Научная статья на тему 'Формирование личностных образовательных результатов в контексте общеобразовательного курса информатики'

Формирование личностных образовательных результатов в контексте общеобразовательного курса информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL STANDARDS / SOCIALIZATION / PERSONAL ACADEMIC RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Анна Александровна

В статье рассматриваются основные проблемы социализации учащихся в контексте реализации новых образовательных стандартов в области информатики и достижения личностных результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL EDUCATION RESULTS IN THE CONTEXT OF GENERAL INFORMATION SCIENCE COURSE

The article deals with the basic problems of socialization of students in the context of implementation of new computer science educational standards and in the achievement of personal academic results.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных образовательных результатов в контексте общеобразовательного курса информатики»

5. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obuchenija / pod red. E. S. Polat. - M.: Izdatel’skij centr «Akademija», 2006. - 400 s.

6. Sergienko E. B. Upravlenie kachestvom professional’nogo obrazovanija v uslovijah distancionnogo

obuchenija posredstvom postroenija modelej distancionnoj obrazovatel’noj programmy sovremennogo vuza [Jelektronnyj resurs] // Professional’noe obrazovanie v uslovijah distancionnogo obuchenija. Dostizhenija, problemy, perspektivy: Mezhregional’naja nauchno-prakticheskaja konferencija

(zaochnaja) - 2007. - Rezhim dostupa: http://www.sga. su/arch/2007/konf_mSergienko.htm?user=1afda 93437b523deba1ed17a8ff407c7 (data obrashhenija: 23.10.11).

7. Formirovanie informacionnoj kul’tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhanija uchebnoj discipliny [Tekst] / N. I. Gendina, N. I. Kolkova, G. A. Starodubova, Ju. V. Ulenko. - M.: Mezhregional’nyj centr bibliotechnogo sotrudnichestva, 2006. - 512 s.

УДК 37

А. А. Трубина

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

В статье рассматриваются основные проблемы социализации учащихся в контексте реализации новых образовательных стандартов в области информатики и достижения личностных результатов обучения.

Ключевые слова: образовательный стандарт, социализация, личностные результаты обучения.

A. A. Trubina

FORMATION OF PERSONAL EDUCATION RESULTS IN THE CONTEXT OF GENERAL INFORMATION SCIENCE COURSE

The article deals with the basic problems of socialization of students in the context of implementation of new computer science educational standards and in the achievement of personal academic results.

Keywords: educational standards, socialization, personal academic results.

Одной из важнейших задач современного образования является обеспечение социализации выпускников общеобразовательной школы. Социализация учащихся подразумевает постепенное их включение в социальную жизнь, в первую очередь, на основе воспитательно-образовательных факторов. В Федеральном государственном образовательном стандарте социализация подразумевает, прежде всего, достижение личностных образовательных результатов.

Современное общество обладает рядом специфических черт, что порождает дополни-

тельные проблемы, связанные с формированием личностных образовательных результатов. Поскольку сама проблема формирования личности чрезвычайна многогранна, в данном исследовании мы ограничимся развитием только одного аспекта этой проблемы, связанной с жизнью и деятельностью учащихся в условиях информационной среды.

Наиболее существенной чертой современного общества является глобальный характер происходящих в нем социальных и экономических процессов, что порождает много проблем глобального характера, на-

пример экологические проблемы. Другой, не менее важной чертой является информационный характер современного общества. Более того, именно информатизация общества является стержнем его глобализации. Это положение было подчеркнуто, в частности, в Окинавской хартии (2000).

Феномен информационного общества изучался многими исследователями как в нашей стране, так и за рубежом (А. Тоффлер, К. К. Колин, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, А. П. Ершов, М. Костельс и др.).

Основными чертами этого общества являются следующие.

Сетевая информационная экономика Информационная сфера на сегодняшний день является одной из самых эффективных сфер вложения капитала. Общий объем мирового рынка информационных технологий оценивается сегодня величиной порядка 4 млрд долларов, и этот объем постоянно растет.

Глобальная цифровизация Одной из основных тенденций развития современной техники является широкое использование цифровой элементной базы. Встроенные микропроцессоры сегодня являются неотъемлемым компонентом большинства технических устройств.

Развитие интеллектуальных компьютерных систем

Многочисленные проблемы, в частности экологические, требуют мобилизации всех имеющихся ресурсов, прежде всего интеллектуальных. Значительную помощь здесь могут оказать интеллектуальные компьютерные системы, которые многократно увеличивают аналитические способности человеческого мышления.

Вместе с тем, информационное общество породило значительные и только ему свойственные проблемы.

Виртуализация экономики - оформление рынка ценных бумаг - привела к тому, что основные сделки стали совершаться не с ре-

альными предметами, а с акциями, заменяющими эти предметы.

Виртуализация общественной жизни -замена реальных вещей их информационными моделями - в информационном обществе становится всеобщим явлением и др.

Именно с этими особенностями современного общества приходится сталкиваться выпускнику общеобразовательной школы, поэтому процесс их социализации, формируемой в рамках общеобразовательной школы, должен быть адекватным «ответом» на «вызовы» (по терминологии А. Тойнби) современного информационного общества.

