2019. - № 4. - С. 116-130.

8. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 50. - Ст. 5278.

9. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН. Декларация ООН о правах коренных народов. - URL: https://www.un.org/development/desa/in digenous-peoples-ru/what-we-do/international-day-of-the-worlds-indigenous-peoples.html (дата обращения: 08.02.2020).

10. О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 25.08.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 14. - Ст. 1493; 2000. - № 41. - Ст. 4081 ; 2008. - № 42. - Ст. 4831.

11. Об утверждении Положения о вкладыше к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальной принадлежности : постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2000 г. № 319. - URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2300581 (дата обращения: 09.02.2020).

12. Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости : постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. № 1049 (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. -№ 41 (часть III). - Ст. 5660.

13. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/12132854/ (дата обращения: 09.02.2020).

14. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 21-П по делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона в связи с жалобой гражданина

Г. К. Щукина - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00 01201905300042 (дата обращения:10.02.2020).

15. Представитель общины долган оспорил в КС запрет передачи права на отстрел животных // ТАСС. - 2019. - 16 апреля. - URL: https://tass.ru/obschest vo/6339895 (дата обращения: 10.02.2020).

16. Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета : приказ Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13 (ред. от 27 сентября 2016 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 21 марта 2011 г. № 20197). - URL: http://www.consultant.ru/docume nt/cons_doc_LAW_112040/ (дата обращения: 09.02.2020).

17. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 17 (часть II). - Ст. 1905.

18. Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р (с изменениями на 29 декабря 2017 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902156317 (дата обращения: 09.02.2020).

19. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 13 сентября 2007 г. 61/295. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. -URL: https://undocs.org/ru/AZRES/61/295 (дата обращения: 09.02.2020).

20. О признании частично не действующим Перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости : решение Верховного Суда РФ от 2 августа 2017 г. № АКПИ17-463, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. № 1049. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71660760/ (дата обращения: 09.02.2020).

21. Тодышев, М. А. О проблемах документального подтверждения принадлежности граждан к коренным народам // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / под ред. В. А. Штырова. - Москва : Издание Совета Федерации, 2013. - С. 1-292. - URL: http://council.gov.ru/media/files/41d44f244940b60fdf20.pdf (дата обращения: 09.02.2020).

22. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации : Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019). - URL: https://base.garant.ru/182356/ (дата обращения: 09.02.2020).

23. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : Федеральный за-

кон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 30. - Ст. 3122.

24. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 20. - Ст. 1972.

25. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.

26. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов : Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 52 (часть I). -Ст. 5270.

27. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 30. - Ст. 3735.

28. О внесении изменений в федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам : Федеральный закон от 06 февраля 2020 г. № 11-ФЗ. - URL : https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1325792/ (дата обращения: 09.02.2020). - Не вступил в силу.

29. ЦС КМНС - Представитель народа саами обратился в суд, чтобы доказать свою национальность и право вести традиционный образ жизни - URL: https://kmns.ru/blog/2019/07/21/cs-kmns-predstavitel-naroda-saami-obratilsj a-v-sud-chtoby-dokazat-svoju-nacionalnost-i-pravo-vesti-tradicionnyj-obraz-zhizni/ (дата обращения: 09.02.2020).

30. ЦС КМНС - Саамскому активисту суд отказал в праве заниматься традиционной охотой. - URL: https://kmns.ru/blog/2019/08/07/cs-kmns-saamskomu-aktivistu-sud-otkazal-v-prave-zanimatsja-tradicionnoj-ohotoj/ (дата обращения: 09.02.2020).

31. Anaya, J. The UN Declaration on the rights of Indigenous peoples: towards re-empowerment. - URL: https://www.jurist.org/commentary/2007/10/un-declaration-on-rights-of-indigenous-2/# (дата обращения: 01.01.2020).

32. Chircop, А. Is There a Relationship between UNDRIP and UNCLOS? / A. Chircop, T. Koivurova, K. Singh // Ocean Yearbook. - 2019. - № 33 (1). - Р. 90-130. - URL: https://doi.org/10.1163/9789004395633_005 (дата обращения: 01.01.2020).

33. Department of Economic and Social Affairs. United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples. - URL: https://www.un.org/development/desa/ind

igenouspeoples/declaration-on-the-rights-of-indigenous-peoples/historical-overview.html (дата обращения: 11.02.2020).

34. Sidorova, E. Circumpolar Indigeneity in Canada, Russia, and the United States (Alaska): Do Difference Result in Representational Challenges for the Arctic Council? // Arctic. - 2019. - № 72 (1). - P. 71-81.

