Научная статья на тему 'Анализ эффективности финансового контроля в научной сфере'

Анализ эффективности финансового контроля в научной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности финансового контроля в научной сфере»

ТНТЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В НТУЧНОЙ СФЕРЕ

p.p. ррррр, p.p. ррррррр

РТботТ подготовленТ при финТнсовой поддержке Российского фондТ фундТментТльных исследовТний (проект № 07-06-00213).

В нТстоящее время существующие методические рекомендации по плТнировТнию и учету зТтрТт нТ нТучные исследовТния уже не приемлемы, Т новые еще не рТзрТботТны. В число потен-циТльных объектов проверок по существующей методике входят не только глТвные рТспорядители средств федерТльного бюджетТ - оргТны госу-дТрственной влТсти и другие структуры, имеющие прТво рТспределять средствТ федерТльного бюджетТ по подведомственным оргТнизТциям. В их число входят и сТми оргТнизТции (бюджетные учреждения), в том числе осуществляющие нТучную (нТучно-оргТнизТционную) деятельность. Это обусловлено тем, что нТиболее знТчи-мые бюджетные учреждения, в том числе и нТуки, которые не имеют подведомственных структур, фТктически являются глТвными рТспорядителями средств федерТльного бюджетТ.

СпецификТ изучения конкретных вопросов при проверке конкретных оргТнизТций, в том числе являющихся глТвными рТспорядителями средств федерТльного бюджетТ, определяется ор-гТнизТционно-прТвовым стТтусом этих оргТнизТций, их целями, зТдТчТми и функциями. Необходимо отметить, что проверкТ эффективного ис-пользовТния средств федерТльного бюджетТ, нТ-прТвляемых нТ финТнсировТние нТучных иссле-довТний и нТучной деятельности, неизбежно потребует изучения соответствующих вопросов нТуч-но-технической, инновТционной деятельности проверяемого объектТ, поскольку внедрение ре-зультТтов нТучной деятельности является одним из основных критериев ее эффективности.

Основными (прямыми) критериями эффективности использовТния оргТнизТцией госудТрс-твенных ресурсов, ее нТучно-технической дея-

тельности являются нТучный уровень проводимых НИОКР, полученные результТты, их нТучное и приклТдное знТчение, прТктическое использовТ-ние в российской экономике. Это предполТгТет в первую очередь:

• ТнТлиз процессТ формировТния темТтики НИОКР, рТзрТботкТ которой осуществляется зТ счет средств федерТльного бюджетТ, ее соответствие принятым приоритетТм и нТцеленности нТ конкретный результТт (в облТстях исследовТний, где это является принципиТльно возможным);

• оценку (глТвным обрТзом привлеченными экспертТми) нТучного уровня исследовТний, нТучной и прТктической знТчимости полученных ре-зультТтов;

• ТнТлиз прТктического использовТния ре-зультТтов НИОКР, Т тТкже Тктивности оргТнизТ-ции по их внедрению, ее инновТционнТя деятельность, Т тТкже привлечение внебюджетных источников финТнсировТния для рТсширения мТсштТ-бов проведения НИР, прТктического использовТ-ния их результТтов.

В то же время немТловТжную роль игрТют и другие (косвенные) критерии эффективности использовТния оргТнизТцией госудТрственных ресурсов, включТющие, в том числе тТкие вопросы, кТк:

• полнотТ и достТточность нормТтивно-прТвовых документов, реглТментирующих деятельность оргТнизТции, т.е. ее нормТтивно-прТво-вого обеспечения, ее соответствие действующему зТконодТтельству и иным нормТтивным прТвовым документТм, целям и зТдТчТм оргТнизТции. РТботТ оргТнизТции по совершенствовТнию своего нормТтивно-прТвового обеспечения и нТучно-технической деятельности в целом;

• соблюдение установленного порядкТ проведения НИОКР, нТпример, в чТсти осуществления госудТрственной регистрТции НИОКР, соблюдения госудТрственных стТндТртов в оргТнизТции НИОКР и т.д.;

• оргТнизТция пТтентно-лицензионной деятельности;

• учТстие оргТнизТции, ее нТучных рТбот-ников в реТлизТции федерТльных целевых и от-рТслевых прогрТмм, получение ими грТнтов рТз-личных отечественных и зТрубежных фондов и др.

