Научная статья на тему 'Проблемы занятости сельского населения Республики Саха (Якутия) в условиях инновационного развития АПК'

Проблемы занятости сельского населения Республики Саха (Якутия) в условиях инновационного развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / RURAL POPULATION / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / LABOUR MARKET / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ольга Васильевна

Анализируется современное состояние сельского рынка труда Республики Саха (Якутия). Характеризуются различия в занятости и оплате труда городского и сельского населения. Предлагаются меры по повышению занятости сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present day situation of rural labour market in the Republic of Sakha (Yakutia) is analyzed. Distinctions in employment and payment of urban and rural population are considered. The measures of rural employment improvement are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы занятости сельского населения Республики Саха (Якутия) в условиях инновационного развития АПК»

6. Винокурова Л.И., Попова А.Г., Боякова С.И., Мярикянова Э. Т. Женщина Севера: Поиск новой социальной идентичности. - Новосибирск, 2004. -206 с.

7. Барашкова А.С. Северная семья: демографический и социально-экономический аспекты. - Новосибирск: Наука, 2009. - 159 с.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 36. - М., 1970. - С. 15.

9. Сорокин П. Социальная мобильность. - М., 2005. - 588 с.

10. Ярошенко С.С. Бедность в постсоциалистической России. - Сыктывкар, 2005. - 120 с.

11. Вебер М. Хозяйство и общество. - М., 2010.

12. Заславская Т. Социетальная трансформация

российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2003. - 568 с.

13. Охлопков В.Е. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона. - М., 2004.

14. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 2006. - 352 с.

15. Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя, 2005. - 288 с.

16. Григорьева И.А., Келасьев В.Н.Теория и практика социальной работы. - СПб., 2004. - 356 с.

17. Бергер П. Приглашение в социологию. - М., 1996. - 168 с.

Поступила в редакцию 17.07.2013

УДК 631.158:331.526(571.56)

Проблемы занятости сельского населения Республики Саха (Якутия) в условиях инновационного развития АПК

О.В. Попова

Анализируется современное состояние сельского рынка труда Республики Саха (Якутия). Характеризуются различия в занятости и оплате труда городского и сельского населения. Предлагаются меры по повышению занятости сельского населения.

Ключевые слова: сельское население, занятость, безработица, рынок труда, государственное регулирование.

Present day situation of rural labour market in the Republic of Sakha (Yakutia) is analyzed. Distinctions in employment and payment of urban and rural population are considered. The measures of rural employment improvement are presented.

Key words: rural population, employment, unemployment, labour market, state regulation.

В условиях роста глобальной конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия одним из основных направлений государственной аграрной политики является устойчивое развитие сельских территорий на основе повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и его перехода на инновационную модель развития. Для Республики Саха (Якутия) эта задача особо актуальна, так как на долю сельского населения приходится порядка 35% общей численности населения региона, что существенно выше аналогичных показателей по РФ и ДФО - 26% и 25% соответственно. Достижение поставленной цели требует, в свою очередь, изменений в человеческом капитале на селе. Вместе с тем современная ситуация, складывающаяся на аграр-

ПОПОВА Ольга Васильевна - к.э.н., в.н.с. Центра социальных проблем труда АН РС (Я), popova_ [email protected].

ном рынке труда, существенно затрудняет переход сельской экономики на качественно новый уровень развития.

Предложение на рынке труда определяется численностью и структурой населения, формируемой под влиянием демографической ситуации.

Численность сельского населения РС (Я) составила на 1 января 2012 г. 338,8 тыс. чел., том числе:

- дети до 16 лет - 95,2 тыс. чел.;

- население в трудоспособном возрасте -199,5 тыс. чел.;

- старше трудоспособного возраста - 44,1 тыс. чел. [1].

Естественный прирост сельского населения в РС (Я) выше городского. При этом наблюдаемое сокращение численности сельского населения происходит в основном под влиянием миграционных процессов.

Высокая рождаемость и миграционный отток

населения в трудоспособном возрасте накладывают отпечаток на возрастной состав сельского населения. Удельный вес детей в сельской местности выше, чем в городской (28,1% против 21% в 2012 г. соответственно), а доля населения в трудоспособном возрасте ниже (59% и 65,5% в 2012 г. на селе и в городе соответственно). На 1 января 2012 г. общий коэффициент демографической нагрузки по сельской местности был выше аналогичного показателя по городской местности на 1700/0о, в том числе нагрузка детьми - на 1570/00, нагрузка лицами пенсионного возраста - на 130/00.

