Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия учебных заведений в подготовке специалистов культуры в современных условиях'

Проблемы взаимодействия учебных заведений в подготовке специалистов культуры в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ РАБОТНИКОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / REQUIREMENTS FOR PROFESSIONALISM / REGIONAL BODIES / MANAGER OF SOCIAL AND CULTURAL FACILITIES / RESOURCE CENTERS / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рукша Г. Л.

В данной статье раскрываются технологии развития Сибирского региона, планы модернизации социально-культурной деятельности. Рассматривается долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» (2011-2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рукша Г. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COOPERATION OF INSTITUTIONS IN TRAINING SPECIALISTS FOR CULTURE IN MODERN CONDITIONS

This article describes the technologies of development of Siberian region, plans to upgrade the socio-cultural activities. It considers the long-term program “Gifted Children of the Krasnoyarsk Region” (2011-2013).

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия учебных заведений в подготовке специалистов культуры в современных условиях»

Literatura

1. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart. Osnovnaja shkola [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru

2. Programma razvitija universal’nyh uchebnyh dejstvij [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.standart. edu.ru

3. Primernaja osnovnaja obrazovatel’naja programma obrazovatel’nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru

УДК 37

Г. Л. Рукша

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В данной статье раскрываются технологии развития Сибирского региона, планы модернизации социально-культурной деятельности. Рассматривается долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» (2011-2013).

Ключевые слова: требования к профессионализму работников, региональные органы, менеджер социально-культурной сферы, ресурсные центры, одаренные дети.

G. L. Ruksha

PROBLEMS OF COOPERATION OF INSTITUTIONS IN TRAINING SPECIALISTS FOR CULTURE IN MODERN CONDITIONS

This article describes the technologies of development of Siberian region, plans to upgrade the socio-cultural activities. It considers the long-term program “Gifted Children of the Krasnoyarsk Region” (2011-2013).

Keywords: requirements for professionalism, regional bodies, manager of social and cultural facilities, resource centers, gifted children.

Принимаемые меры по изменению кадровой ситуации сферы культуры, к сожалению, остаются нерезультативными. Отчетливо понятно, что без ее изменения не осуществить федеральные и региональные планы по модернизации социально-культурной деятельности.

Причин тому множество: низкий статус профессии - последнее место в рейтинге по обеспечению социальными гарантиями среди работников социально-бюджетных отраслей, игнорирование традиционного уклада действующей парадигмы культурной

деятельности, в противовес инициированной и масштабно внедряемой «физкульту-ризации и спортокизации» культурного пространства России.

Все это происходит на фоне участившихся попыток установить правила современной культурной практики отдельными религиозными конфессиями из понимания ими предмета культуры, спонтанно созданными общественными организациями, казалось бы, культурной направленности или такими военизированными сообществами, как казачество.

Чтобы не драматизировать ситуацию, многие процессы оправдываются затянувшимся формированием гражданского общества. Страна проходит своеобразный тест на европейскую цивилизованность, но с российским подтекстом, отягощенным много-национальностью, многосубъектностью федерального устройства и иными известными причинами.

Ситуация осложняется сменой поколений художественных и педагогических элит, в том числе и в среде специалистов социально-культурной и культурнодосуговой деятельности. Время предъявляет новые, отличные от прежних, требования к профессионализму работников отрасли. В современной практике востребованы специалисты культуры, в том числе и подготовленные к защите профессиональных интересов отрасли от множества предложений по ее реформированию. Заметим, что подобные предложения поступают по разнообразным каналам, как от профессионального сообщества деятелей культуры, так и от различных ведомств, имеющих полномочия по модернизации сферы культуры, однако незнакомых с природой и назначением социальнокультурной деятельности.

Извечный вопрос, что первично в иерархии множественности институций при бесспорном первенстве деятелей культуры, создающих культурные ценности, по-прежнему злободневен. Вместе с тем, в современной культурной практике, вероятно, важны и специалисты, обеспечивающие текущий культурный процесс, стимулирующие, поддерживающие творческую деятельность художественной интеллигенции. К сожалению, повсеместно ощущается их недостаток.

Масштаб их недостатка ощущается не только в региональных органах сферы культуры, где они должны выступать экспертами и гарантами профессионализма органов ветвей власти в вопросах культуры.

К сожалению, в последние годы региональные руководители сферы культуры все более и более назначаются по их политической ориентации. Значительное их число профессионального отношения на начальном этапе замещения должности к предметоведению возглавляемого ведомства ими не имеет1. В большинстве случаев не получен положительный результат в практике назначений на высшие административные должности и во властные структуры действующих лидеров художественного процесса. Такие примеры известны истории и на высшем федеральном уровне.

