Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере в контексте влияния ЕС и США в регионе (на примере взаимодействия вузов России и Казахстана)'

Проблемы взаимодействия России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере в контексте влияния ЕС и США в регионе (на примере взаимодействия вузов России и Казахстана) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
232
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTERSTATE COOPERATION / DIALOGUE OF ACTORS IN THE HUMANITARIAN SPHERE / POST-SOVIET SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вербицкая Т.В.

Исследуются пути развития диалога России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере. Установлено, что к укреплению своих позиций на постсоветском пространстве в указанных государствах стремятся и иные значимые внешние акторы (США, Китай, ЕС). Делаются выводы, что для сохранения влияния России в регионе необходимо разрабатывать и применять новые формы сотрудничества с государствами Центральной Азии в области образования, науки, культуры, туризма, искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND CENTRAL ASIAN STATES IN THE HUMANITARIAN SPHERE IN THE CONTEXT OF EU AND USA IN THE REGION (CASE STUDY OF INTERACTION BETWEEN RUSSIAN AND KAZAKHSTAN’S UNIVERSITIES)

Ways to develop dialogue between Russia and Central Asian states in the humanitarian sphere are studied. It has been established that other significant external actors (USA, China, EU) are also striving to strengthen their positions in the post-Soviet space in mentioned states. Given this circumstance, in order to maintain Russia’s influence in the region, it is necessary to develop and apply new forms of cooperation with Central Asian states in the fields of education, science, culture, tourism, and art.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере в контексте влияния ЕС и США в регионе (на примере взаимодействия вузов России и Казахстана)»

ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО:

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 327 ББК 66.4(0)

DOI 10.22394/1682-2358-2020-2-35-44

T.V. Verbitskaya, lecturer of the Political Science Department, Ural Federal University

PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND CENTRAL ASIAN STATES IN THE HUMANITARIAN SPHERE

IN THE CONTEXT OF EU AND USA IN THE REGION (Case Study of Interaction between Russian and Kazakhstan's Universities)

Ways to develop dialogue between Russia and Central Asian states in the humanitarian sphere are studied. It has been established that other significant external actors (USA, China, EU) are also striving to strengthen their positions in the postSoviet space in mentioned states. Given this circumstance, in order to maintain Russia's influence in the region, it is necessary to develop and apply new forms of cooperation with Central Asian states in the fields of education, science, culture, tourism, and art.

Key words and word-combinations: interstate cooperation, dialogue of actors in the humanitarian sphere, post-Soviet space.

Т.В. Вербицкая, преподаватель кафедры политологии Уральского федерального университета (email: Aquitania-17@ya.ru)

ПРОБЛЕМЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ ЕС И США В РЕГИОНЕ (на примере взаимодействия вузов России и Казахстана)*

Аннотация. Исследуются пути развития диалога России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере. Установлено, что к укреплению своих позиций на постсоветском пространстве в указанных государствах стремятся и иные значимые внешние акторы (США, Китай, ЕС). Делаются выводы, что для сохранения влияния России в регионе необходимо разрабатывать и применять новые формы сотрудничества с государствами Центральной Азии в области образования, науки, культуры, туризма, искусства.

Ключевые слова и словосочетания: межгосударственное сотрудничество, гуманитарная сфера, постсоветское пространство.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 19-78-10060 «Гуманитарное сотрудничество между Россией и странами постсоветской Центральной Азии: институты, содержание, оценка социальной эффективности».

