Научная статья на тему 'Проблемы защиты инсайдерской информации на рынке ценных бумаг'

Проблемы защиты инсайдерской информации на рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты инсайдерской информации на рынке ценных бумаг»

Информация об инсайдерах и сделках с ними служит для расчета норматива совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1), который регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком1. Например, этот норматив в том числе принимался Банком России во внимание при принятии банков в систему страхования вкладов2.

Другим документом, ограничивающим деятельность инсайдеров, является указание оперативного характера ЦБР от 17.01.2005 № 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении». В соответствии с этим указанием «в целях снижения вероятности понесения банком потерь и ухудшения состояния ликвидности вследствие совершения сделок со связанными с банком лицами, банкам рекомендуется внутренними документами по вопросам организации деятельности предусмотреть недопустимость принятия решений по выдаче кредитов инсайдерам и другим связанным с банком лицам, с участием заинтересованных в данных решениях лиц».

Как следует из указанных выше актов ЦБР, они явно недостаточны для создания необходимого и всеобъемлещего регулирования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг.

В соответствии с актами ФСФР соблюдение правил по охране инсайдерской информации может являться обязательным для компаний, ценные бумаги которых обращаются на бирже3. Такие компании, если это установлено правилами соответствующей биржи, должны иметь внутренние документы, которые контролируют инсайдерскую торговлю и/или незаконное использование коммерческой информации. Несоблюдение этих положений может привести к исключению соответствующей компании из торговли.

Определенные разъяснения определений «инсайдер» и «инсайдерская информация» содержатся в Кодексе корпоративного поведения, утвержденном ФСФР. Кодекс корпоративного поведения не имеет обязательной силы, хотя предполагается, что компании, которые публично разместили свои акции,

1 Инструкция ЦБР от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков».

2 Положение ЦБР от 16.01.2004 № 248-П «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов».

3 Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных

бумаг от 18.06.2003 № 03-1169/р «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения».

должны соблюдать этот кодекс4. По кодексу понятие «инсайдер» может включать членов совета директоров или правления, генерального директора и иных сотрудников. «Инсайдерской является существенная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества».

Кодекс рекомендует осуществлять в обществе контроль за операциями с использованием инсайдерской и конфиденциальной информации, в частности путем принятия в обществе соответствующего внутреннего документа. Кодекс корпоративного поведения также указывает, что «для создания эффективного механизма предотвращения и выявления случаев использования конфиденциальной или инсайдерской информации в обществе рекомендуется предусмотреть обязанность членов совета директоров письменно уведомлять совет директоров, в частности, о намерении совершить сделки с ценными бумагами общества или его дочерних (зависимых) обществ, а также раскрывать информацию о совершенных ими сделках с такими ценными бумагами в порядке, установленном для раскрытия информации о существенных фактах. Кодекс рекомендует предусмотреть ответственность за несоблюдение требований по охране инсайдерской информации в договоре с соответствующим членом совета директоров, членом правления, генеральным директором, и т. д.

Хотя указанные акты ФСФР и делают определенный прогресс в ограничении неправомерного использования инсайдерской информации, они явно недостаточны для создания необходимого регулирования инсайдерской информации в России.

В отсутствие общепринятого определения «инсайдера», «инсайдерской информации» и «инсайдерской торговли» на рынке существуют обсуждения, которые еще не вылились в какую-то судебную практику, о возможности использовать для регулирования «инсайдера» юридические конструкции, которые уже существуют в российском праве, например, положения о защите служебной, коммерческой или конфиденциальной информации.

Определение «служебная информация» действительно близко к тому, что обычно понимается под «инсайдерской информацией». В частности, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» («Закон о рынке ценных бумаг») «служебной информацией для целей настоящего Федерального

4 Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг». В соответствии с тем же законом к «лицам, располагающим служебной информацией, относятся:

• члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором, под которым понимаются лица, занимающие постоянно или временно в указанных юридических лицах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию;

• аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

• служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.» Статья 33 Закона о рынке ценных бумаг закрепляет, что «лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам. Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Кроме того, в соответствии со статьей 51 Закона о рынке ценных бумаг «вред, причиненный в результате нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации».

