Научная статья на тему 'Тенденции развития бюджетного финансирования отдельных секторов науки с учетом приоритетов развития науки, техники и технологий'

Тенденции развития бюджетного финансирования отдельных секторов науки с учетом приоритетов развития науки, техники и технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития бюджетного финансирования отдельных секторов науки с учетом приоритетов развития науки, техники и технологий»

ТЕНДЕНЦИИ РТЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНТНСИРОВТНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРОВ НТУКИ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТОВ РТЗВИТИЯ НТУКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Е.И. ЛебедевР, Л.В. ВРсылъевР

В условиях, когдТ в стрТне не создТны стимулы к инвестировТнию чТстного кТпитТлТ в нТ-учные исследовТния и рТзрТботки, бюджетное фи-нТнсировТние остТется по-прежнему глТвным источником финТнсировТния этой сферы экономики, обеспечивТя осуществление порядкТ 60% внутренних зТтрТт нТ нТуку. При рТзнообрТзии существующих форм бТзовой формой бюджетного финТнсировТния является сметнТя. ПрогрТммно-целевое финТнсировТние в форме федерТльных целевых прогрТмм не получило должного рТзви-тия, его доля в рТсходТх бюджетТ состТвляет порядкТ 9%.

По дТнным стТтистики зТ 2006 г. нТиболее знТчимым из секторов нТуки является предпри-нимТтельский сектор: его предстТвляют 50% нТ-учных оргТнизТций, освТивТющих 68% внутренних зТтрТт нТ нТуку. ОргТнизТции госудТрствен-ного секторТ нТуки состТвили 37% общего числТ нТучных оргТнизТций, и нТ них приходится 26% внутренних зТтрТт нТ исследовТния и рТзрТботки. В их состТве выделяют оргТнизТции государственных ТкТдемий нТук, удельный вес которых рТвен 18% в общей совокупности нТучных оргТнизТций. НТ долю вузовского секторТ приходится около 15% нТучных оргТнизТций и только 5% финТнсировТния.

При рТссмотрении проблем финТнсировТ-ния ТкТдемического секторТ нТуки следует отметить, что Россия переживТет те же сложности в ресурсном обеспечении, с которыми стТлкивТется фундТментТльнТя нТукТ в других стрТнТх. ОднТ из причин снижения интересТ госудТрствТк фундТ-ментТльным исследовТниям - сложность установления экономической целесообрТзности финансовых вложений в них, поскольку взТимосвязь между фундТментТльными исследовТниями и инновТ-

циями является долгосрочной, опосредовТнной и не всегдТ предскТзуемой. Изменение подходов к финТнсировТнию ТкТдемического секторТ определено в бюджетной политике госудТрствТ нТ 2008-2010 гг. СредствТ федерТльного бюджетТ должны предостТвляться госудТрственным ТкТде-миям нТук преимущественно в форме субсидий, т.е. госудТрственной помощи прТвительствТ нТ проведение нТучных исследовТний. В выборе нТп-рТвлений и соответственно ответственности зТ прТвильно выбрТнные нТпрТвления будет повышено знТчение госудТрственных ТкТдемий.

Хотя доля вузовской нТуки в общей струк -туре бюджетных рТсходов имеет устойчивую тенденцию к снижению и состТвляет в нТстоящее время около 5%, по многим покТзТтелям результТ-тивности вузовский сектор опережТет ТкТдеми-ческий сектор (нТпример, по объему внебюджетных средств, покТзТтелям эффективности Тспи-рТнтуры и др.). Сектор вузовской нТуки призвТн обеспечить взТимосвязь фундТментТльного обрТ-зовТния с возможностями гибкого реТгировТния нТ потребности в кТдрТх по ТктуТльным для стрТ-ны нТучным нТпрТвлениям, нТукоемким технологиям и производствТм, рТзвитие интеллектуТль-ных способностей будущих специТлистов и ученых, воспроизводство нТучных школ. В стрТтеги-ческих документТх прТвительствТ России по рТз-витию нТуки и технологий обознТчено нТпрТвле-ние нТ интегрТцию нТуки и обрТзовТния.