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 2

35

1 постсоветское пространство является регионом, геополитическое влияние в котором представляет интерес как для России, так и для других субъектов международных отношений, например, таких значимых акторов, как ЕС и США, активно применяющих в регионе ресурсы мягкой силы. Среди территорий, на которые оказывается сильное воздействие, находится Центральная Азия — регион, включающий целый ряд государств (в том числе Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Туркмению), сплоченных настолько, что они могут выступать в качестве единого актора на политической арене. Именно поэтому для России представляется актуальной проблемой определить пути выстраивания диалога с данным перспективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Сохранение и удержание позиций России в качестве ведущего игрока с учетом конкуренции с внешними акторами (ЕС, Китай, США) достижимо посредством развития не только экономических, но и гуманитарных связей с государствами постсоветского пространства, осуществляющими сотрудничество в области науки, туризма, искусства с учетом особенностей их идентичностей, в том числе в области реализации совместных образовательных программ. Для характеристики инструментов, способствующих углублению гуманитарного сотрудничества сторон в области образования, необходимо изучение содержания имеющихся двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии, действующих в исследуемой сфере межгосударственных отношений. Гуманитарное сотрудничество России и Казахстана в сфере высшего образования не снижает темпов; несмотря на конкуренцию европейских партнеров. Изучение информационных порталов вузов Казахстана и сайтов российских университетов, сотрудничающих с высшими учебными заведениями Казахстана, является дополнительным условием развития диалога России с центрально-азиатскими республиками на постсоветском пространстве с учетом ожиданий этих акторов. Обратимся прежде всего к определению основных направлений гуманитарного сотрудничества для выявления специфики данной сферы межгосударственного взаимодействия.

Гуманитарное сотрудничество, представляя собой направление межгосударственного взаимодействия, осуществляемого в таких областях, как наука, культура, искусство, туризм [1, с. 575; 2, с. 79; 3; с. 9], позволяет укрепить уже имеющиеся связи государств в иных сферах (прежде всего экономической). Налаживание диалога в гуманитарной сфере особенно актуально для государств, находящихся в рамках одного региона и, соответственно, отношения которых развивались длительное время. Отношения государств в рамках постсоветского пространства имеют глубокие исторические корни, и поэтому в условиях глобализации целесообразно развивать интеграционные процессы, характерные для такого территориального объединения государств. Одним из подобных интеграционных процессов выступает взаимодействие центрально-азиатских государств (включая Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Туркмению), Сотрудничество с ними возможно в многостороннем формате, при этом Россия выступает с одной стороны, а государства Центральной Азии в рамках постсоветского пространства — в качестве другой стороны.

36 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 2

Следует отметить, что развитие диалога России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере представляется важным, поскольку указанные акторы активно осуществляют сотрудничество в иных областях (включая экономику и вопросы безопасности) и имеют налаженные связи, продолжавшие укрепляться и после распада СССР. Кроме того, уже была создана достаточная правовая база для выстраивания отношений сторон, основанная на двухсторонних соглашениях о дружбе и взаимодействии России и государств Центральной Азии [4, ст. 2; 5, ст. 2; 6, ст. 2; 7, ст. 2; 8, ст. 2; 9, ст. 2].

Исходя из анализа положений указанных двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии, посвященных гуманитарному сотрудничеству, целесообразно выделить следующие области подобного межгосударственного взаимодействия: образование (особенно изучение русского языка в государствах Центральной Азии), наука, туризм, культура, искусство, спорт. В рамках каждой из сфер гуманитарного сотрудничества отражены инструменты для реализации взаимодействия сторон. Так, в области образования предусмотрено создание славянских университетов (в соглашении с Киргизией и Таджикистаном), признание эквивалентности дипломов и обмен специалистами, открытие центров изучения русского языка. В области культуры стороны договорились об открытии культурных центров, организации свободного доступа к архивам и о поддержке деятельности диаспор на территории друг друга. В сфере развития науки предполагается разработка программ подготовки научно-педагогических кадров, научных (в том числе инновационных) проектов. В соответствии с двусторонними соглашениями России и государств Центральной Азии планируется осуществление совместных проектов сторон в области искусства, туризма и спорта. Кроме того, в указанных соглашениях предусмотрено углубление диалога в указанных областях гуманитарного сотрудничества не только на межгосударственном уровне, но и в рамках взаимодействия образовательных и научных учрежддений, обмен деятелями науки, искусства, культуры и спорта. Однако, несмотря на разнообразие указанных форматов и инструментов гуманитарного сотрудничества, следует отметить, что не во всех двусторонних соглашениях России и государств Центральной Азии детально прописано каждое из направлений взаимодействия договаривающихся сторон. Развитие диалога во всех указанных областях актуально на постсоветском пространстве для государств, имеющих глубокие исторические корни взаимоотношений и налаженные связи в иных сферах межгосударственного взаимодействия.

