Научная статья на тему 'Уголовно-правовая квалификация неправомерного использования инсайдерской информации'

Уголовно-правовая квалификация неправомерного использования инсайдерской информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НЕПРАВОМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПРИЧИНЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА / ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладких Виктор Иванович

В статье рассматриваются проблемы правоприменения статьи 185.6 УК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL QUALIFICATIONS MISUSE OF INSIDER INFORMATION

The problems of enforcement of Article 185.6 of the Criminal Code provides for liability for the misuse of insider information.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая квалификация неправомерного использования инсайдерской информации»

УДК 343.2/.7

ВИ. Гладких УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правоприменения статьи 185.6 УК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации.

Ключевые слова: инсайдерская информация, неправомерное использование, финансовые инструменты, причинение имущественного ущерба, проблемы квалификации.

Viktor öadidiA CRIMINAL LEGAL QUALIFICATIONS MISUSE OF

INSIDER INFORMATION

Abstract. The problems of enforcement of Article 185.6 of the Criminal Code provides for liability for the misuse of insider information.

Keywords: Insider information, the misuse of financial instruments, property damage, a problem of qualification.

Непосредственный объект преступления, предусмотренного статьей 185.6 УК РФ, -основанная на законе и честной конкурентной борьбе деятельность на рынке операций с финансовыми инструментами.

Основные положения, относящиеся к инсайдерской информации и ее использованию, содержатся в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

В соответствии со ст. 2 указанного закона инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 настоящего Федерального закона; операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами - совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений);

организатор торговли - фондовая, валютная, товарная биржа, иная организация, которая в соответствии с федеральными законами осуществляет деятельность по организации торговли финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами;

© Гладких В.И., 2014

предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

распространение информации - действия:

а) направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

б) связанные с опубликованием информации в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно-телеком-муникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»);

в) связанные с распространением информации через электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть «Интернет»).

К инсайдерской информации относится:

1) информация о принятых решениях об итогах торгов (тендеров);

2) информация, полученная в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;

3) информация о принятых решениях в отношении лиц, указанных в п. 1-4, 11 и 12 ст. 4 указанного Федерального закона, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;

4) информация о принятых решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в п. 1-4, 11-13 ст. 4 указанного Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;

5) иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами. Органы и организации, отмеченные в п. 9 ст. 4 указанного Федерального закона, Банк России обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Перечни инсайдерской информации лиц, отмеченных в п. 1-4, 11 и 12 ст. 4 указанного Федерального закона, органов и организаций, указанных в п. 9 ст. 4 указанного Федерального закона, Банка России подлежат раскрытию в сети «Интернет» на их официальных сайтах.

К инсайдерам относятся следующие лица:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1-4 настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления лиц, указанных в п. 1-4 настоящей статьи, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в п. 1-6, 8, 11 и 12 настоящей статьи, управляющих организаций;

8) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

9) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России;

10) имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к инсайдерской информации руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления, имеющие доступ к инсайдерской информации государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в п. 9 настоящей статьи, имеющие доступ к инсайдерской информации работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в п. 9 настоящей статьи, имеющие доступ к инсайдерской информации работники органов управления государственных внебюджетных фондов, имеющие доступ к инсайдерской информации служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

11) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, указанных в п. 1-4 настоящей статьи, органов и организаций, указанных в п. 9 настоящей статьи, Банка России;

12) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в п. 1-4 настоящей статьи, а также ценным бумагам;

13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1-8, 11 и 12 настоящей статьи, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

Статья 6 указанного закона устанавливает ограничения на использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком, ст. 8 - порядок раскрытия или предоставления инсайдерской информации, ст. 9 - требования по ведению и передаче списка инсайдеров, ст. 10 - порядок уведомления инсайдерами о совершенных ими операциях, ст. 11 - меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, ст. 12 - меры контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах.

Объективной стороной указанного преступления являются два альтернативных

деяния:

1) умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица;

2) умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Как пример использования инсайдерской информации в России можно привести девальвацию рубля и дефолт 1998 г., когда часть финансовых институтов успешно избавилась от ГКО непосредственно за несколько дней перед обвалом.

Последнее громкое обвинение в инсайде прозвучало в феврале 2007 г., когда, как сообщает www.rbcdaily.ru «...Reuters 2 февраля со ссылкой на «источник, близкий к сделке», сообщило, что цена размещения обыкновенных акций Сбербанка будет высчитана как среднее арифметическое рыночных цен обыкновенных акций Сбербанка за последние три-шесть месяцев. После этого цена обыкновенных акций Сбербанка на ММВБ и классическом рынке РТС за пять минут упала на 7%.

По конструкции состав является формально-материальным, поскольку он предусматривает причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение доходов или избежание убытков в крупном размере.

Субъективная сторона деяния предполагает вину в форме прямого умысла.

Субъект - лицо, владеющее инсайдерской информацией (лица, указанные в вышеупомянутом законе).

Статья 32 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает чрезвычайно формально и узко определенный перечень лиц, «располагающих служебной информацией», в который вошли: а) члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; б) профессиональные участники рынка ценных бумаг - физические лица; в) аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; г) служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации [1, с. 14]. При этом под «членами органов управления» понимаются «лица, занимающие постоянно или временно... должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию».

Таким образом, закон прямо исключает из категории инсайдеров широкий круг лиц, фактически являющихся инсайдерами (например, Президента РФ, членов Правительства РФ, судей и других должностных лиц, не являющихся «служащими», технических работников коммерческих организаций, имеющих доступ к служебной информации, адвокатов, бухгалтеров и иных специалистов, обслуживающих эмитентов и не являющихся при этом их работниками, аудиторами или профессиональными участниками рынка ценных бумаг, теневых директоров) [2, с. 24]. Кроме того, данная норма предусматривает неприемлемую для уголовного права (и законодательства об административных правонарушениях) презумпцию виновности, указывая на лиц, «располагающих служебной информацией». В действительности тот факт, что лицо обладало служебной информацией, должен быть установлен и доказан обвинением. Российскому праву чужда идея «строгой», или «абсолютной», ответственности без вины (причем в правонарушении с формальным составом).

Кроме того, действующий закон не учитывает того очевидного в свете событий августа 1998 г. факта, что в России злоупотребления инсайдеров возможны не только на рынке ценных бумаг, но и на валютном рынке. Курс рубля определяется не только рыночными факторами, но и государственной денежно-кредитной политикой, которую разрабатывают и осуществляют Банк России и Правительство РФ. Поэтому лица, имеющие доступ к информации о конкретных мероприятиях, проводимых при осуществлении этой политики (причем не только должностные лица), не вправе использовать эту информацию для личного обогащения за чужой счет.

В ч. 2 ст. 185.6 УК РФ предусмотрен такой квалифицирующий признак, как умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Согласно примечанию крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в настоящей статьи признается ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей.

В силу того, что данная норма вступила в силу с 31 июля 2013 г., практика ее применения практически отсутствует, в определенной степени и из-за ее конструктивного несовершенства, в частности сложности доказывания причинно-следственной связи между указанными в диспозиции деяниями и причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением доходов или избежанием убытков в крупном размере.

Библиографический список

1. Дорохин Д.В. Некоторые вопросы сферы обращения ценных бумаг // Гражданин и право. . - 2006. - №4. - С. 14.

2. Елизарова Н. К вопросу об инсайде // ЭЖ-ЮРИСТ. - 2007. - №18. - С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.