Итоги переписей населения 2002 и 2010 гг. свидетельствуют о росте уровня образования населения в сельской местности. По сравнению с 2002 г. число лиц с высшим (включая послевузовское) и неполным высшим профессиональным образованием увеличилось с 115 до 187 чел. в расчете на 1000 чел. в возрасте 15 лет и более, со средним профессиональным образованием - с 245 до 266 чел. [2].

Важным показателем уровня жизни является ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которая для сельского населения составила в 2011 г. 66,3 лет против 68,5 лет городского населения. При этом в 2002-2011 гг. наблюдался рост данного показателя [2].

В 2012 г. численность экономически активного сельского населения составила 154,2 тыс. чел. или 30,8% общей численности экономически активного населения республики, что заметно выше аналогичных показателей по РФ и ДФО - 22,6% и 23,9% соответственно. Уровень экономической активности сельского населения в РС (Я) в период с 2006 по 2011 г. снизился на 1,4% с 64,1% в 2006 г. до 62,7% в 2011 г., в то время как в 2012 г. наблюдался рост экономический активности сельского населения до 64,5%. На селе уровень экономической активности населения в исследуемый период был ниже аналогичного показателя в городе, в 2012 г. разрыв составил 7,9% (табл. 1).

В составе экономически активного сельского населения в 2012 г. было занято 137 тыс. чел., т.е. 29,8% общего числа занятых в экономике республики. Численность занятого сельского населения с 2006 г. снизилась на 3 тыс. чел. (со 140 тыс. чел. в 2006 г. до 137,0 тыс. чел. в 2012 г.), одновременно в городе рост численности занятого населения составил 14,7 тыс. чел. Уровень занятости сельского населения РС (Я) составил в 2012 г. 57,3%.

На деградационные тенденции в социально-трудовой сфере на селе указывает рост численности безработных в сельской местности, происходящий на фоне сокращения численности

экономически активного сельского населения РС (Я). Численность безработного сельского населения возросла на 4,1 тыс. чел. с 13 тыс. чел. в 2006 г. до 17,1 тыс. чел. в 2012 г. При этом численность безработного городского населения снизилась на 11,2 тыс. чел. с 34 тыс. чел. в 2006 г. до 22,8 тыс. чел. в 2012 г.

Показатели по доле сельского населения в общей численности безработных РС (Я) опережали средние показатели по РФ и ДФО. Так в 2012 г. данный показатель в РС (Я) составлял 42,9%, в РФ и ДФО - 37,3% и 36,9% соответственно. Среди регионов ДФО в 2012 г. РС (Я) занимала второе место по доле сельского населения в общей численности безработных после Чукотского автономного округа (47,9%).

Уровень безработицы сельского населения возрос на 2,5% с 8,6% в 2006 г. до 11,1% в 2012 г., тогда как в городе в этот период уровень безработицы снизился на 3,3%. Если в 2006 и 2008 гг. уровень безработицы сельского населения был ниже уровня безработицы городского населения, то в последние четыре года уровень сельской безработицы существенно выше городской. В 2012 г. уровень безработицы в сельской местности составил 11,1%, а в городе - 6,6% [1].

Среди регионов ДФО в 2011-2012 гг. у РС(Я) были одни из самых высоких показателей как общей безработицы, так и безработицы сельского населения. Можно сказать, что сельская местность вносила наибольший вклад в рост общего уровня безработицы в РС (Я). Среди причин столь высокого уровня безработицы сельского населения можно назвать крайне низкий уровень оплаты труда в отрасли «сельское хозяйство» [3], узость сферы приложения труда на селе и неразвитость неаграрных видов занятости.

Т а б л и ц а 1

Динамика численности экономически активного населения, уровней занятости и безработицы в РС (Я) [1]

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Численность, тыс. чел.

