Научная статья на тему 'Проблемы взаимоотношений Южного Средиземноморья с ес'

Проблемы взаимоотношений Южного Средиземноморья с ес Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимоотношений Южного Средиземноморья с ес»

II. ОТНОШЕНИЯ ЕВРОПЫ С ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ

А.И. Ландабасо Ангуло

Проблемы взаимоотношений Южного Средиземноморья с ЕС

Problems of relationship between South Mediterranean and the EU

дарств - членов ЕС, а также Югославию, Албанию, Турцию, Мальту, Кипр, североафриканские страны; волны Средиземного моря омывают берега стран Ближнего Востока, образуя через черноморские проливы единую акваторию с Черным морем. Регион неразрывно связан с Кавказом и Каспием. Применительно к этому пространству осуществляется так называемая средиземноморская политика ЕС, объективная необходимость которой была осознана Сообществом еще четыре десятилетия тому назад и которая с тех пор стала весомой частью его общей стратегии. Робкие попытки конца 60-х годов лишь присмотреться к возможности развить связи с отдельными странами в южной и восточной частях Средиземноморья со временем переросли в развитую и полнокровную программу обеспечения интересов ЕС в регионе - со своей концепцией, детальным планом действий в важнейших сферах политики, безопасности, экономики, социальной жизни, экологии. Реализация этой политики зиждется на разветвленной системе двусторонних и многосторонних соглашений и договоров. Определенная оформленность этого

вропейский союз не может не считаться с существо ванием грандиозного Средиземноморского регио на, который охватывает территории ряда госу

направления деятельности и наращивание темпов его совершенствования привели к тому, что в рамках ЕС все громче раздаются голоса о целесообразности расширения Союза за счет не только стран Центральной и Восточной Европы, но и Средиземноморского региона. Под влиянием каких же факторов формировалась и продолжает совершенствоваться средиземноморская политика ЕС?

Значительную роль в становлении этой политики сыграла Испания. Проблемы Средиземноморья всегда были одним из основных направлений ее внешней политики, но особенно их значение возросло в 70-е годы. Начиная с 1 975 г., со времени хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Испания интенсивно наращивала свою внешнеполитическую активность в этом районе. Новые акценты и направления в средиземноморской политике Испании впервые были сформулированы А. Суаресом в его речи в Страсбурге в 1979 г. Он отметил тогда, что Испания не представляет себе Европу без ее средиземноморского измерения, без развития европейской средиземноморской политики. Суарес подчеркнул также, что в ее основе должны лежать такие факторы, как разрядка, мир, сотрудничество между прибрежными странами в следующих направлениях: интенсификация всех действий, направленных на достижение общих интересов; борьба против загрязнения окружающей среды, человеческие контакты, установление норм использования морских богатств; сотрудничество с целью ликвидации экономического неравенства, существующего сегодня между странами северного и южного побережья, прежде всего в области цен на сырье и промышленные товары, туризма, торгового обмена; создание дополнительной системы безопасности прибрежных государств.

Во второй половине 70-х годов влиятельные политические деятели страны много говорили о том, что Испания могла бы стать «средиземноморской Швецией» и оказать серьезное воздействие на расстановку сил на юге Европы. Предлагалось разработать общий для стран Средиземноморья «политико-экономический проект» развития, который подвел бы прочную базу под испанскую политику «посредничества» между Европой и Африкой, а также содействовал бы предотвращению возникновения конфликтных ситуаций в этом регионе.

Итак, Испания - родина одной из цивилизаций в Средиземноморье -совершенно определенным образом влияла на формирование соседних государств. Еще задолго до образования единого средиземноморского государства под эгидой Рима, где, по словам Ф.Энгельса, отсутствовали «национальные различия», Испания оказывала активное влияние на ход развития Средиземноморья. Ей порой доводилось играть роль связующего звена между различными культурами. В XIII в. до н.э. на территории современной Испании развивалась восточная культура, своими корнями, традициями, общим направлением связанная с Ближним Востоком.