Вместе с тем в вузах страны завершено становление подготовки специалистов «менеджер социально-культурной сферы» - специалистов для работы в различных институциях социально-культурной сферы, в том числе и в государственных и муниципальных органах.

Только в Сибирском федеральном округе, по данному направлению подготовки, готовят специалистов в академиях и университетах Министерства культуры Российской Федерации в городах Улан-Удэ, Барнаул, Кемерово, в Сибирском федеральном (Красноярск), Омском государственном университетах, Красноярском агроуниверситете. Апробация первого поколения выпускников подтверждает их достаточно высокую профессиональную компетентность. Ожидание успешности такого нововведения и результативности от молодых работников сферы культуры, к сожалению, нарушается тем обстоятельством, что значительное число выпускников в дальнейшем не связывают свою профессиональную деятельность с полученной специальностью.

Присутствующий комплекс причин в целом традиционен, однако в последние годы

1 Материалы к заседанию Координационного совета по культуре Министерства культуры РФ. - 2012. - 27-28 сентября - С. 4-92.

выкристаллизовались новые причины, отдельные из которых имеют системную повторяемость, позволяют зафиксировать тенденцию на примере Красноярского края. К такого рода причинам относится:

• снижение возрастной границы абитуриентов, поступающих в средние и высшие учебные заведения культуры и искусства;

• отсутствие конкурса при поступлении не только на художественные специальности, но и специальности культурно-досуговой деятельности. Исключением, как правило, являются театральные специальности;

• феминизация контингента поступающих в учебные заведения. В итоге минимизированное количество выпускников по профессиям, таким как исполнитель на деревянных и медных музыкальных инструментах, артист балета, артист ансамбля народного танца, изобразительное искусство, где основной состав обучающихся традиционно сохранялся за мужчинами, теперь замещается женщинами;

• дефицит специалистов высшей квалификации - библиотекарей-библиографов, преподавателей музыкальных учебных заведений в муниципальных учебных заведениях;

• снижение интереса молодых специалистов к административной работе и к получению опыта административного руководителя творческого коллектива;

• использование полученных в период обучения знаний и навыков для дальнейшей работы в коммерческих структурах, предмет деятельности которых лишь отдаленно напоминает полученную профессию.

Преодолеть директивным образом деструктивные последствия ситуации невозможно. Достичь равенства и организационноэкономического баланса между отраслями, составляющими сферу социально-культурной деятельности, скорее всего, сложно.

Подтверждением этому является Послание (2012) Президента Российской Федерации, в котором культура вновь не в числе главных приоритетов внутренней политики.

В указанных условиях поиск внутриведомственных ресурсов, необходимых для влияния на процесс «взращивания» кадрового потенциала приобретает особое значение, тем более если он будет рассматриваться не как инициатива органов культуры.

При вариантности подходов к решению проблемы механизмом ее преодоления способны выступить векторы, объединенные понятием взаимодействия, которое рассматривается как социальное явление, как система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других2.

В нашем случае взаимодействуют различные субъекты социально-культурной деятельности, ожидаемый результат их отношений - изменение кадровой ситуации сферы культуры. В Красноярском крае исследуемый процесс имеет двухвекторную составляющую.

Первый вектор направлен на раннюю профессионализацию будущих деятелей культуры посредством программного системного и предметного взаимодействия с будущим работником культуры, а в отдельных случаях - родителями выбранного кандидата. В современных условиях это достаточно сложный процесс. В крае, начиная с 2011 года, Министерством образования и науки совместно с Министерством культуры и Министерством спорта, туризма и молодежной политики реализуется долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья». Срок ее действия 2011-2013 годы. Цель - выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и

2 http//socialengec.ucos.ru/publ/obshhaja. 156

спортивно одаренных детей. Для ее реализации созданы краевой и межрайонные ресурсные центры, обеспечивающие реализацию программы.

Отметим, что в последней четверти века такая программа стала первой междуведомственной, предусматривающей, что:

- первым этапом ее реализации стало формирование контингента потенциальных работников культуры, посредством накопления и систематизации информации об одаренных детях и педагогах Красноярского края, оказания им поддержки;

- второй этап заключается в сопровождении одаренного ребенка и обеспечении учебно-воспитательного процесса, формировании целевых установок на приобретение профессии в той или иной области сферы культуры. К мерам второго этапа относится: проведение регулярных творческих школ, приобретение музыкальных инструментов, организация финансирования командировок на разнообразные фестивали и конкурсы, в том числе и в зарубежные страны, выделение именных стипендий. Объем финансовых средств на данные цели составляет 5,0 млн рублей ежегодно.