Всего 496 493 503 501 491 488,3 500,2

Город 343 333 344 344,9 344,5 340,2 346,1

Село 153 160 159 155,8 146,3 148,1 154,2

Уровень занятости, %

Всего 63,9 63,5 63,4 63,4 62,1 62,0 64,2

Город 65.0 66.6 65.1 65,7 65,2 65,3 67,7

Село 58.5 57.6 59.9 58,7 55,7 55,2 57,3

Уровень безработицы, %

Всего 9,5 7,6 9,0 8,7 8,8 8,8 8,0

Город 9,9 6,0 9,2 7,7 8,3 7,5 6,6

Село 8,6 11,0 8,7 10,8 10,2 12,0 11,1

Т а б л и ц а 2

Среднесписочная численность работников организаций городской и сельской местности в РС (Я) [2]

| 1989 г. 11992 г. | 2002 г. | 2007 г. | 2011 г. | Январь-сентябрь 2012 г.

Всего по республике

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. | 555,2 | 533,1 | 382,1 | 368,8 | 355,7 | 353,9

Го родская местность

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 396,0 381,9 290,6 274,8 266,4 268,1

В % к итогу 71,3 71,6 76,1 74,5 74,9 75,8

Сельская местность

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 159,2 151,2 91,5 94,0 89,3 85,8

В % к итогу 28,7 28,4 23,9 25,5 25,1 24,2

Сельское население отличается более низким уровнем предпринимательской активности и/или возможностями для предпринимательства, чем городское население: доля работающих по найму на селе выше, чем в городе. Так, работники предприятий и организаций составляют порядка 80% занятых в сельской местности.

В январе-сентябре 2012 г. среднесписочная численность работников организаций сельской местности составила 85795 или 24,2% от общей численности работников в республике (табл. 2).

В городской местности, как правило, сосредоточены органы государственной власти, финансовые организации, крупные предприятия и коммерческие структуры. В сельской местности высок удельный вес работников сферы бюджетного финансирования (образование, здравоохранение, организации отдыха и развлечений, культуры и спорта) и сельского хозяйства. Суммарная доля указанных категорий работников в сельской местности составляет порядка 62,9-63,6% [2].

Среднесписочная численность работников организаций в сельской местности неуклонно снижается. Такая тенденция обусловлена в наибольшей степени высоким уровнем безработицы и низкой оплатой труда в организациях сельского хозяйства.

Значительны различия в заработной плате работников организаций городской и сельской местности. В январе-сентябре 2012 г. заработная плата в сельской местности составляла 22440,8 руб. и была в 1,9 раз ниже заработной платы в городской местности (42250,2 руб.). В динамике с 2007 г. соотношение заработной платы в городской и сельской местности остается без изменений и составляет 1,8-1,9 раз (табл.3).

Соотношение заработной платы работников городской местности и величины прожиточного минимума трудоспособного населения значительно выше, чем сельской. В январе-сентябре 2012 г. показатель составил 3,8 и 2 раза соответ-

Т а б л и ц а 3

1989 г. 1992 г. 2002 г. 2007 г. 2011 г. Январь-сентябрь 2012 г.

Всего по республике

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 461,4 14641,4 8171,8 19409,2 34051,5 37447,4

В разах к прожиточному минимуму трудоспособного населения* 2,8 3,2 3,4

Городская местность

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 505,2 15847,6 9 228,6 21865.7 38309,9 42250,2

В % к среднереспубликанскому уровню 109,5 108,2 112,9 113,1 113,0 112,8

В разах к прожиточному минимуму трудоспособного населения* 3,2 3,5 3,8

Сельская местность

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 352,4 10807,2 4785,8 11958,1 20786,0 22440,8

В % к среднереспубликанскому уровню 76,4 73,8 58,6 61,7 61,3 59,9

В разах к прожиточному минимуму трудоспособного населения* 1,7 1,9 2,0

*Оценка на основе данных о величине прожиточного минимума, установленных Правительством РС (Я) на 1-4 кварталы 2007-2011 гг. и 1-2 кварталы 2012 г.

Соотношение заработной платы работников организаций городской и сельской местности и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в РС (Я) [2]

ственно. В динамике лет разрыв показателей не только не сокращается, но и растет (в 2007 г. -3,2 и 1,7 раз соответственно) [2].