Необходимо подчеркнуть, что анализ положений стратегических документов России, посвященных вопросам внешнеполитического планирования, выстраивания отношений на постсоветском пространстве, позволяет определить, что гуманитарное сотрудничество с государствами — членами СНГ является одним из региональных приоритетов России. Так, в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации 2016 г. [10, ст. 53, 54] Россия работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, в том числе в рамках многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере гуманитарного взаимодействия, включая региональные интеграционные структуры с российским участием, а также вы-

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 2 3/

ступает за обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ. Однако отдельные объединения государств в рамках СНГ, с которыми Россия будет развивать диалог в различных сферах, в том числе гуманитарной, не были отражены в указанном документе. Более детализированные положения относительно сотрудничества России и отдельных территориальных групп государств в рамках СНГ (включая Центральную Азию) отражены в Стратегии национальной безопасности России 2015 г. [11, ст. 81, 92], в которых подчеркивается важность русского языка в качестве инструмента укрепления национальной безопасности в области культуры, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Подчеркивается также важность укрепления мер взаимного доверия и партнерства в рамках Центральной Азии.

Тем не менее одним из перспективных форматов такого межгосударственного взаимодействия может стать выстраивание диалога России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере, однако сотрудничество с указанным объединением государств не выделено в качестве одного из направлений выстраивания отношений России с иными странами на постсоветском пространстве. Государства Центральной Азии определяют себя в качестве самостоятельного субъекта геополитики. Страны региона, с одной стороны, осознают «свою особость», с другой — не воспринимают свою акторность вне позиционирования себя в качестве части постсоветского пространства. Именно поэтому центрально-азиатские государства могут выступать в качестве одного совокупного участника межгосударственного соглашения с Россией как доминирующим актором постсоветского пространства [12, с. 175; 13, с. 98; 14, с. 135; 15, с. 31; 16, с. 259], в том числе в области гуманитарного сотрудничества. Указанный характер отношений центрально-азиатских государств между собой обусловливает то, что для дальнейшего развития диалога с ними в гуманитарной сфере целесообразно выделить сотрудничество с центрально-азиатскими государствами в качестве отдельного направления внешнеполитической деятельности России на постсоветском пространстве и отразить это в документах стратегического планирования. Кроме того, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что большое количество программ в области образования, науки и туризма реализуется в центрально-азиатских государствах такими акторами, как США и ЕС для обеспечения влияния на постсоветском пространстве с помощью инструментов мягкой силы в рамках «Восточного партнерства». Именно поэтому России как ведущему актору в регионе для сохранения своих позиций важно в условиях конкуренции не утратить диалога с партнерами в Центральной Азии посредством адаптации форм сотрудничества с ними таким образом, чтобы преимущества от диалога с Россией преобладали для этих государств над выгодами развития связей с европейскими партнерами, стремящихся исключительно к реализации своих интересов на мировой арене.

Между тем анализ программ и форм международного сотрудничества вузов Казахстана (в качестве примера реализации одной из ключевых составляющих диа-

38 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 2

лога акторов в гуманитарной сфере — налаживание связей в области образования) позволяет установить, что в настоящее время стремление вузов Казахстана развивать отношения с европейскими партерами создает сильную конкуренцию для российских университетов, стремящихся к сохранению отношений. Но и в утрате диалога обе стороны, как Россия, так и Казахстан объективно не заинтересованы.

Так, несмотря на то что в стратегических документах Казахстана, посвященных развитию системы образования страны, включая высшее образование, провозглашено, что Казахстан стремится прежде всего стать полноценным участником Болонского процесса на основе достижения европейских стандартов качества, Казахстан также готов к развитию сотрудничества в данной сфере и с другими зарубежными партнерами [17, ст. 1; 18, ст. 2]. Диалог с Россией в области образования также является одним из приоритетов для Казахстана на постсоветском пространстве в силу наличия общего исторического прошлого сторон, глубоких связей в различных сферах межгосударственного взаимодействия, включая налаженный диалог в рамках Евразийского экономического союза и СНГ. Именно поэтому высшие учебные заведения не только Нур-Султана, но и других городов Казахстана реализуют образовательные программы на русском языке и обеспечивают возможность изучения русского языка.

