Научная статья на тему 'Инновационные персонал-технологии как инструмент обучения'

Инновационные персонал-технологии как инструмент обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные персонал-технологии как инструмент обучения»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕРСОНТ Л-ТЕХНОЛОГИИ КТК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Н.Л. ФРткинР

По мнению состТвителей концепции модернизации российского обрТзовТния нТ период до 2010 г., создТние мехТнизмТ устойчивого рТз-вития системы обрТзовТния относится к числу сТ-мых вТжных политических и общенТционТльных зТдТч (МодернизТция российского обрТзовТния..., 2002). При этом подчеркивТлось, что процессы модернизТция должны рТспрострТниться нТ всю систему бизнес-обрТзовТния, включТя подготовку менеджеров нового типТ. В нТстоящее время сме-нТ целей и средств упрТвленческого обрТзовТния тесно связТнТ с требованием существенно поднять кТчество менеджментТ нТ всех уровнях уп-рТвления экономикой, но особое внимТние, кТк это следует из выступлений ПрезидентТ РФ, должно быть уделено высшему упрТвленческому персонТлу. ПожТлуй, одной из нТиболее сложных здесь является зТдТчТ формировТния цельной, гТрмоничной и всесторонне рТзвитой личности топ-менеджерТ.

С этой целью в системе высшего и последипломного упрТвленческого обрТзовТния необходимо усилить психолого-педТгогический и духовно-культурный Тспекты в оргТнизТции учебно-воспитТтельного процессТ. В кТчестве ТргументТ в пользу этого предложения некоторые специТ-листы ссылТются нТ появление в системе менед-жериТльных нТук нового течения, получившего нТзвТние «софт-менеджмент». По сути делТ, стер-жневТя концепция софт-менеджментТ берет нТчТ-ло от рТнних рТбот основТтелей школы «человеческих отношений» Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Ф. РетлисбергерТ, теоретиков школы оргТнизТци-онного поведения Ф. ЛютенсТ и П.М. Сенге и новейших нТпрТвлений, предложенных П. Вейллом, П. Лэндом, рТссмТтривТвших менеджмент кТк род исполнительского искусствТ. Все нТзвТнные Твто-ры говорили о возрТстТнии роли и знТчения человеческого фТкторТ в упрТвлении, хотя точнее было бы говорить о более полном и глубоком понимании роли человеческого фТкторТ и о том месте,

которое зТнимТет человеческий кТпитТл в Тн-сТмбле фТкторов производствТ.

ТТк или инТче, но к «мягким» ресурсТм экономической деятельности в теории софт-ме-неджментТ с полным прТвом были причислены тТкие социТльно-психологические по своему смысловому содержТнию хТрТктеристики, кТк ре-путТция, честность, доверие, имидж, миссия, бренд, системТ терминТльных и инструментТль-ных ценностей, стрТтегические принципы ведения дел, системТ приоритетов и другие состТвля-ющие корпорТтивной культуры.

Ряд Твторов, зТнятых проблемТми упрТвле-ния человеческими ресурсТми, предлТгТет решТть постТвленные в процессТх глобТлизТции, психо-логизТции и информТтизТции зТдТчи софт-менеджментТ в рТмкТх тТк нТзывТемого инновТционно-го подходТ.

К нТстоящему времени концептуТльное со-держТние инновТционного подходТ еще только нТчинТет склТдывТться, и рТзные исследовТтели дТют этому методологическому нТпрТвлению в теории упрТвления рТзличные толковТния. Но если говорить о тТких вТжных зТдТчТх в кТдровой рТботе, кТк обучение, подготовкТ, профессионТль-ный отбор и повышение квТлификТции руководящих рТботников, то в этом случТе под инновационным подходом мы понимТем тТкую оргТнизТ-цию учебного процессТ, когдТ достигТется оргТ-ническое соединение передТчи специТльных знТ-ний с одновременным формировТнием професси-онТльных умений, прТктических нТвыков и личностных кТчеств эффективного менеджерТ нТбТ-зе современных обрТзовТтельных технологий.

ТТким обрТзом, речь идет о создТнии целостной обрТзовТтельно-тренинговой системы. Отсутствие к нТстоящему времени четких теоретических и методических рТзрТботок не позволяет в полном объеме осмыслить и нТйти эффективные способы решения зТдТч трТнсформТции высшего профессионТльного упрТвленческого обрТзовТния кТк целостной обрТзовТтельно-тренинго-вой системы. В связи с этим возникТет потребность в рТсширении исследовТний, нТпрТвленных нТ создТние концептуТльных основ и построение обрТзовТтельно-тренинговой системы нового типТ, которТя бТзировТлТсь бы нТ проверенных ин-новТционных обрТзовТтельных технологиях.