Общерегиональное значение Испании подчеркивалось в различных политических кругах. Этот тезис со второй половины 70-х годов до 1 982 г. неоднократно выдвигался в выступлениях в печати ряда представителей Союза демократического центра (СДЦ) и партии «Народный альянс». Впервые такое положение было высказано известным деятелем «переходного периода», секретарем СДЦ по внешнеполитическим вопросам X. Рупересом, который в 1980 г. возглавил испанскую делегацию на Мадридской встрече по безопасности и сотрудничеству в Европе, где он отмечал «средиземноморское значение» Испании для Запада. Это положение уже тогда полностью вписывалось в глобальную установку «атланти-стов» в самой Испании и правящих кругов Запада.

Угрозу европейской и средиземноморской безопасности Испания видит в отсутствии реальных мер в области военной разрядки. Дополнение политической разрядки мероприятиями по ограничению гонки вооружений рассматривается испанским правительством в качестве первоочередной задачи. Так, например, в Белграде представители Испании выступали за более интенсивное использование СБСЕ для обсуждения проблем военной разрядки. Особому рассмотрению, по мнению Мадрида, должна была подлежать серия мер по укреплению доверия.

Можно считать, что кроме субъективных интересов отдельных государств, на средиземноморскую политику действует ряд более глобальных причин. Значительную роль играет, прежде всего, геополитика, географическая близость стран Северной Африки и Ближнего Востока к Европе.

В настоящее время существенной чертой средиземноморской ситуации является отсутствие политической стабильности и устойчивой регио-

нальной системы межгосударственных отношений. Серьезный ущерб стабильности в регионе нанесла политика НАТО, имевшая целью утверждение ее присутствия на Балканах со всеми вытекающими последствиями и проблемами постконфликтного урегулирования. Кроме того, источником дестабилизации является неудовлетворительное состояние отношений по линии Север - Юг. В результате между североафриканскими странами и государствами Северного Средиземноморья нет устойчивого доверия. Отношения между арабскими странами также неоднозначны. Основным источником политических противоречий является обстановка на Ближнем Востоке, так как подходы к ней сильно разнятся между ЕС и арабскими странами, а последние также далеко не всегда едины.

Хотя в апреле 1999 г. ЕС приостановил действие санкций в отношении Ливии, сложности в отношениях между ЕС и этой североафриканской страной остаются. Безопасности Западной Европы угрожает изобилие конфликтов в регионе - от тлеющих в течение десятилетий в Северной Африке до масштабных на Балканском полуострове. Реальную опасность представляет также исламский радикализм (фундаментализм).

Политическим вызовом для ЕС стал сепаратизм, проявившийся на французской Корсике, в испанских Стране Басков и Каталонии, в Северной Италии. Все это препятствует превращению Средиземноморья в зону мира и стабильности, что было бы одной из важных предпосылок продвижения ЕС в южном направлении и, следовательно, дальнейшего укрепления Союза. Для ЕС ликвидация конфронтационности имеет особое значение в его жестком соревновании с Соединенными Штатами, которые стремятся прочно утвердиться в Средиземноморье за счет своих западноевропейских союзников, а также заполнить вакуум, образовавшийся в результате распада СССР и ослабления России.

Другая группа факторов, определяющая средиземноморскую политику ЕС, связана с экономическими параметрами региона. Само Средиземное море издавна представляло для Европы важные торговые коммуникации с Азией, Африкой, Австралией, всем Западным полушарием. Энергетические ресурсы Северной Африки (нефть и газ) - неотъемлемая часть системы промышленного производства ЕС, и, видимо, именно по этой линии может начаться в будущем экономическая интеграция ЕС и стран

Южного Средиземноморья. В середине 90-х годов отсюда доставлялась в ЕС примерно одна четверть всего нефтяного и газового импорта Союза. Относительно низкая себестоимость нефти и ее значительные запасы, удобство доставки на Европейский континент усиливают заинтересованность ЕС в активизации хозяйственных связей с этими странами.