References

1. Decision of the Court of Appeal № 33-8161/2014 from the 10th of June 2014 the case No. 33-8161/2014. Available at: https://sudact.ru/regular/doc/bM UF0juZ3VNx/?regular-txt=%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80 %D0%B0%D 1%86%D0%B8%D 1%8F+%D0%BE+%D0%BF%D 1%80%D0%B0%D0 %B2%D0%B0%D1%85+%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD %D 1 %8B%D 1%85+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0% B2&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-date_from=&regular-date_to= &regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=%D0%92%D0%B5%D1%80 %D 1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D 1%8B%D0%B9+%D0%A 1 %D 1 %83%D0% B4+%D0%A0%D0%B5%D 1%81 %D0%BF%D 1%83%D0%B 1 %D0%BB%D0%B8%D 0%BA%D0%B8+%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D1 %80%D 1%82 %D0%BE%D 1%81%D 1 %82%D0%B0%D0%BD+%28%D0%A0%D0%B5%D 1%81 % D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%91%D0%B 0%D 1%88%D0%BA%D0%BE%D1 %80%D 1%82%D0%BE%D1 %81 %D 1 %82%D0% B0%D0%BD%29&regular-judge=&_=1581148262353&snippet_pos=5230#snippet (accessed 09 February 2020). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Russian Association of Indigenous Peoples of the North (RAIPON). Available at: https://arctic-council.org/index.php/ru/about-us/permanent-participants/raipon (accessed 09 February 2020). (In Russian).

3. Btitckaya T. Dokazyvaite saami [Prove Saami]. Novaya gazeta, 2019, May 24, no. 55, p. 3. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2019/05/24/80636-dokazy vay-te-saami. (accessed: 10.02.2020). (In Russian.)

4. Garipov R. Sh. Ponyatie «korennoi narod» i ikh status v mezhdunarodnom i vnu-trigosudarstvennom prave [The concept of «indigenous people» and their status in international and domestic law]. Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii, 2013, no. 3, pp. 408-420. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.3.5362.

5. The Constitution of the Russian Federation from the 12th of December 1993. Rossiskaya gazeta, 1993, no. 237. (In Russian).

6. Indigenous and Tribal Peoples Convention, 1989 (No. 169) Adopted on 27 June 1989 by the General Conference of the International Labour Organisation at its seventy-sixth session. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con ven-tions/iol169.shtml (accessed 09 February 2020). (In Russian).

7. Kryazhkov V. Delo o traditsionnoi okhote, ili pervyi opyt zashchity prav koren-nykh malochislennykh narodov v Konstitutsionnom Sude Rossii [The case of traditional hunting, or The first experience of protection of the rights of indigenous peoples in the Russian Constitutional Court]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, 2019, vol. 28, no. 4, pp. 116-130.

8. The Forest Code of the Russian Federation from the 4th of December 2006 No. 200-FZ (with amendments and additions). Collection of legislation of the Russian Federation, 2006, no. 50, art. 5278. (In Russian).

9. More about history of UNDRIP see: Department of Economic and Social Affairs. United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples. Available at: https://www.un.org/development/desa/indigenous-peoples-ru/what-we-do/international-day-of-the-worlds-indigenous-peoples.html (accessed 09 February 2020). (In Russian).

10. The resolution of the Government of the Russian Federation of 24.03.2000 No. 255 (an edition of 25.08.2015) «About the Uniform list of indigenous ethnic groups of the Russian Federation». Collection of legislation of the Russian Federation, 2000, no. 14, art. 1493; 2000, no. 41, art. 4081; 2008, no. 42, art. 4831. (In Russian).

11. Resolution of the Government of the Republic of Saha (Yakutia) of 10 June 2000 No. 319 «On Approval of the Regulation on the Insert to the Passport of a Citizen of the Russian Federation with Information on Nationality». Available at: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2300581 (accessed 09 February 2020). (In Russian).

12. The resolution of the Government of the Russian Federation of October 1, 2015 No. 1049 «About the approval of the list of small-numbered peoples of the North and the list of areas of residence of small peoples of the North for establishment of a social old-age pension» (with changes and additions). Collection of legislation of the Russian Federation, 2015, no. 41 (Part III), art. 5660. (In Russian).

13. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 5 of 10 October 2003 «On the Application by Courts of General Jurisdiction of Universally Recognized Principles and Norms of International Law and International Treaties of the Russian Federation» (as amended and supplemented). Available at: https://base.garant.ru/12132854/ (accessed 09 February 2020). (In Russian).

14. Decision No. 21-P of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 28.05.2019 on the Case on the Verification of the Constitutionality of Article 19 of the Federal Law «On Hunting and Conservation of Hunting Resources and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» in Connection with the Complaint of Citizen G. K. Schukin. Available at: URL: http://publication.pravo.go v.ru/Document/View/0001201905300042accessed 09 February 2020). (In Russian).

15. The representative of community of Dolgans challenged in the Constitutional Court the ban of transfer of the right for shooting of animals. TASS. 2019. April 16. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6339895 (accessed 09 February 2020). (In Russian).

16. Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated 01.20.2011 No. 13 (as amended on 09.27.2016) «On approval of the Procedure for the issuance and cancellation of a hunting ticket of a single federal sample, the form of a hunting ticket» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 03.21.2011 No. 20197). Available at: http://www.consu ltant.ru/document/cons_doc_LAW_112040/ (accessed 09 February 2020). (In Russian).

17. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.17.2006 No. 536-r «On approval of the list of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation». Collection of legislation of the Russian Federation, 2006, no. 17 (Part II), art. 1905.

18. Decree of the Government of the Russian Federation of May 8, 2009 No. 631-r «On approval of the list ofplaces of traditional residence and traditional economic activities of the indigenous peoples of the Russian Federation and the list of types of their traditional economic activities of indigenous peoples of the Russian Federation» (as amended on December 29, 2017). Available at: http://docs.cntd.ru/document/902156317 (accessed 09 February 2020). (In Russian).

19. Resolution adopted by the General Assembly on 13 September 2007 61/295. United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples. Available at: https://undocs.org/ru/A/RES/61/295 (accessed 09 February 2020). (In Russian).

20. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation of August 2, 2017 No. AKPI17-463 On declaring partially inoperative the List of areas of residence of the indigenous peoples of the North in order to establish a social old-age pension, approved. Decree of the Government of the Russian Federation of October 1, 2015 No. 1049. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71660760/ (accessed 09 February 2020). (In Russian).

21. Todyshev M. A. O problemakh dokumental'nogo podtverzhdeniya prinadlezhnosti grazhdan k korennym narodam [On the problems of documentary evidence of citizenship of indigenous peoples] In: Shtyrov V. A., ed. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiiskoi Federatsii. Moscow: Edition of the Council of the Federation, 2013. P. 1-292. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d44f244940b60fdf20.pdf (accessed: 09.02.2020).

22. Federal Law of April 30, 1999 No. 82-FZ (as amended on July 26, 2019) «On Guarantees of the Rights of Indigenous Minorities of the Russian Federation». Available at: https://base.garant.ru/182356/ (accessed 09 February 2020). (In Russian).

23. Federal Law of July 20, 2000 No. 104-FZ «On General Principles of Organization of Communities of Indigenous Minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation». Collection of legislation of the Russian Federation, 2000, no. 30, art. 3122. (In Russian).

24. Federal Law of May 7, 2001 No. 49-FZ «On the Territories of Traditional Nature Management of Indigenous Minorities of the North, Siberia and the Far East of the

Russian Federation» (with amendments and additions). Collection of Legislation of the Russian Federation, 2001, no. 20, art. 1972. (In Russian).

25. Federal Law «On State Pension Insurance in the Russian Federation» dated December 15, 2001 No. 166-FZ. Collection of legislation of the Russian Federation, 2001, no. 51, art. 48311. (In Russian).

26. Federal Law of December 20, 2004 No. 166-FZ «On Fisheries and the Conservation of Aquatic Biological Resources» (with amendments and additions). Collection of legislation of the Russian Federation, 2004, no. 52 (Part I), art. 5270. (In Russian).

27. Federal Law of July 24, 2009 No. 209-FZ «On Hunting and the Preservation of Hunting Resources, and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (as amended and supplemented). Collection of legislation of the Russian Federation, 2009, no. 30, art. 3735. (In Russian).

28. Federal Law of February 6, 2020 No. 11-FZ «On Amending the Federal Law "On Guarantees of the Rights of Indigenous Minorities of the Russian Federation" regarding the establishment of an accounting procedure for persons belonging to indigenous minorities». Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1325792/ (accessed 09 February 2020). (In Russian). Did not enter into force.

29. Central Committee of the Indigenous small-numbered peoples - Representative of the Saami people went to court to prove his nationality and the right to lead a traditional lifestyle. Available at: https://kmns.ru/blog/2019/07/21/cs-kmns-predstavitel-naroda-saami-obratilsja -v-sud-chtoby-dokazat-svoju-nacionalnost-i-pravo-vesti-tradici onnyj-obraz-zhizni/ (accessed 09 February 2020). (In Russian).

30. Central Committee of the Indigenous small-numbered peoples. The Saami activist was denied the right to engage in traditional hunting. Available at: https://kmns.ru/blog/2019/08/07/cs-kmns-saamskomu-aktivistu-sud-otkazal-v-prave-zanimatsja-tradicionnoj -ohotoj/ (accessed 09 February 2020). (In Russian).

31. Anaya J. The UN Declaration on the rights of Indigenous peoples: towards re-empowerment. Available at: https://www.jurist.org/commentary/2007/10/un-declaration-on-rights-of-indigenous-2/# (accessed 09 February 2020).

32. Chircop А., Koivurova Т., Singh К. Is There a Relationship between UNDRIP and UNCLOS? Ocean Yearbook, 2019, no. 33 (1), pp. 90-130. Available at: https://doi.org/10.1163/9789004395633_005 (accessed 09 February 2020).

33. Department of Economic and Social Affairs. United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples. Available at: https://www.un.org/develo pment/desa/indigenouspeoples/declaration-on-the-rights-of-indigenous-peoples/historical-overview.html (accessed 09 February 2020).

34. Sidorova E. Circumpolar Indigeneity in Canada, Russia, and the United States (Alaska): Do Difference Result in Representational Challenges for the Arctic Council? Arctic. 2019, no. 72 (1), pp. 71-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.