Однако следует подчеркнуть, что формирование социально адаптированной личности осуществляется целым комплексом мероприятий, в том числе и внешкольного характера. Это естественно вытекает из характера современного образования, основные направления которого, как подчеркивает И. Масуда, заключаются в следующем:

• замена закрытой системы образования открытой образовательной средой;

• индивидуализированный характер образования;

• утверждение самообразования в качестве ведущей функции образования;

• ориентация на образование, созидающее знание;

• формирование системы образования в течение всей жизни.

Таким образом, в современном образовании значительное внимание уделяется внеформальному, внешкольному компоненту, который наравне с традиционным школьным, «формальным» компонентом активно участвует в формировании представлений о мире и человеке, что непосредственным образом сказывается и на процессе формирования личностных образовательных результатов.

Существенное влияние на личность современного школьника оказывает глобальная информационная среда Интернета. Это свя-

зано со следующими особенностями данной среды:

• среда Интернета является системообразующим звеном мирового информационного пространства;

• Интернет максимально возможным образом расширяет границы человеческого общения, дает возможность реально почувствовать единство нашего мира;

• Интернет может способствовать развитию человеческой индивидуальности именно в социальном плане, в процессе диалектики «Я» и «не - Я», образуя «единство разнородностей» (Вл. Соловьев);

• общая тенденция развития среды Интернета имеет личностно-ориентированный характер и направлена на удовлетворение все более разнообразных потребностей личности.

Опираясь на исследование В. В. Липатова, можно предположить, что для достижения личностных образовательных результатов необходимо развитие следующих важных навыков:

• Умение видеть за многообразием форм единый смысл.

Следование названному подходу позволяет учащемуся лучше ориентироваться в окружающем мире, более отчетливо понимать сущность происходящих в социуме событий. С другой стороны, выделение единого содержания в многообразии форм позволяет разгрузить направленные на учащегося информационные потоки. В конечном итоге это ведет к улучшению его психологического состояния и повышению внутренней самооцен-

ки. Это в конечном итоге ведет к более гармоничному взаимоотношению учащегося и социума, что и входит в задачу достижения личностных образовательных результатов.

• Системное видение окружающего социума.

Этот хорошо известный философский и методологический принцип в информационном обществе также приобретает вполне определенное информационное содержание. Дело в том, что создать социально значимый информационный продукт, как правило, проще, чем создать той же значимости материальный продукт. С другой стороны, индивидуализм, характерный для молодых людей часто подталкивает их на асоциальное использовании таких продуктов. Например, на создание и распространение компьютерных вирусов. Можно отметить и том момент, что бесконтрольная компьютерная деятельность как раз является мощным источником развития индивидуализма (в свое время классик информатизации образования С. Пейперт видел в этом едва ли не главное назначение компьютера). Такой индивидуализм является серьезным препятствием в процессе достижения личностных образовательных результатов в число которых входит умение работать в группе. Противопоставить ему можно миропонимание, при котором человек воспринимает свою информационную деятельность в контексте единого информационного пространства. Это дает основание по-иному относиться к своей деятельности, результаты которой могут принести пользу или вред очень многим людям.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

2. Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.standart.edu.ru

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

Literatura

1. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart. Osnovnaja shkola [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru

2. Programma razvitija universal’nyh uchebnyh dejstvij [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.standart. edu.ru

3. Primernaja osnovnaja obrazovatel’naja programma obrazovatel’nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.standart.edu.ru

УДК 37

Г. Л. Рукша

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В данной статье раскрываются технологии развития Сибирского региона, планы модернизации социально-культурной деятельности. Рассматривается долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» (2011-2013).

Ключевые слова: требования к профессионализму работников, региональные органы, менеджер социально-культурной сферы, ресурсные центры, одаренные дети.

G. L. Ruksha

PROBLEMS OF COOPERATION OF INSTITUTIONS IN TRAINING SPECIALISTS FOR CULTURE IN MODERN CONDITIONS

This article describes the technologies of development of Siberian region, plans to upgrade the socio-cultural activities. It considers the long-term program “Gifted Children of the Krasnoyarsk Region” (2011-2013).

Keywords: requirements for professionalism, regional bodies, manager of social and cultural facilities, resource centers, gifted children.

Принимаемые меры по изменению кадровой ситуации сферы культуры, к сожалению, остаются нерезультативными. Отчетливо понятно, что без ее изменения не осуществить федеральные и региональные планы по модернизации социально-культурной деятельности.

Причин тому множество: низкий статус профессии - последнее место в рейтинге по обеспечению социальными гарантиями среди работников социально-бюджетных отраслей, игнорирование традиционного уклада действующей парадигмы культурной

деятельности, в противовес инициированной и масштабно внедряемой «физкульту-ризации и спортокизации» культурного пространства России.

Все это происходит на фоне участившихся попыток установить правила современной культурной практики отдельными религиозными конфессиями из понимания ими предмета культуры, спонтанно созданными общественными организациями, казалось бы, культурной направленности или такими военизированными сообществами, как казачество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.