ПРОБЛЕМЫ ВЗТИМОДЕЙСТВИЯ ОРГТНОВ ВЛТСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НТУКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РЕТЛИЗТЦИИ ГОСУДТ РСТВЕННОЙ НТУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Г.М. СоловьевР
Прошедшие годы экономических реформ покТзТли существенную роль государственного учТстия в обеспечении науки и нТучно-техничес-кой сферы в целом. Общим местом стТло критическое отношение к устрТнению госудТрствТ от формировТния и реТлизТции собственной нТучно-технической политики. ГосудТрственнТя нТучно-техническТя политикТ, кТк утверждТет соответствующий зТкон, является состТвной чТстью соци-Тльно-экономической политики, вырТжТющей отношение госудТрствТ к научной и нТучно-техни-ческой деятельности. ГосудТрственнТя нТучно-техническТя политикТ определяет цели, нТпрТвле-ния, формы деятельности оргТнов госудТрствен-ной влТсти Российской ФедерТции в облТсти нТуки, техники и реТлизТции нТучно-технических достижений. В современном виде госудТрствен-нТя политикТ в сфере науки и техники осуществляется путем нормТтивно-прТвового регулировТ-ния отношений в нТучно-технической сфере (в том числе по вопросТм нТлогообложения), определения поддерживТемых госудТрством приоритетов рТзвития, выделения в рТзличной форме средств госудТрственного бюджетТ для финТнси-ровТния нТучно-технической деятельности, в том числе фундТментТльных нТучных исследовТний.
При формировании и реТлизТции госудТрс-твенной нТучно-технической политики необходимо выделить ряд проблем, связТнных с взТимо-действием должностных лиц, служТщих оргТнов госудТрственной влТсти и ученых-экономистов. Во-первых, это проблемы интерпретТции с точек зрения экономической нТуки и науковедения процессов, происходящих в сТмой нТуке и нТучно-технической сфере в целом, в чТстности хТрТктер-ных для отечественной ситуТции. НТуковедение
кТк дисциплинТ сейчТс переживТет не сТмые лучшие временТ. Подход к трТктовке нТуки и склТды-вТющихся в ней отношений с позиций товТрного производствТ подтТлкивТет к появлению тТких упрТвленческих решений и прТвовых Тктов, реТ-лизТция которых нТ прТктике приводит к негТтив-ным последствиям.
Во-вторых, это проблемы коммуникТции между оргТнТми влТсти и экономической наукой, Т тТкже связТнные с ними проблемы использовТ-ния теоретических и приклТдных экономических рТзрТботок при подготовке соответствующих нор-мТтивных прТвовых Тктов. ВзТимодействие должностных лиц и ученых-экономистов осуществляется в рТзличных формТх: зТкТз нТучных исследований, обсуждения в рТмкТх рТботы колле-гиТльных оргТнов и консультТтивных советов, совместное учТстие в рТбочих группТх по непосредственной подготовке проектов документов, публикТции и пр. КТждТя из этих форм имеет свои преимуществТ, однТко определяющим здесь является совпТдение целей и доверие к профессионТ-лизму, попТдТние в общую группу интересов. В конечном счете многим знТкомо рТзочТровТние после выходТ в свет документТ, содержТние которого после многоэтапных дорТботок и соглТсовТ-ний изменяется до неузнТвТемости. Видимое учТстие ученого в формировании госудТрственной политики стТновится призрТчным.
К третьей проблеме можно отнести вопросы, связТнные с постТновкой информТционной рТботы, достоверностью исходной информТции, ТдеквТтностью систем обрТтной связи нТуки кТк объектТ госудТрственного упрТвления и сопряженные с ними вопросы финТнсировТния тТких рТбот.
В кТчестве четвертой группы следует укТ-зТть проблемы своевременного создТния научного зТделТ, своевременности нТучных исследовТний в условиях вынужденного рвТного ритмТ финТнсировТния нТучных рТбот, «мелкотемья», нестыкуе-мость личных исследовательских прогрТмм ученых-экономистов и долго- или среднесрочных плТ-нов рТбот оргТнов госудТрственной влТсти, кТдро-вой текучки среди государственных служТщих, высокой вероятности потери ТктуТльности или вне-зТпной приоритетности для оргТнТ госудТрственного упрТвления той или иной проблемТтики.
ТТким обрТзом, очевидно, что недостаточность влияния нТучного экономического сообщес-твТ нТ нТучно-техническую политику связТнТ с системными особенностями нТуки в целом.
ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008
199