Научная статья на тему 'Проблемы защиты конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище'

Проблемы защиты конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
право на жилище / жилищные права / защита прав / сохранение жилья / предоставление жилья / дети-сироты / дети / оставшиеся без попечения родителей / right to housing / housing rights / protection of rights / preservation of housing / provision of housing / orphans / children left without parental care

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Леонидовна Шкилева

Статья посвящена проблематике правового регулирования и правоприменения законодательства в сфере защиты жилищных прав детей, оставшихся без попечения. На законодательном уровне на сегодняшний день закреплены дополнительные гарантии прав на жилое помещение, но механизм защиты жилищных прав не совершенен. С целью нормативно-правового и организационного урегулирования выявленных проблем обеспечения жилищных прав детей, оставшихся без попечения, предложены меры по сохранению права детей на жилье, усовершенствованию механизма обеспечения жилым помещением детей после завершения воспитания в специализированных учреждениях и семейных формах устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталья Леонидовна Шкилева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of protecting the constitutional right of orphans and children left without parental care to housing

The article is devoted to the problems of legal regulation and enforcement of legislation in the field of protection of the housing rights of children left without care. Today, at the legislative level, additional guarantees of rights to housing are fixed, but the mechanism for protecting housing rights is not perfect. For the purpose of regulatory and organizational settlement of the identified problems of ensuring the housing rights of children left without care, measures are proposed to preserve the right of children to housing, to improve the mechanism for providing housing for children after the completion of education in specialized institutions and family forms of placement.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 342.737

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-175-179 EDN: https://elibrary.ru/kjsdlo NIION: 2015-0066-5/23-829 MOSURED: 77/27-011-2023-05-028

Проблемы защиты конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище

Наталья Леонидовна Шкилева

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, Курск, Россия,

natali_046@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблематике правового регулирования и правоприменения законодательства в сфере защиты жилищных прав детей, оставшихся без попечения. На законодательном уровне на сегодняшний день закреплены дополнительные гарантии прав на жилое помещение, но механизм защиты жилищных прав не совершенен. С целью нормативно-правового и организационного урегулирования выявленных проблем обеспечения жилищных прав детей, оставшихся без попечения, предложены меры по сохранению права детей на жилье, усовершенствованию механизма обеспечения жилым помещением детей после завершения воспитания в специализированных учреждениях и семейных формах устройства.

Ключевые слова: право на жилище, жилищные права, защита прав, сохранение жилья, предоставление жилья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

Для цитирования: Шкилева Н. Л. Проблемы защиты конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 175-179. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-5-175-179. EDN: KJSDLO.

Original article

Problems ofprotecting the constitutional right oforphans and children

left without parental care to housing

Natalya L. Shkileva

Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov, Kursk, Russia,

natali_046@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problems of legal regulation and enforcement of legislation in the field of protection of the housing rights of children left without care. Today, at the legislative level, additional guarantees of rights to housing are fixed, but the mechanism for protecting housing rights is not perfect. For the purpose of regulatory and organizational settlement of the identified problems of ensuring the housing rights of children left without care, measures are proposed to preserve the right of children to housing, to improve the mechanism for providing housing for children after the completion of education in specialized institutions and family forms of placement.

Keywords: right to housing, housing rights, protection of rights, preservation of housing, provision of housing, orphans, children left without parental care

For citation: Shkileva N. L. Problems of protecting the constitutional right of orphans and children left without parental care to housing. Bulletin of economic security. 2023;(5):175-9. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-175-179. EDN: KJSDLO.

Право на жилище является одним из наиболее важных прав человека, поскольку потребность в жилье является одной из главных, без удовлетворения которой невозможно нормальное существование и функционирование общества. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 40), правом на жилище на© Шкилева Н. Л., 2023

делены все граждане, в том числе и такая категория населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения).

На сегодняшний день законодателем уточнен подход к реализации механизма обеспечения жильем ука-

занной категории детей, что должно способствовать сокращению нарушений их прав. В то же время не все проблемы в сфере реализации жилищных прав детей, оставшихся без попечения, решены.

В целом сформирована правовая база для обеспечения реализации жилищных прав детей. Целый ряд нормативно-правовых актов содержат нормы, которые тем или иным образом касаются регулирования жилищных прав. В рамках вопроса конституционного права на жилище, а также роли государства в реализации этого права детьми, оставшимися без попечения, следует проанализировать прежде всего положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ). Данный законустанавливает дополнительные гарантии жилищных прав анализируемой категории детей, в частности, им закреплены:

- основания и порядок социальной защиты детей, оставшихся без попечения, если они не имеют своего жилья или проживание в таком жилье является невозможным, среди которых - обеспечение жилым помещением по нормам предоставления площади по договору социального найма (п. 1,7 ст. 8);

- требование по обеспечению детей, оставшихся без попечения, жильем по достижению ими возраста 18 лет (приобретению полной дееспособности), после завершения пребывания в организациях для детей-сирот, получении образования, окончании прохождения военной службы и др. (п. 1 ст. 8);

- полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по контролю за использованием и сохранностью жилья, принадлежащего ребенку, решению вопросов по распоряжению им (п. 2 ст. 8) [1].