Правовая основа для реализации образовательных программ на русском языке в вузах Казахстана в рамках сотрудничества с Россией заложена в двусторонних договорах России и Казахстана, в которых указывается на значимость открытия на их территории культурных центров, способствующих в том числе изучению языков договаривающихся стран. В Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 1992 г. [8, ст. 26] отмечается наличие многовековых традиций межгго-сударственного взаимодействия. Следует отметить, что перечень направлений сотрудничества России и Казахстана в сфере образования был дополнен их двусторонним Договором 2013 г. о добрососедстве и союзничестве в XXI в.

[9, ст. 9]. В соответствии с положениями Договора России и Казахстана 2013 г. оба государства поддерживают деятельность информационно-культурных центров, осуществляющих культурно-просветительскую и информационную работу среди диаспор России и Казахстана. В соответствии со ст. 23 Договора 2013 г. стороны всемерно развивают сотрудничество в области образования и науки, в рамках подготовки научных и педагогических кадров, осуществления совместных инновационных проектов. Особого внимания заслуживает Преамбула Договора 2013 г., в которой отмечено, что укрепление дружественных и союзнических отношений, основанных на глубоких исторических и духовных связях между российским и казахстанским народами, отвечает национальным интересам обоих государств. До 2013 г. необходимость сотрудничества сторон в области образования и науки не позиционировалось в качестве приоритета для реализации национальных интересов России и Казахстана.

Анализ сайтов высших ученых заведений Казахстана позволяет выделить основные формы сотрудничества вузов России и Казахстана:

— осуществление совместных образовательных программ, в том числе по изучению русского языка. Так, Евразийский национальный университет имени

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 2 39

Л.Н. Гумилева в период 2010—2019 гг. реализовал десять магистерских программ совместно с РУДН, одну образовательную программу в области изучения русского языка с Санкт-Петербургским государственным университетом, по две магистерские программы с Башкирским государственным педагогическим университетом и Томским государственным университетом, по одной образовательной программе с Тюменским государственным университетом, Казанским государственным университетом и Алтайским государственным университетом [19]. Не менее обширен список вузов и ссузов — партнеров Казахской национальной академии хореографии [20] и Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова [21] из Москвы, Санкт-Петербурга, Башкирии и Татарстана; соглашения о программах двудипломного образования заключены СКГУ имени М. Козыбаева с УрФУ и тремя университетами Омска [22]. Совместная международная образовательная программа «Дипломатия энергоресурсов» успешно внедрена в учебный процесс Казахского национального университета имени аль-Фараби — подготовка магистров ведется на кафедре теории и истории международных отношений УрФУ; при этом первый год обучения проходит в УрФУ, второй — в КазНУ имени аль-Фараби [23];

— реализация образовательных программ вузами Казахстана на русском и казахском языках (например, в университете «Туран-Астана» образовательные программы в области экономики, юриспруденции, педагогике, психологии, сервиса, туризма реализуются на 2 языках [24; 25]); полиязычное обучение (на казахском, русском и английском языках) по программам бакалавриата осуществляется по целому ряду специальностей в Казахском агротехническом университете имени С. Сейфуллина [26];

— проведение научных мероприятий, конференций на русском языке с привлечением граждан России или участие в мероприятиях, стажировках, организованных российской стороной по ее приглашению (например, сборная команды Казахстана из десяти человек принимала участие в образовательном интенсиве «Остров 10—22» (10—22 июля 2019 г.), который проходил на базе Сколковского института науки и технологий в Москве [27]. Казахский университет технологии и бизнеса принимает делегации из университетов-партнеров в России в целях реализации совместных проектов по внедрению новых технологий, проведению мастер-классов для преподавателей на русском языке [28].