Территориальная дифференциация заработной платы обусловлена структурой экономики районов (городов). В сельской местности, где высока занятость в сельском хозяйстве и бюджетной сфере, уровень заработной платы составляет 59,9 от среднереспубликанского значения.

В общей численности занятого населения в сельской местности в 2011 г. наибольший удельный вес принадлежал следующим видам экономической деятельности:

- образование - 26,8%;

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 13,7%;

- государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование - 10,1%;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 8,6%;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 8,5% от общей численности занятых в сельской местности [2].

Таким образом, анализ процессов, происходящих на сельском рынке труда Республики Саха (Якутия), позволил выявить следующие тенденции его развития:

- позитивные: высокие показатели естественного прироста населения, рост уровня образования и ожидаемой продолжительности жизни сельского населения;

- негативные: стабильное снижение численности сельского населения, сокращение численности экономически активного населения на селе и уровня занятости, высокие показатели уровня безработицы;

- инерционные: неизменно низкий уровень оплаты труда в сельскохозяйственном производстве, высокая доля работающих по найму и низкий уровень предпринимательской активности сельского населения по сравнению с городским.

Проблема сельской занятости в России достаточно широко освещена в литературе. В то же время общепризнанной стратегии ее решения пока не выработано. Выделяются три основных подхода к решению данной проблемы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширение занятости населения в аграрной сфере;

- повышение неаграрной занятости;

- миграция сельского населения в города.

Первый подход предполагает интенсификацию агропромышленного производства, применение инновационных технологий в сельском хозяйстве.

Второй подход связан с диверсификацией сельской экономики: развитием альтернативных форм занятости и расширением занятости в бюджетной сфере. Возможности занятости в сфере социальных услуг на селе (здравоохранении, образовании, социальных службах, а также в государственном и муниципальном управлении) весьма ограничены и тесно связаны с ситуацией в аграрной занятости, поскольку спрос на эти услуги зависит от численности населения, которая, в свою очередь, в сильной мере зависит от эффективности селообразующего предприятия, как правило, сельскохозяйственного предприятия [4].

Вариант маятниковой миграции доступен только небольшой части сельского населения, проживающей в непосредственной близости от городов и промышленных центров. Миграция сельского населения в города со сменой постоянного места жительства приведет к нерациональной сверхурбанизации и обезлюживанию сельской местности, утрате части национальной культуры, связанной с сельским образом жизни, и другим нежелательным последствиям.

Таким образом, основные мероприятия по повышению сельской занятости связаны с:

- диверсификацией сельской экономики и развитием альтернативных форм занятости;

- расширением аграрной занятости и модернизацией сельскохозяйственного производства;

- поддержанием бюджетной занятости и повышением эффективности мер государственной поддержки.

Реализуемые в настоящее время государственные программы в сфере содействия занятости сельского населения полностью охватывают указанные направления. Так, согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р, приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются:

- восстановление и поддержание занятости населения, а также создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

- поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства;

- наращивание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструкту-

ры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;

- стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов;

- повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами [5].

Меры по расширению занятости сельского населения должны осуществляться одновременно с повышением территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, обеспечением сбалансированности профессионально-квалификационной подготовки работников и спроса на труд, развитием кадрового потенциала села и оптимизацией привлечения иностранной рабочей силы.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717, в области занятости населения и устойчивого развития сельских территорий предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:

- диверсификации сельской экономики, повышению занятости и доходов сельского населения;

- развитию малых форм хозяйствования, в том числе в альтернативных сферах занятости;

- улучшению жилищных условий сельского населения, повышению уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий, в том числе по развитию и модернизации учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и других учреждений;

- комплексной компактной застройке сельских поселений;

- поощрению гражданских инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности путем предоставления грантов, включая грантовую поддержку социально значимых творческих проектов;

- развитию информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

- созданию позитивного отношения к сельскому образу жизни;

- проведению научно-исследовательских работ, разработке системы и проведению мониторинга в сфере развития сельских территорий [6].

В настоящее время на региональном уровне основными задачами по содействию занятости сельского населения являются:

- создание высокотехнологичных и современных рабочих мест;

- повышение адресности государственной поддержки в сфере занятости, особенно для наиболее уязвимых групп на рынке труда: многодетные родители, одинокие женщины с детьми, молодежь, инвалиды и граждане, осуществляющие уход за инвалидами;

- поощрение предпринимательской инициативы граждан, поддержка малого и среднего предпринимательства на селе.