Таким образом, вопрос защиты жилищных прав детей, оставшихся без попечения, в Федеральном законе № 159-ФЗ решается двумя способами: 1) сохранности принадлежащего на праве собственности или на праве пользования жилья указанной категории лиц, в котором они проживали до устройства в специализированные учреждения или семейную форму воспитания; 2) путем предоставления жилого помещения если они не имели жилья или проживание в таком жилье невозможно.

Помимо этого, в законодательстве закрепляется обязанность сохранения за такими детьми права собственности на жилое помещение или право права пользования жилым помещением, в котором они проживали (ст. 148, 155.3 СК РФ, п. 4 ст. 292 ГК РФ).

Владение жилым помещением предусматривает содержание, обслуживание, поддержание его в надлежащем состоянии, в том числе уплату коммунальных и иных платежей (ст. 153 ЖК РФ). В этой связи возникает вопрос, который активно обсуждается в правовой доктрине [2, с. 78; 3, с. 174], относительно того, кто несет бремя содержания имущества, если собственником (нанимателем) такого жилого помещения является ребенок, оставшийся без попечения.

Федеральным законом № 159-ФЗ в качестве меры защиты жилищных прав детей, оставшихся без попечения, предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ по контролю за сохранностью жилья, принадлежащего ребенку. В ст. 15, 18, 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закреплена обязанность опекунов и попечителей заботиться о содержании своих подопечных, в том числе исполнять обязанности по охране их имущества [4].

Однако несмотря на указанные положения непосредственно механизм сохранения жилья, в том числе финансирования мер по его восстановлению (ремонту), должным образом не разработан. Федеральным законодательством не урегулировано, за счет каких средств осуществляется содержание жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или праве пользования детям, оставшимся без попечения, в котором они не проживают. При установлении опеки над таким имуществом законодательно не определен как именно соответствующий опекун обязан обеспечивать сохранность имущества.

Особым видом социальной поддержки детей, оставшихся без попечения, в сфере жилищных прав является оплата квартирной платы и коммунальных услуг государством. Законодательством субъектов РФ в рамках реализации дополнительных гарантий предусмотрено освобождение указанной категории детей от внесения платы за жилое помещение и/или коммунальные услуги [5]. Однако до настоящего времени остается неурегулированным вопрос об источниках внесения платы за жилые помещения, собственниками (нанимателями) которых являются дети, оставшиеся без попечения, и коммунальные услуги. Субъекты РФ по-разному решают вопрос об обеспечении жилищных детей, оставшихся без попечения. На практике отмечаются многочисленные случаи возникновения задолженности по таким оплатам, что крайне негативно сказывается на социальной адаптации анализируемой категории детей [6].

Также представляется недостаточно урегулированным такой механизм сохранения права на жилье детей, оставшихся без попечения, как предоставление жилого помещения в течение пребывания ребенка в специализированном учреждении или семейной форме устройства третьим лицам на условиях договора найма (поднайма), аренды. Соответствующие положения содержатся в нормативных актах отдельных субъектов РФ, регламентирующих порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей, оставшихся без попечения.

Предоставление имущества в пользование иным лицам может оказать влияние на состояние такого жилого помещения, однако дополнительные гарантии реализации жилищных прав детей, оставшихся без попечения, которые бы предусматривали ответственность за сохранение жилья и возвращение его к моменту окончания их пребывания в специализированных учреждениях

JURISPRUDENCE

или семейной форме устройства в надлежащем состоянии не предусмотрены.

В исследованиях, посвященных актуальным проблемам, связанным с охраной жилищных прав детей, оставшихся без попечения, в том числе диссертационного уровня, уже давно обсуждается вопрос о необходимости закрепления в законе обязанности органов опеки и попечительства предпринимать действия по использованию жилых помещений, принадлежащих детям, оставшимся без попечения, а также установления ответственности за неисполнение такой обязанности [7, с. 7; 8, с. 14].

Как уже отмечалось, на органы опеки и попечительства возлагается основная задача по контролю за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой или попечительством. В Правилах, регламентирующих порядок осуществления такой деятельности [9] устанавливается порядок проведения плановых и внеплановых проверок, в ходе которых осуществляется оценка жилищно-бытовых условий проживания, состояния здоровья подопечного и т. д. Механизм проверки обеспечения сохранности имущества подопечного органами опеки и попечительства не закреплен.

