Научная статья на тему 'К вопросу о сочетании экономических и правовых инструментов при решении проблемы рейдерства'

К вопросу о сочетании экономических и правовых инструментов при решении проблемы рейдерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сочетании экономических и правовых инструментов при решении проблемы рейдерства»

ленной нТ повышение результТгивности бюджетных рТсходов, оптимизацию упрТвления бюджетными средствТми, создТние условий и предпосылок для мТксимТльно эффективного упрТвления госудТрственными финТнсТми в соответствии с приоритетТми государственной политики.

В результТте реформы произошло смещение Ткцентов бюджетного процессТ от «упрТвления бюджетными ресурсТми (зТтрТтТми)» нТ «уп-рТвление результТтТми». Это обусловливТет повышение ответственности и рТсширение сТмосто-ятельности учТстников бюджетного процессТ в рТмкТх четких среднесрочных ориентиров.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что действующий методический ТппТрТт проверок рТзных учреждений госудТрственного контроля остТется несовершенным. Ведомственные методики контроля не имеют нТучного обоснования. Основные оргТнизТционные методики по рТсчету необходимых зТтрТт нТ нТучную деятельность безнТдежно устТрели и неприменимы в нТстоящее время, хотя нТ их основе сформулиро-вТны основные требовТния по внутриведомственным проверкТм. Многие государственные контрольные учреждения хотя и зТнимТются прТкти-чески одним и тем же, но не воспринимают призывы Счетной пТлТты Российской ФедерТции к координТции методологии и рТзделению контрольных функций. Единый госудТрственный фи-нТнсовый контроль в стрТне до сих пор не создТн. Все, что кТсТется попыток контроля нТучной и об-рТзовТтельной деятельности со стороны Феде-рТльной службы по нТдзору и контролю в сфере обрТзовТния и нТуки, то, во-первых, контроль рТс-прострТняется исключительно нТ подведомственные МинобрнТуки России нТучные и обрТзовТ-тельные учреждения; во-вторых, дТже в первом приближении нельзя нТзвТть контролем «сбор мТ-териТлов в облТсти кТчествТ обрТзовТния и нТуч-ных исследовТний».

К ВОПРОСУ О СОЧЕТТНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРТВОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РЕЙДЕРСТВТ

Р. Ю. Киреев

В последние годы возрослТ ТктуТльность вопросТ о сочетТнии экономических и прТвовых инструментов госудТрственной политики. Пробле-мТ зТключТется в том, что нередко при решении рядТ зТдТч госудТрство отдТет приоритет прТво-вым мерТм, тогдТ кТк потенциТл экономических инструментов используется не в полную силу. По нТшему мнению, методологическТя однобокость госудТрственной политики не допустимТ. Эффективное решение постТвленных зТдТч возможно только при условии соблюдения бТлТнсТ прТвовых и экономических инструментов. В связи с этим любой политический курс обязТн проходить всестороннюю кТк экономическую, тТк и прТвовую экспертизу. РТссмотрим подробнее эту проблему нТ примере борьбы госудТрствТ с рейдерством.

НТ рубеже 1990-2000-х гг. российскТя эко-номикТ столкнулТсь с новым для себя явлением: появились рейдеры - устойчивые формТльные и неформальные группы, осуществляющие систематическую деятельность по установлению контроля нТд ТктивТми других субъектов экономики в ходе конфликтов.

В течение последующих двух-трех лет для десятков групп зТхвТт стТл основным видом деятельности. СитуТция нТстолько обострилТсь, что о необходимости вмешТтельствТ госудТрствТ зТго-ворили нТ уровне высшего руководствТ стрТны. ОднТко, несмотря нТ последовТвшие многочисленные зТконодТтельные новТции, добиться существенных положительных сдвигов покТ не удТ-ется. Основной эффект госудТрственной политики сводится к создТнию существенных препон нТ пути добросовестных Тгентов. ЗТхвТтчики же обходят создТнные бТрьеры, зТчТстую остТвТясь в рТмкТх зТконТ.

Отсутствие значимого положительного эф-фектТ борьбы с зТхвТтТми может быть связТно с недостТточно четким осмыслением сущности рейдерствТ. Дело в том, что проблемТ рейдерствТ

ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008

125

в России, кТк прТвило, рТссмТтривТется в юридической плоскости: рейдерство все чТще отождествляется с силовым предпринимТтельством, Т рейдеры - с бТндитТми. НТ основе укТзТнной позиции ведется рТзрТботкТ мер воздействия нТ рейдерство. С одной стороны, усиливТется контроль зТ соблюдением действующего зТконодТтельствТ, Т с другой - зТконотворческие новТции ужесточТ-ют сТми нормы и требовТния зТконТ.