Кроме нефти и газа страны ЕС традиционно используют североафриканские запасы других полезных ископаемых. ЕС - один из основных потребителей фосфатов (около одной трети их импортируется Союзом из Северной Африки), а также железной руды, полиметаллов, сырья для производства алюминия. Все это создает предпосылки для создания единого промышленного комплекса Северного и Южного Средиземноморья и его интеграции в систему ЕС. Однако для успешного развития этого процесса важно найти баланс интересов стран-потребителей, входящих в ЕС, и стран Южного Средиземноморья, которые хотели бы создать свою мощную промышленную базу и которых не устраивает роль сырьевого придатка Европейского союза.

Существуют противоречия и в сфере торговли, так как страны ЕС объективно предрасположены к экспорту в Северную Африку своей промышленной продукции, но препятствуют (особенно страны Южной Европы) импорту продукции сельского хозяйства из Южного Средиземноморья. Это вызывает недовольство в Северной Африке, так как усиливает кризис в аграрном секторе африканских стран, где положение и без того тяжелое из-за трудностей с ирригацией, отсутствия достаточных капиталовложений и низкой эффективности реформ.

ЕС приходится конкурировать с американским капиталом, осуществляющим мощный экономический натиск на регион. Естественно, что такой сложный комплекс проблем в сфере экономики накладывает заметный отпечаток на всю средиземноморскую политику ЕС. Дисбаланс в уровнях экономического развития государств - членов ЕС и североафриканских стран вызывает обострение обстановки в социальной сфере, порождающей немалые трудности для Союза.

Основной вызов состоит в нарастании взрывного социального потенциала в Северной Африке в результате роста безработицы, в основном за счет молодежи, а также быстрых темпов роста населения: если в 1990 г.

оно равнялось 146 млн. человек, то ожидается, что к 2010 г. оно составит 230 млн. В то время как численность населения стран ЕС или сокращается, или растет незначительно и к тому же быстро стареет, в Северной Африке демографический процесс идет в противоположном направлении: масса людей становится все многочисленнее и моложе, а, следовательно и динамичнее. Это ведет к появлению радикальных настроений в этих странах, с одной стороны, а с другой - к возникновению мощных эмиграционных потоков с Юга в экономически благополучные государства - члены ЕС. В результате происходит столкновение интересов местного населения и иностранной рабочей силы. Хотя иммигранты используются на низкооплачиваемой работе, их появление, сопровождаемое к тому же ростом преступности, позволяет правым экстремистам развертывать националистические кампании и, как, например, во Франции, Австрии, других странах ЕС, завоевывать места в выборных органах власти.

Наконец, к числу факторов, определяющих средиземноморскую политику ЕС, нельзя не отнести экологию. Следует заметить, что ЕС стал уделять этой проблеме все больше внимания в последние годы. И это понятно, так как загрязнение непосредственно Средиземного моря приобретает угрожающий характер. В ЕС начинают осознавать, что отсутствие развитой системы защиты окружающей среды может стать серьезным препятствием для решения задач ЕС и его дальнейшего продвижения в южном и юго-восточном направлении.

С самых ранних этапов своего существования Европейское сообщество уделяло пристальное внимание формированию и развитию особых отношений с государствами Южного Средиземноморья. В совместной Декларации о намерениях, подписанной одновременно с историческим, основополагающим Римским договором в 1 957 г., государства ЕС заявили о своем намерении «содействовать социальному и экономическому развитию Туниса и Марокко». Однако сказать, что партнерство с этими странами и другими соседями ЕС по Средиземному морю развивалось весьма успешно, было бы преувеличением. Если учесть многообразные и весьма тесные исторические и культурные связи Европы и Средиземноморья, приходится признать, что отношения с этим регионом у ЕС были, в лучшем случае, недостаточными и всегда рассматривались как второстепен-

ная проблема. В то время как со странами АКТ одна за другой заключались конвенции о режиме торговых преференций, технической и финансовой кооперации, для стран Южного Средиземноморья не было разра-ботзно никаких глобальных планов сотрудничества. Однако в последние годы север и юг Средиземноморья, как представляется, оказались вовлеченными в процесс обновленной и более интенсивной кооперации. Эти новые взаимоотношения особенно ярко проявились в ходе различных конференций и встреч, проходивших в последнем десятилетии XX в.