В том случае, если дети, оставшиеся без попечения, до их устройства в соответствующие специализированные учреждения или семейную форму воспитания, не имели благоустроенного жилья или вселение в сохранившееся за ними жилое помещение невозможно, государство гарантирует право на получение жилого помещения.

С 1 января 2013 г. жилые помещения предоставляются детям из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств, с последующим заключением договора социального найма в отношении этого же жилого помещения.

В ст. 109.1 ЖК РФ о специализированном жилищном фонде включены нормы о жилых помещениях для детей, оставшихся без попечения, определяющие назначение таких жилых помещений и порядок их предоставления. Статья 103 ЖК РФ дополнена положением о недопустимости выселения таких детей из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункт [10].

В настоящее время в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере защиты жилищных прав несовершеннолетних, подписанного Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка и АО «Дом.РФ» [11] в России создается система учета специализированного жилищного фонда, что должно привести к сокращению грубых нарушений жилищных прав детей. Так, создание такой системы позволит не просто учитывать жилые помещения, но и анализировать актуальные данные по их использованию. В то же время считаем необходимым

включение в систему учета сведении не только о жилых помещениях специализированного жилищного фонда, но и договорах найма специализированных жилых помещений, информации о правообладателе и пр.

В качестве основного нарушения прав анализируемой категории детей на предоставление жилого помещения в судебной практике отмечается утрата права на получение жилья в случае непостановки несовершеннолетнего на учет до достижения возраста 23 лет [3, с. 181].

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения, должны встать на учет на получение жилья до 23 лет, в противном случае они утрачивают право на жилье. Законные представители детей содействуют в своевременном включении их в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением (абз. 3, 4 п. 3 ст. 8). Проблема в данной ситуации осложняется отсутствием правовых знаний у детей в возрасте 18 лет, которые зачастую не знают о своих правах и могут вовремя не обратиться в органы исполнительной власти.

Согласимся с тем, что защита жилищных прав детей должна осуществляться с учетом принципа наилучшего обеспечения их интересов с учетом критерия своевременности предоставления жилого помещения, в этом случае, трактуемом как равное право каждого на получение жилого помещения специализированного фонда [3, с. 186].

В законе отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение порядка предоставления жилья, а также за предоставление детям жилого помещения, непригодного для проживания. А ведь санкции за несоблюдение закона также необходимы для того, чтобы нормы, закрепляющие права детей на получение благоустроенного жилья, действовали эффективно.

Вполне обоснованным считаем мнение, что поскольку ответственным за ребенка за время его пребывания в специализированном учреждении является данное учреждение, то оно и должно нести ответственность за оформление всех документов по постановке на учет детей [3, с. 186]. А поэтому в законе необходимо закрепить обязанность специализированных учреждений осуществлять оформление документов по постановке на учет детей, оставшихся без попечения, по достижении ими возраста 18 лет. Контроль за соблюдением данной обязанности и за предоставление впоследствии жилья ребенку возложить на органы опеки и попечительства.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что защита жилищных прав детей, оставшихся без попечения, - приоритетный вопрос государственной политики. Государство является главным гарантом обеспечения прав детей соответствующей категории, поэтому и вопросы жилищных прав не исключение. На законодательном уровне на сегодняшний день закреплена обязанность государства, в лице соответствующих его органов, по сохранению права на жилье, предоставления жилого

помещения детям, оставшимся без попечения, но механизм защиты жилищных прав не совершенен.

С целью нормативно-правового и организационного урегулирования выявленных проблем обеспечения жилищных прав детей, оставшихся без попечения, целесообразно:

- принять меры по сохранению права детей на жилье путем: выявления и установления опеки над недвижимым имуществом, которое принадлежит ребенку на праве собственности, по месту его нахождения, урегулирования вопроса о совершении сделок с таким имуществом в целях наилучшего обеспечения интересов ребенка; закрепления процедуры передачи недвижимого имущества, которое принадлежит ребенку на праве собственности, по договору аренды третьим лицам, особенностей прекращения такого договора в случае окончания пребывания ребенка в организациях для детей-сирот или на семейной форме устройства, ведения реестра сделок, совершаемых с таким недвижимым имуществом; установления ответственности уполномоченных органов (лиц) за сохранность недвижимого имущества ребенка;

- усовершенствовать механизм обеспечения жилым помещением детей после завершения воспитания в специализированных учреждениях и семейных формах устройства, если они не имели своего жилья или оно непригодно для проживания путем: ведения реестра сведений о жилых помещениях специализированного жилищного фонда, договорах найма специализированных жилых помещений, о правообладателе и пр.;

- установления ответственности уполномоченных органов (лиц) за неисполнение обязанности по постановке детей на учет в качестве подлежащих обеспечению жилым помещением.

Список источников

1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

2. Рабец А. М. Проблемы осуществления и защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». 2018. № 2. С. 74-86.