Студенты Медицинского университета Астаны проходят стажировки в Тюменской государственной медицинской академии, Новосибирском государственном медицинском университете [29]; 20% международных стажировок обучающихся КАЗГЮУ приходится на Дипломатическую академию России, 6% — на РААН РФ [30]);

— издание научных трудов на русском языке (так, Департамент науки Высшей школы образования Назарбаев Университета в сотрудничестве с Высшей Школой международных отношений и исследований в области развития IHEID (Женева, Швейцария) осуществил специальный выпуск журнала NORRAG на русском языке) [31];

— наличие филиалов российских вузов (так, в Нур-Султане функционирует филиал МГУ).

40 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 2

В свою очередь, и российские вузы — партнеры университетов Казахстана (в Алтае, Башкирии, Татарстане) для сохранения и развития дружбы российско-казахских высших учебных заведений организуют изучение казахского языка в тех российских городах, в которых больше всего представителей Казахстана.

По инициативе и при активной поддержке Н. Назарбаева в 2003 г. был открыт Центр казахского языка и культуры Московского государственного лингвистического университета. Основные задачи, поставленные Центром, заключаются в популяризации казахского языка и культуры через развитие гуманитарных связей между Россией и Казахстаном. Большой вклад в его создание внесло Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации и Казахский национальный университет имени аль-Фараби [32].

Казахское общество Ата-Мекен, расположенное в Санкт-Петербурге, организует не реже раза в месяц культурные мероприятия, посвященные казахскому языку и культуре [33].

На основании соглашения АлтГУ и Павлодарского государственного института с 2014 г. Центр казахского языка и культуры АлтГУ (созданный в 2013 г.) проводит на базе Филиала АлтГУ в г. Славгороде курсы казахского языка, организованные руководителем Центра О.В. Беляниным, популярные у представителей казахской автономии г. Славгорода. Курсы посещают студенты филиала АлтГУ, Филиала МЭСИ, Славгородского педагогического колледжа [34].

В Доме дружбы народов Татарстана при поддержке национально-культурной автономии казахов Республики Татарстан с 2016 г. функционируют курсы казахского языка [35]. Президент Татарстана Р. Минниханов призвал казахстанских татар изучать государственный язык, потому что с этими знаниями будет легко освоить и татарский язык [36].

Отдел международного сотрудничества ОмГПУ также организует курсы казахского языка для взрослых [37]. Кроме того, в Омске действует большое количество творческих коллективов (включая объединения для детей) по изучению казахской культуры, песен и танцев, участие в которых бесплатное [38].

В Екатеринбурге на базе Дома народов Урала появились специальные языковые курсы по изучению казахского языка. Кроме того, функционирует свердловская региональная общественная организация «Евразия — Казахстан», которая входит в состав Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области. Одним из самых масштабных мероприятий, на котором жители Свердловской области могут знакомиться с казахской культурой, является День народов Среднего Урала, традиционно собирающий более 15 тыс. гостей [39].

Исходя из анализа приведенной практики налаживания отношений России и Казахстана посредством изучения казахского языка, можно сделать вывод о том, что субъекты РФ подготавливают базу для дальнейшего развития сотрудничества сторон, в том числе в рамках налаживания связей между высшими учебными заведениями России и Казахстана.

Однако, несмотря на все достижения в налаживании диалога вузов России и Казахстана, нельзя не отметить и сокращение объемов сотрудничества сторон. Анализ приведенных информационных порталов вузов Казахстана позволяет установить, что все меньше реализуется совместных образовательных

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 2

программ университетов России и Казахстана, сокращается прием российских специалистов в области образования, научно-педагогических кадров. При этом диалог с вузами Европы (особенно Швейцарии и Италии) и США осуществляется университетами Казахстана более активно: приглашаются эксперты, организуются стажировки, разрабатываются программы на английском языке, в том числе при участии вузов из США или государств, входящих в ЕС. Высоким достижением считается участие в «Эразмус Плюс», «Эразмус Мундус», эмблемы европейских партнеров на первом плане в разделах, посвященных международным связям вузов Казахстана. Именно поэтому в условиях такой жесткой конкуренции России важно не утратить диалог с государствами постсоветского пространства, в том числе Центральной Азии, обусловленный многолетними глубокими историческими связями сторон и разработать форматы сотрудничества в гуманитарной сфере с учетом современных реалий, таких, как реализация образовательных программ с применением дистанционных технологий; трехстороннее сотрудничество вузов России, Казахстана и университетов из государств, входящих в ЕС. При этом важно сохранять прежние направления сотрудничества, осуществляемые посредством открытия культурных и образовательных центров по изучению русского языка в ЦАР.