В 60-е годы отношения ЕС со странами Южного Средиземноморья ограничивались соглашениями, заключавшимися от случая к случаю с большинством из государств региона, не являющихся членами Сообщества («третьими странами»). В то время разнообразные двусторонние соглашения охватывали множество проблем, от широкого сотрудничества с Грецией и Турцией до ограниченного сотрудничества с Тунисом, Марокко, Мальтой и Кипром, договоров о непреференциальном режиме торговли с Израилем, Ливаном и Югославией и односторонних торговых концессий в Испании и Египте. В целом промышленным товарам и некоторым сельскохозяйственным продуктам стран Южного Средиземноморья был обеспечен свободный доступ на европейские рынки. Однако это изобилие соглашений само по себе не создавало средиземноморскую политику ЕС, так как договоренности касались главным образом торговли, обладали ограниченным сроком действия и страдали отсутствием четко определенных задач с учетом регионального контекста. ЕС заключало договоры со странами региона «беспорядочным образом»; мозаика заключенных соглашений, казалось, балансировала на грани прагматизма и произвола. Достаточно широко было распространено представление о том, что политика ЕС в отношении Средиземноморья была, в лучшем случае, «второстепенной» по своему значению.

Необходимость в упорядочении договоренностей со странами региона стала очевидной к началу 70-х годов. В заключительном коммюнике Парижского саммита ЕС в октябре 1 972 г. отмечалось стремление ЕС к выработке нового глобального подхода. В нем подчеркивалось, что Сообщество придает большое значение выполнению своих обязательств перед странами Средиземноморья, с которыми были или будут заключены

соглашения и которые должны стать объектом глобального и сбалансированного подхода. После этого двусторонние соглашения со странами Средиземноморья стали заключаться более методично, хотя никаких формальных структур, подобных Ломейской конвенции, создано не было. Постепенно изживался подход «от случая к случаю»; почти идентичные соглашения о сотрудничестве были подписаны в 1976 г. со странами Маг-риба, а в 1977 г. - с Югославией, Турцией, Мальтой и Кипром. Центральной темой соглашений оставался преференциальный режим торговли; многие промышленные товары стран, не входивших в Сообщество, пользовались беспошлинным доступом на европейские рынки, а для ряда наименований сельскохозяйственной продукции таможенные тарифы были снижены. Новые соглашения тем не менее расширили зону своего действия на проблемы, не относящиеся напрямую к торговле, в том числе на сотрудничество в области экономики, финансов и в социальной сфере. Были увеличены масштабы финансовой помощи в форме грантов и займов под льготные проценты, предоставляемые Европейским инвестиционным банком, развернуты программы технического и культурного сотрудничества, в частности, в области науки, труда рабочих-мигрантов и охраны окружающей среды.

Одной из причин перехода к глобальной средиземноморской политике послужило то обстоятельство, что экспорт из средиземноморских стран, не входящих в ЕС, был слишком мал по сравнению с продукцией «девятки», что позволяло Сообществу весьма щедро предоставлять преференции третьим странам. Однако усилия по глобальному сотрудничеству не принесли ожидаемого результата по причине экономического спада, повышения цен на нефть и экономического пессимизма, широко распространившегося в Европе. Расширение Сообщества в северном направлении (Великобритания, Ирландия и Дания) в 1 973 г. поставило перед ЕС новые проблемы, и задача обновления средиземноморской политики отошла на второй план.