3. Карпеева Е. В. Защита в гражданском судопроизводстве прав несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2022.

4. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве: закон города Москвы от 30 нояб. 2005 г. № 61. Доступ из справ, правовой системы «Гарант».

6. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по организации в субъектах Российской Федерации работы по оплате за жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальные услуги»): письмо Минпросвещения России от 1 нояб. 2022 г. № 07-7350. СПС «Гарант».

7. Федорова О. А. Охрана жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб. 2003.

8. Мамаева А. К. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2011.

9. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 // Собрание законодательства РФ. 2009. №21. Ст. 2572.

10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14.

11. Мария Львова-Белова и глава ДОМ.РФ Виталий Мутко подписали соглашение о сотрудничестве в сфере защиты жилищных прав несовершеннолетних. Электронный ресурс. Режим доступа: http://deti.gov.ru/ articles/news/mariya-1-vova-belova-i-glava-dom-rf-vitalij-mutko-podpisali-soglashenie-o-sotrudnichestve-v-sfere-zashity-zhilishnyh-prav-nesovershennoletnih.

References

1. On additional guarantees for social support for orphans and children left without parental care: federal law of 21 December. 1996 No. 159-FZ // Collection of Legislation ofthe RussianFederation. 1996. No. 52. Art. 5880.

2. Rabets A. M. Problems of implementation and protection of the rights of minors left without parental care // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series «Jurisprudence». 2018.No.2.P. 74-86.

3. Karpeeva E. V. Protection in civil proceedings of the rights of minors: dis. ... cand. legal Sciences. Yekaterinburg, 2022.

4. On guardianship and trusteeship: federal law of 24 April. 2008 No. 48-FZ // Collection of Legislation ofthe RussianFederation. 2008. No. 17. Art. 1755.

5. On additional guarantees for social support for orphans and children left without parental care in the city of Moscow: law of the city of Moscow dated 30 November. 2005 No. 61. Access from reference legal system «Garant».

6. On sending information (together with the «Methodological recommendations on the organization in the constituent entities of the Russian Federation of work on payment for residential premises by tenants or family members of tenants under social employment contracts or

JURISPRUDENCE

whose owners are orphans and children left without parental care, and communal services»): letter of the Ministry of Education of Russia dated 1 November. 2022 No. 07-7350. Access from reference legal system «Garant».

7. Fedorova O. A. Protection of the housing rights of children left without parental care : Ph.D. dis. ... cand. legal Sciences. SPb., 2003.

8. Mamaeva A. K. Implementation of the housing rights of orphans and children left without parental care: problems of theory and practice : author, dis. ... cand. legal Sciences. Vladikavkaz, 2011.

9. On certain issues of the implementation of guardianship and guardianship in relation to minor citizens:

Decree of the Government of the Russian Federation of May 18, 2009 No. 423 // Collection ofLegislation ofthe Russian Federation. 2009. No.21. Art. 2572.

10. Housing Code of the Russian Federation of 29 Dec. 2004 No. 188-FZ // Collection ofLegislation ofthe Russian Federation. 2005. No. 1 (part I). Art. 14.

11. Maria Lvova-Belova and head of DOM.RF Vitaly Mutko signed an agreement on cooperation in protecting the housing rights of minors. Electronic resource. Access mode: http://deti.gov.ru/articles/news/mariya-l-vova-belova-i-glava-dom-rf-vitalij-mutko-podpisali-soglashenie-o-sotrudnichestve-v-sfere-zashity-zhilishnyh-prav-nesovershennoletnih.

Информация об авторе

H. Л. Шкилева - доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук Курской государственной сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова.

Information about the author N. L. Shkileva - Associate Professor of the Department of Economics, Management and Humanities of the Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov.

Статья поступила в редакцию 30.06.2023; одобрена после рецензирования 28.08.2023; принята к публикации 20.10.2023.

The article was submitted 30.06.2023; approved after reviewing 28.08.2023; accepted for publication 20.10.2023.

Предпринимательское право. Под ред. Н. Д. Эриашвили, Р. А. Курбанова; под общ. ред. Т. В. Дерюгиной, А. В. Тумакова. Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. 479 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике рассмотрены становление и развитие предпринимательства в России, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и ее правовое регулирование со стороны государства, в том числе в сфере лицензирования, конкуренции (антимонопольное законодательство), налогообложения, расчетно-финансовых отношений, выполнения договорных обязательств, рассмотрения гражданско-правовых споров с участием предпринимателей, корпоративных споров.

Особое внимание уделено вопросам защиты прав и интересов предпринимателей, правового регулирования инновационной и внешнеэкономической деятельности, регламентации имущественных отношений участников обществ с ограниченной ответственностью.

Для студентов юридических и экономических вузов и факультетов, а также специалистов в сфере предпринимательской деятельности, руководителей предприятий и организаций, предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.