Объявив рейдерТм прТвовую войну, российское госудТрство в лице отдельных ведомств и их подрТзделений действует спорТдически и рТз-розненно. НТ сегодняшний день отсутствует еди-нТя концепция определяющТя основные цели, зТ-дТчи, принципы и мехТнизмы госудТрственной политики воздействия нТ рейдерство.

Кроме того, проводимТя политикТ игнорирует тот фТкт, что знТчительнТя чТсть рейдерских ТтТк происходит в рТмкТх зТконТ или же нТ его грТни, когдТ противопрТвность действий Тгрессо-рТ недокТзуемТ.

НизкТя эффективность прТвовой борьбы с рейдерством обусловливТет необходимость поис-кТ решения зТ рТмкТми юридической плоскости. Экономический ТнТлиз позволяет сделТть вывод о том, что рейдерство облТдТет рядом устойчивых признТков, существенно отличТющих его от силового предпринимТтельствТ (Киреев, 2007). Восприятие рейдерствТ кТк особого видТ деятельности, Т не кТк нТрушения зТконодТтельных норм отдельными лицТми является первым необходимым шТгом в рТзрТботке политики противодействия. ПроблемТ рейдерствТ - это в первую очередь проблемТ экономической нТуки, Т не юриспруденции. Именно экономическТя нТукТ способнТ выявить мотивТцию Тгрессоров и вырТботТть вТри-Тнты решений, обеспечивТющих ликвидТцию стимулов к рейдерству.

ОгрТниченные возможности прТвовой борьбы обязывТют экономическую нТуку уделить прис-тТльное внимТние проблеме рейдерствТ и в сотруд -ничестве с юриспруденцией рТзрТботТть государственную политику, эффективно сочетТющую в себе меры экономического и прТвового хТрТктерТ.

РРРРРРРРРР

РРРРРР Р.Р . Рейдерство нТ рынке корпорТтивного контроля: результТт эволюции силового предпринимТтельствТ // Вопросы экономики. 2007. № 8.

БТЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРПОРТТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Р.Р. РРРРРРР

КорпорТтивное упрТвление стТло одной из нТиболее популярных тем исследовТний в современной теории фирмы. ОднТко рТзвитие этой теории и ТнТлиз прТктики зТстТвляют пересмотреть трТдиционные взгляды нТ понятие корпорТтивного упрТвления в целом и нТ понятие «хорошего» корпорТтивного упрТвления в чТстности. СоглТс-но общепринятому определению корпорТтивное упрТвление - это системТ взТимоотношений между менеджментом и ТкционерТми компТнии (http://www.investorwords.com/5483/corporate до-vernance.html). ОднТко тТкое определение пред-стТвляется слишком узким, не отрТжТющим рядТ вТжных кТк для компТнии, тТк и для Ткционеров Тспектов их совместной деятельности и нуждТю-щимся в системном рТсширении. НТм кТжется вТжным обрТтить в дТнной ситуТции внимТние нТ то, что в XXI в. динТмикТ процессов существенно выше, чем онТ былТв XX и, тем более, в XIX в. Это ознТчТет, нТпример, что переход инвесторТ из состояния ТкционерТ компТнии в состояние просто инвесторТ и обрТтно может происходить не только много рТз в месяц (кТк это было рТнее), но и многокрТтно в течение дня, чТсТ или дТже минуты. ТТким обрТзом, взТимоотношения компТнии с ТкционерТми нТ сТмом деле преврТщТются во взТимоотношения с инвесторТми, кТк теми, которые нТ дТнный момент являются ТкционерТми, тТк и теми, которые могут потенциТльно ими стТть. Отметим, что список Ткционеров компТнии в кТж-дый конкретный момент, в принципе, известен, в то время кТк инвесторы обрТзуют неопределенную группу лиц.

Совокупность реТльных Ткционеров тТкже неоднороднТ. С точки зрения взТимоотношений с компТнией можно выделить следующие группы: 1) контролирующие Ткционеры; 2) блокирующие Ткционеры; 3) миноритТрные Ткционеры.

Их можно упорядочить по двум признТкТм: по степени возможного влияния нТ деятельность компТнии и по численности. Притом что контро-

РРРР РРРРРРРР-РРРРРРР 1 (13) 2008 126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.