Новый виток развития в 80-х годах заставил Сообщество пересмотреть свою средиземноморскую политику, находившуюся в состоянии застоя. В 1981 г. в члены ЕС была принята Греция, а затем в 1986 г. Испания и Португалия. Тем самым почти все Северное Средиземноморье вошло в струк-

туру ЕС. Отличительной чертой этого этапа явилось то, что в Сообществе возник блок прибрежных стран, имеющих существенные интересы в Средиземноморском регионе. Новые государства-члены повели себя весьма акти вно в формировании подходов ЕС к средиземноморским проблемам. Произошла своеобразная реструктуризация средиземноморского геополитического пространства, а отношения между северной и южной частью Сообщества приобрели новое качество.

Однако вхождение трех средиземноморских стран в ЕС означало увеличение конкуренции для сельскохозяйственных и текстильных товаров, экспортируемых из третьих стран на рынки объединенной Европы, так как греческий и испанский экспорт оливкового масла, вина, свежих овощей, цитрусовых, текстиля и готовой одежды теперь пользовался всеми льготами Сообщества. В 1989 г. Совет одобрил общую концептуальную схему для переориентации политики Сообщества. Эта новая политика заключалась, прежде всего, в значительном увеличении масштабов финансовой помощи и торговых преференций, призванных компенсировать расширение в южном направлении, которое нанесло урон особым отношениям между ЕС и средиземноморскими странами, не участвующими в ЕС.

Новый курс предусматривал расширение сотрудничества в таких областях, как региональная интеграция, научное и техническое сотрудничество, а также развитие мелких и средних предприятий. Комиссия предоставила комплексную помощь в размере 4605 млн. экю (2275 млн. - в рамках финансового протокола на 1991-1996 гг., 2030 млн. в рамках финансового сотрудничества, не предусматриваемого протоколами, и дополнительные 300 млн. - для обеспечения поддержки экономических реформ). Были начаты такие программы, как МЕД-Урбс, МЕД-Кампус, МЕД-Инвест, МЕД-Медиа, направленные на укрепление сотрудничества, профессиональной подготовки в ряде важнейших областей жизнедеятельности и оживление информационного обмена.

Однако мир стремительно менялся, а новая средиземноморская политика Сообщества не успевала набирать обороты. Необходимость в выработке новой средиземноморской политики ЕС нашла свое отражение в заявлениях Совета. Европейский совет в Лиссабоне в июне 1 992 г. был первым, на котором вопрос о Средиземноморье был включен в повестку

дня, и первым, вынесшим заключение о том, что южный и восточный берега Средиземного моря, так же как и Ближний Восток, являются географическим районом, представляющим значительный интерес для Европейского сообщества с точки зрения безопасности и социальной стабильности. Многие наблюдатели в странах Средиземноморья и в Европе оценили это заявление как ответ на возрастающую тревогу из-за того, что все внимание ЕС могло переключиться на субрегион Восточной Европы.

В июне 1995 г. на своей встрече в Каннах Совет подтвердил, что вопрос о новом измерении отношений ЕС с его средиземноморскими партнерами имеет важное стратегическое значение, и одобрил ассигнование средств на проект евросредиземноморского партнерства на период с 1995 по 1999 г. в размере 4685 млн. экю из бюджета Союза, особенно из нового раздела бюджета МЕDА, заменившего финансовые протоколы, срок действия которых истек в октябре 1996 г.

Создание МЕDА, всеобъемлющей программы сотрудничества, сходной с программой РНАRЕ для стран Центральной и Восточной Европы, имело большое значение, поскольку давало партнерам инструмент, более гибкий и более независимый от политической конъюнктуры, нежели протоколы прошлых лет. Приоритетными направлениями программы МЕDА были определены переходная экономика, структурная адаптация, уменьшение социально-экономического дисбаланса, региональное сотрудничество между странами, создание гражданского общества, а также новые подходы к роли женщин в экономической и социальной жизни. Помощь, предоставляемая программой МЕDА, дополнялась займами Европейского инвестиционного банка.