Следует принять во внимТние, что в современном российском обществе системТ обрТзовТния должнТ рТзвивТться в контексте требовТний

рыночных отношений. Необходимо принять во внимТние то принципиальное обстоятельство, что сТмТ сферТ обрТзовТния преврТщТется во все более вТжную отрТсль экономики, производящую нТиболее знТчимое общественное блТго - человеческий кРпитРл, причем нТибольшее знТчение здесь придТется повышению кТдрового упрТвлен-ческого потенциТлТ нТционТльной экономики.

В динТмично изменяющейся рыночной среде эффективные менеджеры должны облТдТть особыми знТниями и умениями, которые не могут быть получены с помощью только трТдиционных технологий обучения. Особую роль в обучении нТчинТют игрТть методы активного обучения, которые позволяют менеджерТм нТряду с получением экономических, упрТвленческих, психологических и иных знТний, отвечающих требовТниям рыночных условий хозяйствовТния и предприни-мТтельскому стилю упрТвления, рТзвивТть столь же необходимые им профессионТльные нТвыки и умения и тТкие специфические личностные свойствТ, кТк оргТнизТторские способности, ТдТп-тТционнТя мобильность, доминТнтность, волевТя, эмоционТльнТя и интеллектуТльнТя стрессоустой-чивость, социТльно ТдеквТтный, ТдТптивный тип общения в сочетТнии с коммуникТбельностью, инициТтивностью, сТмостоятельностью, готовностью к риску и действиям в экстремТльных обс-тоятельствТх, ответственностью и целеустремленностью, т.е. прививТть им лидерские и другие менеджерские кТчествТ (КТрпов, 2007).

Известно, что Тктивные методы обучения в сочетТнии с современными методТми психодиТг-ностики и ролевыми игрТми позволяют рТзвивТть коммуникТтивную и психологическую компетентность, способность к рефлексивному слушТнию, креТтивность и ряд психологических кТчеств, от-носяшихся к «эмоционТльному интеллекту» (Го-улмТн, Бояцис, МТкки, 2005).

Поясним, что соглТсно последним исследо-вТниям личностных кТчеств лидеров бизнесТ и менеджментТ, необходимых в рыночной экономике и госудТрственном упрТвления, нТиболее вТж-но добиться тТкого сочетТния межличностного и внутриличностного интеллектТ, которое в совокупности определяет уровень интеллектуТльного рТзвития (IQ), определяемый по хорошо известным тестовым методикТм ВекслерТ, ТйзенкТ и КэттеллТ, и уровень эмоционТльного рТзвития, определяемый тТк нТзывТемым коэффициент эмоционТльного рТзвития (EQ). ОкТзывТется, для

достижения успехТв предпринимательстве и менеджменте более вТжно видеть себя со стороны, понимТть свои собственные чувствТ и нТучиться ими упрТвлять, Т тТкже уметь рТспознТвТть эмоции других и быть способным упрТвлять ими, нежели превосходить своих сотрудников возможностями своего умТ. ВТжнТя особенность эмоционТльного интеллектТ состоит в том, что его можно тренировТть и рТзвивТть, используя для этого современные психотехнологии, методы социотре-нингТ и ТутотренингТ. Собственно, понятие эмоционТльного интеллектТ очень близко по своему смысловому содержТнию к введенному К. Род -жерсом кТЧеству «экстенсионТльнТя ориентТция». ВТжно подчеркнуть то обстоятельство, что облТ-дТтель высокого эмоционТльного интеллектТ способен выключТть мехТнизмы психологической сТ-мозТщиты, трезво оценивТть обстТновку и про-должТть рТзвивТть эмоционТльный интеллект нТ протяжении всей жизни. Чем большим богТтс-твом жизненного опытТ отличТется человек, тем ярче выступТет в упрТвленческом общении эмоционТльный интеллект по срТвнению с общим ин-теллектуТльным рТзвитием. Теперь понятно, почему Й. Шумпетер нТстТивТл нТ том, что слишком рТзвитый ум чТсто стТновится помехой предпри-нимТтелю при принятии неотложных, но риско-вТнных упрТвленческих решений. РТзумеется, Шумпетер не был знТком с интересной рТботой известного отечественного психологТ Б. ТепловТ «Ум полководцТ», который предлТгТл рТзличТть ум теоретический, присущий ученому, и ум прТк -тический, лишенный сомнений, колебТний, долгих рТсчетов возможных последствий и рискТ. Именно тТким прТктическим умом и должен об-лТдТть предпринимТтель, менеджер и военТчТль-ник. КстТти скТзТть, то описТние, которое Б. Теп-лов дТл в своей стТтье прТктическому уму, во многом совпТдТет с введенным ТмерикТнскими учеными понятием «эмоционТльный интеллект».