Таким образом, возможность развития сотрудничества России и Казахстана в области образования на основе разработки и осуществления образовательных программ (в том числе совместных), реализуемых на русском языке, обусловливается прагматической позицией Казахстана, осознания им важности сохранения добрососедских отношений с Россией как ведущим актором постсоветского пространства. Одновременно Казахстан определяет в качестве одного из своих приоритетов достижение европейских стандартов качества образования, активное участие в Болонском процессе. С учетом указанной позиции Казахстана России важно подчеркивать значимость сотрудничества в области образования с ней как с актором, имеющим значимые успехи по продвижению страны в международных рейтингах качества образовательных услуг и предоставляющим партнерам, реализующим программы обучения в вузах на русском языке, выгоды в виде развития их систем образования. Кроме того, представляется целесообразным организовать центры изучения казахского языка при всех вузах — партнерах университетов Казахстана в России для сохранения и углубления диалога сторон на всех уровнях (общегосударственном, субъектов России и межвузовском).

Иными словами, гуманитарное сотрудничество России с государствами Центральной Азии является одним из региональных приоритетов России на постсоветском пространстве. Тем не менее до настоящего момента потенциал взаимодействия сторон в гуманитарной сфере остается в значительной степени нереализованным и оставляет пространство для развития сотрудничества России и государств Центральной Азии в указанной сфере. Представляется возможным углубление диалога указанных акторов в двух направлениях: во-первых, в стратегических документах, посвященных взаимодействию России и государств постсоветского пространства (в том числе в рамках гуманитарного сотрудничества) целесообразно отражать специфику отношений России

42. Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 2

и Центральной Азии; во-вторых, возможно заключение соглашений в гуманитарной сфере в таком формате, в котором Россия будет выступать одной из сторон, а все государства Центральной Азии — в качестве другой стороны. Для углубления связей России и государств Центральной Азии желательно заключение договора о гуманитарном сотрудничестве этих акторов.

Библиографический список

1. ГерасимоваВ.А. Инструменты и ресурсы «мягкой силы» России на пространстве СНГ // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1, № 6. С. 574-582.

2. Казаков О.И. О некоторых аспектах гуманитарного сотрудничества Японии со странами Восточной Азии // Япония: ежегодник. 2018. № 47. С. 77-100.

3. Печищева Л.А. Сотрудничество в области культуры и образования между Германией и странами СААРК (на примере Бангладеш и Пакистана) как неотъемлемая часть гуманитарного партнерства в XXI в. // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 4. С. 9-12.

4. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан (подписан в г. Москве 10 июня 1992 г.) от 9 окт. 1992 г. № 3607-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/901728231

5. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 июня 1993 г. № 5442-1. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1902068

6. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном. Ратифицирован Федер. законом от 9 нояб. 2002 г. № 135-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901834834

7. Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9. С. 13-19.

8. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 16 июля 1992 г. № 3319-1. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901764295

9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI в. от 11 нояб. 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1560 .

10. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г.; утв. Указом Президента РФ от 30 нояб. 2016 г. № 640 // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; утв. Указом Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

12. Исмаилова Б.Ы. Язык и идентичность в постсоветских странах Центральной Азии // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. 2017. № 3 (91). С. 174-178.

13. Кочкунов А.С. Некоторые вопросы изучения историко-культурного наследия Центральной Азии в контексте формирования общерегиональной идентичности // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. 2016. № 22. С. 97-105.

14. Латифов Д.Л. Национальная идентичность в глобализационных процессах Центральной Азии // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2013. Т. 1, № 2 (41). С. 134-140.

15. ОмаровМ.М. Интеграция стран Центральной Азии на основе региональной идентичности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 1, № 4 (42). С. 29-32.