Вскоре после заседания Совета в Каннах было принято решение провести в ноябре 1995 г. в Барселоне конференцию по вопросам евросре-диземноморского сотрудничества, которая стала крупнейшей акцией ЕС, материализовавшей концепцию «новой средиземноморской политики». ЕС в конце концов признал, что возрастающая взаимозависимость и глобализация международных отношений вызвали к жизни ситуацию, когда проблемы Южного Средиземноморья оказывают влияние на страны Северного. В то же время обе стороны разделенного региона согласились вместе сесть за стол переговоров. По мере приближения Барселонской

конференции представители обоих берегов Средиземного моря надеялись, что она сможет предложить им нечто отличное от прежних подходов.

На Барселонской конференции были определены три основные области сотрудничества, называемые также опорами партнерства: политическая, экономическая и социальная. Политическое партнерство и сотрудничество в сфере безопасности было направлено на «образование общего пространства мира и стабильности». Было достигнуто соглашение о том, что страны Средиземноморья совместно с ЕС должны стремиться к уважению принципов верховенства закона, демократии, прав человека и плюрализма и поощрять разнообразие мнений, защищать суверенитет, право на самоопределение и территориальную целостность, бороться с терроризмом и организованной преступностью, содействовать нераспространению ядерного, химического и биологического оружия.

Партнерство в области экономики и финансов имело целью создание «региона совместного процветания», главным образом путем введения режима свободной торговли к 2010 г. В программу были включены и другие принципы экономического сотрудничества, в том числе создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, поддержка малых и средних предприятий, меры по охране окружающей среды, вписанные в индустриальные проекты, официальное признание роли женщин, совершенствование стратегии развития энергетического сектора, а также положения о секторах распределения водных ресурсов региона, модернизации сельского хозяйства и совершенствовании инфраструктуры с особым упором на развитие транспорта и телекоммуникаций.

Сотрудничество в социальной и культурной сферах, а также в гуманитарной области было нацелено на развитие гуманитарных ресурсов, обеспечение диалога культур и обмена опытом между гражданскими обществами. На первый план партнеры выдвинули такие области сотрудничества, как уважение культур и религий, развитие гуманитарных ресурсов с особым упором на образование, культурные обмены, а также здравоохранение, развитие гражданского общества и децентрализованное сотрудничество (на уровне религиозных групп, университетов, СМИ, профсоюзов), наблюдение за демографическими и миграционными процессами, проведение кампаний против расизма и ксенофобии.

Последующая деятельность ЕС в этом регионе охватила все основные направления, предусмотренные Барселонской декларацией. Так, в сфере укрепления региональной безопасности уже вскоре после конференции началась подготовка к принятию Хартии мира и стабильности в евросре-диземноморском регионе, документов по «превентивной дипломатии», к учреждению Центра по средиземноморской ситуации, Евросредизем-номорского колледжа развития и безопасности, другим мерам сотрудничества в военно-политической области, в том числе мерам доверия, открытости (обмен информацией о военных расходах, предварительное извещение о военных маневрах и т. д.).

В июле 1996 г. Совет принял новый регламент МЕDА - программу финансирования средиземноморской политики ЕС. Новый регламент предусматривает, что средства выделяются на ежегодной основе, только если они используются достаточно эффективно для достижения таких целей, как либерализация экономики, развитие демократии и полное обеспечение прав человека. Это означало, что программа МЕDА стала мощным рычагом проведения линии ЕС в системе евросредиземноморского сотрудничества.

Наиболее значительный прогресс был достигнут на двустороннем уровне, о чем свидетельствовали многочисленные евросредиземноморские соглашения об ассоциации, подписанные или находящиеся в процессе подготовки с момента Барселонской конференции. Соглашения, подписанные в июле 1995 г. с Тунисом, в ноябре того же года - с Израилем, в январе 1996 г. - с Марокко, вступили в силу с 1 января 1997 г. Временное соглашение об ассоциации между ЕС и Организацией освобождения Палестины (ООП) было подписано в феврале. Ведутся переговоры о заключении соглашений об ассоциации с Египтом и Ливаном, и совсем недавно начались переговоры о подготовке подобного соглашения с Алжиром. Предварительные консультации ведутся с Сирией.