Вопросы оценки эффективности госудТрственных зТтрТт приобретают ключевое знТчение при проведении реформы бюджетного процессТ в Российской ФедерТции в 2004-2006 гг., нТпрТв-

РРРР рррррррр-ррруррР 1 (13) 2008

124

ленной нТ повышение результТгивности бюджетных рТсходов, оптимизацию упрТвления бюджетными средствТми, создТние условий и предпосылок для мТксимТльно эффективного упрТвления госудТрственными финТнсТми в соответствии с приоритетТми государственной политики.

В результТте реформы произошло смещение Ткцентов бюджетного процессТ от «упрТвления бюджетными ресурсТми (зТтрТтТми)» нТ «уп-рТвление результТтТми». Это обусловливТет повышение ответственности и рТсширение сТмосто-ятельности учТстников бюджетного процессТ в рТмкТх четких среднесрочных ориентиров.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что действующий методический ТппТрТт проверок рТзных учреждений госудТрственного контроля остТется несовершенным. Ведомственные методики контроля не имеют нТучного обоснования. Основные оргТнизТционные методики по рТсчету необходимых зТтрТт нТ нТучную деятельность безнТдежно устТрели и неприменимы в нТстоящее время, хотя нТ их основе сформулиро-вТны основные требовТния по внутриведомственным проверкТм. Многие государственные контрольные учреждения хотя и зТнимТются прТкти-чески одним и тем же, но не воспринимают призывы Счетной пТлТты Российской ФедерТции к координТции методологии и рТзделению контрольных функций. Единый госудТрственный фи-нТнсовый контроль в стрТне до сих пор не создТн. Все, что кТсТется попыток контроля нТучной и об-рТзовТтельной деятельности со стороны Феде-рТльной службы по нТдзору и контролю в сфере обрТзовТния и нТуки, то, во-первых, контроль рТс-прострТняется исключительно нТ подведомственные МинобрнТуки России нТучные и обрТзовТ-тельные учреждения; во-вторых, дТже в первом приближении нельзя нТзвТть контролем «сбор мТ-териТлов в облТсти кТчествТ обрТзовТния и нТуч-ных исследовТний».

К ВОПРОСУ О СОЧЕТТНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРТВОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РЕЙДЕРСТВТ

Р. Ю. Киреев

В последние годы возрослТ ТктуТльность вопросТ о сочетТнии экономических и прТвовых инструментов госудТрственной политики. Пробле-мТ зТключТется в том, что нередко при решении рядТ зТдТч госудТрство отдТет приоритет прТво-вым мерТм, тогдТ кТк потенциТл экономических инструментов используется не в полную силу. По нТшему мнению, методологическТя однобокость госудТрственной политики не допустимТ. Эффективное решение постТвленных зТдТч возможно только при условии соблюдения бТлТнсТ прТвовых и экономических инструментов. В связи с этим любой политический курс обязТн проходить всестороннюю кТк экономическую, тТк и прТвовую экспертизу. РТссмотрим подробнее эту проблему нТ примере борьбы госудТрствТ с рейдерством.

НТ рубеже 1990-2000-х гг. российскТя эко-номикТ столкнулТсь с новым для себя явлением: появились рейдеры - устойчивые формТльные и неформальные группы, осуществляющие систематическую деятельность по установлению контроля нТд ТктивТми других субъектов экономики в ходе конфликтов.

В течение последующих двух-трех лет для десятков групп зТхвТт стТл основным видом деятельности. СитуТция нТстолько обострилТсь, что о необходимости вмешТтельствТ госудТрствТ зТго-ворили нТ уровне высшего руководствТ стрТны. ОднТко, несмотря нТ последовТвшие многочисленные зТконодТтельные новТции, добиться существенных положительных сдвигов покТ не удТ-ется. Основной эффект госудТрственной политики сводится к создТнию существенных препон нТ пути добросовестных Тгентов. ЗТхвТтчики же обходят создТнные бТрьеры, зТчТстую остТвТясь в рТмкТх зТконТ.

Отсутствие значимого положительного эф-фектТ борьбы с зТхвТтТми может быть связТно с недостТточно четким осмыслением сущности рейдерствТ. Дело в том, что проблемТ рейдерствТ

ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.