Взаимодействие учебных заведений культуры, спорта и образования - важный элемент программы. Наряду с первоначальным выявлением детей, потенциально способных к обучению в школе дополнительного образования, обеспечивается поддержка образовательного процесса педагогами разных ведомств, объединенных едиными целевыми установками для достижения сбалансированного результата обучения в общеобразовательной и специальной школе дополнительного образования. Заслуживает одобрения система демонстрации достижений обучаемого в школах дополнительного образования в целях создания авторитета среди одноклассников.

Процесс закрепления мотивации к раннему выбору профессии обеспечивается организацией специальных профильных летних загородных оздоровительных лагерей, расходы на пребывание в которых на 90 % обеспечиваются бюджетом края. Участниками таких творческих смен в 2012 году стали 900 детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно (учащиеся детских школ искусств, участники детских самодеятельных творческих коллективов) из 14 городских округов и 31 муниципального района Красноярского края.

Ежегодно итоги реализации программы обсуждаются на краевом форуме достижений детей Красноярского края, одарённых в области культуры и искусства - «Имена будущего». В текущем году в нем приняли участие 777 человек из 58 муниципальных учреждений образования Красноярского края, в том числе 319 детей. Форум, по оценке участников, позволяет сконцентрировать педагогические усилия, закрепляющие желание ребенка в принятии решения получить профессию работника культуры.

Вторым вектором, осуществляемым в Красноярском крае, является включение в образовательный процесс студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», отдельных учебных дисциплин из направления «Социально-культурная деятельность».

Для справки. Подготовку выпускников по такой специальности осуществляют 7 высших учебных заведений краевого центра. Ситуация в обеспечении выпускников работой по специальности практически аналогична и характеризуется растворенностью во множестве различных организаций и коммерческих структур. К моменту завершения обучения многие разочаровываются в получаемой профессии. Организация межвузовского взаимодействия, путем предметного расширения за счет факультативов и курсов по выбору

дисциплин, служит определенной мерой по привлечению в сферу культуры специалистов, хотя бы понимающих основы технологий, а также суть и предмет работы с населением в культурно-досуговых институциях.

Однако данное начинание может стать эффективным только в том случае, когда предполагаемый образовательный процесс получит достойное методическое обеспечение, профессионально составленный учебный план, актуальную тематику лекций и семинаров, а также систему базовых учреждений культурно-досуговой сферы для прохождения ознакомительной, производственной, педагогической и преддипломной практик.

С нашей точки зрения, это могут обеспечить вузы, не только культивирующие штатно такие специальности, но и одновременно заинтересованные в расширении субъектов, обеспечивающих полифункциональ-

ность выпускаемых специалистов. Понимая, что это кропотливая работа, полагаем, что ее организатором мог бы выступить Координационный совет по культуре межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), а ее исполнителем, в части разработки программ, и организатором их адаптации - Кемеровский государственный университет культуры искусств, имеющий большой опыт взаимодействия с регионами Сибирского федерального округа.

В преодолении кризиса и поиске путей формирования новых элит культурного процесса в Сибири, имеющей в среде художественной интеллигенции к тому же миграционные настроения, важны любые варианты. Важно их обсуждение и взаимодействие по всей технологии взращивания таланта, без которого дальнейшее развитие региона будет проблематичным.

УДК 37

Е. Л. Кудрина, А. Г. Гук

ПОТРЕБНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СПЕЦИАЛИСТАХ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье представлен и обобщен опыт и результаты Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) по изучению удовлетворенности внутренних и внешних потребителей образовательных услуг. Полученные результаты рассматриваются в контексте функционирования сертифицированной системы менеджмента качества, реализуемой в КемГУКИ.

Ключевые слова: потребность работодателей, удовлетворенность потребителей, качество образовательных услуг, специалисты культуры, система менеджмента качества.

E. L. Kudrina, A. G. Guk

EMPLOYERS’ NEED FOR EXPERTS IN CULTURE AND CUSTOMERS’ SATISFACTION OF EDUCATIONAL SERVICES QUALITY

The article presents the experience and results of Kemerovo State University of Culture and Arts (KemGUKI) observing the satisfaction of internal and external consumers of educational services. These results are discussed in the context of the functioning of a certified quality management system, implemented in KemGUKI.

Keywords: employers’ need, customer satisfaction, quality of educational services, cultural specialists, quality management system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.