Прогресс, достигнутый в результате подписания вышеперечисленных соглашений, представляется достаточно очевидным. Он не только открывает дорогу для создания зоны свободной торговли, но также ускоряет процесс переговоров о заключении договора с ВТО и возможном членстве средиземноморских стран в этой организации. В сентябре 1996 г.

Комиссия объявила о своем решении финансировать через программу МЕDА первую серию проектов в Ливане, Тунисе, Египте, Сирии и Иордании на общую сумму в 408 млн. экю.

Вторая евросредиземноморская конференция, которая, по замыслу ее организаторов, должна была подвести итоги начального этапа развития евросредиземноморского сотрудничества, прошла в апреле 1 997 г. на Мальте. Однако по уровню представительства она оказалась ниже, чем в Барселоне.

В ходе конференции на Мальте высказывались также критические замечания в адрес относительно ограниченных размеров финансовой помощи, распределяемой среди третьих стран и медленного развития барселонского процесса, особенно в области экономики и финансового сотрудничества.

Представляется, что стратегия ЕС не учла в достаточной степени роли в барселонском процессе внешнеполитических компонентов. При разработке общерегиональных принципов безопасности и стабильности и в рамках соответствующей Хартии не было уделено внимание конкретным конфликтам и очагам конфронтации: ситуации на Ближнем Востоке, греко-турецкому противоборству, проблеме Кипра и др. Первым сигналом такого просчета стала значительная задержка с принятием программы финансирования - МЕDА. Затем из-за столкновения позиций Израиля и арабских государств была затруднена подготовка к конференции на Мальте. Когда же конференция началась, то стало очевидно, что она обречена на неуспех.

На третьей евросредиземноморской конференции (15-16 апреля 1999 г., Штутгарт, Германия) удалось все же несколько уменьшить расхождения между ЕС и странами Южного и Восточного Средиземноморья. Была достигнута договоренность возобновить работу по подготовке Хартии мира и стабильности для Средиземноморья. ЕС заявил о готовности увеличить размеры финансирования евросредиземноморских проектов и учредить для этого программу МЕDА-2; было решено уделить особое внимание проблемам водоснабжения, окружающей среде, энергетике, транспорту, развитию «информационного общества». На конференции присутствовали в качестве «специально приглашенных гостей» Мавритания и Ливия,

хотя в поддержку полномасштабного участия последней высказались все арабские страны, кроме Египта. Были приглашены также Лига арабских государств и Союз арабского Магриба.

Следующим шагом на этом направлении стало принятие Европейским советом, проходившим 19-20 июня 2000 г. в Санта-Мария-да-Фейра (Португалия), нормативного документа «Совместная стратегия Европейского союза для Средиземноморского региона». Это - документ из серии «Стратегия ЕС». В нем превалируют концептуальные положения, а не планы, указания и рекомендации практического характера. Документ состоит из нескольких разделов. В первом - «Видение Средиземноморского региона Европейским союзом» - отмечается «стратегическое значение» и «жизненная важность» Средиземноморского региона для ЕС, указывается, что процветающий, демократический, стабильный регион безопасности, перспективы которого связаны с Европой, в наибольшей степени соответствует интересам ЕС и Европы в целом. В разделе «Цели» наряду с такими задачами, как создание пространства мира и стабильности посредством партнерства в сфере политики и безопасности, кооперативной безопасности в регионе, обеспечение партнерства в социальной, культурной и гуманитарной областях, говорится о необходимости повысить эффективность и степень воздействия активности ЕС в регионе. В разделе «Области деятельности и специфические инициативы» основное внимание обращено на задачи борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей наркотиками, а также на предотвращение и урегулирование конфликтов, на поддержку кампании по запрещению противопехотных мин и выполнению положений Оттавской конвенции. Особо подчеркивается значение деятельности ЕС на Ближнем Востоке, который следует превратить в перспективе в зону, свободную от оружия массового уничтожения, а в настоящее время - наращивать усилия по участию в мирном процессе и готовить ЕС к акциям на Ближнем Востоке после того, как там будет установлен мир.