16. Урманбетова Ж. Центральная Азия: региональная идентичность как ответ на вызов истории // Alatoo Academic Studies. 2015. № 4. С. 258-265.

17. Стратегия развития Казахстана до 2050 г., принятая в декабре 2012 г. URL: http://www. akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 2 4;3

18. Стратегия развития системы образования Казахстана на 2019-2021 гг. URL: http://www. akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs

19. Список совместных образовательных программ реализуемых в ЕНУ имени Л.Н. Гумилева с вузами-партнерами. URL: http://www.enu.kz/ru/sotrudnichestvo/dvudiplomnoe-obra-zovanie/spisok-sovmestnykh-obrazovatelnykh-programm/

20. Вузы-партнеры Казахской национальной академии хореографии. URL: https://balle-tacademy.kz/ru/international-cooperation-ru/

21. Международные договоры и соглашения Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. URL: http://ksu.edu.kz/partnership/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo/ mezhdunarodnye_dogovory_i_soglasheniya/

22. Двудипломное образование СКГУ имени М. Козыбаева. URL: http://www.nkzu.kz/page/ view?id=873

23. Совместная международная образовательная программа «Дипломатия энергоресурсов» Казахского национального университета имени аль-Фараби и УрФУ. URL: https://www. kaznu.kz/ru/19040/news/one/17176/

24. Программы бакалавриата университета «Туран-Астана». URL: https://tau-edu.kz/fac-ulty/bakalavriat

25. Программы магистратуры университета «Туран-Астана». URL: https://tau-edu.kz/fac-ulty/magistratura

26. Полиязычное образование в Казахском агротехническом университете имени С. Сей-фуллина. URL: http://kazatu.kz/ru/obrazovanie/poliyazichnoe-obrazovanie/

27. Постдокторант NUGSE принимает участие в образовательном интенсиве «Остров 10-22» в Сколково. URL: https://gse.nu.edu.kz/ru/bez-rabriki/postdoktorant-nugse-prinimaet-uchastie-v-obrazovatelnom-intensive-ostrov-10-22-v-skolkovo.html

28. Двухдипломное образование в Казахском университете технологий бизнеса. URL: https://www.kazutb.kz/ru/sotrudnichestvo/dvukh-diplomnoe-obrazovanie

29. Академическая мобильность в МУА. URL: http://www.amu.kz/academ_mobile/amu.aka-dem.mobility.php

30. Международные стажировки в КАЗГЮУ URL: http://kazguu.kz/ru/mezhdunarodnoye-sotrudnichestvo/stazhirovki/

31. Открыт прием статей для специального выпуска NORRAG на русском языке. URL: https://gse.nu.edu.kz/ru/bez-rubriki/otkryt-priem-statej-dlya-spetsialnogo-vypuska-norrag-na-russ-kom-yazyke.html

32. 15 лет вместе: Центр казахского языка и культуры обретает «новое дыхание». URL: https://versia.ru/centr-kazaxskogo-yazyka-i-kultury-obretaet-novoe-dyxanie

33. Новости Казахского общества Ата-Мекен. URL: http://www.ata-meken.spb.ru/news/

34. Курсы казахского языка в АлтГУ. URL: https://www.asu.ru/structure/filials/news/ events/11373/

35. Об изучении казахского языка в Татарстане расскажет казахстанское телевидение // Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. URL: http://addnt.ru/ob-izuchenii-ka-zakhskogo-yazyka-v-tatars

36. Президент Татарстана призвал казахстанских татар изучать государственный язык. URL: https://informburo.kz/novosti/prezident-tatarstana-prizval-kazahstanskih-tatar-izuchat-gosu-darstvennyy-yazyk.html

37. Курсы казахского языка ОмГПУ. URL: https://posleurokov.ru/omsk/83137

38. Казахский язык в Омске. URL: https://posleurokov.ru/omsk/kazakh?priem=&type=&tab=a ll&age=&gender=&addr=&keywords=

39. В Екатеринбурге изучают казахский язык. URL: http://til.kostanay.gov.kz/news/v-ekater-inburge-izuchayut-kazakhskiy-yazyk/

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.