Дополнительным правовым механизмом предотвращения противоправного использования служебной информации является законодательное требование одобрить внутренние положения, которые были бы направлены на предотвращение неправомерного использования служебной информации. Такие положения должны существовать в каждой компании, которая действует как профессиональный участник на рынке ценных бумаг, и компании должны соблюдать эти положения5.

5 Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 № 05-3/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»; Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 № 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг».

Биржи также контролируют использование служебной информации. В соответствии со ст. 13 Закона о рынке ценных бумаг каждая «фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами».

Служебная информация охраняется на уровне актов Банка России. Например, Положение ЦБР от 19.08.1998 № 49-П «О порядке применения к кредитным организациям мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг» требует, чтобы сотрудники кредитной организации не нарушали норм законодательства о рынке ценных бумаг в части, касающейся использования этими сотрудниками служебной информации на рынке ценных бумаг. За нарушение законодательства о рынке ценных бумаг в отношении кредитной организации могут быть применены меры ответственности и меры воздействия.

Таким образом, понятие служебной информации и меры по ее охране более или менее полно очерчены в российском законодательстве.

Другим институтом, схожим с институтом инсайдерской информации, является коммерческая информация или коммерческая тайна. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.»

В качестве другого примера установления ответственности за разглашение коммерческой информации можно привести Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с этими законами члены совета директоров и исполнительные органы общества

несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). Одним из видов таких действий может быть неправомерное использование коммерческой информации в своих целях. Однако такая ответственность установлена только перед обществом и не действует в случае, если убытки несут акционеры общества.

Несмотря на то, что служебная и коммерческая информация являются институтами, похожими на инсайдерскую информацию, и их регулирование более полно прописано в российском законодательстве, все еще нет сложившейся судебной практики, однозначно подтверждающей, что эти нормы могут применяться к инсайдерской информации.

В российском законодательстве отсутствуют прямые нормы об ответственности за незаконное использование инсайдерской информации. Однако российское законодательство устанавливает определенную ответственность, хотя и символическую, за нарушения пользования служебной и коммерческой информацией, которая, как было указано выше, может быть рассмотрена как институт близкий к «инсайдерской информации».

В частности, в соответствии со ст. 15.21 Административного кодекса «использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда».

В соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, могут влечь наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

По ныне действующим правовым нормам Административного и Уголовного кодексов относительно коммерческой информации, компании не несут ответственности за нарушение использования служебной или коммерческой информации.

Такая ответственность возлагается только на физические лица. Однако и в этом случае привлечение нарушителей к ответственности, скорей всего,

будет проблематичным, так как достаточно сложно выявить источник утечки информации, особенно если имела место цепочка лиц, а также доказать причинно-следственную связь между использованием служебной/коммерческой информации и возникшими убытками.

Ожидается, что проект закона об инсайдерской информации введет уголовную и административную ответственность за инсайдерскую торговлю. На настоящий момент не ясно, как жестко будет установлена такая ответственность, а также будет ли проект закона предусматривать необходимость доказывать, что торговля была осуществлена и информация использована для того, чтобы получить определенную экономическую выгоду, например, увеличить прибыль или уменьшить убытки, или любое использование инсайдерской информации будет подлежать ответственности.

В отсутствие законодательства об инсайдерской информации, меры, которые будет применять каждая компания против инсайдерской торговли, определяются каждой компанией самостоятельно. Один из вариантов, который часто используют для предотвращения неправомерного использования инсайдерской информации, называется «китайская стена». В соответствии с этим принципом в компании создается специальный режим, в соответствии с которым, лица, которые имеют инсайдерскую информацию не имеют права общаться в отношении этой информации с лицами, которые могут ее неправомерно использовать.

Среди иных мер, которые могут применяться, являются запрет распространять информацию о возможных, но еще не заключенных сделках, введение периода (например, до объявления дивидендов или опубликования годового отчета), когда операции с ценными бумагами не разрешаются, или обязательство торговать ценными бумагами только с разрешения органов компании, предоставление информации обществу о принадлежащих его сотруднику акциях в этом обществе и о сделках с ценными бумагами общества. При этом необходимо иметь в виду, что не все такие ограничения могут охраняться по российскому законодательству.

Дополнительным ограничительным механизмом в неправомерном использовании инсайдерской информации могут быть требования саморегулируемых организаций к своим членам об охране такой информации и недопущении ее неправомерного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.