Из крупнейших мероприятий, которые состоялись летом 2001 г., следует отметить третью евросредиземноморскую конференцию министров промышленности (июль, Кипр), которая одобрила рабочую программу в области промышленного сотрудничества.

Программа предусматривает четыре группы приоритетов: содействие привлечению инвестиций в регион; развитие инновационного процесса применительно к технологиям и качеству продукции; совершенствование механизма формирования евросредиземноморского рынка; развитие среднего и мелкого предпринимательства и в этой связи разработка в 2001 г. соответствующей рабочей программы.

В ходе последней встречи в Испании (Валенсия, апрель 2002 г.) был принят план дальнейших действий, подписано соглашение о сотрудничестве с Алжиром. Тем не менее до сих пор сохраняются значительные расхождения и экономический дисбаланс между Южным и Северным Средиземноморьем. Единственный путь к преодолению подобного положения состоит в упрощении нетарифных мер регулирования и усовершенствовании мер интеграции. Вместе с тем была принята программа по финансовой кооперации. Наряду с этим можно проследить значительное увеличение доли финансовых ресурсов, поступающих через программу MEDA, с 26% (1995-1996 ) до 37,6 (2000 ) и 53,1% (2001 ). В декабре 2001 г. была принята новая программа государственной и региональной стратегий на 2002-2004 гг. На период 1995-1999 гг. общая сумма инвестиций через программу равнялась 3435 млн. евро (из выделенных 4422 млн. евро) бюджетных средств, предназначенных для целей финансовой кооперации между ЕС и странами Средиземноморья, на 2000 г. сумма составила 879 млн. евро, а на срок 2000-2006 гг. были выделены 5350 млн. евро.

В рамках встречи также обсуждались вопросы культуры и цивилизации в целом.

* * *

Южное Средиземноморье представляет собой «рассыпанную цепь» стран, не выступающих единым фронтом. Подобная же характеристика может быть отнесена и к ЕС, что является одним из препятствий на пути развития барселонского процесса. Далеко не все государства - члены ЕС имеют общие интересы в зоне Средиземноморья. Географическое соседство, без сомнения, играет роль, однако не стоит недооценивать фактор экономических и торговых интересов. Например, Германия значительно больше других стран ЕС склоняется к тому, чтобы открыть рынки ЕС для

сельскохозяйственной продукции третьих стран, поскольку эта продукция не сможет напрямую конкурировать с сельскохозяйственным сектором Германии. Однако она значительно менее охотно выступает за расширение масштабов финансовой помощи региону Средиземноморья, как из-за проблем, связанных с интеграцией восточных земель, так и из-за того, что Германия гораздо больше заинтересована в финансировании проектов в странах Центральной и Восточной Европы. Противоположную позицию занимают страны, входящие в «Европейский средиземноморский клуб», более конкретно - Италия и государства Пиренейского полуострова, которые намерены увеличить размеры финансовой помощи третьим странам, не в последнюю очередь в надежде остановить приток иммигрантов. Но эти государства противятся идее расширить свободную торговлю с третьими странами путем включения в нее сельскохозяйственной продукции, что объясняется очевидными соображениями конкуренции.

Вероятно, со временем межгосударственные отношения между странами ЕС, Северной Африки, Ближнего Востока поднимутся на новый уровень и приобретут новое качество. Это обусловлено, с одной стороны, ростом влияния стран Южного и Восточного Средиземноморья в сфере международных отношений, а с другой - переходом стран ЕС к общей внешней политике и политике безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.