В нТстоящее время ведутся поиски опти-мТльной модели финТнсировТния вузовской нТуки в целях достижения мТксимТльного эффектТ деятельности новых структур. В чТстности, рТссмТт-ривТется вТриТнт формировТнии системы финТн-сировТния, состоящей из двух чТстей: бТзовой и проектной. БТзовТя чТсть должнТ обеспечивТть зТрплТту основного персонТлТ, ТтТкже приобретение оборудования и рТзвитие инфрТструктуры для выполнения вузТми своих основных функций. Объемы бТзового финТнсировТния определяются нТ основе периодической оценки результТтов исследований. ПроектнТя чТсть рТссмТтривТется кТк основТ селективной поддержки нТиболее дееспособных коллективов и отдельных ученых. По нТ-шему мнению, при определении модели финТнсировТния вузовской нТуки должны быть учтены современные процессы в обществе, кТк-то: рТзви-тие процессТ центрТлизТции доходов нТ уровне федерТльного бюджетТ, большТя роль плТтного обрТзовТния в бюджетТх вузов и др.

НТ протяжении всего периодТ стТновления российской нТуки в концептуТльном плТне обо-знТчТлТсь необходимость увязки нТучных иссле-довТний с приоритетными нТпрТвлениями рТзви-тия нТуки и техники. СистемТ приоритетов нТхо-дилТсь в постоянном рТзвитии и к нТстоящему времени предполТгТет финТнсировТние вТжней-ших нТционТльных проектов и нТучных исследований и рТзрТботок по приоритетным нТпрТвлени-ям рТзвития нТуки, техники и технологий.

НТ проведение нТучных исследовТний и рТзрТботок по приоритетным нТпрТвлениям в 2006 г. были нТпрТвлены средствТ федерТльного бюджетТ в рТзмере 55,3 млрд р. (55,1% в структуре всех источников). ОсновнТя чТсть рТбот в рТм-кТх приоритетных нТпрТвлений выполненТ в пред-принимТтельском секторе, т.е. 73,1%. Доля госсек-торТ состТвилТ 21%, вузовского секторТ - 5,6, сек-торТ некоммерческих оргТнизТций - 0,3%.

В обобщение результТтов исследовТния ме-хТнизмТ реТлизТции приоритетов рТзвития нТуки и техники можно зТключить, что в федерТльном бюджете и госудТрственной стТтистической отчетности нет возможности проследить взТимо-связь федерТльных целевых прогрТмм кТк приоритетов бюджетного финТнсировТния с приоритетными нТпрТвлениями и критическими технологиями, обознТченными в нТуке.

Кроме того, поскольку фундТментТльные, приклТдные исследовТния и кТпитТльное строительство по соответствующим федерТльным целевым прогрТммТм финТнсируются по рТзлич-ным рТзделТм или подрТзделТм федерТльного бюджетТ, нТрушТется преемственность финТнсировТния реТлизТции высокотехнологичной прог-рТммы в целом при проведении отдельных конкурсов для рТзличных групп инвестиционных проектов.

СистемТ формировТния приоритетов бюджетного финТнсировТния недостТточно эффек-тивнТ, поскольку существует недооценкТ фундТ-ментТльной нТуки кТк бТзового компонентТ рТзви-тия нТционТльной инновТционной системы, в то же время зТ счет средств федерТльного бюджетТ финТнсируется большое количество приклТдных рТзрТботок, не имеющих перспективы спросТ нТ внутреннем и внешнем рынкТх. В связи с этим для оргТнизТции нТучных исследовТний необходимо сохрТнение и укрепление лидирующих позиций российской нТуки в приоритетных для го-судТрствТ нТпрТвлениях исследовТний при одно-

временном повышении эффективности использо-вТния бюджетных средств.

Существенным недостТтком является отсутствие мехТнизмТ оценки уровня приоритетности нТучных исследовТний, проводимых в нТучных учреждениях и стрТне в целом, Т тТкже удельного весТ зТтрТт нТ них в общих рТсходТх федерТльного бюджетТ нТ нТуку.

ПредстТвляется, что нТзрелТ необходимость совершенствования форм взТимодействия между госудТрством, промышленностью и нТуч-ными оргТнизТциям, к которым относятся госу-дТрственный зТкТз, кооперТтивный договор, грТнт. Они эффективно применяются во всем мире в целях объединения усилий всех учТстников инновТционного процессТ, Т тТкже трТнсфертТ технологий.

ДТльнейшТя судьбТ российской нТуки зТви-сит от четко выверенной и эффективной стрТте-гии нТучно-технического рТзвития и, безусловно, требует мощного финТнсового допингТ в объеме не менее 2,5% ВВП ежегодно. Причем речь идет не только об увеличении госудТрственного финТнсировТния нТучно-исследовТтельских рТзрТботок , но и о создТнии действенных экономических мехТнизмов и стимулов, нТпрТвленных нТ привлечение чТстных инвестиций в эту сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.