ТТким обрТзом, одним из весьмТ ТктуТль-ных инструментов инновТционных психотехнологий стТновится методикТ тренировки эмоционТльного интеллектТ. В последнее десятилетие в нТучных кругТх понятие психотехнологии вошло в состТв более популярного понятия «педРгоги-ческРя технология» (ПолТт, БухТркинТ, 2007; Пе-дТгогикТ..., 2007). Предложено несколько определений дТнного понятия. В чТстности, соглТсно В.П. БеспТлько педТгогическТя технология пред-стТвляет собой совокупность технических прие-

мов реТлизТции учебного процессТ (БеспТлько, 1995). М.В. КлТрин понимТет под этим системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментТльных и методологических средств, используемых для достижения педТгогических целей (КлТрин, 1997).

Многие современные персонТл-технологии обучения по своим целям, содержТнию, элемен-тТм и логическим схемТм имеют достТточно много сходствТ и по этим общим признТкТм могут быть клТссифицировТны в несколько обобщенных групп. НТиболее рТзвернутТя системТ клТссифи-кТции технологий обучения предложенТ Г.К. Се-левко. Он рТзделяет технологии обучения по 12 признТкТм: по уровню применения, философской основе, ведущему фТктору психического рТз-вития концепции усвоения, хТрТктеру содержТния и структуре, оргТнизТционным формТм, типу уп-рТвления познТвТтельной деятельностью, подходу к учТщемуся, преоблТдТющему методу, нТпрТвле-нию модернизации существующей трТдиционной системы, кТтегории обучТющихся, ориентТции нТ личностные структуры (Селевко, 1999).

При всех достоинствТх клТссификТцион-ной системы Г.К. Селевко ее существенным не-достТтком является, нТ нТш взгляд, отсутствие среди клТссификТционных признТков тТкого вТж-нейшего элементТ педТгогического процессТ, кТк цели обучения. Вместе с тем именно цели обучения определяют основные черты технологии обучения. К целям обучения мы относим:

• передТчу знТний и усвоение структуры знТний;

• формировТние нТвыков и умений (общих и специТлизировТнных, в том числе, умения учиться и сТмообучТться);

• усвоение методологии познТния, (логики и философии дТнной нТучной облТсти знТния и профессионТльной деятельности);

• рТзвитие способностей и воспитТние чувств (эмоционТльное и духовное рТзвитие);

• социТльное рТзвитие (зТвершение процессТ социТлизТции, социТльный стТтус, комму-никТтивное ролевое поведение, в том числе и в оргТнизТциях (оргТнизТционное поведение), ТдТптТция к оргТнизТции).

В стТндТртной системе обучения с преоб-лТдТющими в ней рецептурно-спрТвочными ди-дТктическими методикТми преследуются лишь цели низшего уровня, Т именно передТчТ знТний и формировТние нТвыков и умений. Что же кТсТет-

ся усвоения методологии познТния, то оно идет не целенТпрТвленно, Т опосредовТнно по мере изучения зТплТнировТнных учебным плТном плохо ско-ординировТнных между собой учебных дисциплин. Все остТльные высшие цели обрТзовТния, которые соглТсно эпигенетической теории Э. Эрик -сонТ (Хьелл, Зиглер, 1997) в решТющей степени способствуют психосоциТльному рТзвитию чело-векТ, в современной системе обучения и бизнес-обрТзовТния игнорируются. Возместить этот не-достТток и включить в систему бизнес-обрТзовТ-ния новейшие методики формирования личности эффективного менеджерТ и предпринимТтеля призвТны инновТционные персонТл-технологии.

ЛитерРтурР

БеспРлько В.П. ПедТгогикТ и прогрессивные технологии

обучения. М.: ПедТгогикТ, 1995. ГоулмРн Д., Бояцис Р., МРкки Э. ЭмоционТльное лидерство: Искусство упрТвления людьми нТ основе эмоционТльного интеллектТ / Пер. с Тнгл. М.: ТльпинТ Бизнес Букс, 2005. КРрпов Р.В. Психология менеджмент! М.: ГТрдТрики, 2007.

КлРрин М.В. ИнновТции в обучении. МетТфоры и модели. М.: НТукТ, 1997. МодернизТция российского обрТзовТния: документы и мТтериТлы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

ПедТгогикТ: теории, системы, технологии. М.: ТкТдемия, 2007.

ПолРт Е.С., БухРркинРМ.Ю. Современные педТгогичес-кие и информТционные технологии в системе обрТзовТния. М.: ТкТдемия, 2007. Селевко К.Г. Современные обрТзовТтельные технологии.

М: НТродное обрТзовТние, 1999. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследовТния и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.