В этих целях для сельского населения необходимо повышать доступность финансовых средств, кредитов, создавать благоприятные условия для найма помещений, аренды земли, лизинга оборудования, предоставлять консультативные услуги.

Литература и источники

1. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gks.ru, свободный (дата обращения: 15.04.2013).

2. Социально-экономическое развитие села за 1979-2011 годы: информационно-аналитическая записка / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, декабрь. - 2012. - С. 5-30.

3. Попова О.В. Конкурентоспособность сельских территорий Республики Саха (Якутия) в контексте социальных проблем // Наука и образование. - 2012.

- № 3 (67). - C.106-108.

4. Серова Е.В., Звягинцев Д.В. Альтернативная занятость в сельской местности // Мир России. - 2006.

- Т.15, №4. - С.3-34 [Электронный ресурс] - http:// ecsocman.hse.ru/mags/mirros/2006-15-4/26546868. html (дата обращения: 10.04.2013).

5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г.

№ 2136-р. [Электронный ресурс] - http://www.mcx. ru/documents/document/show/14914.77.htm (дата обращения: 25.06.2013).

6. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717 [Электронный ресурс] -www.mcx.ru/documents/file_document/show/19504.htm (дата обращения: 25.06.2013).

Поступила в редакцию 18.07.2013

УДК 332.1

Влияние иностранных трудовых мигрантов на экономику и социальную

сферу в Республике Саха (Якутия)

А.А. Голикова

Анализируются причины и проблема использования иностранной рабочей силы в экономике Республики Саха (Якутия) и сделан вывод об избыточном притоке трудовых мигрантов за счет заинтересованности работодателей в снижении затрат и получении максимальной прибыли.

Ключевые слова: иностранная рабочая сила, трудовые мигранты, занятость населения, текучесть кадров, потребность в рабочей силе, патент на трудовую деятельность.

The reasons and the problem of use offoreign labor in the economy of the Republic of Sakha (Yakutia) are analyzed. The conclusion about the excess inflow of labor migrants due to interest of employers in decrease of expenses and receiving the maximum profit is drawn.

Key words: foreign labor, labor migrants, population employment, fluctuation in the supply of trained personnel, need for labor, patent for labor activity.

Современное стремительное постперестроечное развитие России неизбежно вовлекает в свой процесс и экономику Республики Саха (Якутия). Реализуется инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». В ходе реализации Схемы-2020 республика приняла участие в строительстве I этапа нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», активно ведётся обустройство Талаканского, Алинского, Средне-Ботуобинского и других нефтегазовых месторождений. Начаты геологоразведочные работы на Чаяндинском газовом месторождении.

В республике работают компании «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Полюс золото» и другие крупнейшие российские предприятия. В 2011 г. компания «Мечел» начала добычу на уникальном по качеству и количеству угля Эльгинском месторождении. Полным ходом шло строительство объектов в рамках проведения Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава» и V Международных спортивных игр «Дети Азии» в г. Якутске.

Активно ведется строительство жилья и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

ГОЛИКОВА Анна Алексеевна - с.н.с. Центра социальных проблем АН РС(Я), [email protected].

Железная дорога дошла до правого берега р. Лена в районе г. Якутска, 15 ноября 2011 г. состоялась торжественная церемония укладки «золотого звена» - открытие завершающего участка железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.

При реализации таких крупных проектов неизбежно возникает большая потребность в рабочей силе, которая не всегда может быть обеспечена собственными трудовыми ресурсами или привлечением работников из других регионов России.

Необходимость привлечения иностранных работников на предприятия и организации Республики Саха (Якутия) вызвана, прежде всего, традиционным недостатком рабочей силы в некоторых отраслях и на производствах, главным образом, в строительстве и на вредных и тяжелых работах в промышленности.

В результате нежелания местных трудовых ресурсов занимать эти рабочие места и обеспечивать высокую производительность и необходимое качество труда в сфере рынка труда и занятости населения республики создались объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.

Общая потребность организаций в работниках для замещения свободных рабочих мест за 2012 г. в сумме составила 74417 единиц, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.